Лекционное занятие для воспитателей «Технологии здоровьесбережения в дошкольном учреждении»
консультация на тему

Формирование представлений о здоровьесберегающих технологиях и возможностях их применения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektsiya_dlya_vospitateley.docx27.53 КБ

Предварительный просмотр:

Лекционное занятие для воспитателей

«Технологии здоровьесбережения в дошкольном учреждении»

Цель: формирование представлений о здоровьесберегающих технологиях и возможностях их применения.

Задачи:

- конкретизировать в представлении педагогов понятия: «здоровье», «технология», «здоровьесберегающие технологии»;

- формировать знания о формах осуществления здоровьесберегающей деятельности в дошкольном образовательном учреждении;

-  рассмотреть средства здоровьесберегающих технологий.

Норма времени: 1 час

Тип занятия: лекция

Материал: тесты

Список используемой литературы и источников:

Буршит Л.М. Использование здоровьесберегающих развивающих технологий в дошкольном образовательном учреждении // Инструктор по физкультуре. - 2011. - № 8. С. 16-18.

Журавлёва С.Ю. Здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности дошкольников. // Инструктор по физкультуре. - 2012. - № 2. С. 96.

Радионова Л.В. Здоровьесберегающие технологии в дошкольных образовательных учреждениях: Учебное пособие. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011. – 124 с.

Соловова Н.А. Управление здоровьесберегающей деятельностью в детском общественном объединении. / Н.А. Соловова, Н.А. Епифанова // Инструктор по физкультуре. - 2014. - № 4. С. 6-8.

Изотова Н.А. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовательном учреждении. – [Электронный ресурс] – Код доступа: http:// nadezhdaizotova.ucoz.ru (дата обращения 26.10.2015)

Этапы лекции

Время

Ход лекции

Вводная часть

10 мин.

Здоровье – одна из главных ценностей человека. Однако в последние годы медицинская статистика свидетельствует о том, что количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается, и в школу поступают  только несколько процентов здоровых первоклассников. Причины самые разные: от объективных факторов (нарушение экологии) до субъективных (снижение двигательной активности, несбалансированное питание, психологическое перенапряжение, отсутствие личной заинтересованности в сохранении здоровья).

Вырастить здорового человека - задача трудная и ответственная. Всем известно, что именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья: происходит становления всех жизненно важных систем и психических функций организма, развиваются его адаптивные механизмы, мелкая и крупная моторика, повышается устойчивость к воздействию внешних факторов, формируются основные физические качества, выносливость и работоспособность, приобретаются культурно-гигиенические навыки, нарабатываются приёмы самообслуживания.

Именно в этом возрасте зарождаются предпочтение, привычки, представления, черты характера ребёнка, от которых будет зависеть образ жизни человека в дальнейшем.

О здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психического развития, высокой умственной и физической работоспособности. Согласно определению ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), «здоровье – это полноценное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Образ жизни – социальная категория, включающая качество, уклад и стиль жизни».

ДОУ – первое звено непрерывного здоровьесберегающего образования.

Цель работы педагогического коллектива детского сада по здоровьесбережению это – оздоровление детей. Что предполагает создание условий, которые помогут каждому ребёнку стать телесно и психически здоровым, творчески активным, радостным, энергичным, деятельным. Работа по формированию у воспитанников знаний о ЗОЖ, навыков поведения по сохранению и укреплению здоровья должна проводиться, как на занятиях, так и во время игры, режимных моментов, взаимодействие с семьёй. Все направления работы по сохранению, формированию и укреплению здоровья ребёнка интегрируются в так называемых здоровьесберегающих технологиях, предоставляющих совокупность педагогических, психологических и медицинских         воздействий,           формирование

ценностного к нему отношения.

Главная часть

35 мин.

Что же такое технология?

Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности.

Здоровьесберегающие технологии: понятие, цель и задачи.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании, применительно к ребёнку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека,  знаний  о  здоровье  и  умений     оберегать,

поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической помощи себе и другим. Применительно к взрослым – содействия становления культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей дошкольного образовательного учреждения и валеологическому просвещению родителей.

Здоровьесберегающая деятельность в дошкольном образовательном учреждении осуществляется в следующих формах.

Медико-профилактические технологии. Медико-профилактическая деятельность обеспечивает сохранения и приумножения здоровья детей под руководством медицинского персонала дошкольного образовательного учреждения в соответствии с медицинскими требованиями и нормами и использованием медицинских средств.

Задачи этой деятельности организовать:

-   мониторинг здоровья детей;

- разработку рекомендаций по оптимизации детского здоровья;

- контроль за питанием детей, физическим развитием, закаливанием;

- профилактические мероприятия (иммунизация, полоскание горла);

-   помощь в обеспечении требований СанПиНа;

- здоровьесберегающую среду в дошкольном образовательном учреждении.

Мониторинг за состоянием здоровья и физическим развитием детей осуществляется медицинскими работниками детского сада. Вся работа по физическому воспитанию детей в дошкольном образовательном учреждении строится с учётом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Для этого на основании индивидуальных медицинских карт врач дошкольного учреждения составляет по каждой возрастной группы сводную схему, которая помогает воспитателям и медицинским работникам иметь чёткую картину о состоянии здоровья детей всей группы и каждого ребёнка в отдельности.

Физкультурно-оздоровительная технология.        Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка.

Задачи этой деятельности:

-   развить физические качества;

- контролировать двигательную активность и становление физической культуры дошкольников;

-   формировать правильную осанку;

- осуществлять профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата;

-  прививать привычку повседневной физической активности;

- оздоравливать при помощи средств закаливания.

Физкультурно-оздоровительная деятельность осуществляется инструктором по физической культуре на занятых по физическому воспитанию, а также педагогами в виде различных гимнастик, физкультминуток, динамических пауз и другой оздоровительной деятельности.

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка. Задачи этой деятельности – обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье; обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника. В данной деятельности взаимодействуют диагностическое, консультативное, коррекционно-развивающее, лечебно-профилактическое и социальное направления.

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов. На улучшения здоровья малышей, их благоприятное физическое развитие влияет весь уклад жизни ребёнка в детском саду, заботливое и внимательное отношение к нему взрослых. Поэтому большое внимание в дошкольном образовательном учреждении уделяется подбору и расстановке кадров на группы с учётом их деловых качеств, опыта и психологической совместимости.

Педагог,   воспитывающий    культуру    здоровья

ребёнка и родителей, прежде всего сам должен быть здоров, иметь валеологические знания.

Технология валеологического просвещения родителей. Здоровый образ жизни ребёнка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребёнка.

Информационно – просветительская деятельность выражается в формировании у родителей здорового образа жизни как ценности, а также в знакомстве родителей с различными формами работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении, информировании о состоянии здоровья и физическом развитии, об уровне двигательной подготовленности их ребёнка; привлечение родителей к участию в различных совместных физкультурных досугах и праздниках.

В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей разработана система мероприятий, к которым относятся: родительские собрания, консультации, конференции, конкурсы, спортивные праздники, праздники здоровья, семейный клуб, папки-передвижки, беседы, нетрадиционные формы с родителями, практические показы (практикумы).

Здоровьесберегающие образовательные технологии.  Этот   вид    деятельности    предполагает

воспитание валеологической культуры, или культуры здоровья, дошкольников. Её цель – формирование у ребёнка осознанного отношения к здоровью и жизни, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать его.

Образовательная деятельность предполагает проведение занятий и бесед с дошкольниками о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, функционировании организма и правилах заботы о нём.

Основной показатель, отличающий все здоровьесберегательные образовательные технологии, - регулярная диагностика состояния здоровья воспитанников, что позволяет сделать соответствующие выводы о здоровье детей.

Средства здоровьесберегающих технологий.

Для достижения целей здоровьесберегающих технологий в образовании применяются следующие группы средств:

- средства двигательной направленности: физкультурные упражнения, физкультминутки, гимнастика (пальчиковая, дыхательная, оздоровительная), подвижные игры, массаж, самомассаж и другие;

- оздоровительные силы природы: проведение занятий на свежем воздухе, солнечные и воздушные ванны, водные процедуры;

-  гигиенические        факторы:           выполнение

санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами, личная и общественная гигиена, проветривание и влажная уборка помещений, соблюдение режима дня, обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни.

Подготовка к здоровому образу жизни ребёнка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.

Заключительная часть

15 мин.

Сегодня мы с вами рассмотрели технологии здоровьесбережения в дошкольном образовательном учреждении, узнали их составляющие элементы. И можно сделать вывод, что при применении такой системной работы результатом будет являться – снижение заболеваемости, улучшение психологического климата в дошкольном образовательном учреждении, развитие сотрудничества персонала с родителями воспитанников, что в конечном итоге положительно повлияет на физическое и психологическое здоровье детей.

Для проверки пройденного материала я предлагаю вам пройти тест (приложение).

Приложение

Тест по теме «Технологии здоровьесбережения в дошкольном учреждении»

1.Дайте научную формулировку понятия здоровье согласно Всемирной организации здравоохранения:

А. Здоровье – это полноценное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней или физических дефектов;

Б. Здоровье – одна из главных ценностей человека;

В. Здоровье — состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции.

2. Что такое технология?:

А. Технология — совокупность методов, процессов и материалов, используемых в какой-либо отрасли деятельности;

Б. Технология - комплекс научных и инженерных знаний, воплощенных в способах и средствах труда;

В. Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным педагогическая.

3.Определите задачи здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

А. Задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов;

Б. Задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей;

В. Задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей.

4.Какую цель преследуют здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании?

Применительно к детям:

Применительно к взрослым:

5.Перечислите формы здоровьесберегающей деятельности, применяемые в дошкольном учреждении.

6.Формирование правильной осанки, профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, оздоровление при помощи средств закаливания это задачи:

А.Медико-профилактической технологии;

Б.Здоровьесберегающей образовательной технологии;

В.Физкультурно-оздоровительной технологии.

7.К элементам медико-профилактической технологии относятся:

А.Мониторинг здоровья детей, контроль за питанием, физическим развитием, закаливанием;

Б. Мониторинг здоровья детей, контроль за питанием, обеспечение эмоционального комфорта;

В. Мониторинг здоровья детей, контроль за питанием, воспитание валеологической культуры.

8.Средства здоровьесберегающих технологий:

А. Средства двигательной направленности, оздоровительные силы природы;

Б. Средства двигательной направленности, оздоровительные силы природы, гигиенические факторы;

В. Средства двигательной направленности, гигиенические факторы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии здоровьесбережения в дошкольной образовательной организации

ТЕХНОЛОГИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИВ дошкольных учреждениях всегда уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой гл...

Консультация для воспитателей "Технологии здоровьесбережения в ДОУ"

Основная задача коррекционно-педагогической работы – укрепление физического здоровья детей и формирование у них уверенности, красивой осанки с использованием нетрадиционных форм и методов оздоровления...

Новые подходы и технологии здоровьесбережения в дошкольной образовательной организации

Новые  подходы и технологии здоровьесбережения в дошкольной образовательной организации...

Консультация для воспитателей «Технологии здоровьесбережения в ДОУ»

Важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией....

Доклад для родителей и воспитателей "Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском дошкольном учреждении".

Доклад для родителей и воспитателей "Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском дошкольном учреждении"....

Из опыта работы. ГМО педагогов эстетического цикла "Использование цифровых технологий в работе воспитателя по ИЗО деятельности дошкольного учреждения"

Использование компьютера, на занятиях изобразительного искусства, становится наиболее естественным, благодаря такому неподдельному детскому интересу. Компьютер удачно интегрируется со всеми образовате...

Консультация для воспитателей «Технологии здоровьесбережения в ДОУ»

Внедрение новых здоровьесберегающих технологий в деятельность ДОУ...