Исследование и проектирование деятельности по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
статья (младшая группа) на тему

Котлярова Жанна Валентиновна

Исследование проводилось на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №173», г. Воронежа с детьми второй младшей группы возраста 3-4 лет.

      Изучение сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста осуществлялось с помощью методических рекомендаций и в соответствии с требованиями программ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

Исследование и проектирование деятельности по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

       Исследование проводилось на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №173», г. Воронежа с детьми второй младшей группы возраста 3-4 лет.

      Изучение сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста осуществлялось с помощью методических рекомендаций и в соответствии с требованиями программ.

           

      В программе «Основы безопасности дошкольников» В.А.

Ананьев [1, 7] ставит задачи развития физической активности детей, о том, что их нужно приучать заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих, формировать навыки личной гигиены, дать знания о здоровой пище ориентировать детей на здоровый образ жизни, дать элементарные знания о том, что такое инфекционная болезнь, что нужно делать, чтобы ей не заразиться..

«Радуга» под редакцией Т.Н. Дороновой.

       По рекомендациям данной программы у детей младшего возраста ведется работа над закреплением таких культурно- гигиенических навыков: как умение умываться, пользоваться предметами личной гигиены ( полотенце, расческа, носовой платок) и осмысленному их использованию и соблюдение культурно-гигиенических процедур ( подготовка к еде, ко сну)

«Программы воспитания и обучения в детском саду» под

редакцией М.А.Васильевой.

        Ребенок к 4 годам должен следить за своим внешним видом: уметь правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком, освоить элементарные навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.

        Нами были определены задачи исследования:

1. Изучить условия воспитания культурно-гигиенических навыков у детей второй младшей группы.

2. Определить сформированность культурно-гигиенических навыков у детей второй младшей группы.

3. Разработать мероприятия по формированию культурно-гигиенических навыков и привычек у детей младшего дошкольного возраста

4. Определить эффективность разработанных мероприятий

      Выявление уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

     Цель эксперимента: изучить объем и уровень сформированности навыков и умений и определить условия воспитания культурно-гигиенических навыков у детей второй младшей группы.

       Сформированность культурно-гигиенических навыков у детей экспериментальной группы

     Примечание.

Навыки мытья рук и личной гигиены включают умение:

-Мыть лицо, руки

-Закатать рукава;

- Взять мыло, намыливать до появления пены и смыть мыло;

- Сухо вытереть руки, аккуратно весить полотенце в свою ячейку;

-Пользоваться расческой; -Пользоваться носовым платком.

Навыки опрятной еды включают умение :

-Правильное пользование столовой и чайной ложками, салфеткой;

-Не крошить хлеб;

- Пережевывать пищу с закрытым ртом;

- Не разговаривать с полным ртом;

-Тихо выходить по окончании еды из-за стола;

- Благодарить

Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке включают умение:

-Расстегнуть пуговицы, замок;

-Снять платье (рубашку, шорты);

-Аккуратно повесить;

-Снять обувь;

-Надеть в обратной последовательности.

Если ребенок правильно выполнял все действия входящие в навык, то за:

правильно выполненное действие ребенок получал - «3»

действие выполненное с небольшими неточностями –«2»;

неумение выполнять действие – (1)

Нами была проведена диагностика по выявлению сформированности культурно - гигиенических навыков, у 5 детей, детского сада №173 г. Воронеж.

Диагностика показала, что у большинства детей навыки сформированы (60 %) на среднем уровне, у 40% навыки не сформированы, находятся на начальном уровне.

Проводя наблюдения за детьми по формированию культурно-гигиенических навыков, мы пришли к выводу, что проведение специальной работы с детьми по данному направлению способствует повышению сформированности культурно – гигиенических навыков у детей.

Таким образом, выявленные показатели диагностики предопределили необходимость проведения специальных обучающих занятий

Педагогический проект по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

        Считаем, что в каждом детском саду должны проводиться специальные занятия или мероприятия направленные на формирование культурно- гигиенических навыков и привычек у детей. Заложенные в детстве эти навыки и привычки сохраняются у них на всю оставшуюся жизнь. Поэтому предлагаем проект по формированию культурно-гигиенических навыков у дошкольников.

        Для того чтобы обеспечить эффективное целенаправленное и систематическое воспитание и формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста необходимо эту работу планировать. Планирование осуществляется в соответствии с возрастными особенностями детей. Содержание, методы, приёмы и формы организации детской жизни отбираются в соответствии с задачами реализуемой программы «Программа воспитания детей в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой [10, 48]. Так же в плане нужно предусмотреть постепенное усложнение содержания и методов с учётом их достижений. К тому же план должен быть конкретен и реален. Традиционно формирование культурно-гигиенических навыков у детей осуществляется в процессе всей воспитательно-образовательной работы с детьми: в режимных моментах, в повседневном общении, в играх, на занятиях и.т.д. Формирование культурно - гигиенических навыков требует, чтобы дети овладели этими навыками, соответственно требует их планирование, так как формирование навыков - процесс очень длительный, требующий многократности и последовательности выполнения каких-либо упражнений, действий.

          Мы предлагаем вам примерное планирование работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей во второй младшей группе ДОУ.

Цель: Подобрать комплекс игр, занятий, способствующих формированию навыков личной гигиены у младших дошкольников.

      Задачи:

1.Выделить соответствующие педагогические методы и приёмы для формирования навыков личной гигиены;

2.Подобрать программное и учебно-методическое обеспечение позволяющее достичь поставленной цели;

Принципы:

1. воспитывать личность в процессе деятельности;

2. единство требований со стороны взрослых к воспитаннику и уважение его личности;

3. сочетать педагогическое руководство с развитием инициативы и самостоятельной деятельностью детей;

4. соответствие воспитания возрастным и индивидуальным особенностям детей.

Эффективным методом формирования культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста является игра. Ведь известно, что игра в дошкольном детстве является ведущим видом деятельности и как метод воспитания.

        Содержание игр составляют в основном подлинно жизненные ситуации, поведение окружающих людей и, прежде всего самих воспитанников.

        Комплекс игр, направленных на формирование культурно - гигиенических навыков мытья рук и личной гигиены.

1. Игра «Умывалочка» - цель: научить ребенка умываться (необходимы зеркало и полотенце);

2. Игра «Почистим зубки» - цель: научить ребенка чистить зубы ( необходимы две зубные щетки, стакан с водой, зеркало);

3. Игра «Фонтанчики» - цель: научить ребенка полоскать рот ( необходим стакан);

4. Игра «Кукла заболела» – цель: научить ребенка пользоваться носовым платком ( необходимы кукла, носовые платки);

5. Игра: «Вымой кукле руки» - цель: создать у детей положительное отношение к мытью рук, объяснить его необходимость и значение ( необходимы кукла, умывальник, шкафчик с полотенцем, белое платьем);

6. Игра: «Мыльные перчатки. Пузырики» - цель: учить детей хорошо намыливать руки с внешней и внутренней стороны до образования пузырей.      

Способствовать развитию вдоха и выдоха, развитию целенаправленной воздушной струи ( необходимы умывальник, мыло, полотенце);

7. Игра «Носики - курносики» - цель: научить ребенка пользоваться индивидуальным носовым платком( необходимы индивидуальные носовые платки);

8. Игра «Кукла Маша обедает» - цель: закрепить знания детей о столовой посуде; воспитывать культуру поведения во время еды ( необходимы стол, кукла, столовая посуда).

       В среднем и старшем дошкольном возрасте работа по формированию культурно- гигиенических навыков активно продолжается. Содержание педагогического процесса на этом этапе заключается воспитании привычки следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически; совершенствовать навыки еды и научить детей быстро одеваться и раздеваться, соблюдая порядок в шкафу[10, 76].

       У детей же младшего дошкольного возраста необходимо активно и последовательно формировать культурно-гигиенические навыки, используя художественное слово: стихи, потешки и произведения таких авторов, как К.И. Чуковский: «Мойдодыр», «Федорино горе», В. Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо», А.Л. Барто «Девочка чумазая». На примере героев произведений дети учатся следить за своим внешним видом, они не хотят быть похожими на отрицательных героев.

     Эффективность работы повышается, если педагог устанавливает органическую связь между разнообразными вкусами детской деятельности.      Это работа должна обязательно найти отражение в плане воспитательно-образовательной работы.

      Очень важно, чтобы весь режим детского сада, все то, что мы называем повседневной жизнью, было наполнено содержательной деятельностью и общением. Это способствует развитию ребенка. Решая данную задачу, педагог создает благоприятную почву для формирования культурно - гигиенических навыков у детей [3, 26]

       Процесс формирования культурно - гигиенических навыков эффективен, когда педагог имеет обратную информацию о действенности воспитательных влияний и учитывает эту информацию на каждом новом этапе своей педагогической деятельности. Такую информацию воспитатель получает только из жизни, из повседневного изучения практики отношений и деятельности в среде воспитуемых. Научно обоснованное отношение к процессу формирования культурно - гигиенических навыков состоит в умении видеть, подчеркивать и эффективно использовать нравственный аспект любого вида детской деятельности, любого жизненного отношения.

     Таким образом, рассматривая теоретические аспекты формирования культурно- гигиенических навыков, мы пришли к выводу, что проблема по формированию культурно- гигиенических навыков существует очень давно и в этой области сделано немало открытий. Процесс формирования культурно- гигиенических навыков имеет свою специфику и трудности в организации, однако, освоив необходимые психологические и педагогические знания, взрослый способен влиять на ребёнка и целенаправленно формировать культурно- гигиенические навыки.

     На основе изученной и проанализированной психолого-педагогической литературы мы пришли к выводу, что для успешного формирования культурно – гигиенических навыков необходимо:

1. Знать особенности культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста;

2. Знать методы формирования культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста;

3. Знать диагностические методики культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста;

4.Разработать программу культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

   В ходе решения задач, поставленных перед исследованием, изучены методы, диагностические методики, разработана программа культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, которая может быть использована педагогами ДОУ в работе.

     Решающее значение для формирования культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста имеет положительный опыт, особенное значение, для накопления которого имеет общение и совместная деятельность детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование опыта социальных навыков поведения детей младшего дошкольного возраста».

Приобщение  детей  с  самого  раннего  возраста к  художественной  литературе  является  первоочередной  задачей  для  педагогов  общео...

Презентация выступления: «Формирование опыта социальных навыков поведения детей младшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности»

Занятие  представляло  собой  постановку  пьесы  в  одном действии,  трёх  картинах  по  мотивам  русской  народной  сказки  «Коло...

Формирование социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада

Педагоги и родители совместными усилиями способствуют всестороннему развитию личности ребенка, в котором трудовое воспитание занимает достаточно важное место. Формирование у ребенка социально-бытовых ...

Мастер-класс " Формирование конструктивно-модельных навыков у детей младшего дошкольного возраста. "Строим вместе""

Мастер-класс "Конструктивно-модельная деятельность из нетрадиционных материалов во 2 младшей группе"....

Формирование социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада

Формирование социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада Педагоги и родители совместными усилиями способствуют всестороннему развитию личности ребенка, ...