Разработка тематических физкультминуток для детей старшей группы
методическая разработка (старшая группа) на тему

Бельтепетерова Людмила Александровна

Систематическое проведение фикультминуток вырабатывает двигательный стереотип, способствующий более эффективной профилактике образовательного и статического утомления и более эффективному повышению умственной работоспособности. 

Длительность занятий в старшей группе составляет 25 минут. При этом длительность активного внимания дошкольников не превышает 10 минут. Следовательно, в занятия необходимо включать упражнения, способствующие снятию напряжения: физпаузы и (или) физкультминутки.

 

Цель проведения физкультурной минутки: повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях (по счету, развитию речи и т. п.), обеспечить кратковременный активный отдых для дошкольников во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии; мышцы кисти работающей руки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_fizkultminutok.docx31.2 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка тематических физкультминуток

для детей старшей группы

дошкольного образовательного учреждения

Автор: Бельтепетерова Л.А.

  1. Учет возрастных особенностей детей старшей группы при выборе физкультминуток.

Возраст 5-6 лет - это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Более совершенной становится крупная моторика, появляются сложные движения, активно формируется осанка детей, правильная манера держаться, развиваются выносливость и силовые качества.

Длительность занятий в старшей группе составляет 25 минут. При этом длительность активного внимания дошкольников не превышает 10 минут. Следовательно, в занятия необходимо включать упражнения, способствующие снятию напряжения: физпаузы и (или) физкультминутки.

Цель проведения физкультурной минутки: повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях (по счету, развитию речи и т. п.), обеспечить кратковременный активный отдых для дошкольников во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии; мышцы кисти работающей руки.

Систематическое проведение фикультминуток вырабатывает двигательный стереотип, способствующий более эффективной профилактике образовательного и статического утомления и более эффективному повышению умственной работоспособности.

Физкульминутки относят к игровым моментам. Поэтому лучше, если в ней задействованы стихи, легко заучиваемые детьми и, как правило, произносимые ими во время выполнения упражнений.

При наличии необходимого оборудования (мультимедийный проектор, экран) можно проводить физкультминутки с героями мультфильмов, анимированными животными и растениями. Подбор таких физкульминуток расположен на странице Видеофизминутки для ДОУ на сайте youtube.com.

  1. Физкультминутки для детей старшей группы.

2.1. Физкультминутки для снятия утомления плечевого пояса, шеи, рук,  способствуют снижению напряжения, улучшению кровообращения, уменьшению чувства усталости и болевых ощущений этих групп мышц. Комплексы состоят в основном из элементов самомассажа, динамических упражнений для мышц спины, шеи, рук, которые сочетаются с упражнениями на расслабление мышц.

Мы на плечи руки ставим, 

Дети приставляют руки к плечам.

Начинаем их вращать. 

Вращают плечи вперед и назад.

Так осанку мы исправим,

Раз-два-три-четыре-пять! 

Выпрямляются.

Руки ставим перед грудью, 

Сгибают руки в локтях перед грудью.

В стороны разводим. 

Рывки руками в стороны.

Мы разминку делать будем 

При любой погоде.

Поворачиваются вправо и влево.

Руку правую поднимем, 

Правая рука поднимается вверх.

А другую вниз опустим. 

Левая рука опускается вниз.

Мы меняем их местами, 

плавно двигаем руками. 

Меняют положение рук.

А теперь давайте вместе 

Пошагаем все на месте. 

Дети шагают на месте.

2.2. Физкультминутки для восстановления работоспособности кистей и пальцев рук, применяются в тех случаях, когда на эти мелкие мышечные группы приходится значительная нагрузка динамического и статического характера. Это может быть во время письма, лепки, рисования и других занятий. В комплексах используются упражнения на расслабление, растягивание, а также самомассаж мышц и связок пальцев, ладонной и тыльной стороны кисти и лучезапястного сустава.

Разотру ладошки сильно,

 каждый пальчик покручу.

Дети растирают ладони до приятного тепла. Покручивают пальчики.

Поздороваюсь со всеми,

никого не обойду.

Здороваются с соседом.

С ноготками поиграю,

друг о друга их потру,

Большими пальчиками растирают ноготки.

Потом руки помочалю,

плечи мягко разомну.

Имитируют выжимание. Расслабляют плечи.

Затем руки я помою,

пальчик в пальчик я вложу.

Имитируют мытье рук.

Сжимают пальчики двух рук в один замочек.

На замочек их закрою

и тепло поберегу.

Смыкают ладони в замочке.

Вытяну я пальчики,

пусть бегут как зайчики.

Вытягивают пальчики и быстро перебирают ими (имитируя бег).

Раз-два, раз-два,

вот и кончилась игра.

Стряхивают руки, расслабляя их.

2.3. Физкультминутки для снятия утомления глаз, способствуют расслаблению глазодвигательных мышц и мышц, воздействующих на хрусталик, снижает их напряжение, улучшает кровообращение глаз и циркуляцию внутриглазной жидкости, что создает благоприятные условия для функционирования органа зрения, предупреждает его переутомление. Комплексы упражнений могут включать повороты, круговые движения глазного яблока в различных направлениях, упражнения для век, элементы самомассажа, прогревание глаз ладонями.

Вот какая стрекоза - как горошины глаза.

Широко «распахивают глаза».

Влево-вправо, назад-вперед,

Вращают их влево-вправо, назад- вперед.

Ну, совсем как вертолет.

Вращают глазами по кругу.

Мы летаем высоко.

Поднимают глаза вверх.

Мы летаем низко.

Поднимают глаза вниз.

Мы летаем далеко.

Смотрят вдаль.

Мы летаем близко.

Приближают взор к себе.

Закрывают глаза.

2.4. Физкультминутки, содействующие формированию и укрепле- нию осанки, направлены на укрепление мышц туловища, они используются и для выпрямления и разгрузки позвоночника. В комплексы входят упражнения типа потягивания, прогибания и выгибания спины, наклоны и повороты туловища и упражнения статического характера на сохранение правильной осанки. Для профилактики нарушения осанки дозировка таких упражнений может быть увеличена.

Руки в стороны - в полет 

Руки в стороны.

Полетел наш самолет. 

Покачивают руками как крыльями.

Сделал правый поворот, 

Поворот на право.

Сделал левый поворот, 

Поворот налево.

Крыльями покачал, 

Покачивают руками-крыльями.

Загудел и задрожал. 

Хаотично машут крыльями, подключая корпус тела.

Вот закончился полет, 

Медленно опускают руки.

Приземлился самолет. 

Успокаиваются, расслабляя все тело.

2/5. Физкультминутки – дыхательная гимнастика  помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на занятии. Все упражнения проводятся в хорошо проветренном помещении.

Дыхательные упражнения могут выполняться в обычно принятой форме или с акцентом выдоха, задержкой дыхания, движениями рук, помогающими работать грудной клетке.

Я с утра сегодня встал,

С полки шар воздушный взял.

Распрямляют плечи.

Подносят кисти рук к губам, образуя круг (отверстие шара).

Начал дуть я и смотреть –

Дуют в воображаемое отверстие шара.

Стал мой шарик вдруг толстеть.

Дуют сильнее.

Я все дую – шар все толще,

Еще сильнее.

Дую – толще, дую – толще.

Еще сильнее.

Вдруг услышал я хлопок –

Делают резкий выдох.

Лопнул шарик, мой дружок.

Опускают руки. Успокаиваются.

  1. Литература.

  1. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях. Практическое пособие. / М.: Айрис-пресс, 2013 г.
  2. Бондаренко Т.М.  Физкультурно-оздоровительная работа с детьми 5-6 лет в ДОУ. Практическое пособие.  / Издательство: ТЦУ, 2012 г.
  3. Видеофизминутки для ДОУ на сайте youtube.com.
  4. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Средняя, старшая, подготовительная группы. / Издательство: ВАКО, 2011 г.
  5. Королева Е.А. «Физминутки нам нужны, для детей они важны!». Физкультминутки для старших дошкольников и младших школьников. Методические рекомендации. /  Рязанский городской дворец детского творчества. Рязань, 2013 г.
  6. Леонова Т.А. Разработка тематических физкультминуток с учетом возрастных особенностей

http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/03/08/razrabotka-tematicheskih-fizkultminutok-s-uchetom-vozrastnyh

  1. Физкультминутки для старшей группы. Картотека. Учебно-методический кабинет. Блог Козловой О.В. http://ped-kopilka.ru/blogs/kozlova-oksana/kartoteka-fizkultminutok-dlja-starshih-doshkolnikov.html.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека физкультминуток для детей старшей группы

Картотека предназначена для работы с детьми старшей группы по формированию ЗОЖ...

Картотека физкультминуток для детей старшей группы

Картотека физкультминутокдля детей старшей группы...

Методическая разработка тематического дня для детей старшей группы на тему: «В гостях у сказки»

Известно, что читательский опыт начинает закладываться с самого раннего детства. Прививая любовь к книге, мы помогаем ребенку познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и ...

Картотека физкультминуток для детей старшей группы

1.Отдых наш – физкультминутка.Отдых наш – физкультминутка.Занимай свои места:Шаг на месте левой, правой, Шагаем на месте.Раз и два, раз и два!Прямо спину все держите,Раз и два, раз и два!И...

Картотека тематических физкультминуток для детей старшей группы

Картотека тематических физкультминутокдля детей старшей группы...

Картотека физкультминуток для детей старшей группы (5-6 лет)

Картотека физкультминуток для детейстаршей группы (5-6 лет)...