Способы и методы реализации физического развития в домашних условиях
консультация

Хайруллина Альфия Мифтаховна

Состояние здоровья ребенка, его физическое развитие и даже внешний вид - это факторы, тесно связанные с поведением ребенка, его поступками, с формированием индивидуальных черт его личности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема 1. Способы и методы реализации физического развития

в домашних условиях

Введение в проблему

Все родители, любящие своих детей, заботятся о том, чтобы они были здоровыми, быстро росли, правильно развивались физически. Особенно родители заботятся о здоровье детей, понимая, какое значение это имеет для дальнейшей жизни ребенка. Однако не все отдают себе отчет в том, что состояние здоровья ребенка, его физическое развитие и даже внешний вид - это факторы, тесно связанные с поведением ребенка, его поступками, с формированием индивидуальных черт его личности. Организм и психика ребенка представляют собой неразрывное целое. Чтобы понять поведение ребенка, его реакцию в различных ситуациях, успехи или неудачи, чтобы грамотно строить взаимоотношения с детьми, родителям надо хорошо знать состояние здоровья своего ребенка, особенности его физического развития.

Попробуем перечислить основные факторы, которые следует учитывать при оценке состояния здоровья и физического развития ребенка:

1. Рост, вес, общее физическое развитие. Для правильной ориентации следует сравнить полученные данные с нормами физического развития, характерными для соответствующего возраста.

2. Общее состояние здоровья ребенка, его сопротивляемость инфекциям и болезням; перенесенные ранее заболевания и возможные последствия. Для правильного развития психики особое значение имеют заболевания и травмы центральной нервной системы (например, воспаление или сотрясение мозга), а также частота заболеваний в детском возрасте. Дети, имеющие нарушения в функционировании органов зрения и слуха, требуют постоянного наблюдения. Особенно надо следить за тем, как отражаются эти заболевания на формировании психики ребенка.

3. Моторное (двигательное) развитие ребенка. Следует обращать серьезное внимание на правильное развитие левой и правой частей тела, особенно обеих рук.

4. Процессы физического развития тесно связаны с умственным развитием ребенка.

5. Все дефекты и аномалии строения тела ребенка, его внешний вид. Следует учитывать, что как красивая внешность, так и различные изъяны в ней играют большую роль в формировании индивидуальных особенностей характера ребенка.

6. Деятельность нервной системы: возбудимость, уравновешенность, общее состояние.

Изучение состояния здоровья ребенка, его физического развития дает богатый материал для психического и воспитательного воздействия.

Если родители имеют пробелы в своих знаниях о физическом развитии ребенка, необходимо обратиться к врачу-педиатру районной поликлиники, детского сада или школы, а также к преподавателю физического воспитания. Несмотря на широкое развитие медицинского наблюдения за детьми и значительный рост культурного уровня общества, к сожалению, еще есть родители, которые пренебрежительно относятся к физическому развитию своего ребенка. Они не считают обязательным систематический медицинский контроль над ним, не используют предоставленную возможность регулярно обследовать состояние здоровья ребенка. На некоторые дефекты в его развитии они не обращают внимания. Дефект, не исправленный вовремя, не вылеченная болезнь, не устраненное болезненное явление в дальнейшем принимают хронический характер. Беззаботность родителей порой приводит к тому, что у ребенка формируются такие привычки, которые вызывают у него чрезмерные заботы о своем здоровье и неадекватное отношение к своим недостаткам.

Когда обнаруживаются даже незначительные отклонения в строении тела ребенка или замечается неравномерность в его физическом развитии, родителям надо немедленно обратиться за консультацией к врачу.

Наиболее полные знания об общем физическом развитии своего ребенка, особенно о влиянии состояния его здоровья на формирование определенных черт характера, нельзя получить в готовом виде от врача. Самые ценные сведения в этом вопросе дают собственные наблюдения родителей, их раздумья, активные действия, использование ими всего комплекса воспитательных возможностей, необходимых для формирования личности ребенка.

Давайте вспомним известную фразу древнего философа: «Движение - это жизнь. Ничто так не истощает и не ослабляет человека, как продолжительное физическое бездействие».

Дети, в отличие от взрослых, испытывают органическую потребность в движении. И чем младше ребенок, тем труднее ему это потребность подавить, так как всякая органическая потребность нуждается в удовлетворении.

Движения ребенка только формируются. Не все «участники» двигательного акта созревают одновременно. Раньше всего созревают клетки центральной нервной системы. Проводящие пути спинного мозга созревают в течение первого года жизни. Клетки и ткани периферической нервной системы созревают к 3-3,5 годам, а костно-мышечная система окончательного развития достигает к 12 годам.

Нагрузка на опорно-связочный аппарат довольно высока уже с первых дней жизни ребенка, когда созревают и формируются различные двигательные умения: умение удерживать голову в положении лежа на животе, в вертикальном положении, умение сидеть самостоятельно, умение стоять и ходить. Мышцы ребенка еще не достаточно хорошо и согласованно работают, их нужно воспитывать. Следовательно, взрослые в ответе за то, насколько совершенна и полноценна будет двигательная система ребенка в будущем.

Слабое физическое развитие ведет к нарушениям осанки, которые, в свою очередь, затрудняют работу внутренних органов, ухудшая здоровье и развитие ребенка.

Во время движения мышцы потребляют больше кислорода и питательных веществ, их способность сокращаться и расслабляться улучшается, объем увеличивается. Во время упражнений повышается теплопродукция, в связи с чем усиливается деятельность потовых желез, мышечная ткань более обильно снабжается кровью, насыщенной кислородом и другими питательными веществами, увеличиваются легочная вентиляция и объем крови, выталкиваемой сердцем.

Движения обеспечиваются работой многих систем организма: нервной, дыхательной, кровообращения, терморегуляции и т. д. При этом требуется взаимная согласованность в работе всех физиологических систем. В результате систематической тренировки ни одна система организма не останется без изменений. Следовательно, своевременно занимаясь физическими упражнениями с ребенком, мы помогаем ему избежать расстройств питания, частых простудных заболеваний, повышаем уровень его закаленности, предохраняем от возможных заболеваний сердца. Движения благотворно влияют на весь организм ребенка, укрепляют его нервно-мышечный аппарат.

Мало кто из родителей задумывается над тем, что у ребенка снижен тургор (упругость) тканей, слабые мышцы, не соответствует возрасту физическое развитие. А ведь если ребенок отстает от сверстников, то и нагрузка на его костно-мышечную систему должна быть не возрастной, а соответствующей функциональным возможностям.

Воспитание двигательной сферы - это помощь в качественном созревании всех «участников» двигательного акта, подбор специальных средств на все мышцы, начиная с первых месяцев жизни. Занимаясь с ребенком физкультурой, вы помогаете ему лучше развиваться умственно.

Родители должны быть уверены в том, что развитие двигательных навыков и другие упражнения воспринимаются детьми как игра - короткие, веселые занятия, в которых взрослые постоянно принимают участие как партнеры, тренеры и благожелательные зрители.

Уважаемые родители, организуйте в вашей квартире «игровую комнату» или «игровую площадку» в вашем доме (во дворе), и пусть это место будет вашим «спортивным залом» для вас и ребенка.

Попытайтесь заниматься каждый день (выберите время, когда ребенок не устал, не голоден и не капризен), играйте, используя знакомые упражнения и игры (или придуманные вами и вашим ребенком). Главное - заниматься такими видами физической активности, которые позволяют укреплять мышцы, увеличивать гибкость суставов, повышать выносливость и развивать двигательные навыки; так как эти веселые занятия проводятся вместе с вами, ребенок будет получать удовольствие от движений и упражнений. Переносите иногда игры и упражнения на игровую площадку на улице, в парк.

Для занятий вам понадобятся мячи разного размера (15 см, 18-20 см, теннисный мяч, массажный мяч для профилактики плоскостопия, большой ортопедический мяч (фитбол)), скакалка веревочная, гимнастический обруч, гимнастическая палка, велосипед, пригодятся также кубики, кегли, флажки. Такой спортивный инвентарь принесет вашему ребенку массу удовольствия и несомненную пользу.



Предварительный просмотр:

Подвижные игры

Игра - первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании ее свойств и обогащении ее внутреннего содержания. Игра является важным видом детской деятельности и имеет большое значение для становления индивидуальности. К сожалению, играми часто пренебрегают, ошибочно считая, что они лишь развлекают детей и развивают в них соперничество. Правильно подобранные игры являются эффективным средством для формирования морально-волевых качеств детей,  реализуют детскую потребность воздействия на мир. Игра - практика развития.  Игры помогают  подготовить детей к  нагрузкам, в том числе и к нагрузкам общения в школе, к которым дошкольник еще не привык. Ведь в игре дети самостоятельно общаются со сверстниками, их объединяет одна цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. В игре ребенок становится членом коллектива, учится оценивать свои  действия и поступки. Игра - это своеобразный, свойственный дошкольному и младшему школьному возрасту способ усвоения общественного опыта. Педагог  В.А. Сухомлинский подчеркивал, что  игра - это огромное светлое окно, через которое в  мир ребенка вливается  поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра прививает навыки эффективного общения, развивает чувство товарищества, внимательность, учит правильно выражать свои мысли и строить диалоги, развивает речь. Ребенок учится выражать свои мысли, чувства, стремления, учится подчинять свою деятельность, мысли строгим правилам игры, учится быть целенаправленным. В игре формируются все стороны психики ребенка.

Очень часто можно наблюдать такую ситуацию: ребенок вырвался от мамы, побежал и никак не может остановиться, несмотря на то, что она ему кричит «Стой!» Такое поведение не всегда связано с непослушанием маленького человечка. У него еще не сформировалась связь движения со словом, то есть ребенок не в состоянии начать и окончить движение по слову взрослого. Часто малыши травмируются о разные препятствия, сталкиваются друг с другом во время игр. Это происходит оттого, что еще не до конца сформировано пространственное ориентирование, зрительно-моторная координация.  В игре формируются и закрепляются целенаправленные движения, умение согласовывать свои действия с действиями окружающих.

Первые подвижные игры можно уже проводить в 10-12 месяцев: научить поднимать ноги и доставать ими сначала до вашей руки, а затем и до гимнастической палки.

С помощью подвижных игр у детей закрепляются навыки ходьбы, бега, прыжков, метания, выполнения упражнений с разными предметами (мяч, гимнастическая палка, обруч, скакалка, теннисный, массажный мячи),  развивается произвольное внимание, волевые качества, ловкость, находчивость. Самое главное - не пользоваться лишними объяснениями, а сразу включать ребенка в игру.

  • «Канатоходец». С вытянутыми в стороны руками пройти по самому краешку ковра. Игра развивает координацию движений, чувство равновесия, тренирует вестибулярный аппарат.
  • «Забиваем голы». Веревочкой обозначить на ковре ворота. С расстояния 2 м бросать по воротам шарики от пинг-понга. Каждое попадание приносит очко. Игра развивает ловкость, точность движений, глазомер.

Можно придумывать всевозможные игры с подручным материалом: большими коробками (через них перешагивать, прыгать, прятаться, подлезать, пролезать. как в туннель), веревки (по ним ходить, прыгать через них, подлезать под ними, перетягивать как канат, поднимать, собрать веревку в кучку пальцами ног), книги (можно удерживать на голове во время ходьбы, в обеих  руках, не зажимая ладонь).

В солнечный день на улице можно поиграть в догонялки с солнечным зайчиком, с тенью (кто наступит на тень другого игрока). Ветреный день хорош для запускания воздушного змея. И осенью можно повысить уровень физического развития вашего ребенка - с пользой и удовольствием собирать листья в огромную кучу.

Если на детской площадке, в парке есть качели, карусели, горки, не проходите мимо. Это хорошее средство для тренировки вестибулярного аппарата, ориентировки в пространстве: усиливается работа сердечно-сосудистой и дыхательной систем, улучшается мозговое кровообращение ребенка. После 15-20 минут катания ребенок должен отдохнуть. Вы должны обязательно подстраховывать ребенка, чтобы он не получил травм.

Посредством игры учиться интереснее, еще интереснее учиться посредством музыкальной игры. Любую подвижную игру можно сопровождать повторяющимися попевками и возгласами, с помощью музыкальных и подвижных  игр познакомить детей с временами года, жизнью животных и растений. Использование игр с проговариванием текста, потешек, попевок улучшает ритмо и слухомоторную координации, речь, что способствует развитию ритма письма и чтения. Ритм способствует развитию координации движений, помогает быстрее освоить различные упражнения, устраняет резкость и угловатость при их выполнении. Движение, сочетаемое с ритмичным словом, песней или музыкой, выполняется точнее и грациознее. Правильные, ритмичные движения являются и наиболее экономичными. Они сопровождаются наименьшей затратой энергии.

Зимние игры закаляют детский организм, способствуют снятию эмоционального напряжения, придают детям уверенность  в себе. Катание на лыжах, коньках, санках - хорошая привычка зимой для профилактики вирусных заболеваний. Лыжи и коньки способствуют гармоничному росту ребенка, симметричному развитию правой и левой половины тела, латерализации полушарий головного мозга. Они развивают ориентацию в пространстве, чувство равновесия, координацию движений, ловкость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная область «Физическое развитие» в условиях реализации ФГОС.

Физическое развитие дошкольников в свете ФГОС ДО...

Статья "Образовательная область «Физическое развитие» в условиях реализации ФГОС ДО"

Дошкольный возраст является базисным в формировании физического здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем....

«Интеграция образовательных областей в физическом развитии в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

Задачи: 1. Cохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;2. Воспитание культурно-гигиенических навыков;3.Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни....

Создание условий для реализации образовательной области «Физическое развитие» в условиях реализации ФГОС ДО

Создание условий для реализации образовательной области «Физическое развитие» в условиях реализации ФГОС ДО...

«Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие и физическое развитие в условиях реализации ФГОС ДО»

ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов, которым должна соответствовать программа дошкольного образовательного учреждения. Одним из важнейших является принцип интеграции образовательн...

Реализация образовательной области «Физическое развитие» в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

     Сложившаяся в последнее время стандартизация образовательных систем во всем мире затронула и нашу страну. В Российской Федерации стандартизация системы образования проводитс...