Главные вкладки

    Консультация для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в ДОО»
    консультация на тему

    Путинцева Наталья Александровна

    Что такое здоровьесберегающие технологии?

    Это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации различных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Мы только тогда можем сказать, что процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья дошкольников и педагогов.

    Технология (от греческих слов «techne» - искусство, умение и «logos» - учение, наука) - совокупность знаний и способов деятельности.

    Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

    В России у детей до семи лет среди заболеваний занимают:

    1 место - заболевания органов дыхания;                                                                                2 место - инфекционные и паразитарные болезни;                                                                             3 место - болезни нервной системы и органов чувств;                                                                          4 место - заболевания органов желудочно-кишечного тракта.                                                         

    Здоровье, как предмет здоровьесберегающих технологий, предусматривает:

    1.   Здоровье физическое.

    2.   Здоровье психическое.

    3.   Здоровье социальное.

    4.   Здоровье нравственное.                                                                                                        

    Критерии оценки здоровья:

    ·        Уровень работоспособности.

    ·        Оценка наличия вредных привычек.

    ·        Выявление физических дефектов.

    ·        Оптимальный двигательный режим.

    ·        Рациональное питание.

    ·        Закаливание и личная гигиена.

    ·        Положительные эмоции.

    ·        Социальное благополучие.

    Принципы здоровьесберегающих технологий:

    ·        принцип «Не навреди!»;

    ·        принцип сознательности и активности;

    ·        непрерывности здоровьесберегающего процесса;

    ·        систематичности и последовательности;

    ·        принцип доступности и индивидуальности;

    ·        всестороннего и гармонического развития личности;

    ·        системного чередования нагрузок и отдыха;

    ·        постепенного наращивания оздоровительных воздействий;

    ·        возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса и др.

    Формы занятий:

    ·        с использованием профилактических методик;

    ·        с применением функциональной музыки;

    ·        с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью;

    ·        через оздоровительные мероприятия;

    ·        создание здоровьесберегающей среды.

    Средства здоровьесберегающих технологий:

    1. Средства двигательной направленности:

    ·        элементы движений (ходьба, бег, прыжки, метание);

    ·        физические упражнения;

    ·        физкультминутки, лечебная физкультура, подвижные игры, гимнастика, логоритмика,  самомассаж и др.

    2. Оздоровительные силы природы :                                                                             - солнечные и воздушные ванны,                                                                                                                        - водные процедуры,                                                                                                  - фитотерапия,                                                                                                                  

    3. Гигиенические факторы :                                                                                            - выполнение санитарно-гигиенических требований,                                                         - личная и общественная гигиена,                                                                                                     - проветривание,                                                                                                                - влажная уборка помещений,                                                                                            - соблюдение режима дня                                                                                                                               - соблюдение питьевого режима

    Методы здоровьесберегающих технологий: фронтальный, групповой, практический метод, познавательная игра, игровой метод, соревновательный метод, метод индивидуальных занятий.

    Существуют следующие приемы:

    1.Защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения).

    2. Компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, дыхательная гимнастика, лечебная физкультура, массаж, стрейчинг, упражнения для профилактики плоскостопия, профилактики зрения и др.)

    3. Стимулируюшие (элементы закаливания, приемы психотерапии, фитотерапии).

    4. Информационно-обучающие (письма, адресованные родителям, педагогам).

    Здоровье физическое - это состояние, при котором у человека имеет место гармония физических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды.

    С учетом этого программа здоровьесбережения включает следующие компоненты:

    1.     Рациональное питание.

    2.     Оптимальная для организма двигательная активность.

    3.     Соблюдение режима дня (с учетом  индивидуальных  биоритмов: «жаворонки», «голуби», «совы»).                                                             «Жаворонки» - рано просыпаются, но и рано ложатся спать, высокоактивны днем;                                                                                                                                                                                     «Совы» - просыпаются поздно, ложатся поздно, высокоактивны ночью.                                                                                                                          «Голуби» занимают промежуточное положение, среди взрослого населения они составляют 50% общей численности.                                                      Учет индивидуальных биоритмических особенностей - необходимое условие для рациональной организации деятельности, а, следовательно,  и режима дня.

    4.     Предупреждение вредных привычек и формирование полезных привычек.

    5.     Повышение психоэмоциональной  устойчивости.

    Существует десять золотых правил здоровьесбережения:

    1.   Соблюдайте режим дня!

    2.   Обращайте больше внимания на питание!

    3.   Больше двигайтесь!

    4.   Спите в прохладной комнате!

    5.   Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!

    6.   Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!

    7.   Гоните прочь уныние и хандру!

    8.   Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!

    9.   Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!

    10.                      Желайте себе и окружающим только добра!

    Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21-го века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.

    Занятия проводятся индивидуальные и групповые (физкультурные занятия). Существуют следующие формы работы:                                                                утренняя гимнастика,                                                                                                 гимнастика между занятиями в детском саду,                                                         физкультминутки на занятии                                                                                                                                                            подвижные игры                                                                                                                        развлечения,                                                                                                                соревнования,                                                                                                                     досуги                                                                                                                                                                   и др.                                                                                                                                        Цель таких занятий - активный отдых, восстановление и укрепление здоровья, сохранение и повышение работоспособности. Эффективность оздоровительной деятельности во многом зависит от знания педагогами условий и образа жизни семей их воспитанников, а также от комплексного подхода к ее организации с учетом имеющихся условий и профессиональных навыков коллектива. Лучше делать меньше, но профессионально, чем много, но некачественно.

     

     

    Какие здоровьесберегающие технологии  можно и нужно использовать в дошкольных учреждениях?

    1.     Зрительная гимнастика (проводится 2 раза в день для снятия напряжения глазной мышцы и профилактики близорукости)

    2.     Физминутки (проводятся на статичных занятиях – математике, развитии речи, обучении грамоте, рисовании – для снятия мышечного напряжения)

    3.     Пальчиковые игры (проводятся 2-3 раза в день для развития мелкой моторики)

    4.     Дыхательная гимнастика (проводится 1-2 раза в день на утренней гимнастике и физкультурном занятии или прогулке для восстановления дыхания и с целью укрепления дыхательной мускулатуры)

    5.     Упражнения для коррекции плоскостопия  (проводятся на утренней гимнастике и физкультурном занятии  для формирования опорно-двигательного аппарата и укрепления свода стопы)

    6.     Упражнения для коррекции  и укрепления осанки (проводятся на утренней гимнастике и физкультурном занятии -для профилактики нарушения и укрепления осанки)

    7.     Гимнастика пробуждения (проводится ежедневно после сна для поднятия тонуса и бодрости)

    8.     Массаж и самомассаж (проводится 1-2 раза в неделю на физкультурном занятии для положительного воздействия на все органы и системы)

    9.     Стрейчинг (проводится 1-2 раза в месяц на физкультурном занятии для растягивания и эластичности мышц)

    10.                        Логоритмическая гимнастика  (проводится на утренней гимнастике, физкультурном занятии для коррекции речи и движения)

    11.                        Подвижные игры и игры-эстафеты (проводятся на физкультурном занятии и на прогулке для поддержания необходимого двигательного  режима)

    12.                        Закаливающие процедуры с использованием солнца, воздуха и воды (стопотерапия – хождение по солевым, ребристым, колючим дорожкам; растирание тела массажной рукавичкой, купание под душем и обливание ног, полоскание зева, хождение босиком, игры в облегченной одежде (трусики – майка), летняя инсоляция на прогулке до 11 час.утра)

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей Здоровьесберегающие технологии в воспитательно - образовательном процессе ДОУ и семьи.

    Семья и детский сад – это тот микроклимат, в котором живет ребенок дошкольного возраста. Это та среда, в которой он черпает необходимую информацию и адаптируется к жизни в обществе. В любые времена пе...

    консультация для воспитателей "Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста"

    Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:приобщение детей к физической культуреиспользование разви...

    Консультация для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста».

    Консультация для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми  дошкольного возраста»....

    Консультация для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Воспитатель: Титус Лидия Ивановна МАДОУ ЦРР – д/с №14 г. Кропоткин

    Консультация для воспитателей«Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Воспитатель: Титус Лидия ИвановнаМАДОУ ЦРР – д/с №14 г. Кропоткин...