Оздоровительно-развивающая работа в старшей группе ДОУ
материал (старшая группа) на тему

Чернова Наталья Викторовна

В основе данной работы лежит "Развивающая педагогика оздоровления" В.Т.Кудрявцева и Б.Б.Егорова

"Ходьба и движение способствуют игре мозга и работе мысли" Ж.Ж.Руссо

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ozdorovlenie_detey.docx30.43 КБ

Предварительный просмотр:

   Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение    

                                        детский сад "Светлячок"  

                              г. Первомайск Нижегородской области

           

                                               

                     

             Оздоровительно-развивающая работа

                           в старшей группе ДОУ

с учетом «Развивающей педагогики оздоровления» В.Т.Кудрявцева, Б.Б.Егорова

                                                                                             Воспитатель

                                                                                             Чернова Н.В.

         Педагогика оздоровления – это радикальная гуманитаризация всей проблематики психического и физического здоровья современного ребёнка-дошкольника (В.Т.Кудрявцев, Б.Б.Егоров)

                Выделяются 2 основных линии оздоровительно-развивающей работы:

Приобщение к физической культуре

Развивающие формы оздоровительной работы.

       Данные линии (направления) реализуются не только в образовательной деятельности по образовательной области «Физическая культура», но и в течение всего дня пребывания детей в ДОУ, в режимных моментах, в процессе различных видов детской деятельности и между ними.

                                             Особенности двух основных линий:

     1.Подход к работе как к творческому процессу –

       Одновременно с формированием двигательных умений  -  творческое преобразование обыденного двигательного опыта ребёнка и эталонов движения. (Двигательные «перевёртыши», придумывание новых двигательных образов).

    2. Формирование двигательного воображения и осмысленной моторики.

       Имеющийся двигательный опыт должен стать для дошкольника объектом освоения, преобразования, оценки. (Специальные игровые задания, выполняя которые, ребёнок должен преодолеть стереотип действия с каким-либо предметом; придумывание названий выполняемым движениям; в процессе подвижных игр создание ситуации разрыва двигательной деятельности, в которой ребёнок сталкивается с необходимостью оперативно перестраивать образы, соответствующие первоначально принятой игровой роли; «разговор» с собственным телом – обращение к ручкам, ножкам, похвала и поддержка частям тела, отвечающим за движения).

     3. Развитие выразительности движений и их эстетическое оформление.

        Широкое использование двигательных инсценировок; символизация движений, задания на перевоплощение; сопряжение движения и музыки, восприятие музыки через движение; пантомимическое воспроизведение музыкальных звуков в отсутствие самой музыки.

Старшая группа.

                      1-ое направление - приобщения к физической культуре

        УПРАЖНЕНИЕ  И  ЗАДАНИЯ  НА  РАЗВИТИЕ  ОСНОВНЫХ  ДВИЖЕНИЙ.

Ходьба.

- С имитацией походки животных и людей в зависимости от их внутреннего состояния (печаль, радость и т.п.) и возраста.

- Произвольная ходьба под лёгкую и грациозную музыку. Игровые упражнения «Великан» (с поднятыми вверх руками), «Сбор цветов» (с наклонами), «Михайло Потапыч» (на четвереньках с выпрямленными ногами).

- С изменением положения рук – с мячом и скакалкой и без них. Игровые упражнения «Самолёт», «Толкаем груз».

- Задания на построение символических движений: передача посредством ходьбы образов движения времени (время суток,  времён года).

- Ходьба по усложнённым лабиринтам.

- Спиной вперёд по доске шириной 10 см.

- Контурное изображение различных предметов следами на влажном песке, снегу.

- Самостоятельное придумывание разных вариантов игровой ходьбы и названий для них.

- Игровое упражнение «Живая лента» - ходьба приставным шагом, взявшись за руки то в одну, то в другую сторону.

- Групповая ходьба: изображение движения стрелок часов, поездов, реки и т.п.

Бег.

 - Под лёгкую и грациозную музыку в разных направлениях, разными способами (на носках, с поднятыми коленями, широкими и мелкими шагами, с поднятыми вверх руками и выпрямленной спиной, с прыжками); концентрация внимания на ощущениях, возникающих при этом; умение «слушать ноги».

- Стремительный бег в разных направлениях под быструю и энергичную музыку. Изменение характера и темпа бега по сигналу в связи с вхождением в образы различных животных. Бег, ходьба, ползание с вхождением в образы персонажей сказки В.Бианки «Как муравьишка домой спешил».

- Бег по усложнённым лабиринтам. Бег с преодолением препятствий в виде предметов путём их обегания и перепрыгивания, пролезания под ними.

- Непрерывный бег 2 минуты. Бег на 100 м с меняющимся темпом от медленного к среднему, чередующийся с ходьбой и прыжками.

Прыжки.

- С принятием игровой роли (лягушки, кузнечики, кошки, тигры, лошадки в цирке, воробьишки).

- На двух ногах на месте: ноги вместе – ноги врозь; с продвижением вперёд. Прыжки с поворотом на месте кругом (ноги вместе – ноги врозь).

- Игра-соревнование «Лягушачий чемпионат» (прыжки на скорость в перепрыгивании через предметы).

- С места через проведённую линию: а) расстояние до линии не менее 80 см задаётся воспитателем; б) ребёнок сам должен выбрать для себя расстояние и прочертить линию в нужном месте; в) ребёнок проводит линию мысленно.

- С разбега «через ров» шириной 100 см, через барьер из кубиков или снега (15-20 см).

- С места в высоту с попыткой коснуться подвешенного выше поднятых рук предмета, когда: а) высота определяется воспитателем; б) ребёнок сам определяет высоту; в) ребёнок мысленно представляет предмет на нужной высоте.

- Через длинную качающуюся скакалку.

- Спрыгивание с высоты 40-50 см с принятием игровой роли (пингвины, парашютисты); спрыгивание с поворотом тела.

- Запрыгивание на возвышение 25 см.

Ползание, лазание.

- изображение реки, текущей под мостом; имитация движений ползающих животных.

- по гимнастической скамейке; на четвереньках со сменой направления в среднем темпе в образе собачки, льва; толкая мяч головой.

- Игровые упражнения «Любопытный котёнок», «Гусеница-землемерка».

- самостоятельное придумывание различных вариантов ползания и названий для них.

- лазание по гимнастической стенке с вхождением в образы. Концентрация внимания на ощущениях, возникающих при этом.

- лазание до верха гимнастической стенки и спуск не пропуская реек.

Катание, бросание, ловля, метание.

- Изображение при помощи движущихся мячей простых сказочных сюжетов и реальных ситуаций (колобок встречает разных зверей; зайчата спасаются от волка, автомобили разъезжаются на перекрёстках.

- Игровое упражнение «Говорящий мяч» (передача настроения через бросок).

- Подбрасывание мяча вверх и его ловля двумя руками (не менее 10 раз подряд), одной рукой (не менее 5). Перебрасывание и перекатывание мяча из одной руки в другую; друг другу из положения сидя.

- Прокатывание мяча перед собой при ходьбе по скамейке.

- Перебрасывание мяча через препятствие, когда: а) расстояние до препятствия не менее 3 м устанавливается воспитателем; б) ребёнок сам устанавливает это расстояние; в) ребёнок мысленно представляет себе линию препятствия.

- Бросание мяча о землю и ловля; игра с мячом рукой о землю и о стену, плечом и ногой о стену; ведение мяча

- Игровые упражнения «Мяч сквозь обруч», «Мяч среднему», «Догони мяч».

- Игровое упражнение «Школа меткости» (левая рука учит метать правую). Метание в горизонтальную и вертикальную цель с расстояния 4 м.

- Забрасывание кольца на палку-кольцеброс.

- Метание в цель сбоку, снизу, при ходьбе.

Равновесие.

- Стойка с открытыми глазами на одной ноге с вхождением в образ (стойкий оловянный солдатик, гриб, ласточка); стойка с закрытыми глазами «Египетский шаг» - носок одной ноги касается пятки другой.

- Ходьба по плоским дощечкам, разложенным вдоль скамейки. Игровые упражнения «Верблюд на мосту» (перешагивание с характерными движениями ноги через кубики высотой 15-20 см, разложенные вдоль скамейки); «Сбор грибов» (ходьба с собиранием кубиков); «Козлики на мосту» (парная ходьба навстречу друг другу с поворотом на 180 градусов).

- Групповое упражнение «Клавиши» (приседания на скамейке под звучание разных нот со сменой темпа).

- Попытка кратковременного удерживания мяча на голове в положении стоя и при ходьбе. Ходьба с закрытыми глазами 10-15 шагов.

             УПРАЖНЕНИЯ  И  ЗАДАНИЯ  НА  РАЗВИТИЕ  МЕЛКИХ  МЫШЦ  РУКИ.

- Игровые упражнения «Прикосновение» - движения кистями рук по воображаемому препятствию; «Встреча друзей» - поочерёдное прикосновение пальцев одной руки к пальцам другой.

- Пальчиковые гимнастики (разнообразные комплексы, имеющиеся в методической литературе).

- Отдельные игровые упражнения для пальцев с показом движений и форм живых и неживых объектов, со стихотворным сопровождением.

- Игровое упражнение «Лепим добрую и умелую руку».

         УПРАЖНЕНИЯ  НА  РАЗВИТИЕ  МЕЛКИХ  МЫШЦ  ЛИЦА  И  МИМИКИ.

- Демонстрация (на картинках и на живом примере) и распознавание выражения на лице различных эмоциональных состояний. Самостоятельное воспроизведение состояния по замыслу. Игра «Театр мимики».

                                 УПРАЖНЕНИЯ  ДЛЯ  РАЗНЫХ  ГРУПП  МЫШЦ.

                   Игровые упражнения

                                   Цель

«Тяжелоатлет» (хождение с воображаемой гигантской тяжестью на плечах (в виде скалки, гантели), ее подъем на высоту вытянутых рук и опускание на плечи).

Укрепление мышц рук, плечевого пояса и спины.

«Объятия» (с отведением рук за спину)

Укрепление мышц рук и плечевого пояса, создание положительного эмоционального настроя, развитие выразительности движений.

«Гребля» (имитация движений весел руками – сидя на полу по-турецки).

Укрепление мышц спины, плечевого пояса, рук.

«Любопытный котенок» (и.п. – сидя на коленях, затем на пятках; низкий наклон с опорой руками об пол, перебирание руками и повороты шеи в разные стороны).

Укрепление мышц спины, шеи, рук.

«Любопытный котенок» (и.п. – лежа на животе; повороты головы в разные стороны)

Укрепление мышц шеи, предплечья, спины.

«Дискобол» (имитация движений дискобола).

Укрепление мышц спины, плечевого пояса, рук, развитие умения сохранять равновесие.

«Ветряная мельница» (ноги расставлены, одна рука на поясе, другая, поднятая вверх, описывает круги с постепенным ускорением, касаясь уха и ноги; усложненный вариант: круги описывают обе руки одновременно).

Укрепление мышц спины, предплечья, рук, формирование умения следить за осанкой.

«С чашей воды на руках» (переход из и.п. сидя на пятках с поднятыми руками – в стойку на коленях).

Укрепление мышц спины, предплечья, рук, формирование умения следить за осанкой.

«Косарь» (имитация движений при косьбе).

Укрепление мышц плечевого пояса и спины.

«Летящая птица» (и.п. – лежа на животе, руки разведены в стороны, бедра и ноги прижаты к полу, подъем и опускание головы и грудной клетки).

Укрепление мышц спины, живота и ног.

«Поднимите вдвоем» (парное упражнение: подъем и опускание гантели или палочки, и.п. – лежа на животе).

Укрепление мышц спины, живота и ног.

«Испугавшиеся лошади» (парное упражнение: и.п. – спинами друг к другу, руки отведены назад; перетягивание палки или гантели).

Укрепление мышц спины, плечевого пояса и рук.

«Лошадка на карусели» (и.п. – лежа на животе, ноги согнуты в коленях, руки держатся за щиколотки; перекатывание тела вперед-назад).

Укрепление мышц спины, плечевого пояса, рук, ног, живота.

«Гребцы» (парное упражнение: имитация движений гребцов; и.п. – сидя на полу, крепко взявшись за руки; ступни ног одного ребенка упираются в ступни ног другого).

Укрепление мышц спины, плечевого пояса и рук.

«Открытый перочинный ножик» (и.п. – выпрямив ноги и туловище, вытянув ноги вдоль тела; наклоны туловища с поочередным поднятием ног).

Укрепление мышц спины, бедер, живота, ягодичных мышц.

«Чей толчок сильнее?» (парное упражнение: взаимное отталкивание ступнями; и.п. – лежа на спине).

Укрепление мышц ног.

«Перекат и подскок» (и.п. – лежа на спине, колени согнуты, руки обхватывают колени; перекатывание тела назад, а затем вперед с последующим подскоком на ноги).

Укрепление мышц спины и ног, ягодичных мышц.

«Пальцы ног ходят в гости» (парное упражнение: и.п. – лежа на спине, голова к голове, ноги врозь, взявшись за руки; подъем ног вверх за голову с последующим соприкосновением пальцев).

Укрепление мышц спины, живота, пальцев ног.

                        ЭЛЕМЕНТЫ  СПОРТИВНЫХ  ИГР  ДЛЯ  МАЛЬЧИКОВ

Баскетбол.

- Перебрасывание мяч двумя руками от груди. Формирование умения регулировать направление и силу удара при броске в корзину. Ведение мяча правой и левой рукой.

Футбол.

- Прокатывание мяча обеими ногами в заданном направлении. Формирование умения регулировать направление и силу удара при закатывании мяча в лунки, в ворота. Отбивание мяча о стенку.

- Освоение простейших навыков передачи мяча (в парах). Создание первоначальных представлений о функциях вратаря, защитника, полузащитника, нападающего.

Хоккей.

- Выработка умения правильно держать клюшку. Прокатывание шайбы клюшкой в заданном направлении. Формирование умения регулировать направление и силу удара при её закатывании в ворота. Освоение простейших навыков передачи шайбы.

               ХУДОЖЕСТВЕННО-СПОРТИВНЫЕ  УПРАЖНЕНИЯ  ДЛЯ  ДЕВОЧЕК.

Художественная гимнастика.

- Пружинные движения руками, ногами, туловищем. Волнообразные движения руками и плечами.

- Прыжки, выработка равновесия, повороты в рамках двигательных импровизаций.

Танцевальные упражнения.  

- Танцевальный шаг: шаг галопа, шаг польки, русский хороводный шаг, русский переменный шаг, шаг притопывания.

                                  СПОРТИВНЫЕ  УПРАЖНЕНИЯ  И  ИГРЫ.

Катание на санках.

- С горки по двое с переменным распределением функций «вперёдсмотрящий» - «управляющий».

- Катание друг друга, ведение санок за поводья с вхождением в образ «лошадка в упряжке», «поезд», «малышка в коляске»), толкание санок руками сзади, самостоятельное придумывание аналогичных образов.

Скольжение.

- Формирование навыков разбега. Повороты. Рисование простых геометрических фигур скольжением. Движения рук в разные стороны, приседания и подъёмы при скольжении. Имитация движений фигуристов.

Ходьба на лыжах.

- Передвижение по лыжне друг за другом переменным шагом – поочерёдно скользя на правой и левой ноге, с вхождением в образ спортсменов-лыжников. Игра-прогулка «Следопыты».

Катание на велосипеде.

Катание на двухколёсном велосипеде, по прямой, по разным поверхностям. Выработка простейших навыков регулирования скорости.

Бадминтон.

- Выработка умения правильно держать ракетку. Отбивание волана ракеткой. Формирование умения регулировать направление и силу удара (в игре с воспитателем).

                           МУЗЫКАЛЬНО - РИТМИЧЕСКИЕ  УПРАЖНЕНИЯ.

- Отбивание ритма на барабанах, концентрация внимания на характере движений.

- Передача воображаемого ритма через движение без музыки. Развитие ориентировки на мелодию. Формирование умения улавливать передаваемые мелодией образы (настроения, состояния) и выражать их в движении в произвольном танце.

- Комплексы детской ритмической гимнастики.

                               ПОДВИЖНЫЕ  ИГРЫ, ИГРЫ-АТТРАКЦИОНЫ.

              2-ое направление - развивающие формы оздоровительной работы

                                                        ЗАКАЛИВАНИЕ.

- Ходьба и бег в трусиках 15-20 мин. Растирание рук, ног, туловища сухой салфеткой.

- Поглаживающий массаж.

- Упражнение «Поза льва».

                           ДЫХАТЕЛЬНЫЕ  И  ЗВУКОВЫЕ  УПРАЖНЕНИЯ.

- Вдохи и выдохи через левую ноздрю (4-6 сек) по очереди, закрывая одну большим, а другую указательным пальцем.

- Брюшно-носовое дыхание (резкий вдох через нос с одновременным втягиванием нижних брюшных мышц).

- Спокойный вдох и выдох; на выдохе постукивание по крыльям носа с одновременным произнесением слогов «ба-бо-бу».

             УПРАЖНЕНИЯ  ДЛЯ  ФОРМИРОВАНИЯ  И  КОРРЕКЦИИ  ОСАНКИ.

- ходьба и бег по скамейке с мешочком на голове в разных направлениях, с изменением положения рук.

-  Игровые упражнения «Гордая походка», «Балерина», «Птица перед взлётом».

- Специальные коррегирующие комплексы.

                   УПРАЖНЕНИЯ  ДЛЯ  ПРОФИЛАКТИКИ  ПЛОСКОСТОПИЯ.

- Ходьба и бег на носках, пятках, перекатом с пятки на носок. Ходьба босиком по песку, мелкой гальке, с изменением положения стопы.

- Боковой шаг по палочке, обручу.

- Ходьба с мячом, зажатым между ступнями.

- Игровые упражнения «Малышка» (массаж стопы), «Танец на канате», «Если бы ноги стали руками». Подбрасывание воображаемого мяча стопами, лёжа на спине.

                                                  ПСИХОГИМНАСТИКА.

Комплексы.

Организация двигательно-оздоровительных моментов в процессе образовательной деятельности, осуществляемой в различных видах деятельности.

Задачи:

- развитие осмысленности, эмоциональной регуляции и произвольности тех движений и действий ребёнка, формирование которых осуществляется в данном конкретном виде деятельности.

- обогащение творческого потенциала детей, прежде всего – возможностей их воображения.

- создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния при выполнении различных видов деятельности.

- культивирование у детей ценностного отношения к своим и чужим психическим и физическим возможностям, формирование осознания их значимости и уникальности.

Формы работы:

  1. Упражнения и задания на развитие мелких мышц руки.
  2. Упражнения на развитие мышц лица и артикуляции.
  3. Физкультминутки.
  4. Двигательно-оздоровительные моменты между видами деятельности (занятиями).
  5. Игровые зарядки для формирования эмоциональной сферы (И.П.Воропаева).

                                             Список литературы:

  1. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Программно-методическое пособие. – ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.
  2. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 2005.
  3. Швалева Т.А.Комплексы утренней и ритмической гимнастики. - Абакан, 1992.
  4. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минуки. – М., 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектной деятельности в социально-личностном развитии детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя старшей группы Янбулатова Е.Н.)

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста. ...

Перспективный план работы в старшей группе (По «Программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР», Н.В. Нищева)

Перспективный план работы  в старшей группе (По «Программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР», Н.В. Нищева)...

Организация индивидуальной работы дошкольников в ходе выполнения проекта (из опыта работы воспитателя старшей группы)

Дошкольный возраст является фундаментом общего развития ребенка и стартовым периодом для формирования нравственных основ личности. Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых ме...

Организация работы дошкольников в малых группах (из опыта работы воспитателя старшей группы)

В малых группах происходит не только личностное, но и деловое общение, которое даёт детям развиваться....

Организация работы дошкольников в малых группах (из опыта работы воспитателя старшей группы)

Дошкольное детство – это тот период, когда необходимо начинать развивать у ребенка навыки учиться в течении всей жизни, межличностные и гражданские компетенции, понимание проблем защиты окружающ...

«Организация работы дошкольников в малых группах (из опыта работы воспитателя старшей группы)»

laquo;Организация работы дошкольников в малых группах (из опыта работы воспитателя старшей группы)»...