Су- джок терапия в детском саду.
консультация (средняя группа) на тему

Сабынина Елена Георгиевна

Гимнастика с массажными мячиками су-джок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл su_dzhok_terapiya.odt521.89 КБ

Предварительный просмотр:

Су-Джок терапия в детском саду.

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

В. А. Сухомлинский.

        Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка. На сегодняшний день весь практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии. Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су –Джок терапия.

        В нашем детском саду применяется «Су-джок» терапия при работе с детьми. С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, повышает иммунитет, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя и развитию речи. Каждый шарик включает в себя две кольцевые пружины.

Цель: скорректировать речевые нарушения с помощью использования Су – Джок терапии.

Задачи:                                                                                 

1.Нормализовать мышечный тонус стимулировать речевые области в коре головного мозга.

2.Использовать элементы су-джок терапии на различных этапах работы и этапах занятий по коррекции речи.

3.Содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, нормализовать тонус.

4.Совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать, память, внимание.

Для реализации задач используем следующие направления и формы работы:

1.развитие фонематического слуха и восприятия;

2.коррекция произношения (автоматизация и дифференциация звуков);

3.совершенствование навыков пространственной ориентации;

4.упражнения для развития мелкой и общей моторики.

Приемы Су – Джок терапии:

1.Массаж специальным шариком. 

2.Массаж эластичным кольцом.

         С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи, происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук.

Массаж Су – Джок шарами.

(дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну. (дети повторяют слова и выполняют круговые движения шариком по ладошке)

Села кошка на ладошку,

Поцарапалась немножко,

Поиграла, поиграла,

И куда- то убежала. (Сначала выполняют круговые движения шариком по ладошке, затем катают по каждому пальчику, начиная с большого)

Мышки бегают по кругу:

Друг за другом, друг за другом!

Утащили мышки сыр,

Затевают мышки пир!

Водят мышки хоровод,

Делит сыр усатый кот:

Вот тебе, держи, кусочек,

Заворачивай в платочек!

Вот тебе кусочек сыра,

Запивай его кефиром!

Вот тебе, не прозевай,

Поскорее уплетай.

И тебе кусок достался,

Ты голодным не остался.

И последний, наконец!

Вот так котик, молодец!

Белка.

Сидит белка на тележке, (катать мячик по ладони)

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке, (прокатить мячик по указательному пальцу от ладони)

Воробью, синичке, (прокатить мячик по среднему пальцу от ладони)

Мишке толстопятому, (прокатить мячик по безымянному пальцу от ладони)

И заиньке усатому. (прокатить мячик по мизинцу от ладони

Массаж пальцев эластичным кольцом.

(Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики)

Раз – два – три – четыре – пять,    (разгибать пальцы по одному)

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

 

Использование Су – Джок шаров при автоматизации звуков. (ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука «Ш»)

На правой руке:

Этот малыш-Илюша, (на большой палец)

Этот малыш-Ванюша, (указательный)

Этот малыш-Алеша,    (средний)

Этот малыш-Антоша, (безымянный)

А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)

На левой руке:

Эта малышка-Танюша, (на большой палец)

Эта малышка-Ксюша,   (указательный)

Эта малышка-Маша,   (средний)

Эта малышка-Даша,   (безымянный)

А меньшую зовут Наташа.   (мизинец), (ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука «Ж».)

Ходит ежик без дорожек,

Не бежит ни от кого.

С головы до ножек

Весь в иголках ежик.

Как же взять его?

 Использование Су – Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий.

Упражнение «Один-много».

        Педагог  катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе. Аналогично провожу упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот».

Использование Су – Джок шаров для развития памяти и внимания.

        Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо. «Слушай и запоминай, повторяй и выполняй». «Глазки закрывай, на каком колечко пальце – угадай», «Справа, слева я стучу – перепутать не хочу».   Ребенка просят надеть колечко на определённый палец указанной руки или покатать шарик по инструкции.

Использование шариков при выполнении гимнастики.

     И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища, в правой руке шар: 1 - руки развести в стороны;

         2 - руки поднять вверх и переложить шар в другую руку;

         3 - руки развести в стороны;

  1. - опустить руки.

На поляне, на лужайке (прыгать и скакать, катать шарик     между ладонями)

Целый день скакали зайки. (прыгать и водить по ладошке шариком)

И катались по траве,(катать по ладошкам вперед – назад)

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали, (прыгать по ладошке шариком)

Но напрыгались, устали. (положить шарик на ладошку)

Мимо змеи проползали, (извиваясь, вести по ладошке)

«С добрым утром!» - им сказали.

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха-мать.(гладить шариком каждый палец)

7. Использование шариков для звукового анализа слов

1. Для характеристики звуков используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. По заданию педагога ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик: «Раз, раз, раз, слово выложим сейчас…».

2. Игра «Звуковая гусеница».  Детям предлагается определить количество слогов в слове (с использованием наглядности или на слух), а затем выложить соответствующее количество цветных шариков.

Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов.

       На столе коробка, по инструкции педагога, ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик - в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки. А затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.

Использование шариков для слогового анализа слов

     Упражнение «Раздели слова на слоги»: Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов. 

 Игры с шариком Су-Джок, направленные на развитие мелкой моторики.

     «Дружно с шариком играем и из рук не выпускаем». Ребенок перекатывает в ладошке, работая пальцами, два шарика. Затем перекладывает в другую руку. Потом одновременно в двух руках.

Игры.

№ 1. Пальчиковая игра «Черепаха»

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Шла большая черепаха

И кусала всех от страха, (дети катают Су Джок между ладоней)

Кусь, кусь, кусь, кусь, (Су Джок между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой». Надавливают ритмично на Су Джок, перекладывая из руки в руку).

Никого я не боюсь. (дети катают Су Джок между ладоней).

№ 2. Пальчиковая игра «Ёжик»

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Ёжик, ёжик, хитрый ёж, на клубочек ты похож. (дети катают Су Джок между ладонями)

На спине иголки (массажные движения большого пальца)

очень-очень колкие. (массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца)

нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже (массажные движения мизинца)

на ежа похожи. (дети катают Су Джок между ладонями).

№ 3. Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик»

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

- Мальчик-пальчик,Где ты был? (надеваем кольцо Су Джок на большой палец)

- С этим братцем в лес ходил, (надеваем кольцо Су Джок на указательный палец)

-С этим братцем щи варил, (надеваем кольцо Су Джок на средний палец)

-С этим братцем кашу ел, (надеваем кольцо Су Джок на безымянный палец)

-С этим братцем песни пел. (надеваем кольцо Су Джок на указательный палец).

№ 4Пальчиковая игра «Мячик»

Описание: дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом.

Я мячом круги катаю,

Взад – вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

№ 5. Пальчиковая игра «Ёжик».

Описание: Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж.

Ходит ежик без дорожек,

Не бежит ни от кого.

С головы до ножек

Весь в иголках ежик.

Как же взять его?

№ 6. Пальчиковая игра «Где мои ладошки?»

Описание: Берём 2 массажные шарика и проводим ими по ладоням ребёнка (его руки лежат на коленях ладонями вверх), делая по одному движению на каждый ударный слог:

Гладь мои ладошки, ёж!

Ты колючий, ну и что ж!

Потом ребёнок гладит их ладошками со словами:

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить.

№ 7.  Пальчиковая игра «Шла медведица»

Шла медведица спросонок, (шагать шариком по руке)

А за нею – медвежонок. (шагать тихо шариком по руке)

А потом пришли детишки, (шагать шариком по руке)

Принесли в портфелях книжки.

Стали книжки открывать (нажимать шариком на каждый палец)

И в тетрадочках писать.

Используя элементы  су-джок  терапии, применяем следующие методы и приемы:

1. Взаимодействие со сказочным персонажем.

Ребенку предлагается поиграть в сказку, используя су-джок.

2. Словесные приемы.

Потешки, прибаутки, стихи, вопросы, сказки, загадки.

3. Игровые приемы. Занятие-игра, игровые упражнения.

4. Наглядные приемы.

         Занимаясь с детьми, мы стараемся сделать наши занятия более разнообразными и интересными. И в этом нам помогает художественное слово, когда каждое движение рук представляется в форме сказки или стихотворной истории. И массаж становится не скучным. Отрабатывая движения и рассказывая сказку вместе со взрослым, ребенок развивает мелкую моторику рук и точность произношения слов этой сказки, заучивает стихи и рассказывает их сам. А мы приятно удивляемся результату простой, на первый взгляд, процедуры массажа рук.

 Сказка «Ежик на прогулке».

Цель: воздействовать на биологически активные точки по системе Су - Джок, стимулировать речевые зоны коры головного мозга.

Оборудование: Су - Джок шарик - массажер.

        Жил да был ежик в лесу, в своем домике - норке (зажать шарик в ладошке). Выглянул ежик из своей норки (раскрыть ладошки и показать шарик) и увидел солнышко. Улыбнулся ежик солнышку (улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером) и решил прогуляться по лесу. Покатился ежик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик), катился - катился и прибежал на красивую, круглую полянку (ладошки соединить в форме круга). Обрадовался ежик и стал бегать и прыгать по полянке (зажимать шарик между ладошками).Стал цветочки нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох). Вдруг набежали тучки (зажать шарик в одном кулачке, в другом, нахмуриться), и закапал дождик: кап-кап-кап(кончиками пальцев в щепотке стучать по колючкам шарика). Спрятался ежик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик по ним) и укрылся от дождя, а когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберезовики, опята, лисички и даже белый гриб (показать пальчики). Захотелось ежику обрадовать маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много … как понесет их ежик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ежик грибочки на иголки (каждый кончик пальчика уколоть шипом шарика) и довольный побежал домой (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик).

Сказка «Ёжик».

       Катится колючий ёжик, нет ни головы, ни ножек. По ладошки бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит (шарик между ладошками). Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит. Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да (движения по пальцам). Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь (пускаем по столу и ловим подушечками пальцев)!

С эластичным кольцом:

      Этот пальчик — дедушка, (надеваем кольцо Су-Джок на большой палец). Этот пальчик — бабушка, (надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец). Этот пальчик — папенька, (надеваем кольцо Су-Джок на средний палец). Этот пальчик — маменька, (надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец). Этот пальчик — Ванечка (Танечка, Данечка и т. д.) (надеваем кольцо Су-Джок на мизинец), (поочередно надеваем массажные кольца на каждый палец). 

Можно делать малышу массаж и одновременно рассказывать занимательную сказку «Колобк».
1. Внутренняя сторона большого пальца.

 «Жили-были старик со старухой.

Вот и говорит старик старухе:

— Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок.

Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две.

Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила.

2. Ладошка.

«Колобок полежал, полежал, взял да и покатился — с окна на лавку, с лавки на пол, пó полу к двери, прыг через порог — да в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше.»

3. Указательный пальчик.

«Катится Колобок по дороге, навстречу ему Заяц:

— Колобок, Колобок, я тебя съем!

— Не ешь меня, Заяц, я тебе песенку спою:

Я Колобок, Колобок,

Я по коробу скребен,

По сусеку метен,

На сметане мешон

Да в масле пряжон,

На окошке стужон.

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

От тебя, зайца, подавно уйду! И покатился по дороге — только Заяц его и видел».

4. Средний палец.
«Катится Колобок, навстречу ему Волк:
— Колобок, Колобок, я тебя съем!
— Не ешь меня, Серый Волк, я тебе песенку спою:…
И покатился по дороге — только Волк его и видел!»

5. Безымянный палец.
«Катится Колобок, навстречу ему Медведь:
— Колобок, Колобок, я тебя съем!
— Где тебе, косолапому, съесть меня!
И опять покатился — только Медведь его и видел!»

6. Мизинец.
«Катится Колобок, навстречу ему Лиса:
— Колобок, Колобок, куда катишься?
— Качусь по дорожке.
— Колобок, Колобок, спой мне песенку!
Колобок и запел:…
А Лиса говорит:
— Ах, песенка хороша, да слышу я плохо. Колобок, Колобок, сядь ко мне на носок да спой еще разок, погромче.
Колобок вскочил Лисе на нос и запел погромче ту же песенку.
А Лиса опять ему:
— Колобок, Колобок, сядь ко мне на язычок да пропой в последний разок.
Колобок прыг Лисе на язык, а Лиса его — гам! — и съела».

Неоспоримыми достоинствами Су – Джок терапии являются:

  • высокая эффективность; 
  • абсолютная безопасность;
  • универсальность;
  • простота применения.

Эмоциональное сопровождение:

  • атмосфера эмоциональных положительных эмоций;
  • доброжелательный настрой;
  • заинтересованность педагога в успехах детей;
  • собственные эмоциональные проявления и детей, и взрослых.

Особенности взаимодействия с детьми: обеспечения понятного, интересного мотива деятельности.

В результате использования су-джок терапии:

  • осуществляется благоприятное воздействие на весь организм;
  • стимулируются речевые зоны коры головного мозга;
  • развивается координация движений и мелкая моторика;
  • развиваются произвольное поведение, внимание, память, речь и другие психические процессы, необходимые для становления полноценной учебной деятельности.                     

      Исследования невропатологов, психиатров и физиологов показали, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук. Поэтому Су Джок терапия активизирует развитие речи ребенка. Эффективность применения нетрадиционных методов терапии во многом зависит от их сочетания с традиционными средствами коррекции. В процессе такого сочетания ребенок исподволь постепенно овладевает необходимыми речевыми навыками и умениями.

        Таким образом, Су - Джок терапия - это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод само оздоровления и само исцеления, путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях, специальными массажными шарами. Использование которых в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создает функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком, оказывая стимулирующее влияние на развитие речи.    Су-джок  используют и при плохой подвижности пальчиков. Эта процедура значительно улучшает мелкую моторику рук, поднимает настроение ребенку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Су-Джок терапия в детском саду.

Су-Джок терапия в детском саду....

«Су – Джок терапия в детском саду»

Су - Джок терапия - это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах,...

«Су – Джок терапия в детском саду»

В настоящее время нетрадиционные формы и средства работы с детьми привлекают всё большее внимание. Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су –Джок терапия.Основанная на традиционно...

Консультация для воспитателей "Применение Су-Джок терапии в детском саду".

В консультации рассказывается о методе Су-Джок и о том, как её использовать в детскомсаду. Картотека игр с Су-Джок массажером....

Су - джок терапия в детском саду

небольшой практический материал по использованию Су -джок....

консультация для родителей "Су-Джок терапия в детском саду"

В консультации подобран материал о су-Джок терапии и ее применении в детском саду. Материал рекомендован для родителей и воспитателей....