Профилактика дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у дошкольников с ОНР
статья по логопедии (подготовительная группа)

Предупреждение дисграфии должно начинаться до начала обучения ребёнка грамоте. В профилактическу работу необходимо включать целенаправленное развитие высших психических функций, способствующих нормальному овладению прцессами письма и чтения, сенсорных функциий, пространственных представлений,слуховых и зрительных дифференцировок, конструктивного праксиса, графомоторныхх навыков. Важное значение имеет своевременная коррекция нарушений устной речи, преодоление фонетического, фонетико-фонематического и общего недоразвития речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл disgafiya._analiz_i_sintez.docx20.77 КБ

Предварительный просмотр:

     Профилактика дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у дошкольников с ОНР. 

 Овладение письменной речью, орфографическими знаниями лежит в основе усвоения учебных программ в школе, однако, предпосылки формирования письменных навыков и умений формируются в дошкольном возрасте. Вместе с тем, педагоги отмечают, что дети старшего дошкольного возраста и младшего школьного часто испытывают серьезные трудности с овладением навыком письма.

Особое внимание на современном этапе при рассмотрении проблемы профилактики дисграфии уделяется речевому развитию детей с общим недоразвитием речи, поскольку в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к росту речевых нарушений у детей, при которых недостаточно сформированы основные компоненты речевой системы: лексическая, грамматическая, фонетико-фонематическая системы, связная речь.

       Признаками (предпосылками) будущей дисграфии являются следующие :

–отсутствие или неустойчивость слуховой дифференциации акустически близких звуков;

–замены в устной речи одних речевых звуков другими;

–несформированность к старшему дошкольному возрасте наиболее простых форм фонематического анализа слов;

–несформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза;

–несформированность к началу школьного обучения грамматических систем словоизменения и словообразования.

Именно эти пять признаков лежат в основе каждого из пяти наиболее часто встречающихся в практике логопедической работы видов дисграфии.

Согласно классификации Лалаевой Р.И., нарушение письменной речи включает в себя 5 форм (Р.И. Лалаева, 2004)

  • артикуляторно-акустическая дисграфия, связанная  с нарушениями звукопроизношения, проявляется в пропусках и заменах букв, соответсвующих пропускам и заменам в устной речи;
  • акустическая дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания, возникающая в следствие несформированности звукового анализа слов. При этом виде дисграфии звуки в устной речи произносятся правильно, а на письме фонетически близкие звуки заменяются сходными;
  • аграмматическая дисграфия, связанная с недоразвитием лексико-грамматического строя речи. Данный вид дисграфии может проявляться на уровне слова, словосочетания, предложения и текста;
  • оптическая дисграфия, возникающая как следствие недоразвития зрительного гнозиса и пространственных представлений. Выражается в искажениях и заменах букв на письме, особенно имеющих одинаковые элементы, или отличающиеся дополнительными элементами. Встречается также зеркальное написание
  • дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, проявляющаяся в искажении структуры слов и предложений в виде пропусков и перестановок букв или слогов, слияния или разрыва слов.

Направления коррекционной работы по профилактике дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза  у дошкольников с ОНР:

Языковой анализ и синтез предполагает: анализ предложений на слова и синтез слов в предложении; слоговой анализ и синтез; фонематический анализ и синтез.

Для предупреждения дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у дошкольника должны быть развиты следующие функции:

Развитие анализа структуры предложения.

С целью формирования умения определять количество, последовательность и место слов в предложении предлагаются детям следующие задания:

  1. Определить границы предложения в тексте.
  2. Придумать предложение по сюжетной картинке и определить количество слов в нем.
  3. Придумать предложение с определенным количеством слов.
  4. Увеличить количество слов в предложении.
  5. Составить предложение из слов, данных в беспорядке (например, даются слова играет, улице, на мальчик).
  6. Составить графическую схему предложения: слова в предложении обозначаются маленькими полосками.
  1. По графической схеме придумать предложение.
  2. Определить место слова в предложении (какое по счету указанное слово).

Развитие слогового анализа и синтеза.

Для усвоения навыков чтения и письма и профилактики дисграфии большое значение имеет умение разделять слово на составляющие его слоги. 

Для развития слогового анализа можно предложить следующие задания:

-Отхлопай слоги в словах

-Добавь слог

-Закончи слово

-Раз, два, три

-Слово бежало и слог потеряло

-Составь слово из слогов в беспорядке

-Добавь слог в середину слова

-Почини слова

-Определи пропущенный слог с опорой на картинку

-Слоговое домино

- Слоговое лото

-Слоговые кубики

-Слоговые домики

Для закрепления действия фонематического анализа и синтеза проводится работа  с использованием следующих заданий:

-Назови гласный звук в слове

-Выдели первый (последний звук) в слове

-Разложи картинки под гласными, согласными

-Разложи картинки под цифрами

-Назови только гласные звуки в слове

-Слова читай, буквы вставляй

-Расшифруй слова

-Гласные и согласные

-Кто в домике живёт

-Поезд

-Найди квартирку для буквы

-Ребусы

-Цветик -семицветик

     Предупреждение дисграфии должно начинаться еще до начала обучения ребенка грамоте. В профилактическую работу необходимо включать целенаправленное развитие высших психических функций, способствующих нормальному овладению процессами письма и чтения, сенсорных функций, пространственных представлений, слуховых и зрительных дифференцировок, конструктивного праксиса, графомоторных навыков. Важное значение имеет своевременная коррекция нарушений устной речи, преодоление фонетического, фонетико-фонематического и общего недоразвития речи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Логопедическая тема: Анализ и синтез на уровне слогов, слов и предложений....

Развитие фонематических функций как средство профилактики дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза слов у детей дошкольного возраста

Развитие фонематических функций как средство профилактики дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза слов у детей дошкольного возраста...

Игры и упражнения для профилактики дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у дошкольников с ОНР.

Представлен материал из опыта работы по профилактике дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у дошкольников с ОНР....

Профилактика дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у дошкольников

В статье раскрываются последовательность и виды работ по профилактике дисграфии на почве нарушени языкового анализа и синтеза у дошкольников....

Профилактика акустической дисграфии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Статья по теме "Профилактика акустической дисграфии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза"...

Методические разработки " Некоторые направления логопедической работы при коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Логопедическая работа над развитием слогового анализа".

Данные методические разработки применяются автором на протяжении более 10 лет при работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. С первой категорией, как пролилактика нарушений пи...

Профилактика дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у дошкольников

Письменная речь формируется на основе устной и между ними существует тесное взаимодействие. В процессе письма мы должны каждый звук речи обозначить буквой, строго сохраняя их последовательность. ...