Опыт работы «Организация профилактической работы по предупреждению ДДТТ в ДОУ»
методическая разработка на тему

В опыте описана система работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, проводимая в МБДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informatsionnaya_spravka_o_sisteme_raboty_po_pdd_ds_1.doc269 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 1

г. Саров Нижегородская область

«Организация профилактической работы по предупреждению ДДТТ в ДОУ»

Воспитание культуры поведения на улице – актуальная задача сегодняшнего дня. Формирование дисциплинированности, организованности пребывания на улицах и дорогах, в общественном транспорте надо начинать еще в раннем возрасте, поэтому данный вопрос неотъемлемая часть воспитательного процесса в нашем детском саду.

Наш детский сад стремится дать своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. На сегодняшний момент задачи по формированию правил дорожного движения и техники безопасности, развития умения ориентироваться на дороге включены во все образовательные программы. Однако они рассчитаны на детей с нормой развития, а наш детский сад посещают дети с ОВЗ и дети-инвалиды.

Детский сад углубленно занимается вопросом формирования у детей знаний и навыков поведения на дороге с 2008 года. С 2008 до 2013 года в учреждении работала творческая группа «Школа пешехода», основными задачами которой были: 1. Совершенствовать систему использования разных форм коррекционно-педагогической работы по обучению детей ПДД. 2. Объединить усилия педагогов и родителей в формировании у детей навыков безопасного поведения на дорогах. 3. Организация работы семейного клуба «Островок безопасности». Педагогами творческой группы была продумана система работы по обучению детей безопасному поведению на улицах и дорогах, которая проводится и в настоящее время. Определены 4 направления, в которых целенаправленно решается проблема воспитания культуры, знаний, умений и навыков поведения на дороге:

  • методическая работа
  • работа с детьми
  • взаимодействие с родителями, социумом
  • развивающая предметно-пространственная среда

В ДОУ выстроена своя система взаимодействия всех участников образовательного процесса по вопросу.

Методическая работа.

         О результатах данного взаимодействия говорят следующие факты:

1.В ДОУ разработаны необходимые инструкции по охране труда при перевозке детей автомобильным транспортом, по охране жизни и здоровья воспитанников. Оформлены памятки. Ежегодно разрабатывается план по профилактике дорожно-транспортного травматизма, который включает в себя: организационную, методическую  работу, работу с детьми, оснащение педагогического процесса, взаимодействие с родителями.

2.Определено место системы обучения правилам ПДД в общем образовательном процессе ДОУ, и его связь с другими направлениями.

3.Ежегодно старшими воспитателями  разрабатывается перспективный план работы по формированию основ безопасности на дороге по всем возрастам на год. Планом предусмотрено проведение с детьми мероприятий 1 раз в неделю в соответствии с расписанием совместной образовательной деятельности с детьми, а также включение их во все виды детской деятельности.

4.В методическом кабинете детского сада «Лесная сказка» в помощь воспитателям собран материал по обучению детей правилам дорожного движения: книги, картины, плакаты, планы занятий, праздников, атрибуты и др. Подобраны мультфильмы познавательного цикла «У тетушки Совы» и «Смешарики на дороге». Оформлены картотеки стихов, правил, подвижных и дидактических игр, методической литературы. Разработаны рекомендации по оснащению уголков ПДД, планы тематических дней, недель «Безопасности дорожного движения». Разработаны критерии проверки знаний по ПДД среди детей старшего возраста. Среди педагогов проводятся смотры-конкурсы на лучший игровой макет по ПДД, уголок ПДД на участке, в группе ДОУ.  

5.Детский сад имеет собственный методические наработки. Например, обобщен опыт работы педагогов Есиной Т.С., Киселевой Л.И. по данной теме, который был представлен на методическом объединении воспитателей групп компенсирующей направленности. Опыт принят и одобрен коллегами.

6.Выстроено взаимодействие с сотрудниками ГИБДД. Ежегодно ДОУ становится участником проведения месячника по безопасности дорожного движения, «Недели безопасного дорожного движения».

Работа с детьми.

Тщательно продумано содержание, формы и методы взаимодействия с детьми с учетом возраста и статуса группы. Так аспектом в планировании мероприятий для детей с нарушениями зрения включены игры, пособия, способствующие развитию зрительного восприятия, прослеживающей функции глаза (лабиринты, схемы, работа с макетами и др.). Для работы с детьми с ЗПР подбираются задания на развитие психических процессов и значительно упрощенные, чтобы дети могли их освоить (игры на внимание, память, работа с карточками, неоднократный повтор материала и др.). Акцент на развитие коммуникации сделан при организации работы с детьми с ТНР (проговаривание, озвучивание, диалоги, словесные игры и т.д.).

Идея, лежащая в основе нашего подхода к формированию у детей навыков безопасного поведения в социуме, заключается в том, что эффективность полученных знаний, умений и навыков можно повысить через интеграцию раздела «Безопасность» с другими областями – как пути достижения целостного  взгляда на окружающий мир.

Работа с детьми включает:

  1. Занятия по обучению детей правилам поведения на улицах и дорогах.
  2. Экскурсии и целевые прогулки по улицам города, наблюдение за проезжим транспортом.
  3. Сюжетно- ролевые, театрализованные игры на дорожную тематику.
  4. Встречи с инспектором ГИБДД на  темы «Я пешеход», «Дорожные знаки» и др.
  5. Ознакомление с художественной литературой, разучивание стихов, составление творческих рассказов.
  6. Праздники и развлечения.
  7. Конкурсы рисунков, поделок на тему «Моя улица», «Самый важный знак» и т.д.
  8. Показ в ходе образовательной деятельности фильмов и мультфильмов по изучению правил дорожного движения «У тетушки Совы», «Смешарики на дороге».
  9. Инструктажи с детьми по правилам дорожного движения.
  10. Совместные мероприятия с родителями: викторины «Родитель-водитель. Помни!», игра-тренинг «Знай, умей, выполняй» и др.
  11. Участие в проектной деятельности «Правила дорожного движения».
  12. Занятия по логоритмике и коррекционной ритмике.
  13. Решение проблемных ситуаций на экскурсиях, в режимных моментах.
  14. Работа с макетами микрорайона, перекрестка.
  15. Речевые игры: «С какой стороны от тебя дорожный знак?», «Какая машина проехала дальше?», «Помоги Незнайке перейти улицу» и др.
  16.  Продуктивная деятельность: работа с лабиринтами, раскрашивание, разгадывание кроссвордов, изготовлению атрибутов для игр, макетов улиц. и т.д.
  17.  Подвижные игры, игры с мячом «Стоп», «Красный, желтый, зеленый», «Поймай мяч и назови разрешающие знаки» и др.
  18.  Дидактические игры с моделированием «Подбери правильно», «Ты внимателен?» и др.

Для детей с ОВЗ очень важно знать путь домой, домашний адрес, маршрут. С этой целью совместно с родителями ежегодно составляются маршруты каждого ребенка от дома до детского сада. По схеме ребенок рассказывает, какие улицы, транспорт, дорожные знаки, объекты социума встречаются на пути, где нужно переходить улицу.

Вся работа по формированию знаний у детей выстраивается поэтапно. На первом этапе идет расширение первоначальных детских представлений, накопление новых знаний о правилах безопасности через экскурсии, наблюдения, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций и др. На втором этапе закрепляются полученные знания, и формируется сознательное отношение к соблюдению правил безопасности через все виды детской деятельности – игровую, познавательную, продуктивную. На третьем этапе педагоги добиваются проявления самостоятельности, творчества, чувства контроля и самоконтроля, ответственности в игровых нетрадиционных формах с детьми.

        В результате такого подхода дети не только приобретают новые знания, но и применяют их на практике в повседневной жизни.

       

Взаимодействие с родителями, социумом.

Работа по изучению правил дорожного движения проводится в тесном контакте с родителями. Только совместными усилиями детского сада и семьи можно научить детей соблюдать столь необходимые в их будущей жизни правила дорожного движения.

В групповых папках-передвижках помещаются соответствующие статьи и брошюры, консультации, рекомендации, памятки, советы. А так же выдержки из правил движения, которые должны усвоить дети, перечень литературы для взрослых и дошкольников о правилах поведения на улице.

Одной из форм взаимодействия с родителями являются групповые и общие собрания. На групповых и общих собраниях воспитатели знакомят родителей с программными требованиями по обучению детей правилам дорожного движения, говорят с важности примера взрослых, о необходимости соблюдения правил поведения на улице. На родительские собрания приглашаются работники ГИБДД, которые познакомят родителей с причинами детского дорожно-транспортного травматизма в городе, области.

Одной из важных форм по пропаганде соблюдения правил дорожного движения являются беседы с родителями, практические советы по соблюдению правил поведения на улице. Воспитатели стараются сделать родителей своими помощниками в ликвидации дорожной безграмотности детей. С этой целью старшим дошкольникам и их родителям предлагают поручения в игровой форме, но с определенной, понятной ребенку целью. Например, «Давай, ты сегодня поведешь маму в магазин», – говорит педагог ребенку, «но прежде ты расскажи, по какой стороне тротуара надо идти, где вы будем переходить дорогу», и т.д. Задача воспитателя – убедить родителей в необходимости не пропускать ни одного случая нарушения правил движения детьми – своими или чужими. Воспитатели напоминают родителям о порядке перевозки детей в машинах, автобусах, на велосипедах, санках, в колясках в разные времена года, при различной погоде.

В пропаганде правил дорожного движения в нашем саду широко используется наглядная агитация: детские рисунки, образцы книг, картинок, тексты стихотворений и загадок, фотоснимки улиц, соответствующая художественная литература, плакаты.

Родители охотно становятся участниками различных тренингов, семинаров-практикумов, КВН, викторин, выставок проводимых совместно с детьми. В течение нескольких лет в ДОУ работал семейный клуб «Островок безопасности». Целью, которого было объединить усилия педагогов и родителей в формировании у детей навыков безопасного поведения на дорогах. В рамках клуба проводились игры-тренинги, встречи, развлечения, викторины.

В конце учебного года проводится анкетирование «Я и мой ребенок на улицах города» с целью – определить могут ли дети ориентироваться на улицах города, и знакомы ли они с правилами дорожного движения.

Таким образом, единство требований семьи и д/с обеспечивает успешное практическое применение и соблюдение правил дорожного движения.

Развивающая предметно-пространственная среда.

В дошкольном учреждении созданы необходимые условия, способствующие усвоению детьми азбуки пешехода. При подборе игрового материала учитываются особенности восприятия материала детьми с ОВЗ.

В каждой возрастной группе и на участке оформлен уголок безопасности с информацией для родителей и с выставкой детских работ. Представлены дидактические, настольные игры, атрибуты для ролевых игр, которые используются детьми в совместной с воспитателем и самостоятельной деятельности, а также в специально организованной форме обучения. В каждой группе находятся макеты улиц. Используя макет, воспитатели знакомят детей с темами: «Наша улица», «Пешеходы на улице», «Транспорт», «Светофор» и т.д. 

Воспитателями с участием родителей изготовлены атрибуты для проведения сюжетно-ролевых игр. Также на группах имеются напольные макеты «Дорога» с наборами машин, знаков, домов и т.д.

Работа по направлению проводится не только в группах и на участках, но и на площадке «Умный пешеход», которая функционирует в ДОУ.   Посещая площадку, дети попадают в удивительно яркий, красивый мир улиц и дорог. На площадке можно увидеть макет детского сада, улиц, дорожные знаки, иллюстрированные плакаты и книги по тематике. Дети с большим удовольствием играют и закрепляют свои знания. Имеющееся на площадке мультимедийное оборудование позволяет смотреть мультфильмы по теме, играть в обучающие компьютерные игры.

На участке детского сада создана специальная «Автоплощадка» - игровое пространство, включающее перекресток, пешеходный переход, тротуар, дорожные знаки. Здесь с помощью игровых транспортных средств (самокаты, велосипеды) на занятиях и в играх дети знакомятся со значениями некоторых дорожных знаков и правилами движения,  проводятся игры: «Водители и пешеходы», «Дорожные знаки», «Пешеходный переход».

Описанная выше работа по обучению правилам дорожного движения у детей с ОВЗ – это только часть коррекционно-воспитательного процесса. Но очень важная и нужная его часть, где комплексно решатся многие задачи. Знакомить с правилами, соблюдение которых является законом для каждого, надо начинать с раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочны, а правила, усвоенные в эти годы, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение — потребностью человека.

        Составлено старшим воспитателем Борисковой Н.В., 2017г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДИСГРАФИЙ И ДИСЛЕКСИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДИСГРАФИЙ И ДИСЛЕКСИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ....

Профилактическая работа по предупреждению оптической дислексии и дисграфии у детей с ОНР

Предупреждение нарушения чтения и письма – одно из приоритетных направлений деятельности учителя – логопеда в условиях дошкольного образовательного учреждения. Является общепризнанным, что между недор...

Профилактическая работа по предупреждению оптической дислексии и дисграфии у детей с ОНР

Не во всех школах дети могут продолжить  занятия у логопеда, поэтому задача профилактики дислексии и дисграфии чрезвычайно важна.В данной статье четко прописанны три блока по предупреждению оптич...

Профилактическая работа по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма

Цель работы коллектива нашего детского сада:Совершенствовать формы и методы работы по пропаганде безопасного образа жизни в сфере дорожного движения в ДОУ среди детей, педагогов, родителей....

Организация профилактической работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма

Рост количества машин на улицах городов и поселков нашей страны, увеличение скорости движения — одна из причин дорожно-транспортных происшествий. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий...

Ответственность за проведение профилактической работы по предупреждению ДДТТ

Окружающая среда ребенка – это не только семья, детский сад, но и детская площадка, двор и конечно, улица. Она приковывает к себе особое внимание ребенка. В самом деле, на улице множество быстродвижущ...

Опыт работы «Организация профилактической работы по предупреждению ДДТТ в ДОУ»

В опыте представлена система работы ДОУ по профилактике ДДТТ, организованная по  четырем направлениям: методическая работа, работа с детьми, взаимодействие с семьями воспитанников и структурами с...