Консультация «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей с ОВЗ в условиях ДОУ»
консультация на тему

Даны рекомендации по формированию ЗОЖ у детей с ОВЗ.Представленыв материалы ,которые прооводятся в ДОУ по  воспитанию здорового образа жизни у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zozh2_-_kopiya.docx48.73 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей с ОВЗ в условиях ДОУ»

Есть одна легенда: давным-давно на горе Олимп жили – были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать, каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И решили они спрятать главное, что есть у человека, его здоровье. Стали думать, решать, куда бы его спрятать? В синее море, за высокие горы. Но один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!

Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ), сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения в последние годы является особенно актуальной. Учеными доказано, что здоровье человека только на 7-8% зависит от здравоохранения и, более чем наполовину, от образа жизни. Сегодня установлено, что 40% заболеваний взрослых берут свое начало с дошкольного возраста. 

Здоровье – это большой дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здоровье потерять очень легко, вернуть же его очень трудно.

Проблема формирования у детей представлений о здоровом образе жизни рассматривается на государственном уровне в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и, особенно, детей дошкольного и школьного возраста. Несомненно, проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей, каким образом способствовать формированию физической культуры ребёнка, как привить навыки здорового образа жизни, когда это начинать? Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Поэтому очень важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях культурой и спортом, т. е. воспитать у дошкольников культуру здоровья.

Понятие «здоровье» «Большая советская энциклопедия» раскрывает как естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений. Здоровье человека определяется комплексом биологических (наследственных и приобретённых) и социальных факторов. Формировать основы культуры здоровья необходимо начинать с раннего возраста. Ведь именно дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья.

Особую группу с риском ухудшения здоровья составляют дошкольники с ОВЗ, многие из которых посещают наше дошкольное учреждение

 Развитие таких детей происходит на фоне уже выявленных расстройств здоровья и заболеваний.  Детям  с  ограниченными  возможностями  здоровья свойственно:  отставание в развитии общей и, особенно, мелкой моторики;  нарушение техники движений и двигательных качеств (быстрота, ловкость, сила, точность, координация). Выявляются недостатки психомоторики;  отставание формирования навыков самообслуживания, технических навыков в изобразительной деятельности, лепке, аппликации, конструировании. Грубых двигательных расстройств у детей с ОВЗ нет, однако уровень физического и моторного развития ниже, чем у нормально развивающихся сверстников.

Для таких детей характерны: рассеянность внимания, дети часто действуют импульсивно, наблюдаться инертность,  отсутствует произвольная регуляция деятельности и поведения. Сенсорное развитие, развитие памяти и восприятия также отличается качественным своеобразием.

Учитывая всё вышесказанное, необходимо строить работу таким образом, чтобы происходило слияние оздоровительной и образовательной деятельности. Это, в конечном итоге, будет способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.

 Для  детей с ОВЗ навыки заботы о своем здоровье являются особенно важными.Формирование у них когнитивных и поведенческих представлений о здоровом образе жизни (ЗОЖ) будет способствовать адаптации к условиям окружающей среды, поддержанию и укреплению здоровья, а также решению многих социальных вопросов, среди которых снижение заболеваемости, возможность самореализации, подготовка к социализации и интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.

 С каждым годом в наше дошкольное учреждение поступает все больше детей с различными отклонениями в развитии и детей инвалидов.

  Именно эти дошкольники нуждаются в специально организованных условиях обучения и воспитания. Необходимо погружение ребёнка в особо организованную жизненную среду, формирующую привычки здорового образа жизни без их декларирования взрослыми.

Детям так же, как и взрослым,

Хочется быть здоровыми и сильными,

но они не знают, что для этого надо делать.

Объясним им, и они будут беречься.

Януш Корчак

Важным  факторам  сохранения  психического здоровья  является  благополучная психологическая обстановка   в семье и в ДОУ.Отношения в семье являются основой психологического состояния ребенка: именно от них зависит, насколько ребенок уверен в своих силах, насколько он весел и любознателен, насколько открыт общению и готов к настоящей дружбе. Если ребенок знает, что дома его ждут любящие родители, которым можно поверить все свои тревоги и неудачи, от которых он получит новый заряд любви и тепла, ему по силам будет перенести многие неприятности и невзгоды.

Что же мы можем предложить детям в детском саду, используя наши возможности, создав определённые условия.

В нашем дошкольном учреждении создан психологически комфортный микроклимат: педагогами обеспечивается положительная эмоциональная мотивация воспитанников во всех видах детской деятельности; личностно-ориентированный стиль взаимодействия педагогов, специалистов с детьми на основе сотрудничества, уважения личности ребенка; созданы  уголки уединения.

Для формирования здорового образа жизни рекомендую проводить психологические минутки во вех возрастных группах.

Для создания теплой дружеской атмосферы в группе детей можно использовать психологические речевые настройки. Основная их цель — формирование позитивного настроя, доброжелательного отношения детей друг к другу и к педагогу. Лучше всего проводить речевые настройки после утреннего приема детей. Педагогис детьми встают в круг и держатся за руки. Педагог, обращаясь кдетям, говорит, что он очень рад видеть всех и сегодняшний день принесет им много интересной и т.д. Слова могут быть различными, но суть должна остаться той же: они должны показывать детям, что их рады видеть, настраивать на доброжелательные отношения с взрослым и сверстниками.

Релаксация снимает психоэмоциональное напряжение детей, психическое и физическое утомление и проводится следующим образом. Дети ложатся на коврики на спину, руки вытягивают вдоль туловища, ноги выпрямляют, слегка раздвигают. Педагог (психолог) включает музыку и проговаривает текст, способствующий более глубокому и активному расслаблению детей. В тексте даются различные позитивные установки: «Вам хорошо спокойно, тепло, приятно. Когда вы встанете, вы будете здоровы, веселы, полны сил и т.д.» .На начальном этапе для детей с повышенным мышечным тонусом необходим тактильный контакт (прикосновения, поглаживания, сгибание и разгибание рук в локтевом и ног в коленном суставах; повторить 4—6 раз).

Возможна дополнительная мотивационная поддержка. Например, педагог(психолог) говорит, что медвежонок посмотрит, как они будут отдыхать, подойдет и погладит тех, кто будет делать это правильно; («медвежонок» должен обязательно подойти ко всем детям). По окончании релаксации дети медленно садятся, затем встают и выполняют 3—4 упражнения с соблюдением ритма дыхания. Например: руки поднимают ладонями вверх — вдох, наклоняют туловище вперед, опускают руки — выдох. Продолжительность релаксации — от 2 до 7 минут.

У детей первой и второй младших групп релаксация — это импровизированный сон с какой-либо игрушкой. К детям в гости приходит зайка, мишка или любой другой персонаж, играет или говорит с детьми и предлагает им немного отдохнуть. Дети ложатся на коврики на спину, звучит колыбельная. Педагог говорит детям, что они не должны вставать, пока играет музыка и спит мишка, а то они его разбудят. Педагог подходит поочередно к детям, гладит мишку, ребенка и говорит, например: «Мишка спит и Маша спит». После «сна» выполняется спокойный подъем и 2—3 упражнения на дыхание: «Подуйте на мишку, а то ему стало жарко во сне». Мишка прощается и уходит. Продолжительность релаксации — от 1 до 3 минут.

Время для релаксации в течение дня определяет педагог. Ее можно проводить перед завтраком, перед занятиями, в перерыве или после занятий, после дневной прогулки, перед сном, перед вечерней прогулкой и др.

Цель саморегуляции — снять физическое и психическое напряжение, способствовать формированию у детей навыка саморегуляции, умению осознавать и контролировать свои эмоции и действия. Детям в игровой форме предлагается выполнить упражнение. Старшим детям можно сказать, что необходимо научиться управлять собой. Дети располагаются произвольно (стоя, сидя) в зависимости от упражнения. Педагог дает название упражнению, рассказывает и показывает, как оно выполняется. Дети выполняют. Если упражнение знакомое и отработанное, то достаточно только назвать его. Продолжительность выполнения — 1— 2 минуты. В режиме дня это может быть время занятия (вместо физкультминутки) или любой другой момент, когда необходимо собрать детей, организовать их на какой-либо вид деятельности. Саморегуляция может проводиться индивидуально или с подгруппой детей, психическое и эмоциональное состояние которых этого требует.

В младшем дошкольном возрасте упражнения на саморегуляцию включают работу с кистями рук: сжимание и разжимание кулака, хлопки, встряхивания и т.д. В среднем и старшем возрасте в таких упражнениях задействуются все группы мышц.

Психологические игры способствуют объединению детей в группе, снимают конфликтность, воспитывают умение понимать чувства других людей и реагировать на них, корректировать нарушения поведения детей, формировать положительный психологический микроклимат в группе. Психологическими можно назвать любые игры, в которых решаются задачи социализации, психоэмоционального развития, сплочения коллектива детей.

Педагог организует и проводит психологические игры в удобное для детей время. Это могут быть утренние часы, время прогулки, вторая половина дня и любой другой момент. Продолжительность игры зависит от ее цели, содержания, возраста детей и их эмоциональной включенности (5—20 минут).

Речевые настройки

♦ Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас в нашем детском саду. Сегодня нас ждут волшебные  сказки, увлекательные игры и еще много чего интересного. Я хочу, чтобы у вас все получалось, и целый день было хорошее настроение.

♦ Я рада видеть вас в детском саду, в нашей группе! Этот день мы проведем вместе. Пусть он принесет радость. Давайте постараемся радовать друг друга.

♦ Я рада видеть всех деток нашей группы здоровыми, веселыми, в хорошем настроении. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранилось до  самого вечера. А для этого мы должны чаще улыбаться, не обижать и не обижаться, не драться. Будем радоваться друг другу.

♦ Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и чисто. А весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка — это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому сегодня мы с вами будем чаще улыбаться друг другу.

Тексты для релаксации

Все релаксации проводятся под спокойную, расслабляющую музыку. Дети ложатся на коврики ни спину, руки вытягивают вдоль туловища, ноги выпрямляют, слегка раздвигают.

Порхание бабочки

Взрослый. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу. Приятный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движениями ее крыльев. Они легки и грациозны. Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он бабочка, что у него яркие красивые и большие крылья. Почувствуйте, как ваши крылья плавно и медленно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе.А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на пахучую серединку цветка. Вдохните еще раз его аромат... и откройте глаза. Расскажите о своих ощущениях.

Полет высоко в небе

Взрослый. Лягте удобно, закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы находитесь на ароматном летнем лугу. Над вами теплое летнее солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя абсолютно счастливыми и спокойными. Высоко в небе вы видите птицу, парящую в воздухе. Это большой орел с гладкими и блестящими перьями.Птица свободно парит в небе, крылья ее распростерты в стороны. Время от времени она медленно взмахивает крыльями. Вы слышите звук крыльев, энергично рассекающих воздух.Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он птица. Представьте, что вы медленно парите, плывете в воздухе, а ваши крылья распростерты в стороны, они рассекают воздух. Наслаждайтесь свободой и прекрасным ощущением полета.А теперь, медленно взмахивая крыльями, приближайтесь к земле.Вот вы уже на земле. Откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полета, которое сохранится на целый день.

Саморегуляция.

Для детей с 2 лет

Комарик

Взрослый.   - Представьте, что вы поймали комарика — спрячьте его в кулачке. Нужно сжать кулачок очень сильно, а то комарик улетит .Через несколько секунд педагог предлагает детям отпустить комара. Дети разжимают кулачок и дуют на ладошки: «Лети, комарик!» Повторить 2—3 раза.Так можно играть с воображаемой бабочкой, мухой, жуком, листочком, снежинкой и др.

Карандаши

Взрослый.  --Пальчики — это карандаши и их надо убрать в коробку — сжать кулачок. Сжима надо сильно, а то карандаши упадут. Через несколько секунд педагог предлагает достать карандаши — разжать кулачок. Дети шевелят пальчиками: «Вот какие карандаши!». Повторить 2—3 раза.

Для детей с 4 лет

Заряд бодрости

Взрослый. -Сядь свободно. Вытяни вперед руки и приготовь два пальчика: большой и указательный. Возьмись ими за самые кончики ушей — один сверху, другой снизу ушка. Помассируй ушки, приговаривая: «Ушки, ушки слышат все!» (по 10 раз в одну и другую стороны). А теперь опусти руки, стряхни ладошки.

Приготовь указательный палец, вытяни руку и поставь его между бровей над носом. Помассируй эту точку столько же раз со словами: «Просыпайся, третий глаз!» Стряхни ладошки.

Собери пальцы руки в горстку, найди внизу шеи ямку, положи туда руку и со словами: «Я дышу, дышу, дышу!» — помассируй ямку по 10 раз в одну и другую стороны. Молодец! Ты видишь, слышишь, чувствуешь!

Предостережение: взрослый следит за силой и правильностью нахождения точек нажима на них.

Спаси птенца

Взрослый.  -Представь, что у тебя в руках маленький беспомощный птенец. Вытяни руки ладонями вверх. Согрей его, медленно, по одному пальчику сложи ладони, спрячь в них птенца, подыши на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложи ладони к своей груди, отдай птенцу доброту своего сердца и дыхания.А теперь раскрой ладони и ты увидишь, что птенец радостно взлетел. Улыбнись ему, не грусти — он еще прилетит к тебе!

Солнечный зайчик

Взрослый. - Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживай аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот — погладь его и там. Он не озорник — он любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним.

Для детей с 5 лет

Возьмите себя в руки

Взрослый. - Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди — это поза выдержанного человека.

Замри

Взрослый. Если ты расшалился и тобой недовольны, скажи себе мысленно: «Замри!» Посмотри вокруг, что делают другие, найди себе интересное занятие, подойди к кому-нибудь и попроси поиграть с тобой. Кто-то обязательно согласится, и тебе будет интересно.

Шалтай-Болтай, снеговик и др.

Психологические игры

Для детей с 2 лет

Ребята

Взрослый читает рифмованный текст, дети делают соответствующие движения и выполняют его указания.

В нашей группе, в нашей группе

Много маленьких ребят.

Дети ритмично хлопают в ладоши.

Все на стульчиках сидят.

А у нас есть ...

Взрослый показывает на одного ребенка, остальные дети называют его имя.

Солнышко и дождик

Взрослый держит большой зонт и говорит детям, что под ним они будут прятаться от дождя. По команде «Солнышко!» дети гуляют вокруг педагога. Услышав слово «дождик», они подбегают и прячутся под зонтом.

Взрослый отмечает, все ли спрятались, не остался ли кто под дождем, и называет каждого по имени, поглаживая по голове или плечу.

Для детей с 3 лет

Самолеты

Дети сидят на корточках на значительном расстоянии друг от друга — «самолеты на аэродроме».

Взрослый говорит: «Самолеты загудели, загудели, поднялись и полетели». Дети гудят вначале тихо, потом все громче, поднимаются и начинают бегать по залу, разведя руки в стороны.

Взрослый говорит: «Полетели, полетели и сели». Дети садятся на корточки и ждут команды педагога.

Игра повторяется несколько раз. В конце игры «самолеты прилетают к морю» — дети садятся на стульчики или ложатся на ковер так, чтобы друг другу не мешать.

Для детей с 4 лет

Доброе животное

Участники встают в круг берутся за руки. Взрослый говорит: «Мы одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию и дыханию своих соседей.

Взрослый говорит: «А теперь подышим вместе!» Вдох — все делают 2 шага вперед, выдох — 2 шага назад. Взрослый объясняет «Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

Для детей с 5 лет

Найди друга

Упражнение выполняется двумя группами детей или родителями и детьми. Одной половине участников завязывают глаза, дают возможность походить по помещению и предлагают найти и узнать друг друга. Узнать можно, ощупывая волосы, одежду, руки. Когда «друг» найден, игроки меняются ролями.

Дотронься до...

Все играющие одеты по-разному. Взрослый выкрикивает: «Дотронься до... синего!» Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета.Цвета периодически меняются. Кто не успел — становится ведущим.

Для детей с 6 лет

Подарки

Дети стоят в кругу. Взрослый говорит, что каждый может подарить и получить «подарок». Со словами: «Я хочу подарить тебе сегодня...» он обращается к рядом сидящему и описывает то, что он хочет подарить (настроение, прикосновение, цветок, стихотворение, песенку и т.д.). Чем необычнее будет «подарок», тем лучше. Принимающий благодарит и дарит свой «подарок» следующему по кругу. Взрослый следит, чтобы все получили «подарки».

Развитие ребенка тесно взаимосвязано с получаемыми им эмоциями, ощущением психологического комфорта. Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Они влияют на познавательные процессы, поведение, особенности восприятия окружающего мира.

Отрицательные эмоции оставляют неприятные ощущения и, накапливаясь, могут стать причиной психосоматических болезней, но эмоциональные напряжения даже самые сильные, не будет настолько опасным для ребенка, если оно завершается расслаблением, отдыхом и положительными эмоциями, которые он получает в сенсорной комнате.

- Ежедневно в своей работе с детьми нужно использовать такую форму, как пальчиковые игры, что является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Это пальчиковые игры без предметов в свободное время, на прогулках, на занятиях в утренний отрезок времени

 В играх  можно  использовать упражнения с предметами: прищепками, пробками, счётными палочками, пуговицами, мячами-ёжиками, платочками.

- Для укрепления зрения необходимо  проводить зрительные паузы, в любое время дня дети закрывают глаза и открывают, можно веки прижать пальчиком.

Зрительная гимнастика – даёт возможность глазу справиться со значительной зрительной нагрузкой. Гимнастикой необходимо пользоваться на занятиях рисования, рассматривания картин, при длительном наблюдении.

Тренировочные упражнения для глаз можно проводить несколько раз в день, в зависимости от деятельности, вызывающей напряжение.

Зрительные ориентиры (пятна) – снимают утомление глаз и повышают двигательную активность в течение дня.

Оранжевый, жёлтый – соответствуют положительному рабочему настроению. Это тепло, оптимизм, радость.

Синий, голубой, зелёный – действует успокаивающе. Это общение, надежда, вдохновение.

Красный – стимулирует детей в работе. Это сила внимания.

Все эти средства способствуют развитию психологической комфортности детей, которая обеспечивает их эмоциональное благополучие, снимает напряжение во время занятий, игр.

- Детям нравятся эмоциональные разминки (похохочем; покричим так, чтобы стены задрожали; как будто кричит огромный, неведомый зверь и т.д.). Их называют  «минутки шалости».

- Чаще можно  использовать противоположные упражнения - «минутки покоя»: посидим молча с закрытыми глазами, посидим и полюбуемся на горящую свечу, ляжем на спину и расслабимся, будто мы тряпичные куклы, помечтаем под прекрасную музыку.

- Для приобщения детей к здоровому образу жизни я  провожу с детьми  «Гимнастику маленьких волшебников». Дети здесь играют, лепят, мнут, разглаживают своё тело, видя в нём предмет заботы, ласки, любви. Делая массаж живота, шеи, головы, рук, ушных раковин и т.д.,  ребёнок воздействует на весь организм в целом. У него полная уверенность в том, что он действительно творит что – то прекрасное, всё это развивает у ребёнка позитивное ценностное отношение к собственному телу. Эту гимнастику дети  могут выполнять  в любое свободное время от занятий.

- В течение дня можно найти минутку, чтобы доставить детям удовольствие, выполняя следующие упражнения: потянуться как кошка, поваляться как неваляшка, позевать, открывая рот до ушей, поползать как змея без помощи рук. Это очень важно для развития и укрепления опорно-мышечной системы ребёнка.

- Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Мелодия действует особенно эффективно для гиперактивных  детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребёнка. Мелодии используют на непосредственно организованной деятельности, перед сном и во время сна.

 Темная сенсорная комната – это волшебная сказка, в которой все журчит, звучит, переливается, манит, помогает забыть страхи, успокаивает. Специальное оборудование, установленное в сенсорной комнате, воздействует на все органы чувств человека. Лежа в сухом бассейне или на мягких пуфиках, в волнах медленно плывущего света, слушая успокаивающую музыку, вдыхая ароматы лечебных трав, ребенок сам становится героем сказки. Ощущение полной безопасности, комфорта, загадочности наилучшим образом способствует установлению спокойных, доверительных отношений между ним и специалистом.

«Темная сенсорная комната» — это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами. Они воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания.

В сенсорной комнате повышается эффективность работы с детьми, имеющими нарушения поведения, подвергшимися насилию травмированными воспитывающимися в среде гиперопеки. Вследствие перечисленных причин у детей часто возникают склонность к разрушительным действиям, агрессивность, резкие и немотивированные колебания настроения, чрезмерная робость, застенчивость, ранимость или повышенная обидчивость.

Особенность сенсорной комнаты - «волшебность» и сказочность предметов, света и звуков, ощущений и ароматов, что создает комфортную обстановку и вызывает положительные эмоционально-моторные реакции у ребенка, доставляет ему удовольствия, а также дает возможность быстро установить доверительный контакт с ним. Спокойная цветовая гамма обстановки, мягкий свет, тихая нежная музыка- все это создает ощущение покоя, умиротворения

Сенсорная комната является мощным инструментом для расширения мировоззрения  ребенка, его сенсорного познавательного развития. Пребывание в ней способствует нормализации психического и эмоционального состояния дошкольника, снижению беспокойства и агрессивности, снятию нервного возбуждения и  тревожности, а также активизации мозговой деятельности.

Задачи: профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок; создание положительного эмоционального состояния; облегчение состояния тревожности, нормализация нервного возбуждения; формирование адекватной самооценки, преодоление застенчивости и агрессии; развитие позитивного общения ,  оригинальности мышления.

Направления работы: релаксационные тренинги для детей и взрослых, которые уменьшают тревожное состояние, снижают агрессию, обучают саморегуляции; познавательные занятия; непосредственно общение, которое имеет огромное значение для общего психологического развития человека, развития его самооценки и становления как личности..

Методы работы: Цветотерапия , музыкотерапия, сказкотерапия,  релаксация, мышечная релаксация, саморегуляция.

Для детей на занятиях, для избежания  однообразия , вводятся сказочные сюжеты, где использование какого-нибудь тренажёра будет частью сказки. Перед входом в комнату детям  рассказывается о том, что они сейчас попадут в волшебную комнату, а чтобы волшебство не исчезло, нужно выполнять задания.

Сказкотерапия.  «В гостях у слоненка»,«Черепашки»,  « Камень и путник».

Мышечная релаксация.

«Волшебный сон».

Звучит спокойная приятная релаксационная музыка . Слова психолога: «Устраивайся поудобней. Закрой глаза. Дыши ровно и спокойно. Дадим нашим рукам и ногам отдохнуть, вытянем и расслабим их. Прислушайся к своему дыханию. Дыхание ровное и спокойное. Ровное и спокойное. Позволь своему телу расслабиться и отдохнуть. Послушай, что я хочу тебе рассказать… Я знаю, ты сегодня устал. Предлагаю тебе немного отдохнуть. Вокруг все тихо и спокойно, тихо и спокойно. Ты дышишь легко и свободно, легко и свободно. Удобная поза дает ощущение приятного покоя и отдыха. Ты погружаешься в волшебный сон. Реснички опускаются, глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем, (2 раза)

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Наши ручки отдыхают…

Ножки тоже отдыхают, отдыхают, засыпают (2 раза)

Шея не напряжена и расслаблена…

Губы чуть приоткрываются.

Все чудесно расслабляется (2 раза)

Дышится легко, ровно, глубоко.

Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.

Хорошо нам отдыхать

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем и повыше поднимаем.

Потянуться! Улыбнуться! Всем открыть глаза и встать!».

«Золотая рыбка»

Используемое оборудование: воздушно-пузырьковая колонна с рыбками.

Цель: зарядка положительными эмоциями; стимуляция зрительных анализаторов; развитие цветового восприятия релаксационный эффект.

 Ребенка просят выбрать понравившуюся рыбку и наблюдать за подъемом и спусканием рыбки в колонне. Педагог создает соревновательный момент среди движущихся рыбок, ребенку предлагается «поддерживать» рыбку словами, «болеть» за нее.

 «Скажи, куда поплыла эта красная рыбка?» Ребенок определяет расположение рыбок (верх - низ).

Сухой бассейн — угловой бассейн с мягкими стенками, наполненный пластмассовыми разноцветными шариками. Бассейн может использоваться как для релаксации, так и для активных игр. Лежа в бассейне, человек может принять ту индивидуальную позу, которая соответствует состоянию мышечного тонуса его туловища и конечностей, и расслабиться. При этом постоянный контакт поверхности тела с шариками, наполняющими бассейн, дает возможность лучше почувствовать свое тело и создает мягкий массажный эффект, обеспечивая глубокую мышечную релаксацию. Кроме того постоянное изменение положения тела в бассейне способствует развитию вестибулярного аппарата. А  также, подобные занятия улучшают зрительно-моторную координацию ребенка, чувствительность кончиков пальцев, а это дает возможность освоения новых ощущений  малышу.

Пучок фиброоптических волокон с боковым свечением «Звездный дождь. Изменяющиеся цвета привлекают внимание и обладают успокаивающим эффектом. Толстые мягкие волокна абсолютно безопасны: их можно перебирать, держать, обматывать вокруг рук, тела, лежать на них. Играя с волокнами, трогая их, ребенок приобретает новый опыт. Чрезвычайно эффективен для занятий с детьми.

Настенное интерактивное панно «Бесконечность» способствует релаксации.

Цель: активизация зрительного восприятия; формирование восприятия цвета, концентрации внимания, совершенствование ориентировки в пространстве (вниз и верх). Так же способствует развитию произвольности, эмоционально-волевому поведению.

«Тропинка»

Цель: снятие мышечного напряжения, развитие тактильного восприятия, координации движений, умение выражать словами свои ощущения.

Ребенку предлагается пройти по селедочкам , сохраняя равновесие .

«Ручками, ножками».

Цель: снятие мышечного напряжения, развитие тактильного восприятия, координации движений.

Ребенку предлагается пройти по тропинке, следя сначала за тем, чтобы каждая рука побывала на каждой части тропы, затем за каждой но-

гой, и за руками и ногами вместе. Желательно, чтобы ребенок в итоге смог пройти тропинку, руками и ногами наступив на каждую часть тропы.

Волшебный шар.

Является ресурсным обеспечением. Можно загадать желание и надеяться на его исполнение.Помогает расслабиться, оказывает зрительную стимуляцию, развивает фантазию.

Снятие  мышечного   напряжения . Отработка гнева.

Панно «Лето у моря»— пейзаж в раме (картина) со световыми эффектами. При включении в сеть рассматривание пейзажа создает эффект «реальности». Концентрация внимания на изображении, слушание звуков природы (на аудиодисках) способствуют развитию аудио и визуальных представлений, успокаивают и оказывают на детей и взрослых релаксирующее воздействие.

 Интерактивная доска – универсальный инструмент, позволяющий сделать занятие с детьми дошкольного возраста более интересными, наглядными и увлекательными.

-С помощью интерактивного оборудования  в несколько раз снижается психологический барьер, который очень часто может возникать между ребенком и педагогом или между несколькими детьми.

Есть возможность быстрее найти индивидуальный подход к каждому ребенку, стимулировать самообразование.

Материал воспринимается в несколько раз лучше, благодаря использованию комбинации разных форм передачи информации. Ребенок одновременно может получать информацию визуально, а также тактильным и звуковым методом.

Материал для работы с интерактивным оборудованием  я подбираю в соответствии с возрастом и возможностями детей .

Одним из таких технологий представляет совершенно новый, уникальный развивающе-коррекционный комплекс с биоуправлением «Тимокко».   Данный комплекс может эффективно применяться с целью развития двигательной активности и когнитивных функций у детей со склонностью к гиперактивности, при недостатках функции внимания, при ДЦП для развития направленных мануальных действий, в реабилитационной работе при посттравматических нарушениях движения и координации.

Все это позволяют нам постепенно стабилизировать здоровье детей, снизить заболеваемость, приобщить к здоровому образу жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические условия формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста

Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье - это состояние п...

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей в условиях детского сада.

Вопросы сохранения и укрепления здоровья дошкольников на сегодняшний день являются приоритетными при решении задач развития и воспитания детей в ДОУ. Их решение требует совместного участия педаг...

Консультация для педагогов. " ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА."

Одним  из важнейших  условий  воспитания  здорового поколения является  культура  здоровья  человека,  привитая  с  раннего детства. В современных...

Консультация для воспитателей «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста»

Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решения следующих задач:• сохранение и...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Старшие дошкольники обладают особым потенциалом и являются наиболее перспективной возрастной категорией для формирования представлений о здоровом образе жизни. Ведь именно в дошкольном возрасте осущес...

Консультация для воспитателей «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей«Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста»...

Семинар «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей с ОВЗ в условиях ДОУ»

Педагоги познакомятся с сиситемой работы в ДОУ по формированию представлений о ЗОЖ у детей с ОВЗ...