Консультация на тему «Фитбол-гимнастика как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста».
статья по физкультуре (средняя, старшая, подготовительная группа)

Назарова Светлана Анатольевна

        В последнее время отмечается тенденция использования разнообразных инновационных средств физической культуры с оздоровительной и лечебно-профилактической направленностью на занятиях с детьми разного возраста. В большинстве случаев это различные направления фитнеса и оздоровительных видов гимнастики: ритмическая гимнастика, аэробика, стретчинг, шейпинг, калланетика, суставная и дыхательная гимнастика, восточные оздоровительные системы упражнений: у-шу, китайская гимнастика, йога и многое другое.

        В то же время можно отметить большую популярность появляющихся современных детских фитнес-программ, таких как «Танцевально-игровая гимнастика», «Лечебно-профилактический танец», «Фитбол-гимнастика» и др. Все они направлены на оздоровление организма занимающихся, повышение их функциональных возможностей, развитие двигательных способностей и интереса к занятиям физической культурой.

        В то же время, несмотря на агитацию и пропаганду в СМИ здорового образа жизни и занятий физической культурой для подрастающего поколения, они еще не стали достаточно значимыми и жизненно необходимыми каждому человеку. Исследования ученых показывают, что состояние здоровья населения, а особенно детей и подростков, катастрофически ухудшается. С каждым годом растет количество детей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, речи, зрения, координации движений, деятельности органов дыхания и пр. Снижается сопротивляемость организма к различного рода заболеваниям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_fitboly.docx461.81 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средней общеобразовательной школы № 625

с углубленным изучением математики Невского района Санкт-Петербурга

имени Героя Российской Федерации В.Е. Дудкина

структурное подразделение «отделение дошкольного образования»

Консультация на тему «Фитбол-гимнастика как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста».

Подготовила:

Инструктор по физической культуре: Назарова С.А.

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/none/path/s2987925a105748ea/image/i5787d1821381380c/version/1400266221/image.png

г. Санкт-Петербург

2021г.

        В последнее время отмечается тенденция использования разнообразных инновационных средств физической культуры с оздоровительной и лечебно-профилактической направленностью на занятиях с детьми разного возраста. В большинстве случаев это различные направления фитнеса и оздоровительных видов гимнастики: ритмическая гимнастика, аэробика, стретчинг, шейпинг, калланетика, суставная и дыхательная гимнастика, восточные оздоровительные системы упражнений: у-шу, китайская гимнастика, йога и многое другое.

        В то же время можно отметить большую популярность появляющихся современных детских фитнес-программ, таких как «Танцевально-игровая гимнастика», «Лечебно-профилактический танец», «Фитбол-гимнастика» и др. Все они направлены на оздоровление организма занимающихся, повышение их функциональных возможностей, развитие двигательных способностей и интереса к занятиям физической культурой.

        В то же время, несмотря на агитацию и пропаганду в СМИ здорового образа жизни и занятий физической культурой для подрастающего поколения, они еще не стали достаточно значимыми и жизненно необходимыми каждому человеку. Исследования ученых показывают, что состояние здоровья населения, а особенно детей и подростков, катастрофически ухудшается. С каждым годом растет количество детей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, речи, зрения, координации движений, деятельности органов дыхания и пр. Снижается сопротивляемость организма к различного рода заболеваниям.

        В связи с этим все актуальней становится проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребенка, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности как мощного фактора интеллектуального и эмоционального развития человека, и прежде всего подрастающего поколения.

        Сегодня мы являемся свидетелями триумфа оздоровительных видов гимнастики, которые являются базовой основой многих современных фитнес-программ. Популярность аэробики основана на ее отличительных чертах: эффективности, доступности, эмоциональности и внешней привлекательности. Возможности применения направлений и видов аэробики широки, диапазон упражнений огромен. Под умелым руководством педагога они являются комплексным средством и методом воздействия как в оздоровительном, образовательном, так и в воспитательном направлениях развития личности ребенка.

        Фитбол-гимнастика является одним из современных направлений оздоровительной гимнастики с использованием больших гимнастических мячей — футболов (fitball, fit – оздоровление, ball- мяч). Фитбол изобрел швейцарский врач-физиотерапевт Сюзан Кляйнфогельбах еще в 50-х годах прошлого века с целью реабилитации больных ДЦП. Оздоровительный эффект мяча был настолько очевиден, что его начали рекомендовать использовать в медицине для восстановления пациентов после перенесенных травм опорно-двигательного аппарата. Упражнения на мячах доступны всем, независимо от возраста и состояния здоровья.

         По своему оздоровительному воздействию на организм занимающихся они уникальны благодаря прежде всего свойствам самого мяча. Эффективность занятий фитбол-гимнастикой объясняется комплексным воздействием.

         На занятиях могут одновременно решаться сразу несколько задач:

 развитие двигательных способностей;

 развитие музыкально-ритмических способностей;

 развитие творческих способностей;

 профилактика нарушений осанки и плоскостопия;

 повышение физической подготовленности;

 регулирование психоэмоционального состояния;

 укрепление здоровья и др.

         Внимание к этому направлению оздоровительной аэробики сопровождается высокой эмоциональностью проведения и повышенным интересом к занятиям как у детей, так и у взрослых. Эмоциональность проведения занятий фитбол-аэробикой связана прежде всего с самим предметом, ведь с древнейших времен мяч служил предметом игр и развлечений, а музыкальное сопровождение и танцевальные упражнения делают этот вид занятий воистину привлекательным. Однако для достижения результативности любого процесса оздоровительных занятий необходимы прежде всего педагог-профессионал в данной области и научно обоснованная программа, по которой будут проходить занятия.

         В своей работе с детьми дошкольного возраста для грамотного планирования и проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий с элементами фитбол-аэробики я использую уникальную оздоровительно-развивающую программу по фитбол-аэробике для дошкольников «Танцы на мячах», разработанную Е.Г. Сайкиной и С.В. Кузьминой. Содержание программы включает образные, танцевальные комплексы упражнений различной направленности (общеразвивающей, силовой, игровой, музыкально-ритмической, профилактико-коррекционной и др.). Эффективность программы подтверждена многолетними педагогическими исследованиями и заключается прежде всего в ее комплексном оздоровительно-развивающем воздействии на дошкольников. Занятия по данной программе способствуют эффективному развитию двигательных, музыкально-ритмических, творческих способностей, профилактике нарушений и коррекции осанки, плоскостопия, повышают уровень физической подготовленности занимающихся и интерес к занятиям физическими упражнениями.

         Целью программы являются содействие всестороннему гармоничному развитию личности ребенка, укреплению здоровья, развитию двигательных способностей, профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата и приобщение к здоровому образу жизни.

         В работах Е.Г. Сайкиной и др. авторов обосновывается положительное воздействие средств фитбол-гимнастики на физическое состояние дошкольников, раскрывается ее значение для всестороннего и гармоничного развития ребенка.

Разнообразные упражнения с фитболами обеспечивают целенаправленное и комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

         Оздоровительное влияние фитбол-аэробики на организм ребенка достигается в первую очередь за счет механической вибрации и амортизационной функции мяча, что приводит к улучшению обмена веществ, кровообращения позвоночника, суставов и внутренних органов. Доказано, что волны, возникающие при колебаниях мяча, передаются по всему позвоночнику к головному мозгу и вызывают положительные эмоции, избавляют от стресса и снимают напряжение.

Оздоровительные задачи занятий фитбол-гимнастикой направлены на следующее:

 Формирование навыка правильной осанки.

 Увеличение амплитуды движений в суставах и позвоночнике.

 Укрепление крупных и мелких мышечных групп туловища и конечностей (мышечного корсета, мышц спины, таза и брюшного пресса, ног, рук и плечевого пояса).

 Расширение функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы.

 Повышение активности сенсорных систем.

 Тренировка вестибулярного аппарата.

 Нормализация психоэмоционального состояния.

         Наряду с оздоровительными задачами занятия фитбол-гимнастикой решают следующие образовательные задачи.

Образовательные задачи:

 Обучение двигательным действиям с мячом.

 Воспитание физических качеств (силы, ловкости, быстроты, гибкости, выносливости).

 Совершенствование координационных способностей и равновесия.

         Целенаправленное воздействие педагога на личность ребенка в процессе занятий фитбол-гимнастикой обеспечивает осуществление следующих воспитательных задач.

Воспитательные задачи:

 Формирование мотивации к занятиям физическими упражнениями.

 Воспитание целенаправленной двигательной активности.

 Развитие творческих способностей, грациозности и выразительности движений.

 Способствовать развитию воображения, мышления, познавательной активности.

 Воспитывать трудолюбие и стремление к достижению поставленной цели.

 Содействовать формированию коммуникативных умений у детей.

 Расширять кругозор в области физической культуры, способствовать развитию интереса и потребности к занятиям физическими упражнениями.

         Разнообразие средств фитбол-гимнастики, используемые в физическом воспитании детей дошкольного возраста, объединены в три группы по содержательному признаку:

1. Гимнастические упражнения (основное средство).

2. Подвижные игры (основное средство).

3. Музыкальное сопровождение (вспомогательное средство).

         Гимнастические упражнения с фитболами дифференцированы на общеразвивающие, динамические и музыкально-ритмичные.

        Общеразвивающие упражнения с фитболами — это специально разработанные движения для рук, ног, туловища, шеи и других частей тела, которые выполняются с разным мышечным напряжением, разной скоростью, амплитудой, в разном ритме, темпе и сгруппированы по принципу комплекса. В структуре комплекса мячи используются в качестве опоры, отягощения или препятствия. Они обеспечивают подготовку организма детей к предстоящей физической нагрузке и включаются, как правило, в начало основной части физкультурного занятия. Общеразвивающие упражнения (ОРУ) с фитболами опираются на классическую методику проведения ОРУ с детьми дошкольного возраста.

        Музыкально-ритмичные упражнения с мячами охватывают комплексы фитбол-аэробики, танцевальные движения и импровизации, элементы ритмики, хореографии, спортивных танцев с обязательным использованием музыкального сопровождения. Структуру комплекса фитбол-аэробики составляют несложные физические упражнения, которые выполняются из разных исходных положений (стоя возле мяча, сидя, лежа на мече, с мячом в руках и др.) без пауз для отдыха, в умеренном темпе, определяемом звучащей музыкой.

         При разучивании комплексов фитбол-аэробики с детьми младшего и среднего возраста используется преимущественно игровой метод, который основан на выполнении имитационных движений, соответствующих содержанию музыкального произведения. Дети старшего дошкольного возраста учатся выполнять музыкально-ритмичные движения с фитболами четко и выразительно, в соответствии с темпом и ритмом музыки. Это развивает способность дошкольников свободно управлять отдельными частями своего тела и перемещать их в пространстве, согласовывать движения во времени и контролировать степень их правильности, что в свою очередь формирует эстетическую осмысленность двигательных действий и творческое отношение к занятиям.

         Динамические упражнения с фитболами имеют имитационно-игровой характер и способствуют укреплению всего мышечного и опорно-двигательного аппарата ребенка. При выполнении динамических упражнений с фитболами создаются условия для анатомического воздействия на определенные мышечные группы рук и плечевого пояса, ног и тазовой области, туловища, а также на суставы, связки, внутренние органы и органы чувств. В работе с ослабленными детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья и физическом развитии, применяются специальные динамические упражнения корригирующего и профилактического воздействия.   

         Как известно, игра – ведущий вид деятельности ребенка, а подвижная игра – ценнейшее средство разностороннего воспитания его личности. Поэтому подвижные игры в структуре занятий фитбол-гимнастикой занимают существенное место. К ним относятся подвижные игры с мячами высокой и малой интенсивности, игры соревнования и игры-эстафеты.

         Восторг у детей вызывают подвижные игры высокой интенсивности сюжетного и безсюжетного характера с разнообразным двигательным содержанием: прыжками на фитболах, бегом, ходьбой и другими перемещениями с мячами (н/п. подвижные игры «Хитрая лиса», «Охотники и утки», «У медведя во бору», «Хвостики» и др. с использованием фитболов) и без них.

         Основное предназначение подвижных игр малой интенсивности с фитболами – восстановление пульса и дыхания ребенка после физической нагрузки. В их содержание включаются малоподвижные двигательные действия, связанные с удержанием равновесия или определенной позы в разных исходных положениях (сидя, лежа на мяче, с мячом в руках и др.), неактивные перемещения с мячом, игровые упражнения на дыхание и расслабление.

         Игры соревновательной направленности и игры-эстафеты с фитболами станут украшением любого физкультурно-оздоровительного мероприятия. Они предполагают выполнение индивидуальных или командных соревновательных действий с фитболом (бег и прыжки наперегонки, преодоление препятствий с мячом, ориентировка в пространстве и во времени и др. Данные игры совершенствуют приобретенные двигательные умения с фитболом в условиях состязаний, воспитывают волевые и нравственные качества у детей – целеустремленность, настойчивость, чувство ответственности.

        Принципиальное значение в использовании вышеизложенных средств фитбол-гимнастики имеет музыкальное сопровождение, которое стимулирует интерес детей к содержанию обучения, улучшает их эмоциональное состояние, способствует повышению работоспособности, а также более быстрому и точному овладению двигательными действиями.

        При выполнении музыкально-ритмичных упражнений с фитболами музыка определяет темп и ритм, содействует грациозности и согласованности движений, положительно влияет на развитие слуха дошкольников, освобождает педагога от счета. С помощью музыки при обучении динамическим упражнениям с фитболами можно ускорить процессы усвоения и закрепления двигательных умений, совершенствовать технику движений, оптимизировать физическую нагрузку посредством мелодичного регулирования продолжительности нагрузки и отдыха. Подвижные игры с музыкальным сопровождением воспитывают у детей временную ориентировку – способность двигаться в рамках определенного времени, соблюдать правила игры, согласовывая свои действия с музыкой и другими детьми.

        Под влиянием впечатлений, вызванных музыкой, раскрываются даже замкнутые дети.

        Таким образом, приведенная классификация средств фитбол-гимнастики и их характеристика позволяет подобрать и составить определенные комплексы упражнений с мячами в зависимости от направления решаемых оздоровительных и образовательных задач: для анатомического воздействия на определенные мышечные группы, суставы, связки, внутренние органы и органы чувств и др.; для развития мышечной силы, гибкости, быстроты движений, выносливости, координационных способностей и др.

        В работе с детьми дошкольного возраста используются следующие виды гимнастических мячей, различающиеся по форме, диаметру, упругости и цвету:

 круглые фитболы с ручками (рожками) -  наиболее подходящие для занятий с детьми дошкольного возраста, так как они позволяют выполнять все виды гимнастических упражнений и подвижных игр с мячами;

 круглые гладкие фитболы – предназначены для обучения разнообразным гимнастическим упражнениям и подвижным играм, за исключением прыжковых движений;

 овальные фитболы – характеризуют те же функциональные свойства, что и круглые, но они являются более устойчивыми за счет увеличенной площади поверхности касания с полом. Такие мячи подойдут для детей с недостаточным уровнем развития координации и функции равновесия;

 фитболы в форме животных – отличаются повышенной устойчивостью и безопасностью даже при выполнении прыжковых движений, рекомендуются детям младшего возраста;

 массажные гимнастические мячи имеют неровную пупырчатую поверхность, поэтому, кроме нагрузки на мышцы, обеспечивают массажный эффект, улучшают обмен веществ и кровообращение.

        В целях профилактики травматизма, охраны жизни и здоровья детей на занятиях фитбол-гимнастикой рекомендуется соблюдать следующие правила безопасности:

1. Грамотно планировать физкультурные занятия с элементами фитбол-гимнастики:

- необходимо предусмотреть схему расстановки фитболов с соблюдением необходимых зон безопасности (рекомендуемое расстояние между детьми 1,5м.);

- соответствие габаритов фитболов антропометрическим показателям детей:         подбирать мяч каждому ребенку нужно по росту так, чтобы обеспечить при посадке на него угол не менее 90° между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой. Условно, для детей 3-4 лет подойдут мячи диаметром 40 – 45 см., для детей 4- 5 лет – 45 – 50 см., для детей 5 – 6 лет – 50 -55 см.;

- качество спортивного инвентаря и оборудования, используемого на занятиях, в т.ч. и фитболов (фитбол должен быть оптимально накачан).

2. Проверять перед занятием отсутствие предметов, которые могут создать травмоопасные ситуации.

3. Допускать к занятиям детей в облегченной, не стесняющей движений одежде, соответствующей температурному режиму помещения, и в спортивной обуви.

4. Осуществлять систематический инструктаж воспитанников по поводу правильной техники и мер безопасности при выполнении гимнастических упражнений и подвижных игр с фитболами.

5. Соблюдать методику проведения занятий с элементами фитбол-гимнастики и последовательность обучения упражнениям с фитболами.

6. Обеспечивать личную и взаимную страховку, учить детей приемам самостраховки, начиная с первых занятий.

7. Определять объём и продолжительность физической нагрузки с фитболами в соответствии с интенсивностью выполняемых гимнастических упражнений и подвижных игр, индивидуальными и возрастными особенностями детей, их физическим состоянием.

8. Следить за тем, чтобы ни одно упражнение не причиняло детям боли и не вызывало дискомфорта.

Варианты упражнений

Первые занятия комплекса гимнастики для детей дошкольного возраста должны быть посвящены простейшим элементам с последующим постепенным усложнением и пролонгацией для укрепления всех мышечных групп. Особое внимание необходимо уделить мышцам спины — правильное развитие суставов позвоночника и отсутствие защемлений нервов позволит свободно проходить импульсам по всему телу. Итак, к упражнениям.

Комплекс фитбол-аэробики для детей 3-4 лет (под песенку «В траве сидел кузнечик» (муз. В. Шаинского, сл. Н. Носова))

N п/п

Содержание / Организационно-методические указания

Количество подходов

1.

Содержание: и.п. – узкая стойка лицом к мячу, руки на поясе.

1 – руки за голову;

2 – и.п.

ОМУ: ноги слегка согнуть в коленях, спина прямая.

4-5 раз

2.

Содержание: и.п. – то же, руки за головой.

1 – повернуть туловище направо, руки в стороны;

2 – и.п.

3-4 – то же в другую сторону.

ОМУ: выполняя движения, слегка сгибать-разгибать ноги в коленях, туловище не наклонять.

4-5 раз

3.

Содержание: и.п. – сед на мяче, согнув ноги врозь, руки на поясе.

1 – наклониться, руками коснуться пола;

2 – и.п.

ОМУ: стопы от пола не отрывать.

5-6 раз

4.

Содержание: ходьба вокруг мяча с хлопками.

1 круг

5.

Содержание: и.п. – сед на мяче, согнув ноги врозь, руки на поясе.

1 – повернуть туловище направо, руки в стороны;

2 – и.п.

3-4 – то же в другую сторону.

ОМУ: пружинить мяч туловищем.

5-6 раз

6.

Содержание: и.п. – сед на мяче, согнув ноги.

1 – плечи вверх;

2 – и.п.

ОМУ: кисть сжата в кулак.

6-8 раз

7.

Содержание: и.п. – то же.

1 – наклониться вперед, обхватить колени руками;

2 – и.п.

ОМУ: опустить голову.

5-6 раз

8.

Содержание: и.п. – сед на мяче, руки на поясе.

1 – правую ногу вперед на пятку, руки за голову;

2 – и.п.

3-4 – то же другой ногой.

ОМУ: пружинить мяч туловищем.

5-6 раз

9.

Содержание: с последним музыкальным аккордом сесть за мяч на пятки.

ОМУ: «спрятаться».

1 раз

         В своей работе с детьми дошкольного возраста упражнения и подвижные игры с фитболами я включаю в содержание физкультурных занятий, индивидуальной работы с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья. А также применяю при проведении физкультурных досугов и праздников. Это способствует важности понимания взрослых (родителей) необходимости спорта для детей, продолжению занятия в домашних условиях, а главное — радости и удовольствию их ребенка, беззаботно скачущего на гимнастическом мяче и выплескивающего бесконечную энергию.

         Задача сохранения и укрепления здоровья детей является приоритетной в работе дошкольных образовательных учреждений. Ее успешное решение во многом зависит от внедрения современных средств оздоровления, таких как большие гимнастические мячи-фитболы, в систему физического воспитания детей дошкольного возраста.

        Используемая литература.        

1. Н. Э. Власенко Фитбол-гимнастика в физическом воспитании детей дошкольного возраста (теория, методика, практика). - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2018. - 109 с.

2. Е.Г. Сайкина, С.В. Кузьмина Фитбол-аэробика для дошкольников «Танцы на мячах». - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2016. - 157 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкотерапия как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста

В материале говорится о важности музыкотерапии для укрепления и сохраниния здоровья дошкольников....

Здоровьесберегающие технологии как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста

Статья расскрывает используемые технологии здоровьясбережения для сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста...

Проект "Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста"

Современные методы здоровьесбережения должны присутствовать во всех видах педагоги­ческой деятельности. Организация в ДОУ музыкальных заня­тий с использованием этих технологий поможет обеспечи...

Создание здоровьесберегающей среды в группе как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста

Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация предметно-развивающей среды в ДОУ. Предметно-развивающая среда моделируется с учетом реализации основных напра...

Консультация для родителей Тема: «Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста»

Результатом здорового образа жизни детей является физическое и нравственное здоровье. Не случайно в народе говорят: «В здоровом теле - здоровый дух».Подрастают дети. Из маленьких и беспомо...

Создание здоровьесберегающей среды в группе, как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста.

   Современный детский сад – это место где ребенок, взаимодействуя с окружающим миром, получает жизненный опыт в тех сферах жизни, которые важны для его развития. Дошкольный воз...

Мастер-класс для педагогов ДОУ "Игры с мячом, как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста""

Методические рекомендации для педагогов по организации игр с мячами, непосредственное участие в организации игр....