Мастер-класс для педагогов ДОУ "Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста"
методическая разработка по теме

 

«Здоровье детей – это главное достижение нации, критерий духовного, политического социально-экономического развития общества».

Воспитание  здорового поколения – это одна из главных стратегических задач развития страны. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.

Именно поэтому необходимо с раннего возраста приобщать детей к заботе о своем здоровье, воспитывать у них заинтересованность и активность в саморазвитии и самосохранении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Круглый стол  

для педагогических работников Московской области

«Детство в пространстве социума и культуры»

на базе АНОО ДО детский сад № 13 «Сказка» г. Егорьевска.

Мастер-класс

«Сохранение и укрепление здоровья

 детей дошкольного возраста»

Разработали: зам. зав. по ВМР Гуляева И.В. (высшая кв. категория)

воспитатель Сидорова А.Н. (1 кв. категория)

музыкальный руководитель Демкина Н.Е. (1 кв. категория)

инструктор по физкультуре Базанова А.В. (-)

МДОУ детский сад общеразвивающего вида № 15 «Ёлочка»

12.11.2015г.

Вступление:

Добрый день, уважаемые педагоги! Разрешите представиться, меня зовут Сидорова А.Н. воспитатель МДОУ детского сада общеразвивающего вида № 15 «Ёлочка» администрации Егорьевского муниципального района. С Вашего позволения, я начну свое выступление.

 - Скажите громко и хором, друзья,

 Деток вы любите, нет или да?

 Пришли вы учиться,

 Иль  сил совсем нет?

 Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)

 Я вас понимаю….

 Как быть господа?

 Проблемы детей решать нужно нам? (Да)

 Дайте мне тогда ответ

 Помочь откажетесь мне? (Нет)

 Последний вопрос, ответьте, друзья

 Активными  будете? (нет или да)

Большое спасибо и так начнем нашу работу.

Темой  нашего  мастер-класса  является «Сохранение и укрепление здоровья детей  дошкольного возраста». И  прежде чем начать, я хочу рассказать Вам одну притчу.

Давным-давно, на горе Олимп жили–были боги.

 Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля.

 Стали думать: каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным».

 А один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам».

 И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье.

 Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие – за высокие горы. А самый мудрый из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека Пусть он его поищет».

 Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье.

 Только  вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!

«Здоровье детей – это главное достижение нации, критерий духовного, политического социально-экономического развития общества».

Воспитание  здорового поколения – это одна из главных стратегических задач развития страны. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.

Именно поэтому необходимо с раннего возраста приобщать детей к заботе о своем здоровье, воспитывать у них заинтересованность и активность в саморазвитии и самосохранении. 

Дидактическая игра - эффективное средство формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Предлагаю Вашему вниманию перечень дидактических игр, направленных на формирование представлений у детей о здоровом образе жизни. Именно в дошкольном возрасте, в результате целенаправленного воздействия, формируется представление о здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности.

Чтобы наш мастер-класс был наглядным, а не словесным я предлагаю  Вашему вниманию дидактическое пособие, которое будет полезно и интересно педагогам, а самое главное воспитанникам  детского сада. Это книжка «Секреты здоровья». Применение в работе этой книжки поможет детям, начиная с раннего, дошкольного возраста познакомиться с полезной едой, витаминами, содержащимися в ней.

Знания приобретаются в игровой форме. Многофункциональность дидактического пособия состоит в том, что его можно использовать как для приобщения детей к полезной здоровой пище, так как и для знакомства с окружающим миром и развития математических способностей.

  • Герои книжки  брат  - Саша и его младшая сестра Маша.
  • У бабушки Вали есть огород. Саша рассказывает сестре о том, что у бабушки на

огороде много витаминов, чтобы быть здоровыми и не болеть. А сестра Маша  постоянно задаёт вопросы. Она очень любопытная. В этот раз он захотел узнать: «Где искать витамины? Для чего они нужны?». Саша предлагает Маше сходить в гости к бабушке.

Итак, начнём путешествие в гости к бабушке.

  • В огороде у бабушки растут деревья, на которых созрели яблоки и груши. Саша, с

помощью подобранных стихотворений, рассказывает Маше о пользе яблок и груш, о витаминах , которые в них содержатся.

  • Можно предложить задание: собери все яблоки и груши. Яблоки и груши крепятся  на

липучке, поэтому всё легко снимается.

  • Дети вместе с братом и сестрой  рассматривают грядки на огороде. На грядке выросли

морковь и редис. Старший брат с помощью стихотворений знакомит машу с овощами, содержащими полезные витамины. Можно подобрать загадки и загадать их детям. Овощи также крепятся на липучке и легко снимаются с грядки.

  • На данной странице Саша  предлагает  Маше и детям посадить свои грядки. В

конвертиках находятся картинки лука, капусты, огурцов. Дети вместе с героями достают картинки и «сажают» их на грядки. Можно снять лейку ( она тоже на липкой ленте) и «полить» посаженные овощи. Дети узнают о пользе этих овощей.

  • Дети собирают в вазочку фрукты, а в корзинку овощи, которые находятся на предыдущих

страницах. Фигурки прикрепляют на липучку или пуговичками.

  • Старший брат рассказывает о пользе морковного и томатного сока.
  • Здесь предлагается детям сделать витаминный салат. Можно прочитать стихотворение

для систематизации деятельности.

  • Старший брат рассказывает о том, что бабушка из собранных фруктов и овощей делает

заготовки: варенье, компоты, салаты, соленья. На странице 2 банки . Дети, играющие в этой книге, могут назвать фрукты и овощи, содержащиеся в банках, а могут закрасить их.

  • Саша подводит итог о том, какие полезны фрукты, овощи, ягоды, чем они полезны,

какие в них содержаться витамины и призывает всех использовать их в пищу, чтобы быть здоровым.

 Данное пособие можно применять не только в период формирования у детей знаний о правильной и полезной пище, но эту книгу можно использовать для ознакомления с окружающим миром, а можно для развития математических способностей придумать ряд интересных заданий на счёт предметов, сравнение их, развитие памяти, внимания. Ведь играя ребёнок дошкольного возраста приобретает огромный опыт и знания об окружающем его мире.

        

Спасибо за внимание! И я предоставляю слово следующему выступающему нашего мастер-класса - музыкальному руководителю нашего детского сада Демкиной Н.Е.

Наталья Евгеньевна

Добрый день уважаемые гости! Меня зовут, как уже сказала ____________, Наталья Евгеньевна и разрешите мне продолжить наше мероприятие.

В своем выступлении я расскажу Вам о влиянии музыки на здоровье человека.

Система музыкального развития в ДОУ  предполагает использование на каждом музыкальном занятии здоровьесберегающих технологий. Одна из составляющих моей  работы в нашем ДОУ – музыкотерапия.

Музыкотерапия- метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. В зависимости от мелодии, ее ритмической основы и исполнения музыки оказывать самые разнообразные эффекты – от индивидуального ощущения внутренней гармонии и духовного очищения до неуправляемого агрессивного поведения больших человеческих масс. Ее можно использовать для влияния на самочувствие человека. С древних времен известно, что музыка успокаивает боль, снимает напряжение, оказывает положительное влияние на психику ребенка. Под звуки музыки дети выполняют дыхательные и физические упражнения.

Влияние музыки на ребенка

Музыка положительно влияет на мозг ребенка, активизируя соединения между нервными клетками. Первые 6 лет жизни ребенка – это самый важный период для развития нервной системы и мозга, поэтому желательно как можно раньше приступать к освоению азов музыкального образования ребенка.

Дети, которые занимаются музыкой, лучше усваивают информацию, быстрее запоминают новый материал и не имеют проблем с концентрацией внимания. Также «музыкальным» детям легче даются математика, иностранные языки и логика.

Танцевальная музыка для детей

Некоторые детки с самого раннего возраста любят «пританцовывать» в ритм музыки. Танцевальная музыка прекрасно поднимает настроение ребенку, заряжает положительными эмоциями, развивает координацию движений, память и слух.

Интересные факты о классике

Факт «Находка»: во время прослушивания музыки работа сердца и дыхания копирует ритм музыкального произведения.

Факт Осторожности: детям полезны не все классические произведения («Венисбергская сцена» Вагнера, некоторые произведения Рихарда Штрауса, Шопена – могут «заразить» апатичностью, слабостью, страданием).

Факт «Рецепт»: при первых же звуках любимых пьес у кормящих мам прибывает молоко, у деток лучше переваривается пища.

Факт «Запрет»: Нельзя давать маленьким детям слушать музыку через наушники. Наши уши природой приспособлены для рассеянного звука. От направленного звука незрелый мозг может получить акустическую травму.

Факт «Мотиватор»: классическую музыку перинатальные психологи называют «школой эмоций» (слайд).

Музыку можно не только слушать, но и ей можно лечить.

«Музыкальная аптека»

«Не хочу, не буду, уходи, ты – плохая!!!», «мама, я боюсь»
Лечим:Гайдн, Чайковский, Пахмутова, Таривердиев, «Свет Луны» Дебюсси, «Лебедь» Сен-Санса, Шуберт, Шуман, Чайковский «Лебединое озеро», Лист, Моцарт (2-я часть «Маленькой ночной серенады»).

«Головка болит»
Лечим:
 «Весення песня» Мендельсона и Джорджа Гершвина, полонез Огинского.

«Животик болит».
Лечим:
 «Вальс цветов» (балет Чайковского «Щелкунчик»)

«Не думается».
Лечим: Бетховен «Лунная соната» (облегчит интеллектуальную деятельность)

«Болит, болит, болит».
Лечим:
 анальгетики в мире звуков - Бах, Гендель

«Уснуть не могу».
Лечим:
 колыбельная Брамса, сюита из балета «Пер Гюнт» Грига, сборник «Колыханочки» (фольклор)

«Мне грустно».
Лечим:
 вальсы из балетов Чайковского, «На тройке» из его же «Времен года», «Весна» из «Времен года» Вивальди

«Горлышко болит».
Лечим:
 лидирующую роль в борьбе с простудными и многими другими инфекциями играют тембры духовых инструментов

На все случаи жизни для малыша – Моцарт!

И напоследок, предлагаем ознакомиться с лечебными музыкальными инструментами
«Лечебными» процедурами считаются и прослушивание произведений, где солируют эти музыкальные инструменты и самостоятельная игра на них.

Лечебные музыкальные инструменты:

Инструмент - фортепиано, аккордеон.
Действие - благотворно влияют на образование желчного сока, защищают слизистую от поражения.
Эффективное время суток – утро.

Инструмент –
Гитара.
Действие - гасит раздражение и «разгружает» сердце.
Эффективное время суток – полдень.

Инструмент –
Скрипка.
Действие - активизирует тонкий кишечник.
Эффективное время суток –день.

Инструмент –
Саксофон.
Действие - улучшает работу почек, «разбивает» камешки.
Эффективное время суток – вечер.
Инструмент –
Арфа.
Действие - Улучшает дыхание при астме, бронхите.
Эффективное время суток – вечер.

Инструмент –
Барабан.
Действие - Укрепляет иммунитет.
Эффективное время суток – утро.

Хочу добавить, что музыкальные занятия с использованием таких здоровьесберегающих технологий эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. И, конечно, успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателей, которые активно помогают, организуют самостоятельную музыкальную деятельность детей.

Спасибо за внимание, а я передаю слово нашему инструктору по физкультуре Базановой А.В. Спасибо за внимание.

Здравствуйте,  Уважаемые педагоги.

Я представлю Вашему вниманию один из направлений в моей работе по здоровьесбережению – ритмопластику.

  Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, я хочу выделить двигательную активность. Это  естественная потребность маленького человека  в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка.

Современные дети, ни для кого не секрет,  испытывают "двигательный дефицит", так как даже дошкольники большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, телевизорами, компьютерами). Это вызывает утомление определенных мышечных групп, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития основных физических качеств: быстроты, ловкости, координации движений.

Я хочу  представить  Вам один из видов здоровьесберегающих  технологий, который используют  в своей работе не только специалисты нашего ДОУ (инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель, педагог-психолог…), но  и воспитатели - ритмопластика.

Ритмопластика – это система физических,  танцевальных и подражательных  движений или упражнений, ее средствами являются: ритмическая  гимнастика, игровой стретчинг, игровой самомассаж, хореография, игровые танцы, динамические паузы, логоритмика, музыкально-ритмические композиции, театральные этюды.

Благодаря ей  формируется правильная осанка, развивается сила, выносливость, увеличивают подвижность в суставах, улучшают координацию движений, совершенствуют чувство равновесия и прыгучесть.

На каждую возрастную группу мною предусмотрен отдельный комплекс, соответствующий данному возрасту.

Для детей 4-5 лет это комплексы, состоящие из простых движений руками вверх, вниз, в стороны, полуприседания с поворотами, прыжковые движения на двух ногах, наклоны. Музыкальное сопровождение не превышает по времени пяти минут.

Для детей 5-6 лет – составляю комплексы, в которые включаю движения на координацию рук и ног (сделать круг рукой одновременно с полуприседанием; Бег на месте одновременно поднимая прямые руки вверх, добавляю больше танцевальных движений. Обращаю внимание на выразительное исполнение движений, на мимику.

Для детей 6-7 лет предусматриваются более сложные по строению комплексы. Используется смена темпа движений, движения на ориентировку в пространстве (право, лево). Включается больше прыжковых и беговых движений, а также движений со сложной координацией (поочередное поднимание левой и правой руки с одновременным движением ногами) .

Зарядка проводиться по показу педагога, а это для детей наглядный пример правильности выполнения движений.

Когда дети запомнили комплекс зарядки, я добавляю небольшие перестроения и получается самостоятельный танец, который можно использовать в утренниках.

Благодаря такой гимнастике, каждый новый день в детском саду дети начинают с веселого танца и получают огромный заряд бодрости. Очень приятно видеть, когда и воспитатели делают с детьми такую зарядку, т. к. это полезно и для взрослых.

Предлагаю вашему вниманию комплекс утренней танцевально-ритмической гимнастики для детей старшей группы.

«Три поросенка»

(песня «Ни кола, ни двора» поет Клара Румянова)

Вступление (проигрыш)

И. п. – основная стойка;

1 – 4 – полуприседая, на каждый счет увести колени вправо, влево, вправо, влево, руки работают, как при ходьбе.

5 – 8 - повторить счет 1-4, но вставая.

Первый куплет.

А. 1 – и – полуприседая и вставая, правую ногу выставить на носок в сторону, руки на поясе.

2 – и – приставить правую ногу к левой.

3 – и – повторить счет 1-и с другой ноги.

4 – и – приставить левую ногу к правой.

5-и – 8-и – повторить счет 1-и – 4-и.

Б. 1 – и – с полуповоротом налево подняться на носки, поднять плечи, руки в стороны книзу, ладонями вперед («удивление»)

2 – и – основная стойка (полуприсед, руки на поясе)

3-и – 4-и – повторить счет 1-и – 2-и в другую сторону.

5-и – прыжком стойка ноги врозь.

6 – и – руки вверх, пальцы в «замок».

Припев:

А. 1 – и – наклон вперед, руки резко вниз, пальцы в «замок» («рубка дров») .

2 – и – выпрямиться, руки вверх, пальцы в «замок».

3-и – 4-и – повторить счет 1-и – 2-и.

5-и – 6-и – повторить счет 1-и – 2-и.

7 – и – повторить счет 1 – и.

8 – и – прыжком ноги вместе, руки выпрямить вперед, пальцы в «замок» ладонями от себя.

Б. 1 – и – полуприсед, согнуть правую ногу в сторону.

2 – и – поставить ноги вместе.

3 – и – полуприсед, согнуть левую ногу в сторону.

4 – и– поставить ноги вместе.

5-и – 6-и – основная стойка в полуприседе, движение «хвостик» лицом вперед.

7-и – 8-и – прыжком повернуться на 180 градусов, движение «хвостик»

Второй куплет.

А. 1 – и – выставить ногу на пятку вперед, руки раскрыты в стороны («распашонка»)

2 – и – И. П. (ноги вместе, руки на поясе)

3 – и – повторить счет 1-и с другой ноги.

4 – и – повторить счет 2-и.

5-и – 6-и – повторить движения части Б. Первого куплета счет 1-и – 2-и.

7-и – 8-и – повторить движения части Б. Первого куплета счет 3-и – 4-и.

Б. 1-и – 4-и – повторить движения части А. Второго куплета счет 1-и – 4-и.

5-и – 6-и – повторить движения части Б. Первого куплета счет 5-и – 6-и.

Припев. Повторить движения припева.

Проигрыш.

1-и – 4-и – движения коленями вправо, влево, приседая вниз.

5-и – 8-и – движения коленями вправо, влево, вставая наверх.

Припев. Повторить движения припева.

Практическая часть нашего мероприятия подошла к концу и в конце нашего мастер-класса мы хотим предложить Вам игровое упражнение «Воздушный шар».

Нарисуйте воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке?

Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Ведущий записывает их на доске. Если слова повторяются, то старший воспитатель ставит плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место – здоровье, 2 место- семья и т.д.

Наше мероприятие подошло к концу. Нам с вами было хорошо, пусть и вам будет жить здорово.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Мастер-класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии для укрепления здоровья детей дошкольного возраста»

КонспектМастер-класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии  для укрепления здоровья детей дошкольного возраста»...

Мастер-класс для родителей «Фитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста»

Цель: Просвещение родителей в вопросах оздоровления детей, знакомство с методикой использования фитболов, как универсального средства укрепления опорно-двигательного аппарата, создания мышечного ...

Мастер-класс для педагогов "Фитбол-гимнастика как средство повышения двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста"

Фитбол-гимнастика - одна из нетрадиционных форм работы с детьми и область эффективного, продуктивного развития двигательных качеств, укрепления и оздоровления всего организма. Фитбол-гимнас...

Мастер-класс для педагогов ДОУ "Игры с мячом, как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста""

Методические рекомендации для педагогов по организации игр с мячами, непосредственное участие в организации игр....

Мастер-класс «Стретчинг- как технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста».

Мастер-класс «Стретчинг- как технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста».Цель: Сохранение и укрепление здоровья воспитанников через технологии сохранения и ...