Самообразование воспитателя "Воспитание ценностей здорового образа жизни у дошкольников"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Дьяконова Елена Валентиновна

Тема:    «Воспитание ценностей

             здорового образа жизни

                  у дошкольников».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie-persp.plan_.docx918.81 КБ

Предварительный просмотр:

              «Детский сад «Лучик»- филиал МБДОУ «Детский сад «Ивушка»

         Самообразование воспитателя

      Дьяконовой Елены Валентиновны

Тема:    «Воспитание ценностей

             здорового образа жизни

                  у дошкольников».

  C:\Users\packard bell\Desktop\картинки (2)\дети\2_01.jpg

                                                                           Здоровье - не все, но все

                                                                           без здоровья - ничто.

                                                                                                      Сократ.

                  Пояснительная записка.

   Здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.

   Главная особенность здоровьесберегающего  воспитания- это формирование мотивационной сферы детей, то есть поведенческих реакций, направленных на сохранение и укрепление собственного здоровья. Эта мотивационная направленность в дальнейшем должна стать доминирующей в поведении детей, их стремлении вести здоровый образ жизни.

 Цель:

формирование убеждений и привычек здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Задачи: 

- формировать представления о полезных продуктах питания, их свойствах и значении для человека;

- познакомить с внешним строением тела человека, с возможностями его организма;

- развивать умение различать индивидуальные особенности своей внешности, возраста;

- дать элементарные представления о значении органов чувств;

- развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение;

- формировать представления детей о зависимости здоровья от двигательной активности и питания;

- воспитывать желание заботиться о своем здоровье, стремление вести здоровый образ жизни.

                               Образовательные области:

  • «Социально-коммуникативное развитие».
  • «Познавательное развитие».
  • «Речевое развитие».
  • «Художественно- эстетическое развитие».
  • «Физическое развитие».

                                    Виды деятельности:

  • игровая;
  • познавательно- исследовательская;
  • восприятие художественной литературы;
  • самообслуживание и элементарный бытовой труд;
  • конструирование;
  • изобразительная деятельность;
  • музыкальная деятельность;
  • двигательная деятельность.

                   Основные направления работы:

  • Строение человека.
  • Значение здоровой пищи.
  • Как поддержать свое здоровье.

                                       Строение человека.

Задачи:

- систематизировать знания детей об основных частях тела, лица человека;

- воспитывать заботливое отношение к своему телу, желание узнать  нем больше;

- познакомить детей со строением скелета человека, мышцами, их функциями;

- развивать умение находить на своем теле части скелета;

- обратить внимание детей на соединение костей рук и ног;

- уточнить и расширить знания детей об органах дыхания;

- познакомить с особенностями работы носа;

- формировать представления детей о роли зрения в жизни человека;

- познакомить с особенностями строения уха;

- уточнить знания о роли слуха для ориентировки в окружающей действительности;

- расширить представления детей о главном органе  -  сердце - и его роли в организме человека, о коже, ее основных функциях, значении;

- воспитывать культурно- гигиенические навыки.

                                                                                        C:\Users\packard bell\Desktop\картинки (2)\дети\102985_html_2b68ef8d.png

                                  Значение здоровой пищи.

Задачи:

- формировать представления детей об особенностях их организма;

- расширять  представления о пользе витаминов и о том, в каких продуктах они содержатся;

- развивать познавательный интерес;

- воспитывать осознанное отношение к потребностям своего организма.

C:\Users\packard bell\Desktop\картинки (2)\дети\obed.jpg

                     Как поддерживать свое здоровье.

Задачи:

- формировать у детей дошкольного возраста стремление быть здоровыми; - совершенствовать навыки личной гигиены;

- воспитывать умение и желание вести здоровый образ жизни, бережно относиться к своему здоровью;

- развивать коммуникативные навыки.

                                                                                               C:\Users\packard bell\Desktop\картинки (2)\дети\post-68800-1287630778.png   

                           Основные принципы работы:

   1. Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов учебно- воспитательного  процесса.

 Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.

    2. Творческий характер образовательного процесса.

Возможность для реализации творческих задач достигается использованием на занятиях и во внеурочной работе активных методов и форм обучения.

    3. Обеспечение мотивации образовательной деятельности.

Ребенок – субъект образования и обучающего общения, он должен быть эмоционально вовлечен в процесс социализации, что обеспечивает естественное повышение работоспособности и эффективности работы мозга не в ущерб здоровью.

    4. Построение учебно - воспитательного процесса в соответствии с закономерностями становления психических функций.

    5. Учет системного строения высших психических функций.

При формировании базовых функций педагогу важно принимать во внимание все входящие в данную функцию компоненты, их готовность к формированию новой функции.

    6. Предпочтение значимого, осмысленного содержания при освоении нового материала, обучение  «по единицам, а не по элементам», принцип целостности.

    7. Осознание ребенком успешности в любых видах деятельности.

Педагогу нет необходимости быть необъективным- он может выделить какой-то кусочек или аспект работы, похвалить за старание в определенный период времени.

    8. Рациональная организация двигательной активности.

    9. Использование нестандартного физкультурного оборудования.

 Важным направлением в формировании у детей основ ЗОЖ является правильно организованная предметно-пространственная среда, прежде всего это двигательно-развивающая. Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной. Нестандартное физкультурное оборудование, изготовленное своими руками,– это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы.

 Выполнение упражнений с нестандартным оборудованием повысит интерес у детей к занятиям, улучшит качество их выполнения, разнообразит физкультурно-оздоровительную работу.

    10. Обеспечение адекватного восстановления сил.

Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов  напряженной активной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходимы во избежание переутомления детей.

    11. Обеспечение прочного запоминания.

Научно обоснованная система повторения- необходимое  условие здоровьесберегающих технологий.

Формы и методы непосредственно      образовательной деятельности:

  • игра (развивающая, дидактическая, сюжетно- ролевая, ситуативная, театрализованная, режиссерская);
  • рассматривание;
  • наблюдение;
  • чтение;
  • экспериментирование;
  • рассказ;
  • беседа;
  • проблемная ситуация;
  • совместные действия;
  • занятие- игра.

                  Методические ресурсы:

  • дидактические игры;
  • плакаты;
  • картины;
  • дидактические карточки;
  • раздаточный материал;
  • мультимедийные презентации.

              Планируемые  результаты:

  • знают и понимают первоначальные основы здорового образа жизни;
  • имеют представление о здоровых продуктах питания,
  • способах профилактики болезней,
  • о  правилах здорового образа жизни.

                      Срок реализации:

01.09.2017- 31.05.2018г.

Законодательно- нормативное обеспечение.

   1. Федеральный закон от 29 декабря2012г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

   2. Постановление  Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. №26  г.Москва «Об утверждении СанПиН  2.4.1.3049- 13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

   3. Конвенция о правах ребенка (Нью- Йорк, 20 ноября 1989г. ). Конвенция вступила в силу для СССР 15 сентября 1990г.

   4. Конституция Российской Федерации принята 12 декабря 1993г. (ст. 38, ст. 41, ст. 42, ст. 43).

   5. Федеральный закон от 24 июля 1998г. №124- Ф3 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями от 20 июля 2000г.,  22августа, 21декабря 2004г., 26,30 июня 2007г., 23июля 2008г.)

   6. Приказ Минздрава РФ №186, Минобразования РФ №272 от 30.06.92 «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях».

   7. Приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ «Об утверждении инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возраста на основе медико- экономических нормативов»  №60 от 14 марта 1995г.

8. Письмо Минобразования РФ от 14 марта 2000г. №65/23-16 «О направлении инструктивно- методического письма «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».

       

        Список используемой литературы:

1. Югова М.Р.  «Образовательная программа «Я здоровье сберегу».

2. Амосов Н.М. «Раздумья о здоровье».

3. Богина Т.Л. «Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях».

4. Бузунова  А. «Медико- педагогическая оздоровительная работа».

5. Волошина Л. «Организация здоровьесберегающего пространства».

6. Доскин В.А. «Растем здоровыми».

7. Замановский Ю.Ф. «Воспитаем детей здоровыми».

8. Кожухова Н. «Некоторые аспекты физического воспитания дошкольников».

9. Кудрявцев В. Физическая культура и развитие здоровья ребенка».

10. Лагутин А.Б. «Физическое воспитание ребенка в дошкольном учреждении».

11. Маханева М.Д. «Воспитание здорового ребенка».

12. Оверчук Т.И. «Здоровье и физическое развитие детей в ДОУ».

13. Осокина Т.И. «Физическая культура в детском саду».

14. Панкратьев Е.И. «Педагогические проблемы физического воспитания детей дошкольного возраста».

15. Филиппова С.О. «О проблемах физического совершенствования детей в дошкольных учреждениях».

16. Шишкина В.А. «Какая физкультура нужна дошкольнику».

               Тематическое  планирование.

Раздел или тема

                     Задачи

       Содержание

Оборудование, материалы

1

             2

                                3

                     4

               5

1

Вот какой я! (Как устроено наше тело.)

1.Систематизировать и расширять знания о частях тела человека.

2.Развивать интерес к познанию собственного организма.

Беседа по вопросам:

-На кого я похож? Чем отличаюсь от других?

-Что люблю?

-Из чего я состою?

-Какие бывают люди?

Д/и «Покажи части тела».

Плакаты, картины, дидактические карточки, мультимедийный материал.

2

Нам микробы не страшны, с чистотою мы дружны.

1.Дать детям элементарное представление о микробах.

2.Сформировать представления о том, что большинство заболеваний носит инфекционный характер.

3.Воспитывать желание быть здоровым, сопротивляться болезням.

Беседа по вопросам:

-Что такое микробы?

-Как избежать заражения.

-Почему надо соблюдать правила гигиены?

Д/и «Правда или нет?»

Плакаты, картины, дидактические карточки, мультимедийный материал.

3

Здоровая пища.

1.Закрепить представления о том, какая еда полезная, а какая –вредная для организма.

2.Довести до сознания детей, что здоровье зависит от качества принимаемой пищи.

Беседа по вопросам:

-Вкусная и невкусная пища.

-Как выражается чувство голода и сытости?

-Полезная пища, какая она?

Игра «Полезная и вредная еда?»

Плакаты, картины, дидактические карточки, мультимедийный материал.

4

Помоги себе и своему другу.

1.Закреплять основные правила безопасного поведения человека в быту.

2.Развивать внимание и наблюдательность. Умение пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

3.Тренировать в умении пользоваться телефоном.

Беседа по вопросам:

-Как помочь при ушибах?

-Что надо делать, если поранился и течет кровь?

Игровое упражнение «Что положишь в аптечку, если идешь в поход?»

Плакаты, картины, дидактические карточки, мультимедийный материал.

5

1

Профилактика простудных заболеваний

           2

1.Сформировать представления, что большинство заболеваний носит инфекционный характер.

2.Разъяснить, что человек в силах уберечь себя от болезней.

3.Воспитывать желание быть здоровым, сохранять и

                           3

Беседа по вопросам:

-Как можно заболеть гриппом?

-Какой витамин помогает бороться с гриппом?

-Что делать, чтобы не

                  4

Плакаты, картины, дидактические карточки, мультимедийный материал.

                5

укреплять здоровье.

заболеть?

Игровое упражнение «Выбери полезные продукты».

6

Путешествие за витаминами.

1.Дать детям белее широкое понятие о витаминах.

2.Расширить словарь детей.

3.Воспитывать стремление вести здоровый образ жизни.

Беседа по вопросам:

-Для чего нужны витамины?

-В каких продуктах живут витамины?

Игра  «Вредно- полезно».

Плакаты, картины, дидактические карточки, мультимедийный материал.

7

Чистота и здоровье нашей кожи.

1.Формироать представление о том, как органы чувств- глаза, уши, нос, язык, кожа- помогают знакомиться с окружающим миром.

2.Воспитывать бережное отношение к своему организму.

3.Закрепить знания о предметах гигиены.

Беседа по вопросам:

-Для чего служит кожа?

-Закаливание.

-Как развивать чувствительность кожи? Игра «Что с чем дружит?».

Плакаты, картины, дидактические карточки, мультимедийный материал.

8

Части тела.

1.Познакомить детей с тем, как устроено тело человека.

2.Закрепить знание названий частей лица, их назначение.

3.Научить измерять рост.

Беседы по темам:

«Скелет и мышечные системы организма», «Тренировка своей мускулатуры».

Игровое упражнение «Измерение своего роста».

Плакаты, картины, дидактические карточки, мультимедийный материал.

9

Зоркие глазки.

1.Дать детям доступные для понимания знания о глазах.

2.Развивать зрительное внимание.

3.Познакомить с правилами гигиены глаз.

Беседы по темам:

«Значение глаз в жизни человека», «Гигиена глаз».

Комплекс упражнений гимнастики для глаз.

Плакаты, картины, дидактические карточки, мультимедийный материал.

10

Носик, уши и глаза помогают нам всегда.

1.Формировать представления об органах слуха, зрения, обоняния.

2.Воспитывать привычку к здоровому образу жизни.

Беседа по вопросам:

-Для чего служат глаза и уши?

-На что я люблю смотреть и что я люблю слушать?

-Зачем нужен нос?

Упражнения для слуха.

Плакаты, картины, дидактические карточки, мультимедийный материал.

11

Чтобы зубы не болели.

1.Познакомить с основами знаний о правильном питании.

2.Дать представление о том, что продукты бывают полезными и вредными для зубов.

                           

Беседа по теме:

«Значение здоровых зубов для организма человека».

Упражнение «Как чистить зубы».

Плакаты, картины, дидактические карточки, мультимедийный материал.

1

               2

                3

            4

         5

12

Органы чувств.

1.Уточнить и расширить представления о воздухе, о влиянии загрязнения воздуха на здоровье человека.

2.Формировать осознанное отношение к своему здоровью.

Беседа по вопросам:

-для чего нужны органы чувств?

-Как их беречь7

Игры- эксперименты.

Плакаты, картины, дидактические карточки, мультимедийный материал.

13

Мое сердце.

1.Сформировать основные понятия о роли сердца для здоровья.

2.Воспитывать нравственные качества (забота о ближних, их здоровье).

Беседа по вопросам:

-Как работает сердце?

-Что такое кровь?

Практическое упражнение «Послушай свое сердце».

Плакаты, картины, дидактические карточки, мультимедийный материал.

14

Путешествие воздушных человечков.

1.Закреплять гигиенические навыки.

2.Формировать представления о роли солнца, воздуха, воды и витаминов в жизни человека.

3.Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Беседа по вопросам:

-Какое бывает дыхание?

-Как я дышу, когда играю, ем, сплю?

Комплекс дыхательных упражнений.

Плакаты, картины, дидактические карточки, мультимедийный материал.

15

К здоровью без лекарств.

1.Содействовать укреплению здоровья.

2.Развивать осознанное отношение к своему здоровью, навыки безопасного поведения.

Беседа по теме:

«Полезные продукты питания».

Практическая работа «В гостях у Мишутки».

Плакаты, картины, дидактические карточки, мультимедийный материал.

16

Если ты заболел.

1.Расширять представления о том, что такое здоровье и что такое лечение.

2.Рассказать, какие профессии нужны для лечения людей, как вести себя в поликлинике.

3.Закрепить знания о том, где лечат и укрепляют здоровье.

Беседа о профессиональных обязанностях медицинских работников.

Практическая работа «Вызови скорую».

Плакаты, картины, дидактические карточки, мультимедийный материал.

17

Знакомство с профессией врача.

1. Познакомить с профессией врача (медицинской сестры), с предметами- помощниками в труде врача.

2.Воспитывать чувство признательности и уважения к чужому труду.

Беседа о профессии врача.

Практическое упражнение «На приеме у врача».

Плакаты, картины, дидактические карточки, мультимедийный материал.

18

1

Как сберечь здоровье.

             2

1.Учить заботиться о своем здоровье.

2.Совершенствовать навыки пользования

                           3

Повторение и закрепление правил здоровья.

Дидактическая

                    4

Плакаты, картины, дидактические карточки, мультимедийный м

              5

предметами личной гигиены.

3.Воспитывать желание вести здоровый образ жизни.

игра «Совершенно верно».

материал.

                     

                            Диагностика.

Критерии сформированности здорового образа жизни:

  • знание правил гигиены и ухода за своим телом;
  • знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;
  • знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;
  • знание о своем физическом здоровье.

                          Диагностический комплекс:

  • беседа,
  • диагностическое задание,
  • проблемная ситуация,
  • тест,
  • игровая ситуация.

Наблюдения в режимные моменты и в свободном общении:

                               Наблюдения направлены:

  •  на изучение потребностей детей в выполнении гигиенических и закаливающих мероприятий (наблюдения за мытьем рук, полосканием полости рта после еды, поведением во время утренней гимнастики, закаливающих мероприятий, прогулки, подготовки к дневному сну, свободой игровой деятельности);

  •  изучение психологического климата в группе через эмоциональное принятие или непринятие детьми педагогов.

 Параметр   оценивания

         Методика, формы

                      Критерии

            1

                         2

                                3

Соблюдает элементарные правила гигиены.

Наблюдения за деятельностью ребенка в процессе выполнения КГН.

Высокий- ребенок самостоятельно выполняет правила гигиены, умеет контролировать свои действия.

Средний- ребенок с небольшой помощью взрослого выполняет правила гигиены, иногда требует напоминания.

Низкий- ребенок выполняет КГН с помощью взрослого. Недостаточно может контролировать свои действия, выполняя правила гигиены.

Обращается за помощью ко взрослым при заболевании, травме.

Наблюдения за поведением ребенка.

Беседа (ребенку задаются вопросы для выявления состояния здоровья).

В-  ребенок самостоятельно обращается за помощью, может объяснить свое состояние здоровья.

С- ребенок обращается за помощью, но недостаточно может объяснить свое состояние здоровья.

Н- ребенок не может обратиться за помощью и объяснить свое состояние, причину недомогания.

Соблюдает элементарные правила приема пищи.

                1

Наблюдения за детьми во время приема пищи.

Беседа по картинкам («Правила поведения за столом»: правильное поведение и неправильное»).

                            2

В- ребенок соблюдает правила приема пищи, умеет пользоваться столовыми приборами.

Активно отвечает на вопросы, задания выполняет правильно.

С- ребенок знает и умеет пользоваться столовыми приборами,   иногда не выполняет правила поведения за столом.

У ребенка недостаточно сформированы элементарные умения соблюдать правила приема пищи.

В беседе мало активен.

Н-  ребенок не знает предназначения столовых приборов и не умеет пользоваться ими, не соблюдает элементарные правила поведения во время приема пищи.

Во время беседы не отвечает на вопросы.

Задание выполняет неверно.

                                  3

Имеет представление о функциональном  назначении частей тела человека и его органов чувств для жизни и здоровья.

Ребенку предлагается игра «Собери человека» и задаются вопросы:

- Назови все части тела, для чего нужны руки, ноги, голова и т.д.?

Предложить ребенку поиграть в с/р игру «Доктор» и в процессе игры выявить, имеет ли он представление о функциональном назначении частей тела и органов чувств.

В- ребенок знает все части тела человека, правильно называет их и объясняет назначение.

Не допускает ошибок, уверен в своих знаниях, легко демонстрирует их.

С- ребенок называет части тела человека, объясняет их назначение, допуская при этом некоторые ошибки.

Не всегда уверен в собственных ответах, испытывает определенные трудности.

 

Н- ребенок испытывает затруднения в названии частей тела человека, часто ошибается, не может объяснить их назначение.

Отказывается отвечать или не отвечает на вопросы.

Имеет представление о важности для здоровья сна, гигиенических процедур, движений, закаливания.

Предложить ребенку рассмотреть картинки с ЗОЖ и задать вопросы:

-Как ты думаешь, правильно ли поступают дети?

- Почему нужно умываться, закаляться, вовремя ложиться спать?

- Ты выполняешь все правила здорового образа жизни?

В- ребенок имеет представление о важности ЗОЖ.

Охотно отвечает на вопросы.

Правильно выполняет задание.

С- ребенок выполняет задание, допуская при этом небольшие ошибки.

Не всегда уверен в собственных ответах.

Испытывает определенные трудности.

Н- ребенок испытывает затруднения, имеет недостаточные представления о важности для здоровья сна, выполнения гигиенических процедур, движений, закаливания.

Чаще всего на вопросы не отвечает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКА "

-Система работы по формированию ценности здорового образа жизни у дошкольников-Воспитание здорового образа жизни  дошкольников-Здоровье сберегающие технологии в ДОУ, методология...

Презентация на тему: "Формирование ценности здорового образа жизни у дошкольника".

Система работы по формированию ценности здорового образа жизни удошкольноков....

Самообразование на тему «Воспитание ценностей здорового образа жизни у дошкольников»

Самообразование на тему «Воспитание ценностей здорового образа жизни у дошкольников»...

«Взаимодействие с родителями (законными представителями) в вопросах формирования ценностей здорового образа жизни у дошкольников в рамках клуба «Молодая семья»

Мы работаем, потому что верим:Семья – одна из самых больших ценностей в жизни  современного человека.Мы работаем, потому что знаем:Материнство – счастье, Отцовство –радость, в к...

выступление на тему: «Становление ценностей здорового образа жизни у дошкольников»

В соответствии с ФГОС ДО одной из задач образовательной области «физическое развитие» является становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарным...

Педагогический совет "Становление ценностей здорового образа жизни у дошкольников - как одно из направлений воспитания в условиях ДОУ"

Презентация педагогического совета по актуальной теме современного дошкольного образования содержит повестку дня, отчет об участии в городской физкультурно-оздоровительной акции "Растим здоровое ...

Презентация "Формирование ценности здорового образа жизни у дошкольника"

Здоровье-это состояние полного физического, умственного, психического и социального благополучия...