Конспект открытого логопедического занятия по предупреждению дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Богачева Виктория Германовна

Открытое логопедическое занятие.

Тема занятия: Предупреждение дисграфии у дошкольников 5-6 лет с общим недоразвитием речи. 

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Профилактика  дисграфии  у детей с ОНР; закрепление характеристик изученных звуков, закрепление  понятий  «звук», «слог». Характеристика звуков, их дифференциация (согласный - гласный,  твердый–мягкий). Закрепление навыка звукового анализа и синтеза слов; развитие понимания логико-грамматических структур.

Коррекционно-развивающие:

Активизация  речевой  деятельности; развитие  речевого  слуха,  фонематического,  зрительного  и  слухового восприятия, совершенствование  зрительно-пространственных представлений; зрительного внимания, психических процессов.

Коррекционно-воспитательные;

Развитие   навыков сотрудничества, взаимодействия, воспитание способности к сопереживанию. Воспитание навыков взаимообщения и взаимопонимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_detskiy_sad.docx136.86 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: Предупреждение дисграфии у дошкольников с ОНР

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Профилактика  дисграфии  у детей с ОНР; закрепление характеристик изученных звуков,

закрепление  понятий  «звук», «слог». Характеристика звуков, их дифференциация (согласный - гласный,  твердый–мягкий). Закрепление навыка звукового анализа и синтеза слов; развитие понимания логико-грамматических структур.

Коррекционно-развивающие:

Активизация  речевой  деятельности; развитие  речевого  слуха,  фонематического,  зрительного  и  слухового восприятия, совершенствование  зрительно-пространственных представлений; зрительного внимания, психических процессов.

Коррекционно-воспитательные;

Развитие   навыков сотрудничества, взаимодействия, воспитание способности к сопереживанию. Воспитание навыков взаимообщения и взаимопонимания.

Оборудование: письмо, картинки с изображением времен года, карточки с изображениям частей букв,  карточки с изображением букв наложенных друг на друга, предметные картинки с изображением саней, апельсина, кота, лисы, собаки,  фишки для звукового анализа, карточки с пиктограммами погоды, смайлики,  магнитная касса, магнитная доска, коврики для занятий йогой, мяч.

Ход занятия

1.Организационный момент

Звучит музыка. Дети входят в зал. Становятся перед гостями.

Логопед. Ребята, у нас сегодня гости, давайте поздороваемся с ними.

Мимическое упражнение «Обмен приветствиями»:

- только глазами

- только головой

- Только руками, только плечами

-Только словами.

Логопед: Садитесь.

Логопед: К нам сегодня принесли очень необычное письмо. Кто прочитает, что здесь написано? Один из детей читает: «Ребятам подготовительной группы «Семицветики».

Логопед: Слушайте. «Здравствуйте, ребята! Пишут вам жители Сказочной страны Букляндии. У нас случилась беда. На нашу страну напал злой волшебник Буквоед. Заколдовал буквы, слова и предложения. Помогите нам, пожалуйста, все расколдовать и спасти страну от гибели! Все жители страны Букляндии».

- Ну как, ребята, поможем? Для этого вы должны быть очень внимательными, собранными и  выполнить все задания.

Дети: Конечно! Поможем!

- Встаньте. (Дети становятся по пространству группы)

2. Упражнение «Что увидел?»

Логопед: Какие предметы находятся справа от тебя, Максим? Слева от тебя, Ксюша? Сзади от тебя, Джамал?

3. Игра «Расставь по-порядку»

Логопед: Отгадайте загадку:

Я раскрываю почки в зелёные листочки.

Деревья одеваю, посевы поливаю,

Движения полна, зовут меня… (Дети: весна)

Правильно, это весна.

- А какое время года было перед весной? Какое наступит после весны?

4. Игра «Живые времена года». 

Предлагаю вам поиграть.  На этих карточках нарисованы времена года. Я раздам карточки четверым из вас  и  поставлю детей в неправильной последовательности. А вы должны расставить  их по-порядку, чтобы получилась правильная последовательность времен года.

5. Игра «Назови братца»

(Дифференциация звуков по твердости и мягкости)

Логопед: Расколдуйте звуки. Твердому брату нужно назвать его пару - мягкого брата, а мягкому брату назвать твердого брата. (Логопед называет твердые звуки, дети в ответ мягкие. И наоборот)

Логопед: Молодцы, спасли звуки!

6. Упражнение «Графический диктант».

Логопед: А вот и новое задание! Присаживайтесь за столы. Я буду говорить, куда нужно вести линию, а вы должны нарисовать букву.

На листочках стоят точки. От нее под диктовку ведите линию по клеточкам: 5 клеточек вниз, 1 – вправо, 4 вверх, 2 – вправо, 1 – вверх, 3 - влево. Какая буква получилась? (Г). Заштрихуйте ее.

7. Упражнение «Буква сломалась».

А на этих карточках у букв не хватает элементов.   Добавьте недостающий элемент, чтобы получилась целая буква. (Приложение 1)

 -Какие буквы у вас получились? Дети называют.

8. Упражнение «Посчитай все буквы».

 - Ребята, внимательно посмотрите и выделите все буквы, написанные на фоне другой. Посчитайте, сколько их здесь всего спряталось? Молодцы! Расколдовали буквы. (Приложение 2)

9. Игра «Придумай словечко на заданный слог».

Логопед: Составьте слог по первым звукам. Что такое слог? Правильно, это кусочки, из которых складываются слова.

Что у вас получилось? Правильно – СА. А теперь придумайте слова с заданным слогом: сахар, лиса, салют и т.д.

10. Игра «Подбери слово к схеме». 

- Ребята, звуки соединяются в слоги, а слоги в слова. Но Буквоед  заколдовал слова и теперь они все время рассыпаются на слоги. Чтобы их расколдовать, нужно правильно подобрать схемы к словам: лиса, кот, собака.

Дети выполняют.

11. Фонационная дыхательная гимнастика «Ежата»

Логопед: Все жители Волшебного Города очень любят заниматься спортом. Давайте и мы немного разомнемся:

  1. Лежа животом на ковре, руки на затылке. Произносить: «Ф-Ф-Ф», стараясь оттолкнуться животом от пола
  2. Стоя, поочередно дотягиваться локтем правой руки до колена левой ноги. И одновременно произносить: Ф-Ф-Ф. И наоборот.
  3. Наклоняться, стараясь руками коснуться пола и произносить одновременно: Ф-Ф-Ф.

12. Игра «Продолжи цепочку».

Логопед:

- Составьте цепочку из названий животных. Нужно назвать не только свое животное, но и названия животных, которых ребята назвали до вас. Вы справились с этим непростым заданием. Вернемся за столы.

13. Игра «Погода в Волшебном Городе».

Логопед: Я показываю пиктограммы с изображением погоды, а вы должны как можно быстрее в заданном порядке воспроизвести символы погоды на своих листочках. (Приложение 3)

-Молодцы быстро и точно выполнили задание.

14. Игра «Заучи считалку».

Раз, два, три, четыре, пять,
Будем в прятки мы играть.
Небо, звёзды, луг, цветы —
Выходи из круга ты!

- Когда будете говорить, то каждое слово нужно «дирижировать».

15. Упражнение «Разведчики»

Логопед: Превращаемся в «разведчиков». Каждый из вас примет свою позу. Один из вас - разведчик. Он постарается запомнить позы всех участников. После этого «разведчик выйдет из комнаты. В это время все остальные немного изменяют свою позу или внешний вид. «Разведчик» должен угадать, что изменилось.

16. Игра «Прочитай слова!».

Логопед: А вот и последнее задание.! Злой Буквоед сделал так, что все слова слились вместе. Стало невозможно понять, о чем написано в книге. Прочитайте эти слова. (Приложение 4)

Молодцы, ребята, вы отлично справились со всеми заданиями и прогнали Злого Буквоеда. Жители Волшебного Города теперь  могут спокойно жить дальше.

Итог. Ребята, что вы сегодня делали на занятии? Какое задание вам понравилось больше всего? В какую игру вы бы хотели поиграть с родителями? Молодцы! А теперь прощаемся с гостями и возвращаемся к себе в группу.

Приложение 1

I         V       II

Приложение 2

https://i.mycdn.me/image?id=858278681903&t=3&plc=WEB&tkn=*Bo8DeiWBI8QTYtvYFGEUy7ua73w

СОМУСЫВОДА

Приложение 3

Пиктограммы погоды

Картинки по запросу графические символы погоды

Приложение 4              

СОМУСЫВОДА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА Автор: Дедушкина Ирина Викторовна...

Непосредственно образовательная деятельность. Образовательная область «Коммуникация». Конспект коррекционного логопедического занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи

Цель: развитие коммуникативных возможностей детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием приемов макетирования (на основе  универсального макета «Город»).Задачи:а). Коррекционно...

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи «Весна идёт».

Уточнить и расширить словарь по теме «Весна». Совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с прил...

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи.

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи....

конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи.

Предлагаемаяая авторская разработка занятия по формированию звукопроизношения составлена с учётом возраста детей группы, логопедического заключения, разработана на основе традиционных способов и приём...

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи "Зима. Обобщающее занятие"

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи "Зима. Обобщающее занятие"...

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи "Осень. Обобщающее занятие"

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи "Осень. Обобщающее занятие"...