ПРОГРАММА «Нетрадиционный подход к сохранению и укреплению здоровья воспитанников через использование солетерапии
проект (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 20 » г. Усинска (далее – Детский сад) задачу сохранения и укрепления здоровья воспитанников решает через основную образовательную программу   Нетрадиционный подход к решению данной проблемы и  обусловил  создание программы «Нетрадиционный подход к сохранению и укреплению здоровья воспитанников  через использование солетерапии».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_programma_-_soleterapiya.docx99.91 КБ

Предварительный просмотр:

Принято

На заседании педагогического совета

МБДОУ «ДСОВ 20» г. Усинска

Протокол № 1 от «31»  августа 2014 г.

Утверждаю

Заведующий

МБДОУ «ДСОВ № 20» г. Усинска

____________  Г.А.Антипина

Приказ № 338 от «31» августа 2014 г.

ПРОГРАММА

«Нетрадиционный подход к сохранению и укреплению здоровья воспитанников  через использование солетерапии»           

Вильданова Лира Рауфовна,

старший воспитатель, I квалификационная категория,

стаж педагогической работы 38  лет

Петрова Юлия Васильевна,

старший воспитатель I квалификационная категория,

стаж педагогической работы 12  лет

Домаркова Наталья Владимировна,

учитель-логопед,  высшая квалификационная категория,

стаж педагогической работы 28 лет

169711, Республика Коми, г. Усинск, ул. Комсомольская, д.5а,

+7 (82144) 4-41-23

сроки реализации программы:  2014 – 2015гг.

г. Усинск

2014г.

Оглавление

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        3

1.        Программа «Нетрадиционный подход к сохранению и укреплению здоровья воспитанников  через использование солетерапии»        6

2.        Научно -теоретические основы программы        8

2.1. Ведущие теоретические идеи, на которых базируется программа        8

2.2.Ключевые понятия, важнейшие законы, которыми оперирует программа        11

2.3. Основные принципы программы        14

3.        Методическое обеспечение программы        15

4.        Критерии для оценки эффективности программы по организации здоровьесберегающей деятельности        19

5.        Результативность        22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ        26

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

 «Здоровье следует рассматривать

как  критерий качества образования,

один из важнейших психологических

продуктов образовательной деятельности»

И. М. Воронцов

        В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья воспитанников дошкольных образовательных организаций является актуальной. Это объясняется тем, что в настоящее время предъявляются высокие требования -  сомато-физические, психические и личностные, их соответствие хронологическому возрасту ребенку. О здоровье можно говорить не только при отсутствии  каких - либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психического развития, высокой умственной и физической работоспособности. Вместе с тем результаты научных исследований [3]  свидетельствуют: уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится все меньше. Высок процент физиологической незрелости (более 60%), которая становится причиной роста функциональных (до 70 %) и хронических (до 50 %) заболеваний.  Более 20 % детей имеют дефицит массы тела. Ведущими среди функциональных отклонений являются нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения; среди хронических патологий – болезни нервной, дыхательной, костно-мышечной, мочеполовой систем, а также аллергические заболевания. Большинство детей дошкольного возраста имеют различные нарушения в психофизическом  и речевом развитии. Приведенные результаты наглядно указывают на социально-педагогический уровень проблем, которые возникают перед педагогами и из этого следует необходимость  воспитания ребенка с оптимальным физическим и психическим развитием, которое соответствовало бы  социальному запросу общества.

В настоящее время, в рамках реализации  федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, дошкольные образовательные организации  поставлены перед решением совершенно новой задачи:  формирование ценности здоровья и здорового образа жизни. На ее основе каждое образовательное учреждение, должно использовать накопленный опыт формирования культуры здоровья воспитанников.  

        Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 20 » г. Усинска (далее – Детский сад) задачу сохранения и укрепления здоровья воспитанников решает через основную образовательную программу [20]   Нетрадиционный подход к решению данной проблемы и  обусловил  создание программы «Нетрадиционный подход к сохранению и укреплению здоровья воспитанников  через использование солетерапии»   (далее – Программа).

        Данная программа  разработана в соответствии с нормативными документами:

  • Конституция Российской Федерации [12];
  • Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» [7];
  • Конвенция о правах ребёнка [10];
  • Устав дошкольной образовательной организации [22];
  • Указы Президента Российской Федерации:
  • «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ» [20];
  • «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» [21];
  • Основная образовательная программа муниципального бюджетного  дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 20 » г. Усинска [18]

Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования дает большие возможности  применению современных здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании это - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: воспитанников, педагогов и родителей. 

         Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» - дискуссионно и у разных авторов встречаются разные трактовки. Н.К.Смирнов, как родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» утверждал, что их можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную        [3]. 

        Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это, прежде всего, технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. В дошкольной педагогике к наиболее значимым видам технологий относятся технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников.

         Научными исследованиями последних лет установлено, что состояние здоровья дошкольников во многом зависит от организации воспитательно-образовательного процесса и от условий образовательного учреждения, в котором они проводят от 9 до 12 часов ежедневно в течение рабочей недели.  Научные работы последних лет Н. К. Смирнова, В. Ф. Базарного, М. М. Безруких, В. И. Ковалько, Г. К. Зайцева, Т. С. Овчинниковой, А. Г. Швецова и др. посвящены теоретическому обоснованию и внедрению в воспитательно-образовательный процесс дошкольных образовательных организаций здоровьесберегающих технологий [8].

        Наиболее часто используется классификация технологий по доминированию целей и решаемых задач, ведущих форм деятельности здоровьесбережения в детском саду, в соответствии с которой выделяют следующие виды технологий:

  • медико-профилактические: повышение резистентности организма,  витаминизация, закаливание, нормализация сна и питания;
  • физкультурно-оздоровительные (направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка): различные виды гимнастик, массаж и самомассаж, занятия физической культурой, подвижные игры, корригирующая гимнастика и лечебная физкультура [3].

  1. Программа «Нетрадиционный подход к сохранению и укреплению здоровья воспитанников  через использование солетерапии»

Необходимость создания и реализации авторской технологии - солетерапии возникла не случайно. Многолетний опыт работы с воспитанниками, имеющими проблемы со здоровьем показал, что необходимо искать нетрадиционные подходы к их решению. Поэтому в Детском саду разработали Программу по использованию солетерапии с использованием сухой морской  соли.

Цель программы: использование солетерапии для сохранения и укрепления здоровья воспитанников

Задачи для педагогов:

  • создать условия по  использованию солетерапии для сохранения и укрепления здоровья воспитанников в соответствии с их возрастными особенностями;
  •  разработать и внедрить план мероприятий в воспитательно-образовательный процесс, направленный на создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников;
  • создать новые формы и методы использования солетерапии в работе с воспитанниками.

Задачи для воспитанников:

  • укреплять мышечный тонус руки с помощью механического воздействия кристаллов морской соли;
  • снижение уровня заболеваемости, повышение индекса здоровья воспитанников;
  • развивать воображение, внимание, усидчивость;
  • обогащать знания и представления об окружающем мире.

Задачи для родителей:

  • организовать консультативную помощь родителям по вопросам сохранения психофизического здоровья воспитанников через использование морской соли в домашних условиях.

Вид программы:  авторская.

Форма организации содержания и педагогической деятельности: комплексная, интегрированная.

 Возрастная адаптированность: 1,5 – 7 лет

Объекты программы: воспитанники, родители (законные представители), педагоги.

Сроки реализации программы: 2014 – 2015 гг.

Этапы реализации программы

Программа реализована в 2014–2015 годы в четыре этапа.

1-й этап – аналитический - май - август  2014 г.:

-     изучения  уровня заболеваемости и индекса  здоровья детей;

- анкетирование родителей (законных представителей) по вопросу сохранения  и укрепления здоровья детей;

- создание материальной базы для реализации программы (приобретение морской соли, контейнеров для ее использования и т.д.)

2-й этап - разработка проекта программы – сентябрь 2014г.:

– разработка документации для успешной реализации плана мероприятий;

– создание условий для успешной реализации плана мероприятий;

 – начало реализации плана мероприятий, направленного на создание условий сохранения здоровья детей;

- внедрение программы - октябрь 2014-апрель 2015 гг.:

–реализация плана мероприятий;

–контроль за реализацией плана мероприятий;

– коррекция плана мероприятий.

3-й этап – итогово-диагностический – май 2015 г.

– анализ достижения цели и решения задач, обозначенных в программе.

Прогнозируемые результаты:

  • снижение заболеваемости и повышение индекса здоровья воспитанников;
  • формирование у ребенка стойкой мотивации на сохранение своего здоровья;
  • теоретическое овладение и практическое применение солетерапии в воспитательно-образовательном процессе;
  • обобщение опыта работы по использованию солетерапии и пропаганда среди педагогического сообщества города и республики;
  • формирование у педагогов и родителей (законных представителей)  положительных мотиваций, направленных на сохранение и укрепление здоровья воспитанников;
  • активное применение родителями (законными представителями) солетерапии в домашних условиях с целью оздоровления детей.

  1. Научно-теоретические основы программы

2.1. Ведущие теоретические идеи, на которых базируется программа

«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять:

забота о здоровье – это важнейший

труд воспитателя. От жизнерадостности,

бодрости детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы»

В. А. Сухомлинский

Программа основывается на следующих теоретико-методологических положениях:

  • на исследованиях отечественной науки и зарубежной науки, практических разработках и методических рекомендациях, содержащихся в трудах ведущих специалистов в области современного дошкольного образования [3];
  • на положениях действующего законодательства, иных нормативных правовых актах, регулирующих деятельность системы дошкольного образования [5,6,7,8,16].

Проблема укрепления   здоровья с помощью морской соли привлекала и привлекает внимание многих исследователей из самых разных областей науки и практики: медиков, психологов, педагогов, философов, социологов.

        Научное обоснование появлению солёной воды в море было положено работами Эдмунда Галлея в 1715 году. Он предположил, что соль и другие минералы вымывались из почвы и доставлялись в море реками. Достигнув океана, соли оставались и постепенно концентрировались. Галлей заметил, что большинство озёр, не имеющих водной связи с океанами, имеют солёную воду [5]. Вдобавок к теории Галлея следует упомянуть, что соединения натрия вымывались из дна океанов на ранних этапах их формирования. Присутствие другого элемента соли, хлора, объясняется его высвобождением (в виде соляной кислоты) из недр Земли при извержениях вулканов. Ионы натрия и хлора постепенно стали основными составляющими солевого состава морской воды. Ранняя технология добычи морской соли заключалась в заполнении мелких прудов морской водой. Вода испарялась, а полученная соль оставалась на дне пруда. В воде открытого океана независимо от абсолютной концентрации количественные соотношения элементов морской соли всегда одинаковы. Постоянство солевого состава получило название закона Дитмара, по имени английского химика, доказавшего это важное свойство морской воды в 1884 г. В среднем солёность Мирового океана составляет около 34,72 ‰. Это означает, что в 1 кг морской воды содержится 35 г солей [9]. Соль так доступна и так дешево стоит, что мало кто сегодня помнит, сколь вожделенной она была от начала цивилизации [11]. Состав сбалансирован самой природой.

        Искусственно создать кристалл морской соли пока ещё не удалось ни в одной научной лаборатории, хотя все её составляющие – это известные элементы таблицы Менделеева. Хлорида натрия в морской соли может быть около 90-95%, а кроме него ещё около 100 минеральных веществ – солей, микро- и макроэлементов [9].

        Морская соль весьма благоприятно влияет на наше здоровье, мы можем с её помощью добиться гладкой и красивой кожи, сильных и шелковистых волос, и даже стройной фигуры

        Целебные качества морской воды объясняют сходством ее химического состава с составом плазмы крови. Польза морской соли неоспорима, так как в ней сохраняются почти все натуральные минеральные компоненты (около шестидесяти), которые содержатся в морской воде. Необходим этот продукт и для работы щитовидной железы и кишечника, а также отрегулировать кровяное давление. Безусловная польза морской соли также наблюдается, когда ее включают в ежедневный рацион питания людям, которым нужно укрепить иммунитет. Впрочем, если оставить без внимания рассуждения о полезности морской соли в качестве продукта питания нельзя умалять её достоинств в других областях, допустим, в косметологии и медицине. Все элементы, которые входят в состав морской соли, положительно влияют на наш организм в целом.

    Воздушная среда помещений оказывает влияние на общее развитие и здоровье ребенка. Плохой химический состав воздуха, высокая или низкая его температура и влажность могут вызвать нарушение нормальной жизнедеятельности организма. Потребность детей в качественном воздухе очень велика, так как вследствие большой частоты и малого объема дыхательных движений, обусловленных особенностями строения грудной клетки, интенсивность обмена газов между кровью и воздухом у них несколько ниже, чем у взрослых. Поэтому необходимо, чтобы химический и биологический состав воздуха, а также его физические свойства отвечали установленным гигиеническим требованиям.  В закрытых помещениях детских учреждений во время пребывания детей качество воздуха постепенно ухудшается: нарастает количество углекислого газа, водяных паров, тяжелых ионов, уменьшается содержание кислорода, легких ионов, заметно повышаются температура, запыленность и бактериальная загрязненность, появляются органические примеси, которые ухудшают самочувствие ребенка.  Подсчитано, что в процессе жизнедеятельности дети дошкольного возраста выделяют в окружающую среду около 4 л углекислоты в час. Специальные исследования показывают, что количество микроорганизмов в 1 м3 воздуха от начала дня к концу смены возрастает в 6—7 раз. И значительно больше — когда в группе находится ребенок, больной острым респираторным заболеванием, гнойничковыми заболеваниями кожи, стрептодермией, распространенным кариесом. Учеными доказано, кристаллы соли  убивают болезнетворные микробы, а организм ребенка становится менее восприимчивым к заболеваниям. В помещениях постепенно изменяется и ионный состав воздуха. При использовании соли в помещении  происходит благоприятное изменение ионного состава воздуха.  Легкие ионы, которые благотворно влияют на жизнедеятельность организма, адсорбируются дыхательными путями, парами воды, пылевыми частицами, количество их постепенно уменьшается, в то время как количество тяжелых ионов, содержащихся в выдыхаемом детьми воздухе, увеличивается.  Исследования показывают, что количество легких ионов в воздухе основных помещений детского сада (групповые помещения, физкультурный и музыкальный залы) находится в обратно пропорциональной зависимости от запыленности воздуха, влажности и содержания углекислоты. Пары соли помогают устранить проблемы со стороны лор органов, успокаивают нервную систему. Воздух приобретает антисептические свойства, что особенно полезно в период всплесков вирусных заболеваний. Контактируя с кожей рук ребенка, кристаллы соли массируют ее, происходит дополнительное раздражение нервных окончаний, улучшается кровоток в мышцах, а значит, более успешно развивается мелкая моторика руки.

  1. Ключевые понятия, важнейшие законы,    которыми оперирует программа

        Для данной программы актуально рассмотрение терминов «здоровье»,  «солетерапия»,  «спелеотерапия», «аэрозоль соли».

         Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

        Что главное в воспитании детей? Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка легче воспитывать, легче обучать. У него быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки. Современный детский сад создаёт максимально благоприятные условия для того, чтобы каждый ребёнок рос здоровым и хорошо развивался. Но при всём этом очень важно не упустить те возможности, которые дает детство в формировании у ребенка оберегающего и ответственного отношения к самому себе, к своему здоровью.  Поэтому ФГОС ДО «..направлен на решение следующих задач: охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия...» «…Физическое развитие включает приобретение опыта в ... становлении ценностей здорового образа жизни, овладении его элементарными нормами и правилами...» [23].

         На протяжении многих лет под здоровьем в обществе понималось отсутствие болезней. Из этого следовало, что здоровьем должен заниматься врач. Однако со временем всем стало понятно, что никто не может помочь человеку улучшить здоровье, если он сам этого не захочет и не будет над этим трудиться. Именно поэтому », Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одной из важнейших задач образовательной области «Физическое развитие» определяет необходимость воспитания у молодого поколения отношения к здоровью как к жизненной ценности.

        В отечественной системе наук используются следующие аспекты трактовки понятия здоровье человека:

  • гармоничное единство биологических и социальных качеств, обусловленных врождёнными и приобретёнными биологическими и социальными явлениями (Ю. П. Лисицын);
  • процесс сохранения и развития биологических, физиологических и психологических возможностей человека, оптимальной социальной активности при максимальной продолжительности жизни (В. П. Казначеев);
  • возможность организма человека адаптироваться к изменениям окружающей среды, взаимодействуя с ней свободно, на основе биологической, психической и социальной сущности человека (Р. М. Баевский, М. Попов, П. Михайлов);
  • целостное многомерное динамическое состояние (включая его позитивные и негативные показатели, развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции (Р. И. Айзман, В. П. Казначеев, А. Г. Щедрина).

        Солетерапия - лечение и оздоровление солью, не медикаментозный способ лечения. Метод лечения путем длительного пребывания в микроклимате насыщенном частицами соли известен уже несколько сотен лет. Солетерапия же как метод лечения уходит вглубь веков, например, в древних писаниях Индии рассказывается, как местные воины восстанавливали силы в подземных соляных пещерах. На европейском континенте, Польша - страна, которая впервые начала применять "соляное" лечение (спелеотерапия). Уже в середине XIX веке промышленный терапевт Ф. Бочковский сделал открытие. Он заметил, что из шахтеров, работающих в соляной шахте «Величко» близ Кракова совсем нет больных астмой. Тут же, со временем были заложены впервые в Европе «легочную солепекарню». Уже в 1960 году страну посетили ученые и чиновники из Закарпатья, что привело к открытию в 1968 году лечебного отделения, где применялась спелеотерапия (греч. speleon - пещера, therapia - лечение). Суть метода заключается в лечении, обусловленном пребыванием в течение длительного времени в условиях своеобразного микросреды соляных пещер, гротов, копей, шахт. Спелеотерапия применяется для лечения бронхиальной астмы и других заболеваний органов дыхания, гипертонической болезни, заболевания суставов, благотворно влияет на нервные окончания пальцев рук. Научные исследования Михаила Торохтина приводят к тому, что спелеотерапия, со временем, выделяется в новое физиотерапевтическое направление. По мнению М.Торохтина основным лечебным фактором, являются мельчайшие частицы морской  соли в воздухе - то есть, аэрозоль соли[11].

Первоосновой здоровьесберегающей деятельности выступает нормативно-правовая база. Она включает в себя федеральные и региональные законодательные документы, уставные документы детского сада.

2.3. Основные принципы программы

Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в ее основу заложены основные принципы и подходы:

  • принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка;
  • принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);
  • принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;
  • принцип личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых (родителей, педагогических работников) и детей;
  • принцип комплексности предполагает реализацию образовательного процесса в сочетании с оздоровительным (солетерапией)  в формах, специфических для детей, прежде всего в форме игры, познавательной деятельности, в форме творческой  и физической активности, обеспечивающей полноценное развитие ребенка;
  • принцип дифференциации строится на основе особенностей и потребностей детей, связанных с их состоянием здоровья.

        При разработке данной Программы учтены принципы  общей педагогики:

  • единство воспитательного и образовательного процесса;
  • научность содержания обучения;
  • учет возрастных возможностей ребенка;
  • доступность материала;
  • повторяемость материала;
  • концентричность материала;
  • принцип развивающего обучения, основывающийся на положении о ведущей роли обучения в развитии ребенка и формировании "зоны ближайшего развития»

  1. Методическое обеспечение программы

        Целесообразный подбор, правильная организация, рациональное использование оборудования и пособий, необходимых для реализации программы,  способствуют формированию разнообразных умений и творческих способностей, воспитанию нравственно-волевых качеств, повышению интереса к ведению  здорового образа жизни. Наряду с этим в первую очередь решаются задачи, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, их полноценное психофизическое развитие.

План мероприятий

Мероприятие

Цель

Сроки

Ответственные

Первый этап -  май - август 2014 г.

Организационные мероприятия

1

Создание материальной базы для реализации программы (приобретение морской соли, контейнеров для ее использования и т.д.) (приложение 1)

Создать условия для эффективной реализации программы

май-август

Воспитатели, старшие воспитатели, специалисты,

зам. заведующего по АХР

2

Оснащение кабинетов, групповых помещений, контейнерами морской соли для реализации программы

(приложение 1)

Создание условий для успешной реализации программы

Сентябрь - октябрь 2014

Старший

воспитатель,

зам. заведующего по АХР

3

Оснащение кабинета познавательно-речевого развития приборами, материалами для проведения  опытов и экспериментов с морской солью (приложения 1, 21)

Оснащение среды для реализации программы

2014-2015

Педагоги, родители

4

Создание уголка экспериментирования в кабинете познавательно-речевого развития

(приложения 1, 21)

Повышение познавательного интереса, развитие исследовательских умений детей

В течение учебного года

воспитатели

Работа с детьми

1

Беседы о морской соли, здоровье и здоровом образе жизни (приложения 9, 16)

Воспитание бережного отношения к собственному здоровью

Май-август

Воспитатели

2

Мониторинг здоровья детей

Определение степени положительного

или отрицательного состояния здоровья детей

Май

2014 г.

Медицинская сестра, старший воспитатель,

воспитатели

3

Мониторинг пропуска дней по болезни одним ребёнком

(приложение 7)

Отслеживание пропусков по болезни

Май -август

Медицинская сестра

4

Мониторинг группы здоровья воспитанников (приложение 20)

Определение уровня групп здоровья

Май

2014

Медицинская сестра

Работа с педагогами

1

Изучение  уровня заболеваемости и индекса  здоровья детей

(приложение 5)

Изучение  данных по заболеваемости и индексу здоровья воспитанников

Май - август  2014 г.:

Медицинские работники, администрация

2

Методический час "Что такое солетерапия?"

Ознакомление с новым способом оздоровления,

Август

2014

Старший воспитатель

3

Консультация для педагогов по оснащению предметной среды для реализации программы

Методическая помощь педагогам по созданию необходимых условий для реализации программы

Август

2014

Учитель-логопед, старший воспитатель

Работа с родителями

1

Анкетирование родителей (законных представителей) по вопросу сохранения  и укрепления здоровья детей (приложение 13)

Изучение мнения  родителей о вопросах сохранения и укрепления здоровья воспитанников

Май - август  2014 г.:

Старшие воспитатели

2

Родительские собрания в дошкольных группах "Новые подходы к сохранению и укреплению здоровья воспитанников"

(приложение 11)

Педагогическое просвещение родителей

Май

2014

Старший воспитатель,

воспитатели

3

Информационные листки в родительских уголках "О пользе морской соли"

(приложение 16)

Создание условий для сохранения и укрепления  здоровья детей.

Август

2014 г.

учитель - логопед,

воспитатели.

4

Изготовление мешочков с морской солью для использования занятиях по физическому развитию

(приложение 17)

Оснащение спортивного зала

Май - август

2014

Инструктор по физической культуре

Второй этап  – сентябрь 2014 г. - апрель 2015 г.

Работа с детьми

1

Изучения сформированности у дошкольников графической деятельности и мелкой моторики руки, сформированности  зрительно-ручной координации

(приложение 6)  

Выявить уровень сформированности данных навыков у воспитанников

сентябрь

Педагог-психолог

2

Занятия в кабинете педагога-психолога с использованием столика "Соляная фантазия"

(приложение 1)

Сохранение и восстановление  психоэмоционального равновесия ребенка

В течение учебного года

Педагог-психолог, воспитатели

3

Опыты и эксперименты с морской солью

(приложение 1)

Развитие исследовательских умений воспитанников

В течение учебного года

Воспитатели

4

Использование морской соли на занятиях по физическому развитию

(приложения 1, 17)

Укрепление здоровья воспитанников

В течение года

Инструктор по физической культуре

5

Релаксационная гимнастика с морской солью

(приложение 18)

Сохранение психического здоровья детей.

1-2 раза в день

Педагог-психолог

6

Конкурс «Удивительные сюжеты" (фотографии рисунков, составленных на  столике "Соляная фантазия») (приложение 1)

Повышение познавательного интереса

Февраль  2015

Воспитатели, старший воспитатель

7

Совместный проект с родителями «Удивительная морская соль»

(приложение 28)

Повышение интереса родителей и воспитанников к применению морской соли в целях развития мелкой моторики рук

Апрель

2015

Работа с педагогами

1

Разработка программы

Определение основных направлений

Сентябрь

2014

старший воспитатель, учитель-логопед

2

Составление картотеки упражнений с морской солью для применения на занятиях по физическому развитию, для утренней гимнастики

(приложение 17)

Методическое сопровождение программы

Октябрь - декабрь

2014

Инструктор по физической культуре, воспитатели

3

Создание картотеки игр и упражнений по использованию морской соли в самостоятельной деятельности детей

(приложение 12)

Методическая помощь

Октябрь  –

ноябрь

2014 г.

Учитель-логопед

4

Разработка игровых упражнений с морской солью для работы с детьми, имеющими проблемы в звукопроизношении

(приложение 24)

Оказание методической поддержки детям, имеющим проблемы в речи

Октябрь - ноябрь

2014

Учитель-логопед

5

Методическая разработка для педагогов «Развитие мелкой моторики руки через комплекс упражнений с сухой морской солью с использованием электронной говорящей ручки «Знаток»

(приложение 26)

Методическая помощь педагогам

Декабрь

2014

Учитель-логопед

Старший воспитатель

6

Консультация для   ГМО учителей-логопедов педагогов по использованию солетерапии (приложение 3)

Методическая помощь педагогам

Январь 2015

Учитель-логопед

7

Круглый стол "Морская соль. Польза и вред"

Выработка тактики по правильному использованию морской соли

Февраль 2015

Старший воспитатель

8

Мастер-класс

«Упражнения для развития речи с использованием морской соли»

(приложение 2)

Методическая помощь педагогам

Март 2015

Учитель-логопед

9

Публикации статей из опыта работы по применению морской соли

(приложение 4, 26)

Представление педагогического опыта

В течение года

2015

Педагоги

10

Открытый просмотр занятий с использованием морской соли

Обобщение опыта работы

2015

Педагоги

11

Использование упражнений с морской солью  в сочетании с электронной ручкой "Знаток"

(приложение 26)

Сохранение здоровья, повышение познавательного интереса

1-2 раза в неделю

Учитель-логопед,

воспитатели

12

Обзор статей, литературы по применению морской соли

Ознакомление с новинками

Декабрь 2015

Старший воспитатель

Работа с родителями

1

Заседание семейного клуба "Успех" по теме «Развиваем речь, играя» (с использованием морской соли).

 Мастер-класс

(приложение 25)

Педагогическое просвещение родителей

Февраль 2015

Старший воспитатель,

учитель-логопед,

воспитатели

2

Консультация для родителей "Использование морской соли в домашних условиях"

(приложение)

Методическая помощь родителям

Март

2015

Учитель-логопед

3

Заседание семейного клуба "Вместе с мамой" по теме

"Ум на кончиках пальцев" (с использованием морской соли)

Мастер-класс

(приложение 25)

Педагогическое просвещение родителей

Апрель 2015

Педагог-психолог, учитель - логопед

4

Газета для родителей "Журавлик"

(приложение 10)

Информирование родителей о пользе занятий с морской солью, о новых научных достижениях в области оздоровления детей с помощью морской соли

Март 2015

Старший воспитатель

5

Семейный проект «Удивительная морская соль»

(приложение 28)

Активизация позиции родителей и детей по применению морской соли

Январь

2015 г.

воспитатели

6

Родительская почта "Вопросы и ответы"

Своевременное оказание консультативной помощи родителям

1 раз в месяц

Учитель-логопед, воспитатели

Третий этап - май 2015 г.

1

Анкетирование родителей

Изучение мнения родителей по использованию морской соли  в домашних условиях

Май

2015 г.

Старший воспитатель,

воспитатели

2

Мониторинг здоровья детей

Определение степени положительного

или отрицательного физического состояния.

Март –

апрель

2015 г.

Старший воспитатель,

воспитатели

3

Мониторинг пропуска дней по болезни одним ребёнком

(приложение 7)

Отслеживание пропусков по болезни

Май 2015

Медицинская сестра

4

Мониторинг группы здоровья воспитанников

Определение уровня групп здоровья

Май

2015

Медицинская сестра

5

Мониторинг развития мелкой моторики руки (приложение 15)

Отслеживание результатов по подготовке руки дошкольников к письму

Май 2015

Педагог-психолог

6

Анализ реализации программы

анализ достижения цели и решения задач, обозначенных в программе

Май 2015

Педагогический коллектив

  1. Критерии для оценки эффективности программы по организации здоровьесберегающей деятельности

        При оценке эффективности программы с целью получения полной объективной информации о состоянии здоровья воспитанников был проведен  мониторинг здоровья  воспитанников.        

        Мониторинг здоровья проводился 2 раза в мае 2014 года и мае 2015 года педагогами и старшей медицинской сестрой на основе показателей:

  • процент воспитанников, болевших острыми респираторными вирусными инфекциями  и острыми респираторными заболеваниями, болезни органов дыхания;
  • индекс здоровья  (%);
  • процента часто болеющих детей;
  • процент  детей, стоящих на учёте у специалистов;
  • процент распределения детей по группам здоровья (приложения 20).         

На первом этапе мониторинга были изучены медицинские карты, результаты медицинских осмотров специалистов, были разработаны и проведены анкетирования родителей (законных представителей) и педагогов и воспитанников (приложения 13, 22, 19).  Изученные данные помогли сформулировать вывод: не все взрослые, особенно родители (законные представители), знали о новых здоровьесберегающих технологиях. Особенно не было полного представления у взрослых о солетерапии (приложение 23).

        Второй этап реализации программы был направлен на активное применение морской соли в образовательном процессе и в домашних условиях. Большое значение придавалось закаливающим мероприятиям, применению морской соли в образовательном процессе, которым в обязательном порядке предшествовали  беседы, консультации, мастер-классы с родителями для объяснения им необходимости процедур с морской солью (приложение 9, 16, 28).

        На третьем этапе (май 2015 года) с целью изучения изменений в состоянии  здоровья воспитанников  была  собрана информация по результатам обследования детей, составлены списки детей по соотнесению к определенным группам здоровья, обобщены данные мониторинга состояния здоровья и физического развития, проведены повторные анкетирования  (приложения 20, 22).

        В ходе реализации программы постоянно изучался  журнал посещаемости воспитанниками детского сада. Анализ показал, что на первом этапе реализации программы  наблюдалось большое количество пропусков по причине простудных заболеваний и  болезней органов дыхания. К концу реализации программы данные показатели изменились в позитивную сторону (приложение 20).

        На всех этапах реализации программы велась активная работа по обогащению знаний воспитанников о морской соли. Для этого проводились опытно-исследовательские работы, беседы  о пользе морской соли, разработанные педагогами,  совместные проектные работы (приложения 1, 8).

        С целью изучения мнения воспитанников об использовании морской соли на третьем этапе был разработан и  проведен устный опрос воспитанников. Он показал повышение интереса воспитанников  к занятиям  с морской солью в детском саду  и дома  (приложение19).

Для решения поставленной задачи перед родителями (законными представителями) на первом этапе реализации программы были разработаны вопросы по изучению их мнения о солетерапии. Результаты анкетирования показали, что большинство родителей (законных представителей) не владели информацией  о солетерапии (приложение 30).

На втором этапе для родителей (законных представителей) была организована консультативная помощь по вопросам укрепления и сохранения здоровья воспитанников через использование морской соли в домашних условиях. Педагогами были разработаны и проведены мастер-классы, консультации, беседы о пользе морской (приложения 9, 16, 28).

Беседы с родителями (законными представителями), устный  опрос, письменное анкетирование, проведенные на втором и третьем этапах показали  повышенный  интерес  к использованию  морской соли в домашних условиях. Своим мнением, впечатлениями об использовании морской соли  родители (законные представители) делились на страницах сайта учреждения, на родительских собраниях и т.д.  (приложение25)

        Механическое воздействие кристаллов морской соли помогли укрепить мышечный тонус пальцев рук дошкольников. С целью изучения сформированности у дошкольников графической деятельности и мелкой моторики руки, сформированности  зрительно-ручной координации  педагогом - психологом проведен  скрининг Семаго в подготовительных группах  (приложение 15).  На первом этапе  результаты скрининга показывают, что часть воспитанников не были заинтересованы в выполнении заданий, испытывали определенности трудности при выполнении некоторых заданий.         Мониторинг, проведенный в конце третьего этапа программы, показал заметные улучшения (приложение 6,15).

  1. Результативность

        В результате реализации программы «Нетрадиционный подход к сохранению и укреплению здоровья воспитанников  через использование солетерапии»   успешно решены поставленные задачи.

        На первом этапе были созданы все необходимые  условия для   использования морской соли: приобретена морская соли, контейнеры для ее хранения (приложение).

         Большое внимание было уделено оснащению кабинетов психолога, учителя-логопеда. В кабинет психолога приобретен столик "Соляная фантазия", сенсорный уголок, которые с большим успехом пользуются для психологической разгрузки воспитанников (приложение 1, 21). 

        В кабинете познавательно-речевого развития оборудован ландшафтный стол для проведения исследовательской и экспериментальной работы с морской солью: колбы, пробирки, микроскоп, спиртовка, краски, лупы, контейнеры с  морской солью и др. (приложение 1, 21). Кабинет оснащен коллекцией разновидностей соли (морская, поваренная, йодированная), картинами и иллюстративным материалом с морской солью.

        С целью использования морской соли на занятиях по физическому развитию родителями (законными представителями) и педагогами  изготовлены мешочки с морской солью.

        На занятиях по музыкальному развитию используются шумовые инструменты - погремушки с морской солью, изготовленные  родителями (законными представителями) и педагогами, контейнеры с морской солью  (приложение 1).

        Педагогами разработаны авторские  упражнения,  методики  использования солетерапии в работе с воспитанниками: комплексы упражнений для занятий по физическому развитию, для коррекции звукопроизношения (приложения 4, 12, 27).

        В ходе реализации программы успешно решена задача по обогащению знаний и представлений воспитанников  о пользе морской соли.

         На первом этапе педагогами детского сада проведены  беседы о пользе соли, закаливании, познавательно-исследовательская деятельность по изучению свойства морской соли и др. (приложения 1, 9, 16).

        На протяжении всех этапов реализации программы  на уровне педагогов и старшей медсестры проводился  мониторинг здоровья. Изучались следующие показатели:

  • процент воспитанников, болевших острыми респираторными вирусными инфекциями  и острыми респираторными заболеваниями, болезнями органов дыхания;
  • индекс здоровья (%);
  • процент  часто болеющих детей;
  • процент воспитанников, не болевших в году;
  • процент  детей, стоящих на учёте у специалистов;
  • процент распределения детей по группам здоровья.

Сравнительный анализ показал, что  использование солетерапии  помогло изменить динамику  в лучшую сторону (приложение 20).

На втором этапе для педагогов были  проведены:

  • круглый стол "Морская соль. Польза и вред";
  • мастер – класс «Упражнения для развития речи с использованием морской соли», (приложение 2);
  • консультация по использованию упражнений с морской солью  в сочетании с электронной ручкой "Знаток";
  • обобщен опыт работы учителя-логопеда Домарковой Н.В. на научно-практической конференции «Модернизация муниципальных систем дошкольного образования: итоги, инновации, перспективы» (г. Сыктывкар)  (приложение 14);
  • публикация  статьи учителя-логопеда Домарковой Н.В. и старшего воспитателя Петровой Ю.В. «Комплексное использование природных факторов и инновационных технологий в работе с дошкольниками»  в сборнике статей «Актуальные вопросы современной педагогики и образования»   (приложение 27).

        Анализ анкет педагогов показал, что в ходе реализации программы повысился показатель компетентности педагогов в овладении методами и приемами солетерапии  с  9% до 81%.

В ходе реализации программы большая работа велась по оказанию консультативной помощи родителям (законным представителям) по вопросам сохранения психофизического здоровья воспитанников через использование морской соли в домашних условиях.

  Для родителей проведены:

  • мастер-классы «Ум на кончиках пальцев», «Развиваем речь играя»,  (приложения 27);
  • консультация для родителей "Использование морской соли в домашних условиях";
  • газета для родителей "Журавлик" (информация о солетерапии) (приложение 10);
  • повысился педагогическая компетентность по использованию морской соли в домашних условиях (приложение 22);
  • семейный проект «Удивительная морская соль» (приложение 28);
  • активизирована обратная связь через  «Родительскую почту» (письменная вопросно-ответная форма работы: вопросы родителей (законных представителей - ответы педагогов) (приложение 29);
  •  активизация родителей к совместной здоровьесберегающей деятельности по  использованию эффективных форм здоровьесбережения в семье через совместные занятия в свободной деятельности (родительские встречи).

        Таким образом, в  результате использования морской соли в работе воспитателей, педагога - психолога, инструктора по физической культуре, учителя - логопеда, музыкального руководителя в детском саду, родителями (законными представителями) в домашних условиях,   мы получили картину состояния здоровья воспитанников в положительной динамике (приложение 20)

        Показатели, полученные на третьем этапе реализации программы,  позволили сделать вывод: систематическое применение морской соли  помогает не только сохранить, но и улучшить состояние здоровья воспитанников. Эффективность реализации программы оценивается и по внешним экспертным оценкам: отсутствием отрицательной динамики состояния здоровья воспитанников, отсутствием фактов асоциального поведения детей, спортивным и творческим достижениям, успешной подготовкой выпускников подготовительной группы, улучшением показателей в речевом развитии и мелкой моторики руки воспитанников.

Социальный эффект от реализации программы

Внедрение данной авторской  программы позволит воспринимать детский сад  как образовательное учреждение, ориентированное на удовлетворение запросов родителей, обеспечивающее устойчивый качественный уровень образовательных услуг, демонстрирующее социальную значимость и ценность работы по использованию морской соли.

        

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алямовская В.Г. Профилактика психоэмоционального напряжения детей средствами физического воспитания. Н.Новгород, 1999.
  2. Бальсевич В.К., Королева М.Н., Майорова Л.Г. Развитие быстроты и координации движений у детей 4-6 лет. // Теория и практика физической культуры. – 2006. - № 10. - С. 21-25.
  3. Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 112 с.
  4. Боева Т.Б., Словарь медицинских терминов. - Издательство «Феникс», 2012.
  5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 2008.
  6. Бузунова А., Волков П. Медико-педагогическая оздоровительная работа.//Дошкольное воспитание. - №4. - 2003. - С.4
  7. Закон "Об образовании в Российской Федерации". -  Издательство: Омега-Л, 2012.
  8. Зимонина В.Н. Расту здоровым. М., 1997
  9.  Коган Т.Б. «Морская соль – основа основ здоровья», Москва, 2013
  10.  Конвенция о правах ребёнка,  Издательство: РИОР, 2011.
  11.  Кондратьев К.Я. «Аэрозоль и климат» С.-Петербург, 1998 г.
  12.  Конституция Российской Федерации.  Издательство: Виктория плюс,  2012.
  13.  Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст). М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000
  14.  Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка. М.: Аркти, 1997
  15.  Набойкина Е. Л. Сказки и игры с «особым» ребенком. – СПб.: Речь, 2006.
  16.  Обухова  Л. Ф., Возрастная психология: учебник для бакалавров. — М.: Издательство Юрайт, 2013.
  17.  Приказ Минздрава РФ «Инструкция по внедрению оздоровительных технологий в деятельности образовательных учреждений» № 139 от 4 апреля 2003 г.
  18.  Обще образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения  «Детский сад общеразвивающего вида № 20» г.Усинска
  19.  Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций 2.4.1.3049-13 от 30.07.2013
  20.  Указ президента от  20.04.1993 № 468  «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ»
  21.  Указ президента от 14.09.1995 № 942  «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ»
  22.  Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 20» г. Усинска
  23.  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования  от 17 октября 2013 г. N 1155
  24.  Энциклопедический словарь медицинских терминов, под редакцией  Э.Г. Улумбекова, - Издательство: Медицина, 2001.

 

ПРОГРАММА  «Нетрадиционный подход к сохранению и укреплению здоровья воспитанников  через использование солетерапии»                                                                                                                                                                                                          

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы и современные подходы к сохранению и укреплению здоровья педагога – как полноправного субъекта воспитательной системы дошкольного образовательного учреждения

Изучение  вопросов касающихся  профессионального  здоровья педагогов дошкольных образовательных учреждений  и моделирование  здоровьеразвивающих технологий   целью к...

Комплексный подход к сохранению и укреплению здоровья дошкольников.

В статье описывается система закаливания в ДОУ....

Проект «Классики» (Бифункциональный подход в сохранении и укреплении здоровья детей дошкольного возраста)

Инновационный проект по здоровьесберагеющим технологиям в Дошкольном отделении...

Презентация к педсовету «Целостный подход к сохранению и укреплению здоровья воспитанников в процессе детско-родительских проектов»

Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И  если  мы  хотим  вырастить ...

Профессиональная компетентность воспитателей является основой для реализации подходов к сохранению и укреплению здоровья детей.

Данная статья посвящена проблеме повышения профессиональной компетентности воспитателя в организации, сберегающей здоровье, обслуживания воспитанников. Автор указывает факторы готовности педагога к фо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Здоровьесберегающие технологии в сохранении и укреплении здоровья детей дошкольного возраста» на 2022-2023 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА«Здоровьесберегающие технологии в сохранениии укреплении здоровья детей дошкольного возраста»на 2022-2023 учебный год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Здоровьесберегающие технологии в сохранении и укреплении здоровья детей дошкольного возраста» на 2022-2026 учебные годы

Цель программы: формирование у детей ценностной ориентации направленной на сохранение и укрепление собственного реального здоровья посредством реализации комплекса технологий оздоровительной напр...