Эффективность применения разнообразных методик закаливания в оздоровительной работе с воспитанниками ОВЗ
картотека (подготовительная группа)

Эффективность применения разнообразных методик закаливания в оздоровительной работе с воспитанниками

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

                         детский сад комбинированного вида «Югорка»

Эффективность применения разнообразных методик закаливания в оздоровительной работе с воспитанниками.

                                                                     Подготовила воспитатель:

                                                                                        Фирсова В. Н.

г. Покачи

В настоящее время одной из наиболее важных и актуальных проблем является состояние здоровья подрастающего поколения

  Статистика свидетельствует: физически зрелыми сегодня рождаются не более 14% детей, то есть большинство сразу после рождения не готовы к физиологически полноценной жизни.  Исследования, проведенные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН, показали, что за последние 10 лет количество детей с хронической патологией увеличилось в 2 раза, а детей, не имеющих отклонений в здоровье, снизилось в 3 раза. Среди хронической патологии преобладают болезни органов дыхания, костно-мышечной системы, аллергические заболевания кожи и органов пищеварения. Чрезвычайно высока распространенность морфофункциональных отклонений (до 75%). Среди них ведущими являются нарушения сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата. 
У 19% детей дошкольного возраста диагностируются выраженные формы психических расстройств. До 40% детей составляют группу риска по развитию психических нарушений, причем в комплексе таких нарушений преобладают различные формы неврозов.

Приведенные цифры заставляют серьезно задуматься о причинах этого. Безусловно, они связаны с социально-экономическими процессами, происходящими в России. Но главной причиной является культурный кризис общества и как следствие, низкий уровень культуры отдельного человека, семьи, воспитательного процесса в целом. Проблема оздоровления детей не компания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа.

Формирование здорового поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. Это регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов: Законами РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Указом Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в РФ», «Конвенцией о правах ребенка» и т.д.

Одной из задач дошкольного образования в соответствии с Федеральным  образовательным государственным стандартом является сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоциональное благополучие. Результатом реализации данной задачи в соответствии с ФГОС и должно стать создание комфортной развивающей образовательной среды. Данное понятие в концепции ФГОС определяется как образовательное пространство: наряду с другими задачами оно должно обеспечивать  двигательную  активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие детей в подвижных играх [11,26].

В последнее время одним из приоритетных направлений дошкольного образования стала оздоровительная работа. Основной задачей данной работы является организация здоровьесберегающего образовательного пространства в условиях введения Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, направленной на укрепление физического и психического здоровья, воспитание культурно-гигиенических навыков и формирование представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста. 

Анализ физического развития  выявил тенденцию снижения гармонично развитых детей и увеличения числа детей с дисгармоничным развитием. Значительно меньше дошкольников, чем это было в прежние годы, развивается в соответствии со своим календарным возрастом: их число за последнее время заметно снизилось. Поэтому важной задачей образовательных учреждений в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является оптимизация оздоровительной деятельности. Сохранить и улучшить здоровье – огромная каждодневная работа, начиная с рождения.         

Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и взрослыми. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Система оздоровительной работы в ДОУ.

Система   оздоровительной работы с дошкольниками является не просто суммой разнообразных методов и приёмов, а выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребёнку в решении задач физического развития и оздоровления.        

Цель оздоровительной работы с детьми в ДОУ: сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у воспитанников, педагогов, родителей ответственности в деле сохранения здоровья.

Задачи оздоровительной работы с детьми в ДОУ:

1.Охранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое развитие, повышать защитные свойства организма.

2.Формировать у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью.

3.Воспитывать в детях, родителях потребность в здоровом образе жизни как показателе общечеловеческой культуры.

4.Развивать основные физические способности (силу, быстроту, ловкость, выносливость и др.) и умение рационально использовать их в различных условиях.

 5.Формировать и совершенствовать двигательные умения и навыки, обучать новым видам движений, основанных на приобретённых знаниях и мотивациях физических упражнений.

6.Способствовать усвоению правил соблюдения гигиенических норм и культуры быта.

 7.Создать оптимальный режим дня, обеспечивающий гигиену нервной системы ребёнка, комфортное самочувствие, нервно – психическое и физическое развитие.

8.Обеспечить квалифицированную диагностику состояния здоровья и развития детей с учётом современных научных подходов, мониторинга и оценки влияния оздоровительных технологий на организм ребенка [8,35].

Основные принципы построения оздоровительной работы с

детьми в ДОУ:

- научности (использование научно – обоснованных и апробированных программ, технологий и методик);

- доступности (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей);

- активности (участие всего коллектива педагогов, специалистов и родителей в поиске эффективных методов оздоровления дошкольников);

- сознательности (осознанное понимание и отношение детей к своему здоровью);

- единства диагностики и коррекции (правильная интерпретация результатов медицинской, педагогической, психофизической диагностики; планирование способов, методов и приёмов коррекции, развития и оздоровления на основе полученных данных);

 - систематичности (реализация оздоровительных, профилактических мероприятий постоянно, систематично);

         - целенаправленности (подчинение комплекса медико – педагогических воздействий четко определенной цели);

- оптимальности (разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки).

Методики оздоровительной работы с дошкольниками

Оздоровительные методики в дошкольном образовании – это методики, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Цель оздоровительных методик в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым - содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
                                                           Самомассаж

Самомассаж — это массаж, выполняемый самостоятельно, массаж — это дозированное механическое раздражение тела человека с помощью различных приемов, и манипуляций, выполняемых руками и специально подобранным природным материалом, а так же специального оборудования.

Под влиянием самомассажа в коже образуются биологически активные вещества, которые расширяют кровеносные сосуды, оказывают положительный эффект на весь организм, происходит усиленная доставка тканям и органам массируемого участка питательных веществ, более скоростное удаление продуктов распада, повышаются обменные процессы на данном участке тела.

Самомассаж улучшает функциональную способность центральной нервной системы, воздействует на биологически активные точки, активизирует глубоко лежащие сенсорные пути. Он используется для повышения работоспособности, восстановления сил, а также с целью профилактики простудных заболеваний.

Приемам самомассажа детей специально обучают на занятиях и в повседневной жизни, обязательно используя игровые приемы: например, воспитанию ритма и повышению эмоционального настроя у детей младшего дошкольного возраста способствуют сюжетная мотивация и речитатив.

   Рекомендуется использовать массаж определенного пальца при выполнении детьми самомассажа рук (более длительное время уделяется одному из пальцев, проводится тщательный массаж). Необходимо выделить конкретное время и день недели для более глубокой проработки той или иной системы внутренних органов, в то же время не должно быть заорганизованности.  

Самомассаж включает в себя: массаж головы; массаж лица; массаж волшебных точек ушей; массаж рук; закаливающий массаж подошв.

Физкультминутки

Назначение физкультминуток состоит в том, чтобы обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность детей на занятии. Проводятся физкультминутки при появлении признаков утомления, длительность и частота проведения зависит от возраста, вида деятельности, сложности учебного материала и т.д. Упражнения подбираются хорошо знакомые детям, разученные на физкультурных занятиях, отдается предпочтение упражнениям для утомленных групп мышц. Комплексы физкультминуток подбираются в зависимости от вида занятий и его содержания.

Физкультминутки могут проводиться в форме общеразвивающих упражнений, подвижных игр, дидактических игр с движением, танцевальных движений, выполняемых под стихотворный текст, а так же в виде любого двигательного действия или задания.  Длительность проведения не более двух минут.

Гимнастика для глаз

В течение дня желательно организовывать по преодолению зрительного напряжения. Это может быть двух - трехминутный курс между занятиями или во время физминутки. 

Упражнения с таблицей В. Бозарного, укрепляют наружную мускулатуру глаз, обеспечивающую свободный перевод взгляда с одной точки на другую. Рисунок следует увеличить до размера большого ватманского листа и закрепить на демонстрационной доске.

Детям предлагается проследить путь движения указки от точки А до точки В, не поворачивая головы. На конце каждой стрелки указка останавливается, и глаз отдыхает. Упражнение рекомендуется выполнять в течение двух минут. Для создания игровой мотивации на конец указки можно поместить выполненную из бумаги бабочку (размер 1,5-2см) и прослеживать ее «полет от цветка к цветку».

Гимнастика корригирующая

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.

   

Гимнастика ортопедическая

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.

Релаксация

Проводится в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии.

Для всех возрастных групп можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.

Дыхательная гимнастика по А.Н. Стрельниковой

Суть этой системы в том, что, в отличие от традиционных подходов, автор предлагает при выполнении упражнений обращать внимание не на весь процесс дыхания, а лишь на характер и качество вдохов. Выдох же считается естественным следствием процесса вдыхания. Кроме того, грудная клетка во время вдоха, согласно системе Стрельниковой, не расширяется, а искусственным образом сжимается (этому способствуют наклоны, повороты корпуса, обхватывание ребер руками)..

Результаты занятий дыхательной гимнастикой Стрельниковой действительно впечатляют. Она эффективно помогает в лечении целого спектра недугов, усиливая при этом результативность различных методов лечения, в том числе медикаментозных и альтернативных. В их числе: - хронические заболевания носовых пазух, бронхов и легких, в том числе пневмония и астма; - сахарный диабет; - болезни сердца; - язвенная болезнь (в стадии ремиссии); - заболевания неврологического характера. При выполнении упражнений активизируются иммунные силы организма. Гимнастика позволяет развивать гибкость, пластичность, а также способствует исправлению нарушений осанки у детей и подростков за счет активности в процессе выполнения упражнений практически всех групп мышц..

Рекомендации для родителей

по оздоровлению и закаливанию детей дошкольного

 возраста в домашних условиях.

Основы здоровья и гармоничного развития, как известно, закладываются в детстве, когда ребенок активно растет, когда совершенствуются все системы его организма.

Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет) особенно важен в этом отношении. Это время наиболее интенсивного развития, освоения огромного объема информации, воспитания привычек и жизненных установок, становления ребенка как личности. Именно в этот период у детей  формируются основные двигательные навыки, осанка, умение управлять своим телом, проявляются такие черты характера как инициативность, настойчивость и самостоятельность.

Основные правила закаливания.

1. Приступить к закаливанию можно в любое время года.

2. Закаливание нужно проводить систематически.

3. Основной принцип - постепенность.

4. Закаливающие процедуры нельзя начинать, если ребенок болен.

5. Закаливающие процедуры надо проводить комплексно, сочетая общие (например, обливание) и местные (например, ножные ванны) воздействия.

6. Процедура должна нравиться ребенку, вызывать положительные эмоции.

Разумное воспитание немыслимо без закаливания. Закаленные дети меньше болеют, у них лучше аппетит, крепче сон, гармоничнее развитие. И детский сад, а потом занятия в школе он не пропускает, и мама "не сидит" на больничных!

Закаливающие процедуры.

Ориентировочная схема распределения закаливающих процедур в режиме дня дошкольника.

1. Зарядка. Упражнения выполняются в трусиках, босиком.

2. Умывание до пояса, t воды 16-14градусов.

3. Полоскание горла.

4. После сна - контрастные ножные ванны.

5. Вечером - гигиеническая ванна с последующим обливанием.

В летнее время к этому добавляются световоздушные или солнечные ванны (от 5 до 15 минут, ванны с последующим душем или обливанием, купание в открытом водоеме от 3 до 7 минут. Приучайте ребенка ходить босиком. Это способствует профилактике плоскостопия

ДОРОГИЕ РОДИТЕЛИ! НЕ ТЕРЯЙТЕ ВРЕМЕНИ НАПРАСНО, НЕ УПУСКАЙТЕ ВОЗМОЖНОСТЬ УКРЕПИТЬ ЗДОРОВЬЕ СВОИХ ДЕТЕЙ - ПОТОМ ПРИДЕТСЯ ЗАНИМАТЬСЯ ЛЕЧЕНИЕМ, А ЭТО ВСЕГДА ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ И МЕНЕЕ ЭФФЕКТИВНО



Предварительный просмотр:

Использование здоровье сберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста с РАС.

В наше время показатели здоровья детей требуют принятия

эффективных мер по улучшению их здоровья. Проблема оптимизации

здоровья и физического развития детей в условиях дошкольных

образовательных организаций в современных социально-экономических

условиях развития общества такова, что серьёзным вопросом является

неудовлетворительное состояние здоровья и физического развития

значительной части детей дошкольного возраста.

          Поэтому, приоритетной задачей современного дошкольного образования - является задача сохранения, поддержания и укрепления

здоровья обучающихся. Вопрос сохранения, укрепления и профилактики здоровья наиболее актуален для детей  с ОВЗ.

          В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий.         Поэтому для решения задачи охраны и укрепления здоровья, обучающихся в ДОО внедряются различные здоровьесберегающие технологии. Они занимают одно из важнейших направлений в психолого-педагогическом сопровождении обучающихся в условиях реализации ФГОС ДО.

             В основе используемых нами в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ здоровьесберегающих технологий, лежит использование особых психолого-педагогических приемов и методов работы с детьми при реализации различных видов и содержания образовательной деятельности в дошкольной организации.

          С целью достижения новых образовательных результатов в своей работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ мы используем разнообразные здоровьесберегающие технологии.  

          Цель использования здоровьесберегающих образовательных технологий в работе с детьми дошкольного возраста с РАС -  обеспечить обучающимся возможность сохранения здоровья в условиях образовательной деятельности, сформировать у них необходимую компетентность в вопросах здорового и безопасного образа жизни, научить применять полученные знания в своей повседневной жизни для сохранения здоровья.

          Понятие «здоровьесберегающие технологии» в ДОО объединяет в себе направления деятельности дошкольной образовательной организации по формированию, сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Это такие направления работы с детьми как:

-         коррекционная работа,

-         физкультурно-оздоровительная,

-         спортивно-игровая,

-         образовательная,

-         медико-профилактическая,

-         информационно -просветительская.

 

          Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим.

             Для себя мы определили, что здоровьесберегающие технологии

помогут объединить педагогов группы, родителей и детей на сохранение,

укрепление и развитие здоровья.

           В качестве средств реализации здоровьесберегающих технологий нами применяются:

-         средства двигательной направленности (физические упражнения, динамические паузы, гимнастика, закаливание);

-         природные факторы (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры);

-         гигиенические факторы (выполнение санитарно-гигиенических требований,  личная и общественная гигиена, проветривание, влажная уборка помещений, соблюдение режима дня).

            Здоровьесберегающие технологии мы применяем в различных

видах деятельности.

 Это такие технологии, как:

- технологии сохранения и стимулирования здоровья;

- технологии обучения здоровому образу жизни;

-  коррекционные технологии.

Вся эта работа осуществляется комплексно в течение всего дня и с

участием педагогов ДОУ, родителей и обучающихся.

          Здоровьесберегающие технологии используются нами с учетом рекомендаций медиков, индивидуальными особенностями обучающихся и спецификой работы с детьми расстройствами аутистического спектра.

Являясь участником общего процесса, мы уделяем особое

внимание обучению дошкольников основным навыкам здорового

образа жизни, применяя на практике внедрение различных методов и

приемов для создания среды здоровьесберегающего процесса в своей

возрастной группе.

Понимая, что семья и детский сад связаны формой

преемственности, а родители являются полноправными участниками педпроцесса, мы постарались установить доверительный продуктивный контакт между семьей и детским садом.

В процессе построения здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи мы используем разнообразные формы работы:

-физкультурно-оздоровительные досуги с детьми и родителями «День здоровья»,

-  беседы, консультации, «круглые столы»,

-  родительские собрания,

-  выставки детских работ,

-  привлечение родителей к созданию развивающей предметно-пространственной среды,

            Информационные стенды знакомят родителей с жизнью группы, с

возрастными физиологическими особенностями детей. Широко используется

цифровая рамка с информацией по актуальным вопросам воспитания и развития детей дошкольного возраста с ОВЗ..

          В педпроцессе мы используем следующие виды здоровьесберегающих технологий:

- технологии сохранения и стимулирования здоровья;

- технологии обучения здоровому образу жизни

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

1.     Динамические паузы.

Проводятся во время всех видов ООД с целью снятия мышечного напряжения и профилактики переутомления детей

2.     Подвижные и спортивные игры.

Проводятся ежедневно как часть физкультурной ООД, а также на прогулках, в групповой комнате и подбираются в соответствии с возрастом детей.

3.     Релаксация.

Используется  во время различных видов детской деятельности с целью научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать

свое тело. Выполнение таких упражнений нравится детям, так как в них есть

элементы игры. Релаксация проводится под спокойную музыку.

4.     Пальчиковая гимнастика.

Проводится индивидуально либо с подгруппой детей ежедневно, в любой удобный отрезок времени. чаще в процессе ООД, с целью развития активных, направленных сильных движений пальцев рук. Пальчиковые упражнения  так же стимулируют развитие речи, внимания, кровообращения.

5.     Гимнастика для глаз.

Проводится   ежедневно в любой удобный отрезок времени, чаще в процессе ООД. Упражнения для глаз способствуют снятию статического напряжения мышц глаз, развитию глазодвигательных функций, профилактике зрительного утомления. Во время ее проведения часто используются зрительные ориентиры и тренажеры.

6.     Дыхательная гимнастика.

Проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной и коррекционной работы. В процессе дыхательных упражнений у  детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации его работы в целом, а так же формируется правильное речевое дыхание.

 

Технологии обучения здоровому образу жизни

1.     Утренняя гимнастика.

Проводится ежедневно. В ходе утренней гимнастики у детей формируются ритмические навыки и умения.

2.Закаливавющие процедуры (Метод «Топтание в тазу»)

3.     Физкультурная ООД.

Проводится 3 раза в неделю (2 раза в зале, 1 раз на улице) в соответствии с

АООП ДОУ в форме традиционных, сюжетно-игровых, интегрированных, оздоровительных занятий.   Физкультурная ООД направлена на развитие двигательных умений и навыков и способствует укреплению организма, повышению иммунитета.

3. Активный отдых (физкультурный досуг, праздник «День здоровья»). При проведении досугов все дети приобщаются к участию в различных состязаниях, соревнованиях с увлечением, выполняют двигательные задания, раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях. Обязательно сопровождение музыки, развивается музыкальный слух, память.

    На участке детского сада имеется спортивное оборудование, которое позволяет обеспечить максимальную двигательную активность детей на прогулке.

          Каждая из представленных здоровьесберегающих технологий, имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе и систематически здоровье сберегающая деятельность в итоге  способствует формированию у детей потребности в здоровом образе жизни.

            В успешной реализации здоровьесберегающих технологий, как неотъемлемой составляющей работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ большую роль играет включение родителей (законных представителей) в единый педагогический процесс, который мы рассматриваем как взаимную деятельность, направленную на всестороннее развитие и социализацию ребенка.

            В работе с семьями обучающихся мы используем такие виды взаимодействия как поддерживающее и развивающее.

             Поддерживающее – это взаимодействие по решению актуальных вопросов воспитания и развития детей.

             Развивающее продуктивное взаимодействие родителей с педагогами ДОО с целью помочь родителям освоить продуктивные способы взаимодействия с детьми.

           Работа с родителями по успешной реализации здоровьесберегающих технологий как в педпроцесс, так и в повседневную жизнь детей включает в себя следующие направления:

-         информационно-аналитическое (изучение социально-психологической структуры семьи, выявление знаний о здоровье, а также вовлечение родителей в ЗОЖ);

-         информационно-просветительское (консультации, тренинги, семинары по вопросам здоровья и ЗОЖ, коррекции психического и физического здоровья детей, знакомство с тематической литературой и т.д.);

-         партнерское сотрудничество (педагогические мастерские, мастер-классы, изготовление совместных творческих работ и необходимых атрибутов, совместные досуги, праздники и т.п.)

       Опыт показал, что только при активном включении родителей в предпроцесс, как полноправных участников, позволяет добиться более высоких результатов реализации поставленных задач.

           Системное и гармоничное использование приемов и методов здоровье сберегающих технологий, основанных на базовые природы сообразных средствах реализации, позволяет эффективно поддерживать и корректировать физическое развитие обучающихся. В связи с этим, реализация здоровье сберегающих технологий в ДОУ становится эффективным средством сохранения и укрепления здоровья детей.

 

В наше время показатели здоровья детей требуют принятия

эффективных мер по улучшению их здоровья. Проблема оптимизации

здоровья и физического развития детей в условиях дошкольных

образовательных организаций в современных социально-экономических

условиях развития общества такова, что серьёзным вопросом является

неудовлетворительное состояние здоровья и физического развития

значительной части детей дошкольного возраста.

          Поэтому, приоритетной задачей современного дошкольного образования - является задача сохранения, поддержания и укрепления

здоровья обучающихся. Вопрос сохранения, укрепления и профилактики здоровья наиболее актуален для детей  с РАС.

          В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий.         Поэтому для решения задачи охраны и укрепления здоровья, обучающихся в ДОО внедряются различные здоровьесберегающие технологии. Они занимают одно из важнейших направлений в психолого-педагогическом сопровождении обучающихся в условиях реализации ФГОС ДО.

             В основе используемых нами в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ здоровьесберегающих технологий, лежит использование особых психолого-педагогических приемов и методов работы с детьми при реализации различных видов и содержания образовательной деятельности в дошкольной организации.

          С целью достижения новых образовательных результатов в своей работе с детьми дошкольного возраста с РАС мы используем разнообразные здоровьесберегающие технологии.  



Предварительный просмотр:

Использование здоровье сберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста с РАС.

В наше время показатели здоровья детей требуют принятия

эффективных мер по улучшению их здоровья. Проблема оптимизации

здоровья и физического развития детей в условиях дошкольных

образовательных организаций в современных социально-экономических

условиях развития общества такова, что серьёзным вопросом является

неудовлетворительное состояние здоровья и физического развития

значительной части детей дошкольного возраста.

          Поэтому, приоритетной задачей современного дошкольного образования - является задача сохранения, поддержания и укрепления

здоровья обучающихся. Вопрос сохранения, укрепления и профилактики здоровья наиболее актуален для детей  с ОВЗ.

          В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий.         Поэтому для решения задачи охраны и укрепления здоровья, обучающихся в ДОО внедряются различные здоровьесберегающие технологии. Они занимают одно из важнейших направлений в психолого-педагогическом сопровождении обучающихся в условиях реализации ФГОС ДО.

             В основе используемых нами в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ здоровьесберегающих технологий, лежит использование особых психолого-педагогических приемов и методов работы с детьми при реализации различных видов и содержания образовательной деятельности в дошкольной организации.

          С целью достижения новых образовательных результатов в своей работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ мы используем разнообразные здоровьесберегающие технологии.  

          Цель использования здоровьесберегающих образовательных технологий в работе с детьми дошкольного возраста с РАС -  обеспечить обучающимся возможность сохранения здоровья в условиях образовательной деятельности, сформировать у них необходимую компетентность в вопросах здорового и безопасного образа жизни, научить применять полученные знания в своей повседневной жизни для сохранения здоровья.

          Понятие «здоровьесберегающие технологии» в ДОО объединяет в себе направления деятельности дошкольной образовательной организации по формированию, сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Это такие направления работы с детьми как:

-         коррекционная работа,

-         физкультурно-оздоровительная,

-         спортивно-игровая,

-         образовательная,

-         медико-профилактическая,

-         информационно -просветительская.

 

          Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим.

             Для себя мы определили, что здоровьесберегающие технологии

помогут объединить педагогов группы, родителей и детей на сохранение,

укрепление и развитие здоровья.

           В качестве средств реализации здоровьесберегающих технологий нами применяются:

-         средства двигательной направленности (физические упражнения, динамические паузы, гимнастика, закаливание);

-         природные факторы (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры);

-         гигиенические факторы (выполнение санитарно-гигиенических требований,  личная и общественная гигиена, проветривание, влажная уборка помещений, соблюдение режима дня).

            Здоровьесберегающие технологии мы применяем в различных

видах деятельности.

 Это такие технологии, как:

- технологии сохранения и стимулирования здоровья;

- технологии обучения здоровому образу жизни;

-  коррекционные технологии.

Вся эта работа осуществляется комплексно в течение всего дня и с

участием педагогов ДОУ, родителей и обучающихся.

          Здоровьесберегающие технологии используются нами с учетом рекомендаций медиков, индивидуальными особенностями обучающихся и спецификой работы с детьми расстройствами аутистического спектра.

Являясь участником общего процесса, мы уделяем особое

внимание обучению дошкольников основным навыкам здорового

образа жизни, применяя на практике внедрение различных методов и

приемов для создания среды здоровьесберегающего процесса в своей

возрастной группе.

Понимая, что семья и детский сад связаны формой

преемственности, а родители являются полноправными участниками педпроцесса, мы постарались установить доверительный продуктивный контакт между семьей и детским садом.

В процессе построения здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи мы используем разнообразные формы работы:

-физкультурно-оздоровительные досуги с детьми и родителями «День здоровья»,

-  беседы, консультации, «круглые столы»,

-  родительские собрания,

-  выставки детских работ,

-  привлечение родителей к созданию развивающей предметно-пространственной среды,

            Информационные стенды знакомят родителей с жизнью группы, с

возрастными физиологическими особенностями детей. Широко используется

цифровая рамка с информацией по актуальным вопросам воспитания и развития детей дошкольного возраста с ОВЗ..

          В педпроцессе мы используем следующие виды здоровьесберегающих технологий:

- технологии сохранения и стимулирования здоровья;

- технологии обучения здоровому образу жизни

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

1.     Динамические паузы.

Проводятся во время всех видов ООД с целью снятия мышечного напряжения и профилактики переутомления детей

2.     Подвижные и спортивные игры.

Проводятся ежедневно как часть физкультурной ООД, а также на прогулках, в групповой комнате и подбираются в соответствии с возрастом детей.

3.     Релаксация.

Используется  во время различных видов детской деятельности с целью научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать

свое тело. Выполнение таких упражнений нравится детям, так как в них есть

элементы игры. Релаксация проводится под спокойную музыку.

4.     Пальчиковая гимнастика.

Проводится индивидуально либо с подгруппой детей ежедневно, в любой удобный отрезок времени. чаще в процессе ООД, с целью развития активных, направленных сильных движений пальцев рук. Пальчиковые упражнения  так же стимулируют развитие речи, внимания, кровообращения.

5.     Гимнастика для глаз.

Проводится   ежедневно в любой удобный отрезок времени, чаще в процессе ООД. Упражнения для глаз способствуют снятию статического напряжения мышц глаз, развитию глазодвигательных функций, профилактике зрительного утомления. Во время ее проведения часто используются зрительные ориентиры и тренажеры.

6.     Дыхательная гимнастика.

Проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной и коррекционной работы. В процессе дыхательных упражнений у  детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации его работы в целом, а так же формируется правильное речевое дыхание.

 

Технологии обучения здоровому образу жизни

1.     Утренняя гимнастика.

Проводится ежедневно. В ходе утренней гимнастики у детей формируются ритмические навыки и умения.

2.Закаливавющие процедуры (Метод «Топтание в тазу»)

3.     Физкультурная ООД.

Проводится 3 раза в неделю (2 раза в зале, 1 раз на улице) в соответствии с

АООП ДОУ в форме традиционных, сюжетно-игровых, интегрированных, оздоровительных занятий.   Физкультурная ООД направлена на развитие двигательных умений и навыков и способствует укреплению организма, повышению иммунитета.

3. Активный отдых (физкультурный досуг, праздник «День здоровья»). При проведении досугов все дети приобщаются к участию в различных состязаниях, соревнованиях с увлечением, выполняют двигательные задания, раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях. Обязательно сопровождение музыки, развивается музыкальный слух, память.

    На участке детского сада имеется спортивное оборудование, которое позволяет обеспечить максимальную двигательную активность детей на прогулке.

          Каждая из представленных здоровьесберегающих технологий, имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе и систематически здоровье сберегающая деятельность в итоге  способствует формированию у детей потребности в здоровом образе жизни.

            В успешной реализации здоровьесберегающих технологий, как неотъемлемой составляющей работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ большую роль играет включение родителей (законных представителей) в единый педагогический процесс, который мы рассматриваем как взаимную деятельность, направленную на всестороннее развитие и социализацию ребенка.

            В работе с семьями обучающихся мы используем такие виды взаимодействия как поддерживающее и развивающее.

             Поддерживающее – это взаимодействие по решению актуальных вопросов воспитания и развития детей.

             Развивающее продуктивное взаимодействие родителей с педагогами ДОО с целью помочь родителям освоить продуктивные способы взаимодействия с детьми.

           Работа с родителями по успешной реализации здоровьесберегающих технологий как в педпроцесс, так и в повседневную жизнь детей включает в себя следующие направления:

-         информационно-аналитическое (изучение социально-психологической структуры семьи, выявление знаний о здоровье, а также вовлечение родителей в ЗОЖ);

-         информационно-просветительское (консультации, тренинги, семинары по вопросам здоровья и ЗОЖ, коррекции психического и физического здоровья детей, знакомство с тематической литературой и т.д.);

-         партнерское сотрудничество (педагогические мастерские, мастер-классы, изготовление совместных творческих работ и необходимых атрибутов, совместные досуги, праздники и т.п.)

       Опыт показал, что только при активном включении родителей в предпроцесс, как полноправных участников, позволяет добиться более высоких результатов реализации поставленных задач.

           Системное и гармоничное использование приемов и методов здоровье сберегающих технологий, основанных на базовые природы сообразных средствах реализации, позволяет эффективно поддерживать и корректировать физическое развитие обучающихся. В связи с этим, реализация здоровье сберегающих технологий в ДОУ становится эффективным средством сохранения и укрепления здоровья детей.

 

В наше время показатели здоровья детей требуют принятия

эффективных мер по улучшению их здоровья. Проблема оптимизации

здоровья и физического развития детей в условиях дошкольных

образовательных организаций в современных социально-экономических

условиях развития общества такова, что серьёзным вопросом является

неудовлетворительное состояние здоровья и физического развития

значительной части детей дошкольного возраста.

          Поэтому, приоритетной задачей современного дошкольного образования - является задача сохранения, поддержания и укрепления

здоровья обучающихся. Вопрос сохранения, укрепления и профилактики здоровья наиболее актуален для детей  с РАС.

          В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий.         Поэтому для решения задачи охраны и укрепления здоровья, обучающихся в ДОО внедряются различные здоровьесберегающие технологии. Они занимают одно из важнейших направлений в психолого-педагогическом сопровождении обучающихся в условиях реализации ФГОС ДО.

             В основе используемых нами в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ здоровьесберегающих технологий, лежит использование особых психолого-педагогических приемов и методов работы с детьми при реализации различных видов и содержания образовательной деятельности в дошкольной организации.

          С целью достижения новых образовательных результатов в своей работе с детьми дошкольного возраста с РАС мы используем разнообразные здоровьесберегающие технологии.  



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Югорка»

Использование здоровье сберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста с РАС в  2022-2023 учебный году

группы комбинированной направленности «Птичка»

                          детей6- 7-го года жизни.

                                                                           

                                                                                  Воспитатели: Фирсова В.Н.

                                                                 .

Использование здоровье сберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста с РАС.

В наше время показатели здоровья детей требуют принятия

эффективных мер по улучшению их здоровья. Проблема оптимизации

здоровья и физического развития детей в условиях дошкольных

образовательных организаций в современных социально-экономических

условиях развития общества такова, что серьёзным вопросом является

неудовлетворительное состояние здоровья и физического развития

значительной части детей дошкольного возраста.

          Поэтому, приоритетной задачей современного дошкольного образования - является задача сохранения, поддержания и укрепления

здоровья обучающихся. Вопрос сохранения, укрепления и профилактики здоровья наиболее актуален для детей  с ОВЗ.

          В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий.         Поэтому для решения задачи охраны и укрепления здоровья, обучающихся в ДОО внедряются различные здоровьесберегающие технологии. Они занимают одно из важнейших направлений в психолого-педагогическом сопровождении обучающихся в условиях реализации ФГОС ДО.

             В основе используемых нами в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ здоровьесберегающих технологий, лежит использование особых психолого-педагогических приемов и методов работы с детьми при реализации различных видов и содержания образовательной деятельности в дошкольной организации.

          С целью достижения новых образовательных результатов в своей работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ мы используем разнообразные здоровьесберегающие технологии.  

          Цель использования здоровьесберегающих образовательных технологий в работе с детьми дошкольного возраста с РАС -  обеспечить обучающимся возможность сохранения здоровья в условиях образовательной деятельности, сформировать у них необходимую компетентность в вопросах здорового и безопасного образа жизни, научить применять полученные знания в своей повседневной жизни для сохранения здоровья.

          Понятие «здоровьесберегающие технологии» в ДОО объединяет в себе направления деятельности дошкольной образовательной организации по формированию, сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Это такие направления работы с детьми как:

-         коррекционная работа,

-         физкультурно-оздоровительная,

-         спортивно-игровая,

-         образовательная,

-         медико-профилактическая,

-         информационно -просветительская.

 

          Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим.

             Для себя мы определили, что здоровьесберегающие технологии

помогут объединить педагогов группы, родителей и детей на сохранение,

укрепление и развитие здоровья.

           В качестве средств реализации здоровьесберегающих технологий нами применяются:

-         средства двигательной направленности (физические упражнения, динамические паузы, гимнастика, закаливание);

-         природные факторы (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры);

-         гигиенические факторы (выполнение санитарно-гигиенических требований,  личная и общественная гигиена, проветривание, влажная уборка помещений, соблюдение режима дня).

            Здоровьесберегающие технологии мы применяем в различных

видах деятельности.

 Это такие технологии, как:

- технологии сохранения и стимулирования здоровья;

- технологии обучения здоровому образу жизни;

-  коррекционные технологии.

Вся эта работа осуществляется комплексно в течение всего дня и с

участием педагогов ДОУ, родителей и обучающихся.

          Здоровьесберегающие технологии используются нами с учетом рекомендаций медиков, индивидуальными особенностями обучающихся и спецификой работы с детьми расстройствами аутистического спектра.

Являясь участником общего процесса, мы уделяем особое

внимание обучению дошкольников основным навыкам здорового

образа жизни, применяя на практике внедрение различных методов и

приемов для создания среды здоровьесберегающего процесса в своей

возрастной группе.

Понимая, что семья и детский сад связаны формой

преемственности, а родители являются полноправными участниками педпроцесса, мы постарались установить доверительный продуктивный контакт между семьей и детским садом.

В процессе построения здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи мы используем разнообразные формы работы:

-физкультурно-оздоровительные досуги с детьми и родителями «День здоровья»,

-  беседы, консультации, «круглые столы»,

-  родительские собрания,

-  выставки детских работ,

-  привлечение родителей к созданию развивающей предметно-пространственной среды,

            Информационные стенды знакомят родителей с жизнью группы, с

возрастными физиологическими особенностями детей. Широко используется

цифровая рамка с информацией по актуальным вопросам воспитания и развития детей дошкольного возраста с ОВЗ..

          В педпроцессе мы используем следующие виды здоровьесберегающих технологий:

- технологии сохранения и стимулирования здоровья;

- технологии обучения здоровому образу жизни

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

1.     Динамические паузы.

Проводятся во время всех видов ООД с целью снятия мышечного напряжения и профилактики переутомления детей

2.     Подвижные и спортивные игры.

Проводятся ежедневно как часть физкультурной ООД, а также на прогулках, в групповой комнате и подбираются в соответствии с возрастом детей.

3.     Релаксация.

Используется  во время различных видов детской деятельности с целью научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать

свое тело. Выполнение таких упражнений нравится детям, так как в них есть

элементы игры. Релаксация проводится под спокойную музыку.

4.     Пальчиковая гимнастика.

Проводится индивидуально либо с подгруппой детей ежедневно, в любой удобный отрезок времени. чаще в процессе ООД, с целью развития активных, направленных сильных движений пальцев рук. Пальчиковые упражнения  так же стимулируют развитие речи, внимания, кровообращения.

5.     Гимнастика для глаз.

Проводится   ежедневно в любой удобный отрезок времени, чаще в процессе ООД. Упражнения для глаз способствуют снятию статического напряжения мышц глаз, развитию глазодвигательных функций, профилактике зрительного утомления. Во время ее проведения часто используются зрительные ориентиры и тренажеры.

6.     Дыхательная гимнастика.

Проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной и коррекционной работы. В процессе дыхательных упражнений у  детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации его работы в целом, а так же формируется правильное речевое дыхание.

 

Технологии обучения здоровому образу жизни

1.     Утренняя гимнастика.

Проводится ежедневно. В ходе утренней гимнастики у детей формируются ритмические навыки и умения.

2.Закаливавющие процедуры (Метод «Топтание в тазу»)

3.     Физкультурная ООД.

Проводится 3 раза в неделю (2 раза в зале, 1 раз на улице) в соответствии с

АООП ДОУ в форме традиционных, сюжетно-игровых, интегрированных, оздоровительных занятий.   Физкультурная ООД направлена на развитие двигательных умений и навыков и способствует укреплению организма, повышению иммунитета.

3. Активный отдых (физкультурный досуг, праздник «День здоровья»). При проведении досугов все дети приобщаются к участию в различных состязаниях, соревнованиях с увлечением, выполняют двигательные задания, раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях. Обязательно сопровождение музыки, развивается музыкальный слух, память.

    На участке детского сада имеется спортивное оборудование, которое позволяет обеспечить максимальную двигательную активность детей на прогулке.

          Каждая из представленных здоровьесберегающих технологий, имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе и систематически здоровье сберегающая деятельность в итоге  способствует формированию у детей потребности в здоровом образе жизни.

            В успешной реализации здоровьесберегающих технологий, как неотъемлемой составляющей работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ большую роль играет включение родителей (законных представителей) в единый педагогический процесс, который мы рассматриваем как взаимную деятельность, направленную на всестороннее развитие и социализацию ребенка.

            В работе с семьями обучающихся мы используем такие виды взаимодействия как поддерживающее и развивающее.

             Поддерживающее – это взаимодействие по решению актуальных вопросов воспитания и развития детей.

             Развивающее продуктивное взаимодействие родителей с педагогами ДОО с целью помочь родителям освоить продуктивные способы взаимодействия с детьми.

           Работа с родителями по успешной реализации здоровьесберегающих технологий как в педпроцесс, так и в повседневную жизнь детей включает в себя следующие направления:

-         информационно-аналитическое (изучение социально-психологической структуры семьи, выявление знаний о здоровье, а также вовлечение родителей в ЗОЖ);

-         информационно-просветительское (консультации, тренинги, семинары по вопросам здоровья и ЗОЖ, коррекции психического и физического здоровья детей, знакомство с тематической литературой и т.д.);

-         партнерское сотрудничество (педагогические мастерские, мастер-классы, изготовление совместных творческих работ и необходимых атрибутов, совместные досуги, праздники и т.п.)

       Опыт показал, что только при активном включении родителей в предпроцесс, как полноправных участников, позволяет добиться более высоких результатов реализации поставленных задач.

           Системное и гармоничное использование приемов и методов здоровье сберегающих технологий, основанных на базовые природы сообразных средствах реализации, позволяет эффективно поддерживать и корректировать физическое развитие обучающихся. В связи с этим, реализация здоровье сберегающих технологий в ДОУ становится эффективным средством сохранения и укрепления здоровья детей.

 

В наше время показатели здоровья детей требуют принятия

эффективных мер по улучшению их здоровья. Проблема оптимизации

здоровья и физического развития детей в условиях дошкольных

образовательных организаций в современных социально-экономических

условиях развития общества такова, что серьёзным вопросом является

неудовлетворительное состояние здоровья и физического развития

значительной части детей дошкольного возраста.

          Поэтому, приоритетной задачей современного дошкольного образования - является задача сохранения, поддержания и укрепления

здоровья обучающихся. Вопрос сохранения, укрепления и профилактики здоровья наиболее актуален для детей  с РАС.

          В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий.         Поэтому для решения задачи охраны и укрепления здоровья, обучающихся в ДОО внедряются различные здоровьесберегающие технологии. Они занимают одно из важнейших направлений в психолого-педагогическом сопровождении обучающихся в условиях реализации ФГОС ДО.

             В основе используемых нами в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ здоровьесберегающих технологий, лежит использование особых психолого-педагогических приемов и методов работы с детьми при реализации различных видов и содержания образовательной деятельности в дошкольной организации.

          С целью достижения новых образовательных результатов в своей работе с детьми дошкольного возраста с РАС мы используем разнообразные здоровьесберегающие технологии.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публикация "Использование карт закаливания в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста"

В публикации приведен пример ведения  контроля закаличающих процедур при помощи "Карт закаливания"   Приведен пример карты на холодный период года...

Доклад «Применение нетрадиционных методик и здоровьесберегающих технологий по оздоровлению воспитанников»

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является здоровье детей. Вырастить здорового ребенка - вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений.По...

"Применение нетрадиционных методик и здоровьесберегающих технологий по оздоровлению воспитанников."

О нетрадиционых методиках и здоровьесберегающих технологий для оздоровления детей....

Эффективность применения мультимедийных и компьютерных технологий в работе учителя-логопеда

Презентация выступление. Преимущества использование ИКТ в работе логопеда....

Проект "«Эффективное применение традиционных наполненных новым содержанием форм работы с родителями»

Проект "«Эффективное применение традиционных наполненных новым содержанием форм работы с родителями»...

ДОКЛАД Тема: «Применение нетрадиционных методик и здоровьесберегающих технологий по оздоровлению воспитанников»

ДОКЛАДТема: «Применение нетрадиционных методик      и здоровьесберегающих технологий по оздоровлению воспитанников»              ...

Закаливание и оздоровительная работа в подготовительной группе «Фантазеры»

Ежедневная оздоровительная работа с детьми подготовительной группы....