Предупреждение дисграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Обучение детей письму в школе во многом зависит от того, какую подготовку пройдет ребенок в детском саду. У детей с нарушениями речи трудности в овладении письмом отмечаются значительно чаще, чем у детей с нормальной речью. Нарушения письма у детей с нарушениями речи носят стойкий характер на протяжении всего процесса начального обучения.
Таким образом, чтобы у младших школьников не возникли дисграфические ошибки письма, важно своевременно предупредить их у детей дошкольного возраста, точно определяя причины их возможного возникновения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.12 КБ

Предварительный просмотр:

Предупреждение дисграфии

у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Обучение детей письму в школе во многом зависит от того, какую подготовку пройдет ребенок в детском саду. У детей с нарушениями речи трудности в овладении письмом отмечаются значительно чаще, чем у детей с нормальной речью. Нарушения письма у детей с нарушениями речи носят стойкий характер на протяжении всего процесса начального обучения.

Частичное специфическое нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма называется дисграфией.

Основным симптомом    дисграфии считается наличие стойких специфических ошибок, которые можно сгруппировать следующим образом: искажения и замены букв; искажения звуко-слоговой структуры слова; нарушение слитности написания отдельных слов в предложении; аграмматизмы на письме. Специфические ошибки письма, т.е. ошибки, не связанные с применением грамматических правил, при отсутствии логопедического воздействия сохраняются в письме школьников и в последующие годы обучения. Из сказанного вытекает важность раннего выявления, а также предупреждения дисграфии.

В отечественной логопедии наиболее разработаны вопросы, связанные с изучением артикуляционно-фонематической и акустико-фонематической дисграфии у детей с нарушением речи. А вот механизмы возникновения оптико-пространственной дисграфии, методы и приемы ее предупреждения у детей изучены и обоснованы недостаточно.

Для осуществления сложного процесса письма необходимо:

  1. Осуществить звуковой анализ слова, выделить отдельные звучания и превратить звуковые варианты в фонемы.
  2. Перевести выделенные фонемы или их комплексы в зрительно-графическую схему. Если предварительный звуковой анализ был проведен верно, то перешифровка звуков речи в буквы не вызовет особых трудностей.
  3. Превращение подлежащих написанию оптических знаков – букв, в нужные графические начертания.

В основе оптико-графической дисграфии лежит нарушение зрительного и зрительно-пространственного восприятия. В логопедической работе по предупреждению нарушений письма, связанных с дефектами пространственного восприятия у старших дошкольников, можно выделить следующие этапы работы:

  1. Восприятие схемы собственного тела.
  2. Формирование пространственных представлений с опорой на правую руку.
  3. Восприятие отношений между предметами и их группами.
  4. Пространственная ориентировка в объектах, развернутых на 180 градусов.
  5. Восприятие пространственных признаков предметов (формы, величины) и параллельное развитие зрительного восприятия.

Таким образом, чтобы у младших школьников не возникли дисграфические ошибки письма, важно своевременно предупредить их у детей дошкольного возраста, точно определяя причины их возможного возникновения.

 Литература

  1. Вопросы логопедии: Недостатки речи, чтения и письма у учащихся младших классов / Под редакцией Р.Е. Левиной. – М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1959. – 253 с.
  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1997. – 240 с.
  3. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М., 1960. – 272 с.
  4. Ефименкова Л.Н. и др. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. – М.: 1972. – 120 с.
  5. Лалаева Р.И. Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: Учебно-методическое пособие. – Санкт-Петербург: Издательство «Союз», 2001. – 224 с.
  6. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. – М.: Издательство академии педагогических наук РСФСР, 1950. – 84 с.
  7. Ляудис В.Я., Негурэ И.П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 150 с.
  8. Репина З.А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи: Учебное пособие. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 1995. – 121 с.
  9. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 1997. – 256 с.
  10. Филатова И.А. Развитие пространственного гнозиса у дошкольников с нарушениями речи: Учебное пособие. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2000. – 35 с.
  11. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО Модек, 2000. – 304 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ МОДЕЛИРОВАНИЕ РАССКАЗЫВАНИЯ»

«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ МОДЕЛИРОВАНИЕ РАССКАЗЫВАНИЯ»...

Методические рекомендации "Развитие связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи"

Основной целью методических рекомендаций по развитию связной речи  детей старшего дошкольного возраста является привлечение родителей к развитию связной речи у детей старшего дошкольного во...

Особенности развития грамматического строя речи у старших дошкольником с общим недоразвитием речи

В данной статье рассматриваются периоды формирования грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи....

Дидактическая игра как средство коррекции устной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в совместной непосредственно- образовательной коррекционной деятельности учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы.

Дидактическая игра как средство коррекции устной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в совместной непосредственно- образовательной коррекционной деятельности учителя-лого...

Проект "Создание модели оптимизации развития связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи"

Целью данного проекта является создание модели оптимизации развития связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР в условиях речевой группы ДОУ. Наш проект предполагает осуществление коррек...

Конспект открытого логопедического занятия по предупреждению дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи

Открытое логопедическое занятие.Тема занятия: Предупреждение дисграфии у дошкольников 5-6 лет с общим недоразвитием речи. Задачи:Коррекционно-образовательные:Профилактика  дисграфии...