Физкультминутки, их значение в развитии детей.
картотека на тему

Игнатьева Марина Федоровна

В последние годы возросли требования по подготовке детей к школе, в связи, с чем выросли объемы учебной нагрузки на детей. Детям большее время приходится проводить в статичном положении, а это оказывает неблагоприятное воздействие на организм ребенка и здоровье в целом. 

Физкультминутки помогают отдохнуть, развлечься, снять напряжение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizminutki.rar2.02 МБ

Предварительный просмотр:

Физкультминутки

Значение физкультминуток в развитии детей

Небольшие комплексы физических упражнений, проводимый в течение 2-3 минут во время занятий в детском саду

Автор: Игнатьева Марина Федоровна. Новосибирская обл., Коченевский р-он, село Катково

17.12.2017

Физкультминутки и их значение

Физкультминутка представляет собой небольшой комплекс физических упражнений, проводимый в течение 2-3 минут во время занятий в детском саду, а также дома при выполнении домашних заданий.

Физкультминутки помогают отдохнуть, развлечься, снять напряжение, получить ощущение физической разрядки, улучшают кровообращение, снимают утомление мышц, нервной системы, активизируют мышление детей, создают положительные эмоции и повышают интерес к занятиям.

В последние годы возросли требования по подготовке детей к школе, в связи, с чем выросли объемы учебной нагрузки на детей. Детям большее время приходится проводить в статичном положении, а это оказывает неблагоприятное воздействие на организм ребенка и здоровье в целом. При длительном статическом положении дети начинают отвлекаться, поворачиваться, плохо запоминают материал, что говорит о снижении умственной работоспособности и как следствие этого, умственное переутомление. Умственная работа без регулярных и целесообразных физических нагрузок приводит к снижению работоспособности, переутомлению. В условиях детского сада одним из регуляторов умственной работоспособности являются физкультминутки между занятиями и в процессе занятий.

Целью проведения физкультурной минутки является повышение или удержание умственной работоспособности детей на занятиях (по счету, развитию речи и т. п.), обеспечение кратковременного активного отдыха для дошкольников во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии; мышцы кисти работающей руки. Длительные статические нагрузки, связанные с сидением, неблагоприятно воздействуют на ребенка. Движения способствуют активному отдыху и повышению работоспособности, поэтому в занятия необходимо включать двигательные компоненты в виде физкультминуток. Физкультминутки обновляются еженедельно. Физкультминутка не является обязательным режимным моментом как утренняя гимнастика, но введение ее в режим дня детей дает положительные результаты.

Физкультминутку не обязательно проводить на всех занятиях, она становится необходимой только при утомлении детей, но важно не упустить начальную стадию утомления, при которой и проводится физкультминутка. Содержание физкультминутки должно относиться к теме занятия, это поможет закрепить изученный материал.

Забавные стихи и смешные потешки, разнообразные упражнения, имитирующие движения их содержания, позволяют воспитателю проводить интересную, содержательную и яркую физкультминутку в любой момент, как только появляются первые признаки утомления. Движение каждого упражнения дети должны выучить вместе с воспитателем, с тем, чтобы потом они выполняли их самостоятельно, только услышав название физкультминутки или взглянув на картинку с иллюстрацией к той или иной потешке или стихотворению.

Виды физкультминуток: 

  • Упражнения для снятия общего или локального утомления – упражнения для крупных мышечных групп: наклоны туловища в стороны, поскоки, приседания в быстром темпе, потягивания, махи руками, ходьба и бег на месте и др. 
  • Упражнения для кистей рук: сжимания разжимания кистей рук, отведение и приведение, пальчиковая гимнастика. 
  • Гимнастика для глаз: посмотреть направо, налево, круговые движения, частое моргание, прикладывание теплых ладоней к закрытым глазам и др. 
  • Гимнастика для слуха: массаж мочки уха, круговые движения всего уха, подергивания за ушки, потягивания ушей в стороны и др.
  • Упражнения, корректирующие осанку: упражнения «лодочка» («волна»), «лягушка», «велосипед», «ножницы» и д. 
  • Дыхательная гимнастика: с проговариванием звуков на выдохе.

Физкультминутка «Жук» для тематической недели «Насекомые»

В группу жук к нам залетел, (Дети машут кистями рук) 

Зажужжал и запел: «Ж-ж-ж!» (Дети грозят пальцем)                    C:\Users\Александр\Desktop\картинки\bv-150-09.jpg

Вот он вправо полетел,  (Отвести руку вправо)                      

Каждый вправо посмотрел. (Проследить глазами за направлением руки)

Вот он влево полетел, (Отвести руку влево)

Каждый влево посмотрел. (Проследить глазами за направлением руки)

Жук на нос хочет сесть, (Указательным пальцем правой руки касаемся носа)

Не дадим ему присесть. (Левой рукой помахать перед лицом)

                                                                                            C:\Users\Александр\Desktop\картинки\cs252.jpg

Зажужжал и закружился  (Вращательные движения руками)

«Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж». (Дети произносят звук «Ж»)

Жук, вот правая ладошка, (Отвести руку вправо ладошкой вверх)

Посиди на ней немножко, (Проследить глазами за направлением руки)

Жук, вот левая ладошка, (Отвести руку влево ладошкой вверх)

Посиди на ней немножко. (Проследить глазами за направлением руки)

Картинки по запросу детская картинка жук сидит на ладошке

Жук наверх полетел (Поднять руки вверх)

И на потолок присел. (Посмотреть вверх)

На носочки мы привстали, (Встать на носочки)

Но жучка мы не достали. (Поднять руки вверх, подтянуться)

Хлопнем дружно, (Хлопать в ладоши.

Хлоп – хлоп – хлоп. (Три раза)

Чтобы улететь он смог, (Имитировать полет жука)

«Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж». (Дети произносят звук «Ж»)

Физкультминутка «Похлопаем в ладошки»  

для тематической недели «Мир вокруг нас» под музыку Е.Макшанцевой

Похлопаем в ладошки,  (Дети хлопают в ладоши)

Похлопаем немножко,

Похлопаем в ладошки,

Очень хорошо!   (Четверостишье повторяют 2 раза)

И пальчики попляшут,  (Вращение кистей, руки вверх)

И пальчики попляшут,

И пальчики попляшут

У маленьких ребят.

И пальчики попляшут,  (Вращение кистей, руки вверх)

И пальчики попляшут.

А девочки и мальчики

Все ровненько сидят.

Тук-тук молотком   (Стучат кулачками)

Мы построим птичкам дом.

Тук-тук молотком

Поселяйтесь птички в нём!  (Четверостишье повторяют 2 раза)

Бум-бум барабан,   (Ладошками стучат по коленям)

Что за шум и тарарам?

Бум-бум барабан,

Просыпайтесь по утрам!  (Четверостишье повторяют 2 раза)

Ду-ду-ду, ду-ду-ду –   (Имитируют  игру на дудочке)

Вот какая дудка.  (Повторяют  предложение 4 раза)

Поехали потихонечку,  (Повторяют   слова 2  раза) (Медленно шагают)

И быстренько, и быстренько.  (Повторяют  3 раза) (Ускоряют шаг)

И помедленнее.   (Замедляют шаг)

И приехали.  (Дети останавливаются)

C:\Users\Александр\Desktop\картинки\Без названия.jpg

Физкультминутка «Что внутри?»

под стихотворение О.Вацетиса для тематической недели «Звуки вокруг нас»

У одуванчиков белых – взлеталка,              (Легко дуют на ладонь)

У мотоцикла – рычалка – тр-р-р,                 (Рычат)

У часов – спешилка – тик-так,                     (Выполняют наклоны)

У девчонок – смешилка – ха-ха-ха,             (Смеются)

У мышки – пищалка – пи-пи-пи,                 (Имитируют игру на дудке)

У лошадки – ржалка – и-го-го,                     (Имитируют бег лошади)

C:\Users\Александр\Desktop\картинки\Без названия (1).jpg

                                                     

C:\Users\Александр\Desktop\картинки\images (2).jpg

C:\Users\Александр\Desktop\картинки\Без названия (2).jpg

C:\Users\Александр\Desktop\картинки\Без названия (3).jpg

C:\Users\Александр\Desktop\картинки\Без названия (4).jpg 

C:\Users\Александр\Desktop\картинки\лошадка0.jpg

У ветра – задувалка, 

(Долгий выдох) 

У каблучков – стучалка,                               (Топают ногами, стучат пятками) 

Картинки по запросу картинки ветер

C:\Users\Александр\Desktop\картинки\images (3).jpg

У носа – сопелка,                                           (Сопят)

У ежика – пыхтелка – пых-пых-пых, 

 (Пыхтят)

У телефона – звонилка – динь-динь, (Подносят ладошку к уху)          

А у солнца – светилка.                                  (Свободно тянут звук «а», «о», «у» и т.д.)

   

C:\Users\Александр\Desktop\картинки\Без названия (6).jpg

C:\Users\Александр\Desktop\картинки\images (8).jpg

C:\Users\Александр\Desktop\картинки\Без названия (5).jpg

C:\Users\Александр\Desktop\картинки\images (9).jpg

Физкультминутка «Маленький кролик»

для тематической недели «Домашние животные»

Маленький кролик,

         пушистенький кролик

(дети скачут по кругу, сделав «ушки» из ладошек и двигая ими вперёд-назад)

Всех нас смеяться заставил

                     до колик:

(останавливаются, держатся за животики)

Прыгал за белкой,

               за уткой скакал,

(сначала прыгают на прямых ногах, потом – вприсядку)

Лапкой тюльпан поднимал,  

                       как бокал.

(останавливаются, поднимают воображаемый бокал к лицу)

Ах, как смешно его уши

                                   торчали!

(делают «ушки» из ладошек)

Мы хохотали, души в нём

                              не чая,

(опять держатся за животики)

Но, на опушке заметив лису,

(смотрят из-под рук)

Он подмигнул нам и

                       скрылся в лесу.

(подмигивают, разбегаются)

Картинки по запросу картинки кролик

Физкультминутка «У жирафа пятна…»

под музыкальное сопровождение.

Во время тематической недели «Дикие  животные теплых стран» у детей можете  попросить  рассказать о том, как выглядят жираф, слон, зебра, кошка. Покажите  ребятам  картинки с этими животными, отмечая их характерные внешние признаки (у жирафа - пятна, у слона - складки, у котёнка - шёрстка, у зебры - полоски). Подкрепите слова жестами, которые будут использоваться в игре.

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. 
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. 

(Хлопаем по всему телу ладонями.) 

На лбу, ушах, на шее, на локтях, 
На носах, на животах, на коленях и носках. 

(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.) 

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. 
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. 

(Щипаем себя, как бы собирая складки.)

На лбу, ушах, на шее, на локтях, 
На носах, на животах, на коленях и носках. 

(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.) 

У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде. 
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде. 

(Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку.)

На лбу, ушах, на шее, на локтях, 
На носах, на животах, на коленях и носках. 

(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде. 
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде. 

(Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки) 

На лбу, ушах, на шее, на локтях, 
На носах, на животах, на коленях и носках. 

(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультминутки как средство развития и коррекции зрительных функций и снятия зрительного утомления

Здесь представлена наиболее полная подборка упражнений для снятия и профилактики зрительного утомления и снижения остроты зрения при различных нарушениях зрения....

Физкультминутки, используемые в ознакомлении детей с домашними животными

Уже давно известен тот факт, что информация легче воспринимается в стихотворной форме. А если задействовать моторную (или двигательную) память и подключить к проговариванию стихотворения различные дви...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «Физкультминутки – как средство развития речи детей дошкольного возраста».

laquo;Забота о здоровье - это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. »В....

Конспект НОД по сенсорнму развитию детей в средней группе, с использованием здоровьесберегающей технологии физкультминутка Репка

РЕПКА.   Цели и задачи:- Закреплять знания детей о геометрических фигурах (круг, квадрат и треугольник), цвете, величине предмета. - Вызвать желание с помощью воспитателя инс...

Влияние физкультминутки на умственную работоспособность детей

Содержание дошкольной программы детского сада предусматривает значительный объём знаний и достаточно высокий уровень умственного развития детей. Овладение знаниями осуществляется преимущественно на за...

Консультация "Физкультминутки как средство развития и коррекции зрительных функций и снятие зрительного утомления"

Эффективность работы по развитию зрительного восприятия, осуществляемая на коррекционных занятиях, в ходе домашнего педагогического процесса, во многом определяется своевременным и систематическим исп...