«Возможности мяча, скакалки, обруча в развитии движений дошкольника»
статья (средняя группа) на тему

Волошина Людмила Александровна

     Для сохранения и укрепления здоровья дошкольников необходимым условием является двигательная активность детей. Её основная задача — улучшение состояния здоровья и физического развития, повышение работоспособности, расширение функциональных возможностей развивающегося организма, формирование двигательных навыков (ходьба, бег, метание, лазание и т.д.) и двигательных качеств (быстрота, сила, ловкость, выносливость). При этом должны решаться задачи оздоровления, образования и воспитания.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_voloshina.docx21.15 КБ

Предварительный просмотр:

«Возможности мяча, скакалки, обруча

                в развитии движений дошкольника»

     Для сохранения и укрепления здоровья дошкольников необходимым условием является двигательная активность детей. Её основная задача — улучшение состояния здоровья и физического развития, повышение работоспособности, расширение функциональных возможностей развивающегося организма, формирование двигательных навыков (ходьба, бег, метание, лазание и т.д.) и двигательных качеств (быстрота, сила, ловкость, выносливость). При этом должны решаться задачи оздоровления, образования и воспитания.
В системе физического воспитания в детском саду я использую следующие организованные формы двигательной деятельности детей:                                                                                          
— физкультурные занятия            
— утреннюю гимнастику, физкультминутки;
— подвижные игры и физические упражнения на улице;
— спортивные упражнения.
 Наряду с традиционными формами физкультурных занятий эффективными являются и нетрадиционные: сюжетно-ролевые, игровые (на основе подвижных игр, эстафет).  Используя традиционные и нетрадиционные формы работы по физическому воспитанию, я решаю основную задачу — развитие двигательных навыков и умений дошкольников.

   В нашей группе много разного спортивного инвентаря – гимнастические палки, обручи, скакалки, мячи, кегли, мешочки с песком и многое другое, но больше всего детям нравится играть с мячами, обручами и скакалками. На вопрос “Для чего человеку нужны мячи, обручи, скакалки?” дети наперебой отвечали: “Мяч можно бросать, катать, играть в футбол, волейбол, баскетбол, делать с ним упражнения, прыгать на мяче”, “Обруч можно крутить на руке или поясе, можно в него пролазить, бросать в него мешочки с песком или мячи”, “Через скакалку можно прыгать, играть в подвижные игры “Лошадки”, “Удочка” и т.д. Но вопрос “Как, же эти действия с мячами, обручами, скакалками влияют на наше здоровье?” вызвал у детей затруднение. Поэтому я предложила детям это узнать, т.е.: выяснить, как мячи, обручи, скакалки влияют на здоровье человека.

   Для начала я наметила задачи:

  • Расширить знания детей о разнообразии мячей, обручей, скакалок.
  • Выяснить, какие действия с мячами, обручами, скакалками можно производить.
  • Уточнить знания детей о строении тела человека.
  • Научить детей самостоятельно с помощью схем и символов составлять комплексы упражнений с мячами, обручами, скакалками на разные группы мышц (в более старшем возрасте)

К этой работе я привлекла и родителей. Они беседовали с детьми о строении тела человека, о мышцах, о том, как нужно их развивать.

Родители разучивали с детьми различные упражнения с мячами, обручами, скакалками, дети показывали их ребятишкам в группе, и рассказывали мышцы каких частей тела они развивают (кто-то говорил, кто-то просто показывал на себе, т.к. не все могут внятно объяснить),

 Н/р: Показ детей (с мячом любого размера)

-наклоны с мячом любого размера развивают мышцы живота (брюшного пресса);

-сидя на полу, мяч зажат ступнями. Мяч опускают, поднимают ногами. Упр-е развивает мышцы брюшного пресса, спины;

-подбрасывание мяча вверх, ловля его двумя руками (мышцы рук);

-перебрасывание мяча друг другу (мышцы рук)

(с обручем)

-прыжки из обруча в обруч развивают мышцы ног;

-пролезание в обруч разными способами(ноги);

-прокатывание (руки);

-прыжки (как на скакалке) (руки, ноги);

      (со скакалкой)

-прыжки на скакалке развивают мышцы ног, рук, брюшного пресса;

-упражнение «Вертушка» развивает мышцы рук, ног;(вращение скакалки, сложенной вдвое)

- упражнение «Змейка» развивает мышцы ног и т.д.

Рассматривая макет строения тела человека, я также давала представление о мышцах человека и их значении, о том, что разные по размеру и назначению мячи, обручи, скакалки могут развивать разные мышцы человека.

Н/р: -упражнения с мячами разных размеров развивают ловкость, меткость, координацию движений в мелких и крупных мышечных группах. Это такие упражнения, как

.«Бросалки»- подбросить и ловить мяч двумя руками
• «Отбивалки»- отбить мяч об пол двумя руками и поймать его
• «Бросок-отскок»- подбросить мяч вверх и ловить его после отскока об пол
• «Хлопушки»-подбрасывать мяч вверх и ловить после одного хлопка в ладоши

• «Прокатывание мяча между предметами» и мн.др. упражнения.

-Упражнения с обручем развивают мелкие мышцы кисти рук, координацию движений в мелких и крупных мышечных группах. Содействуют развитию быстроты и ловкости.
• «Пропеллер»- обруч вертикально на полу, захват одной рукой. С помощью вращательного движения кисти руки привести обруч в круговое движение вокруг своей оси, успеть поймать обруч, не давая ему упасть.
• «Загляни в окошко»- обруч в том же положении; придерживать его двумя руками с верху. Встать на обруч двумя ногами. Присесть и покачиваться вправо- влево, пытаться продвигаться вперёд.
• «Полёт в космос»- обруч лежит на полу. Встать в середину обруча. Присесть, взять его двумя руками и вставая поднимать обруч вверх. Не меняя положение захвата, поднимать обруч выше и выше до уровня поднятых рук над головой.
• «По краю пропасти»-обруч на полу. Ходить по обручу ногами прямо или боком.

-упражнения со скакалкой развивают координацию движений, чувства равновесия, развивают крупную и мелкую моторику, умение ориентироваться в пространстве, воспитывают, смелость и умение сохранять безопасность.
• «Вертушка»- вращение скакалки сложенной вдвое вперёд-назад
• «Перешагни»- дети удерживают скакалку сложенную вдвое и стараются, не выпускав её из рук перешагнуть вперёд и обратно.
• «Змейка»- дети кладут скакалку на пол, и стараются пройти по ней, сохраняя равновесие
• «Прыг- скок»- выполнение прыжков на двух ногах через скакалку
 «Веничек»- вращение скакалки сложенной вдвое низко над землёй с быстрым перешагиванием через неё.

  Со скакалкой мы начали сравнительно недавно работать, до этого выполняли простые упражнения, типа «змейки», затем стали учиться складывать скакалку в два раза, чему дети достаточно быстро обучились. Сейчас они очень любят выполнять упражнение «Вертушка», «Веничек».

     Помимо использования мячей, обручей, скакалок в различных упражнениях я использую их и в подвижных играх. Разнообразные движения и действия детей во время игры, при умелом руководстве ими эффективно влияют на деятельность сердечно- сосудистой, дыхательной и других систем организма, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну. С помощью подвижных игр обеспечивается всестороннее физическое развитие и укрепляется здоровье ребенка.

Во время игр у дошкольников формируются и совершенствуются навыки в основных видах движений (беге, прыжках, метаниях, лазании, ползании и др). Быстрая смена обстановки в процессе игры приучает ребенка использовать известные ему движения в соответствии с той или иной ситуацией. Все это положительно сказывается на совершенствовании двигательных навыков.       Игры со скакалкой, в которые мы с детьми играем: «Лошадки», «Прыг- скок», «Извилистая дорожка», «Удочка», «Перешагивание»

Игры с мячом «Зайцы и волк», «Кто дальше», «Мяч к верху», «Забрось в кольцо», «Охотники и зайцы»

Игры с обручем «Такси», «Волчок», «Найди свой домик», «Скорее в обруч»

    Я составила картотеку русских народных и современных подвижных игр с мячом, обручем, скакалкой для детей 3-7 лет.

   В мае запланировала физкультурное развлечение с родителями «Праздник мяча, обруча, скакалки» .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с мячом, направленные на развитие речи дошкольников.

Игры с мячом могут быть прекрасным инструментом, используемым в коррекционной практике....

Использование возможностей пластилинографии как средства развития речи дошкольников.

В работе с детьми, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи нужно стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Развитию мелкой моторики рук способ...

Программа педагогического просвещения родителей «Педагогические возможности театрализованной деятельности в развитии ребенка дошкольника».

laquo;Педагогические возможности театрализованной деятельности в развитии ребенка дошкольника»....

Возможности изобразительной деятельности в развитии воображения дошкольников

В прикрепленной ниже статье Вы можете ознакомиться с материалом по теме развития воображения дошкольника с помощью сюжетной аппликации....

Программа педагогического просвещения родителей «Педагогические возможности театрализованной деятельности в развитии ребенка-дошкольника»

Вашему вниманию предлагается Программа педагогического просвещения родителей «Педагогические возможности театрализованной деятельности в развитии ребенка-дошкольника» ...

Игры с мячом, направленные на развитие речи дошкольников.

Стараюсь подбирать речевые задания так, чтобы каждый ребенок помимо коррекции смог открыть для себя что-то новое, интересное, непознанное. Так игры с мячом могут быть прекрасным инструментом, использу...