Открытое занятие с использованием здоровьесберегающих технологий для подготовительой группы "Путешествие в волшебный лес"
план-конспект урока (подготовительная группа) на тему

Чубарова Наталья Владимировна

В последнее время психофизическое здоровье детей оставляет желать лучшего. Одним из факторов ухудшения здоровья является неумение и незнание человека использовать резервы своего организма. Это пдтолкнуло меня к поиску активных форм и методов, способствующих укреплению здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

              Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

                     детский сад общеразвивающего вида «Солнышко»

Музыкальное занятие с использованием здоровьесберегающих технологий

для  подготовительной группы

«Путешествие в  волшебный лес»

Подготовила:

Чубарова Н. В.                                                                                                                                            

музыкальный руководитель

Нижнеилимский район

п. Новая Игирма

Цель: Создать условия для укрепления психофизического здоровья детей через использование здоровьесберегающих технологий в процессе развития певческих навыков.

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать у детей установку на укрепление и сохранение здоровья.
  • Создать условия для обучения детей умениям передавать движения в соответствии с характером музыки.
  • Создать условия для обогащения музыкальных впечатлений детей.

Развивающие:

  • Способствовать развитию умения  петь без напряжения в голосе, лёгким звуком.
  • Способствовать развитию у детей чувства ритма.
  • Способствовать развитию умения чувствовать настроение, выраженное в музыке, высказываться о ней.

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей желание сохранять и укреплять здоровье  через использование здоровьесберегающих технологий (валеологические песенки-распевки, оздоровительные и фонопедические упражнения, упражнения на артикуляцию, самомассаж, релаксация).
  • Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость.

 Оздоровительные:

  • Тренировать мышцы речевого аппарата.
  • Профилактика заболеваний верхних дыхательных путей.
  • Проводить работу над правильным вдохом - выдохом.

 Оборудование:

 Коврики на каждого ребёнка, деревянные палочки, цветы, мультимедийное оборудование.

Ход занятия

М.рук.: Я очень рада видеть вас, проходите, пожалуйста, за мной и становитесь в круг.

Дети по спокойную музыку проходят в зал.

М.рук.: Ребята, я  думаю, что вы уже догадались, на какое занятие вы пришли? Правильно, на музыкальное. Поэтому и приветствие у нас тоже будет музыкальное. А для этого нам нужно взяться за руки, слушать внимательно и повторять за мной.

Песенка – приветствие «Мы идем с тобой по кругу»

М.рук.: Ребята, а на какое слово похоже слово «здравствуйте».  Правильно на слово «здоровье». Ведь когда люди здороваются, они желают друг другу здоровья.

Ребята, а как вы думаете, что нужно делать, чтобы быть здоровым? (ответы детей) А музыка нам может помочь укрепить свое здоровье? (…) А как? () А вы хотите узнать, как музыка нам может помочь в укреплении здоровья? Я предлагаю вам отправиться  в волшебный лес. А вы хотите отправиться туда со мной и узнать много о музыке и здоровье?

Музыкально - игровая гимнастика  «По дорожке»

По извилистой дорожке

Предлагаю вам пройти.

Может, сможете, ребята,

Вы в  волшебный лес войти.

Идем спокойно, не спеша,                 Дети идут спокойным шагом под музыку

Прямо голову держа,                        

У всех осанка хороша.

Как солдаты мы шагаем,                    Дети маршируют 

Выше ноги поднимаем.                    

Спину прямо всем держать,

Чтобы было видно стать.

Вот пещера перед нами,                    Дети идут полуприсядом 

Чтоб пройти присядем с вами.        

Полуприсядом пойдем,

Чтоб не стукнуться нам лбом.

По тропинке побежим,                      Бегут на носочках

До полянки добежим.

Полетали, покружились,                   Кружатся и машут руками

И на кочки опустились.

М.рук.:  Вот мы и пришли.  

Смотрите, на зеленой кочке мокрой

Прыгает лягушка.

Скучно ей и одиноко,

И грустит квакушка.

Лягушка: У меня с утра хандра:

Простудилась я вчера.

М.рук.: Бедная лягушка! Как же мы ей поможем, ведь мы же с вами не врачи? Я придумала! Не печалься, лягушка, есть такие упражнения, которые помогут вылечить твое горлышко. А вы, ребята, знаете? Нет, тогда повторяйте за мной.     

Комплекс упражнений для горла «Лягушка» (О.Н.Арсеневская)

На лесной опушке –

Ква – ква!                               Глиссандо вверх – вниз.

Прыгала лягушка-

Ква-ква-ква-ква!                    Отрывисто пропевают то вверху, то внизу.

То увидит комара-

З-з-з-з!                                    Произносят звук «з», держа руку на шее.

То мохнатого шмеля-

Ж-ж-ж-ж!                               Произносят звук «ж», держа руку на груди.

То камыш под камень спрячет-

Ква-а-а!                                   Штро – бас.

Потеряет и заплачет-

Ква-а-а!                                   Имитируют плач.

Ах ты, рева!

Ай-ай-ай!                                Обращаются к лягушке.

Лучше песню запевай!

Лягушка:   Голос громкий мой опять!

                     Буду песни распевать!

М.рук.: Помогли,  значит лягушке наши упражнения. Тогда спой нам, лягушка.

Звучит  хор болотных лягушек.

М.рук.: Ребята, послушайте, это разве песня? Так, лягушка, не пойдет! Поучись – ка ты лучше у наших ребят, как надо петь, а то опять охрипнешь.

М.рук.: Ребята, научим лягушку петь?(ответы детей)

Артикуляционная гимнастика

«Подражаем мы лягушкам,

Тянем губки прямо к ушкам.

Улыбнулись губки –

Вот и наши зубки!»

А сейчас губки обиделись и опять улыбнулись.

Какие вы красивые, когда улыбаетесь. Улыбайтесь по - чаще, ведь хорошее настроение – это залог здоровья.

Улыбаться лягушку мы научили, а теперь научим правильно дышать, ведь без правильного дыхания не будет правильного пения. Для этого нам нужно встать.

Посмотрите, в лесу-лесочке

Расцвели цветочки

Мы  их в руки взяли

Цветочки нюхать стали!

Дыхательная гимнастика «Аромат цветов»

Дыхательное упражнение «Весенний ветерок»

Шаловливый ветерок в лесочек залетел -                         

Тихо-тихо он цветочкам  песенку запел:        

Ш-ш-ш!

Сильный ветер в наш лесочек тоже прилетел -

Громко- громко  он цветочкам песенку запел –

Ш-ш-ш!

Ветерки по очереди свои песни пели

То тихую:

Ш-ш-ш!

То громкую:

Ш-ш-ш!

То тихую:

Ш-ш-ш!

То громкую:

Ш-ш-ш!

А после – улетели!

А теперь проходите в мою лесную школу пения.

(Дети проходят и садятся на стульчики)

М.рук.: А сейчас сделаем  вдох и на выдохе споем гласные  а, э, и, о, у.

Словно волны у реки, звуки гласные легки.
Будто птицы на лету
(взяли вдох) – а…э….и… о… у…! (дети поют звуки на одной ноте,  вверх и вниз по полутонам). 

Ребята, представляете, а  с помощью некоторых   звуков мы можем даже сами себя вылечить. Они так и называются – «целебные звуки».

Вот, например  звук «В» - поможет нам, когда у нас  начинается насморк (ставим указательные пальцы на переносицу и пропеваем звук «в».)
Звук «З» поможет нам, когда болит горло (кладем руку на шею и пропеваем звук «з»).
Звуком «Ж» - можно излечить кашель (руку кладем на грудь).

Звук «Н» - излечивает головную и зубную боль (кладем руки на голову).
Звуки  «Ш»  - помогают отдохнуть, расслабиться.
Ребята, представляете, я знаю одну песню, она так и называется «Целебные звуки».   Хотите я вам её спою? (…) Ну, тогда, слушайте.

(Музыкальный руководитель исполняет песню от начала и до конца)

Вам понравилась эта песня?(…)Ребята, а вы заметили, что настроение в песне менялось? (…) Какое настроение было в начале песни?(…) А в припеве?(…) А вы хотели бы его разучить?(…)

Разучивание песни М.Лазарева «Целебные звуки»

М.рук.: Ну, что, лягушка, понравилась тебе наша песня?

Лягушка: Да-а-а! Ваша песня хороша-а-а!

                  И болеть мне больше неохота,

                  Поскакала я в свое болото!

М.рук.:  До свидания, лягушка! Следи за своим здоровьем! (Дети прощаются с лягушкой. Лягушка исчезает)

А мы с ребятами будем следить за своим здоровьем и прямо сейчас сделаем себе оздоровительный массаж.

Самомассаж «Будьте все здоровы» (О.Н.Арсеневская)

1) Посмотрите  друг на друга!                                            

    Улыбнитесь поскорее!

    И сегодня весь день      

    Будет веселее.                 Поднимают руки вверх

2)Мы погладим лобик,      Выполняют движения по тексту.

    Носик

    И щечки.

    Будем мы красивыми,   Наклоны головы к правому и левому плечу.

    Как в саду цветочки!

3)Разотрем ладошки          Движения по тексту.

    Сильнее, сильнее!

    А теперь похлопаем

    Смелее, смелее!

4)Ушки мы теперь потрем

    И здоровье сбережем.

    Улыбнемся снова,

    Будьте все здоровы!       Разводят руки в стороны.  

( Слышится музыка.)

М.рук.: Ребята, вы слышите? Чьи это голоса? Это волшебный лес нас зовет.  Давайте пойдем, приляжем и  послушаем, что он нам говорит.

Релаксация под музыку

М.рук.: Ребята, вам понравилась эта музыка? А какое у нее было настроение? Что можно делать под такую музыку?(…) Правильно. Значит такая музыка тоже может нас оздоравливать.

Ребята, я хочу познакомить вас еще с одним замечательным произведением, которое написал,  великий французский композитор Камиль Сен-Санс. Это произведение называется «Лебедь», которое входит в целый цикл произведений под названием «Карнавал животных». А животные и  птицы почти всегда находятся в движении, потому что для них, как и для нас, людей, движение – это жизнь и здоровье.

А вы хотели бы сейчас сами превратиться в  лебедей и изобразить  движение этих красивых птиц, размах их больших крыльев?

 Ну, тогда расправили свои большие крылья и полетели.

Импровизационный танец под музыку К. Сен-Санса «Лебедь»

М.рук:  Вот и подходит к концу наше путешествие по волшебному лесу. Любите себя и окружающих вас людей. Умейте слушать природу: пение птиц, шум дождя и ветра, шёпот листьев, запахи растений.  А  музыка пусть будет рядом с вами всегда и наполняет ваше сердце радостью и дарит здоровье.

Я благодарю вас за хорошее настроение, которое вы мне подарили, и  хочу подарить вам этот диск с музыкой, которая поможет вам  пробуждаться после дневного сна только с хорошим настроением.

Всем огромное спасибо. До свидания!

Литература

1.    Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения. Волгоград: Учитель, 2009. 

2. Емельянов В.В. ''Фонопедический метод развития голоса. Первый уровень: развивающие голосовые игры.''СПб, 1999 г. 

3. Орлова Т.М., Бекина С.М. ''Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5 – 6 лет'', М., ''Просвещение'', 1987 г. 

4. Лазарев М.Л. Парциальная программа формирования здоровья детей «Здравствуйте».

5.    Стулова Г.П. ''Развитие детского голоса в процессе обучения пению'', М., Издательство ''Прометей'', МГПУ им. В.И.Ленина,1992 г. 

6.     Картушина М.Ю. "Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет" г.Москва, изд. ТЦ "Сфера", 2008.