Проект "Умные пальчики"
проект (младшая группа) на тему

Саттарова Вероника Геннадьевна

«Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить, чаще делать пальчиковую гимнастику».

В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна? Ученые доказали, что  с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной  проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган  речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влияние тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкая моторика.Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико - пространственное восприятие ( координация), воображение,  наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.У детей раннего возраста довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражением центральной нервной системы.Как правило, если движения пальцев развиты  в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной норм.Ученые доказали, что  с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной  проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган  речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влияние тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкая моторика.Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико - пространственное восприятие ( координация), воображение,  наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.У детей раннего возраста довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражением центральной нервной системы.Как правило, если движения пальцев развиты  в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной норм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umnie_palchikit_1.doc396.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Ак каен»

                Разработчик проекта

 воспитатель   русского языка   1квалификационный категории

Саттаровой  В.Г.

                     

                        

                        - 2014-


Наименование проекта

«Умные пальчики»

Вид проекта

По составу участников –           коллективный

 по целевой установке – познавательно – игровой

по срокам реализации – долгосрочный,

тип - творческий, совместно с семьей.

База реализации проекта

МДОУ «Детский сад»

«Ак каен»

     

Участники проекта

      -воспитанники

      - родители

      - педагоги

Сроки и этапы проекта

      Год 2014-2015 г.

«Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить, чаще делать пальчиковую гимнастику».

В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?

        Ученые доказали, что  с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной  проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган  речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влияние тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкая моторика.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико - пространственное восприятие ( координация), воображение,  наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

У детей раннего возраста довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражением центральной нервной системы.

Как правило, если движения пальцев развиты  в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной норм.

Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка,  способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что и не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.  

Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений, или, как принято говорить, мелкой моторики.      По умелости детской руки специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и ее святая святых – мозга. Сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития, а умственные способности начинают формироваться рано  и не сами собой, а в тесной связи с расширением деятельности, в том числе и общей двигательной, и ручной.

Начало развитию мышления дает рука. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии. Если  ребенок, трогает какой – либо предмет, то  мышцы и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.

Рука познает, а мозг фиксирует ощущение и восприятие, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные  интегрированные образы и представления.

Мелкая моторика - это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц рук и глаз. Почему нужно осваивать навыки мелкой моторики? На этот вопрос можно ответить одной фразой - ведь речь идет о множестве очень разных навыков. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет.

Навыки моторики позволяют самостоятельно обслуживать себя. Навыки моторики позволяют выразить себя через творчество. Дают возможность приобрести опыт. Развивая мелкую моторику с помощью рук, ребенок развивает движение речевого аппарата, формируется правильное произношение, успешнее происходит обучение письму и чтению. Развитие моторики рук оказывает большое влияние на речевую активность ребенка, так как уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени развития движений пальцев рук. Функции кистей рук и речи тесно взаимосвязаны. И дети с самого начала стремятся это использовать, пытаясь манипулировать всеми попадающимися им предметами с помощью рук. Манипуляцией можно назвать большинство навыков, определяющих умение вырезать, складывать, вышивать, решать головоломки, плести, рисовать и т.д. Задачей взрослых является помочь полноценно использовать возможности рук. Чем раньше реализуются эти возможности, тем больше вероятности добиться успеха в развитии речевой деятельности ребенка. Через раздражение нервных окончаний на ладошках и кончиках пальцев удается добиться положительной реакции у ребенка даже с глубокой задержкой развития. Чем раньше будет уделяться внимание развитию моторики рук ребенка, тем больше у него будет возможностей для активизации речевой деятельности. Речевая функция теснейшим образом связана с развитием пальцевой моторики. Если движения соответствуют возрасту, то и речь соответствует возрасту. А если развитие движений отстает, то и речь не соответствует возрастным нормам. Установлено, что двигательная система оказывает значительное влияние на весь организм, но особенно оно велико на деятельность мозга. Доказано стимулирующее влияние движений пальцев рук на созревание центральной нервной системы, одним из проявлений, которого является ускоренное развитие речи. Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Работа по развитию тонкой моторики кисти пальцев рук оказывает огромное влияние не только на становление речи, но и на психическое развитие ребенка.                       В Японии с двухлетнего возраста в садиках проводится целенаправленная тренировка рук у детей - это стимулирует умственное развитие ребенка. В японских семьях с первого года жизни у малыша развивают пальчики рук. Формирование и совершенствование тонкой моторики пальцев рук рассматривается как необходимая составная часть в преодолении речевых нарушений у детей. В сплошь компьютеризованной Японии все виды мышления и воображения подкрепляются складыванием из бумаги - оригами. Японские специалисты доказали, что оригами снимает избыточное нервное напряжение, поддерживает рост памяти, внимания, речи, усидчивость, целеустремленность, интерес к учебе. Детей захватывает игра, от которой не хочется отрываться. Японских специалистов поддерживают и наши сибирские профессора университетов. В университетах студенты изучают оригами!

Анализ внешней среды

Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального развития  ребенка.

        Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь.

        Сухомлинский В. А. справедливо утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

        Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка,  способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что и не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.  Не случайно, упражнения для пальчиков в Японии начинают выполнять с 2-3 месяцев.

                Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно. Поэтому отрабатываются упражнения постепенно в медленном темпе. Темп и количество повторений постепенно увеличиваются.

        Благоприятное воздействие на развитие движений кистей и пальцев руки оказывает самомассаж, а также занятия изобразительной деятельностью (лепкой, рисованием, аппликацией) и ручным трудом (изготовление поделок из бумаги, картона, дерева, ткани, ниток и т. д.).

        Особое место в развитии тонкой моторики занимает систематическая работа с ножницами (резание по контуру, вырезывание предметов по контуру «на глаз»).

Анализ внутренней ситуации

            В настоящее время в детских садах реализуются различные комплексные и парциальные программы воспитания и обучения детей. Они призваны помочь воспитателю решить большие и сложные проблемы, поставленные перед дошкольным образованием.

        Я работала с детьми   младшей  группы. Имею 1 квалификационную категорию. Детский сад работает по комплексной программе Васильева.  Я углубленно работаю над проблемой «Сенсомоторное развитие детей в художественно – продуктивной деятельности детей в  младшей   группе».  Количество детей в  подгруппе – 20.

          Более у 75% детей   наблюдается мышечная напряженность, сниженный тонус, нарушение общей моторики. Этих ребятишек отличает общая скованность и медлительность в выполнении движений. Для них оказываются трудными многие упражнения: пальчики непослушные, малоподвижные, слишком напряжены, темп  даже самых легких упражнений замедленный. Они захватывали разные предметы, картинки, мелкие игрушки всей ладонью, а не двумя – тремя пальцами. Во время игр силой заталкивали предметы в отверстия или емкости, так как не владели адекватным и рациональным способом действия.

        Начала свою работу с ознакомления с методической литературой и методикой ведения данной проблемы. Далее подбирала упражнения так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.

Работу по развитию движений пальцев и всей кисти рук я проводила во время физкультминуток, в свободное время утром  – по 2- 3 минуты.

        Народная педагогика на протяжении многих веков создавала и собирала замечательные потешки, прибаутки, сказки, в которых реальный мир представлен ярко, художественно и, что очень важно, понятно даже самим маленьким.

В своей работе использовала игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения. Здесь движение конкретизирует образ, а слово помогает более четко и выразительно выполнять движения. При этом ребенок постигает не только общее значение слова, но и глубокий смысл выражения  благодаря образности движений и восприятию их на эмоциональном уровне.

В течение года я использовала эти игры во всех блоках педагогического процесса: специально организованной деятельности, в совместной деятельности, в совместной деятельности воспитателя и детей и самостоятельной деятельности.

Немаловажное значение в развитии мелкой моторики имеет организация предметно – развивающей среды.  Я постаралась, так создать развивающую среду, чтобы имелись много игр и пособий на развитие мелкой моторики руки. Большую помощь в организации предметно – развивающей среды оказали родители.

Девочкам больше нравится играть с куклами, которых можно укачивать в коляске, возить на прогулку, одевать, раздевать, купать, кормить, лечить, «печь» для них пирожки и пирожные из песка.

Для мальчиков особый интерес представляют различные машинки и строительство. Показываю детям, как использовать кубики и другие строительные материалы.

        Выполняя различные пальчиковые упражнения, малыш овладевает двигательными умениями и навыками, у него развивается координация движений, совершенствуется деятельность артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

        К концу учебного года мы добиваемся значительных успехов: пальчики становятся более ловкими, кисти рук – подвижными, гибкими, исчезает скованность движений, дети скорее овладевают сложными упражнениями. Но это оказалось не единственным  достижением – речь ребенка начинает развиваться интенсивнее.

        Таким образом, можно сделать вывод, что только при систематическом проведении игр и упражнений можно добиваться положительного результата. Поэтому  я поставила перед собой цель: организация системы работы, направленной на развитие мелкой моторики руки и развитие речи у детей .

Проблема проекта: 

Как правильно использовать «пальчиковые игры» в работе с детьми .

Цель проекта: 

Организация системы работы, направленной на развитие мелкой моторики руки и развитие речи у детей .

Задачи  проекта:

- Развивать мелкую ручную моторику.

- Формировать сенсорные эталоны формы, величины и цвета, развивать тактильную чувствительность рук.

- Развитие  речи через речевые игры, звукоподражание, речевая активность.

 - Совершенствовать эстетический вкус, воспитывать аккуратность в работе.

- Формировать  умение доводить начатое дело до конца.

Ожидаемые результаты:

- У детей расширен активный словарь, совершенствована грамматическая структура речи.

- Развита мелкая ручная моторика у детей.  

- Формированы сенсорные эталоны формы, величины и цвета, развита тактильная чувствительность рук у детей.

- У детей сформировано умение доводить начатое дело до конца.

- Совершенствован эстетический вкус, воспитан аккуратность в работе.

Сроки реализации проекта:

 Сентябрь 2014год - май 2015 год.

 Работа по проекту ведется в трех направлениях

Работа с педагогами

В работе с педагогами поставила следующие задачи:

- Расширить кругозор педагогов о влиянии пальчиковой гимнастики на развитие речи детей.

- Повысить интерес педагогов к сенсомоторному развитию детей раннего возраста.  

Мероприятия

Сроки

1. Консультация «Речевая деятельность детей в  младшей  группе»

Октябрь

2. Консультация «Влияние сенсорного развития на детей раннего возраста»

Ноябрь

3. Консультация «Конструктивная деятельность детей в  младшей  группе»

Декабрь

4. Обобщение опыта «Сенсомоторное развитие в художественно – продуктивной деятельности детей в  средней группе»

Январь

5. Семинар практикум «Использование пальчиковой гимнастики для развития речи детей»

Февраль

6. Презентация проекта «Умные пальчики»

Март

7. Открытое занятие «Сказка про матрешек»

Март

8. Методические приложения по проведении пальчиковой гимнастики и перспективный план работы.

Апрель

 Работа с детьми

В работе с детьми поставила следующие задачи:

- Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.

- Установить, влияет ли развитие пальчиковой моторики на коррекцию звукопроизношения.

- повысить интерес малышей к пальчиковым играм, превратив их в занимательную игру.

Работа по мелкой моторике ведется во всех воспитательно – образовательных блоках.

Специально организованная деятельность

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Самостоятельная деятельность детей

  • Утренняя стимулирующая гимнастика

  • Игры – путешествия

  • Развитие речи и ознакомление с окружающим миром

  • Сенсорное развитие

  • Музыкальные занятия

  • Физкультурные занятия

  • Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация)

  • Игровая деятельность

  • Использование физкультминуток, пальчиковых игр, дыхательных гимнастик на занятиях
  • Развивающие, подвижные и дидактические игры

  • Сюжетно ролевые игры

  • Индивидуальная работа по развитию мелкой моторики

  • Здоровьесберегающие технологии:

- физкультминутки;

- пальчиковые игры;

- массаж пальцев рук;

- артикуляционные    гимнастики и т.д.

  • Игры со строительными материалами
  • Трудовые действия

  • Праздники и развлечения

  • Игры с предметами: разные виды мозаик, матрешки с тремя, четырьмя, пятью вкладышами, игрушки – шнуровки разного вида, настольно – печатные игры, небольшие игрушки для обыгрывания построек, различные виды конструкторов,

          куклы, машины.

  • Игра «Пальчиковый театр», сюжетно – дидактические панно с прикрепляющимися  на пуговицах, кнопках, «липучках» изображениями животных и растений и других предметов и т. д.

Сроки  мероприятий –  в течение года

Работа с родителями

В работе с родителями поставила следующие задачи:

- Ознакомление родителей по данной теме.

- Привлечение родителей к активному участию.

Мероприятия

Сроки

1. Родительское собрание «Играем пальчиками и развиваем речь»

Октябрь

2. Активное участие родителей в оформлении группы

Сентябрь-  октябрь

3. Анкетирование

Октябрь

4. Консультация «Игры и упражнения по мелкой моторике»

                Ноябрь

5. Выпуск стенгазеты «Расти здоровый малыш»

                Декабрь

6. Индивидуальные работы, домашние задания

Декабрь - Январь  

7. Совместные праздники

Март

8. Игровые тренинги

                Февраль

9. Методические рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики пальцев

        Март -        Апрель

Совместная работа с родителями по развитию мелкой моторики и координации движений детей положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, - а также на развитие речи и готовит к овладению навыками письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Критерии реализации проекта

Педагоги:

1.Расширен кругозор педагогов о влиянии пальчиковой гимнастики на развитие  речи детей через:

  • консультации
  • семинары - практикумы

2. Показ открытого занятия показал о значении сенсомоторного развития детей раннего возраста.

3. Опыт работы «Сенсомоторное развитие в художественно – продуктивной деятельности детей в младшей группе» распространен среди педагогов.

4. Презентация проекта раскрыла творческий подход к данной проблеме.

Дети:

1. Развиты умения правильно выполнять упражнения по мелкой моторике.

2. В совместной деятельности дети свободно владеют играми по мелкой моторике.

3. Использовав игры и упражнения по развитию мелкой моторики у детей сформирована словесная речь.

4. Выполняя любые поручения у детей, сформирован навык доводить дело до конца.

5. Проводя в течении года работу по развитию моторики рук у детей развиты  и сформированы сенсорные эталоны формы, величины и цвета, развита тактильная чувствительность рук.

Родители:

1. Обучение среди родителей умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания, посильно помогать членам семьи.

2. Советование родителям учить ребенка манипулировать предметами.

3. Доведение до родителей значение игр на развитие мелкой моторики.

4. Формирование моторики в специально созданных ситуациях, с использованием настольных и подвижных игр, в изобразительной деятельности и т.д.

 Распределение реализации по этапам проекта

Этапы  Сроки

Задачи

1

Подготовительный

Сентябрь 2014

1. Подобрать и изучить соответствующую методическую литературу.

2. Провести диагностическое обследование  по мелкой моторике до начало учебного года.

3. Привлечь родителей к материальному освещению группы.

4. Провести консультации, рекомендации с родителями по использовании мелкой моторики.

2

Исследовательский

Октябрь 2014-

- апрель 2015

1. Разработать методические рекомендации для родителей.

2. Развивать у детей общую и мелкую моторику рук.

3. Занятия по изобразительной деятельности.

4. Расширить знания родителей по использованию пальчиковых игр  в обучении и воспитании детей.

5. Памятки, рекомендации.

6. Просмотр видеофильма открытого занятия с родителями.

7. Рисунки, подделки  детей.

8. Формирование моторики в специально созданных ситуациях, с использованием настольных и подвижных игр, в изобразительной деятельности и т. д.

3.

Обобщающий

Май 2015

1. Провести диагностическое обследование по мелкой моторике  в конце учебного года.

2. Показ занятия  использованием моторики с  детьми.

Отчет

Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие, за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя  тем самым ответственные отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

        Проанализировав  ситуацию в группе, пришла к выводу, что развивать мелкую моторику рук у детей. Для себя взяла такую проблему «Сенсомоторное развитие в художественно – продуктивной деятельности детей в младшей группе». Изучив методическую литературу по данной проблеме, разработала долгосрочный проект «Умные пальчики». Поставила перед собой следующие задачи:

  • Развивать мелкую ручную моторику.
  • Формировать сенсорные эталоны формы, величины и цвета, развивать тактильную чувствительность рук.
  • Развитие  речи через речевые игры, звукоподражание, речевая активность.
  • Совершенствовать эстетический вкус, воспитывать аккуратность в работе.

Далее я провела анализ внутренней ситуации в группе, оказалось, при количестве детей – 20всего – 30% детей владеют тонкими движениями рук и речь соответствует возрастным нормам. А у 70% детей – не владеют тонкими движениями рук, мышцы пальцев напряжены,  у многих детей пальцы сгибаются и разгибаются вместе и не могут двигаться изолированно. Этих ребятишек отличает общая скованность и медлительность в выполнении движений. Для них оказываются трудными многие упражнения: пальчики непослушные, малоподвижные, слишком напряжены, темп даже самых легких упражнений замедленный. Например, в начале  2014 – 2015 учебного года 14  детей  могли захватывать разные предметы, картинки, мелкие игрушки всей ладонью, а не двумя – тремя пальцами. Во время игр силой заталкивали предметы в отверстия или  емкости, так как не владели адекватным и рациональным способом действия.  

        Свою работу реализовала в трех направлениях:

  • с детьми
  • с педагогами
  • с родителями.

Перед тем как начать работу с детьми совместно с родителями оснастила предметно – развивающую среду в группе.

 I направление – работа с детьми.

        

Работа  по мелкой моторике шла в нескольких направлениях:

- Центр «Песок – вода»

Организуя игры с водой и песком, педагог не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляет элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развивает мелкую моторику ребенка. Малыши очень любят такие игры. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совка в формочку, в него можно закапывать различные предметы и откапывать их, строить горки и т.д. Игры с водой вызывают положительные эмоции, способствуют внутренней раскованности малыша. Здесь формируются навыки переливания, наливания, отжимания.

В зоне для игр с песком имеются  разнообразные  формочки, некрупные игрушки для закапывания, грабельки, палочки и т.д. Для игр с водой – набор резиновых и пластиковых игрушек, набор цветных камешков, ракушек и т.д.

- Уголок изобразительной деятельности. В этой зоне ребенок имеет возможность рисовать пальцем по манке, мелом на доске, может работать с соленым тестом, пластилином и бумагой. Большое внимание уделяю приобретению детьми сенсорного и сенсорно – моторного опыта. Акцент сделаю на получение ими впечатления от цветового пространства (разные фоны, краски по выбору, разнообразные формы листа). Создание детьми композиций (имеется в виду дополнение рисунка аппликацией или аппликации  рисунком) приобретают форму дизайна. Значительная роль отведена обыгрыванию рисунка с использованием лепки, мелких игрушек, что способствует накоплению представлений и развитию воображения.

-  Зона двигательной активности. Зону двигательной активности мы разделили на две части. В одной части активности сгруппированы крупные спортивные модули, такие как горка, качалка, круги – тоннель. В другой зоне (она находится в спальне) проложена «дорожка здоровья», включающие массажные коврики,  гимнастическую скамейку,  коврики разной фактуры. Здесь же находятся мячи  и другие пособия, необходимые для проведения утренней гимнастики и гимнастики пробуждения, для организации подвижных и самостоятельных игр детей этого возраста.

- Игровые двигательные модули. В этой зоне собраны технические игрушки: машины – самосвалы, грузовики, автобус, легковые автомобили каталки, коляски. Здесь же находятся машины, на которых малыши  могут кататься сами – велосипед. (Они дают возможность детям активно двигаться).

-  Центр развивающих игр. В данном месте в группе собраны игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, речи, воображения. В этой зоне  находятся матрешки с тремя, четырьмя, пятью вкладышами; игрушки – шнуровки разного вида, разные виды мозаик, наборы колец разной величины для нанизывания их на стержень, лото по разным тематикам, сюжетно – дидактические панно с прикрепляющимися  на пуговицах, кнопках, «липучках» изображениями животных и растений и других предметов и т. д.  В результате у детей  не только формируются мелкая моторика пальцев рук, но и координируется работа руки и глаза, обеих рук.

-  Дидактический стол. В зоне сенсорного развития находятся материалы, способствующие становлению зрительного, тактильного, слухового восприятия. Здесь дети усваивают форму, цвет, величину, обогащает активный и пассивный словарь. Дети сами выбирают  материал для работы.

- Игровая «жилая комната». Для успешного развития ребят важно, чтобы они с детства приобрели необходимые сведения об окружающих их предметах и явлениях, овладели определенными навыками действий с этими предметами. В игре они стараются подражать взрослым. В игровой «жилой комнате» собраны игрушки и предметы, которые максимально приближают детей к окружающим их предметам быта. Игровая мебель: кухня, кровать, гардероб, столик, гладильная доска и т. д. Игрушки: куклы, пупсы, комплекты постельного белья, спальные принадлежности, наборы для посуды и т. д.

        Работу по развитию движений пальцев и кисти рук проводила системно  в режиме дня. Большое внимание уделяла пальчиковой гимнастике. Сначала подобрала простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, также не забывала о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Вначале дети испытывали затруднения в выполнении многих упражнений. Каждый ребенок по -  своему реагировал на приглашение заняться пальчиковой гимнастикой. Были и такие дети, которые в самом начале обучения отказывались от гимнастики и наблюдали за происходящим. Поэтому отрабатывались упражнения постепенно и вначале выполняли пассивно в медленном темпе. Учитывала индивидуальный подход к каждому ребенку и особенности развития каждого ребенка. Моей задачей была – заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть тонкой моторику рук, превратив обучение в игру.

        До тех пор пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и, следовательно, мышления будет затруднено. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для формирования речи. Работу по пальчиковой гимнастике я проводила каждый день утром и после сна по 2 -3 минуты. Упражнения подбирала так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.

В конце года провела диагностику, которые дала такие результаты. Более у 70% детей -  пальчики становились более ловкими, кисти рук – подвижными, гибкими, исчезает скованность движений, дети начали овладевать сложными упражнениями.  Дети, которые раньше  плохо разговаривали – у них начал интенсивнее развиваться речь.

II направление – работа с педагогами.

        С целью реализации проекта  по проблеме «Как правильно использовать пальчиковые игры в работе с детьми раннего возраста», недостаточно изучено педагогами детского сада, недостаточно методических разработок и литературы, касающейся данной темы. Поэтому я поставила цель – глубже изучить тему «Пальчиковые игры» совместно с воспитателями. С ними была проведена семинар – практикум «Использование пальчиковой гимнастики для развития речи детей», также обобщила опыт «Сенсомоторное развитие в художественно – продуктивной деятельности детей в  младшей группе». Педагоги старших групп положительно отреагировали  работу по развитию мелкой моторики рук. Потому что в старшем дошкольном возрасте эта работа  - важная часть подготовки к школе, в частности, к письму. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Недостаточное развитие мелкой моторики, может привести к возникновению негативного отношения к учебе. Поэтому в старшем дошкольном возрасте надо уделять большое внимание развитию мелкой моторики и координации движений руки.

        Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь.

        III направление – работа с родителями.

К работе по развитию моторики  я подключала  и родителей. Многие мамы, бабушки лишают малышей возможности проявлять самостоятельность даже в застегивании пуговиц, молний, кнопок, потому что торопятся или считают своих детей слишком маленькими.

        На первый взгляд, отдельные бытовые умения не имеют никакого отношения к мелкой моторике, но в действительности они являются для нее базовыми, так как формируют ручную умелость. Кроме того, следует отметить, что, приобретая навыки самообслуживания и общаясь со взрослыми, ребенок продвигается и в речевом развитии. Также провела родителями индивидуальные работы, дала домашние задания по развитию мелкой моторики рук. Советую родителям учить ребенка манипулировать предметами – среди его игрушек обязательно должны быть различные пирамидки, матрешки, строительный материал, машинки, конструкторы.  Созданная совместно с родителями предметно – развивающая среда позволила мне эффективно и системно проводить свою работу.

        В октябре провела с родителями родительское собрание на тему: «Играем пальчиками и развиваем речь», где особое внимание уделялось, что начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с  самого раннего возраста.  А в ноябре месяце я  провела с родителями консультацию «Игры и упражнения по мелкой моторике», где они познакомились с пальчиковыми играми. Совместно с родителями была организована фотовыставка «Расти здоровый малыш».

        Работа по теме «Умные пальчики» продолжается. Я считаю, что внедрение данного проекта возможно с педагогами разных возрастных групп и в других дошкольных учреждениях.

Мониторинг проекта.

Диагностика.

Исследование уровня мелкой моторики проводилось на основе диагностики разработанные  по методике Печорой К.Л., Пантюхиной Г.В.,   Кабановой Т.В. и Доминой О.В. я составила свою диагностику. Она включала в себя 2 компонента.

1. Исследование кинестетической основы движений.

Педагог: Выполни мои инструкции.

  • Покажи «козу рогатую» (указательный палец и мизинец вытянуты вперед, остальные сжаты).
  • Покажи «ушки зайчика» (указательный и средний палец вытянуты вверх, остальные сжаты в кулак).
  • Покажи колечко (большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные развести в стороны).

2. Исследование кинетической основы движений.

Педагог: Выполни мои инструкции.

  • Поочередно согни пальцы правой и левой руки (чтение потешки «Сорока – сорока»).
  • Пальчики «здороваются» (поочередное касание пальцев руки, проделать то же самое  левой рукой).
  • Кулак – ладонь.

Для оценки мелкой моторики использовалась следующая шкала:

высокий уровень – правильно  выполняет все движения.

средний уровень – частично справился с заданием.

низкий уровень  -   не справился с задание

 Диагностика уровня детей по мелкой моторики

Диагностика на начало учебного года

   

Диагностика на конец учебного года

                       

        

        

        Заключительная диагностика показала, что у большинства детей развита мелкая моторика,  дети, ранее плохо владевшие речью, стали больше говорить с взрослыми, охотно общаться  со сверстниками.

   Литература

1. Белая А.Е., Мирлсова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. – М. АСТ., 1999.

  1. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения. – М., 2005.
  2.  Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Пальчиковая гимнастика. – М., Издательство ГНОМ и Д., 200Журнал. Дошкольное воспитание. № 3 за 1989.
  3. Журнал. Дошкольное воспитание. № 11 за 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Наши пальчики играли, наши пальчики считали...»

Игры и упражнения пальчиковой гимнастики.Старшая группа....

«Веселые пальчики». Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»

ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»«Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее дв...

Статья "Наши пальчики писали, наши пальчики устали!"

Развитие мелкой моторики у ребенка....

«Пальчик, пальчик, поиграй-ка».

Пальчиковые игры и физкульминутки собственного сочинения....

Наши пальчики играют! Гимнастика для пальчиков для тех, кому 2,3,4...

Буклет для родителей и воспитателей. В буклете отражены возрастные особенности развития тонкой моторики рук и игры для развития мелкой моторики рук....

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?».

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ  ИГРОВОЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА "ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?"...

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?».

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?».                      ...