Здоровьесберегающие технологии как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста
статья на тему

Статья расскрывает используемые технологии здоровьясбережения для сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста

                                                                Я не боюсь еще и еще раз повторять,

                                                                                      забота о здоровье  - это важнейший труд

                                                                                      педагога.

                                                                                  От жизнерадостности, бодрости детей

                                                                зависит их духовная жизнь,

                                                                                 мировоззрение, умственное развитие,

                                                                               прочность знаний, вера в свои силы.

Сухомлинский В.А.

Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Однако, последние 15-20 лет именно физическое состояние дошкольников вызывает большую тревогу ученых и практиков здравоохранения и образования. Если тридцать лет назад рождалось20-25 ослабленных детей, то сейчас число «физиологически незрелых» новорожденных утроилось. Каждый четвертый ребенок дошкольного возраста болеет в течение года более четырех раз. Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми.

В результате, очевидной и актуальной является работа по сохранению ми укреплению детей. А направление по внедрению здоровьесберегающих технологий является одним из приоритетных в современной практике ДОУ.

Эффективное оздоровление, воспитание и развитие детей возможно при условии и соблюдении ряда принципов, которые используются в нашем дошкольном учреждении:

  • Организация оздоровительного режима,
  • Организация двигательной активности,
  • Формирование правильной осанки и навыков рационального дыхания,
  • Реализация системы эффективного закаливания,
  • Обеспечение полноценного питания,
  • Обеспечение психологического комфорта,
  • Использование развивающих форм оздоровительно – воспитательной работы.

Основная форма двигательной активности детей – физкультурные занятия, на которых мы используем как стандартное, так и нестандартное оборудование. Занятия наполняются нетрадиционным содержанием. Осуществляя индивидуальный подход к нагрузке детей, учитываем группу здоровья ребенка. Исходя из этого, отслеживаем состояние детей и даем им разную нагрузку. При первых признаках переутомления ребенку предлагаем сменить деятельность на более спокойную.

Ритмика, на которой дети раскрывают свой образ через музыкально-ритмический комплекс, способствует распределению нагрузки на все группы мышц, дает возможность перевоплощаться.

Восточная гимнастика, куда входят элементы упражнений хатха-йога, способствует хорошей нагрузке на сердечно-сосудистую систему и гармонично развивает все части тела, повышает гибкость позвоночника – гарантию долголетия и здоровья. Кроме того, в упражнениях потенциально заложены дополнительные резервы тренировки дыхания и внимания.

По снятию психоэмоционального напряжения у детей используем психологический инструментарий, куда входят сухой душ, релаксационные упражнения, сухой аквариум, психогимнастика. Умение расслабиться помогает детям снять напряжение и возбуждение, сконцентрировать внимание.

Используем различные виды массажа: точечный, пальчиковый, самомассаж; занимаемся корригирующей гимнастикой по предупреждению плоскостопия искривления осанки; осваиваем упражнения для мелкой моторики рук, «Школу малого мяча», помогающие улучшению кровообращения, укреплению мышц рук и грудной клетки, развитию моторики, что в конечном итоге способствует умственному развитию.

Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой  и дыхательно-звуковая гимнастика стали неотъемлемой частью оздоровительной работы в нашем учреждении. Дыхательная гимнастика способствует правильному дыханию, предупреждает простудные заболевания.

Для формирования осознанного отношения к здоровому образу жизни нами был разработан цикл занятий «Знай свое тело» для детей дошкольного возраста, который состоит из четырех разделов: «Мой позвоночник», «Мышцы», «Сердце», «Я дышу».

В дошкольном учреждении разработан комплекс оздоровительных мероприятий: один раз в квартал проводим «Неделю здоровья», которая способствует формированию представлений детей о здоровом образе жизни.

Утренняя гимнастика, физкультурные занятия, спортивные развлечения и праздники проводятся в спортивно – музыкальном зале, на свежем воздухе. В летний оздоровительный период используем плескательный бассейн. Использование большого количества спортивного оборудования способствует повышению эффективности проводимых занятий и двигательной активности детей на прогулках.

Для активизации дошкольников на малоподвижных занятиях воспитатели проводят физкультурные паузы. В режиме дня используется офтольмотренаж, хромотерапия, аромотерапия, ионизирование воздуха, элементы кинезиологии, которые способствуют укреплению здоровья детей, повышению функциональных и адаптационных возможностей организма, умственной и физической работоспособности.

Совместная работа коллектива детского сада с родителями дает значительный эффект в оздоровлении дошкольников. Стало традицией проводить в детском саду физкультурные мероприятия с участием родителей.  При проведении совместных с родителями праздников дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях. При этом они ведут себя непосредственнее, чем на физкультурных занятиях, и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения, более естественно использовать те двигательные навыки и умения, которыми они уже овладели, проявлять своеобразный артистизм, эстетичность в движениях, что имеет большое значение для развития личности каждого ребенка.

Таким образом, целенаправленное и систематическое использование здоровьесберегающих технологий приводит к достижению эффективных результатов в работе с детьми, направленных на сохранение и укрепление их здоровья.

Список литературы:

1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход Школа здоровья. 2000г. Т. 7. №2. С.21 – 28.

2. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2008.-160 с.

3. Каралашвили Е.А. Физкультурная минутка/ Динамические упражнения для детей 6-10 лет. – Москва 2002г.

4. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребёнка  Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений – Москва АРКТИ, 1999 г.

5. Педагогика и психология здоровья под ред. Н.К. Смирнова. - Москва АПКиПРО, 2003г.

6.  Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет). – Москва ВЛАДОС, 2002г.

7. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – Москва Мозаика – Синтез, 2002г.

Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста как средство развития основ толерантности

                                                                       «Толерантность – искусство жить в мире

                                                             с непохожими на тебя людьми…»

В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Резкий подъем национального самосознания, стремление к этнической и этнокультурной самоидентификации обуславливают огромный интерес народов не только к своей национальной культуре но и к культуре народов ближайшего и отдаленного национального окружения.

Наша страна относится к поликультурным и полиэтническим сообществам. Необходимость обеспечить в ней толерантное сосуществование больших и малых народов порождает потребность в поликультурном воспитании как инструменте и принципе образовательной политики, что является приоритетным направлением в нашей стране в настоящее время.

Поликультурное воспитание - это ознакомление детей с культурными традициями, обычаями других наций и народностей.

Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учетом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальностью формирования у дошкольников этнокультурной осведомленности. Поэтому роль педагога – удовлетворить детское любопытство и дать детям элементарные знания о традициях, быте народов родного края.

Поликультурное воспитание детей в наше ДОУ осуществляется в трех направлениях:

  • Информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народом, специфике их культуры и ценностей и т.д.);
  • Эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления, важно вызвать отклик в душе ребенка, «растормошить» его чувства);
  • Поведенческие нормы (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении).

Для реализации этих трех направлений в поликультурном воспитании детей дошкольного возраста мы используем разнообразные средства:

  • Устное народное творчество,
  • Художественная литература,
  • Игра, народная игрушка и национальная кукла,
  • Декоративно – прикладное искусство, живопись,
  • Музыка,
  • Этнические мини – музеи,
  • Музей под открытым небом «Хакасская юрта»
  • Национальные кушанья.

Сегодня наш детский сад развивается как детский сад диалога культур, мы воспитываем в детях национальную и этнокультурную толерантность. В нашем дошкольном учреждении силами сотрудников и родителей создан музей под открытым небом «Хакасская юрта», мини-музей «Хада - Вместе», а в каждой группе созданы народные уголки «Моя малая Родина», с целью знакомства воспитанников с бытом, традициями, ремеслами народов Сибири: русской и хакасской национальностей и воспитания уважения к людям различных национальностей и их обычаям. Каждый педагог и родители принимали активное участие в пополнении музея экспонатами:  приносили старинные предметы быта, утвари. Музей дает возможность детям не только рассмотреть предмет, но и практически освоить его. Чем больше органов чувств будет задействовано в изучении традиционной культуры, тем глубже она усвоится.

Детство – это то, что дается каждому из нас только на очень короткий промежуток времени, это то чувство, которое мы с нежностью храним всю жизнь и передаем его следующему поколению. Поэтому от нас, от взрослых, зависит, сто именно наши воспитанники пронесут с собой по жизни и передадут своим детям. А это значит – мы должны научить детей любить свою семью, Родину, уважать окружающих их людей, знать историю, быт и культуру своего народа, быть толерантным к традициям и культуре народов, проживающих рядом с ними, одновременно воспитывая в детях общечеловеческие ценности (доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь).

Список литературы

  1. Воспитание социокультурной толерантности личности ребенка в условиях ДОУ / Н.А. Платохина // Дошк. педагогика. — 2010. — № 5.
  2. Кириченко И.И., Боргоякова Т.А. Приобщение детей к культуре хакасского народа. Абакан. ХРИПКиПРО. 2006.
  3. Н. Рыжова, Л. Логинова, А. Данюкова. Мини-музей в детском саду. М.: Линка-Пресс, 2008.
  4. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М.: Линка-Пресс, 2004.
  5. Поликультурное воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста. Под редакцией В. Н. Вершинина – Ульяновск: УИПКПРО, 2004.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкотерапия как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста

В материале говорится о важности музыкотерапии для укрепления и сохраниния здоровья дошкольников....

Проект "Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста"

Современные методы здоровьесбережения должны присутствовать во всех видах педагоги­ческой деятельности. Организация в ДОУ музыкальных заня­тий с использованием этих технологий поможет обеспечи...

Здоровьесберегающие технологии как средство сохранения и укрепления здоровья детей. (консультация для педагогов)

Здоровье - это одна из высших человеческих ценностей, один из источников счастья, радости, залог оптимальной самореализации. От того, как прощли дошкольные годы, во многом зависит физическое и психиче...

Применение здоровьесберегающих технологий с целью сохранения и укрепления здоровья детей раннего возраста в ДОУ №5

Применение здоровьесберегающих технологий с целью сохранения и укрепления здоровья детей раннего возраста в ДОУ №5...

Создание здоровьесберегающей среды в группе как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста

Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация предметно-развивающей среды в ДОУ. Предметно-развивающая среда моделируется с учетом реализации основных напра...

Опыт работы «Использование здоровьесберегающих технологий в целях сохранения и укрепления здоровья детей раннего возраста».

laquo;Если нельзя вырастить ребенка,  чтобы он совсем не болел,  то, во всяком случае,  поддерживать его высокий уровень    здоровья вполне возможно»....

Создание здоровьесберегающей среды в группе, как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста.

   Современный детский сад – это место где ребенок, взаимодействуя с окружающим миром, получает жизненный опыт в тех сферах жизни, которые важны для его развития. Дошкольный воз...