Семинар «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей с ОВЗ в условиях ДОУ»
консультация

Старченко Светлана Михайловна

Педагоги познакомятся с сиситемой работы в ДОУ по формированию представлений о ЗОЖ у детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx29.34 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар

«Формирование представлений о здоровом

образе жизни у детей с ОВЗ в условиях ДОУ»

        Есть одна легенда: давным-давно на горе Олимп жили – были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать, каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И решили они спрятать главное, что есть у человека, его здоровье. Стали думать, решать, куда бы его спрятать? В синее море, за высокие горы. Но один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!

        Здоровье – это большой дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здоровье потерять очень легко, вернуть же его очень трудно.        

        Проблема раннего формирования культуры здоровья до сих пор актуальна, своевременна и достаточно сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей, каким образом способствовать формированию представлений о ЗОЖ, как привить навыки здорового образа жизни, когда это начинать?

        Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Поэтому очень важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях культурой и спортом, т. е. воспитать у дошкольников культуру здоровья.

        Особую группу с риском ухудшения здоровья составляют дошкольники с ОВЗ, многие из которых посещают наше дошкольное учреждение

        Развитие таких детей происходит на фоне уже выявленных расстройств здоровья и заболеваний. Детям с ограниченными возможностями здоровья свойственно:

-отставание в развитии общей и, особенно, мелкой моторики;

-нарушение техники движений и двигательных качеств (быстрота, ловкость, сила, точность, координация).

-выявляются недостатки психомоторики;

-отставание формирования навыков самообслуживания;

-технических навыков в изобразительной деятельности, лепке, аппликации, конструировании.

        Учитывая всё вышесказанное, необходимо строить работу таким образом, чтобы происходило слияние оздоровительной и образовательной деятельности. Это, в конечном итоге, будет способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию представлений о здоровом образе жизни.

         Но нельзя забывать - для того, чтобы эта работа стала инструментом оздоровления, она должна приносить удовлетворение. Алгоритм формирования потребности здорового образа жизни для ребёнка таков: от удовольствия - к привычке, от привычки - к потребности. В любых оздоровительных практиках нельзя идти через принуждение, иначе получим обратный результат. Надо, что бы ребенок захотел это сделать, глядя на увлеченность, радость и удовольствие других детей и воспитателя. Поэтому так важно, что бы среди детей как можно чаще звучал смех. Радостное состояние - естественное состояние здорового ребенка.

        Что же мы можем предложить детям в детском саду, используя наши возможности, создав определённые условия для формирования представлений о здоровом образе жизни.

1. Создать психологически комфортный микроклимат:

-созданы уголки уединения;

-педагогами обеспечивается положительная эмоциональная мотивация воспитанников во всех видах детской деятельности;

-личностно-ориентированный стиль взаимодействия педагогов, специалистов с детьми на основе сотрудничества, уважения личности ребенка;

2. Использовать психологические речевые настройки (утренний, вечерний круг).

Основная их цель - формирование позитивного настроя, доброжелательного отношения детей друг к другу и к педагогу. Лучше всего проводить речевые настройки после утреннего приема детей. Педагоги с детьми встают в круг, держатся за руки. Затем педагог, обращаясь к детям, говорит, что он очень рад видеть всех и сегодняшний день принесет им много интересного и т.д. Слова могут быть различными, но суть должна остаться той же: они должны показывать детям, что их рады видеть, настраивать на доброжелательные отношения со взрослым и сверстниками на весь день. В коррекционных группах педагог должен использовать для активизации внимания предмет (мяч, мягкая игрушка. кукла и т.п.)

3. Проводить занятия познавательного цикла: (должны способствовать формированию представлений о ЗОЖ)

        Тематика занятий может быть различной: «Строением тела человека», «Где растут витамины?», «Чей нос лучше», «На зарядку становись!», «Я здоровье берегу - быть здоровым я хочу!», «Солнцу, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Для чего нужен дневной сон?» и др. Познавательные занятия могут быть разнообразны по форме: дидактические игры, исследования, игровые познавательные программы и т.п.

4. Проводить чтение художественной литературы.

        В работе по формированию представлений здорового образа жизни нужно широко использовать литературные произведения. Например, стихи для малышей Н. Пикулевой и М. Дружининой, «Мойдодыр» К. Чуковского с иллюстрациями, «Неболейка» И. Соковня, «Румяные щечки» С. Прокофьевой. Художественные образы помогают ребенку осмыслить ценности здорового образа жизни, вызывают живой эмоциональный отклик, желание подражать любимым героям.

5. Для формирования навыков здорового образа жизни проводить психологические и физические минутки, пальчиковые, дыхательные гимнастики:

-релаксация - снимает психоэмоциональное напряжение детей, психическое и физическое утомление.

Дети ложатся на коврики на спину, руки вытягивают вдоль туловища, ноги выпрямляют. Педагог включает музыку и проговаривает текст, способствующий более глубокому и активному расслаблению детей. В тексте даются различные позитивные установки: «Вам хорошо спокойно, тепло, приятно. Когда вы встанете, вы будете здоровы, веселы, полны сил и т.д.». Для детей с повышенным мышечным тонусом необходим тактильный контакт (прикосновения, поглаживания, сгибание и разгибание рук и ног).

-физминутки - эффективных способов предупреждения утомления. Они снимают напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключают внимание с одной деятельности на другую, успокаивают нервную систему и восстанавливают работоспособность детей.

-пальчиковая гимнастика-развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

6. Создать систему работы по физическому воспитанию: (физкультурные занятия, занятия в бассейне, утренние гимнастики)

-методически грамотный подбор форм работы по физическому воспитанию помогает удовлетворить естественную потребность детей в движении;

-способствует своевременному овладению ими двигательными умениями и навыками;

-формирует положительную самооценку;

-оказывает большое влияние на развитие ума;

-воспитывает характер, волю;

-создает определенный духовный настрой;

-пробуждает интерес к самовыражению;

-способствует не только лучшему усвоению знаний и закреплению навыков, но и благотворно влияет на детскую психику.

        Во время занятий физической культурой с дошкольниками важно удовлетворение их естественной потребности в движении и ощущении «мышечной радости».

Каждое физкультурное занятие должно носить интегрированный характер, нести познавательное начало, например с беседы «Зачем нужна зарядка?», «Почему полезно закаляться?» и т.п. Такие физкультурно- познавательные занятия ценны тем, что дети не только накапливают двигательный опыт, но и приобретают представления и навыки здорового образа жизни.         Занятия в бассейне оказывают укрепляющее действие на растущий детский организм. Детское плавание - своеобразный массаж для всего тела.

7. Сухой бассейн - угловой бассейн с мягкими стенками, наполненный пластмассовыми разноцветными шариками. Бассейн может использоваться как для релаксации, так и для активных игр. Лежа в бассейне, ребёнок может принять ту индивидуальную позу, которая соответствует состоянию мышечного тонуса его туловища и конечностей, и расслабиться. При этом постоянный контакт поверхности тела с шариками, наполняющими бассейн, дает возможность лучше почувствовать свое тело и создает мягкий массажный эффект, обеспечивая глубокую мышечную релаксацию.

8. Проводить утренние и вечерние прогулки.

        Прогулки способствуют обеспечению достаточного уровня двигательной активности детей и формированию представлений о ЗОЖ. На прогулках можно провести беседы с детьми «Зачем нужны прогулки на свежем воздухе?», «Почему человек должен заниматься спортом?» и т.п. Подвижные игры на открытом воздухе, индивидуальная работа с детьми по отработке движений способствуют оздоровлению детей, а так же являются эффективным средством закаливания организма.

9. Оформить в группах физкультурные уголки, использовать оборудование на прогулках и в индивидуальной работе.

10. Проводить комплекс закаливающих мероприятий:

-ежедневные оздоровительные прогулки;

-умывание холодной водой из-под крана рук до локтей перед едой и после каждого загрязнения;

-гимнастика после дневного сна;

-хождение босиком после сна по «дорожке здоровья»;

-обливание ног контрастной водой;

-хождение босиком по соляным дорожкам;

-воздушные ванны до и после сна, во время утренней гимнастики, на занятиях по физической культуре, в бассейне.

11. Формировать привычку здорового образа жизни у детей используя «оздоровительный сон».

В коррекционных группа «оздоровительный сон» проходит с использованием утяжелённых одеял.         Под утяжелённым одеялом ребёнок чувствует себя как в объятиях мамы, увеличивает поступление в мозг информации от рецепторов прикосновения и давления, которые находятся на поверхности и внутри тела.

        Дошкольное учреждение – это первая ступень образования. Именно здесь закладываются основы здорового образа жизни. Но важным факторам сохранения и укрепления психического и физического здоровья детей является благополучная, здоровая, активная жизнь и обстановка в семье. Для этого педагог должен вести просветительскую работу с родителями воспитанников через беседы, консультации, мастер-классы, организовывать совместные физкультурные мероприятия и праздники «Папа, мама, я – спортивная семья», «Лыжня для всех» и т.п.

        Для того чтобы быть настоящим пропагандистом идей здорового образа жизни, детский сад в своей деятельности должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей и охотно пойдут с нами на контакт.

        Организованная таким образом здоровьесберегающая среда, созданные условия в ДОУ и проводимая работа всеми сотрудниками учреждения способствует формированию у детей представлений и навыков здорового образа жизни, выработке разумного отношения к своему организму, и здоровью.

Януш Корчак -врач, педагог, писатель

Детям так же, как и взрослым,

хочется быть здоровыми и сильными,

но они не знают, что для этого надо делать.

Объясним им, и они будут беречься.

Литература

1.        Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Вераксы Н.Е, Комаровой И.С., Васильевой М.А.; М. «Мозаика-Синтез» 2010 г.

2.        Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.

3.        Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. – М., 1993.

4.        Беззубцева Г.Г., Ермолина А.М. В дружбе со спортом. – М.: Гном и Д, 2003.

5.        Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей: Пособие для воспитателей д./с.,- М., «Просвещение»,1986.

6.        Доскин В.А. Растем здоровыми. – М.: Просвещение, 2002.

7.        Мартынов С.В. Здоровье ребенка в ваших руках. – М., 1991.

8.        Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка. – М.: Просвещение,1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста

Одним из важнейших условий воспитания здорового поколения является культура здоровья человека, привитая с детства.             Дошколь...

Педагогические условия формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста

Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье - это состояние п...

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей в условиях детского сада.

Вопросы сохранения и укрепления здоровья дошкольников на сегодняшний день являются приоритетными при решении задач развития и воспитания детей в ДОУ. Их решение требует совместного участия педаг...

Консультация «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей с ОВЗ в условиях ДОУ»

Даны рекомендации по формированию ЗОЖ у детей с ОВЗ.Представленыв материалы ,которые прооводятся в ДОУ по  воспитанию здорового образа жизни у детей....

Семинар - практикум на тему: Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это сензитивный период формирования физического и психического здоровья. В это время интенсивно развиваются внутренние органы, происходит становление функциональных систем о...

Семинар - практикум «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста через пополнение здоровьесберегающей среды ДОУ»

Семинар - практикум «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста через пополнение здоровьесберегающей среды ДОУ»...