Чем мы дышим?
план-конспект занятия (младшая группа) на тему

НОД по познавательно-исследовательской работе во второй младшей группе

«Чем мы дышим?».  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chem_my_dyshim.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по познавательно-исследовательской работе во второй младшей группе

«Чем мы дышим?».  

                                                                                                         

 

Цели:

• знакомить с качественными характеристиками воздуха (лёгкий, невидимый, бесцветный, движется, ощущаем);

• развивать умение детей решать проблемные задачи;

• воспитывать интерес к экспериментированию;

• знакомить с новыми словами, обозначающими признаки воздуха.

Задачи:

 обучающие:  дать представление о том, что воздух занимает место и обладает свойствами, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;  способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

развивающие: способствовать формированию у детей познавательного интереса;

- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;

 воспитательные: воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;

Материал, оборудование:

Демонстрационный материал: воздушные шарики, схематические картинки с изображением свойств воздуха, картограф.

Раздаточный материал: для каждого ребёнка: стаканы с водой, коктейльные трубочки, полиэтиленовые пакеты, бумажные веера.

Ход занятия

Воспитатель: 

Утром встали малыши,

В детский сад свой пришли.

Вам мы рады, как всегда.

Гости здесь у нас с утра,

Поздоровайтесь, друзья!

Дети: Здравствуйте! С добрым утром!

Белка: (переодетый взрослый, забегает с воздушными шарами, спотыкается и отпускает шары):

- Здравствуйте! (дети здороваются). Ой, куда я попала, мои шары…  

Воспитатель:

- Здравствуй белочка, ты попала в детский сад Родничок, во вторую младшую группу, проходи, ты как раз во время у нас  много гостей, погости и ты у нас немного, а шарики мы тебе попозже поймаем!   Ребята, а вам нравятся шарики?

 Дети:Да!

  Белка:Давайте вместе посчитаем. Сколько их?  

 Дети:Много.

Белка: Какого они цвета?  

 Дети: Красные, жёлтые, синие.

 Белка: Какой формы?  

 Дети:Круглые.

Воспитатель: 

-Ребята у меня тоже есть шарик, но он почему-то не такой красивый. Почему?  

 Дети:Потому что он не надут.

Воспитатель:

 -Что же находится внутри шариков, кто знает?    

 Дети::Воздух.

Воспитатель:

- Как вы думаете, чтобы шарик мой стал большим и  красивым, что надо для этого сделать?  

 

 Дети: Надуть.

Воспитатель: 

 

=Что будет внутри шарика, когда мы его надуем?  

 Дети:Воздух.

Воспитатель:

 

- Как он там оказался (появился)? (мы запустили его туда)

Воспитатель:

- Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте её отгадать.                                                                    

Через нос проходит в грудь (глубокий вдох носом)                                                                                                      И обратный держит путь (выдох ртом)                                                                                                                  Он невидимый, но, всё же,                                                                                                                                                                    Без него мы жить не можем . ( воздух)

Дети отгадывают.

-Подуйте на руку, что вы чувствуете?  

 Дети:Ветер.

Белка:

- А я умею делать дыхательную гимнастику! Хотите и вас научу?

Воздушный шар поднимается вверх

Ты, как шарик, полети,
Сверху землю огляди.
И.п. – о.с.: одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и на плечах.
1 – поднять плечи и ключицы (вдох);
2 – опустить плечи и ключицы (в

Воспитатель:

- Ребята, а как вы думаете, мы без воздуха можем жить?   

 Дети: Нет. 

Воспитатель:

-Для чего нам нужен воздух?

 Дети: Что бы дышать и жить.

Белка:

- Ой! Получается я тоже воздухом дышу?! Значит и я, и все животные не могут жить без воздуха?!

- А где же он есть? Мне его надо побольше набрать! (ловит не может поймать) Ребята, вы не знаете где можно взять побольше воздуха?

 Дети: Он везде, но его не видно.

Воспитатель:

- Давайте попробуем поймать воздух? (Воспитатель вместе с Зайцем и детьми пытаются поймать воздух ладонями.)

Белка:

- А у меня ничего не получается! Может его и вовсе нет?

Воспитатель:

- Хотите я вас научу ловить воздух?

Опыт с полиэтиленовыми пакетами

Воспитатель раздаёт каждому ребёнку по одному полиэтиленовому пакету. Предлагает детям раскрыть его и взять двумя руками. Зачерпывающим движением дети, по примеру воспитателя, пытаются поймать воздух в пакет.

Воспитатель:

- Получилось?

(ответы детей. Подвести детей к выводу, что воздух можно поймать).

- А какого он цвета? Мы его видим?

(Воспитатель подводит детей к выводу, что воздух невидимый,бесцветный, прозрачный).

Демонстрирует карточку бесцветность,прозрачность воздуха.

Белка:

- Что-то этот воздух какой-то невидимый… И поймать его невозможно… А почувствовать-то его можно?

Воспитатель:

- А мы сейчас это узнаем. Возьмите ребята каждый по одному вееру и попробуйте помахать им на себя. Что вы ощущаете?

Опыт с веером

Воспитатель раздаёт каждому ребёнку по одному вееру и, по своему примеру, предлагает помахать на себя веером

(Ответы детей. Воспитатель с помощью вопросов подводит детей к выводу, что воздух можно почувствовать).

Демонстрирует карточку «движение воздуха (ветер)».

Воспитатель:

- А давайте мы с вами расскажем стишок про ветер и немного разомнёмся.

Физ. минутка:

Ветер дует к нам в лицо

Закачалось деревцо,

 Ветер тише, тише, тише,

Деревцо всё выше, выш

Воспитатель:

- Ребята, а я вам ещё кое-что хотела показать. Посмотрите на наши столики, давайте пройдём к ним. (Подводит детей к оборудованным столам. На столах салфетки, стаканы с водой и коктейльные трубочки для каждого ребёнка, воспитателя и Зайца)

- Что вы здесь видите?

 Дети: Салфетки, стаканы с водой и коктейльные трубочки.

Воспитатель:

- Как вы думаете, для чего

нам это нужно?

Дети: Чтобы пить воду.

 Воспитатель:

- Нет ребята, воду мы пить не будем, я хочу вам показать опыт!

Опыт с водой:

Выдувание воздуха через трубочку сначала в воду, потом на руки.

Заяц:

- Ой! А что это булькает?!

Если дети затрудняются воспитатель подводит к тому, что это выходит воздух. Задаются наводящие вопросы:

- Откуда он появился?  Мы его вдохнули, потом выдохнули.

 Он булькает потому что лёгкий.

Вывод — воздух лёгкий, поэтому он поднимается вверх в виде пузырьков Демонстрирует карточку лёгкости воздуха.

Белка:

- Что-то я устала… Я-то думала, что детишки в детском саду всё время играют, а у вас тут одни сплошные опыты! Вы что даже не умеете играть? Хотите, я вас научу играть в любимую игру моих друзей, бельчат? (ответы детей)

«Вьюги»  ( в парах)

Вьюги, вьюги, вьюги, вью                                                                                                                                   Круговые движения рук
Колотушки колочу,                                                                                                                                                                
Хлопки друг с другом
Приколачиваю,                                                                                                                                                               
Удары кулачками
Заколачиваю                                                                                                                                                          
Притопы

Белка:

- Как много я с вами сегодня узнала про воздух! Как бы мне это всё не забыть. Я же обещала своим друзьям бельчатам рассказать всё.

 Воспитатель:

- Ребята, давайте вспомним, что мы сегодня узнали о воздухе? Какой он? Где он есть ,а чтобы зайка не забыл заполним картограф.(Совместно с воспитателем дети заполняют картограф).

                                                                                                                                                                                                                                                                             

Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Здесь в траве живет беспечно
Стрекотун-певун кузнечик,
Юный ветер, хулиган,
Щекочет старый океан,
Грациозные дельфины
Вальс танцуют и поют,
В общем, счастливо живут.

Белка:

- Ну, теперь я всё запомнила! Спасибо. Мне пора домой, в сказочный лес. До свидания, ребята!

Здесь лишь утро золотое,
Воздух нежно-голубой,
Дышится легко и вволю.
Забываем мы порой –
Воздух дан в аренду нам,
Он один на всех землян.
Чтобы жизнь торжествовала,
Охранять нам воздух надо.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нет!

Дети прощаются.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1.http://zagadka.yaxy.ru/zagadki_pro_vozduch.html

2.http://stihi.pifos.ru/load/o_kosmose/stikhi_o_kosmose_dlja_detej/34-1-0-63

3.http://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac268.html