Проект «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через физическое развитие»
проект по теме

Сотникова Ирина Владимировна

Цель проекта: организовать физическое воспитание в ДОУ таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребенку разностороннее и гармоничное развитие, помогало ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня; приобщение детей и родителей к физической культуре и здоровому образу жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zozh.docx24.98 КБ
Файл monitoring_k_proektu_zozh.docx26.25 КБ

Предварительный просмотр:

ЧАСТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"ПРАВОСЛАВНЫЙ ДЕТСКИЙ САД №1"

ПРОЕКТ

 «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через физическое развитие»

Выполнила воспитатель:

Сотникова И.В.

г. Смоленск

Содержание проекта

1. Паспорт проекта;

2. Пояснительная записка

3. Цель, задачи, сущность проекта, актуальность, практическая значимость проекта, принципы реализации проекта, объект, предмет, гипотеза, ожидаемый результат, модель реализации проекта.

4. Этапы реализации проекта: подготовительный, прогностический, практический, заключительный, презентационный.

5. Список использованной литературы.

6. Приложения

 

Паспорт проекта

Тема: «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через физическое развитие»

База исследования: ЧДОУ "Православный детский сад№1"

Участники проекта:  

Дети, воспитатели ЧДОУ, заведующий ЧДОУ, родители.

Условия реализации проекта

- Реализация здоровьесберегающих технологий по всем разделам образовательной программы;

- Соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену разнообразной деятельности и отдыха;

- Использование современных прогрессивных методов и приемов обучения;

- Индивидуальный подход к ребенку сообразно его уровню развития, биологическому и психологическому возрасту;

- Реализация различных форм систематической работы с родителями;

Развивающая среда ДОУ:

Физкультурный зал  в котором есть:

- стандартное и нестандартное оборудование;

- стена осанки;

  • Музыкальный зал
  • Физкультурные зал
  • Спортивная площадка (на участке детского сада)

Пояснительная записка

Формирование здорового подрастающего поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. Сегодня стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов. Это Закон Российской Федерации «Об образовании», где определены принципы государственной политики в области образования, первым из которых является «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей жизни и здоровье человека, свободного развития личности», а также Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; Указы Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации», Закон РФ «О физической культуре и спорте», «Конвенция о правах ребенка».

Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально – демографических групп населения России и особенно детей дошкольного и школьного возраста. Его решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.

Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности.

Успешное формирование основ ЗОЖ у дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно–образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении и семье, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребенок – педагог – родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагогический коллектив дошкольного учреждения.

Любая система не прослужит достаточно эффективно и долго, если она не будет совершенствоваться, обновляться, модернизироваться. Поэтому актуальнейшей задачей на современном этапе развития дошкольного образования является осмысление накопленного опыта сохранения и укрепления здоровья детей, оценка его эффективности и модернизация содержания физкультурно – оздоровительной деятельности.

Оснований модернизации содержания физкультурно – оздоровительной работы в дошкольном учреждении достаточно много. Но главным мы считаем следующее:

  1. 1.Необходимость становления у человека уже с детских лет позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих;
  2. 2.Необходимость преодоления узкоспециализированных подходов в организации оздоровительной деятельности и физического воспитания.

В укреплении и сохранении собственного здоровья определяющая роль принадлежит самому человеку. С этим неразрывно связано и его умение оценивать свое здоровье и свои физические возможности. Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания себя. Оно для ребенка дошкольного возраста предусматривает:

  • Знание правил гигиены и ухода за своим телом;
  • Знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;
  • Знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;
  • Знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности.

Предлагаемая педагогическая технология формирования у детей представлений о ЗОЖ основана на системном подходе и предлагает работу в следующих направлениях: специальная подготовка педагогов, взаимодействие педагогов с родителями, совместная деятельность педагогов, совместная деятельность педагогов с детьми, родителей и детей.

 

Обоснование проекта

Каждый из нас хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром, другими людьми. А ведь за всем этим стоит здоровый образ жизни. Именно он дает физические и духовные силы, здоровую нервную систему, способность противостоять вредным влияниям, чувствовать радость от того, что живешь.

Здоровье и здоровый образ жизни

мы пришли к выводу, что именно в дошкольном возрасте необходимо формировать здоровый образ жизни (ЗОЖ), прививать детям интерес к занятиям физической культурой, следить за их физическим развитием, закаливать организм ребенка, создавая, тем самым, крепкую базу здоровья.

Цель проекта: организовать физическое воспитание в ДОУ таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребенку разностороннее и гармоничное развитие, помогало ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня; приобщение детей и родителей к физической культуре и здоровому образу жизни.

Задачи.

Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни, стремление к  сохранению и укреплению своего здоровья средствами физической культуры.

Способствовать повышению резервных сил организма за счет функциональных возможностей.

Повышать педагогическую компетентность родителей в воспитании здорового ребенка через вовлечение их в совместную деятельность.

Сущность проекта: Успешное решение поставленных задач и выполнение требований Госстандарта возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания (физических упражнений, рационального режима, закаливания, составляющих триаду здоровья).

Актуальность: Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. Известно, что здоровье только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем на половину – от образа жизни человека. Забота о ЗОЖ – это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов.

Практическая значимость: Валеологические знания и умения, массаж, закаливание приучают ребенка сознательно относиться к своему здоровью; утренняя ритмическая гимнастика, бег, ООД по физической культуре, дыхательные упражнения, и т.д. – к ежедневным занятиям по физической культуре; подвижные игры способствуют развитию речи, внимания, памяти, логики, смекалки, физических и нравственных качеств.

Принципы реализации проекта

1. Доступность – учет возрастных особенностей детей

- адаптированность материала к возрасту;

2. Систематичность и последовательность

- постепенная подача материала от простого к сложному

- частое повторение усвоенных правил и норм;

3. Дифференциация – создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребенком.

4. Динамичность – интеграция образовательных областей 

Объект: Физическое воспитание детей дошкольного возраста.

Предмет: Уровень физической подготовленности детей и показатели       здоровья детей дошкольного возраста.

Гипотеза: Здоровье детей будет сохраняться, укрепляться и развиваться, а физические качества будут эффективно совершенствоваться при условии, если будет разработана система работы с детьми и их родителями по физическому воспитанию и оздоровлению с использованием инновационных здоровьесберегающих технологий, новых активных форм работы с родителями по формированию привычки к здоровому образу жизни.

Ожидаемый результат:

  • Снижение уровня заболеваемости.
  • Повышение уровня физической подготовленности.
  • Сформированность осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.
  • Благотворное влияние на развитие речи, расширение кругозора, физических и нравственных качеств, сохранение и укрепление здоровья.

Модель реализации проекта 

Этапы реализации проекта:

 

I этап - подготовительный:

Цель: Изучение возможностей и потребностей педагогического коллектива и родителей по оздоровлению детей.

Задачи:

1. Проведение мониторинга состояния работы по здоровьесбережению детей:

- исследование состояния здоровья детей;

- диагностика физической подготовленности дошкольников

2. Изучение уровня осведомленности и мотивации родителей в вопросах формирования, укрепления и поддержания здоровья дошкольников:

анкетирование родителей

3. Изучение научно-методической литературы по проблеме:

- новых методик и технологий физического развития и оздоровления детей;

- анализ существующих   инновационных форм работы методической службы;

подбор новых более эффективных форм работы с родителями.

Содержание I этапа:

- Анализ научно – методической литературы;

- Разработка опытно-экспериментального проекта программы «Пути оптимизации здоровья детей»

- Создание материально-технических, кадровых, организационных, научно методических условий;

- Оценка степени развития заболеваний и имеющихся морфофункциональных нарушений в развитии детей;

- Анкетирование родителей.

Ожидаемый результат:

Педагоги теоретически подготовлены к проведению экспериментальной работы (изучена литература, проанализированы ресурсы, спланирована работа, проведен мониторинг, разработан опытно-экспериментальный проект «Пути оптимизации здоровья детей»).

 

II этап - прогностический:

Цель: Введение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ  

Задачи:

- Подобрать формы и методы оздоровления детей

- Подобрать комплекс оздоровительных мероприятий для возможной реализации в разных возрастных группах.

Содержание II этапа:

- Повышение компетентности педагогов в сфере здоровья (педагогические советы, семинары – практикумы, консультации, мастер-классы, круглые столы)-  

- Разработка закаливающих мероприятий для всех возрастных групп

- Разработать и внедрить перспективный план физкультурно–оздоровительной работы и комплексы упражнений для детей с нарушением осанки и коррекцией стопы, с использованием стены осанки, тренажеров, корригирующих дорожек.

- Разработать и внедрить комплексы гимнастики пробуждения под музыку

Ожидаемый результат:

Внедрение здоровьесберегающих технологий во все виды деятельности. У детей появился достаточный уровень знаний о пользе и закаливании организма, правилах ухода за телом. Повысился интерес к научно-поисковой работе у педагогов и родителей. Дети владеют культурно-гигиеническими навыками, знают о значении витаминов для здоровья человека. Дети получили представления о том, чему учат в школе, о многообразии пространственных отношений в окружающем мире, о роли времени в природе и в жизни людей, о важности мышления для учебы.

 

III этап – практический

Цель: Создание условий для психологического комфорта и сохранения здоровья детей.

Задачи:

- Создать и поддержать условия для творческой работы педагогов;

- Информирование сотрудников и родителей о реализации проекта

- Внедрение современных форм работы с семьей по формированию потребности воспитанников в здоровом образе жизни:  

- Ввести в систему физкультурно-оздоровительной работы и воспитательно-образовательного процесса здоровьесберегающие компоненты –  (утренняя ритмическая гимнастика (танцевально-игровая гимнастика для детей),  дыхательные упражнения, физкультминутки, пальчиковая гимнастика, релаксация, подвижные игры, игры–эстафеты,  опытно-экспериментальная работа, дидактические игры.

- Постоянно анализировать результаты работы по здоровьесбережению;

Содержание III этапа

- Освоение педагогами здоровьесберегающих технологий;

- Организация работы с родителями и социумом.

Ожидаемый результат.

Расширение кругозора детей в вопросах сохранения здоровья и организации ЗОЖ, повышения общего развития, обеспечение программного уровня развития движений и двигательных способностей детей,

снижение заболеваемости и заинтересованности родителей данной проблемой.

IV этап- заключительный

Цель: Совершенствование результатов проекта.

Задачи:

- Содействовать развитию физических, познавательных, музыкальных возможностей детей;

- Развивать познавательную активность детей;

- Активно вовлекать в работу родителей по воспитанию и формированию основ ЗОЖ.

Содержание IV этапа:

Исследование эффективности проводимой работы деятельности на основе анализа мониторинга

- исследование состояния здоровья детей за 2 года  

-мониторинг физической подготовленности дошкольников за 3 года 

- Обобщение опыта на конференциях, творческих отчетов в конце учебного года и т.д.

Результативность

Таким образом, целостная система образования, оздоровления, психолого-педагогического сопровождения, основанная на педагогических инновациях способствует гармоничному физическому развитию детей. В целом, эффективность здоровьеориентированной деятельности в детском саду прослеживается в возросшем уровне компетентности педагогов в вопросах здоровьесбережения, а также в целом в активизации оздоровительной деятельности в детском саду. Это в конечном итоге положительно повлияло на развитие двигательной активности ребенка, развитие физических качеств и, в целом благоприятно сказалось на состоянии здоровья детей, что выразилось в снижении простудных заболеваний. Опрос родителей показал, что главным для них является физическое и психическое здоровье ребёнка. Большинство семей настроено на активное сотрудничество с детским садом в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей.

Полученные ребенком знания, представления о себе, своем здоровье и физической культуре позволили найти способы укрепления и сохранения здоровья.          

 



Предварительный просмотр:

ЧАСТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"ПРАВОСЛАВНЫЙ ДЕТСКИЙ САД №1"

Мониторинг

по проекту                                                          

«Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через физическое развитие»

                                                                                                                              Воспитатель:

                                                                                                                               Сотникова И.В.

                                                                   

г. Смоленск

Задания к мониторингу «Физическое развитие»                                                                                "Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через физическое развитие" средняя группа

                                           

  1. Уровень сформированности начальных представлений о ЗОЖ:

А) Дидактическая игра «Для чего нужны человеку части тела?»

Задание:

Воспитатель просит ребенка объяснить для чего нужны:

- руки (помогают делать много разных дел…)

- ноги (помогают двигаться)

- рот (говорить, есть)

- зубы (жуют)

- язык (помогает жевать, пробует на вкус, говорить)

- кожа (чувствует)

- нос (дышит, улавливает запахи)

- уши (слышат)

- глаза (видят).

Б) Дидактическое упражнение «Продолжи предложение»

Задание:

- «Я чищу зубы – значит, у меня они будут… (крепкими и здоровыми)».

- «Если я промочу ноги, то… (я заболею)».

- «Чтобы не болеть, нужно…(закаляться, делать зарядку, кушать овощи и фрукты, принимать витамины и др.)».

  1. Уровень соблюдения элементарных правил гигиены (в ходе наблюдений):

- по мере необходимости моет руки с мылом

- пользуется расческой, носовым платком

- прикрывает рот при кашле

- правильно пользуется столовыми приборами (ложкой, вилкой), салфеткой

- полощет  рот после еды

Критерии оценки:

3 балла – все задания ребенок выполняет самостоятельно, без напоминаний взрослого.

2 балла – все задания ребенок выполняет самостоятельно после словесной подсказки взрослого.

1 балл – ребенок не справляется с заданиями даже с помощью взрослого.

Мониторинг образовательного процесса

по образовательному модулю  «Физическое развитие»                             «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через физическое развитие»

Группа _____________________________

Дата проведения мониторинга  _______________________________

№/п

Фамилия, имя ребенка

 Уровень овладения необходимыми навыками и умениями

Уровень сформированности начальных представлений о ЗОЖ

Воспитание культурно-гигиенических навыков

        Итого

н

к

н

к

н

к

Итог

в-

с-

н-

в-

с-

н

Критерии оценки:

3 балла — делает все самостоятельно,

2 балла — делает самостоятельно, при затруднении обращается за помощью к взрослым,          1  балл — в большей степени не справляется с предложенными заданиями.

Задания к мониторингу 

 "Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через физическое развитие" старшая группа

                                                                                                                                         

1. Уровень сформированности начальных представлений о ЗОЖ:

Беседа с детьми (индивидуально):

а) Почему нужно правильно питаться? Какие продукты являются полезными для организма, а какие вредными?

б) Как правильно двигаться? Зачем человеку нужно спать? Что способствует разрушению здоровья человека?

в) Какое значение для здоровья человека имеет ежедневная утренняя гимнастика, закаливание организма, соблюдения режима дня, личной гигиены?

 г) Как ты отдыхаешь в детском саду, дома? (активный отдых)

д) Что нужно делать, если человек заболел?

Критерии оценки:

3 балла – на все вопросы ребенок отвечает самостоятельно и правильно, понимая содержание заданных вопросов.

2 балла – на все вопросы ребенок отвечает правильно после небольшой словесной подсказки взрослого.

1 балл – ребенок не справляется с заданиями даже с помощью взрослого.

2. Уровень соблюдения культурно-гигиенических навыков (в ходе наблюдений):

а) Умение быстро и правильно умываться, насухо вытираться, пользуясь индивидуальным полотенцем.

б) Сформированность ежедневной привычки чистить зубы, полоскать рот после еды, мыть ноги перед сном.

в) Умение правильно использовать носовой платок и расческу, следить за своим внешним видом.

г) Умение быстро раздеваться и одеваться, вешать одежду в определенном порядке, следить за чистотой одежды и обуви.

д) Правильно пользуется столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), салфеткой, умеет принимать пищу аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом.

е) Умение обращаться с просьбой, благодарить.

Критерии оценки:

3 балла – все задания ребенок выполняет самостоятельно, без напоминаний взрослого.

2 балла – все задания ребенок выполняет самостоятельно после словесной подсказки взрослого.

Мониторинг образовательного процесса

по образовательному модулю  «Физическое развитие»  

"Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через физическое развитие"

                           

Группа ______________________________

Дата проведения мониторинга  _______________________________

№/п

Фамилия, имя ребенка

 Уровень овладения необходимыми навыками и умениями

Уровень сформированности  начальных представлений о ЗОЖ

Воспитание культурно-гигиенических навыков

        Итого

н

к

н

к

н

к

Итог

в-

с-

н-

в-

с-

н

Критерии оценки:

3 балла — делает все самостоятельно,

2 балла — делает самостоятельно, при затруднении обращается за помощью к взрослым,          1  балл — в большей степени не справляется с предложенными заданиями.

Задания к мониторингу

"Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через физическое развитие" подготовительная группа

                                                                                                                                       

1. Уровень сформированности начальных представлений о ЗОЖ:

Беседа с детьми (индивидуально):

а) Какие органы в человеке самые главные?

б) Как правильно питаться? Сколько человеку нужно съесть? С чего нужно начинать обед и чем заканчивать? Можно ли питаться одним и тем же любимым блюдом каждый день? Почему? Для чего человеку нужна вода?

в) Нужно ли делать зарядку, заниматься спортом? Почему? Покажи свое любимое упражнение.

г) Как ты отдыхаешь в детском саду, дома? (активный отдых)

д) Зачем нужно закаляться? Как можно закаляться?

Критерии оценки:

3 балла – на все вопросы ребенок отвечает самостоятельно и правильно, понимая содержание заданных вопросов.

2 балла – на все вопросы ребенок отвечает правильно после небольшой словесной подсказки взрослого.

1 балл – ребенок не справляется с заданиями даже с помощью взрослого.

2. Уровень соблюдения культурно-гигиенических навыков (в ходе наблюдений):

а) Умение быстро и правильно умываться, насухо вытираться, пользуясь индивидуальным полотенцем.

б) Сформированность ежедневной привычки чистить зубы, полоскать рот после еды, мыть ноги перед сном.

в) Умение правильно использовать носовой платок и расческу, следить за своим внешним видом.

г) Умение быстро раздеваться и одеваться, вешать одежду в определенном порядке, следить за чистотой одежды и обуви.

д) Правильно пользуется столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), салфеткой, умеет принимать пищу аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом.

е) Умение обращаться с просьбой, благодарить.

Критерии оценки:

3 балла – все задания ребенок выполняет самостоятельно, без напоминаний взрослого.

2 балла – все задания ребенок выполняет самостоятельно после словесной подсказки взрослого.

1 балл – ребенок не справляется с заданиями даже с помощью взрослого.

Мониторинг образовательного процесса

по образовательному модулю  «Физическое развитие 

"Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через физическое развитие "  

                           

Группа _____________________________

Дата проведения мониторинга  _______________________________

№/п

Фамилия, имя ребенка

 Уровень овладения необходимыми навыками и умениями

Уровень сформированности начальных представлений о ЗОЖ

Воспитание культурно-гигиенических навыков

        Итого

н

к

н

к

н

к

Итог

в-

с-

н-

в-

с-

н

Критерии оценки:

3 балла — делает все самостоятельно,

2 балла — делает самостоятельно, при затруднении обращается за помощью к взрослым,          1  балл — в большей степени не справляется с предложенными заданиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных методик оздоровления

Дошкольное детство  является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка и развития физических качеств. Поэтому охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей является о...

Проект по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста «Я хочу здоровым быть!»

Здоровье - это драгоценность (и при этом единственная) ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяческих благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, пос...

Проект по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через физическое развитие в средней группе "Будь здоров!"

Цель проекта: повысить стремление родителей использовать двигательную деятельность с детьми, для формирования основ здорового образа жизни....

Проект «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» .

Содержание Введение………………………………………………………&h...

Проект "Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Здоровье детей и их развитие – одна из главных проблем семьи и детского сада....

Проект по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через физическое развитие «Быть здоровыми хотим!»

Наше будущее – это наши дети. Наша Родина Россия только тогда будет сильной, процветающей и конкурентно-способной страной, когда будет здоровым ее подрастающее поколение. Задача охраны, сохранен...