ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
план-конспект по логопедии на тему

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

 

Автор: Дедушкина Ирина Викторовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preduprezhdenie_disgrafii_u_detey.docx18.33 КБ

Предварительный просмотр:

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА.

В основе данной дисграфии  лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деление предложения на слова, слогового и фонематического  анализа и синтеза. Недоразвитие языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения. Наиболее  сложной формой языкового анализа и синтеза является фонематический анализ. Вследствии этого особенно распространенными при этом виде дисграфии будут искажения звуко-буквенной структуры слова.

Наиболее характерны следующие ошибки пропуски согласных при их сочетании;( диктант-дикат),пропуски гласных ;(собака-сбака),добавление букв: (мнгновение-мгновение), пропуски, перестановки, добавление слогов. Нарушение деления предложения на слова при этом виде дисграфии проявляется в слитном написании слов, особенно предлогов с другими словами;( идёт дождь- идедождь, стоит у окна –стоит укна), раздельное написание слов ;(белая берёза у окна- белабе закна), раздельное написание приставки и корня слова; (наступила – на ступила).

Для правильного овладения процессом письма необходимо, чтобы фонематический анализ был сформирован у ребёнка не только во внешнем, речевом, но и прежде всего во внутреннем плане, по представлению.

При формировании функции фонематического анализа необходимо учитывать ,что всякое умственное действие проходит определённые этапы формирования:1) с опорой на вспомогательные средства; 2) в речевом плане; 3)в умственном плане.

На I этапе последовательно уточняется произносительный и слуховой образ звука. Работа проводится по следующему плану:

А) уточняем артикуляцию звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие кинестетические ощущения.

Б) выделение звука на фоне слога

В) выделение звука на фоне слова.

Г) выделение и дефференциация на фоне связной речи

На II этапе опора на материализацию действий исключается и формирование функций фонематического анализа переносится в речевой план, сначала с использованием картинок, затем без предъявления их.

Осуществляется принцип усложнения не только путём усложнения форм фонематического анализа, но и через усложнение речевого материала. Необходимо учитывать фонетическую трудность слова.

Например:  а) односложные слова

Б) двухсложные слова, состоящие из 2-х открытых слогов(рама, мама)

В) двухсложные слова, состоящие из открытого и закрытого слога (диван, сахар)

Г) двухсложные слова со стечением согласных на стыке слогов (кошка)

Д) односложные слова со стечением согласных в начале слова (стул)

Е) односложные слова со стечением согласных в конце слова (волк)

Ж) двухсложные слова со стечением согласных в начале слова ( плоды)

З) двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (подвал)

И) трехсложные слова (паровоз)

На IIэтапе ведется работа по дифференциации звуков. Работа начинается с гласных звуков, затем переходим к согласным,  различаем по мягкости- твёрдости, звонкости- глухости. Рекомендуются следующие задания

А)дифференциация изолированных звуков с опорой на произнесение, на зрительное восприятие артикуляции, на кинестетические ощущения. Даются  следующие упражнения

1)определить звук по беззвучной артикуляции.

2)опредедить артикуляцию произнесенного логопедом звука.(нижняя часть лица закрывается)

Б)дифференциация звуков в слогах.1) повторение слогов со смешиваемыми звуками.2)придумать слоги с заданными звуками3) преобразовать слоги, заменяя один звук другим.

В) дифференциация звуков в словах. Используются различные формы звукового анализа.

Установление наличия или отсутствия звука в слове, выделение первого или последнего звука в слове, определение количества ,последовательности и места звука в слове.

Рекомендуются следующие упражнения:1.Определить, какой звук в слове.

2.Определить место звука в слове.

3.Подобрать слова со звуками в начале, середине, конце.

4. Подобрать картинки на заданные звуки.

5.Составить графические схемы слов.

6.Определить какими звуками отличаются данные слова.

7.Вставить пропущенные звуки. и т. д.

Г) Дифференциация звуков в связной речи

1. Составить предложение с использованием слов с заданными звуками.

2.Составить рассказ с использованием слов с заданными звуками.

3. Выделить  из предложения слова на заданный звук

4. Выделить из текста слова на заданный звук.

На III этапе предлагаются следующие задания

1.Придумать слово с заданным количеством звуков, слогов.

2.Отобрать картинки ,в названии которых 3,4.5 звуков

3.Сказать сколько звуков в слове. Сколько слогов в слове. Сколько слов в предложении.

4. Сделать полный анализ предложения. Идет работа по составлению схем предложений, слов.

Вся предложенная работа проводится по этапно и способствует предупреждению дисграфии.

Литература

Филичева Т.Б.,Чевелева Н.А.,Чиркина Г.В.,,Основы логопедии.”Изд.,,Просвещение” 1989г.

С.А.Миронова ,,Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях”.Изд ,,Просвещение”.1991г.

Т.А.Ткаченко ,,Логопедическая тетрадь совершествование навыков звукового анализа и обучение грамоте”.Изд.,,ЭГСИ” 1999г.

З.Е.Агранович .,, Логопедическая работа по преодолению нарушения слоговой структуры слов у детей с общим недоразвтием речи”.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Логопедическая тема: Анализ и синтез на уровне слогов, слов и предложений....

Игры и упражнения для профилактики дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у дошкольников с ОНР.

Представлен материал из опыта работы по профилактике дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у дошкольников с ОНР....

Профилактика дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у дошкольников

В статье раскрываются последовательность и виды работ по профилактике дисграфии на почве нарушени языкового анализа и синтеза у дошкольников....

Мазанова Е.В. Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Альбом упражнений входит в комплект пособий по преодолению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста. Использование в работе материалов пособий позво...

Профилактика акустической дисграфии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Статья по теме "Профилактика акустической дисграфии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза"...

Методические разработки " Некоторые направления логопедической работы при коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Логопедическая работа над развитием слогового анализа".

Данные методические разработки применяются автором на протяжении более 10 лет при работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. С первой категорией, как пролилактика нарушений пи...

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста

коррекция дисгарфии у детей дошкольного возраста на почвуе анрушения языковго анализа и синтеза...