Статья "Использование современных технологий по валеологии в работе с детьми"
статья на тему

Шестухина Ирина Викторовна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_sovremennyh_tehnologiy.docx24.71 КБ

Предварительный просмотр:

Использование современных технологий

по валеологии в работе с детьми

 

«Кто-то сказал, что должно молить богов о том,

чтобы в здоровом теле был здоровый дух. Нужно,

однако, не только молиться, но и трудиться!»

Я.А.Коменский.

Существует, к сожалению, сегодня очень низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья. Всё чаще можно услышать об отсутствии культуры здоровья в России. Человек не стремится брать на себя ответственность за своё здоровье. Действительно, всемирная организация здоровья доказала, что здоровье ребёнка зависит: на 20-25% от окружающей среды; 20-25% от наследственности; 10% от медицины и 40-50% от образа жизни.

Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются уже в дошкольном возрасте. Если учесть, что этот период является основополагающим в становлении личности человека, то становится очевидной актуальность формирования у дошкольников, хотя бы элементарных представлений о здоровом образе жизни.

Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье,  будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.

Именно поэтому, в своей работе поставила следующую цель:

- обеспечение высокого уровня реального здоровья детей и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека.

А также определила следующие задачи:

- культивировать и воспитывать у детей осмысленное отношение к физическому и духовному здоровью как единому целому; расширить на этой основе адаптивные возможности детского организма (повышение его жизненной устойчивости, сопротивляемости, избирательности по отношению к внешним воздействиям);

- формировать психическую (произвольную) регуляцию жизненных функций организма путём развития творческого воображения;

- воспитывать у ребёнка способности к самосозиданию – «творению» собственной телесной организации в приемлемых для него формах;

- помочь детям овладеть доступными навыками самоврачевания  (психологической самокоррекцией), прививать чувство психологической взаимопомощи в экстремальных ситуациях;

- способствовать развитию познавательного интереса к своему и чужому телу, его возможностям.

Решить все эти задачи мне помогают здоровьесберегающие технологии, которые мы широко используем в своей работе.

Здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленной на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.

В своей работе опираюсь на развивающуюся педагогику оздоровления, разработанную Т.Б. Кудрявцевым, основными принципами которой являются:

  • развитие творческого воображения. Исследования показывают, что благодаря включению средств развития воображения в структуру оздоровительной работы ее эффективность возрастает в несколько раз по сравнению с традиционной практикой.
  • формирование осмысленной моторики. Движение может стать произвольным, управляемым только в том случае, если оно будет ощущаемым и осмысленным.
  • создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния при выполнении различных видов деятельности;
  • формирование у детей способности к содействию и сопереживанию.

Формы организации, используемые в работе.

1. Особое значение в воспитании здорового ребенка мы придаем развитию движений и физической культуры детей в НОД. Форма организации гибка и разнообразна: фронтальные,  подгрупповые, индивидуальные, в группе, на воздухе. Физическая культура проводится 2 раза в неделю в группе и 1 раз на улице в тёплое время года. НОД имеет разную форму организации в зависимости от направленности обучения:

  • Традиционные;
  • Игровые;
  • Сюжетно-игровые;
  • Тренировочного типа;
  • Тематические;
  • Интегрированно-оздоровительные;
  • Занятия с использованием тренажёров;
  • Занятия – соревнования.

2. Утренняя гимнастика – это заряд бодрости на весь день, одно из средств физического оздоровления детей. Разнообразие форм проведения утренней гимнастики  способствует формированию  интереса  детей  к  ней:

  • Ритмическая гимнастика
  • Подвижные игры
  • Оздоровительный бег
  • гимнастика в сюжетной форме с предметами и без них;
  • гимнастика по интересам и игры по желанию детей.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно (при благоприятной погоде на улице).

3. Физкультминутки, динамические паузы широко используются в НОД и способствуют снятию усталости и мышечного напряжения. Подбираются с учетом лексических тем.

4. Корригирующая гимнастика включается в различные формы физкультурно-оздоровительных мероприятий: НОД, утреннюю гимнастику, в комплексы гимнастики после дневного сна. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей: упражнения носят игровой, сюжетный характер, способствуют укреплению мышц спины, плечевого пояса, брюшного пресса – «мышечного корсета».

5. Дыхательная гимнастика стала неотъемлемой частью физкультурно-оздоровительной работы. Комплексы дыхательной гимнастики способствуют выработке правильного дыхания, предупреждению простудных заболеваний.

7. Гимнастика для глаз проводится ежедневно в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки.

8. Самомассаж – способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения.

9. Для развития мелкой моторики, ловкости, подвижности и улучшения работы мозга мы используем пальчиковую гимнастику. Она проводится почти во всех режимных моментах, подобрана по всем лексическим темам и используется для закрепления лексического материала.

10. Подвижные и спортивные игры проводятся как часть физической культуры, на прогулке, в группе. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем их проведения. При организации подвижных игр в течение дня учитывается равномерное распределение дневной нагрузки на разные группы мышц.

11-12. Ежедневно после дневного сна проводится гимнастика бодрящая, с элементами закаливания. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег на улице по «тропе здоровья».

13. Релаксация – является необходимым компонентом физической культуры. В зависимости от состояния детей и целей определяется интенсивность технологии.

14. Для развития у детей навыка концентрации, пластики, координации движений используется психогимнастика. Упражнения сопровождаются текстом, помогая детям лучше представить тот или иной образ и войти в него. Эти упражнения помогают создать положительный эмоциональный настрой, устранить замкнутость, снять усталость. Проводится 1-2 раза в неделю.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками даёт положительные результаты:

 - снижение уровня заболеваемости;

 - повышение работоспособности, выносливости;

 - развитие психических процессов;

 - улучшение зрения;

 - формирование двигательных умений и навыков, правильной осанки;

 - развитие общей и мелкой моторики;

- повышение речевой активности;

 - увеличение уровня социальной адаптации.

Таким образом, применение элементов педагогики оздоровления способствуют личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребёнка.

И хочется подчеркнуть, что здоровье – это главное жизненное благо. Только здоровый человек  может быть свободным, радостным, счастливым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: «Использование современных технологий по валеологии в работе с детьми дошкольного возраста»

Теоретический и практический материал по работе с детьми старшего дошкольного возраста по валеологии....

Современные инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста в условиях логопункта.

Как же бывают необходимы инновации! Как же любят дети любые новинки. Эта информация послужит большой помощью для работы учителя-логопеда, как обычного детского сада, так и логопедического....

"Использование современных технологий по валеологии в ДОУ (Работа с детьми в рамках НОД. Просвещение родителей)»

Использование современных технологийпо валеологии в ДОУ (Работа с детьми в рамках НОД. Просвещение родителей)»...

Современные технологии развивающей и коррекционной работы с детьми

В статье освещены современные технологии развивающей  и  коррекционной  работы. Авторы рассматривают применение данных технологий как в качестве методики преодоления речевых трудностей,...

Семинар-практикум «Современные образовательные технологии и подходы в работе с детьми с ОВЗ. Проектная деятельность».

Семинар-практикум «Современные образовательные технологии и подходы в работе с детьми с ОВЗ. Проектная деятельность»....

Использование современных технологий по валеологии

Обеспечение высокого уровня реального здоровья детей и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека....

Использование современных технологий по валеологии в работе с детьми дошкольного возраста

Одним из путей решения вопроса о путях совершенствия работы по сохранению и укреплению зоровья детей, является комплексный подход к оздоровлению детей через использование инновационных оздоровительных...