Понятие о досуговой деятельности в методической литературе
методическая разработка на тему

Вершинина Елена Александровна

Досуг , виды досуга, досуговые мероприятия, методические рекомендации, игровые методы и приемы

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Понятие о досуговой деятельности в методической литературе

Досуг представляет собой часть свободного времени человека, которая тратится на отдых или на развитие личности, это важная часть жизни и показатель индивидуальной образованности, как отдельного человека, так и общества в целом.

Выделяют разные формы досуга. Такие формы досуга как самодеятельное объединение по интересам, массовые праздники - благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми.

Согласно А. Стрельцову, можно выделить следующие части досуга:

  • активный отдых;
  • потребление культурных ценностей;
  • самообразование;
  • культурно-творческие занятия;
  • игровая деятельность;
  • досуговое общение;
  • пассивный отдых;

Отдых является самым простым видом досуга. Он представляет собой действия, направленные на восстановление сил. Выделяют активный и пассивный отдых.

Пассивный отдых, хотя является неотъемлемым элементом жизни человека, служит для снятия утомления и восстановления сил, нельзя в полной мере назвать позитивным досугом.

В то же время, такой отдых является подготовительной ступенью к более сложным и творческим видам досуговой деятельности.

Для активного отдыха характерно воспроизведение сил человека с превышением исходного уровня. Кроме того, во время активного отдыха задействуются те мышцы, психические функции и процессы, которые не нашли применения в труде. Активные движения, общение, быстрая смена эмоциональных воздействий в процессе активного отдыха приносят человеку не только физическое, но и моральное удовлетворение.  Однако, в отличие от пассивного отдыха, для активного отдыха необходимо некоторое количество свежих сил. К активным видам отдыха можно относить физкультуру, спорт, физические и психические упражнения, туризм, игры.

Следующим видом досуговой деятельности являются развлечения. Это такие виды деятельности, благодаря которым человек может улучшить настроение, отдохнуть от повседневных забот.

Развлечения отличаются от отдыха тем, что в процессе развлечений происходит восстановление психического, а не физического состояния, снятие психологического переутомления, расслабление. Для развлечения требуется создание некоторой эмоциональной нагрузки. Следовательно, развлечения требуют особой эмоциональной нагрузки.

К третьему виду можно отнести познавательную деятельность. Это чтение серьёзной литературы, посещение концертов, спектаклей, выставок, музеев, научных лекций и т.д.

Отличие данного уровня досуга от предыдущего заключается в направленности усилий человека на расширение кругозора, развитие умственных способностей, культурное просвещение. Этот вид досуга отличает систематичность.

Еще одним видом досуговой деятельности является творчество. Этот способ досуга рассчитан на создание, а не потребление культурных ценностей, и в этом его основное отличие от предыдущего уровня. Он приносит наивысший уровень удовлетворения и наиболее эффективен с точки зрения духовного самосовершенствования.

Проблема организации досуга ребенка-дошкольника является крайне важной как для становления личности, индивидуализации интересов, развития общих и специальных способностей, так и для успешной социализации. При этом, организуя структуру свободного времени ребенка, родители реализуют свои педагогические установки и ценности. Досуг дошкольников может включать в себя игровую деятельность, сюжетно ролевые игры, игры с правилами и др. Большое влияние могут оказывать спортивные походы. В настоящее время так же есть возможность посещения различных спортивных и развлекательно-спортивных сооружений, учреждений: катки и ролледромы, бассейны, фитнес-центры, центры скалолазания, батутные центры, верёвочные парки и многое другое.

Семейный досуг имеет самостоятельную педагогическую ценность, т.к. оказывает воспитательное и развивающее воздействие на все динамично развивающие стороны жизнедеятельности ребенка - поддерживание физических и духовных сил ребенка, укрепление здоровья, пропаганда здорового образа жизни и др.

В процессе досуговой деятельности под влиянием взрослого у ребенка формируются представления (знания) о здоровом образе жизни, о мерах профилактики, о ценности здоровья собственного и окружающих.

Среди основных досуговых мероприятий, направленных на формирование у старших дошкольников представлений о здоровом образе жизни можно выделить следующие:

- просмотр мультфильмов («Мойдодыр», «Про бегемота, который  боялся прививок» и др.)

- Беседы о здоровом образе жизни (в непринужденной обстановке и форме. Например: «От простой воды и мыла у микробов тают силы», «Путешествие за витаминами», «Чистота здоровье нашей кожи»).

- Прослушивание сказок и рассказов о здоровом образе жизни («Федорино горе», «Сказка про здоровье» и др.)

- Различного рода гимнастики: дыхательная, для глаз, пальчиковая и др.

- Игры (д/игры «Мы закаляемся», «Витаминное лото», «Азбука настроения»).

- Праздники («Мама, папа, я - спортивная семья», «Движение – это жизнь», «Что такое здоровье и как его преумножить»).

Таким образом, можно определить и организовать различные виды досуговой деятельности детей. Главное, чтобы мероприятия не навредили, а принесли определенную пользу не только ребенку, но и его родителям, педагогам.

        

 Методические рекомендации по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста в досуговой деятельности

      В качестве рекомендаций предлагаем комплекс мероприятий, разработанный нами с целью формирования у детей подготовительной группы представлений о здоровом образе жизни в досуговой деятельности.

Комплексно-тематическое планирование

№№ме

Тема и форма досуговой деятельности

Цель

Сентябрь

Физкультурное развлечение

 «Движение - это жизнь»

прививать любовь к спорту, как к одному из критериев ЗОЖ.

Рассматривание картины о строение тела человека.

дать детям представления о строении собственного тела, расширять представления о своем организме, о его строении.

Октябрь

Беседа

«Спортсмены»

обогащать знания детей о видах спорта; дать представление о пользе занятий спортом.

Дыхательная гимнастика

Научить детей правильно дышать через нос, рот, и при дыхании выполнять различные упражнения.

Физкультурный праздник

«Что такое здоровье и как его преумножить».

Закрепить понятие «здоровье», расширить знания детей о профилактических мерах по предупреждению заболеваний и травм; развивать диалогическую речь, учить пользоваться накопленным опытом.

Пальчиковые игры

 Активизировать мелкую моторику детей, снять статическое напряжение.
 Развивать речь, память, мышление, воображение, творческую фантазию и эмоциональную сферу детей, снимать умственное и психологическое напряжение во время занятий, развивать координацию и моторику.

Ноябрь

Дидактическая игра

«Покажи, что нарисовано»

(изображают движениями, что нарисовано на картинке)

Развитие двигательной активности, зрительного восприятия.

  • Игры-эстафеты: «Кто больше соберет»
  • «Передай другому»
  • «Перевези урожай»
  • «Перетяни канат»

Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни; способствовать сплочению ребят, научит их играть в команде, соревноваться.

Гимнастика для глаз (ежедневно)

Способствует снятию статического напряжения мышц глаза, улучшению кровообращения 

Декабрь

Физкультурный досуг

«Я и мои друзья»

Прививать любовь к спорту; развивать физические качества, умение гордиться своими достижениями и достижениями своих товарищей.

Упражнения  для профилактики плоскостопия «Кто больше соберет» (используя шишки сосны)

Улучшение кровообращения стоп, координации движений.

Январь

Самостоятельные игры в спортивном уголке с обручами, детскими эспандерами, резиновыми кольцами.

Развитие движений и совершенствование двигательных функцийприобщение детей к занятиям физической культуры и спорту.

Самомассаж

Создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.

Научить детей ответственно и осознанно относиться к своему здоровью.

Разъяснить, что человек в силах уберечь себя от болезней.

Сформировать привычку к здоровому образу жизни.

Привитие навыков элементарного самомассажа рук, ног, головы, лица.

Физкультурный досуг

«Мы сильные и ловкие»

Обеспечить укрепление здоровья детей с помощью комплекса физических упражнений, подвижных игр; развивать физические и морально-волевые качества (быстрота, ловкость, выдержка, организованность, дисциплинированность, настойчивость, дружеские взаимоотношения, сопереживание успехам товарища и его неудачам). 

Чтение художественной  литературы: «Сказка о здоровом питании» В.И. Ковальчук;  «Айболит» К. Чуковский; Барто А. «Девочка чумазая»; Чуковский К. «Мойдодыр»

Формирование целостного понимания здорового образа жизни.

Воспитание потребности в здоровье у детей.

Создание правильных представлений у детей о здоровом образе жизни.

Февраль

Игра – викторина

«Если хочешь быть здоров!»

 

Учить детей знать полезные и вредные продукты питания. Побуждать детей отвечать на вопросы, делать выводы и находить решение в предложенных ситуациях

Физкультурный досуг

«Бравые солдаты» (23 февраля)

Расширять представления детей о международных и государственных праздниках. Развивать чувство сопричастности к народным торжествам. Развивать творческие способности, любознательность, память, воображение, умение правильно вести себя в различных ситуациях.

Просмотр мультфильмов:

«Здоровье начинается дома», «Мойдодыр», «Королева Зубная щетка», «Митя и микробус», «Сестрички-привычки»

Пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровье дошкольников

Март

Беседы: «Уроки гигиены»

«Чистая вода – для хвори беда».

«Уроки гигиены»

«Здоровье в порядке, спасибо зарядке»

Помочь детям в занимательной форме, играх усвоить понятие “здоровый образ жизни”, “охрана здоровья”, убедить в необходимости соблюдения личной гигиены.

Привитие навыков здорового образа жизни, учить детей самостоятельно следить за своим здоровьем.

Физкультурный досуг

«Цирк»

Формировать у дошкольников умение активно проводить досуг. Содействовать созданию обстановки общей радости, хорошего настроения. Воспитывать желание принимать участие в соревнованиях. Развивать психофизические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость, а также инициативу, смелость.

Апрель

Беседа

«Почему мы болеем?».

Сформировать  представление о здоровье, болезнях и микробах.

Продолжать формировать навыки здорового образа жизни. Активизировать словарь детей по теме

Физкультурный досуг

«Посоревнуемся»

Приобщать детей к интересной и полезной деятельности. Поддерживать желание дошкольников в активной физической деятельности. Развивать психофизические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость. Доставить детям радость, эмоциональный настрой.

Май

Точечный массаж

«Я здоровье берегу!»

Научить детей самостоятельно следить за своим здоровьем, знать простейшие приёмы самооздоровления   (точечный массаж, ароматерапия, закаливание).

«Знакомьтесь витамины».

Закрепить  знания о значении витаминов для здоровья человека.

Воспитывать желание вести ЗОЖ.

Приведем примеры некоторых видов досуговой деятельности детей в ДОО.

Дыхательная гимнастика. Среди методов физического воспитания, имеющих хорошее оздоровительное значение, в ДОУ в настоящее время все большее распространение получает дыхательная гимнастика. Патологические изменения, возникающие при простудных заболеваниях, ослабляют дыхательную мускулатуру, что ведет к ухудшению легочной вентиляции. Воздействуя физическими методами, восстанавливаем расстроенные функции дыхания, предупреждаем развитие и устраняем имеющиеся изменения в бронхолегочной системе, следствием которых бывают явления кислородной недостаточности. Поэтому большое внимание уделяю использованию на занятиях элементов дыхательных гимнастик, что способствует развитию дыхательной мускулатуры, увеличению подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшению кровообращения в легких.

Гимнастика для глаз. Уже при посещении детского дошкольного учреждения ребенок может испытывать длительные зрительные нагрузки. Речь идет о занятиях рисованием, лепкой, конструированием, которые требуют напряжения глаз, сосредоточения внимания на одной точке. Такие нагрузки увеличиваются в школе, на уроках. Специальные упражнения помогут снять зрительное напряжение, дать возможность глазам отдохнуть. Итак, для детей дошкольного возраста рекомендуется делать дважды в день следующее: 

  • движение глазами вправо-влево. Воспитатель показывает их детям сначала в медленном темпе, предлагая представить себя хитрой лисицей, которая высматривает зайца. Затем такие движения выполняются в ускоренном темпе. В конце глаза закрываются.  
  • Зажмуривание с широким открытием глаз. Воспитатель показывает, как сильно нужно зажмурить глазки на 4-5 секунд, а затем открыть их широко-широко, как бы сильно удивляясь. 
  • Чешем носик. Рука вытягивается полностью, указательный пальчик помещается напротив носа. Глаза смотрят на приближающийся издали палец, который легонько почесывает нос и медленно удаляется. 

Еще одно упражнение с геометрическими фигурами — «Покажи глазами». Воспитатель на доске прикрепляет в ряд 6-7 геометрических фигур. Задача ребенка — по заданию педагога, глазами, без поворота головы показать фигуру, которую он называет. Упражнение представляет собой перемещение глаз и закрепление знаний о форме.

Пальчиковая гимнастика. Учёные давно установили тесную связь между общей двигательной системой человека и речевой функцией. В частности, существует связь между речевым центром и руками. Благодаря гармонизации работы органов речи с мелкой моторикой рук и движениями тела малыш может нормализовать темп своей речи, избавиться от её монотонности, соблюдать речевые паузы, кроме того, у него снижается психическое напряжение.

Самомассаж и массаж. Как лечебное средство они были известны ещё в глубокой древности. При систематическом массаже усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами, нормализуется мышечный тонус, происходит стимуляция тактильных ощущений.

Закаливание. Так же как и массаж, закаливание – важное средство физической культуры, с помощью которого последовательно повышается сопротивляемость организма вредным влияниям окружающей среды. Закаливание детей в ДОУ предусматривает строгое соблюдение рациональных гигиенических условий и требований: чистый воздух, оптимальные соотношения температуры воздуха в помещениях и адекватная одежда, активный двигательный режим и другое.

В работе можно использовать игровые методы и приемы. Продуманная методика проведения дидактических игр по формированию представлений о культуре здоровья и здоровом образе жизни у дошкольников способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка и помогает воспитать его здоровым, бодрым, жизнерадостным, активным, умеющим самостоятельно и творчески решать самые разнообразные задачи. Можно разделить все игры на группы. Приведем пример.

Тема: «Ребенок и здоровье»

Игра «Кому что нужно»

Цель: закрепить знания детей о предметах, необходимых для работы врачу, повару, продавцу.

Материал: круг, поделенный на сектора, в каждом из них картинки с изображением предметов, необходимых для работы врачу, повару, продавцу, в середине круга стрелки, на них изображены врач, повар, продавец.

1. Ход игры: воспитатель предлагает ребёнку найти предмет, необходимый для работы врачу (повару, продавцу).

Игра «Разложи картинки по порядку»

Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.

Материал: картинки с изображением моментов распорядка дня

Ход игры: воспитатель говорит о том, что волшебник Путаница перепутал картинки распорядка дня, и предлагает разложить картинки по порядку. Воспитатель подводит итог высказываниям детей. Каждое утром, чтобы быть здоровым, мы начинаем с зарядки. Чтобы расти нам сильными, ловкими и смелыми, ежедневно поутру мы зарядку делаем.

Воспитатель предлагает каждому вспомнить своё любимое упражнение, показать и всем вместе выполнить его.

Игра «Мой день»

Цель: рассказать о режиме дня; учить объяснять и доказывать свою точку зрения; учить находить нарушения закономерностей в последовательном ряду.

Оборудование: 3-4 комплекта карточек с изображениями разных режимных моментов.

Ход игры: Располагать карточки надо последовательно, в соответствии с режимом  (от утреннего подъёма до укладывания спать вечером), объяснить детям, почему так, а не иначе следует выкладывать карточки.

Вариант 1. Соревнование «Кто быстрее выложит ряд?».

Вариант2. «Продолжи ряд». Воспитатель начинает выкладывать последовательность, а ребёнок продолжает.

Вариант3. «Исправь ошибку». Воспитатель выкладывает всю последовательность карточек, нарушив её в одном или нескольких местах, дети находят и исправляют ошибки.

Тема: «Полезные продукты»                                                          

Игра «Чудесный мешочек»

Цель: уточнить названия фруктов, овощей, формировать умения определять их на ощупь, называть и описывать.

Материал: мешочек, муляжи овощей, фруктов

Ход игры: воспитатель показывает группе «чудесный мешочек» с муляжами овощей, фруктов и предлагает детям узнать, что находится в «чудесном мешочке». Ребёнок опускает руку в «чудесный мешочек» и на ощупь определяет его, затем достаёт и описывает по схеме. Воспитатель даёт образец описания овощей, фруктов.

- У меня помидор, он красный, круглый, гладкий. А у тебя?

Если дети затрудняются ответить, воспитатель задаёт наводящие вопросы: какой формы? Какого цвета? Какой на ощупь?

Дети складывают все овощи, фрукты на поднос.

Игра «Угадай на вкус»

Цель: уточнить названия фруктов, овощей, формировать умения определять их на вкус, называть и описывать.

Материал:  тарелка с нарезанными овощами, фруктами

 Ход игры: воспитатель вносит тарелку с нарезанными овощами, фруктами, предлагает детям попробовать кусочек какого-то  овоща, фрукта и задаёт вопросы: «Что это?»,  «Какой на вкус?», «Кислый, как что?», «Сладкий, как что?»

Игра «Узнай и назови овощи»

Цель: закрепить названия фруктов, овощей, формировать умения узнавать их по описанию воспитателя

Ход игры: воспитатель описывает какой-либо овощ (фрукт), а дети должны назвать этот овощ (фрукт).

  Тема: «Тело человека»

Игра «Угадай по запаху»

Цель: формировать представления о помощнике человека (нос), развивать навыки исследования предметов с помощью соответствующего органа чувств.

Материал: баночки с различными запахами (ваниль, апельсин, мыло).

Ход игры: воспитатель предлагает детям понюхать баночки с различными запахами и спрашивает:

- Что помогло вам почувствовать этот запах?

– Где можно почувствовать такой запах?

«Игра с микрофоном»

Цель: систематизировать представления детей о частях тела, развивать речь, воспитывать умение слушать друг друга

Материал: микрофон

Ход игры: воспитатель начинает предложение, а ребёнок продолжает его, говоря в микрофон.

Я – голова, я умею … думать, но не умею говорить.

Я – нога, я умею …  ходить, но не        умею рисовать.

Я – рука, я умею … рисовать, но не умею слушать … и т.д.

Игра «Ты – моя частичка»

Цель: систематизировать представления детей о частях тела, развивать речь, внимание, память.

Материал:  мяч

Ход игры:   воспитатель бросает мяч каждому ребёнку, задавая вопрос.

Я – личико, ты – моя частичка. Ты кто? (глаза, бровь, нос и т.д.)

Я – голова, ты – моя частичка. Ты кто? (волосы, уши …)

Я – туловище, ты – моя частичка. Ты кто? (спина, живот ...).        

Подвижные игры являются самым универсальным и доступным средством развития двигательной сферы детей. Игры оказывают всестороннее, комплексное воздействие на организм ребёнка, способствуют не только физическому, но и нравственному, умственному, трудовому и эстетическому воспитанию дошкольников. При помощи различных игровых движений и ситуаций ребёнок познаёт мир, получает новую информацию и знания, осваивает речь. Благодаря движениям повышается общий жизненный тонус организма ребёнка, возрастает работоспособность, выносливость, устойчивость к болезням.

Еще одним видом досуговой деятельности является «Театр физического воспитания дошкольников». Это новый подход к физическому воспитанию, предполагающий использование новой методики физического развития детей. Театр – это игровая по форме, новая система физического оздоровления, коррекции, профилактики и творческого самовыражения детей. Каждое учебное занятие, согласно программе «Театр физического воспитания дошкольников», представляет собой ситуационную мини – игру (СМИ), в которой дети вступают в этап ролевой или «подражательной», имитационной игры, выступая то в ролях животных, то в роли птиц, насекомых или сказочных героев. Во время занятий регулярно используются картинки – схемы, музыка.

А также в своей работе можно использовать просмотр мультфильмов («Мойдодыр», «Планета вредных привычек», «Азбука здоровья» и т. д.), чтение художественной литературы (И. Демьянов «Замарашка», А. Кондратьев «Зеркало», Р. Сеф «Мыло»), праздники: «Мама, папа, я спортивная семья», «Движение - это жизнь», «Я и мои друзья», «Что такое здоровье, и как его предупредить» и т. д.

Одним из видов коллективного проведения досуга в дошкольных учреждениях являются праздники. Подготовка и проведение праздника для детей – долгая, кропотливая и сложная работа, требующая сложной совместной деятельности взрослых, воспитателей, родителей и, конечно же, детей. При правильно организованном празднике, дети получают удовольствие, отдыхают, реализуют творческие устремления и способности, узнают много нового.

Таким образом досуговая деятельность старших дошкольников имеет большие возможности для формирования представлений о здоровом образе жизни. Дети в свободной деятельности, в ненавязчивой форме получают знания о здоровье, его ценности, о факторах, влияющих на здоровье, возможных профилактических мерах, узнают о способах, улучшающих собственное здоровье окружающих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка культурно-досуговой деятельности "Здравствуй, лето!" для детей среднего возраста с ОНР.

Методическая разработка праздника "Здравствуй, лето!" для формирования творческой деятельности детей через различные виды искусства: музыку, стихи, живопись; для обогащения жизненного опыта детей чере...

Методическая разработка совместной досуговой деятельности воспитателя с детьми 6-7 лет "Есенинские чтения"

Привлечь внимание детей и родителей к памятной дате, 120 -летнему юбилею со дня рождения С. А. Есенина. Способствовать развитию памяти  детей через заучивание поэтических произведений....

Методическая разработка "Формы культурно-досуговой деятельности"

Культурно-досуговая деятельность представляет собой сферу жизнедеятельности, открывающую возможности для формирования внутреннего мира ребенка, повышения его культурного уровня и всестороннего развити...

Методическая разработка. Развитие индивидуальных интересов и творческих способностей дошкольников в культурно-досуговой деятельности.

Методическая разработка отражает виды и формы культурно-досуговой и творческой деятельности дошкольников, а также опыт работы по организации праздников и развлечений....

Методическая разработка культурно-досуговой деятельности по ПДД

Данный материал был представлен на городской конкурс методических материалов по предупреждению дорожно-транспортного травматизма среди детей дошкольного и школьного возраста, как спортивно-развлекател...

Понятие о досуговой деятельности в методической литературе

Досуг , виды досуга, досуговые мероприятия, методические рекомендации, игровые методы и приемы...

«Понятие счёта и счётной деятельности в педагогической литературе. Этапы формирования счётной деятельности»

laquo;Понятие счёта и счётной деятельности в педагогической литературе.Этапы формирования счётной деятельности»...