Предупреждение дисграфии и дислексии у детей с общим недоразвитием речи
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения.

Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма.

Дисграфия и дислексия обычно встречаются в сочетании.

Причинами дисграфии и дислексии у детей могут быть врождённые нарушения центральной нервной системы, черепно-мозговые травмы, задержка нервно-психического и физического развития.

Дислексия вызывается несформированностью психических функций, осуществляющих процесс чтения в норме (зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, недоразвития лексико-грамматического строя речи).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предупреждение дисграфии и дислексии

у детей с общим недоразвитием речи

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем, так как письменная речь формируется на  основе устной. Профилактика нарушений письма и чтения у детей является одним из наиболее важных и актуальных вопросов современной теоретической и  практической логопедии.

Наиболее ранняя и целенаправленная коррекция речевого и психического развития дошкольников является одним из важнейших условий эффективности логопедической и педагогической работы, обеспечения готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом, а так же служит предупреждению  вторичных отклонений в развитии ребенка. Значимость  проблемы  профилактики дисграфии и дислексии у детей  с общим недоразвития речи продолжает оставаться недостаточно разработанной  в логопедической и педагогической теории и практике. Дисграфия и дислексия – это затруднения в овладении графической формой речи, связанные с общим недоразвитием речи у детей.

Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения.

Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма.

Дисграфия и дислексия обычно встречаются в сочетании.

Причинами дисграфии и дислексии у детей могут быть врождённые нарушения центральной нервной системы, черепно-мозговые травмы, задержка нервно-психического и физического развития.

Дислексия вызывается несформированностью психических функций, осуществляющих процесс чтения в норме (зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, недоразвития лексико-грамматического строя речи).

Симптоматика дисграфии проявляется в стойких и повторяющихся ошибках в процессе письма, которые можно группировать следующим образом:

  • искажения и замены букв;
  • искажения звуко-слоговой структуры слова;
  • нарушения слитности написания отдельных слов в предложении;
  • аграмматизмы на письме.

Необходимыми предпосылками для формирования письменной речи является соответствующее возрасту  развитие у ребёнка слухового, зрительного восприятия, моторно-двигательного развития, устной речи, психических процессов. Любой сбой, даже самый незначительный, в формировании вышеназванных сторон развития ребёнка, может послужить причиной возникновения проблем при обучении чтению и письму.

Таким образом, на занятиях с дошкольниками  педагоги (воспитатели, учитель-логопед) должны обязательно использовать эти знания и вести коррекционную работу по всем направлениям, а именно:

  • формировать и совершенствовать лексико-грамматический строй речи;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • ориентировки в пространстве;
  • развивать все психические процессы;
  • готовить к обучению грамоте через знакомство с основными понятиями: звук, буква, слово, предложение.

В процессе своей работы я сформировала некоторые методические рекомендации по развитию слухового восприятия на основе собственного практического опыта.

Развитие слухового восприятия.

Для эффективного развития слухового восприятия у ребенка-дошкольника я рекомендую использовать дидактические  упражнения, такие, как:

  1. «Где звук и сколько слогов» - Ребёнку надо определить место звука в слове и сколько слогов в слове, составив схему слова по картинке, на которой изображён предмет.
  2. «Что изменилось» - Ребёнку предлагают пару слов и ему нужно определить, что изменилось. Например: кошка – корка, мишка – мышка, лук – люк.
  3. «Зашифрованное слово». Перед ребёнком ряд картинок (капуста-арбуз-шарик-автомобиль). Из первых звуков изображённых предметов нужно получить новое слово – каша.

Так же для развития слухового восприятия важно использовать игры различной направленности:

  • Для формирования слухового внимания: «Угадай, кто это?».
  • Для формирования навыка  определения  направления звука: «Где позвонили?» «Жмурки с голосом».
  • Для различения силы и громкости звука: «Скажи тихо – скажи громко» - по условному знаку педагога.

           Все  эти игры можно проводить, используя героев сказок. Например, для развития у ребенка чувства ритма, просим его: «Отстучи телеграмму доктору Айболиту».

Таким образом, я развиваю и речевое, и внеречевое слуховое восприятие ребенка.

Развитие зрительного восприятия.

В этом разделе так же эффективны приемы использования игр и

упражнений,  формирующих правильное восприятие силуэта буквы в дальнейшем процессе обучения:

  • Название контурных изображений предметов.
  • Игра «Чей силуэт?» - Название недорисованных контурных изображений предметов.
  • «Найди ошибки художников» - исправление силуэта.
  • Выделение контурных изображений, наложенных друг на друга.
  • Распределение изображенных предметов по величине (возрастание – убывание).
  • «Лужайка». (Детям предлагаются разноцветные «лужайки», а также картинки с изображением  предметов  разного цвета.

Дается задание положить картинки на «свои» «лужайки», т.е. совпадающие по цвету.

  • Составление разрезанных на части картинок. (от 4-х до 16).
  • Дорисовывание незаконченных контуров геометрических фигур: кругов, треугольников и т. д.
  • Нахождение различий в двух картинках.
  • Дорисовывание симметричных изображений.

Данную работу я рекомендую осуществлять как на индивидуальных, так и подгрупповых занятиях. Задачи и содержание индивидуальных занятий определяются  исходя из структуры и степени выраженности речевых нарушений, типологических особенностей каждого конкретного ребёнка.

Полноценная коррекционная работа невозможна была бы без участия в ней родителей.

В работе с родителями рекомендую использовать различные методы:

Анкетирование, консультации, обсуждение результатов тестирования или обследования ребенка. Проведение открытых занятий, размещение информации в родительских уголках.

Каждому учителю-логопеду я рекомендовала бы в обязательном порядке участвовать в родительских собраниях, посвящая свои выступления разным проблемам речевого развития, в том числе важности профилактической работы со стороны родителей по предупреждению нарушений чтения и письма.

Чрезвычайно важным является грамотное ведение индивидуальной тетради ребенка. Родители получают информацию через индивидуальную тетрадь, выполняя с ребенком задания по закреплению пройденного материала. Кроме заданий на закрепления звукопроизношения, звуко-слогового анализа, грамматического строя, дети так же выполняют задания по развитию графомоторных  навыков.

Таким образом, раннее выявление у детей проблем в развитии речи и оказание им систематической, целенаправленной, логопедической помощи в специально организованных условиях положительно влияет на речевую функцию дошкольников и предупреждает неуспеваемость учащихся в школе первой ступени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА Автор: Дедушкина Ирина Викторовна...

Профилактика дисграфии у детей с общим недоразвитием речи

Данный материал будет полезен учителям-логопедам....

Профилактика дисграфии у детей с общим недоразвитием речи

Как правило , дети ,страдающие дисграфией, имеют различные речевые нарушения.Так как одной из составляющих Общего недоразвития речи является несформированность фонетико-фонематического анализа и синте...

Методическая разработка Тема: Предупреждение возможных трудностей у детей с общим недоразвитием речи в усвоении школьных знаний.

Нарушение чтения и письма у детей чаще всего возникает в результате общего недоразвития всех компонентов языка: фонетико-фонетического и лексико - грамматического. В коррекционной работе с такими деть...

Предупреждение дисграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Обучение детей письму в школе во многом зависит от того, какую подготовку пройдет ребенок в детском саду. У детей с нарушениями речи трудности в овладении письмом отмечаются значительно чаще, чем у де...

Самообразование «Дисграфия ее предупреждение и коррекция у детей с общим недоразвитием речи в старшей и подготовительной группе».

laquo;Дисграфия ее предупреждение и коррекция у детей с общим недоразвитием речи в старшей и подготовительной группе»....