Здоровьесберегающие технологии как средство сохранения и укрепления здоровья детей. (консультация для педагогов)
консультация на тему

Томилова Ольга Леонидовна

Здоровье - это одна из высших человеческих ценностей, один из источников счастья, радости, залог оптимальной самореализации. От того, как прощли дошкольные годы, во многом зависит физическое и психическое здоровье человека на протяжении всей жизни. Одним из средств решения задач сохранения и укрепления здоровья детей  являются здоровьесберегающие технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 84 комбинированного вида

Здоровьесберегающие  технологии

как средство сохранения и укрепления здоровья детей.

                             (консультация для педагогов)

                                                             Подготовила: старший воспитатель                                          О.Л.Томилова

                                             

   

           

                                                   г. Владикавказ, 2017 г.

МИР ВСТУПИЛ В ЭРУ БОЛЬШИХ СКОРОСТЕЙ

И СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ МЕНЯЕТСЯ ОЧЕНЬ БЫСТРО.

БРИЛЛИАНТЫ УПАЛИ В ЦЕНЕ НА МИРОВОМ РЫНКЕ,

ЗАТО ТАМ ЖЕ РЕЗКО ВОЗРОСЛА ЦЕНА ИНФОРМАЦИИ.

И ТОЛЬКО ОДИН ПОКАЗАТЕЛЬ СТАБИЛЬНО ДЕРЖИТСЯ

НА САМОЙ ВЕРХНЕЙ ТОЧКЕ ВСЕМИРНОЙ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ-

СЧАСТЬЕ ЗДОРОВОГО ЧЕЛОВЕКА

И.И. СОКОВНЯ-СЕМЁНОВА

Жизнь в ХХI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной   на сегодняшний день  является проблема сохранения здоровья детей.
    Здоровье – состояние физического и социального благополучия человека (по Уставу ВОЗ). Это – одна из высших человеческих ценностей, один из источников счастья, радости, залог оптимальной самореализации. От того, как прошли дошкольные годы, во многом зависит физическое и психическое здоровье человека на протяжении всей жизни. Важно сохранить здоровье ребенка в столь ответственный жизненный период, для чего необходима огромная, каждодневная работа в семье и в дошкольном учреждении.

Одним из средств решения задач сохранения и укрепления здоровья детей  становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.  

 Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.  Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
   

В настоящее время в  детском саду используются следующие здоровье-сберегающие технологии:
  - технологии сохранения и стимулирования здоровья,
  - технологии обучения здоровому образу жизни,
  - коррекционные технологии.

Технологии  сохранения и стимулирования здоровья

Название
технологии

Определение, особенности методики проведения

Возрастная категория

Физкультурная
минутка

Динамическая пауза для профилактики переутомления на занятиях интеллектуального цикла. В зависимости от вида деятельности может включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики, корригирующие упражнения и т.д. Проводится с целью профилактики утомляемости детей во время НОД.

Все группы

Подвижные и спортивные игры

Это игры с правилами, где используются естественные движения, и достижение цели не требует высоких физических и психических напряжений.
Спортивные игры – игры, по которым проводятся соревнования.

Подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем проведения. Могут проводиться во время прогулки и в группе – с малой и средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп планируются элементы спортивных игр.

Все группы

Со ст. гр.

 Пальчиковая
гимнастика

 Тренировка тонких движений пальцев  кисти рук.

Проводится в любое время. Рекомендована всем детям.

Все группы

 Артикуляционная
гимнастика

 Упражнения для формирования правильного произношения: выработки полноценных движений губ, языка, челюсти.

Рекомендована с 3-х лет. Результативна только при качественном её выполнении.

С 3-х лет

 Бодрящая гимнастика, гимнастика пробуждения

 Переход от  сна к бодрствованию через движения. Поднятие настроения и мышечного тонуса детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений. Рекомендована всем детям. Проводится после дневного сна, выполнятся лёжа в кроватках.

Все группы

 Гимнастика для глаз

 Упражнения для снятия глазного напряжения.

С 3-х лет

 Дыхательная гимнастика

 Специальные упражнения, позволяющие очистить слизистую оболочку дыхательных путей, укрепить дыхательную мускулатуру, улучшить самочувствие ребенка.

Все группы

Релаксация

Система расслабляющих упражнений, направленная на восстановление между процессами равновесия возбуждения и торможения и снижение двигательного беспокойства (дыхание, мышечное расслабление). Проводится как компонент заключительной части НОД.

Все группы

 Гимнастика корригирующая

 Система индивидуальных  заданий, направленных на развитие и коррекцию конкретных видов движений и мышц.

Все группы

            Технологии  обучения здоровому образу жизни

Название
технологии

Определение, особенности методики проведения

Возрастная категория

НОД по физической культуре

Организованная форма обучения: 3 раза в неделю: 2 младшая и средняя группы в физкультурном  зале; старшая и подготовительная группы 2 раза в физкультурном зале  и 1раз на улице. 1 младшая группа – 2 раза в неделю в физкультурном зале.

1 мл. гр.-10 мин. в группе, 2 мл. гр.- 15-20 мин., ср. гр. – 20-25 мин., ст. возраст – 25 – 30  мин.

Все группы

 Дни здоровья

Совместная деятельность детей, педагогов и медицинского персонала, направленная на   ознакомление детей со  своим организмом, создание предпосылок к заботе о собственном здоровье. Проводится ежемесячно в последний день месяца

Все группы

 Коммуникативные игры.

 Игры, направленные на развитие коммуникативных навыков детей.

Все группы

Утренняя гимнастика 

 Рассматривается как важный элемент двигательного режима, средства для поднятия эмоционального тонуса детей. Обеспечивает полную раскованность в поведении, приподнятое эмоциональное состояние. В ней сосредоточен комплекс взаимодействий на разностороннее развитие детей: движение, музыка, ритм, эстетика окружающих пособий, общение, игра.

Все группы

Коррекционные технологии

Название
технологии

Определение, особенности методики проведения

Возрастная категория

 Сказкотерапия

 Совместная деятельность, которую проводит педагог-психолог. Используется  для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо  это может быть групповая деятельность - рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей

Со старшей группы

 Технологии коррекции поведения.

-Игры с правилами

-Игры – соревнования

-Раскрепощающие психотехнические игры (специальные игровые упражнения, в которых содержится явная или скрытая формула поведения)

-Режиссерские игры (где ребенок самостоятельно распределяет все роли между игрушками)

-Народные игры  (обаяние игровых персонажей)

Все группы

Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами  дошкольного учреждения в разных формах организации педагогического процесса: во время проведения НОД  и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком.
     Ежедневно с детьми  должна проводиться утренняя гимнастика, которая   способствует повышению функционального состояния и работоспособности организма, развитию моторики, формированию правильной осанки, предупреждению плоскостопия. Как правило, проводится традиционная гимнастика, которая включает в себя простые гимнастические упражнения с предметами или без них с обязательным введением дыхательных и корригирующих упражнений.
   В течение дня могут использоваться различные  виды  здоровьесберегающих педагогических технологий.

Обязательным компонентом  НОД  является включение элементов таких здоровьесберегающих педагогических технологий как динамические паузы, которые проводятся по мере утомляемости детей, дыхательная и пальчиковая гимнастики, психогимнастика, упражнения для релаксации и др.,  которые также могут проводиться в любой удобный отрезок времени ежедневно.   

Дыхательные упражнения.

         Целесообразность введения дыхательных упражнений, которые проводятся в увлекательной игровой форме, обусловлена тем, что в результате их использования осуществляется полноценный дренаж бронхов, очищается слизистая дыхательных путей, укрепляется дыхательная мускулатура в целом, тем самым осуществляется профилактика простудных заболеваний. Считается, что кроме кислородного питания с помощью дыхания происходит и энергетическая подпитка организма. Вместе с тем правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека, а тем более ребенка-дошкольника.

  Пальчиковая гимнастика.

         Использование в содержании НОД пальчиковой гимнастики обусловлено недостаточным развитием мелких групп мышц у дошкольников. В результате кисти рук детей приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Функции  руки оказывают  большое стимулирующее влияние на деятельность детского мозга, психику дошкольников. Поэтому, выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает руку ребенка к его дальнейшему обучению в школе. Пальчиковая гимнастика проводится в рифмованной стихотворной форме и носит увлекательный характер. Дети с удовольствием запоминают и воспроизводят тексты гимнастики, развивая при этом не только речь, но и другие психические процессы (память, мышление, воображение).

   Релаксационные упражнения.

         При использовании релаксационных приемов как компонента заключительной части НОД необходимо придерживаться постепенного перехода в состояние расслабления. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов с образным названием. Дети выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая взрослому, а перевоплощаясь, входя в заданный образ. Большинство детей правильно воспринимают эти упражнения, хорошо расслабляются. Об этом позволяет судить внешний вид ребенка: спокойное выражение лица, ровное, ритмичное дыхание, вялые послушные руки, которые тяжело падают, у некоторых появление зевоты, сонливое состояние т.д.

Обязательным оздоровительным моментом в работе является прогулка. Оптимизации двигательной активности детей на прогулке способствуют правильно подобранные и грамотно чередуемые игры и упражнения, которые дарят детям массу радостных эмоций и развивают у них ловкость, выносливость, координацию движений, а также способствуют расширению двигательного опыта детей, совершенствуют пространственную ориентировку и умение действовать совместно. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем их проведения.

 Непременное условие успешной работы по здоровьесбережению и здоровьеобогащению дошкольников - активное  взаимодействие педагогов с родителями воспитанников. Детский сад и семья – вот две основные социальные структуры, которые  главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители – педагоги).
      Чтобы ребенок понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться, следует решать эту задачу с самых ранних лет жизни ребенка, решать системно и сообща.
      Если воспитатели и родители будут взаимодействовать, то мы можем добиться полноценных результатов, сохраним молодое поколение здоровым.

Вывод:

Сохранение и укрепление здоровья воспитанников – основная задача дошкольных учреждений. На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте, когда у ребенка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребенка с семьей и воспитателем, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребенка, но и на членов его семьи.  

       Понимая  значимость работы по формированию, укреплению и сохранению здоровья своих воспитанников, необходимо активно работать по здоровьесбережению, оптимально используя все материальные, интеллектуальные и творческие ресурсы учреждения.

Литература:

  1. Соковня И.И. Основы здорового образа жизни. М., Академия, 1997
  2. Татарникова Л.Г., Андреева Л.В. Технологии валеологического развития ребёнка в ДОУ. СПБ, 2000
  3. Волошина Л.Н. Играйте на здоровье! М., АРКТИ, 2004
  4. Макарова З.С., Голубева Л.Г. Оздоровление и реабилитация часто болеющих детей. М., ВЛАДОС, 2004
  5. Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. М., ТЦ СФЕРА, 2004
  6. Орла В.И., Агаджанова С.Н. Оздоровительная работа в ДОУ. СПБ,

ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2006

  1. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ.        М., ТЦ СФЕРА, 2008

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здоровьесберегающие технологии как средство сохранения и укрепления здоровья детей . ( консультация для педагогов) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 84 комбинированного вида Подготовила: старший воспитатель О.Л.Томилова г. Владикавказ, 2017 г .

Слайд 2

МИР ВСТУПИЛ В ЭРУ БОЛЬШИХ СКОРОСТЕЙ И СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ МЕНЯЕТСЯ ОЧЕНЬ БЫСТРО. БРИЛЛИАНТЫ УПАЛИ В ЦЕНЕ НА МИРОВОМ РЫНКЕ, ЗАТО ТАМ ЖЕ РЕЗКО ВОЗРОСЛА ЦЕНА ИНФОРМАЦИИ. И ТОЛЬКО ОДИН ПОКАЗАТЕЛЬ СТАБИЛЬНО ДЕРЖИТСЯ НА САМОЙ ВЕРХНЕЙ ТОЧКЕ ВСЕМИРНОЙ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ- СЧАСТЬЕ ЗДОРОВОГО ЧЕЛОВЕКА И.И. СОКОВНЯ-СЕМЁНОВА

Слайд 3

Здоровье – состояние физического и социального благополучия человека . (по Уставу ВОЗ). Здоровьесберегающие технологии – одно из средств решения задач сохранения и укрепления здоровья детей . Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Слайд 4

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни . В детском саду используются следующие здоровье-сберегающие технологии: - технологии сохранения и стимулирования здоровья, - технологии обучения здоровому образу жизни , - коррекционные технологии .

Слайд 5

Технологии сохранения и стимулирования здоровья Название технологии Определение, особенности методики проведения Возрастная категория Физкультурная минутка Динамическая пауза для профилактики переутомления на занятиях интеллектуального цикла. В зависимости от вида деятельности может включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики, корригирующие упражнения и т.д. Проводится с целью профилактики утомляемости детей во время НОД . Все группы

Слайд 6

Название технологии Определение, особенности методики проведения Возрастная категория Подвижные и спортивные игры Это игры с правилами, где используются естественные движения, и достижение цели не требует высоких физических и психических напряжений. Спортивные игры – игры, по которым проводятся соревнования. Подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем проведения. Могут проводиться во время прогулки и в группе – с малой и средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп планируются элементы спортивных игр. Все группы Со ст. гр.

Слайд 7

Название технологии Определение, особенности методики проведения Возрастная категория Пальчиковая гимнастика Тренировка тонких движений пальцев кисти рук. Проводится в любое время. Рекомендована всем детям . Все группы Артикуляционная гимнастика Упражнения для формирования правильного произношения: выработки полноценных движений губ, языка, челюсти. Рекомендована с 3-х лет. Результативна только при качественном её выполнении . С 3-х лет

Слайд 8

Название технологии Определение, особенности методики проведения Возрастная категория Бодрящая гимнастика, гимнастика пробуждения Переход от сна к бодрствованию через движения. Поднятие настроения и мышечного тонуса детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений. Рекомендована всем детям. Проводится после дневного сна, выполнятся лёжа в кроватках . Все группы Гимнастика для глаз Упражнения для снятия глазного напряжения . С 3-х лет Дыхательная гимнастика Специальные упражнения, позволяющие очистить слизистую оболочку дыхательных путей, укрепить дыхательную мускулатуру, улучшить самочувствие ребенка . Все группы

Слайд 9

Название технологии Определение, особенности методики проведения Возрастная категория Релаксация Система расслабляющих упражнений, направленная на восстановление между процессами равновесия возбуждения и торможения и снижение двигательного беспокойства (дыхание, мышечное расслабление). Проводится как компонент заключительной части НОД . Все группы Гимнастика корригирующая Система индивидуальных заданий, направленных на развитие и коррекцию конкретных видов движений и мышц . Все группы

Слайд 10

Технологии обучения здоровому образу жизни Название технологии Определение, особенности методики проведения Возрастная категория НОД по физической культуре Организованная форма обучения: 3 раза в неделю: 2 младшая и средняя группы в физкультурном зале; старшая и подготовительная группы 2 раза в физкультурном зале и 1раз на улице. 1 младшая группа – 2 раза в неделю в физкультурном зале. 1 мл. гр.-10 мин. в группе, 2 мл. гр.- 15-20 мин., ср. гр. – 20-25 мин., ст. возраст – 25 – 30 мин . Все группы

Слайд 11

Название технологии Определение, особенности методики проведения Возрастная категория Дни здоровья Совместная деятельность детей, педагогов и медицинского персонала, направленная на ознакомление детей со своим организмом, создание предпосылок к заботе о собственном здоровье. Проводится ежемесячно в последний день месяца Все группы Коммуника-тивные игры. Игры, направленные на развитие коммуникативных навыков детей. Все группы Утренняя гимнастика Рассматривается как важный элемент двигательного режима, средства для поднятия эмоционального тонуса детей. Обеспечивает полную раскованность в поведении, приподнятое эмоциональное состояние. В ней сосредоточен комплекс взаимодействий на разностороннее развитие детей: движение, музыка, ритм, эстетика окружающих пособий, общение, игра. Все группы

Слайд 12

Коррекционные технологии Название технологии Определение, особенности методики проведения Возрастная категория Сказкотерапия Совместная деятельность, которую проводит педагог-психолог. Используется для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповая деятельность - рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей. Со старшей группы

Слайд 13

Название технологии Определение, особенности методики проведения Возрастная категория Технологии коррекции поведения. -Игры с правилами -Игры – соревнования -Раскрепощающие психотехнические игры (специальные игровые упражнения, в которых содержится явная или скрытая формула поведения) -Режиссерские игры (где ребенок самостоятельно распределяет все роли между игрушками) -Народные игры (обаяние игровых персонажей) Все группы

Слайд 14

П риемы этих технологий должны использоваться в разных формах организации педагогического процесса: - во время проведения НОД и прогулках, - в режимные моменты и в свободной деятельности детей, - в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком . Обязательным компонентом НОД является включение элементов таких здоровьесберегающих педагогических технологий как динамические паузы, которые проводятся по мере утомляемости детей, дыхательная и пальчиковая гимнастики, психогимнастика , упражнения для релаксации и др., которые также могут проводиться в любой удобный отрезок времени ежедневно.

Слайд 15

Дыхательные упражнения. Осуществляется полноценный дренаж бронхов, очищается слизистая дыхательных путей, укрепляется дыхательная мускулатура в целом, тем самым осуществляется профилактика простудных заболеваний. Кислородное питание и энергетическая подпитка организма. Правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека, а тем более ребенка-дошкольника. Пальчиковая гимнастика. Кисти рук детей приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает руку ребенка к его дальнейшему обучению в школе. Развивается при этом не только речь, но и другие психические процессы (память, мышление, воображение).

Слайд 16

Релаксационные упражнения. К омпонент заключительной части НОД, обеспечивающий постепенный переход в состояние расслабления, которое вызывается путем специально подобранных игровых приемов с образным названием. О хорошем расслаблении позволяет судить внешний вид ребенка: спокойное выражение лица, ровное, ритмичное дыхание, вялые послушные руки, которые тяжело падают, у некоторых появление зевоты , сонливое состояние т.д . Обязательный оздоровительный момент – ПРОГУЛКА . Оптимизация двигательной активности детей и радостные эмоции. Развитие ловкости, выносливости, координации движений, а также расширение двигательного опыта детей, совершенствование пространственной ориентировки и умения действовать совместно.

Слайд 17

Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников. Детский сад и семья – вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Только тесное взаимодействие воспитателей и родителей поможет добиться полноценных результатов и сохранить молодое поколение здоровым . Сохранение и укрепление здоровья воспитанников – основная задача дошкольных учреждений. Искусству сохранения и укрепления здоровья должно уделяться как можно больше внимания. Дошкольный возраст - это самое благоприятное время для выработки правильных привычек и обучения детей методам совершенствования и сохранения здоровья.

Слайд 18

Творческих всем успехов!