Профилактика дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у дошкольников
статья по логопедии по теме

Лебедева Марина Владимировна

В статье раскрываются последовательность и виды работ по профилактике дисграфии на почве нарушени языкового анализа и синтеза у дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Письменная речь формируется на основе устной и между ними существует тесное взаимодействие. В процессе письма мы должны каждый звук речи обозначить буквой, строго сохраняя их последовательность. Если же по каким - либо причинам звуки будут обозначены не теми буквами или не в нужном порядке, то при чтении мы уже не сможем узнать то или иное слово.

Для успешного овладения письмом у ребенка еще до школы должны быть сформированы следующие умения:

  •  Умение различать на слух все звуки речи.
  •  Правильное произношение всех звуков (особенно важно отсутствие замен одних звуков другими: масына вместо машина).
  •  Сформированные навыки звукового анализа (умение определить наличие или отсутствие звука в слове, умение выделить ударный звук в слове, определение места звука в слове (начало, середина или конец слова)).
  •  Для усвоения зрительного образа буквы необходимы сформированные пространственные представления (различение предметов и фигур по форме, величине, расположению в пространстве).
  •  Грамматически правильная речь ребенка. Если ребенок говорит пять стулов вместо пять стульев или зеленый дерево вместо зеленое дерево, то ошибки в устной речи обязательно будут отражаться и в письменной речи.

Если вышеперечисленные предпосылки письма не сформированы, то при обучении грамоте ребенок неизбежно встретится с большими трудностями при запоминании начертаний букв, соотнесении буквы с соответствующим звуком, определении порядка следования букв при записи слова. Эти проблемы и приводят к появлению дисграфических ошибок, не связанных с незнанием грамматических правил. В дальнейшем к этим ошибкам неизбежно добавятся и грамматические ошибки (таким детям сложнее усваивать правила).

При характерной для последних лет очень малой продолжительности добукварного периода, продолжительность которого ограничивается чуть ли не неделями, очень многие дети просто не успевают овладеть сложнейшим навыком анализа речевого потока. Поэтому не случайно, что «дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза» является самой распространенной среди учащихся, когда ребенок не может в потоке устной речи выделить отдельные слова, разделить эти слова на слоги и звуки.

Ошибки при этой форме дисграфии будут выглядеть следующим образом:

  •  Пропуск гласных букв в слове: УПАЛА - УПЛА.
  •  Пропуск согласных букв, особенно при стечении согласных: СТОЛ - СОЛ, ВСТАЮТ-СТАЮТ.
  •  Перестановка букв в слове: ЕСТЬ - ЕТСЬ, КЛЮКВА - КЛЮВ КА.
  •  Пропуск слогов и букв в слове: БАБОЧКА - БАЧКА, ПО СТОРОНАМ-ПО СТРАМ.
  •  Слитная запись слов в предложении: КОШКА ЛЕЖИТ НА СТУЛЕ - КШКАЛЕЖИТНА С ТЛЕ.

Эти ошибки отражают неумение ребенка ориентироваться в речевом потоке (в последнем случае ребенок не умеет выделять даже отдельные слова в потоке речи). Во всех остальных случаях ребенок не смог правильно определить звуко - слоговой состав слова. Ошибки при этой форме дисграфии носят непредсказуемый характер. Ребенок, не имея отчетливого представления о звуковом составе слова, записывает его наугад, улавливая лишь те составляющие его звуки, которые показались ему наиболее отчетливыми. Навык анализа и синтеза является одной из форм интеллектуальной деятельности. В большинстве случаев у детей обнаруживается незрелость познавательных способностей, нарушена произвольная концентрация, переключение внимания.

Единственный путь преодоления данного вида дисграфии - обучение ребенка приемам звукового анализа и синтеза слов и анализа речевого потока в целом. Только в том случае, если ребенок будет совершенно точно представлять себе звуковой состав каждого слова, он «не забудет» обозначить буквой ни один из составляющих это слово звуков и сумеет воспроизвести правильно их последовательность. Важно, чтобы фонематический анализ был сформирован у ребенка не только во внешнем, речевом, но и прежде всего во внутреннем плане, по представлению.

В целях профилактики данной дисграфии с детьми, имеющими речевые нарушения, проводится целенаправленная работа по коррекции фонематического недоразвития.

Развитие анализа и синтеза звукового состава речи должно сочетаться с развитием артикуляторных навыков и фонематического слуха, т.е. различением поставленных или уточненных в произношении звуков на слух, а также с развитием слуховой памяти. Необходимо научить детей следующему: различать между собой любые звуки, как гласные, так и согласные; любые звуки выделять из состава слова; уметь членить слова на слоги, а слоги на звуки; уметь объединять звуки в слоги и слова; уметь определять последовательность звуков в слове, уметь членить предложения

на слова. Рекомендуется учить детей пользоваться разными типами предложений. Необходимо развивать произвольное внимание у детей.

В работе предусматривается определенная последовательность. Членение предложений на слова переносится на более позднее время. Членение слова на слоги не вводится в упражнения до тех пор, пока дети не научатся выделять звуки из простейших слов. Сначала дети подготавливаются к звуко-слоговому анализу слов. Не целое слово является пока единицей обучения, а звук - его артикуляция, звучание, отличие от других звуков, место его в слове. Зрительной опорой в это время служит артикуляция. Вначале детям предлагается выделять первый ударный гласный, гласный из слов типа Алик, утка. В то же время, опять-таки в связи с работой по четкой артикуляции звуков, дети узнают, что звуки могут иметь определенную последовательность (а, у - здесь два звука - первый а, второй .у; а в сочетании а и у - три звука). Затем дети выделяют согласный звук из обратного слога. Позднее дети учатся выделять гласный из прямого слога, анализировать прямой слог. В результате детям становится доступным анализ односложных слов, типа суп. После такой подготовки дети знакоиятся с членением слов на слоги. Они могут перейти к полному звуко - слоговому анализу слов типа суп или зубы. В качестве зрительной опоры на этом этапе обучения дается схема слова.

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗВУКО-БУКВЕННОГО АНАЛИЗА И

СИНТЕЗА СЛОВ

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ

  1.  Выделение звука из ряда других звуков.

Е Выделение гласного ударного звука из ряда звуков: АУ, У А ...

  1.  Уточнение артикуляции гласных звуков: А, О, У, Э, Ы, И.
  2.  Определение наличия гласного звука в ряду гласных звуков: АОУ, ОУИ и т.д.
  3.  Определение места звука в ряду гласных звуков (в начале, в середине, в конце).
  4.  Определение первого звука в ряду гласных звуков.
  5.  Определение последнего звука в ряду гласных звуков.
  6.  Определение последовательности звуков в ряду гласных звуков.
  7.  Определение количества звуков в ряду.
  8.  Связать звук с буквой.
  1. Выделение согласного звука из слога
  1.  Фонематический анализ закрытого слога типа АП. ОХ, УС.
  2.  Фонематический анализ открытого слога типа ПА, ХО. СУ
  3.  Фонематический анализ закрытых и открытых слогов с одинаковыми гласными и согласными типа АХ-ХА.
  4.  Воспроизведение слогового ряда. Преобразование слогов путем изменения одного звука типа ОТ. УТ, АТ.
  1.  Фонематический анализ слова.
  1.  Выделение последнего согласного звука в слове.
  2.  Выделение первого звука в слове.
  3.  Выделение гласного звука из слов типа МАК, ПУХ. СЫН.
  4.  Выделение ударного гласного звука после согласного.
  5.  Определение места, количества, последовательности звуков в слове. Звуки связываются с буквами. Слова берутся по степени сложности слоговой структуры.
  6.  Работа над схемами слов.
  7.  Чтение и печатание слов.
  8.  Упражнения с разрезной азбукой.
  1.  Выделение звука из предложения

Определение места, количества, последовательности слов с заданным звуком в предложении.

ВИДЫ РАБОТ

  1. Развитие фонематического восприятия, звуко - буквенный анализ слова.
  1.  Сделать хлопок на заданный звук в ряду звуков, слогов.
  2.  Зашифровать нужный звук в ряду звуков.
  3. Показать букву, соответствующую звуку.
  4. Цифрой указать количество звуков.
  5. Цифрой указать место звука в ряду звуков.
  6.  Сделать последний звук в ряду первым.Что получилось?
  7.  Повторить песенку из звуков.

II Развитие навыка анализа и синтеза слога

Материализуем ощущения детей (слуховые, кинестетические, зрительные). Дети ощущают опускание нижней челюсти при произношении гласных, растягивание или сжатие губ. Дети должны научиться выделять гласный звук из слога (флажок кружок и другая символика).

  1. Выделение гласного звука из слога:
  •  определить, какой звук спел свою песенку (А или О):
  •  поднять гласную букву на соответствующий звук;
  •  «зашифровать» (или записать) гласные буквы из слогов,
  •  придумать слог с заданным гласным звуком:
  1. Выделение гласного звука из слова:
  •  назвать гласные звуки в слове (в сильной позиции),
  •  записать только гласные буквы данного слова. Например вместо слова ОКНА - ОА или О—А.
  •  выделить гласные звуки из слова, положить соответствующие буквы,
  •  проартикулировать гласные звуки в слове;
  •  разложить картинки (ДОМ. МАК. СУП ...) под соответствующими гласными буквами;
  •  разложить картинки под определенными сочетаниями гласных (двусложные слова).например, А А (РАМА), У А (РУКА).
  •  составить слоги из букв разрезной азбуки, выложить их схемы.
  •  изменить порядок звуков в слоге, назвать получившийся слог (УМ - МУ);
  •  разные виды работ со слоговыми таблицами, чтение таблиц (СА,СО,СУ,СЫ), чтение лабиринтов.

-чтение, анализ лесенок ( см приложение).

  •  самим составить, записать слоги, выложить их схемы.

Последний этап работы над слогом - все операции проводятся в уме, без материальной и зрительной опоры.

Ш. Развитие навыка звуко-буквенного анализа и синтеза слова.

  1.  Выделение звука на фоне слова. Уточняем его слуховой и произносительный образ с опорой на зрительный, кинестетический, слуховой анализаторы уже в собственной речи ребенка. Определить наличие, место рабочего звука в слове (на слух). Сначала одновременно по слуху и в собственном произношении, потом в умственном плане, т.е. по слухо - произносительным представлениям.
  2.  Самостоятельно подобрать слова с указанным звуком, отобрать картинки на заданный звук, не называя их.
  3.  Собрать слово из первых ( из последних) звуков слов. Игра «Телевизор».
  4.  Игра «Паровозик» (три вагона для слов с заданным звуком в начале, середине, конце).
  5.  Далее звук связывается с буквой:

-показать букву, если в слове есть соответствующий звук.

-«зашифровать» слова (вместо слова с заданным звуком записать соответствующую букву, если этого звука нет - поставить прочерк.

-отобрать названия картинок на заданный звук (или букву).

-игра «Лото». На наборном полотне закрыть картинки соответствующими буквами.

-«звукоедик» съел первый звук в словах. Какое было слово?

Восстанови слово: ... уха, ... са, ... аук.

-«Звукоедик» отгрыз последний звук: арбу..., слив... .

-определение места, количества, последовательности звуков в слове.

Последовательность в работе

  1.  Формирование фонематического анализа и синтеза с опорой на вспомогательные средства (хлопки, фишки и др.)
  2.  Формирование навыка звукового анализа в речевом плане.
  3.  Формирование навыка звуко - буквенного анализа и синтеза в умственном плане. В итоге дети должны уметь, не называя слова, определить место, количество и последовательность звуков в слове (не воспринимая его на слух).

Упражнения

  1.  Подобрать слово с заданным количеством звуков.
  2.  Отобрать картинки с заданным количеством звуков.
  3.  Цифрой указать количество звуков в слове.
  4.  Посчитать по цифровой линеечке количество звуков в слове .
  5.  Разложить картинки в стопки по 4. 5. 6 звуков в их названиях.
  6.  Определить, к какому слову относится схема.
  7.  «Буква заблудилась». Верни ее домой: РОАЗ, КАРН, ....
  8.  Игра «Слово рассыпалось». Составить из букв слово: Ы, 3, О, Р (РОЗЫ).
  9.  «Буква потерялась». Найди ее: ДУ .
  1. Закрепление навыка звуко - буквенного и слогового анализа и синтеза слова.
  1.  Составить слова разной звуко - слоговой структуры из букв разрезной азбуки.
  2.  Вставить в данные слова пропущенные буквы.
  3.  Подобрать слова, где заданный звук был бы на первом, втором, третьем и т. д. месте.
  4.  Игра «Составить лесенку». Добавить недостающую букву.

ПА_(р; ПА _ _ (р, к) ПА (р, о, м) и т. д.

  1.  Подобрать слова с определенным количеством звуков.
  2.  Подобрать слова на каждый звук исходного слова;

РУЧКА рак ус чай кот ария рыба ухо чудо крот аист

  1.  Игра «Волшебный телевизор» (экран засветится и покажет картинку, если правильно собрать слова по первым, вторым и т д звукам).
  2.  Преобразовать слова:

-добавляя звук в начале слова (РОТ - КРОТ),

  •  изменяя один звук (или букву) на другой (СОМ-СОН-СОК-СОР-...)
  •  переставляя буквы в слогах (ЛИПА - ПИЛА).
  •  какие слова можно составить из букв данного слова СТВОЛ (ВОЛ, СТОЛ и др);
  •  собрать цепочку слов: ДОМ - МАК -КО Т- ТОПОР - РЫБА- АИСТ - ТУМАН -....

-назвать слово, в котором буквы расположены в обратном порядке: СОН-

нос, кот-ток....

-какой звук выпал из слова (на слух): СМЕХ-МЕХ... .

  1. Отгадать слово. Вместо всего слова пишется одна буква и точки. Ю.Заполнить схемы.(см приложение)
  1.  Вписать буквы в кружки. Например, из названий картинок взять третий звук. Какое слово получилось?
  2.  На слух из первых звуков слов собрать новое слово.
  3.  Назвать общий звук в парах слов. Из этих звуков собрать слово.
  4.  Раскладывание картинок в соответствии с графическими' схемами.
  5.  Игра на время: кто больше найдет и закроет кружками картинок на полотне с заданным звуком.
  6.  Подобрать слова к графической схеме.
  7.  Игра «Найди слово в схеме» (на карточке дана схема и несколько слов).
  8.  Назвать деревья (цветы, животных, одежду и т. д.) названия которых соответствуют данной схеме.
  9.  Отгадать, кто в каком домике живет: (подбор слов к схемам).
  10.  Из каких кормушек будет клевать зерна ГРАЧ, ГУСЬ, ГАЛКА.
  11.  Найти и доказать ошибки в схемах.
  12.  Зашифровать и расшифровать слова.
  1. Развитие навыка анализа и синтеза предложения.

Дети должны научиться определять место, количество, порядок слов в предложении.

1 . Придумать предложение по сюжетной картинке и определить количество слов.

  1.  Придумать предложение с заданным количеством слов.
  2.  Распространить предложение, увеличив в нем количество слов.
  3.  Составить графическую схему предложения.
  4.  Показать, какой схеме соответствует каждое предложение (предложения и схемы даны).
  5.  Составить предложения по схеме, опираясь на картинку:
  6.  Составить предложения, увеличивая каждое последующее на одно слово:
  7.  Придумать рассказ по сюжетной картинке. Проговорить вслух первое предложение. Сколько в нем слов? Записать.
  8.  Дописать предложения подходящими по смыслу словами с заданным звуком и схемой.
  9.  Выделить предложение из текста с определенным количеством слов.
  10.  Распространение предложений словами с заданным звуком.
  11.  Шифровка предложений.

Список литературы

  1.  Каше Г. А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения. 1965г.
  2.  Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. 1995г.
  3.  Алтухова Н.Г. научитесь слышать звуки. 1999г.
  4.  Ткаченко Т. А. Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте. 1999г.
  5.  Васильева С.А, Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников.2001г.
  6.  Кобзарева Л.Г, Резунова М.П, Юшина Т.Н. Коррекционная работа со школьниками с нерезко выраженным или общим недоразвитием речи на первом этапе обучения. 2001г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Логопедическая тема: Анализ и синтез на уровне слогов, слов и предложений....

Развитие фонематических функций как средство профилактики дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза слов у детей дошкольного возраста

Развитие фонематических функций как средство профилактики дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза слов у детей дошкольного возраста...

Игры и упражнения для профилактики дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у дошкольников с ОНР.

Представлен материал из опыта работы по профилактике дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у дошкольников с ОНР....

Профилактика акустической дисграфии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Статья по теме "Профилактика акустической дисграфии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза"...

Методические разработки " Некоторые направления логопедической работы при коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Логопедическая работа над развитием слогового анализа".

Данные методические разработки применяются автором на протяжении более 10 лет при работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. С первой категорией, как пролилактика нарушений пи...

Профилактика дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у дошкольников

Письменная речь формируется на основе устной и между ними существует тесное взаимодействие. В процессе письма мы должны каждый звук речи обозначить буквой, строго сохраняя их последовательность. ...

Профилактика дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у дошкольников с ОНР

Предупреждение дисграфии должно начинаться до начала обучения ребёнка грамоте. В профилактическу работу необходимо включать целенаправленное развитие высших психических функций, способствующих нормаль...