Игра и здоровье
статья (младшая группа) на тему

Дошкольный возраст – благодатный период для формирования и развития двигательной деятельности на фоне достаточно высокой двигательной активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_i_zdorove.docx.doc33.9 КБ

Предварительный просмотр:

Слова «здоровый образ жизни» у всех на слуху. А что это такое? Ученые пишут, что здоровый образ жизни – это активная деятельность человека, направленная на сохранение и улучшение здоровья. Сама по себе эта деятельность не появится у Вашего ребенка, нужно его научить вести здоровый образ жизни. Лучше всего это получается тогда, когда дошкольник подражает любимому взрослому. Например, папа делает зарядку – у сына не возникает даже вопроса, нужно ли это делать, он будет включаться в эту деятельность, потому что хочет быть таким, как папа.

Воспитатели для дошкольника тоже значимые люди, и мы стараемся сделать все, что в наших силах, чтобы выработать у детей привычку вести здоровый образ жизни. Как это делаем мы?

  • Приучаем детей к рациональному режиму.
  • Организуем правильное питание.
  • Обеспечиваем рациональную двигательную активность.
  • Закаливаем организм детей.

В соответствии с ФГОС программа дошкольного учреждения состоит из двух частей – обязательной и формируемой участниками образовательного процесса. В ФГОС установлено, что объем обязательной части программы должен составлять не менее 80% времени, необходимого для реализации всей программы. Остальные 20% отводятся для части программы, формируемой участниками образовательного процесса. Именно в это время должно быть реализовано содержание приоритетных направлений дошкольного учреждения, его специфика.

Важно обеспечить преемственность обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательного процесса. В разработке основной общеобразовательной программы отмечается, что часть программы, формируемая участниками образовательного процесса, должна отражать специфику национально – культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Нужно учитывать возрастные психологические особенности и возможности детей дошкольного возраста и спортивные традиции данной местности в качестве регионального компонента. Игровые технологии физического воспитания, технологии разновозрастного игрового взаимодействия и взаимообучения. Использование их способствует развитию двигательных способностей, удовлетворению потребности самостоятельного выбора действий и партнеров, стимулирует инициативность и активность ребенка.

Современные тенденции развития дошкольного образования предполагают поиск новых форм организации образовательного процесса. В работе с малышами основное место занимает предметно – игровая двигательная деятельность. Это несложные игровые упражнения с шариками, султанчиками, небольшими кольцами, флажками, камушками, кирпичиками из строительных наборов. Такие игрушки можно прятать и искать, бросать и догонять, дарить друг другу или взрослому, из них можно построить домики для зверушек, которые обязательно «придут поиграть» с малышами.

Для средних и старших дошкольников чаще всего используются образно – игровые комплексы по мотивам литературных произведений, спортивных событий, фольклорных праздников. Подвижные игры для всей группы или игры-эстафеты – обязательный компонент любого из названных комплексов.

Для подготовительных групп (во второй половине года в такую работу включаются и дети старших групп) – это интегрированные игровые занятия, тренировочно – игровая  совместная деятельность взрослого с детьми по освоению спортивных игр с использованием спортивных комплексов и тренажеров. Со старшими дошкольниками проводятся ежемесячные спортивные развлечения в зале или на стадионе и сезонные детско – родительские праздники в лесу, на лугу по заранее заданному маршруту.

Час двигательной активности (ЧДА) остался обязательной формой работы воспитателя с детьми на прогулке. Это комплекс из 3 – 4 подвижных игр, одна из них – новая. Проводится ЧДА во всех группах один раз в неделю на стадионе.

Как особый вид человеческой деятельности структура подвижных и спортивных игр включает:

  • Цель и мотив.
  • Средства и планирование.
  • Действия по реализации цели.
  • Анализ результатов.

Участвующие в игре дети имеют возможность в процессе общения договориться, во что играть и почему выбор пал именно на эту игру, выбрать необходимые пособия и спланировать действия, реализовать их посредством воплощения игрового замысла, отрефлексировать полученные результаты в конце игры, дать оценку действиям каждого. Личностные качества, которые формируются в процессе этой деятельности, будут важны и тогда, когда ребенок вырастет. Психологи утверждают, что от умения устанавливать контакты с людьми, настаивать на своем или уступать, доводить дело до конца и реально оценивать результаты (а без этого игры не бывает) зависит и успех в профессии, и благополучие в семейной жизни.

Доказана эффективность воздействия игровых программ и технологий на развитие двигательных способностей детей дошкольного возраста, активизацию их двигательной деятельности. Спортивные игры по упрощенным правилам воспитывают у детей стремление как можно лучше и точнее решить двигательную задачу. Ребенок многократно повторяет броски в кольцо, удары по мячу, при этом уточняются сенсорные коррекции, а следовательно, улучшается точность движений.

Следует помнить, что эффективным физическое воспитание дошкольников может быть при педагогических условиях, которые в современной дошкольной педагогике формулируются так:

  1. Ориентация на физическое развитие ребенка, достижение максимального возможного уровня гармоничного физического развития каждого.
  2. Мотивация дошкольников к занятиям физической культурой, учет их интересов, потребностей и ценностных ориентаций, выбор привлекательных видов деятельности.
  3. Интегрированный подход к физическому развитию детей. Поскольку движения являются компонентом всех видов детской деятельности, их развитие происходит не только во время различных занятий физическими упражнениями, но и в ходе повседневной бытовой, игровой, учебной, экспериментальной, изобразительной и других видов деятельности. Значит, образовательная область «Физическая культура» может успешно интегрироваться со следующими областями: «Здоровье», «Безопасность», «Коммуникация», «Социализация», «Музыка», «Игра», «Труд».
  4. Учет возрастных, половых, индивидуальных особенностей детей.
  5. Обеспечение оптимального режима двигательной активности в детском саду для каждого ребенка, насыщение жизни детей активными движениями на воздухе в любое время года.
  6. Приоритет игры как основной формы организации работы по воспитанию физической культуры дошкольников.
  7. Достижение взаимопонимания, сотрудничества между всеми участниками педагогического процесса (родители, педагоги, медицинские работники) в понимании и организации закаливания, охраны нервной системы детей, развитии их физических качеств, обогащении двигательного опыта, формировании потребности в физическом совершенствовании.

Дошкольный возраст – благодатный период для формирования и развития двигательной деятельности на фоне достаточно высокой двигательной активности. Итогом реализации регионального компонента в совместной с родителями работе становится физически развитый ребенок, у которого сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности.

Так же мы используем в своей работе:

  • «Мы – футболисты» - планирование тематического дня.
  • «Наши городки» - спортивное развлечение для детей средней группы.
  • «Спортивное детство» – праздник для детей старшего дошкольного возраста.

Народные подвижные игры.

  • «Здравствуй, дедушка Прокоп!».
  • «Орехи».
  • «Козел».
  • «Коршун».
  • «Шатер».
  • «Ремешок».
  • «Огородник».
  • «Катай каравай».
  • «Селезень».
  • «Филин и пташки».
  • «Веревочка».
  • «Репа».
  • «Зайчик».
  • «Собачка».
  • «Сковорода».
  • «Водяной».
  • «Ляпка».
  • «Фанты».
  • «Краски».
  • «Пятнашки».
  • «Лапта».

Игры с водой на летней прогулке.

  • «Барсук и дети».
  • «Ай, гугу!».
  • «Крокодилы».
  • «Поливаем огород».
  • «Кто быстрее вытащит рыбку».
  • «Овощи, фрукты».
  • «Берег, парус, море».
  • «Курочка-рябушечка».
  • «На улице лужа».
  • «Капли».
  • «Загадки».

Сценарии спортивных праздников и развлечений.

  • «Путешествие в город мячей» - совместное развлечение детей 6 -7 лет и их родителей.

Игровые упражнения для формирования осанки, укрепления органов дыхания и зрения.

  • «Кто дальше всех бросит шишку».
  • «Мишка косолапый».
  • «Петушок».
  • «Тетя Свинка».
  • «Волшебные мешочки».

Чтобы глаза хорошо видели.

  • «Посмотри и отгадай».
  • «Быстро – медленно».
  • «Часы».
  • «День – ночь».
  • «Далеко – близко».
  • «Фонарики».
  • «Моргалочки».
  • «»Прятки с солнышком».
  • «Спи, глазок, проснись, другой».
  • «Непослушные глазки».
  • «Ку-ку».
  • «Вкусная игра».

Упражнения на релаксацию.

  • «Мы поплещемся немножко».

Упражнения перед зеркалом в умывальной комнате

(или в музыкальном зале).

  • «Забавные обезьянки».
  • «Клоуны».
  • «Старушки-хохотушки».
  • «Ябеда-корябеда».

Упражнения на развитие дыхательной системы.

  • «Ледоход».
  • «Танцующие шарики».
  • «Вдох-выдох».
  • «Рыбки».
  • «Ныряльщики».
  • «Разноцветные шары».
  • «Бабочки».
  • «Волшебное перышко».

Дыхательные игры упражнения с водой.

  • «Кораблики».
  • «Помоги жучку переправиться на другой берег».
  • «Шторм».
  • «Совы».
  • «Кукушка».
  • «Петушок».
  • «Листопад».

Семейная физическая культура.

Правило № 1. Нет тепличным растениям!

Правило № 2. Доверяй, но проверяй!».

Правило № 3. Сбалансированное питание – основа здоровья ребенка.

Правило № 4. Если хочешь быть здоров – закаляйся!

Ребенок вырос!

Наши дети выросли. Остался один год до школы. Так хочется помочь ребятам, укрепить их здоровье, чтобы им легче было адаптироваться в школе.

Вы заметили, как изменились наши дети?

Они заметно подросли, примерно на 6 – 7 сантиметров за год, увеличилась масса тела больше чем на килограмм. У детей изменились пропорции тела, стали длиннее ноги, поэтому порой создается впечатление, что они худеют. Но это не так, именно в этот период начинается заметное накопление мышечной силы, увеличивается выносливость, растет подвижность.

Костная система сохраняет еще в отдельных местах хрящевое строение (кисти рук, берцовые кости, некоторые части позвоночника), поэтому следите за правильной осанкой своего ребенка, за правильным положением его тела во время сна.

Нервная система ребенка остается очень уязвимой, хотя уже оформляется строение клеток головного мозга, характерное для взрослого человека. Бережное отношение к ребенку, неуклонное соблюдение режима дня, поддержание ровной, радостной атмосферы в семье – одна из главнейших Ваших обязанностей. Особенно важно, чтобы ребенок мог полноценно отдыхать, восстанавливать работоспособность нервных клеток и затраченную энергию. Длительность ночного сна должна быть не менее 10 часов и час – полтора нужно спать днем. 

Масса и объем сердца ребенка увеличились, а главное – при уменьшении числа сердечны сокращений количество крови, выбрасываемой сердцем за один удар, значительно растет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание – игра «В здоровом теле – здоровый дух!»

Родительское собрание – игра «В здоровом теле – здоровый дух!»...

Игра- квест "Здоровому всё здорово!"

     Игра направлена на формирование культуры здорового образа жизни у подрастающего поколения, проявление ответственности, самостоятельности и командного взаимодействия, а также...

Квест- игра "Кристалл здоровья" по приобщению к здоровому образу жизни

Квест- игра "Кристалл здоровья" с участием родителей...