Мастер-класс для педагогов ДОУ "Игры с мячом, как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста""
методическая разработка по физкультуре (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Акимова Юлия Михайловна

Методические рекомендации для педагогов по организации игр с мячами, непосредственное участие в организации игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_pedagogov.docx22.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 26»

Энгельсского муниципального района Саратовской области»

Мастер-класс для педагогов

«Игры с мячом, как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста»

инструктор по физической культуре:

Акимова Юлия Михайловна

Цель: формирование и расширение представлений педагогов об основных правилах организации игр и игровых упражнений с мячами с детьми дошкольного возраста и практическом их выполнении.

Задачи: 

  • расширять представления педагогов об использовании мячей для сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста;
  • расширять представления педагогов о различных формах использования мячей в режиме дня;
  • формировать умения и навыки технически правильно использовать различные мячи.
  • вызвать положительные эмоции и желание применить полученные знания в своей работе.

Оборудование: музыкальный центр, интерактивная доска, мячи – средние, фитболы, су-джок. Музыкальное сопровождение: энергичная и спокойная музыка для подвижных игр.

Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества. В настоящее время забота о физическом развитии и здоровье детей стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Согласно ФГОС ДО одной из важнейших задач ДОУ является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Несмотря на такие позиции государства, современные дети в большинстве своем испытывают двигательный дефицит, в связи с увеличением образовательной нагрузки на дошкольников, массовое распространение компьютерных увлечений, телевидения, снижение личностного общения в семье за счет телефонного и виртуального общения. В связи с этим именно у детей этого возраста уже могут сформироваться вредные привычки малоподвижного образа жизни. Малоподвижные дети, как правило, часто болеют и имеют отклонения в состоянии здоровья. А двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма, и выступают как незаменимый оздоровительный фактор.

Какой предмет может повысить двигательную активность дома, на прогулке, на занятии, в самостоятельной деятельности..?

Ну, конечно же, мяч!

Мяч – самая универсальная, удобная и динамичная игрушка, занимающая особое место в развитие детей.

Мяч воспринимается ребенком как нечто живое, он чутко реагирует и отзывается на движение, может быть послушным и озорным, он – яркий, круглый и очень милый.  

Создатель системы общественного дошкольного воспитания и основатель первых садов Фридрих Фребель считал мяч средством всестороннего развития ребенка - дошкольника.

Какое же значение оказывают игры и игровые упражнения с мячом на физическое развитие, сохранение и укрепление здоровья дошкольников?

Игры и упражнения с мячами развивают глазомер, координацию, ловкость, согласованность движений, развивают быстроту реакции, прыгучесть, силу, ведь ребенку часто приходится в игровой ситуации передавать мяч своему партнеру или бросать его в цель, находящуюся на значительном расстоянии. Упражнения с мячом вырабатывают умение поймать брошенный предмет, удержать его, а также рассчитать направление, силу броска, формируют соразмерность движений, хорошую пространственную ориентировку.

Игры и действия с мячами различного веса и объема (малыми, большими, набивными и другими) развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев кисти, что способствуют развитию моторики рук, которая имеет особое значение для развитий функций мозга ребенка, развитие речи и интеллекта.

Развивая мышечную силу в процессе игр с мячом у детей, усиливается кровообращение, улучшается работа важнейших органов растущего детского организма – легких, сердца, улучшают обмен веществ. Так же игры и упражнения с мячом, являются средством коррекции различных нарушений осанки и плоскостопия. Например, подбрасывая мяч, вызывается необходимость выпрямления, что благоприятно сказывается на осанке.

Упражнение на фитболах оказывают профилактическое действие по нарушению правильной осанки. Криво сидеть на фитболе просто невозможно, т. к. нарушается равновесие и теряется баланс. Вибрация, вызываемая в положении сидя на мяче, сходна с верховой ездой. В специальной медицинской литературе верховая езда описывается как один из методов лечения остеохондроза, сколиоза, заболеваний ЖТК, ишемической болезни сердца, ожирения, неврастении.

Даже в древние времена римский врач Клавдий Гален прописывал игры с мячом своим больным в качестве лекарства.

Массажный мяч су-джок эффективное средство развития кистей рук ребенка, движений его пальцев, разработки мышц. Ребристая игольчатая поверхность мяча воздействует на нервные окончания, улучшает приток крови и активизирует кровообращение. Массажный мячик ускоряет капиллярный кровоток, уменьшает венозный застой и повышает кожно-мышечный тонус. Закругленные массажные шипы на поверхности мячика воздействуют на биологическиактивные зоны головы, туловища и конечностей, способствуя улучшению состояния всего организма

По данным А.Лоуэна (психотерапевт), отбивание мяча повышает настроение, снимает усталость, снимает агрессию, помогает избавиться от мышечных напряжений, вызывает удовольствие. Удовольствие, по его мнению, – это свобода телодвижения от мышечного напряжения.

На протяжении всего дошкольного детства игры с мячом усложняются и как бы «растут» вместе с ребенком, составляя огромную радость детства.

Что необходимо соблюдать и учитывать при выборе и проведении игр и игровых упражнений с мячом?

  • Возрастные особенности детей, например, с детьми младшего дошкольного возраста проводятся игры с переносом, с прокатыванием, удержанием мяча, а с детьми старшего дошкольного возраста с отбиванием, забрасыванием метанием и т.д. В зависимости от их двигательных умений и навыков владением мячом игры можно усложнять или упрощать.
  • Место и время проведения. Большое внимание уделяется выбору и подготовке места, где будет проходить игра. Необходимо убедиться в безопасности игровой площадки, определить ее размеры, установить ограничительные размеры (ориентировочные линии можно обозначить цветными мелками, полосками яркой ткани, яркими стойками и т. д.). Поверхность площадки должна быть ровной, однородной. Перед дневным и ночным сном игры большой интенсивности не проводятся.
  • Выбор мяча для конкретной игры, или упражнения (он должен быть удобен и не вызывать неловкости у ребенка);
  • Методику проведения подвижных игр.

Методика проведения подвижной игры включает в себя:

- сбор детей на игру;

- создание интереса;

- объяснение правил игры;

- распределение ролей;

- руководство ходом игры;

- подведение итога;

Таким образом игры с мячом - это незаменимое средство сохранения и укрепления здоровья ребенка, пополнения ребенком знаний об окружающем мире, развитие смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых и других качеств способствующих гармоничному развитию ребенка.

В своей работе с детьми я использую различные упражнения и игры с мячом. Предлагаю вам познакомиться с некоторыми из них.

Практическая часть

«Молекулы»

Играющие свободно передвигаются по залу, ведя мяч перед собой. Ведущий показывает карточку с цифрой, игроки должны объединиться в группы в соответствии с заданным числом, соединив мячи «молекулы».

«Скажи, какая цифра»

Играющие стоя на месте, отбивают мяч правой и левой рукой поочередно, одновременно называя цифры, которые показывает ведущий. В этой игре развивается зрительно-пространственная ориентация.

«Три цвета»

Для игры понадобятся три разноцветных листа бумаги (А4) на каждого игрока. Листы бумаги раскладываются перед каждым играющим.

Ведущий называет поочередно цвета, а участники ударяют по листу соответствующего цвета мячом.

  • поочередно по одному: синий, желтый, красный;
  • поочередно по два: синий – желтый, желтый – красный, синий – красный;
  • поочередно по три: синий – желтый – красный, синий – красный – желтый, желтый – красный – синий;

Усложнение: ведущим становятся дети, каждый может придумывать свои варианты заданий (разное количество ударов, разный темп выполнения).

«Мяч о стену»

Прекрасно подходит для снятия напряжения.

Эстафеты с фитболом

  • перекат мяча, переход в конец своей колонны;
  • передача мяча с ударом об пол, переход в конец своей колонны;
  • прокатить фитбол, передать игроку напротив, встать в конце колонны.

В завершении выполним упражнения с мячами су-джок.

«Ходит ежик»

Ходит ежик вдоль дорожек. (прямые прокатывания мяча между ладонями)

Не бежит ни от кого. (круговые прокатывания между ладонями)

С головы до ножек (прямые прокатывания мяча между ладонями)

Весь в иголках ежик. (круговые прокатывания между ладонями)

Как же взять его? (подбросить мяч и поймать двумя руками)

Рефлексия

«Плюс-минус-интересно»

Участникам предлагаю заполнить таблицу из трех граф (или высказаться вслух).

В графу «П» - «плюс» - записывается все, что понравилось на мастер-классе, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению педагога, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

В графу «М» - «минус» - записывается все, что не понравилось, показалось скучным, вызвало неприязнь, или информация, которая, по мнению участника, оказалась для него не нужной, бесполезной.

В графу «И» - «интересно» - участники вписывают все интересные факты, о которых узнали на мероприятии, что бы еще хотелось узнать по данной теме, вопросы к ведущему по теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкотерапия как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста

В материале говорится о важности музыкотерапии для укрепления и сохраниния здоровья дошкольников....

Мастер-класс для педагогов ДОУ "Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста"

«Здоровье детей – это главное достижение нации, критерий духовного, политического социально-экономического развития общества».Воспитание  здорового поколения – это одна из главных стратегич...

Здоровьесберегающие технологии как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста

Статья расскрывает используемые технологии здоровьясбережения для сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста...

Проект "Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста"

Современные методы здоровьесбережения должны присутствовать во всех видах педагоги­ческой деятельности. Организация в ДОУ музыкальных заня­тий с использованием этих технологий поможет обеспечи...

Создание здоровьесберегающей среды в группе как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста

Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация предметно-развивающей среды в ДОУ. Предметно-развивающая среда моделируется с учетом реализации основных напра...

Консультация на тему «Фитбол-гимнастика как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста».

      В последнее время отмечается тенденция использования разнообразных инновационных средств физической культуры с оздоровительной и лечебно-профилактической направле...

Создание здоровьесберегающей среды в группе, как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста.

   Современный детский сад – это место где ребенок, взаимодействуя с окружающим миром, получает жизненный опыт в тех сферах жизни, которые важны для его развития. Дошкольный воз...