Использование современных здоровье сберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной деятельности ДОО
статья на тему

Опыт работы здоровье сберегающих технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_e.b.doc227 КБ

Предварительный просмотр:

                                           

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

«НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 95 г. ЧЕЛЯБИНСКА»

СП МБОУ «НОШ № 95 г. ЧЕЛЯБИНСКА»

ОПЫТ РАБОТЫ

КУРНОСОВОЙ ЕЛЕНЫ БОРИСОВНЫ

«Использование современных здоровье сберегающих технологий в  физкультурно-оздоровительной  деятельности ДОО»

Челябинск 2018

Оглавление

1.

Основные характеристики опыта……………………..………………………3

1.2 Актуальность опыта……..……………………….………………………….3

1.3   Условия становления опыта………..…………….………………………..5

1.4   Новизна опыта………………………..…………………………………….6

1.5. Трудоёмкость опыта……………….…………………..……………………7

2 . Теоретическая база опыта…………..…………………………………….…9

2.1 Здоровье сберегающие технологии в ДОУ…..……………………….… 10

3. Технология опыта……………………………..….………………………….11

3.1.Цели и задачи здоровьесберегающей деятельности…..……………..…..11

3.2.Этапы реализации опыта…………………………………..………………12

4. Результативность опыта..................................................................................13

4.1 Первый этап…………………………………..…………………………….13

4.2. Второй этап……………………………………...…………………………16

4.3. Третий этап………………………………….……………………………..23

Список используемой литературы………………………..…..……………….26

1.Основные характеристики опыта

1.1. Краткая аннотация

Сущность опыта состоит в обеспечении физического здоровья, здорового образа  жизни воспитанников путем  оптимального сочетания теории и практики, выбора современных  здоровье сберегающих средств,  методов и форм. Физкультурно-оздоровительное направление работы российских детских садов всегда составляло одну из наиболее важных и сильных сторон их деятельности. Целостность педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении обеспечивается реализацией той или иной программы, определяющей новое представление о развитии ребенка, в том числе и физическом. Формирование здоровья ребенка в дошкольном учреждении, уровень его физической подготовленности, объем приобретаемых двигательных умений в значительной степени зависят от того, чем и как он занимается, т. е. оттого, какими программами пользуются его педагоги.    Анализ существующих программ и рекомендаций для детских дошкольных учреждений, по мнению специалистов по физической культуре, показал, что сейчас обнаружился определенный крен в сторону образовательного компонента, несомненно, отражающийся на состоянии здоровья дошкольника, которое напрямую зависит от уровня его двигательной активности. Необходимо так организовать занятия физическими упражнениями, предусмотреть такое рациональное сочетание разных видов занятий и форм двигательной активности, чтобы общий объем двигательной активности ребенка составлял не менее 60% времени пребывания в ДОУ. Воспитание у детей осознанного отношения к себе, к своему здоровью – важная задача для взрослых. Детский сад должен стать «средой здоровья», где любая деятельность будет способствовать воспитанию у детей привычек и потребностей к укреплению своего здоровья.

1.2 Актуальность опыта

Современные родители мотивированны к непрерывному образованию своих детей. Их стремление начать раннее обучение ребенка без учета реальных возрастных возможностей, с одной стороны и желание учителей школ получить подготовленного ученика- с другой, подтолкнули педагогов дошкольных учреждений перейти на раннее обучение дошкольников. Так постепенно детский сад приобретает облик мини школы целями, задачами, формами и методам работы. В результате ценности каждого возрастного периода жизни дошкольника необоснованно забыты педагогами и родителями, не учитываются и закономерности психического и физического развития ребёнка, что приводит к нарушению здоровья детей, их эмоционального благополучия. Исчезают данные природой склонности к познанию и интереса к игровой  деятельности. В системе образования России на современном этапе происходят сложные и неоднозначные процессы обновления. Наряду с бесспорными достижениями, связанными, в первую очередь, с возможностью свободы выбора программ, технологий обучения, появлением инновационных, альтернативных образовательных учреждений, в последние годы особое внимание уделяется проблеме здоровья дошкольников. Нет задачи сложнее, а может важнее, как вырастить здорового ребенка. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармоничного развития детей. Здоровье не существует само по себе, оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека. Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Как сделать привлекательным занятие физкультуры для всех детей? Как достичь в процессе занимательного дела оптимального сочетания оздоровительного, тренировочного, образовательного компонентов физкультурной деятельности? Как привить навыки здорового образа жизни и когда это надо начинать?  Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков,  здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей.  Исходя из важности этой проблемы, мной была поставлена цель: оптимально реализовать оздоровительное, воспитательное и образовательное направление физического воспитания, учитывая индивидуальные возможности развития ребенка, используя современные здоровье сберегающие технологии.

К основным задачам охраны и  укрепления здоровья детей, по моему мнению, относятся:

-укрепление здоровья детей;

-воспитание потребности в здоровом образе жизни;

-развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;

-приобщение детей к традициям большого спорта.

1.3   Условия становления опыта

Опыт работы над темой «Внедрение здоровье сберегающие технологий в физкультурно -  оздоровительную деятельность ДОУ» сложился постепенно. Опыт формировался в дошкольном образовательном учреждении с физкультурно - оздоровительным приоритетным направлением, а точнее с коррекционно-профилактическим. Коррекция имеющихся нарушений опорно- двигательного аппарата и плоскостопия процесс длительный. Упражнения, используемые на таких занятиях, однообразны и требуют частого повторения. Психика ребенка устроена так, что малыша практически невозможно заставить целенаправленно выполнять какие либо, даже самые полезные упражнения. Ребёнку должно быть интересно это делать не потому, что «надо» и «полезно», а потому, что ему это нравится. Чтобы занятия стали детям в радость и не были скучными я посчитала необходимым использование известных мне здоровье сберегающих технологий в работе с детьми.

В настоящее время я использую инновационные подходы к формированию физической культуры на основе трех основных направлений:

1. Социально-психологического, направленное на формирование потребности к освоению ценностей физической культуры.

2. Интеллектуального, предполагающего получение комплекса теоретических и практических знаний. С этой целью использую интеграцию современных программ по физическому воспитанию дошкольников, новинки методической литературы, а так же проектный метод обучения, ИКТ.

3. Двигательного - развитие физических качеств, двигательных умений и навыков, а также использование физического потенциала каждого ребёнка.

1.4   Новизна опыта

Новизна опыта заключается в реализации инновационных здоровье сберегающих  технологий  в физкультурно – оздоровительной деятельности:

-внедрение новых здоровье сберегающих технологий в физкультурно- оздоровительную деятельность ДОУ;

-использование валеологических приемов для мотивации к здоровому образу   жизни дошкольников;

-использование ИКТ для более  наглядной демонстрации  преимущества  здорового образа жизни.

1.5. Трудоёмкость опыта

Результаты обследований детей показывают, что среди дошкольников более половины детей имели отклонения в состоянии здоровья. Выявлено, что дети, имеющие отклонения в состоянии здоровья, обладают более низким уровнем адаптивных к нагрузкам возможностей организма. Это сказывается на снижении у них работоспособности в течение учебного года.

Общая картина такова: дети испытывают "двигательный дефицит", задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы.  Дети  дошкольного  возраста, имеющие  хронические  заболевания, как  правило,  чаще  других  болеют.  Эти  заболевания   еще  больше  снижают  их  ослабленный  иммунитет, повышают  их  предрасположенность  к  повторным  заболеваниям. Все  это  осложняет  процесс  обучения  детей, ухудшает   их  способность   к  усвоению  знаний как  из-за  пропусков  занятий, так и  из-за  низкой  работоспособности.

Анкетирование родителей детей, которые посещают детский сад по вопросам педагогической компетентности в физическом развитии детей, показало что только 30% родителей уверены в своих знаниях, около 20% знакомятся с рекомендациями по воспитанию детей, а 50% испытывают потребность в консультациях и рекомендациях по физическому воспитанию (закаливание, укрепление здоровья с помощью физических упражнений и подвижных игр) Оказалось,  что родители имеют недостаточные знания о том, как укрепить здоровье ребёнка. Они зачастую оберегают своих малышей от физических усилий ("не бегай, не прыгай, не лазай, а то упадёшь, посиди"), даже от здорового соперничества в подвижных играх.

В связи с этим мною было принято решение о необходимости в разработке целостной системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми и родителями, на основе современных здоровье сберегающих технологий и методиках.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровье сберегающих технологий стала приоритетным направлением в деятельности нашего детского сада и моей работы в целом.

Решая физкультурно - оздоровительные задачи я организую разностороннюю деятельность направленную на сохранение здоровья детей, реализую комплекс профилактических, воспитательно - образовательных, оздоровительных мероприятий по разным возрастным ступеням.

В работе с детьми я соблюдаю следующее:

1. Физическая нагрузка должна быть адекватна возрасту, полу ребенка, уровню физического развития, биологическому портрету и группе здоровья.

2. Сочетаю двигательную активность с закаливающими процедурами, дети занимаются в зале в спортивной облегченной форме, босиком.

3. Обязательное включение в комплекс физического воспитания классических оздоровительных техник в игровой форме (релаксации, дыхательной и пальчиковой гимнастики, игрового массажа, гимнастики для глаз, артикуляционной гимнастики)

4. Проведение циклических движений для повышения выносливости (медленный бег, продолжительная ходьба, оздоровительный бег на воздухе).

Система моей работы не ставит целью достижения высоких результатов за короткий отрезок времени. Главное помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, приобщить к здоровому образу жизни, расширить кругозор дошкольников, привить любовь к физической культуре и вызвать интерес к спорту.

2 . Теоретическая база опыта

Основными общеобразовательными программами являются “Программа воспитания и обучения в детском саду” Васильевой. Кроме основной комплексной программы я пользуюсь парциально программами и методиками: Л.И. Пензулаевой  «Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста», Л.И. Пензулаевой «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 и 5-7 лет», С.Я.Лайзане «Физкультура для малышей», методическими рекомендациями Л.В.Яковлева, Р.А.Юдина «Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет»; Л.Д.Глазыриной «Физкультура дошкольника»; авторской программой К.К.Утробиной «Занимательная физкультура;  Э.Я.Степанковой «Физическое воспитание в детском саду»; технологий Ж.Е. Фирилёвой «СА-фи-дансе»;  программой «Старт» Л.В.Яковлевой, Р.А.Юдиной; методиками Л.Д.Глазыриной «Физическое развитие детей»; А.С. Галанов «Игры, которые лечат» для детей от3 до 5 лет, А.С. Галанов «Игры, которые лечат»для детей от 5 до 7лет; Н.А.Фоминой «Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика» и М.Ю.Картушина «Зеленый огонёк здоровья».

2.1 Здоровье сберегающие технологии в ДОУ.

Здоровье сберегающие образовательные технологии – это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью. Существует классификация здоровье сберегающих технологий по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств оздоровления детей в детском саду.

Виды здоровье сберегающих технологий в дошкольном образовании:

-медико- профилактические;

-физкультурно- оздоровительные;

-здоровье сберегающие образовательные технологии;

-технологии обеспечения социально- психологического благополучия ребенка;

-валеологическое просвещение родителей;

-здоровье сбережение и здоровье обогащение педагогов ДОУ.

Мой выбор здоровье сберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой я работаю, конкретных условий нашего дошкольного образовательного учреждения, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей. В своей работе я использую современные здоровье сберегающие технологии, с которыми знакомы и могут легко использовать в работе с детьми мои коллеги.

3. Технология опыта

3.1.Цели и задачи здоровье сберегающей деятельности

Процесс физического воспитания и двигательный режим детей дошкольного возраста необходимо выстроить так, чтобы одновременно решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

Данная проблема определила цели и задачи в работе с детьми по осуществлению физкультурно-оздоровительной деятельности.

Цель: Создать современную педагогическую модель сохранения здоровья и развития физического и психического потенциала детей дошкольного возраста в рамках воспитательно-оздоровительной, коррекционно-профилактической деятельности. Организовать  физкультурно- оздоровительную  работу в ДОУ таким образом, чтобы обеспечить каждому ребёнку гармоничное развитие, помочь использовать резервы собственного организма для сохранения, укрепления и повышения уровня здоровья детей; приобщение детей и родителей к здоровому образу жизни.

Оздоровительные задачи:

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, массажа, закаливания;
  • формирование правильной осанки, гигиенических навыков.

Образовательные задачи:

  • создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
  • формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;
  • выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы.

Воспитательные задачи:

  • воспитание потребности в здоровом образе жизни; выработка привычки к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх;
  • воспитание  физических качеств,  необходимых для полноценного  развития личности.
  • расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире, уважительное отношение к культуре родной страны, создание  положительной  основы  для воспитания патриотических чувств.

3.2.Этапы реализации опыта

Внедрение здоровье сберегающих технологий в свою работу я разделила на три этапа

1. Первый этап: « Диагностико-прогностический»

Цель: Изучение и анализ существующих здоровье сберегающих технологий и возможность использования их в нашем учреждении. Изучение возможностей внедрения педагогами здоровье сберегающих технологий в образовательный процесс, возможностей и потребностей родителей по оздоровлению детей. Диагностика уровня физической подготовленности детей и подбор наиболее эффективных методов и приёмов для его повышения.

2. Второй этап:  «Практический»

Цель: Введение здоровье сберегающих технологий в воспитательно -образовательный процесс всего учреждения. Использование разработанного перспективного планирования по физкультурно- оздоровительной работе во всех возрастных группах.

3.Третий этап: « Обобщающий»

Цель: Анализ результатов диагностики  физической подготовки детей. Совершенствование результатов использования здоровье сберегающих технологий.

4. Результативность опыта

4.1 Первый этап

Чтобы обеспечить воспитание здорового ребёнка, работа на  первом этапе мною велась  по нескольким направлениям:

  • Анализ научно-методической литературы;
  • Оценка уровня физической подготовленности детей, степени развития заболеваний и имеющихся морфофункциональных нарушений.
  • Совершенствование знаний педагогов по данной теме.
  • Анкетирование родителей.

Нормативно-правовое обеспечение включает в себя внешние законодательные акты и внутренние документы, регламентирующие деятельность учреждения.

Нормативно - правовое обеспечение

Основополагающие документы по проблеме обеспечения здоровья детей в нашем ДОУ:

  • Конвенция о правах ребёнка;
  • Конституция РФ ст.38, 41, 42, 43.
  • Закон РФ «об образовании»
  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ от 23.03.2003г.
  • Инструктивно-методическое письмо МО РФ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14.03.2000г № 65/23-16
  • Приказ Минздрава РФ «Об утверждении «Медицинской карты ребёнка» для образовательных учреждений» от3.07.2000г №241
  • Приказ Минздрава РФ «Инструкция по внедрению оздоровительных технологий в деятельности образовательных учреждений»  от 4.04.2003г № 139.

Программно-методическое обеспечение

Программно-методическое обеспечение заключается в том, что воспитательно-образовательный процесс осуществляется на основе разумного сочетания основной программы и научно- методических разработок, утвержденных Министерством образования и науки Российской Федерации.

На основе изученной методической литературы я разработала картотеки по всем возрастам :

-общеразвивающих упражнений;

-дыхательной гимнастики;

-релаксационных упражнений;

-утренней и бодрящей гимнастики;

-упражнений направленных на профилактику нарушений ОДА;

-гимнастики для глаз;

-упражнений самомассажа.

Предметно-развивающая среда.

Особую роль для укрепления здоровья ребёнка, его всестороннего психического и физического развития, а также для реализации потенциальных умственных и двигательных возможностей и стимулирования познавательной и творческой активности играет построение развивающей предметной и двигательной среды. Наряду с заводскими пособиями в своей работе я использую нестандартное оборудование:  атрибуты к подвижным играм и играм эстафетам, атрибуты для выполнения общеразвивающих упражнений,  массажные коврики для коррекции плоскостопия и т. д. Это оборудование особенно эффективно для формирования у детей интереса к физической культуре. На участке детского сада оборудована  спортивная площадка. Для обеспечения полноценного своевременного развития детей, сохранения и укрепления физического и психического здоровья, профилактики простудных заболеваний, физического развития и оздоровления воспитанников и для реализации приоритетного направления в дошкольном учреждении в каждой группе имеются физкультурные  уголки, которые созданы с учётом возрастных особенностей детей и оснащены современным спортивным оборудованием.  Условия, созданные в ДОУ, позволяют обеспечить физическую активность детей и организацию оздоровительной работы. Диагностика уровня физической подготовленности детей использую для оценки исходного уровня развития каждого ребенка с тем, для того чтобы определить оптимальную для него «ближайшую» зону здоровья, формирования систем, функций организма и двигательных навыков. Диагностику показателей основных видов движений провожу сама.  Результаты записываются в таблицы, на основе которых строится диаграмма. Мониторинг физического развития ребенка, посещающего дошкольные группы, проводится по общероссийской системе мониторинга физического развития детей в сентябре и мае учебного года. Анкетирование родителей детей, которые посещают детский сад по вопросам педагогической компетентности в физическом развитии детей показало что только 30% родителей уверены в своих знаниях, около 20% знакомятся с рекомендациями по воспитанию детей, а 50% испытывают потребность в консультациях и рекомендациях по физическому воспитанию (закаливание, укрепление здоровья с помощью физических упражнений и подвижных игр) Оказалось,  что родители имеют недостаточные знания о том, как укрепить здоровье ребёнка. Они зачастую оберегают своих малышей от физических усилий ("не бегай, не прыгай, не лазай, а то упадёшь, посиди"), даже от здорового соперничества в подвижных играх.

4.2. Второй этап

Второй этап внедрения в работу здоровье сберегающих технологий я начала с технологий сохранения и стимулирования здоровья:

1. Подвижные игры различной направленности являются очень эффективным средством комплексного совершенствования двигательных качеств. Они же в наибольшей степени позволяют совершенствовать такие качества как ловкость, быстрота, сила, координация и др. При рациональном использовании игра становится эффективным методом физического воспитания. Многочисленные педагогические наблюдения показывают, что важнейший результат игры - это радость и эмоциональный подъем детей. Благодаря этому свойству игры, в значительной степени игрового и соревновательного характера, больше чем другие формы и средства физической культуры, соответствуют воспитанию двигательных способностей у детей дошкольного возраста. И поэтому я включаю во все формы двигательной активности - подвижные игры. Подбор игр делаю с уклоном на развитие быстроты и ловкости, ориентации в пространстве для каждого возраста. В своих развлечениях часто использую элементы таких спортивных игр как футбол, баскетбол и т. д.

2. Утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима, ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Это  одна из наиболее распространенных форм применения физкультуры. Зарядка состоит из комплекса физических упражнений умеренной нагрузки, охватывающих основную скелетную мускулатуру. Проводимая обычно перед завтраком, зарядка тонизирует организм, повышая основные процессы жизнедеятельности (кровообращение, дыхание, обмен веществ и др.). Зарядка мобилизует внимание детей, повышает дисциплину (прививает гигиенический навык заниматься). Зарядка обеспечивает постепенный переход организма от состояния покоя во время сна к его повседневному рабочему состоянию. На утренней гимнастике я использую знакомые детям упражнения, которые дети с удовольствием выполняют под музыку,  поэтому психическая нагрузка (на внимание, память) почти всегда бывает умеренной.

3. Дыхательная гимнастика основана, в первую очередь, на динамических дыхательных упражнениях, которые сопровождаются движениями рук, туловища и ног. Цель дыхательных упражнений научить детей в игровой форме прислушиваться к своему дыханию, расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения. Выполнение дыхательных упражнений способствует укреплению дыхательной системы и здоровья детей. Дыхательную гимнастику можно выполняется как в  покое, так и при ходьбе. Комплексы дыхательной гимнастики и отдельные упражнения я подбирала с учетом возрастных особенностей детей и их заболеваний. Разработанную картотеку включаю в комплексы утренней гимнастики, в заключительной части физкультурных занятий. Также рекомендую воспитателям использовать дыхательные упражнения на прогулках, физминутках, гимнастики после сна, динамических паузах.

4. Бодрящая гимнастика или гимнастика пробуждения. Гимнастика после сна предназначена для того, чтобы помочь до конца не сформировавшейся и очень ранимой детской нервной системе быстрее перейти в состояние бодрствования. Такую оздоровительную, тонизирующую гимнастику принято называть бодрящей.

Бодрящая гимнастика после сна:

  • устраняет сонливость и вялость после пробуждения;
  • улучшает настроение и самочувствие;
  • повышает умственную и физическую работоспособность;
  • улучшает работу сердца и лёгких, снабжающих органы кислородом и питательными веществами;
  • оздоравливает весь организм.

Форма проведения «просыпалок» может быть различна. Упражнения выполняются сначала в кроватках, в и.п. лежа, затем плавно переходят на ходьбу с различными заданиями: на носках, пятках, по массажным коврикам. Затем «бодрым шагом» ребятишки маршируют в другую, хорошо проветриваемую заранее, комнату. Закончить комплекс гимнастических упражнений рекомендуется водными процедурами — умыванием и обтиранием, Такое ежедневное закаливание актуально и зимой и летом.

5. Пальчиковая гимнастика развивает не только ловкость и точность рук, но и мозг ребёнка, стимулирует творческие способности, фантазию и речь. Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребёнку в выполнении мелких движений. Вырабатывается умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. В связи с открытием в нашем саду речевых групп, пальчиковая гимнастика включена во все виды двигательной активности всех групп детского сада.

6. Динамические паузы. Рекомендуются для всех детей в качестве профилактики утомления. Педагогам я рекомендую включать в динамические паузы элементы дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз. Такие паузы нужно проводить во время организации непосредственно образовательной деятельности, по мере и утомляемости детей. Они хорошо стимулируют к познавательной деятельности гиперактивных детей, которым трудно усидеть на месте.

7. Гимнастика для глаз. Каждый человек должен понимать , что зрение важно оберегать и сохранять. Дети в этом отношении гораздо восприимчивы к разным воздействиям. Развитию зрения в детском возрасте необходимо уделять особое внимание. Чтобы дети могли проявить свою активность, я рекомендую педагогам проводить её в игровой форме. Дети с гораздо большей охотой делают её, когда гимнастика связана со стихотворным ритмом. При подборе гимнастики для глаз я учитываю возраст, состояние зрения и быстроту реакции ребенка. Дети при выполнении гимнастики не должны уставать. Нужно следить за напряжением глаз, и после гимнастики практиковать расслабляющие упражнения. При проведении гимнастики я использую цифровые образовательные ресурсы, которые разработала сама.

8. Релаксация. Упражнения на расслабление можно проводить с любого возраста и в любом подходящем месте. Также занятия можно проводить в любое удобное время, в зависимости от состояния детей. Обычно релаксации я провожу в заключительной части физкультурного занятия, при этом использую спокойную музыку или звуки природы, дождя. Дети с удовольствием выполняют упражнения в комплексе с дыхательной гимнастикой и гимнастикой для  глаз.

Особую роль в оздоровлении детей играют технологии обучения здоровому образу жизни. Их, я считаю, самыми основными.

9. Физкультурные занятия (ОД) Традиционная система физкультурных занятий недостаточно совершенна как по своей структуре, так и по методике обучения. Это побуждает к поиску новых форм и методов нетрадиционного направления работы по физическому воспитанию в детском саду. В учебных пособиях по физическому воспитанию достаточно подробно освещена методика организации традиционных физкультурных занятий. Добиться высокого качества освоения движений детьми и большого оздоровительного эффекта на подобных занятиях весьма затруднительно. Я вынуждена постоянно давать детям указания, невольно вырабатывая у них ориентировку на внешний контроль. Кроме того, постоянные указания, замечания, снижают положительный настрой детей, создают определенное психологическое напряжение. Конечно, все дети любят физкультуру. Но из-за однообразия повторяющихся движений интерес к занятиям быстро проходит. Именно поэтому, а также ради того, чтобы все физкультурные занятия работали на укрепление здоровья ребенка, я все чаще стала использовать нетрадиционные занятия – различные по содержанию, структуре и методике проведения. Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении нетрадиционных форм, тесно связан с положительными эмоциями детей, благотворно влияющими на психику ребенка. Дети по своей природе- визуалы. Им гораздо интереснее осваивать новые движения, подражая любимым животным, или погружаясь в волшебный мир сказок.

10.Самомассаж  – помогает повысить защитные функции организма ребёнка. Во время утренних процедур проводим самомассаж ушных раковин, рук, ног. Во время дыхательной гимнастики – игровой самомассаж.  Игровой самомассаж является основой для закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развитие навыков собственного оздоровления. Элементы самомассажа я включаю в непосредственно образовательную деятельность, в конце занятия. Обычно я использую музыкальный фон или звукозапись шума леса, дождя.

11. Физкультурные праздники и развлечения.

В системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения прочное место занимают физкультурные праздники, спортивные досуги, дни здоровья.  Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, игры, соревнования, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности. При организации активного отдыха я учитываю, прежде всего, время года, тематику текущих государственных праздников. Практически все сценарии я придумываю и  разрабатываю сама. На физкультурные праздники мы приглашаем родителей, дедушек и бабушек. Двери спортивного зала всегда открыты для гостей.   Темы праздников и развлечений самые разнообразные «В стране дорожных знаков!», « Малые Олимпийские игры», «Веселые старты», «Зимушка-зима», «Праздник Нептуна», «Космонавтом быть хочу!» и т.д.  Совместная деятельность детей, преодоление в команде различных трудностей, достижение общего командного результата – все это сплачивает детский коллектив. Дети сопереживают успехам и неудачам своих товарищей, радуются достижениям, поддерживают хорошие отношения между собой, проявляют заботу к младшим, застенчивым и неловким детям, учатся стремиться не только к индивидуальным, но и к командным победам. Организация совместных мероприятий доставляет детям и родителям огромную радость, помогает вовлекать родителей в учебно-воспитательный процесс ДОУ.

Для решения поставленных задач  ищу новые формы и методы работы с родителями.  Наряду с традиционными формами работы (родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы), я использую  современные подходы к взаимодействию с семьями воспитанников. Это мастер – классы по здоровье сберегающим технологиям, использование презентаций и фотоотчетов, организация и проведение совместных  экскурсий. Одним из самых любимых видов совместной деятельности является участие родителей в праздниках, например  «Мама, папа, я спортивная семья», «23 февраля- день защитника Отечества».

На протяжении всего года работала  в тесном контакте с медицинским персоналом, консультировалась  по диагнозам детей, заполняла  листы здоровья и т.д.

12. Закаливание. Организация системы закаливания – важнейшая часть физического воспитания детей дошкольного возраста. Закаливающие мероприятия проводятся в течение всего дня. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: воздух, солнце и вода.

Цель закаливания – выработать способность организма быстро приводить работу органов и систем в соответствие с меняющейся внешней средой. Способность организма приспосабливаться к определенным условиям внешней среды вырабатывается многократным воздействием того или иного фактора (холод, тепло и т.п.) и постепенным увеличением дозировки такого воздействия.

Закаливание воздухом – наиболее доступное средство закаливания в любое время года. Систематическое пребывание ребенка на воздухе способствует более быстрой адаптации организма к смене температурных условий. Положительное воздействие воздушных ванн повышается, если сочетается с физическими упражнениями.

Эффективным средством закаливания является хождение босиком в летнее время, по хорошо очищенному грунту, а лучше по траве. Вода является весьма эффективным фактором оздоровления и закаливания. В оздоровительной деятельности в нашем детском саду используют обширное умывание, ножные ванны, обливание ног, обливания рук до локтя. Обливание ног проводится перед сном, хождение по дорожкам здоровья после сна.

4.3. Третий этап

Анализ результатов диагностики  физической подготовки детей показал, что перечисленные здоровье сберегающие технологии   позволяют оздоровить детей и значительно повысить эффективность обучения, развивать необходимые функции: самостоятельную организацию деятельности, общее интеллектуальное развитие, зрительно-пространственное восприятие, зрительно-моторную координацию, внимание, память.  Применение в работе ДОУ здоровье сберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у детей, педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.  С учетом возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, своевременно вносятся  необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечивается  индивидуальный подход к каждому ребенку, что позволяет сформировать положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей наших воспитанников.  Сравнительный анализ данных диагностики ежегодно показывает положительную динамику уровня развития детей, что подтверждает эффективность использования разработанной системы внедрения здоровье сберегающих технологии в физкультурно-оздоровительную работу в ДОУ. Дети стали гибче, выносливее, они с нетерпением ждут новых приключений в спортивном зале и выполняют все упражнения с удовольствием. Появилось качество в технике выполнения движений и выразительность в моторике. У детей появился эмоциональный отклик на физическую активность, спортивная страсть, интерес, азарт. Я стала замечать, что у них появилась выносливость в различных видах деятельность, повысилась умственная трудоспособность. У детей наблюдается  гордая осанка, в движениях свобода и непринуждённость. Таким образом, я сделала вывод, что только круглогодичный,  системный подход к организации  физкультурно- оздоровительных мероприятий, позволит    эффективно  способствовать  укреплению и сохранению здоровья воспитанников, даст позитивную  динамику оздоровления детского организма, позволит   достичь положительных результатов: повышения  уровня физической подготовленности, повышения индекса здоровья детей, а также способствует повышению двигательной деятельности каждого ребенка, его всестороннему психофизическому развитию. Каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность. Используемая в комплексе здоровье сберегающая  деятельность, в итоге, способствует  формированию  у каждого  ребенка  мотивации на здоровый образ жизни, полноценное развитие, сохранение и укрепление физического и психическое здоровья. Система внедрения  здоровье сберегающих технологий в образовательное пространство ДОУ позволила достичь повышения качества воспитательно-образовательной работы с детьми, которое выразилось в следующих результатах. Уровень здоровья и физического развития детей значительно вырос.

Уровень заболеваемости снизился на 3,5 %, значительно снизилось количество пропусков детей по болезни. Результаты убеждают в правильности и действенности выбранных мной мер в совершенствовании физкультурно-оздоровительной работы. В целом положительная динамика результатов свидетельствует о том, что применение здоровье сберегающих педагогических технологий в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста укрепляет здоровье детей, способствует формированию культуры здоровья, прививают любовь к физкультуре. Опираясь на вышесказанное можно отметить, что вся работа по созданию единого здоровье сберегающего образовательного пространство ДОУ является своевременной и необходимой, т.к. позволяет определить эффективные способы сохранения и укрепления здоровья дошкольников, отбирать индивидуальные способы оздоровления.

Список используемой литературы

1.Алямовская В.Г. Новые подходы к планированию образовательной работы в детском саду - Управление ДОУ №3, 2002.

2. Ахутина Т.В. Здоровье сберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход - Школа здоровья. 2000.

3. Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей: Методическое пособие.  М.: Терра- Спорт, 2000.

4. Галанов А.С. Игры которые лечат (для детей от 1 года до 3 лет).- М.: ТЦ «Сфера», 2001.

5. Галанов А.С. Игры которые лечат (для детей от 3 до 5 лет) ).- М.:  Педагогическое сообщество России, 2005.

6. Галанов А.С. Игры которые лечат (для детей от 5 до 7 лет) ).- М.: Педагогическое сообщество России, 2005.

7. Голицина Н.С. Нетрадиционные физкультурные занятия в дошкольном образовательном учреждении. М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2004.

8. Зимонина В.Н. Расту здоровым. Программно- методическое пособие для детского сада: В 2ч. Ч .1. – М.: ТЦ Сфера, 2013.

9. Зимонина В.Н. Расту здоровым. Программно- методическое пособие для детского сада: В 2ч. Ч .2. – М.: ТЦ Сфера, 2013.

10.Казина О.Б. Весёлая физкультура для детей и их родителей.  Я.: Академия развития: Академия холдинг, 2005.

11. Моргунова О.Н. Физкультурно - оздоровительная работа в ДОУ. – Воронеж, 2005.

12. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста. М.:

13. Содержание работы в центрах оздоровительной направленности. – Краснодар: Просвещение- Юг, 2012.

14. Сулим Е.В. Детский фитнес. Физкультурные занятия для детей 3-5 лет. -М.: ТЦ Сфера, 2014.

15.  Сулим Е.В. Детский фитнес. Физкультурные занятия для детей 5-7 лет. -М.: ТЦ Сфера, 2014.

16. Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет. Пособие для воспитателей и инструкторов по физической культуре. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.

17.Щетинин М. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. - М.: Метафора, 2006.

Приложение 1

Пояснительная записка

к релаксационным упражнениям

Цель: переключиться с негативных эмоций на позитивные, снять мышечный и эмоциональный зажим, просто расслабиться.

Авторские комментарии. Релаксационные упражнения помогут научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать свое тело. Главная задача релаксации – снятие стресса или другими словами нервного напряжения.
  С этой целью в своей работе можно использовать специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Релаксацию детей в детском саду можно проводить различными способами:

  • создать комнату релаксации;
  • организовать в самой группе уголок или отделить зону релаксации;
  • проводить релаксационные паузы или упражнения.

Рекомендуется проводить в день по одному- два упражнения.

Сентябрь

1 неделя: «Летний денек»

Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы и закрывая глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки:

- Я на солнышке лежу,

Но на солнце не гляжу.

Глазки закрываем, глазки отдыхают.

Солнце гладит наши лица,

Пусть нам сон хороший снится.

Вдруг мы слышим: бом-бом-бом!

Прогуляться вышел гром.

Гремит гром, как барабан.

2 неделя: «Бабочка»

Бабочка летает медленно по группе, взмахивает руками-крыльями (напряжение). По сигналу колокольчика бабочки садятся на цветок (стульчик). Руки- крылья опущены, голова опущена, тело расслаблено. Вновь звенит колокольчик, бабочки полетели и т.д.

3неделя:  «Цветок распустился»

Я – бутон (дети присели на пол, обхватили подтянутые к себе колени, опустили головы, мышцы напряжены). Светит теплое солнце, я расту (медленно поднимаются, улыбаются, расслабленно раскачивают руками). Солнце исчезло, темно, настала ночь, мои лепестки закрываются (исходное положение), и вновь всходит солнце…. и т.д.

4 неделя:    «Грибок»

Дети сидят на корточках, затем медленно поднимаются - «грибок растет». Выпрямились (напряжение). Вот какой красивый гриб! Затем гриб старится, медленно оседает - дети расслабленно опускаются на корточки, опускают руки, склоняют головы.


Октябрь

1 неделя:  «Дождик»


      Дети лежат на ковре, на животе с начала с открытыми глазами.

Воспитатель: «Дождик – кап-кап по крыше. Вот уже его не слышно. Глазки закрываются, с солнышком встречаются. Вижу солнце вдалеке и кораблик на реке. Дождик вдруг полил рекой, зонтик я открыл большой. Дождик убегает, глазки открываю».

2 неделя:  «Кулачки»

Отдыхаем. Руки на коленях. Что это? Волшебная сила сжала руки в кулачки, сильно, еще сильнее…  Попробуем пересилить ее, пошевелим пальчиками, подуем. Вот какие стали легкие пальчики.

3 неделя: «Одежда»

Мы – одежда в магазине на вешалках – плечиках. Висим красиво, ровно (Плечи развернуты, спина прямая, ноги вместе, руки в стороны, мышцы напряжены). Вот нас заметили и купили. Аккуратно сняли один рукав (расслабили, опустили одну руку), второй рукав, аккуратно сложили (Сгибаемся в поясе, руки свободно свисают). Нас принесли домой, повесили в шкаф (Вновь мышечное напряжение). Затем аккуратно сняли (расслабление). Надели на малыша. Хлоп! Мы – дети в нарядной одежде.

4 неделя: «Спящий котёнок».

Представьте себе, что вы весёлые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут   хвостиком (напряжение). Но вот котята устали…начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят   равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат (расслабление).

Ноябрь

1 неделя:  «Бубенчик»

Дети ложатся на спину. Закрывают глаза и отдыхают под звучание колыбельной “Пушистые облачка”. “Пробуждение” происходит под звучание бубенчика.

2 неделя: «Осенний лист».

(Крепкий лист - прямая спина, руки в стороны, мышечное напряжение). Лист на веточке такой красивый, ровный, крепкий. Но ведь это же осень, подул ветерок, и лист плавно оторвался от веточки и, медленно кружась, опустился на землю (расслабление). Но вот снова дунул ветер, уже с другой стороны – лист взлетел над землей, зацепился за веточку. Вот он какой красивый, развернулся, чтобы издалека его было видно. Но снова дует ветер, снова лист плавно опустился на землю. Но что это? Хлоп! Закончилось волшебство, мы снова в группе, а за окном осень.

3 неделя: «Улыбнись»

Дети ложатся на ковер. Закрывают глаза.

Воспитатель: Кто сегодня быстро бегал, прыгал и скакал. Тот, конечно, не устал, но устала голова, Думать ей всегда пора. Надо просто полежать, вспомнить солнце, море. Посмотреть внутрь себя и звездочку увидеть, рядом с луною. Вот она блестит и улыбается. И от луны зажигается. Если это увидел ты. Глазки открой, посмотри на друзей, улыбнись.

4 неделя: «Прогулка»

Дети сидят на стульях. Мышечное напряжение = ходьба и бег приподнятыми ногами, не касаясь пола. Далее – ноги стоят, руки свисают, расслабление.

Мы собрались погулять. Все быстрей, не отставать!

Мы немножко побежали, наши ножки подустали.

Мы тихонько посидим, ну а дальше поглядим

Декабрь

1 неделя:  «Снеговик»

На первую часть стихотворения дети «скатывают» снежный ком, затем изображают снеговика: руки на поясе, спина прямая, мышцы напряжены, улыбкаСнеговик растаял, мышцы расслаблены, руки упали вниз, голова опущена.

Давай, дружок, смелей, дружок, кати по снегу свой снежок.

Он превратится в снежный ком и станет ком снеговиком.

Его улыбка так светла! Два глаза, шляпа, нос, метла

Но солнце припечет слегка – увы! И нет снеговика!

2 неделя: «Игрушки»


1. «Петрушка»: все тело мягкое, тряпичное, расслабленное(15-20 сек).
2.« Буратино»: все тело напряженное, твердое деревянное

( 10-15сек)
3. Снова- «Петрушка».

3 неделя:  «Шишки»

Представьте себе, что вы – медвежата и с вами играет мама – медведица. Она бросает вам шишки. Вы их ловите и с силой сжимаете в лапах(напряжение). Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела – лапки отдыхают. А мама – медведица снова кидает шишки медвежатам…

4 неделя:  «Вьюга и сугроб»

Мы -  снежинки. Заметает вьюга, мы летим в разные стороны (стоя на месте, с силой раскачиваемся из стороны в сторону с поднятыми руками – все мышцы напряжены). Ветер стих, а из снежинок получился большой сугроб. Замерли снежинки, расслабились (дети садятся на пол, как удобно, расслабляют мышцы).

Январь

1неделя: «Желание»


     Дети лежат на ковре лицом вверх. На потолке звезды.

Воспитатель: «Глазки смотрят на небо прекрасное. Видите сколько звезд на небе ясном. Можно их сосчитать, а можно выбрать одну. И желанье свое загадать. Раз, два, три желание звездочка мое прими!»

2 неделя:  «Дружные дети»


     Дети лежат на ковре.

Воспитатель: Дружные дети в нашем саду, очень я их успокоить хочу. Глазки закройте друзья и представьте. Озеро, лебеди, небо прекрасное. Ну а теперь вы представьте волну. Вот окатить ею вас я хочу. Страшно? Нисколько. Еще полежите. Ну, а теперь все дружно глаза отворите.

3 неделя:  «Ледяные фигуры»

Мышечное напряжение - фигуры, расслабление – лужицы. Зима, ночь. Во дворе ледяные фигуры. Какие красивые, будто хрустальные! Динь - дон! (дотрагиваемся до  детей). Утром солнце пригрело, фигуры медленно тают, растекаются лужицы… Снова вечер, снова ночь, снова встали сказочные ледяные фигуры. Динь - дон! Но настало утро, медленно тают фигуры. Снова лужицы во дворе. Хлоп! Все исчезло! Мы снова дети в группе.

4 неделя:  «Холодный – теплый»

Представьте себе, что вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замёрзли, обхватили себя руками, голову прижали к рукам – греетесь (напряжение). Согрелись, расслабились. Но

 вот снова подул холодный ветер…

Февраль

1 неделя: «Берег»


     
Дети стоят на ковре и смотрят на ведущего.

Воспитатель: «Стойте рядом, стойте вместе. Берег здесь, а вы на месте. А теперь глаза закройте. И попробуйте, так стойте».

2 неделя: «Снежная баба»

Дети представляют, что каждый из них снежная баба. Огромная, красивая, которую вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. Далее дети изображают, как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снежная баба превращается в лужицу, растекшуюся по земле.

3 неделя: «Сосулька».

На 1 строку – мышечное напряжение, руки над головой, тянемся вверх. На 2 строку – мышечное расслабление, руки расслаблены, висят, голова опущена.

У нас под крышей сосулька висит,

Солнце взойдет, сосулька растает и упадет.

4 неделя: «Снеговик». На первую часть стихотворения дети «скатывают» снежный ком, затем изображают снеговика: руки на поясе, спина прямая, мышцы напряжены, улыбкаСнеговик растаял, мышцы расслаблены, руки упали вниз, голова опущена.

Давай, дружок, смелей, дружок, кати по снегу свой снежок

Он превратится в снежный ком и станет ком снеговиком.

Его улыбка так светла! Два глаза, шляпа, нос, метла!

Но солнце припечет слегка – увы! И нет снеговика!

Март

1 неделя: «Дружные дети»


     Дети лежат на ковре. Воспитатель:
 Дружные дети в нашем саду, очень я их успокоить хочу. Глазки закройте друзья и представьте. Озеро, лебеди, небо прекрасное. Ну а теперь вы представьте волну. Вот окатить ею вас я хочу. Страшно? Нисколько. Еще полежите. Ну, а теперь все дружно глаза отворите.

2 неделя: «Отдых»

Дети лежат на ковре с закрытыми глазами.

Воспитатель: «Птицы поют с утра и до вечера. Слушать люблю, когда делать мне нечего. Вот и сейчас поют, и поют. Я отдыхаю и думаю тут. Вырасту, стану большим, умным, красивым таким. Просто надо уметь отдыхать. А то можно быстро устать. Если глаза работали, подумай отдохнуть охота ли им».

3 неделя: «Воздушный шар»

Шарики сложены (расслабленный наклон). Надуем их медленно (дети распрямляются, руки вверх), они распрямились, полетели(раскачиваем поднятыми руками, мышцы напряжены), а затем сдулись через маленькую дырочку (медленно расслабляемся, опускаем руки, наклоняемся). Мы заклеили дырочку и опять надуваем шарики.

4 неделя: «Резиновые игрушки».

Я – насос, а вы резиновые игрушки, сейчас вы спущены, мышцы расслаблены. С каждым качком насоса игрушки раздуваются все больше и больше, руки в стороны, щеки надуты, смотрим вверх, мышцы напряжены. Выдернем насос, игрушки спущены, как раньше, мышцы расслабились.

Апрель

1 неделя: «Слон»

И.п.: Поставить устойчиво ноги, затем представить себя слоном.

Выполнение: Медленно перенести массу тела на одну ногу, а другую высоко поднять и с “грохотом” опустить на пол. Двигаться по комнате, поочередно поднимая каждую ногу и опуская ее с ударом стопы об пол.

Произносить на выдохе “Ух!”.

2 неделя: «Дождик»


      Дети лежат на ковре, на животе с начала с открытыми глазами.

Воспитатель: «Дождик – кап-кап по крыше. Вот уже его не слышно. Глазки закрываются, с солнышком встречаются. Вижу солнце вдалеке и кораблик на реке. Дождик вдруг полил рекой, зонтик я открыл большой. Дождик убегает, глазки открываю».

3 неделя: «Кукушка»


      Дети лежат на ковре, с закрытыми глазами.

Воспитатель: Тихо, тихо стало вдруг. Солнышко уснуло.  Одуванчик спит давно, и кузнечик тоже. А кукушке все    равно, спать она не может. Все ку-ку-ку-ку, за окошком вторит. Отдохну и я немножко, а теперь взгляну в окошко.

4 неделя: «Гуси».

Идем гуськом, растопырили крылья, шипим: «Ш-ш-ш-ш…», крылья раскинули, сердимся (мышцы напряжены). Но присмотритесь! Вокруг все знакомые, улыбнемся друг другу, расслабимся, опустим крылья – руки.

Май

1 неделя: «Лимон»

Опустить руки вниз и представить себе, что в правой

руке   находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно  сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как  напряжена правая рука. Затем бросить “лимон” и расслабить руку:

- Я возьму в ладонь лимон.

Чувствую, что круглый он.

Я его слегка сжимаю –

Сок лимонный выжимаю.

Все в порядке, сок готов.

Я лимон бросаю, руку расслабляю.

Выполнить это же упражнение левой рукой.

2 неделя: «Воздушный шар»

Шарики сложены (расслабленный наклон). Надуем их медленно (дети распрямляются, руки вверх), они распрямились, полетели (раскачиваем поднятыми руками, мышцы напряжены), а затем сдулись через маленькую дырочку (медленно расслабляемся, опускаем руки, наклоняемся). Мы заклеили дырочку и опять надуваем шарики.

3 неделя:  «Бабочка»

Бабочка летает медленно по группе, взмахивает руками-крыльями (напряжение). По сигналу колокольчика бабочки садятся на цветок (стульчик). Руки- крылья опущены, голова опущена, тело расслаблено. Вновь звенит колокольчик, бабочки полетели и т.д.

4 неделя: «Мыльные пузыри»

Встряхнули бутылочку, открутили крышку (показ жестами), медленно и долго подули в колечко (вдох носом, выдох – ртом). Ах, какие красивые мыльные пузыри! Покажите, как они взлетают. ( Мышцы напрягаются, руки вверху сцеплены в круг и тянутся вверх, голова повернута вверх, смотрим на руки).Ой! Лопнули пузыри, только мыльная лужица осталась (расслабили мышцы).


Приложение 3

Пояснительная записка

Дошкольный возраст — один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребёнка, формируется личность человека. В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период.

В настоящее время существует много ритмопластических направлений, и одним из ведущих элементов современной системы физического воспитания является гимнастика. Её средства и методы находят свое применение во всех звеньях физкультурного образования, в том числе и дошкольного. Современная система гимнастики представляет собой совокупность различных видов, важнейшими из которых, в связи с проблемой оздоровления нации, становятся оздоровительные виды. Первое место по праву принадлежит ритмической гимнастике. Доступность этого вида основывается на простых общеразвивающих упражнениях. Эффективность - в ее разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно - сосудистую, дыхательную и нервную системы человека. Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими в упражнения танцевально-ритмической гимнастики, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию, копированию действий человека и животных. Поскольку важнейшим компонентом ритмической гимнастики являются положительные эмоции, то по их силе, окраске, методам создания условий эмоционального фона она может иметь виды игровой, танцевальной, атлетической и психорегулирующей направленности.

Целью занятий по физическому воспитанию является приобщение детей к ценностям физической культуры, рассматривать которую необходимо в единстве трех составляющих её содержание компонентов – телесного, интеллектуального и духовно-мировоззренческого.

Телесный компонент предполагает развитие и коррекцию физических кондиций ребёнка: гармоничного развития тела, функциональных возможностей организма, физических качеств (выносливости, координации, силы, быстроты, гибкости).

Интеллектуальный - направлен на развитие познавательных процессов средствами специально организованных физических упражнений; овладение элементарными знаниями: техники выполнения различных движений, анатомического строения человека, правил гигиены, закаливания, сохранения и укрепления здоровья; создание разносторонней базы двигательных навыков; знакомство с различными видами физкультурно- спортивной деятельности, правилами соревнований, с физкультурно- оздоровительными методиками.

Духовно - мировоззренческий компонент предполагает целенаправленное формирование у детей навыков здорового образа жизни, желание и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, закаливающих процедурах для дальнейшей самореализации в учебной, спортивной, трудовой, деятельности.

Ритмическая гимнастика сочетает в себе также компоненты, которые как нельзя лучше отвечают и другим особенностям детского возраста. Потребность детей в двигательной активности, как говорилось выше, полнее всего реализуется в игре, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте. Главным побудителем игры является удовольствие и приятность траты накопившихся сил и энергии. Поэтому включение игровых элементов делает занятия ритмической гимнастикой привлекательными для детей.

Под влиянием ритмической гимнастики у детей развивается внимание, они учатся сосредоточиваться в каждый момент времени на том, что им преподается, делают обычно это легко и весело, без большого напряжения.

Главный же результат занятий ритмической гимнастикой - воспитание строгой внутренней дисциплины, причем это достигается не интенсивной утомительной работой, а радостной для ребенка деятельностью, отвечающей природным склонностям его к ритму, движению, красоте. Ритмическая гимнастика способствует не только физическому развитию детей, но и оказывает существенное влияние на развитие, в общем .

Актуальность программы

Данная программа актуальна, так как на занятиях по физическому воспитанию недостаточно времени для полноценного физического развития детей. С целью повышения двигательного режима дошкольников будет проводиться дополнительные занятия во внеурочное время « Ритмическая гимнастика».

Занятия данной программы состоят из двигательных действий, которые не встречаются в повседневной жизни и являются специально придуманными упражнениями. Именно эти упражнения формируют жизненно важные навыки: умение правильно ходить и бегать, прыгать и преодолевать препятствия, переносить тяжести.

Под влиянием ритмической гимнастики у детей развивается внимание, они учатся сосредоточиваться в каждый момент времени на том, что им преподается, делают обычно это легко и весело, без большого напряжения. В упражнениях достигается четкая определенность, их нельзя «смазать», сделать поспешно. Каждый ребенок на виду, и каждое его неверное движение бросается в глаза и сразу корректируется. Эта программа способствует формированию устойчивого внимания и собранности, являющиеся важными предпосылками к успешной учебной деятельности. Дети становятся ловкими, изящными, координированными и свободными в движениях; красиво сидят и ходят, их походка делается легкой и грациозной [5].

Эта программа направлена на развитие координации движений, обладая которой ребёнок легко осваивает новые двигательные действия, встречающиеся ему в жизни, знакомство с современными оздоровительными технологиями. Кроме этого, занятия «Ритмической гимнастикой» помогают воспитывать смелость и решительность, выносливость и взаимопонимание, открывают большие перспективы для накопления детьми опыта сотрудничества со сверстниками.

Организация образовательного процесса

Программа рассчитана на три года и направлена на всестороннее, гармоничное и целостное развитие личности детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет.

Занимаются в группах все желающие дети без предварительного отбора. Особое внимание уделяется общему физическому развитию ребёнка, коррекции осанки, координации движений, укреплению мышечного аппарата, развитию музыкальности, чувства ритма, фантазии. Программа по ритмопластике в дошкольном учреждении реализуется в процессе подгрупповой непосредственно-организованной двигательной деятельности дошкольников и индивидуальной работы с ними. Так как, дети, посещающие ДОУ, находятся на разном уровне физического развития и относятся к разным группам здоровья, в основе программы заложены оздоровительные задачи. Согласно этому предлагается методика щадящего и в то же время игрового танцевального развития через ритмическую гимнастику. Отдельные элементы программы доступны для всех детей дошкольного возраста, а также для дошкольников разных групп здоровья, но планомерное и целостное обучение движениям следует начинать со среднего дошкольного возраста по разделам.

Продолжительность занятий обусловлена возрастом занимающихся:

-4-5 лет — 20-25мин;

-5-6 лет – 25-30мин;

-6-7 лет – 30-35мин.

Характерные особенности и структура занятий

Обучение на занятиях независимо от формы его организации отличается прежде всего программностью. Педагог намечает программное содержание, которое должно быть реализовано в ходе занятия.

Занятия имеют определенную структуру, которая во многом диктуется содержанием обучения и спецификой деятельности детей. Независимо от этих факторов в любом занятии выделяют три основные части, неразрывно связанные общим содержанием и методикой, а именно:

- подготовительная часть, основная часть, заключительная часть.

Подготовительная часть предполагает непосредственную организацию детей: необходимо переключить их внимание на предстоящую деятельность, вызвать интерес к ней, создать соответствующий эмоциональный настрой, раскрыть учебную задачу. В неё входит гимнастика ( строевые, общеразвивающие упражнения, перестроения), музыкально- подвижные игры ( танцевальные шаги, ритмические танцы, элементы хореографии).

Основная часть – это самостоятельная умственная или практическая деятельность детей, заключающаяся в усвоении знаний и умений, которые определены учебной задачей. На данном этапе занятия приемы и обучения индивидуализируются в соответствии с уровнем развития, темпом восприятия, особенностями мышления каждого ребенка. В неё входят: ритмические танцы, гимнастика.

Заключительная часть занятия посвящена подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности детей. Качество полученного результата зависит от возраста и индивидуальных особенностей детей, от сложности учебной задачи. Здесь используются упражнения на расслабление мышц, пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения.

В зависимости от раздела обучения, от целей занятия методика проведения каждой части занятия может быть различной.

Цель программы:

- выявление и развитие спортивных наклонностей дошкольников;

- укрепить здоровье дошкольников;

-формировать у детей творческие способности через развитие музыкально- ритмических и танцевальных движений.

Задачи программы:

- прививать ребятам устойчивый интерес и потребность потребности в систематических занятиях физическими упражнениями;

- с помощью гимнастических упражнений совершенствовать «школу движений»;

- развивать основные двигательные качества ;

- развивать различные виды выносливости;

- улучшать работу вестибулярного аппарата, исправлять дефекты осанки;

- развитие физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;

- воспитание бережного отношения к своему здоровью;

- овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания;

- формирование творческого опыта в индивидуальных и коллективных формах занятий ритмической гимнастикой.

Ожидаемые результаты:

1 год обучения

После первого года обучения дети умеют выполнять простейшие построения и перестроения, ритмично двигаться в различных музыкальных темпах. Исполняют комплексы упражнений под музыку. Способны запоминать и исполнять танцевальные композиции самостоятельно. Умеют выполнять простейшие двигательные задания, используют разнообразные движения в импровизации под музыку.

2 год обучения

Занимающиеся дети знают правила безопасности при занятиях физическими упражнениями с предметами и без предметов. Владеют различными видами передвижений по залу и приобретают определённый запас движений в общеразвивающих и танцевальных упражнениях. Сформирован устойчивого интерес к занятиям ритмической гимнастики.

3 год обучения

Дети умеют самостоятельно ориентироваться в зале при проведении музыкально-подвижных игр. Умеют выполнять самостоятельно специальные упражнения для согласования движений с музыкой. Умеют исполнять ритмические танцы, комплексы упражнений под музыку. Выразительно исполняют движения под музыку, организовывают игровое общение с другими детьми. Способны импровизировать с использованием разнообразных движений под музыку.

Содержание разделов программы

Раздел «Ритмика» является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей детей, позволяющих свободно, красиво и правильно выполнять движения под музыку, соответственно её характеру, ритму, темпу. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры.

Раздел «Гимнастика» служит основой для освоения ребенком различных видов движений. В раздел входят строевые, общеразвивающие, а также упражнения на расслабление мышц, формирования правильной осанки, дыхательные упражнения. Строевые упражнения служат средством организации занимающихся и их удачного размещения в зале, на площадке. Они выполняются в строгом соответствии с требованиями гимнастического стиля и могут сочетаться с движениями рук, головы, ног и другими несложными движениями, а также выполняться под музыку.

Раздел «Танцы» направлен на формирование у детей танцевальных движений. Доставляет эстетическую радость занимающимся детям. В раздел входят танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений и элементы различных танцев: народного, бального, современного и ритмического. Ритмические танцы просты и могут применяться при решении задач подготовительной и основной частей урока. Их используют на праздниках, в летних оздоровительных лагерях, в показательных выступлениях.

Раздел «Танцевально- ритмическая гимнастика» направлен на формирование у детей пластичности, гибкости, координации, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершённость. Все композиции объединяются в комплексы упражнений для детей различных возрастных групп.

Раздел «Пальчиковая гимнастика» служит для развития мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения обогащают внутренний мир ребёнка. Оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развитию фантазии. Пальчиковые игры развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребёнка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь.

Раздел «Музыкально - подвижные игры» является ведущим видом деятельности дошкольника. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования. В этих упражнениях преодолевается скованность в движениях, повышается возможность приспосабливать свои действия к данным условиям и ситуациям. Используются упражнения: «маятник», «деревья под ветерком», «полет птиц» и т.д. Правильно организованные подвижные игры под музыку с разнообразными движениями и действиями играющих способствуют развитию двигательных и координационных способностей. Особенно ценным в оздоровительном отношении является проведение подвижных игр на свежем воздухе, способствующих закаливанию детей и снижению гиподинамии. В подвижных играх ученики закрепляют накопленный опыт и свои представления об изображаемых событиях, о жизни, совершенствуют приобретенные знания, умения и двигательные навыки

Раздел «Игры путешествия» (сюжетные занятия) включают все виды подвижной деятельности. Служит основой для закрепления умений и навыков. Приобретенных ранее помогает сплотить ребят, побывать, где захочешь, стать кем мечтаешь.

Методика обучения

Методика обучения традиционно включает в себя три основных этапа: начальный этап, этап углубленного разучивания, этап закрепления и совершенствования.

Начальный этап

Этап углубленного разучивания

Этап закрепления и совершенствования

-название упражнения;

-показ;

-объяснение техники;

-разучивание упражнения.

-уточнение двигательных действий;

-усовершенствование ритма;

-свободное и слитное выполнение упражнений.

-закрепление двигательного навыка;

-выполнение упражнений более высокого уровня;

-использование упражнений в комбинации с другими упражнениями;

-формирование индивидуального стиля.

Учебный план занятий по ритмической гимнастике

1год

2год

3 год

Ритмика

16

18

18

Гимнастика

10

10

10

Танцы

4

5

6

Танцевально-ритмическая гимнастика

26

27

22

Пальчиковая гимнастика

6

5

5

Музыкально- подвижные игры

5

4

6

Игры путешествия

5

3

5

Всего часов

72

72

72

Основные принципы обучения

1.Принцип постепенного и последовательного повышения нагрузок.

-постепенное повышение и сочетание адекватной нагрузки и полноценного восстановления.

2.Принцип систематичности.

- все занятия проходят регулярно.

3.Принцип наглядности.

- показ определённых упражнений, использование иллюстраций и различного инвентаря.

4. Принцип доступности.

-упражнения разучиваются от простого к сложному; от известного к неизвестному, учитывая степень подготовленности ребенка.

5. Принцип индивидуального подхода.

- индивидуальный учет возрастных особенностей каждого ребёнка.

6. Принцип креативности.

- чередование традиционных и нетрадиционных методов обучения, внедрение здоровьесберегающих технологий.

7. Принцип игровой деятельности.

-формирование интереса к движению, а также развитие творческих способностей ребенка в легкой игровой форме.

Элементы современных технологий, используемые в программе

Игровые технологии.

Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности в самовыражении, самоопределении, саморегуляции и самореализации. Игра активизирует деятельность учащихся, способствует улучшению позиции ребёнка в коллективе и созданию доверительных отношений между детьми. Через игру педагог постепенно увлекает ребёнка в мир искусства и, тем самым, формирует его мотивацию. Развивающие игры способствуют развитию внимания, памяти, мышления, умению сравнивать, сопоставлять, находить аналогии; будят воображение и фантазию. В игре ребёнок учится самостоятельности, приобщается к нормам и ценностям общества.

Личностно-ориентированные технологии.

Одной из важных идей в этих технологиях является формирование положительной «Я - концепции». Для этого необходимо:

- видеть в ребенке уникальную личность, уважать её, понимать, принимать, верить в неё;

- создавать личности «ситуацию успеха», атмосферу одобрения, поддержки и доброжелательности;

- предоставлять возможность и помощь детям в самореализации, в положительной деятельности.

Таким образом, в результате использования данных технологий создаётся атмосфера обучения и воспитания, в которой ребёнок может познать себя, самовыразиться и самореализоваться.

Педагогика сотрудничества детей и педагога предлагает совместную развивающую деятельность, скреплённую взаимопониманием, проникновением в мир друг друга, совместным анализом хода и результатов деятельности. Традиционное обучение основано на субъект-объектных отношениях педагога и учащегося. В концепции педагогики сотрудничества это положение заменяется представлением о ребенке, как о субъекте творческой деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнёрами, составлять союз старшего с менее опытным. При этом ни один из них не должен стоять над другим.

Список используемой литературы

  1. Анисимова М.В. Музыка и здоровье. «ТЦ Сфера», 2014.
  2. Белкина В.Н., Васильева Н.Н. Дошкольник: обучение и развитие. Ярославль, 1998.
  3. Буренина А.И. Ритмическая мозайка. Санкт-Петербург, 2000.
  4. Дрожина Е.Ю., Снежкова М.Б. Обучение дошкольников современным танцам, Москва. 2013.
  5. Зимина А. Н. «Образные упражнения и игры в музыкально-ритмическом развитии детей 4-8 лет», М., 2001г.
  6. Рубан, Т.Г., Тарасова, К.В. Музыкальное развитие дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез, 2001.
  7. Слуцкая С.Л. Танцевальная мозайка –хореографияв детском саду, 2006.
  8. ФрилёваЖ.Е., Сайкина Е.Г., «Са-фи-дансе», Танцевально-игровая гимнастика для детей, Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных ишкольныхучреждений, «Детство- пресс», 2000.
  9. Фомина Н.А. Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика, методические рекомендации к программе по физическому воспитанию дошкольников «Детский сад -2010», Москва.