Методика проведения артикуляционной гимнастики
картотека на тему

Мельникова Любовь Александровна

методика проведения артикуляционной гимнастики 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_provedeniya_artikulyatsionnoy_gimnastiki.docx15.71 КБ

Предварительный просмотр:

Методика проведения артикуляционной гимнастики

В процессе выполнения гимнастики обращается внимание на объем движений, скорость, координированность, точность, плавность, на симметричность работы групп мышц, на поиск позы, удержания ее, переключаемость с одного движения на другое. Упражнения должны проводиться целенаправленно, важно не количество упражнений, а качество их выполнения.

Подбор артикуляционных упражнений осуществляется по основным критериям:

Учет нормальной артикуляции нарушенного звука;

Учет конкретной формы нарушенного произношения;

Учет индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей ребенка.

Существуют комплексы упражнений для активных органов артикуляции:

губ,

нижней челюсти,

языка,

мягкого нёба,

мимической мускулатуры (щёк).

А также специфические комплексы упражнений с учетом фонетической группы:

Для заднеязычных звуков;

Для переднеязычных звуков (т, т’, д, д’, н, н’) звуков;

Для губных звуков;

Для свистящих звуков;

Для шипящих звуков;

Для сонорных звуков;

Для мягких звуков;

Для звонких звуков.

Данные комплексы предлагают при подгрупповой или индивидуальной работе.

Упражнения могут выполняться активно (самостоятельно ребенком) и пассивно (с участием логопеда, воспитателя, родителей). Пассивные постепенно переводятся в пассивно-активные, а затем в активные.

Все артикуляционные упражнения на начальных этапах выполняются перед зеркалом с активным использованием зрительного контроля, на поздних этапах без зеркала, лицом к логопеду. Это дает возможность развитию кинестезии или кинетических ощущений, как «базальных компонентов речи» (Павлов), необходимых для произношения звуков. Кинестезия (кинетические ощущения) — это ощущения положений и движений органов артикуляции.

Артикуляционные упражнения выполняются в медленном темпе, увеличивая под счет. Упражнения прекращают выполнять при гиперемии (покраснении), посинении (цианозе), треморе (мелкие подергивания). Каждое артикуляционное упражнение имеет название, которое отражает его сущность для лучшего запоминания необходимо создать образ упражнения, поэтому используется картинка.

Инструкция должна быть короткой и понятной ребенку.

Улыбнись

Покажи зубы,

Приоткрой рот,

Положи широкий язык на нижнюю губу и удержи под счёт.

Методика проведения упражнения:

логопед или воспитатель рассказывает о выполнении упражнений;

предлагает образец выполнения упражнения;

контролирует и корректирует выполнение упражнений ребенком.

Артикуляционная гимнастика длится не более 5-8-10 минут. Чем чаще и качественнее выполняется гимнастика, тем эффективнее пройдет постановка звука. В группах детского сада — после общей зарядки перед завтраком. Каждое упражнение выполняется не более 10 раз. Успешность тренировки в значительной степени определяется правильной дозировкой упражнений. За прием предлагается 3-5 упражнений, при этом учитываются индивидуальные особенности детей. За 1 прием предлагается только 1 новое упражнение.

Не надо забывать и правила личной гигиены. У ребенка всегда должен быть чистый платочек, чтобы вытирать губы, обязательно чисто вымытые руки и у ребенка и у взрослого. При проведении пассивной гимнастики стерильные салфетки, латок для использованных салфеток. Не забывайте, что через слюну передаются множество микробов.

Вывод:

Артикуляционная гимнастика призвана подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению звуков родного языка.

Логопед должен правильно подобрать артикуляционные упражнения с учётом формы речевого нарушения и конкретно нарушенного звука.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультативная помощь педагогам "Методика проведения артикуляционной гимнастики"

Рекомендации педагогам по проведению артикуляционной гимнастики с дошкольниками включают: отбор артикуляционных упражнений, количество, последовательность и способы их выполнения....

Семинар - практикум "Методика проведения артикуляционной гимнастики"

Артикуляционная гимнастика - это основа для формирования речевых звуков.           При поведении артикуляционной гимнастики происходит ...

Заставим язычок трудиться: методика проведения артикуляционной гимнастики

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнят...

Методика проведения артикуляционной гимнастики

Методика проведения артикуляционной гимнастики, статические и динамические упражнения...

консультация «Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков»

Консультация "Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков"...

Тематическая консультация «Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеБорисоглебского городского округа Борисоглебская средняя общеобразовательная школа №13 структурное подразделение детский сад...

Мастер-класс «Вариативность артикуляционной гимнастики. Инновационные методики проведения артикуляционной гимнастики»

Артикуляционная гимнастика – это поле для полета фантазии и развития творчества педагога. Ведь она предназначена не только для подготовки органов артикуляции к постановке и произн...