Статья "Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в работе с малышами."
статья (младшая группа) на тему

Рылатко Марина Львовна

Материал из опыта работы по использованию здоровьесберегающих технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Здоровьесберегающие технологии13.18 КБ

Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих педагогических технологий

в работе с малышами.

Здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.

Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития.

Движения в любой форме, адекватные физиологическим возможностям детей, всегда выступают как оздоровительный фактор – этим можно объяснить высокую эффективность самых разнообразных методик и форм работы с детьми, когда их основой является общее воздействие на организм в сочетании со специальными физическими упражнениями. Существенной стороной влияния физических упражнений является повышение эмоционального тонуса. Во время занятий по физическому воспитанию у ребёнка улучшается настроение, появляется чувство радости, удовольствия. Физические упражнения при правильном психолого-педагогическом подходе является мощным оптимизирующим фактором.

Дошкольный  возраст является наиболее важным для формирования двигательных навыков и физических качеств, так как в этот период наиболее интенсивно развиваются различные органы и системы. Организм ребёнка представляет собой единое целое, где деятельность одних систем находится в непрерывной взаимосвязи с деятельностью других. А это значит, чем выше двигательная активность ребёнка, тем он лучше развивается.

Поэтому мы в своей группе стараемся уделять развитию движений детей как можно больше внимания и времени. Во время НОД  проводим динамические паузы. Так, например, во время проведения познавательных занятий используем игры и упражнения, связывая их с той или иной тематикой.

Проводя НОД по ознакомлению с природой, можно предложить детям «полетать» как листочки на ветру, «покружиться и упасть на землю»  как снежинки; предложить игры-имитации, изображая животных в лесу:  поскакать как зайчик, пройти как волк, побродить как медведь косолапый, пробежать на пальчиках как мышка или ёжик.

Во время НОД по развитию речи можно попросить показать, как дети помогают маме: моют посуду, стирают, подметают пол, вешают бельё, вытирают пыль и т.д.

Рассказывая сказку, можно предложить детям показать, как идёт тащить репку бабка, как вприпрыжку бежит внучка, как семенит лапками маленькая мышка.

 Во время НОД по ознакомлению с трудом взрослых можно показать работу различных инструментов (молоток, пилу, отвёртку, ножницы, топор и т.д.), накачать насосом колесо машины, убрать лопатой снег на дорожке и т. д.

Рассматривая картину, можно предложить детям изобразить развлечения зимой: покататься на санках, побросать снежки, походить на лыжах, отряхнуть снег; потопать, чтобы согреть ножки и т.д.

В работе с детьми мы используем подвижные и спортивные игры, которые помогают детям освоить различные виды движений: бег в разных направлениях, прыжки, ходьбу, лазанье. Проводим их на прогулке и в группе.

После дневного  сна проводим бодрящую гимнастику. А также используем упражнения направленные на профилактику плоскостопия у детей.

Например, ходьба:          -   по ребристой дорожке

                                          -   по палке, по обручу

 Упражнения,  сидя на стульчике:

«Играем ножками»       -   поднять носочки (5 раз)

                                         -   поднять пятки (5 раз)

«Играем пальчиками»  -   сгибаем – разгибаем

                                         - «гусеница»

Чтобы научить детей чувствовать своё тело, используем тренинг мышечного расслабления. А именно упражнения на освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук; мышц ног; мышц рук, ног и корпуса; мышц живота; мышц шеи; упражнения на расслабление мышц речевого аппарата («Кулачки», «Пружинки», «Лягушки» и т.д.) В режиме дня используем дыхательную гимнастику, которая очень важна, так как способствует укреплению дыхательных мышц грудной клетки и формирует правильное дыхание.

Начиная с самого раннего возраста, необходимо уделять особое внимание развитию общей и мелкой моторики ребёнка.

Учёные доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребёнка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребёнка.

Поэтому мы используем в работе с детьми занятия и игры, направленные на развитие моторики кистей и пальцев рук. Уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (использование различных инструментов, застёгивание и расстёгивание застёжек и т.д.) в дошкольном возрасте является диагностическим фактором, определяющим уровень развития общей моторики и речи. И если руки развиты недостаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребёнка. Кроме того, занятия мелкой моторикой оказывают благотворное влияние на общее развитие ребёнка, помогают ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.

С малышами мы играем в такие игры как:

  • «Крутись карандаш»
  • «Не боюсь колючек» (исп. бигуди-липучки)
  • «Спрячь в ладошке» (исп. мелкие игрушки, кусочки поролона, губки…)
  • «Найди игрушку» (в миске с крупой или песком)
  • «Выложи дорожку» (используя орехи, фасоль, жёлуди, горох…)
  • «Что внутри?» (используя различные коробочки и банки)  и т.д.

Это игры, развивающие силу рук, хватательные, соотносящие движения рук, осязание.

Очень любят дети игры с прищепками. Например, такие  как:

  • «Ловим раков» (исп. ведёрко с прикрепленными на него прищепками),
  • «Солнышко светит» (исп. круг картона жёлтого цвета, на который они прицепляют прищепки - «лучики», отцепляют – солнышко уже не так сильно греет)
  • «Прищепки прячутся» (в разных местах группы прикрепляем прищепки «жуки разбежались» – дети должны найти и отцепить их)

Так как мы работаем с маленькими детьми, то очень важно вызвать у  ребят желание говорить, подтолкнуть их к речевым контактам. Мы стремимся к побуждению у детей подражательной речевой деятельности, расширению объёма понимания речи и словарного запаса. В этом нам помогают игры со словесным сопровождением. Это всевозможные пальчиковые игры, логоритмические упражнения. Дети проговаривают стихи, потешки, координируя слова с действиями.

Психическому и социальному благополучию способствуют игры, развивающие у  детей умение общаться, понимать себя и других людей. Мы используем этюды на  имитацию выразительных движений и этюды на выражение различных эмоциональных состояний, психогимнастику.

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы мы используем музыкальное воздействие. Это помогает снять напряжение, повышает эмоциональный настрой детей.

В индивидуальной работе с детьми мы пользуемся технологией арт-терапии. Малышам доступны  такие приёмы как рисование ладошками, пальцами. Например, осенью  мы  с ними  пальчиками рисуем  листья, зимой - снежинки, следы на снегу,  весной – травку и первые листочки, ладошками  рисуем солнышко. Это помогает воспитанию успешности детей, уверенности в себе.

Использование в работе воспитателя здоровьесберегающих технологий необходимо для приобщения малышей к здоровому образу жизни.

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях” /А.М. Сивцова //Методист. – 2007.
  2. “ Смирнов Н.К. “Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога”.
  3. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход. Школа здоровья. 2000.
  4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007.
  5. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения. / Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. – М., 2002.
  6. Сухарев А.Г. “Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по обобщению педагогического опыта воспитателя ОГКОУ Ивановского специального (коррекционного) детского дома «Солнышко» Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя ДУ»

В данной статье представлен материал по обощению опыта воспитателя Сидоровой И.В. по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми в условиях ДУ....

Статья «Использование здоровьесберегающих технологий в работе инструктора по физической культуре как условие реализации требований ФГОС ДО»

В статье раскрыты здоровьесберегающие технологии в работе инструктора по физической культуре как условие реализации требований ФГОС ДО...

Статья "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ"

Статья посвящена актуальности использования здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с детьми с нарушениями речи....

Статья «Использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» (выступление на районном семинаре «Здоровьесбережение в детском саду: взгляд воспитателя, психолога, логопеда»).

laquo;Использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» (выступление на районном семинаре «Здоровьесбережение в детском саду: взгляд воспитателя, психол...

статья «Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в работе с дошкольниками»

В статье раскрываются здоровьесберегающие педагогические технологии, направленные на сохранение и повышения резервов детского организма....

Статья "Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в условиях ФГОС ДО"

Статья посвящена обзору современных здоровьесберегающих технологий в ДОУ. Главная цель использования здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС-сохранение и укрепление здоровья детей, что с...