ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДИСГРАФИЙ И ДИСЛЕКСИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ.
методическая разработка по логопедии по теме

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДИСГРАФИЙ И ДИСЛЕКСИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnye_napravleniya_korrekcionno.docx20.38 КБ

Предварительный просмотр:

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДИСГРАФИЙ И ДИСЛЕКСИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ.

    Тема моей работы затрагивает «Проблему профилактики дисграфий и дислексий у детей с нарушением речи». В течении нескольких лет я уделяю внимание этой проблеме. Проводя анализ литературы и учитывая опыт работы я пришла к выводу, что одна из основных причин этих нарушений- это  нарушения звукопроизношения, недоразвитие фонетико-фонематического восприятия, анализа и синтеза, несформированность ориентировки  в прстранстве , на бумаге ( конечно, есть  и другие причины, ведущие к  другим видам нарушений письменной речи), т.е. те нарушения, которые необходимо ликвидировать в дошкольном возрасте, так как эти недостатки затрудняют обучение в школе.

     Воробьева А.Н. привела данные , что 95 % неуспевающих по русскому языку- это те дети, которые имели речевые проблемы  в дошкольном возрасте и у которых слышимая патология устранена, а скрытая ( недостаточно дифференцирует) осталась.

    По данным Р.Беккер дислексия у детей начальной школы составляет 13 % и 22 % у детей  с тяжелыми нарушениями речи. По данным Р.И.Лалаевой в 1 классе вспомогательной школы у 62 % учеников в европейских странах отмечается до 10 % детей с дислексией. У мальчиков эти нарушения встречаются в 4,5 раза чаще, чем у девочек, следовательно, актуальность данной проблемы не вызывает сомнений.

    По данным статистики количество детей с такими нарушениями растет и проблема профилактики приобретает глобальный характер. Особо хочу отметить, что этому необходимо уделять  большое внимание именно в ДОУ , так как в СОШ нет вообще учителей- логопедов, которые должны продолжать работу специалиста ДОУ, и как правило, такие дети со своими проблемами остаются «за бортом».А родителям, которые знают о проблемах своих детей и небезразлично относятся к этому, ищут логопедов на платной основе.

    Актуален данный вопрос и в плане  работы с леворукими детьми. Таких детей немало и работу провожу также как  и с праворукими .Этому уделяю немалое внимание , так как у них есть все проявления оптических дисграфий. Частота зеркального письма составляет 85 %.Бытует даже такое мнение ученых, что зеркальное письмо может сохраниться, особенно у переученных левшей. Я использую следующие методы и приемы( некоторые привожу в пример):

  1. Рассматривание буквы и ее элементов в сочетании  со стихом ( материал В.Волиной)
  2. Обведение пальцем ее контура
  3. Написание буквы в воздухе.
  4. Моделирование буквы из спичек , палочек, полосок бумаги, шнура, мозайки, крупы, семечек ит.д.
  5. Сравнение буквы и ее элементов со знакомыми предметами и другими буквами. Выяснение на что похожа с последующим дописыванием элементов.
  6. Деформирование букв.
  7. Лепка из пластилина, глины, теста.
  8. Вырезание букв по контуру.
  9. Расскрашивание, штриховка разными способами букв.
  10. Обведение контура буквы карандашом, написание буквы по опорным точкам.
  11. Нахождение и обведение буквы в ряду других букв, в тексте.
  12. Ощупывание букв( по типу « Чудесный мешочек»).
  13. Написание букв на ладошке, на спине.
  14. Нахождение букв среди предложенных по описанию.
  15. Описание букв.
  16. Соотнесение буквы со звуком. Характеристика звука с использованием моделей артикуляции, моделей замков Гласных, Согласных.

Много работы провожу по развитию  зрительно –пространственных представлений. Это и ориентировка на себе, на листе бумаги, в пространстве.(это одна из следующих  тем обсуждения)

    Если это не сформировано и не развито,  наблюдаются оптические нарушения. Не помешают на этом этапе и зрительные упражнения.

   Еще одно из наиболее важных  и значительных этапов в работе- развитие фонематических процессов, это и фонематический слух , восприятие, звуко- буквенный анализ и синтез. Все происходит через различные игры и упражнения игрового характера, так как в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности.

    Еще одним из направлений в профилактической работе является обогащение  словарного запаса  детей и работа над грамматическим строем речи. Если над этим не работать, у ребенка  могут быть нарушения в согласовании, неправильном воспроизведении окончаний, суффиксов, приставок, изменяя грамматические формы слов- аграмматическая дисграфия, а также все это проявляется на письме на уровнен слова, словосочетания, предложения и текста. Все это обусловлено несформированностью лексико-грамматического строя речи .

     И последнее профилактическое направление – развитие ручного праксиса. Это различные упражнения , игры на развитие мелкой моторики и мускулатуры пальцев рук. При несформированности и недоразвитии у ребенка возникают трудности формирования навыка письма, неправильном держании карандаша, т.е. моторные нарушения. И не надо забывать о почерке, что он является индикатором функционального состояния ребенка. Чем хуже его состояние, тем хуже его почерк. Кроме этого необходимо помнить, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук( М.М.Кольцова).Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается речевое развитие, хотя общая моторика при этом может даже быть нормальной и даже выше нормы.(Л.В.Фомина).

   В процессе работы параллельно основной  идет и развитие психических функций.

    На основе глубокого изучения теории и практики, я могу сделать вывод, что несмотря на то, что учение о нарушениях чтения и письма( дисграфии, дислексии) и их профилактики существует уже более 100 лет, вопрос об этом остается открытым и до сих пор освещается в литературе и в журналах.

     И так как количество детей с нарушениями речи неуклонно растет, то необходимо уделять большое внимание мерам профилактики , дабы не было в последствии наслоений первичных наслоений  на вторичные, а это еще одна из тем ,которая остро будет стоять на обсуждении в начальных классах образовательных учреждений.

       

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Работа по предупреждению дисграфии и дислексии у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи».

Содержание коррекционной работы по развитию фонематического слуха, звукослогового анализа и синтеза, познавательных процессов, мелкой моторики рук, конструктивного мышления, сукцессивных способностей,...

Предупреждение дисграфии и дислексии у детей с общим недоразвитием речи

Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения.Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма.Дисграфия и дислексия обычно встречаются в сочетании.Причина...

Профилактика дисграфии и дислексии у детей с нарушениями речи.

В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Самый главный из них - овладение навыком чтения. Проблема нарушений письма и ...

Профилактика дисграфии и дислексии у детей с нарушениями речи.

В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Самый главный из них - овладение навыком чтения. Проблема нарушений письма и ...

Проект: «Будущие отличники» по профилактике дисграфии и дислексии у детей с нарушениями речи 6-7 лет».

Профилактика нарушений письма и чтения у детей является одним из наиболее важных и актуальных вопросов современной теоретической и практической логопедии....

Презентация "Проект "Будущие отличники" по профилактике дисграфии и дислексии у детей с нарушениями речи 6-7 лет»

Презентация проекта "Будущие отличники" по профилактике дисграфии и дислексии у детей с нарушениями речи 6-7 лет....