Методическая разработка "Физкультминутки как средство повышения двигательной активности"
методическая разработка на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.31 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность По данным ученых-физиологов образовательная деятельность требует от детей дошкольного возраста большого нервного напряжения. Во время непрерывной образовательной деятельности у дошкольников любого возраста значительную нагрузку испытывают их органы зрения, слуха, мышцы кистей рук и всего туловища, часто находящегося в статическом положении. Народная мудрость гласит. «Здоровье – это главное жизненное благо»
Физкультминутки относятся к физкультурно-оздоровительным мероприятиям, проводимым с детьми в режиме дня. Детям любого возраста физкультминутка очень полезна , так как способствует смене позы и характера деятельности путем повышения двигательной активности. Физкультминутка – это кратковременные физические упражнения . Физкультминутки не просто элемент двигательной активности для переключения внимания на другой вид деятельности, но фактор здоровьесбережения детей дошкольного возраста . Физкультминутка – это естественный элемент, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей.
Цель Цель проведения физкультминуток: Повысить или удержать умственную работоспособность детей в процессе НОД, а также обеспечить кратковременный активный отдых для дошкольников во время НОД. Физкультминутка проводится в группе раннего возраста, младшей, средней, старшей и в подготовительных группах, в процессе НОД, требующей интеллектуального напряжения. Физкультминутки проводятся во время любого вида НОД (исключением может составлять рисование, когда прерывание творческого процесса может сказаться на его эффективности). В зависимости от вида НОД дети могут выполнять упражнения физкультминутки, сидя или стоя. С детьми дошкольного возраста, как правило, физкультминутки проводят под стихотворные тексты.
Основные требования к проведению физкультминуток Комплексы физкультминуток подбираются в зависимости от вида НОД и его содержания; Проводить физкультминутки необходимо в чистом, хорошо проветриваемом и освещенном помещении; Продолжительность всего комплекса 1 минута (ранний возраст) 1-2 минуты (младшие - средние группы) 2-3 минуты (старшая– подготовительные группы). Комплекс упражнений целесообразно менять каждые 2-3 недели; Необходимо давать разные по содержанию и форме физкультминутки, так как однообразие снижает интерес детей к ним а, следовательно, и результативность; Подбираются хорошо знакомые детям, простые и занимательные упражнения; Отдаётся предпочтение упражнениям для утомлённых групп мышц; Детям должно удобно выполнять движения (во время проведения физкультминуток дети могут сидеть за рабочим столом или стоять около него, находиться в проходах между столами, стоять в кругу, врассыпную, в парах и т. д.) Упражнения должны выполняться с достаточной амплитудой. Следует учитывать степень утомления детей (увеличивать или уменьшать продолжительность упражнений). Физкультминутка должна создавать бодрое настроение, но не перевозбуждать детей. Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный тон.
Классификация физкультминуток Формы физкультминуток
Двигательно-речевые физкультминутки Двигательно-речевые действия и задания Зависят от фантазии и творчества педагога. отгадывание загадок не словами, а движениями использование различных имитационных движений: (боксер, лыжник, ) имитация движения и звуки машин, паровозиков, самолетов и т.д. трудовые действия (рубим дрова, пилим дерево, заводим мотор). повадки животных (кошка умывается, собачка виляет хвостиком, лягушка сидит на кочке, аист стоит в болоте, пчелка летает и жужжит, кузнечик играет на скрипке и т.д.). Эти физкультминутки помогают детям переключиться и поднять настроение.
В форме выполнения движений под текст стихотворения. При подборе стихотворений обращается внимание на следующее: текст должен быть интересным, известных авторов Преимущество отдается стихам с четким ритмом содержание текста стихотворения должно сочетаться с темой НОД Девочки и мальчики. Девочки и мальчики: хлоп, хлоп, хлоп, Прыгают, как мячики: прыг-скок, прыг-скок. Ножками топчут: топ, топ, топ! Весело хохочут: ха, ха, ха! Глазками моргают (ритмичное зажмуривание глаз), После отдыхают (приседают, руки свободно).
Пальчиковая гимнастика Для дошкольников держать в руках карандаш или кисточку – большой труд. Они очень крепко сжимают пальчики, считая, что чем крепче они их держат, там красивее у них получится рисунок, цифры или буквы. В итоге мелкие мышцы руки и кисти быстро устают и требуют расслабления. Что может помочь в этом случае? Лучшей физкультминуткой в такой ситуации является пальчиковая гимнастика. Можно использовать упражнения для кисти рук, различные жесты руками: с шарами, орехами, шестигранным карандашом, массажными мячами, ручными эспандерами.
Физкультурная минутка поможет ребенку: Отдохнуть от статического напряжения, умственной деятельности, Переключиться с одного вида деятельности на другой. Помочь активизировать дыхание, Усилить кровообращение и обмен веществ в организме, Способствует общению взрослых с детьми и развивает речь, Развивает координацию движений и мелкую моторику. Благодаря упражнениям, входящим в физкультминутку, у детей совершенствуется осанка, Развивается произвольное внимание и память, способность сосредотачиваться, Дети получают разнообразные сенсорные впечатления. Восстанавливает эмоционально-положительное состояние ребенка Физкультминутка должна создавать бодрое настроение, но не перевозбуждать детей. . Положительные моменты физкультминуток
Развлекательную –создают благоприятную атмосферу Развивающую – развивает речь, внимание, память, мышление, Обучающая – дает новые знания, умения, навыки, и закрепляет их Воспитательную – формирует моральные и нравственные качества Коммуникативную – объединяет детей в группы, способствует сотрудничеству «педагог – ребенок», Релаксационную – снимают напряжение, вызванное негативными эмоциями, перегрузками мышц, нервной системы, мозга. Коррекционную – исправляют эмоциональные, поведенческие проблемы ребенка. Профилактическую – предупреждает появление психологических заболеваний Лечебную – способствуют улучшению здоровья Функции физкультминуток
Спасибо з а внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/17/picture-420612-1395009877.jpg)
Циклические упражнения, как средство повышения двигательной активности у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Различные виды циклических двигательных упражнений является физиологически обоснованными средствами развития общей выносливости, а она у ослабленных детей совсем не высока. Так...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/19/picture-616957-1432052390.jpg)
Взаимодействие с родителями как средство повышения двигательной активности детей.
В основе взаимодействия детского сада и семьи лежит сотрудничество. Прежде всего, необходимо провести анкетирования родителей, чтобы узнать, что родители понимают под словом «здоровье», и как представ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/10/picture-232023-1536585054.jpg)
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ«ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ»
Двигательная активность – одна из основных, генетически обусловленных биологических потребностей человеческого организма, которую дает человеку сама жизнь. Работая мышцами, ребенок не только рас...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/07/picture-280662-1675745938.jpg)
Методическая разработка на тему "Повышение двигательной активности дошкольников средствами досуговой деятельности"
Повышение двигательной активности детей в коррекционном детском саду. Из опыта работы нашего детского сада....
Методическая тема : Подвижная игра, как средство повышенной двигательной активности детей дошкольного возраста
В методической теме рассматривается предполагаемая работа по формированию и укреплению определенных физических навыков детей старшего и подготовительного возраста: укреплению мышц верхней части тела,с...
Методические рекомендации для педагогов по организации и проведению народных подвижных игр «Народные подвижные игры как средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста»
Данный материал поможет молодым педагогам детского сада познавательно и интересно организовать и провести народные подвижные игры с детьми старшего дошкольного возраста....