Новые подходы и технологии здоровьесбережения в дошкольной образовательной организации
методическая разработка по теме

Евсикова Ольга Михайловна

Новые  подходы и технологии здоровьесбережения в дошкольной образовательной организации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdoroveserezhenie.docx32.1 КБ

Предварительный просмотр:

Новые  подходы и технологии здоровьесбережения в дошкольной образовательной организации

Проблема рождения здорового ребенка, его воспитание  и обучение давно вышла за рамки медицинской и превратилась в социальную [5]. Еще в IX веке  великий  ученый  Востока  Абу Али Ибн Сина, известный в Европе под именем Авиценна писал, что самое главное в решении сохранения здоровья есть занятия физическими упражнениями; уместно и своевременно занимающийся физическими упражнениями, направленными на устранение болезни, не нуждается ни в каком лечении, бросивший заниматься физическими упражнениями часто чахнет, ибо сила его организма слабеет вследствие отказа от движений  [3].

В условиях внедрения Федеральных образовательных стандартов дошкольного образования важнейшей из задач является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) [1].

Различными авторами вопросы формирования, сохранения и укрепления здоровья  рассматривается с разных позиций. Можно выделить три основные подхода к решению проблемы сохранения и улучшения здоровья детей дошкольного возраста [4].

Информационный подход предполагает обучение учащихся основам профилактики возможных заболеваний, передачу детям базовых знаний о здоровье, вредных и полезных привычках.

Подход, направленный на снижение неблагоприятного воздействия внешних факторов, которые действуют в детском саду  и отражаются на здоровье. Сильнейшим фактором, влияющим на здоровье ребенка, выступает негативное воздействие действующей системы обучения. Большие физические и психические нагрузки на ребенка, возникающие в ходе образовательного процесса, также ведут к ослаблению его здоровья. В основу подхода положена  личностно-ориентированная педагогика.

Для подхода формирования здоровой личности основой служит создание такой системы дошкольного образования, которая во-первых, противостоит негативным влияниям на здоровье; во-вторых, позволяет ребенку развивать свои собственные стремления и за счет этого реализовываться как личность.

        Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, и как совокупность приемов, форм и методов организации образования дошкольников, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье воспитанников и педагогов.

Защитно-профилактические технологии, направленные на защиту человека от неблагоприятных для здоровья воздействий. Это, в частности, выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами [2]; поддержание чистоты и проведение прививок с целью предупреждения инфекций; ограничение предельного уровня учебной нагрузки, исключающего наступление состояния переутомления воспитанников; использование страховочных средств и защитных приспособлений в спортзалах с целью профилактики травматизма и т.п.

Компенсаторно-нейтрализующие восполняют недостаток того, что требуется организму для полноценной жизнедеятельности, или хотя бы частично нейтрализовать негативные воздействия в тех случаях, когда полностью защитить человека от них не представляется возможным. Это, например, проведение физкультминуток и физкультпауз, позволяющих в какой-то мере нейтрализовать неблагоприятное воздействий статичности непосредственно образовательной деятельности, недостаточность физической нагрузки, эмоциональные разрядки и "минутки покоя", позволяющие частично нейтрализовать стрессогенные воздействия, снять психоэмоциональное напряжение.

Стимулирующие технологии позволяют активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния. Типичные примеры - температурное закаливание, физические нагрузки.

Информационно-обучающие технологии обеспечивают детям необходимый уровень грамотности для эффективной заботы о своем здоровье, помогают в воспитании культуры здоровья. Сюда относятся образовательные, просветительские и воспитательные программы, адресованные воспитанникам, их родителям и педагогам.

По организационным особенностям здоровьесберегающие приемы и методы, используемые в образовательных учреждениях могут быть подразделены на обеспечивающие и реконструирующие.

Обеспечивающие создают необходимые условия проведения образовательного процесса и по большей части регламентированы в СанПиНаХ. Вторые нацелены на привнесение новых элементов, условий, не предусмотренных нормативными документами. Например, организация в детском саду фитобара, кабинета физиотерапии, цветовой подсветки в групповых помещениях, аудиосопровождения образовательной деятельности, оздоровительно-психологических тренингов для воспитанников и педагогов и т.п.

Педагогические (психолого-педагогические) технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье дошкольника - на информационном, психологическом и биоэнергетическом уровнях.

Социально адаптирующие и личностно развивающие технологии обеспечивают формирование и укрепление психологического здоровья воспитанников, повышение ресурсов психологической адаптации личности. Сюда относятся разнообразные социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики. Решающая роль здесь принадлежит педагогу-психологу [4].

Таким образом, можно сделать вывод, что использование здоровьесберегающих подходов и технологий в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения положительно влияет на гармоничное физическое развитие детей дошкольного возраста, сохранение и укрепление их психофизического здоровья.

Список литературы

          1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

2.СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.rg.ru/2013/07/19/sanpin-dok.html

3.Абу ибн Сина. Трактат по гигиене / Абу ибн Сина –Ташкент, 1982 – 76с.

4.Классификация здоровьесберегающих технологий [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://68cdo.ru/moodle/mod/page/view.php?id=572

5.Седых, Н.В. Здоровьесберегающие технологии  в дошкольных учреждениях Волгограда/Н.В.Седых//Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2012.- №1. – с.49-57.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии здоровьесбережения в дошкольной образовательной организации

ТЕХНОЛОГИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИВ дошкольных учреждениях всегда уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой гл...

ТЕХНОЛОГИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В дошкольных учреждениях всегда уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и о...

Основные принципы внедрения и реализация оздоровительных технологий в деятельность дошкольных образовательных организаций.

Основные принципы внедрения и реализация оздоровительных технологий в деятельность дошкольных образовательных организаций....

Статья "Кодирование информации как одна из образовательных технологий, используемых в дошкольной образовательной организации"

Педагогическое воздействие на развитие речи дошкольников является сложным этапом.  Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о ра...

Консультация для родителей «Применение информационно-коммуникационных технологий в условиях дошкольной образовательной организации»

Цель: Оказание консультативно-профилактической помощи родителям, повышение педагогической компетентности родителей....

Консультация для родителей. " Особенности внедрения тренинговых технологий в работу дошкольных образовательных организаций."

Почему так важно использовать современные образовательные технологии в ДОУ? Когда мы говорим об образовательных технологиях, о действительно качественных и отвечающих новому миру современных образ...