Педагогический проект: «Неделя здоровья»
проект (средняя группа) на тему

Кузнецова Елена Николаевна

Формирование у дошкольников навыков и привычек здорового образа жизни является актуальной и значимой в современных условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zozh.docx256.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Березниковская средняя школа»

 детский сад №2 «Катюша»

Педагогический проект:

«Неделя здоровья» 

http://trudov.neosee.ru/origdocs/2/1334/1334_html_2088bb31.gif

Архангельская область,

Виноградовский район,

п.Березник, ул.Х.Мурата,22,

8(81831)21343

Разработчики проекта:

Гагарина Ольга Валентиновна,

воспитатель по физической культуре;

Кузнецова Елена Николаевна

воспитатель

ноябрь, 2017г.

«Без здоровья невозможно и счастье»

В.Г. Белинский

Пояснительная записка

Состояние здоровья детей является одной из наиболее важных и глобальных проблем нашего общества, в том числе и нашего ДОУ. Так по статистике, XXI-й век начался в России с резкого ухудшения такого существенного показателя, как здоровье дошкольников: частые простудные заболевания, нарушение осанки, излишний вес, низкий уровень физического развития и т.д.

Анализ анкетирования родителей показывает, что во многих семьях потребность дошкольников в движении удовлетворяется далеко не полностью, предпочтение отдается просмотру телепередач, компьютерным играм, занятиям статического плана и малоподвижным играм. Большая загруженность родителей ведет к сокращению прогулок на свежем воздухе, тем самым естественная потребность ребенка в движении в семье пусть неосознанно, но подавляется. Основными причинами таких результатов является то, что родители недооценивают роль двигательной активности, обеспечивающей здоровую жизнедеятельность ребенка, недостаточно осознанно подходят к процессу физического воспитания детей, занижая свою роль в этом процессе и перекладывая основную нагрузку на образовательное учреждение. И как следствие не понимают важности всех критериев, способствующих формированию здорового образа жизни у детей.

«Береги здоровье смолоду» — гласит народная пословица. Формирование у дошкольников навыков и привычек здорового образа жизни является актуальной и значимой в современных условиях. Известно, что здоровье, более чем наполовину, зависит от образа жизни, на четверть – от окружающей среды и гораздо меньше оно связано с наследственностью и состоянием здравоохранения в государстве. Для обеспечения здоровья важно многое: и здоровый образ жизни, и правильное, полноценное питание, и лечебно-профилактическая работа, закаливание, выполнение гигиены, режима.

Поэтому для сохранения и укрепления здоровья, формирования осознанной потребности в здоровом образе жизни должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте.

В силу особой актуальности проблемы в процессе педагогической деятельности стал вопрос творческого поиска подходов к укреплению здоровья детей и осуществления эффективных форм взаимодействия ДОУ с семьей по формированию потребности воспитанников в здоровом образе жизни. Поиск инноваций привел к решению проблемы посредством метода проектирования. Педагогический (творческий) проект «Неделя здоровья!» послужил базой для целенаправленного педагогического экспериментирования.

Всем известно, что формирование у детей привычек и навыков к здоровому образу жизни невозможно без взаимодействия с семьями воспитанников.

Родительская семья – это важнейший институт формирования здорового образа жизни. Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. «Открытость детского сада внутрь» — это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Активное использование педагогами разнообразных, прежде всего нетрадиционных форм работы с родителями позволит успешно решать задачи формирования здорового образа жизни, будет способствовать уменьшению заболеваний.

Цель проекта: 

формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей среднего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

расширять представления о здоровье, его ценности;

закрепить знания о различных видах спорта;

закрепить знания о необходимости наличия витаминов в организме человека, о полезных продуктах, в которых содержатся витамины;

дать детям элементарные знания о микробах и о способах защиты от них;

учить понимать смысл пословиц и поговорок, продолжать учить разгадывать загадки;

развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур;

активизировать словарный запас по теме «ЗОЖ»;

развивать у детей мотивацию к сохранению и укреплению здоровья;

развивать двигательную активность, интерес к физическим упражнениям и подвижным играм;

развивать дыхательный аппарат;

развивать мелкую моторику;

способствовать развитию способностей: память, внимание, мышление, речь;

  развивать самостоятельность в использовании приобретенных двигательных навыков у детей;

расширить знания родителей о физических умениях и навыках детей;

укреплять и сохранять здоровье введением физкультурно-оздоровительных, закаливающих мероприятий;

сформировать представление у родителей о необходимости соблюдения здорового образа жизни;

обогатить знания родителей об условиях ЗОЖ;

способствовать формированию ЗОЖ в семье, укреплению семьи;

установить сотрудничество с семьями воспитанников по проблеме укрепления физического и психического здоровья детей;

воспитывать потребность в здоровом образе жизни;

воспитывать потребность  совместной деятельности родителей и детей

Основное содержание проекта

Проект состоит из трех этапов:

подготовительный

практический

заключительный

подбор и оформление необходимого демонстрационного, наглядного, информационного, продуктивного материала, игр, создание презентаций,  разработка мероприятий

совместная деятельность педагогов и детей, совместные мероприятия с родителями.

итоговое мероприятие (развлечение), подведение итогов, рефлексия, обобщение опыта.

Ресурсы и условия реализации проекта:

По доминирующей деятельности

Смешанный (информационно-практический).

По количеству участников

коллективный (дети и их родители, педагоги)

По контингенту участников

дети 4- 5 лет и их родители

По продолжительности

среднесрочный (2 недели)

Кадры

воспитатель группы, воспитатель по физической  деятельности

Оборудование

картины, иллюстрации, цветные карандаши, атрибуты спортивного уголка и сюжетно-ролевых игр,  массажные дорожки, лыжи, замороженные ягоды, фрукты,  магнитная доска, ноутбук, проектор, колонки, презентации

Информационно-методическое обеспечение

методическая литература,  выход в Интернет, методические пособия.

Бюджет проекта и комментарии к нему:

Наименование

расходов

Кол-во/ цена за ед.(руб)

Стоимость      работ (руб.)

Источники

финансирования

Карандаши

2*54

108

Бюджет ОО

Альбомы

2*42

84

Бюджет ОО

Замороженные ягоды (клюква)

____

____

Родители

Фрукты

____

____

Родители

ИТОГО:                       192 руб.

Риски проекта и способы их преодоления:

Риски проекта

Способы их преодоления

Пассивность родителей (законных представителей)  при проведении тематических выставок, совместных  с детьми мероприятий.

Индивидуальные беседы с родителями. В случае необходимости обратиться к коллегам о помощи использовать атрибуты детского сада.

Отмена совместного мероприятия (развлечения с родителями) из-за возможной эпидемии по гриппу.

 

Перенесение даты мероприятия.

Финансовый риск (материалы для НОД), фрукты и ягоды

Другие источники финансирования (спонсорская помощь)

План реализации проекта

I. Организованная деятельность

Мероприятия

Цели, задачи

Ответственные

Беседы о ЗОЖ:

 «Человек и его здоровье»

«Витамины укрепляют организм»

«Здоровая пища»

«Микробы»

«Личная гигиена»

«Режим дня»

«Спорт – это здоровье»

  • 1. рассказать дошкольникам о детском организме;
  • сформировать стремление к здоровому образу жизни и осознанное отношение к собственному здоровью;
  • 2. познакомить детей с понятием «витамины»;
  • закрепить знания о необходимости наличия витаминов в организме человека, о полезных продуктах, в которых содержатся витамины;
  • воспитывать у детей культуру питания, чувство меры;
  • 3. рассказать детям, что здоровье зависит от правильного питания: еда должна быть не только вкусной, но и полезной;
  • 4. дать детям элементарные знания о микробах и о способах защиты от них.
  • 5. развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур.
  • 6. сформировать представление о правильном режиме дня и о его значении для организма.
  • 7. способствовать формированию основ здорового образа жизни, потребности заниматься физической культурой и спортом.
  • Закрепить знания о различных видах спорта.

Воспитатель, воспитатель по физической культуре

Игровые ситуации:

«Умею – не умею»

«Ровным кругом»

«Найди опасные предметы»

акцентировать внимание детей на своих умениях и физических возможностях своего организма; воспитывать чувство собственного достоинства.

 уточнить знание детей о предметах личной гигиены; развивать творчество, воображение.

помочь детям запомнить предметы, опасные для жизни и здоровья;

помочь самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с ним.

Воспитатель,

воспитатель по физической культуре

Словесные игры:

«Что есть у игрушки»

«Как нужно ухаживать за собой»

Формировать умение связно, последовательно объяснять свои действия;

формировать представления о мерах профилактики и охраны здоровья;

систематизировать представления детей о частях тела;

 Развивать грамматически правильную речь, память, зрительное восприятие, произвольное внимание, логическое мышление.

Воспитатель

Артикуляционная гимнастика:

«Любопытный язычок»

 «Окошко»

укреплять мышцы языка, развивать его подвижность;

развивать мышечную силу и подвижность губ.

Воспитатель

Дыхательная гимнастика

«Вырасти большой»

«Каша кипит»

развитие плавного, длительного выдоха;

формирование дыхательного аппарата.

Воспитатель, воспитатель по физической культуре

Гимнастические упражнения для глаз

.

укрепление глазных мышц и предупреждение их переутомления;

улучшение кровоснабжения тканей глаза;

снятие напряжения зрительного аппарата;

укрепление мышцы век;

общее оздоровление зрительного аппарата

Воспитатель

Бодрящая гимнастика

 «Спортсмены»

поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью физических упражнений;

устранить сонливость и вялость, помочь организму «проснуться»; 

развитие у детей мотивации к сохранению и укреплению здоровья.

Воспитатель

Чтение художественной литературы.

«Мойдодыр»,

«Федорино горе»

(Чуковский К. И.), 

«Вредные советы»

 (Б. Заходер).

Развивать умение слушать художественные произведения; продолжать знакомить детей с книжной графикой, с художниками иллюстраторами;

 активизировать словарный запас по теме «ЗОЖ»;

расширить представления о здоровье, о бережном отношении к нему;

учить внимательно слушать.

Воспитатель

 

Чтение стихов;

знакомство с пословицами;

загадывание загадок;

разучивание «кричалок»

Ознакомление с поэтическими произведениями;

развивать умение воспринимать и выразительно воспроизводить стих;

 учить понимать смысл пословиц и поговорок;

продолжать учить разгадывать загадки.

Воспитатель

Закаливающие процедуры

 (мытье ног перед сном)

оздоровление и профилактика заболеваний;

вызывать положительные эмоции у детей.

Воспитатель

Просмотр презентации

«Спорт в нашем районе»

Познакомить с наиболее популярными видами спорта;

активизировать речь;

расширять словарный запас;

расширить кругозор дошкольников;

воспитывать интерес и желание заниматься физкультурой и спортом.

Воспитатель,

воспитатель по физической культуре

Подвижная игра

«Иммунитет»

развивать двигательную активности;

развивать интерес к физическим упражнениям и подвижным играм;

воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Воспитатель,

воспитатель по физической культуре

Кинезиологические упражнения

синхронизация работы полушарий;

развитие мелкой моторики; развитие способностей;

развитие памяти, внимания, речи;

 развитие мышления. 

Воспитатель

Просмотр мультфильмов:

«Смешарики

 (Азбука здоровья)

Личная гигиена»;

«Про бегемота, который боялся прививок»

продолжать побуждать детей к ведению здорового образа жизни;

закреплять знания детей о предметах личной гигиены;

довести до сознания детей важность соблюдения гигиенических процедур;

дать представление о пользе вакцинации.

Воспитатель

Развлечение

«День здоровья»

доставить детям радость и удовольствие от совместной с родителями деятельности;

предоставить детям и родителям возможность проявить активность, инициативу в действиях;

развивать самостоятельность в использовании приобретенных двигательных навыков у детей;

развивать сообразительность, смекалку, логическое мышление;

воспитывать дружелюбие, взаимопомощь.

Воспитатель,

воспитатель по физической культуре,

 родители

II. Самостоятельная деятельность

Мероприятия

Цели, задачи

Ответственные

Закаливающие процедуры:

рассасывание замороженной ягоды клюквы перед прогулкой;

полоскание рта после каждого приема пищи;

босохождение по массажным коврикам

Закаливать организм;

продолжать работу по укреплению здоровья детей;

учить детей беречь своё горло и мерам профилактики;

закрепить приемы полоскания полости рта и горла;

восполнение нехватки тактильных ощущений;

профилактика и коррекция плоскостопия;

развития чувства равновесия и координации движений.

воспитывать валеологическую культуру для формирования осознанного отношения к здоровью. 

укрепление мышц стоп с целью предупреждения плоскостопия;

оказание общеукрепляющего воздействия на организм;

формирование  правильной осанки.

Воспитатель

Сюжетно-ролевая игра

«На прививку»

Формировать у детей умения развивать сюжет игры на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений;

расширять представления о профессии врача;

развивать умение согласовывать тему игры, распределять роли, договариваться о последовательности совместных действий;

способствовать возникновению ролевого диалога, закрепить названия медицинских инструментов: фонендоскоп, шприц. Обогащение словаря детей вежливыми словами;

воспитывать сочувствие к больному.

Воспитатель

Игровые упражнения в спортивном уголке

развить игровую самостоятельность;

 создать благоприятные условия для активного отдыха, радостной содержательной деятельности в коллективных играх и развлечениях, для самовыражения;

 развивать двигательные функции;

приобщать детей к занятиям физической культуры и спорту.

Воспитатель

Катание на лыжах во время прогулки

Общее физическое развитие, закаливание;

развитие мышечной чувствительности, укрепление всех групп мышц;

развитие пространственного ориентирования и координации движений;

воспитание морально-волевых качеств: смелости, настойчивости, решительности, дисциплинированности, умения преодолевать препятствия и трудности;

воспитание стремления к здоровому образу жизни.

Воспитатель,

воспитатель по физической культуре

Рассматривание иллюстраций о спорте

закрепить знания детей о различных видах спорта, спортсменах;
дать элементарные представления о спортивных комплексах и сооружениях;

вызвать желание заниматься спортом;

воспитывать стремление к здоровому образу жизни.

Воспитатель

раскраски

развивать художественный вкус, создать веселую и радостную атмосферу;

обучать правильному подбору цветовых сочетаний, укреплять навыки рисования;

развивать мелкую моторику.

Воспитатель

III. Совместная деятельность воспитателя и родителей

Мероприятия

Цели, задачи

Ответственные

объявление

Познакомить с темой проекта

Воспитатель

Памятка для родителей

«Здоровый образ жизни»

Пропагандирование здорового образа жизни и создание условий для педагогического просвещения родителей;

дать возможность родителям быстро и наглядно получить информацию-напоминание о формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Воспитатель,

воспитатель по физической культуре

Рубрика

«Народные рецепты»

Создать атмосферу сотрудничества;

предложить родителям поделиться народными рецептами, которые они используют для лечения детей.

Воспитатель

Фотовыставка

 «Спорт в семье»

Эффективная форма взаимодействия родителя и ребенка; расширять и закреплять знания детей о видах спорта;

устанавливать взаимосвязь между занятиями спортом и здоровьем;

побудить родителей к привлечению детей к совместным спортивным играм, досугам в условиях семьи и детского сада;

воспитывать у детей гордость за родителей, занимающихся спортом и физкультурой;

воспитывать привязанность ребёнка к семье.

Воспитатель,

воспитатель по физической культуре

Приготовление витаминного салата

Организовать совместную продуктивную деятельность; вовлечь родителей в творческий процесс реализации проекта;

налаживать эмоциональный контакта;

создать атмосферу сотрудничества и сотворчества;

установить партнёрские взаимоотношения;

обеспечить преемственность воспитания в семье и в дошкольном образовательном учреждении;

расширить представления детей о фруктах, об их пользе;

активизировать словарный запас;

формировать представления о зависимости здоровья человека от правильного питания;

закреплять представления о значении свежих плодов для здоровья людей;

учить делать витаминный салат.

Воспитатель,

воспитатель по физической культуре,

родители

Папки-передвижки:

«В каких продуктах живут витамины»

«Мы за здоровый образ жизни»

Сформировать представление у родителей о необходимости соблюдения здорового образа жизни;

обогатить знания родителей об условиях ЗОЖ;

способствовать формированию ЗОЖ в семье.

Воспитатель,

воспитатель по физической культуре

Рекомендации

 для родителей

на тему:

«Посетите с детьми

стадион»

Способствовать укреплению семьи;

формировать у детей важнейшие нравственные качества;

расширяет кругозор ребенка;

формировать у ребенка представления о видах спорта родного края.

Воспитатель

Результаты проекта

          Эффективность проекта охарактеризовалась следующими результатами:

  • положительный эмоциональный, психологический и физический заряд для всех участников Недели;
  • сплочение детей и родителей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества в ходе реализации проекта;
  • получение детьми знаний о ЗОЖ;
  • сформированность гигиенической культуры;
  • улучшение соматических показателей здоровья;
  • развитие коммуникативных навыков.

Очень важно, что все формы работы осуществлялись во взаимосвязи, в определённой последовательности с учётом возраста, образования, социального положения родителей, отношения к физической культуре, воспитанию детей.

Учитывая реальное состояние здоровья детей, внешние и внутренние факторы и их влияние на деятельность ДОУ, проект позволил выйти на поиск кардинально новых форм и методов работы не только по поддержанию здоровья детей, но и по оптимизации взаимодействия с семьёй, так как только совместными усилиями можно достичь результатов в этом направлении. Воспитание в семье может дать положительные результаты, если будут созданы условия, способствующие развитию детей. Поэтому в период проведения данного мероприятия огромное значение уделялось просветительской работе с родителями.

Сотрудничество родителей и детей способствовало созданию эмоционально - комфортной обстановки, стимулирующей интерес к разнообразным физическим упражнениям, предоставило детям образец того, как нужно строить отношения с товарищами.

Итог:


  • Создание условий для развития индивидуальности ребенка через осознание своих возможностей и способностей.
  •  Осознание взрослыми и детьми понятия "здоровье" и влияние образа жизни на состояние здоровья. 
  • Овладение навыками оздоровления. 
  • Снижение уровня заболеваемости. 

 Перспективы дальнейшего развития проекта

В старшем дошкольном возрасте мы планируем продолжить работу по развитию у детей мотивации к сохранению и укреплению здоровья, по развитию двигательной активности, интереса к физическим упражнениям и подвижным играм; продолжим введение в образовательный процесс физкультурно-оздоровительных и закаливающих мероприятий.

В перспективе повышение своей педагогической компетентности в данном направлении. Развитие совместного творчества родителей и детей. Заинтересованности родителей жизнью группы. Формирование у родителей способности видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу. Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду.

Список литературы:

1. Веракса Н.Е, «Проектная деятельность дошкольников», Москва, 2008 г.

2. Голицына Н.С., Шумова И.М. Воспитание здорового образа жизни у малышей. – М., 2008
3. Журнал «Дошкольное воспитание» №7, 2011г.

4. Журнал «Дошкольное воспитание» №3, 2012г.

5. Кулик Г.И. « Школа здорового человека », Москва, 2006г. 

6. Моргунова О. Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ, Воронеж 2007

7. Павлова М.А., М.В. Лысогорская «Здоровье сберегающая система дошкольного образовательного учреждения», – 2009 г.
8. Прищепа С.С. «Организация физкультурных занятий родителей с детьми в детском саду», Москва, 2011г. 

9. http://www.bugaga.ru/ -stihi-pro-zdorovyy-obraz-zhizni-dlya-detey-korotkie. 


Приложение

Чтоб здоровье раздобыть…


Чтоб здоровье раздобыть,
Не надо далеко ходить.
Нужно нам самим стараться,
И всё будет получаться.
Буду спортом заниматься
Танцем, песней увлекаться.
Отжиматься, приседать,
Не лежать и не скучать.
Я хочу здоровой быть,
Чтоб к врачам мне не ходить.
Очень хорошо, что я
Бегать научился.
Был бы повнимательней,
В яму б не свалился.

Стих о здоровом образе жизни для детей
Человек на свет родился,
Встал на ножки и пошел.
С ветром, солнцем подружился,
Чтоб дышалось хорошо.
Приучал себя к порядку:
Рано утром он вставал.
Бодро делал он зарядку,
Душ холодный принимал.
Он к зубным врачам, представьте,
Не боясь совсем, пришел.
Он ведь чистил зубы пастой,
Чистил зубы порошком.
Человечек за обедом
Черный хлеб и кашу ел.
Вовсе не был привередой,
Не худел и не толстел.
Спать ложился в девять тридцать,
Очень быстро засыпал.
С интересом шел учиться
И пятерки получал.
Каждый день он бегал, прыгал,
Много плавал, в мяч играл.
Набирал для жизни силы,
И не ныл, и не хворал.

Подвижная игра

 «Иммунитет»

Выбирается водящий, который играет роль «Вируса». 2-3 детям раздается «иммунитет» в виде чеснока, лимона и лука. По сигналу, «Вирус» начинает догонять и «заражать» детей. Те, кого «вирус» «заражает» останавливаются и стоят на месте. Те дети, у которых

«Иммунитет» должны «вылечить» «зараженных», отдав им овощи или фрукты.

Кинезиологическое упражнение

«Ухо – нос – хлопок» 

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью да наоборот».

Загадки

Мы - проворные сестрицы,

Быстро бегать мастерицы,

В дождь - лежим,

В снег - бежим,

Уж такой у нас режим.   (Лыжи.)

Живешь каково и здоровье таково.

Чтобы не был хилым, вялым,
Не лежал под одеялом,
Не хворал и был в порядке,
Делай каждый день…

(Зарядку)

Болеть мне некогда друзья,
В футбол, хоккей играю я.
И я собою очень горд,
Что дарит мне здоровье…

(Спорт)

Горяча и холодна
Я всегда тебе нужна.
Позовёшь меня – бегу,
От болезней берегу.

(Вода)

Объявили бой бациллам:
Моем руки чисто с…

(Мылом)

Он в кармане караулит
Рёву, плаксу и грязнулю,
Им утрет потоки слез,
Не забудет и про нос.

(Носовой платок)

Позабудь ты про компьютер.
Беги на улицу гулять.
Для детей полезно очень
Свежим воздухом…

(Дышать)

 Игровая ситуация

«Умею – не умею»

Ведущий бросает мяч и произносит: « Я умею» или « Я не умею».

 Ребёнок,поймав мяч, продолжает фразу, объяснив, почему он не умеет или умеет.

Например: « Я умею бегать, так как у меня есть ноги. Я не умею летать, потому что у меня нет крыльев».

Игровая ситуация

«Ровным кругом»

Оборудование: шапочки – маски с изображением мыла, зубной щётки, шампуня, мочалки, полотенца ,зеркала, расчёски.

Дети, взявшись за руки, встают в круг. В середине круга стоит ребёнок,

исполняющий роль мыла (у него шапочка – маска с изображением мыла), дети двигаются хороводным шагом вокруг него и поют.

Ровным кругом друг за другом

Будем весело шагать,

Что нам мыло здесь покажет,

То и будем выполнять.

Мыло показывает, как надо намыливать руки. Дети повторяют движения. Затем соответствующее движение показывают полотенце, расчёска, мочалка, шампунь.

Игровая ситуация

Найди опасные предметы

Цели: помочь детям запомнить предметы, опасные для жизни и здоровья;

помочь самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного

обращения с ним.

Оборудование: нож, ножницы, иголка, утюг.

В квартире остаются Андрюша и Наташа. Их родители ушли на работу. Давайте расскажем малышам, какими предметами нельзя им пользоваться, чтобы не случилось беды. Дети повторяют правила безопасности:

- все острые, колющие, режущие предметы обязательно надо класть на место;

- нельзя включать электроприборы, они могут ударить током или стать причиной

пожара;

- ни в коем случае нельзя пробовать лекарства – это яд;

- нельзя трогать стиральные порошки, средство для мытья посуды, соду, хлорку;

- опасно одному выходить на балкон.

Словесная игра

«Что есть у игрушки»

Цель: воспитывать у ребёнка самоопределение, осознание своего тела и его специфических особенностей.

Оборудование: игрушки зверей, птиц, человечка, картинки с изображением

разных людей.

Воспитатель предлагает ребёнку сравнить себя с той или иной игрушкой: уточкой, мишкой, клоуном, солдатиком, куклой.

Примерные ответы детей: у уточки клювик, а у меня носик; мишка лохматый,

а у меня кожа гладкая; у собачки четыре лапы, а у меня две руки, две ноги.

Солдатик и я - смелые, я живая, а кукла, хотя и передвигаются, но всё равно не живая.

Словесная игра

«Как нужно ухаживать за собой»

Цель: формировать навыки контроля за выполнением правил личной гигиены.

Оборудование: волчок, фишки, карточки с вопросами.

Ведущий крутит волчок, который определяет карточку с вопросом. За правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек.

Вопросы

1. Назови предметы, которые тебе понадобятся для умывания (мыло,

полотенце).

2. Назови предметы, которые потребуются для того, чтобы принять душ

    (Шампунь, мыло, гель для душа).

3. Как часто нужно мыться? (Каждый день).

4. Как часто нужно чистить зубы? (Утром и вечером).

5. Как часто нужно подстригать ногти? (Не реже 1 раза в 10 дней).

6. Как часто нужно мыть уши? (Каждый день).

7. Как часто нужно менять нижнее бельё? (Каждый день).

Артикуляционная гимнастика

Дыхательная гимнастика

«Вырасти большой»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

ИП: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз.

«Каша кипит»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

ИП: сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.

Бодрящая гимнастика

«Спортсмены»

1. Потягивание.

2. «Штангисты».

И.п. –

лежа на спине, руки к плечам.

Вытянуть руки вперед, пальцы сжаты в кулаки.

Вернуться в и.п.

3. «Футболисты».

И.п. – лежа на спине, колени подтянуты к животу.

Бить то правой, то левой ногой по воображаемому мячу, потом двумя ногами сразу.

4. «Гребцы».

И.п. – сидя, ноги врозь, руки к плечам.

Наклониться, дотянуться руками до носков ног, вернуться в и.п.

5. «Велосипедисты».

И.п. – лежа на спине.

Поднятые ноги вверх поочередно сгибать и разгибать, стараясь делать круговые движения.

6. «Яхтсмены».

И.п. – лежа на животе, руки за спиной сцеплены в замок.

Поднять голову, грудь. Прогнуться. Сцепленные руки поднять как можно выше – парус.

7. «Борцы» - дыхательное упражнение.

И.п. – сидя по-турецки.

Глубокий вдох носом, задержка дыхания, выдох через рот.

8. «Прыгуны».

5 подпрыгиваний, 5 высоких прыжков.

Артикуляционная гимнастика

«Окошко»

Цель: развивать мышечную силу и подвижность губ.

Рот прикрою я немножко,

Губы сделаю «окошком».

Зубки рядышком стоят

И в окошечко глядят.

Описание: Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд.

Гимнастические упражнения для глаз:

Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Вправо, влево, кругом, вниз,

Повторить ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза.

Видеть лучше будем сразу.


Сюжетно ролевая игра

 "На прививку"

Цель: расширять знания о труде взрослых, учить не бояться приема у врача, прививок, понимать их значение.

Оборудование и материалы: костюмы врача и медсестры, набор инструментов "доктор", листы бумаги сложенные книжкой, цветные карандаши, листочки с цифрами (талоны) .

Предварительная работа: беседы о труде врача и медсестры, экскурсия в медицинский кабинет детского сада, беседы о методах предотвращения заболеваемости.

 Игра проводится в уголке "Доктор"

  1. Организационный момент:

Воспитатель рассказывает:

-Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в поликлинику на прививку.

Распределяет роли:

-Ты, Ксюша, будешь врачом. Что врач делает? (лечит, назначает лекарства)

-А для того, чтобы детки не болели, что может сделать врач? (назначить прививку)

-Молодцы.

-Помогать Ксюше будет Карина. Карина, кем ты будешь? (медсестрой)

-Чем занимается медсестра? (пишет рецепты, выписывает анализы, делает уколы)

-Правильно.

Остальные ребята делятся на "родителей" и "детей".

  1. Воспитатель вводит детей в ситуацию:

-Сегодня мамы и папы привели детей на прививку в поликлинику. В этом кабинете работает врач, (показывает) Она осмотрит пациента и, если он здоров, направит к медсестре на прививку. Кто такой пациент? (тот, кто пришел к врачу)

-Когда пациентов много, чтобы не было беспорядка и шума создается что? (очередь)

-Прием врач ведет по талонам, которые нам и помогут организовать эту самую очередь. Их можно взять в регистратуре, которая находится здесь. (Показывает талоны на отдельном столике) На талонах цифры. Они помогут узнать, какие вы по счету в очереди к врачу.

  1. Ход игры:

Дети берут талоны и проходят в "холл" на стульчики.

Врач и медсестра одевают халатики и занимают свои места.

-Первой пришла мама с мальчиком Вадимом.

Воспитатель в роли мамы показывает на примере, как проходит прием у врача. Далее предлагает попробовать осуществить задуманное самим, помогая им и направляя их. Затем отдаляется, наблюдает и корректирует ход игры. (Подсказывает фразы, напоминает игровые действия, стимулирует активность нерешительных детей)

Игра продолжается до тех пор, пока она вызывает интерес и желание играть.

  1. Итог:

Детки садятся в круг.

Воспитатель:

-Ребята, куда мы с вами сегодня ходили? (в поликлинику, к врачу, на прививку)

-Для чего мы ходили в поликлинику (делали прививку)

-Что делал врач? (осматривала)

-Что делала медсестра? (укол, прививку)

-Для чего нужны прививки? (чтобы не болеть)

-Вам понравилась игра? (…)

-Кем бы вы хотели быть в следующий раз? (… )

-Как еще можно поиграть? (… )

-Значит завтра мы поиграем снова.

 

Cборник бесед по здоровому образу жизни дошкольников

«Человек и его здоровье»
Цели:
• рассказать дошкольникам о детском организме;
• сформировать стремление к здоровому образу жизни и осознанное отношение к собственному здоровью.

- Ребята, что нужно знать, чтобы научиться читать и писать? Надо хорошо знать азбуку. А есть ещё одна, более важная и интересная азбука АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ. Её необходимо знать, чтобы быть здоровым, ловким, выносливым. Сегодня мы поговорим о том, как устроен организм человека, что надо делать, чтобы не болеть и быть всегда здоровым.
Много веков назад люди поняли насколько важно заботиться о своем здоровье, содержать в чистоте и закалять тело. Чтобы оно всегда было крепким и сильным. Нужно быть осторожным, не подвергать опасности свою жизнь, правильно питаться и дружить со спортом.

2. Плакат «Строение тела человека»
- Ребята, посмотрите на плакат и назовите части тела, которые вы знаете.
- Всё наше тело покрыто кожей. Она надежно предохраняет внутренние органы от повреждений и сообщает нам, что происходит вокруг. Жарко нам или холодно. Под горячими лучами солнца кожа загорает, делается более плотной и смуглой, чтобы не перегревались внутренние органы. Ногти и волосы – тоже кожа. Но только ороговевшая.

Если бы каждый из вас увидел, какое множество микробов кишит на руках и прячется под ногтями, вы никогда бы не забывали мыть руки перед едой, стричь и чистить ногти: От простой воды и мыла
У микробов тает сила.

Кто знает, что такое микробы?
Микробы являются причиной многих болезней. Они попадают в наш организм с пищей или воздухом и быстро размножаются. Защитные силы организма вступают с ним в борьбу, у человека поднимается температура. Вот почему врач в первую очередь спрашивает у больного о его температуре.
Если вы заболели, например, гриппом, то окружающие люди тоже могут заразиться, так как при чихании и кашле разбрызгиваются капельки слюны, опускаются на пищу, предметы, летают в воздухе. Их могут вдохнуть находящиеся рядом люди и тоже заболеть. Поэтому, когда вы чихаете и кашляете, надо обязательно прикрывать рот и нос носовым платком.

 - Кто может объяснить, зачем чистят зубы?
- Кто может ответить, когда надо посещать зубного врача?
Если в зубе образовалась маленькая дырочка, человек ленится или боится пойти к стоматологу, он как будто предоставляет удобную квартиру бактериям, где они быстро размножаются. Но даже если все зубы здоровы, то в щелочках между ними могут застрять остатки еды, это пища для бактерий. Вот почему необходимо чистить зубы после еды.
Чистить зубы надо часто.
Друг зубов – зубная паста.

Чтоб десны были крепкими,
Грызи морковку с репкою.

Чтобы зубы не болели,
Вместо пряников, конфет
Ешьте яблоки, морковку –
Вот вам, дети, мой совет!
В организме человека всё взаимосвязано. Например, у человека больные зубы - тогда может заболеть и желудок, так как пищу нужно тщательно пережёвывать, а больным зубам это сделать тяжело.

 Знаете ли вы, какая пища полезна, а какая вредна для здоровья человека?
Каждый из вас знает, чтобы сохранить здоровье, необходимо гулять на свежем воздухе, делать утреннюю гимнастику, заниматься спортом, правильно питаться, закаляться. Когда человек не болеет, он редко задумывается над тем, что такое здоровье. Кажется, что ты здоров и всегда будешь таким.
Постарайтесь не лениться:
Каждый раз перед едой,
Прежде, чем за стол садиться,
Руки вымойте водой.

И зарядкой занимайтесь
Ежедневно по утрам
И, конечно, закаляйтесь –
Это так поможет вам!

Свежим воздухом дышите
По возможности всегда,
На прогулки в лес ходите,
Он вам силы даст, друзья!

Я открыла вам секреты
Как здоровье сохранить,
Выполняйте все советы
И легко вам будет жить!

 «Витамины укрепляют организм»
Цели:
• познакомить детей с понятием «витамины»;
• закрепить знания о необходимости наличия витаминов в организме человека, о полезных продуктах, в которых содержатся витамины;
• воспитывать у детей культуру питания, чувство меры.

- Ребята, сегодня к нам в гости пришёл мальчик Ваня Заболейкин. Познакомьтесь с ним, ребята, поздоровайтесь! (дети знакомятся с театральной куклой).

- Ванечка, ты такой хороший мальчик, только почему-то фамилия у тебя такая странная – Заболейкин.
- А мне нравится моя фамилия, потому что мне нравится всё время болеть. Я сегодня к вам в детский сад пришёл, а завтра заболею и буду дома сидеть. Потом на денёк опять приду и опять заболею…
- Ну, Ванечка, что-то непонятное с тобой творится. Неужели тебе нравится сидеть дома, пропускать интересные занятия, где ребята становятся умными, знающими? И вообще, дома сидеть скучно, поиграть не с кем!
- Ребята, а вы любите болеть? (Нет!)
- Действительно, иногда бывает так, что дети болеют, но надо стараться быть здоровым. Если хочешь быть здоров, запомни один секрет: если хочешь быть весёлым, работоспособным, крепким, если хочешь бороться с заразными микробами, не поддавайся никаким болезням – каждый день принимай витамины.

 - А что такое витамины? – спрашивает Заболейкин.
- Садись, Ванечка, рядом с детьми. Сегодня мы узнаем, что такое витамины. Витамины – это такие вещества, которые нужны нашему организму для усвоения пищи, они повышают работоспособность, сопротивляемость к инфекционным заболеваниям, способствуют росту нашего тела. Если в пище недостаточно витаминов, человек болеет разными болезнями, становится вялым, слабым, грустным…
Хотите, я расскажу вам, откуда берутся витамины? В природе витамины образуются в растениях, поэтому плоды, овощи, фрукты служат людям основным источником поступления витаминов в организм. Каждая травинка, каждый листик ловят солнечные лучи – источники жизни. Солнечный луч упадет на зеленый лист и погаснет, но не пропадет, с его помощью в листе возникнут необходимые для растения вещества, возникают и витамины. Так как и у вас, у витаминов есть свои имена. Давайте с ними познакомимся поближе. Их принято обозначать буквами: А,В,С,D,PP,Е,К.
У витаминов есть свои домики, где они живут. А еще витамины любят играть в пятки. Вот и сегодня они спрятались от вас, ребята. И нам придется их поискать. Вы согласны искать витамины?
Тогда полный вперед. Но не так-то просто их найти. Для этого нам придется потрудиться. Сейчас мы будем сажать огород.

Игра – имитация
Очень дружный мы народ, (Дети становятся в круг).
И сажаем огород.
Взяли несколько лопат, (Копают землю воображаемыми
Стали землю мы копать. лопатами).
Взяли грабли, разрыхлили, (Рыхлят землю, делают грядку
Грядочку вот здесь разбили. воображаемыми граблями).
Просим нас не отвлекать - (Грозят пальцем).
Надо грядку засевать.
Каждый взял пакет семян (Сыпят семена в грядку).
И кидает в землю сам.
Осторожно загребаем (Загребают, поливают).
И водичкой поливаем.
Вот веселый огород, (Показывают руками на грядку),
Что здесь только не растет!
А теперь, друг, не зевай, (Собирают урожай в корзинку).
Собирай-ка урожай!

Теперь отправляемся в сад.
- Кто был в саду? Что растет в саду?
Наш сад
Прекрасен наш осенний сад.
В нем слива есть и виноград.
На ветках, как игрушки,
И яблоки. И груши.
И как фонарики, горят
Айва и слива, и гранат.
А к ночи веет холодок,
И желтый лист шуршит у ног.
Плоды мы утром соберем
И всех соседей созовем,
И солнышку помашем.
«Спасибо, осень!» - скажем.
По ходу сбора урожая дети узнают, в каких овощах, фруктах, ягодах содержатся те или иные витамины.
Но самым хитрым оказался витамин Д. Он спрятался в лучах солнышка. Когда ты гуляешь на свежем воздухе, солнечные лучики дарят тебе витамин Д.
А теперь послушайте, в каких овощах, фруктах и продуктах содержатся определенные витамины.
Витамин А – морковь, сливочное масло, апельсин, мандарин, помидор, абрикос, красный сладкий перец, тыква. Витамин А называют витамином роста.
Витамин В – черный хлеб, горох, фасоль, пшено, гречка, овсянка, печень, свинина, молоко и молочный продукты.
Витамин В способствует хорошей работе сердца. Когда его нет, человек плохо спит, много плачет, и сердце работает кое-как.
Витамин С – смородина, яблоко, лук, лимон, кислая капуста. Витамин С укрепляет весь организм, помогает бороться с простудой.
Витамин Е – кукуруза, растительные масла, зародыши злаков.
Витамин Д – солнечные лучи, рыбий жир, яйца, икра, молочные продукты.
- Вот здорово! – радуется Заболейкин. – Оказывается, какой продукт ни возьми, в каждом содержатся витамины. Пойду домой, попрошу маму сварить гречневую кашу с молоком, сделать отвар из шиповника, потереть сырую морковку – и у меня в организме будет целый набор витаминов. Теперь я отгадал загадку, почему я все время болею. Я думал, что все супы, все каши, молоко, лук, чеснок – все это невкусные продукты, и просил маму покупать мне конфеты, лимонад, чипсы… Я-то не знал, что бывают продукты полезные и необходимые. Теперь я буду грамотным, каждый день буду ходить в детский сад, уж ваши-то врачи точно знают, какое полезное меню предлагать детям, и буду крепким и здоровым.

 «Здоровая пища»
Цели:
• рассказать детям, что здоровье зависит от правильного питания: еда должна быть не только вкусной, но и полезной;
• дать информацию о пользе витаминов.

1. Сегодня наша беседа пойдет о еде. Скажите, человек может прожить без еды? (Ответы детей). Да, какое-то время может, но совсем немножко. Чтобы человек хорошо рос, развивался. Ему необходимо каждый день кушать – питаться. Питаются люди, животные, птицы, насекомые. Любому организму – от самого маленького до взрослого – требуется питание. Как только питание перестает своевременно поступать (на завтрак, обед, ужин), организм слабеет. Почему так происходит?
Дело в том, что в продуктах содержатся питательные вещества, которые помогают организму расти и развиваться.
Еда дает всем живым существам строительный материал для роста, снабжает их энергией. Эта энергия согревает нас, приводит в движение сердце, мышцы, заставляет работать мозг, приносит бодрость и силу. В овощах, фруктах, молоке содержатся витамины и минералы, необходимые человеку. Организм накапливает жиры от сливочного и растительного масел и использует их для выработки энергии.
Без еды мы не можем расти, двигаться, сохранять тепло, поправляться после болезни, вообще жить. Нам нужно много разнообразной пищи, чтобы быть здоровыми.
Люди, которые едят слишком много жирной и сладкой пищи, набирают лишний вес, чем могут навредить своему здоровью и даже заболеть.
Почему люди готовят еду? Нашему желудку легче переваривать приготовленную пищу, чем сырую. Еще при готовке погибают микробы, от которых люди могут заболеть, да и пища дольше сохраняется.
2. Всем людям необходимы витамины. Основные из них – А, В, С, D. Витамин А содержится в моркови (особенно полезен сок), в рыбе, в болгарском перце, в яйцах.
Помни истину простую –
Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую
Или пьет морковный сок.

Витамин В можно найти в мясе курицы, молоке, зеленом горошке, ржаном хлебе.
Очень важно спозаранку
Есть за завтраком овсянку.
Черный хлеб полезен вам –
И не только по утрам.

Витамин С содержится в лимонах, черной смородине, апельсинах, клубнике, луке, капусте, редисе.
От простуды и ангины
Помогают апельсины.
Ну, а лучше съесть лимон,
Хоть и очень кислый он.

Витамин D вырабатывается под воздействием солнечных лучей.
Рыбий жир всего полезней!
Хоть противный – надо пить.
Он спасает от болезней.
Без болезней – лучше жить!

Никогда не унываю
И улыбка на лице,
Потому что принимаю
Витамины А, В, С.
3. Что происходит с пищей, которую ты ешь? Ты измельчаешь ее зубами, и она смешивается во рту со слюной. Это помогает ей проскользнуть по пищеводу в желудок. Особые соки в желудке перерабатывают пищу, разбивают ее на мелкие кусочки. Этот процесс называется пищеварением. Затем пища поступает в извилистую трубку, которая называется тонкой кишкой, и превращается там в раствор. Через стенки тонкого кишечника полезные вещества из этого раствора поступают в кровь и разносятся по сему организму. Отходы от пищеварения идут в другую трубку, которая называется толстой кишкой, и выводятся из организма. Вот какие изумительные превращения происходят с едой в нашем организме.
Запомни правила приема пищи:
- во время еды не торопись;
- не ешь на ходу:
- не переедай;
- не ешь слишком холодную и слишком горячую пищу;
- не ешь много сладостей;
- пищу тщательно пережевывай.

Упражнение «Полезная и вредная пища»
Под зеленую карточку положите картинки, где нарисована полезная еда, а под красную – где вредная. Картинки: сок, торт, фрукты, овощи, конфеты.

Я думаю, ты, без сомнения, знаешь,
Что пользу приносит не все, что съедаешь.
Запомни и всем объясни очень ясно:
Желудок нельзя обижать понапрасну.
Холодная пища ему не нужна,
И очень горячая тоже вредна.
А сладостей разных и чипсов, и «колы»
Желудок боится, как попа уколов.
Большими кусками не стоит глотать,
А тщательно надо ему прожевать.
И помни – желудок у тех не болел,
Кто с детства его понимал и жалел!
К.Луцис
Чтобы вырасти сильным, крепким и здоровым, нужно употреблять разнообразную пищу. Не вертеть носом, как это иногда бывает у ребят, и тогда родители уговаривают съесть их хотя бы еще ложечку.

 «Микробы»
Цель:
• дать детям элементарные знания о микробах и о способах защиты от них.

1. Микроб – ужасно вредное животное:
Коварное и, главное, щекотное.
Такое вот животное в живот
Залезет и спокойно там живет.

Залезет, шалопай, и где захочется
Гуляет по больному и щекочется.
Он горд, что столько от него хлопот:
И насморк, и чихание, и пот.
О.Нэш
Ученые нарекли мельчайших представителей этого мира за их ничтожную величину микробами или микроорганизмами (от греческого слова «микрос», маленький). Микроскоп позволил рассматривать микробов поштучно, каждого. Выяснилось: хотя эти существа обычно состоят из одной-единственной живой клетки, они разнообразны по форме, свойствам, образу жизни и своему влиянию на окружающую среду.
Главное место среди микробов занимают бактерии. От них во многом зависит вся жизнь и на земле, в воде и в почве, в растениях и животных. Одни бактерии очень нежны и легко погибают, а другие переносят даже кипячение и замораживание, воздействие кислот, щелочей и ядов. Попадая в организм человека или животного, бактерии могут вызвать опасные заболевания – туберкулез, сибирскую язву, тиф, ангину, чуму, воспаление легких, заражение крови.
Микробы – очень маленькие, невидимые живые существа. Они могут находиться в помещениях, на земле, в воздухе и даже на одежде и теле человека. Могут попасть в организм через грязные руки, немытые овощи или фрукты, воду, при дыхании. Они живут под ногтями, в больных зубах. При попадании в организм микробы быстро размножаются и вызывают болезни.
2. Ты знаешь, что в мире встречается много болезней. Болезни, которые вызываются микробами и вирусами, называются инфекционными болезнями. Каждая заразная болезнь вызывается определенными микробами.
Чего же боятся микробы?
Как хорошо жилось бы микробам, если бы их все боялись, а они никого.
Оказывается, есть причины, которые мешают микробам размножаться.
Многие виды микробов погибают при высыхании, при воздействии солнечных лучей, при нагревании до 60о С и при кипячении до 5 минут. Даже наиболее стойкие во внешней среде болезнетворные микробы погибают при кипячении в течение 20 минут. Вот поэтому безопаснее пить кипяченую воду, а не сырую из-под крана, в которой могут жить микробы.
3. Что же надо делать, чтобы не заболеть:
- есть только вымытые овощи и фрукты;
- не пить грязную и сырую воду;
- всегда мыть руки перед едой, после туалета, после прогулки;
- есть и пить только из чистой посуды;
- при чихании и кашле рот и нос прикрывать платком;
- не забывать делать уборку и проветривать комнату.
Ребята, а вы знаете, что существуют и полезные бактерии. Эти бактерии превращают молоко в простоквашу, кефир, ацидофилин, а виноградный сок – в спирт, уксус, вино. Но самое главное – без полезных бактерий у нас было бы меньше молока, хлеба и мяса. Дело в том, что жизнь животных зависит от растений, а растения лучше всего развиваются на той почве, в которой много азота. Азот же берут из воздуха и переносят в почву живущие в ней бактерии.
Но и это еще не все. Если бы на Земле не было бактерий, вызывающих гниение, наша планета постепенно покрылась бы неразложившимися останками растений и животных. Бактерии гниения помогают уничтожить эти останки. Так возвращаются в почву все вещества, из которых состояли тела растений и животных.

 «Личная гигиена»
Цель:
• развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур.

1. Ребята, послушайте отрывок из стихотворения В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» (по ходу чтения демонстрируются иллюстрации):
Этот мальчик любит мыло и зубной порошок.
Этот мальчик очень милый, поступает хорошо.
Этот в грязь полез и рад, что грязна рубаха.
Про такого говорят: «Он плохой. Неряха!»
- Какой из мальчиков вам больше нравится?
- Почему вам понравился опрятный, аккуратный мальчик?
- А другой мальчик кому-нибудь понравился?
- Почему не понравился?
2. Чтобы человек выглядел чистым и аккуратным, ему необходимо соблюдать правила личной гигиены. А что же это такое?
Правила личной гигиены – это когда человек следит за чистотой
своего лица, рук, тела, зубов.
- Какие туалетные принадлежности помогают человеку быть чистым? Правильно, мыло, полотенце, мочалка, зубная паста и щетка.
Мыло
У меня есть забота,
Мыло ходит на работу.
Сашу мылит, отмывает,
Часто в гости приглашает.
Приглашенье принимай,
Мыльце ты не забывай.
Полотенце (загадка)
Махровое, душистое, мягкое, пушистое.
Любит воду промокать, где что влажно вытирать.
Придут ребята с прогулки – и к крану. Пустят воду, ладошку о ладошку чуть-чуть потрут без мыла и к полотенцу потянутся, грязь на нем и останется.
Ребята, расскажите, как правильно вымыть руки. (Ответы детей.)
Послушайте 8 правил, как вымыть руки:
1.Закатай рукава.
2.Намочи руки.
3.Возьми мыло и намыль руки до появления пены.
4.Потри не только ладони, но и тыльную их сторону.
5.Смой пену.
6.Проверь, хорошо ли вымыл руки.
7.Вытри руки
8.Проверь, сухо ли вытер руки – приложи тыльной стороной к щеке.
Мочалка
Вот раскинулась мочалка,
Ей спины твоей не жалко.
Пенит, мылит, отмывает,
Телу чистоты желает.
Ты с мочалкою дружи,
Где что грязно – ей скажи.
- Грязь на теле?
- Не беда!
Ототрет все без труда.
Воспитатель предлагает показать, как дети моют руки и лицо (имитация движений), а затем вспомнить, в каком стихотворении есть слова:
Давайте же мыться, купаться,
Плескаться, нырять, кувыркаться
В лохани, в корыте,
В реке, в ручейке, в океане,
И в ванне, и бане.
Всегда и везде
Вечная слава воде!
3. Главный враг зубов - кариес. У него есть помощники – налет и черный камень. Ты почистил зубы, поел, через какое-то время поверхность зуба становится желтой и шершавой. Если вовремя не удалить налет щеткой и пастой, т. е., если ты не почистишь зубы. То придет черный камень и сделает зуб некрасивым и больным. А уж потом начинает действовать коварный кариес, который начинает разрушать зубик.
Кариес и его друзья боятся щетки и зубной пасты. Запомни, именно они лучшие друзья твоих зубов.
Ребята, скажите, как правильно ухаживать за зубами?
Правильно, чистить зубы надо утром и вечером, сгонять противный кариес с зубов. Чуть помедлишь, поленишься – и он тут как тут. А днем после приема пищи нужно прополоскать рот теплой водой. Зубная щетка – зубам верная подружка. Если только ею пользоваться умеючи. А то бывает, проведут ребята легонечко щеткой 2-3 раза по передним зубам кое-как и все, думают, что справились, победили кариес. Да не тут-то было, он – кариес – только того и ждет, чтобы вы ленились да кое-как чистили зубы. Нет, пользы от такой чистки не будет никакой.
4. Игра с мячом «Что полезно для зубов, а что не полезно»
Полезно Не полезно
Морковь Шоколад
Яблоко Печенье
Молоко Конфеты
Творог Леденцы
Сметана Зефир
Масло Пирожное
Кефир Мороженое
Торжественное обещание
Чтобы в грязнулю и неряху
Мне не превратиться,
Обещаю каждый день чисто, чисто…(мыться).
Быть хочу я очень чистой.
А не черной галкой,
Обещаю я дружить с мылом и …(мочалкой).
А еще, два раза в сутки
Обещаю чистить…(зубки).
Обещаю всем кругом
Быть послушным малышом.
Ходить чистым и опрятным
Очень, очень…(аккуратным).


 «Режим дня»
Цель:
• сформировать представление о правильном режиме дня и о его значении для организма.

1. Давайте разберемся, что же такое режим дня. Режим дня – это когда человек делает свои основные дела в определенное время. Вспомните, с чего начинается и как проходит ваш день. (Рассказы детей).
Из ваших рассказов можно выделить основные моменты вашего распорядка дня: подъем, завтрак, обед, сон, ужин, приготовление ко сну, сон.
Режим есть не только в жизни человека. Режим есть в природе.
- Смена времен года: зима, весна, лето, осень.
- Смена дня и ночи.
Отгадайте загадки.
Зажигайте лампы, свечи –
К нам подкрался темный…(вечер).

Слышим птиц мы дребедень:
«Ночь прошла, встречайте…» (день).

Вот сомкнуло солнце очи –
Наступило царство…(ночи).
Убежало солнце прочь,
Спать ложись: настала…(ночь).

Утром смотрит нам в оконце
И лучом щекотит…(солнце).
Ночь темна, темна, темна –
В тучах спряталась…(луна).
2. Режим дня есть у животных. Утром они просыпаются так же, как и вы, а ночью спят. А у некоторых животных есть свой особенный режим. Например, медведь в зиму ложится спать, а весной он просыпается. Но если кому доведется разбудить медведя зимой, ох и худо ему придется. Разозлится медведь, и будет ходить всех пугать в лесу за то, что нарушили его режим, потревожили сладкий сон.
Мишка, мишка, лежебока
Мишка, мишка, лежебока!
Спал он долго и глубоко,
Зиму целую проспал
И на елку не попал,
И на санках не катался,
И снежками не кидался,
Все бы мишеньке храпеть.
Эх ты, мишенька – медведь!

Ночь уходит
Ночь уходит на покой
И уводит за собой
И сверчка, и светлячка,
И ночного мотылька.
Те, кто ночью залетали
К нам в раскрытое окно,
Трепетали, стрекотали,
Где-то спят давным-давно.
Пряча в складки
Запах сладкий,
Лепесток за лепесток,
Сам себя укрыл украдкой
И уснул ночной цветок.
Залетает сыч в дупло.
Рассветает. Рассвело…
3. Режим есть и у растений. Вспомните, как весной распускаются деревья, а осенью скидывают листья и ложатся спать в зиму до будущей весны. Понаблюдайте за растениями. Утром они раскрывают свои удивительные бутончики, а вечером готовятся ко сну и закрывают лепестки до следующего дня.
4. Во всем есть свой порядок, режим. А теперь представьте, если бы режима не было. Среди лета шел бы снег ни с того ни с сего, деревья бы не знали, что им делать, солнце с луной забыли бы про очередь и выходили, когда кому вздумается. Бедные сверчки и ночные мотыльки не знали, что им делать – петь песни или ложиться спать, а зимой неожиданно приходила бы весна и будила мишку-лежебоку, и тогда потревоженный и злой мишка ходил бы по лесу и искал, кого бы напугать, а может и съесть за такие проделки. Какая бы неразбериха началась.
Надеюсь, вы поняли, что режим очень важен не только для природы, но и для твоего организма. Приучайся вставать в одно и то же время, принимать завтрак, обед и ужин, готовиться ко сну и ложиться спать. Если ты приучишься так поступать, организм отблагодарит тебя здоровьем, а если нет, то в твоем организме, как и в природе, начнется путаница и неразбериха. Глазки хотят спать, а желудок скажет: «Хочу есть». Кому из них важнее угодить? Важно тому и другому, но… каждому в свое время.
В твоем режиме дня обязательно должны быть игры и прогулки на свежем воздухе, но и не только они. Прежде всего, вы еще и помощники по дому.

Мамина помощница
Спать мне больше не хотелось,
Я умылась и оделась,
А потом метлу взяла
И крылечко подмела.
Чашки, блюдца перемыла, ни единой не разбила,
Все на кухне убрала –
Этим маме помогла.
У нее полно заботы,
Много всяческой работы.
Если б я сама смогла,
Я б во всем ей помогла!
Помни, правильный режим дня сделает твой организм здоровым и крепким.


 «Спорт – это здоровье»
Цель:
• способствовать формированию основ здорового образа жизни, потребности заниматься физической культурой и спортом.
• Закрепить знания о различных видах спорта.

1. Ребята, мы ежедневно слышим знакомые слова «физкультура», «спорт». Как вы думаете, в чем отличие этих двух понятий? (Физкультурой может заниматься каждый, а спортом нет).
Физкультурой может заниматься и маленький, и старенький, и больной. Спортом занимаются самые сильные, крепкие и здоровые. Но каждый физкультурник мечтает стать спортсменом.
2. Спортсмены – это люди, которые посвятили свою жизнь спорту. (Дети рассматривают фотографии спортсменов из различных видов спорта).
Чтобы стать настоящим спортсменом, требуется много сил, энергии, здоровья, труда и желания. Настоящий спортсмен приобретает много качеств. Это выносливость, сила, ловкость, меткость, грациозность, быстрота, стройная фигура, правильная осанка.
Однако, не все знают, чтобы добиться всех этих качеств, спортсмены очень и очень много тренируются. Изо дня в день, с утра до вечера, жизнь спортсмена проходит в тренировках. Не каждый способен на такое, да и здоровье не всем позволяет.
Но это совсем не означает, что ты не должен дружить со спортом. «Да, это мне не под силу», - скажет кто-то. А вот и нет! Ты хочешь быть ловким, метким, выносливым? Вот и отлично! Поэтому я предлагаю тебе организовать свой домашний стадион. Обязательный спортивный инвентарь для каждого мальчика – это мяч. Организуйте с ребятами во дворе футбольную команду. Вот ты уже и футболист. А девочки тем временем могут прыгать на скакалках, покрутить обруч, как это делают в легкой атлетике.
Очерти на земле круг. Это мишень теперь отойди на несколько шагов и целься в него камушком. Попал? Отлично! Вот ты уже проявил меткость. А теперь отойди подальше, увеличь расстояние и пробуй еще.
Наверное, нет ни одного малыша, который не любил бы прыгать. Проведите на земле палочкой ровную черту и прыгайте от нее с ребятами по очереди, кто дальше. Кто дальше прыгнул, тот и чемпион.
А можно устроить пробежку. Выбери ровное место, где ничего не мешает. Начертите ровную линию палочкой на земле. Впереди на некотором расстоянии положите мяч. Теперь встаньте с ребятами у линии и по сигналу: раз, два, три! – добежите до мяча и обратно. Кто первый прибежал, тот и победитель.
Можно придумать еще очень много интересных игр и соревнований. А те ребята, которые хотят всерьез заняться спортом, могут записаться в спортивные кружки и секции.
3. Как вы догадались, спорт – это, прежде всего, физкультура.
Смысл физической культуры
И в красе мускулатуры,
И в здоровье организма –
Чтоб легко идти по жизни!
Трудно в тонусе держаться?
Нужно спортом заниматься!
Сон прервав пораньше сладкий,
Делать по утрам зарядку!

Начинающему физкультурнику
С чего ты начал? С пустяка –
Решил достать до потолка.
Не получилось – не достал,
Но распрямился – выше стал.
А дальше – больше: по порядку
Стал делать сверху вниз зарядку.
Для головы, для рук и ног…
Зарядку сделал – выше толк:
Пусть на чуть-чуть, я стал сильней.
Так начинай день веселей.

Спорт, ребята, очень нужен,
Мы со спортом крепко дружим.
Спорт – здоровье, спорт – помощник,
Спорт – игра, физкульт –ура!

  Развлечение с родителями в средней группе «День здоровья»

Цель: Формировать у детей и взрослых интерес к здоровому образу жизни.

Задачи:

- доставить детям радость и удовольствие от совместной с родителями деятельности;

- предоставить детям и родителям возможность проявить активность, инициативу в действиях;

- развивать самостоятельность в использовании приобретенных двигательных навыков у детей;

- развивать сообразительность, смекалку, логическое мышление;

- воспитывать дружелюбие, взаимопомощь.

Ход:

Вед: Здравствуйте ребята, милые дошколята! Здравствуйте родители, вы такого еще не видели!

Поздоровались со всеми?

Начинаем мы веселье.

Нынче праздник, важный день,

Встретить нам его не лень?

День здоровья любят дети

Городов и деревень.

Пусть же будет на планете

Днём здоровья каждый день. Физкульт…

Дети: Ура! Ура! Ура!

Вед: Здоровье - это сила, красота, хорошее настроение! А как сохранить здоровье надолго милые родители? Что для этого нужно? (режим, физкультура, спорт, правильное питание, соблюдение личной гигиены)

Вед: Правильно. Режим помогает укреплять здоровье: вовремя вставать, делать зарядку, не забывать завтракать, обедать, вовремя ложиться спать.

Чтоб здоровым быть сполна-

Физкультура нам нужна!

Утром делаем зарядку!

И без всякого сомненья-

Есть хорошее решенье:

Бег полезен и игра!

Всем здоровья… Ура!

А сейчас небольшая разминка.

Дети с родителями  танцуют  танец по показу   «Солнышко лучистое ..»

Вед: Ну, что же, давайте начнем наше соревнование. Но сначала отгадайте загадку:

Стукнешь о стенку - я отскачу,

Бросишь на землю - я подскачу.

Я из ладоней в ладони лечу,

Смирно лежать я никак не хочу.

Вед: Правильно, это мяч! Наша первая часть соревнования так и называется «Мой веселый, звонкий мяч»

Первое испытание называется:

«Передай мяч над головой» (дети)

Дети передают в своей колонне мяч над головой вперед.

Второе испытание называется «Попади в цель» (родители)

Родители бросают мяч в корзину.

Вед: Ребята, я совсем забыла вам сказать, к нам в группу сегодня заходил Мойдодыр. Он очень хотел вас увидеть. Как жалко, что он вас не дождался, ведь у него утром очень много забот. Но он оставил вам вот этот мешочек. Сейчас ребята нам загадают загадки, а кто отгадает должен вытащить этот предмет из волшебного мешочка.

Дидактическая игра «Волшебный мешочек»

1. Хожу, брожу не по лесам,

А по усам и волосам!

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей. (РАСЧЕСКА)

2. Пластмассовая спинка,

Жесткая щетинка.

С зубной пастой дружит,

Нам усердно служит. (ЗУБНАЯ ЩЕТКА)

3. На стене весит, болтается-

Всяк за него хватается. (ПОЛОТЕНЦЕ)

4. На себя я труд беру-

Пятки, локти с мылом тру…

И коленки оттираю,

Ничего не забываю (МОЧАЛКА)

5. Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я.

Белой пеной пенится.

Руки мыть не ленится (МЫЛО)

6. И сияет и блестит,

Ни кому оно не льстит!

А любому правду скажет-

Все как есть, ему покажет. (ЗЕРКАЛО)

Вед: Молодцы. Это мы называли предметы личной гигиены. Мы даже стихотворение знаем об этих предметах.

Ребенок: Здоровый образ жизни я всегда веду

И поэтому в беду я не попаду!

Делая прическу - помни про себя,

Что твоя расческа только для тебя!

Утром, чистя зубы, помни про себя,

Что зубная щетка – только для тебя.

Вед: А вы любите играть ? Смотрите, как я умею (кладет теннисный мяч-витамины в ложку). Я хочу проверить, смогут ли наши мамы и папы перенести для вас  «витамины» в ложке.

Игра «Перенеси мячик  в ложке» (родители)

Вед: Молодцы наши родители!

Вед: А для того, чтобы быть здоровым, что еще нужно? (правильно питаться)

Ребенок: Чтоб здоровым оставаться,

Нужно правильно питаться.

Пищей сладкой, шоколадной-

Ты не увлекайся.

Очень кислого, соленого

Ты остерегайся!

Только овощи и фрукты-

Очень вкусные продукты!

Вед: Поиграем с вами в дидактическую игру «Полезно-вредно».

Дети выкладывают на одном мольберте полезные продукты, на другой мольберт – вредные. (Предложить охарактеризовать продукты)

Вед: Молодцы, ребята. Все с заданием справились.

Вед: Что- то засиделись наши мамы и папы. Я предлагаю вам поиграть в игру «Сиамские близнецы» (Два участника встают друг к другу спиной и крепко сцепляются руками. Бегут они боком. Спины игроков должны быть плотно прижаты друг к другу)

Вед: Все ребята смелые,

Ловкие, умелые!

Всем здоровья от души!

Вот я вам дарю шары!

Вед: Молодцы! Я вижу на ваших лицах улыбку! Это очень хорошо! Ведь радостное и хорошее настроение помогает нашему здоровью! А ещё вырасти здоровыми, нам помогает правильное питание, занятие спортом, соблюдение режима дня. Я всем желаю здоровья.

Вед: А теперь выходите все . Дети с родителями  танцуют флешмоб по показу  под музыку «Недетское время»

Ну а теперь нам пора в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «НЕДЕЛЯ ЗДОРОВЬЯ»

« ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ  ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ  ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ (ФГТ)»...

Педагогический проект "Неделя здоровья"

Педагогический проект "Неделя здоровья" состоит из 5 этапов, направленнных содействовать осознанию детьми сущности здоровья, здорового образа жизни и здравотворчества. На первом этапе ставятся цели и ...

Педагогический проект "Неделя здоровья"

Проект посвящен развитию у детей представления о правильном питании. Проект разработан для детей второй младшей группы...

Педагогический проект "Неделя здоровья"

Основным содержанием проекта является формирование у воспитанника осознанного, правильного отношения к своему здоровью. Проект предполагает создание особой модели сотрудничества ребенка, педагог...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Недели здоровья «С физкультурой дружить- здоровым быть» 13 — 17 января 2020 г. (подготовительные, старшие группы)

Одним из средств, эффективно способствующих формированию здоровья дошкольников и выработке правильных привычек, является специально-организованная досуговая деятельность, которая предполагает объедине...

Краткосрочный педагогический проект «Неделя здоровья»

В нашем саду с 8 по 12 апреля проходила неделя здоровья. Дети с огромным удовольствием принимали активное участие в запланированных мероприятиях. Каждый день имел свою тему. День правильного питания, ...