«Современные здоровье сберегающие технологии»
консультация

   

ИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА. Использование здоровье сберегающих технологий в своей работе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_zdorovesberegayushchih_tehnologiy.docx19.89 КБ

Предварительный просмотр:

   

ИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА

Здоровье сберегающие технологии.

       

     Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее раз витие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохране нии и укреплении здоровья. Существует разнообразные формы и виды деятельности, направлен ные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Комплекс этих мер получил в настоя щее время общее название «здоровье сберегающие технологии» .

          Что такое здоровье сберегающие технологии? Это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реа лизации различных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенст вованию. Мы только тогда можем сказать, что процесс осуществляется по здоровье сберегаю щим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической систе мы решается задача сохранения здоровья дошкольников и педагогов.

          Технология (от греческих слов «techne» - искусство, умение и «logos» - учение, наука) - совокупность знаний и способов деятельности.

          Цель здоровье сберегающих образовательных технологий обеспечить ребенку в условиях комплексной  информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здоро вого образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Существует десять золотых правил здоровье сбережения:

1.        Соблюдайте режим дня!

2.        Обращайте больше внимания на питание!

3.        Больше двигайтесь!

4.        Спите в прохладной комнате!

5.        Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!

6.        Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!

7.        Гоните прочь уныние и хандру!

8.        Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!

9.        Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!

10.        Желайте себе и окружающим только добра!

        Таким образом, здоровье сберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21-го века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.

Существуют следующие технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Ритмопластика проводится 1 раз в неделю в форме кружковой работы. Во время занятий у де тей развивается музыкальный слух, чувство ритма, гибкость и пластичность, формируется пра вильная осанка. Обращается внимание на художественную ценность, величину физической наг рузки и её соразмерность возрастным показателям ребёнка.

Динамические паузы проводятся во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой ги мнастики и других в зависимости от вида занятия.

Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате- малой, со средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.

Релаксация. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительн ых   и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеу тверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмо ции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слыша ть своё тело. С этой целью в своей работе я использую специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Проводятся в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей определяется интенсивность техноло гии. Используется для работы спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов),  зву ки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент иг ры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.

Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кро вообращение, воображение , быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми про блемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.

Гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения используется наглядный материал, показ педагога.

Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно - оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.

Игровая оздоровительная гимнастика проводится ежедневно после дневного сна 5-10 мин. В её комплекс входят упражнения на кроватках на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки, обширное умывание. Для профилактических целей каждым родителем был изготовлен коврик- дорожка с пуговицами. Дети с удовольствием ходят по нему после дневного сна. Дорожка прекрасно массажирует ступни малыша, укрепляет мышцы и связочный аппарат стопы, защищая организм в целом.

   

ИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА

Хочу привести пример использования во время непосредственной образовательной деятельнос ти (занятие по математике)  следующие здоровьесберегающие технологии:

В начале  занятия использую элементы, позволяющие настроить детей на нужный лад (взбодри ть или успокоить, в зависимости от психического и физического состояния детей перед заняти ем).

Песенка с самомассажем головы "Доброе утро!"

     Доброе утро!  Улыбнись скорее!        

И сегодня весь день, будет веселее.        

Мы погладим лобик, носик и  щечки.

Будем мы красивыми, как в саду цветочки!        

Разотрем ладошки, сильнее, сильнее!

А теперь похлопаем , смелее, смелее!

Ушки мы теперь потрем,  здоровье сбережем.

Улыбнемся снова, будьте все здоровы!        

        Во время непосредственной образовательной деятельности у дошкольников любого воз раста значительную нагрузку испытывают их органы зрения, слуха, мышцы кистей рук и всего туловища, часто длительно находящегося в статическом положении. Внешними проявлениями утомления являются потеря интереса и внимания, ослабление памяти, снижение работоспособн ости. У некоторых детей излишняя подвижность сменяется вялостью: они начинают отворачи ваться от воспитателя, потягиваться, зевать, переговариваться друг с другом.

           Малейшие признаки поведения детей, подобные перечисленным,  являются очевидным сигналом для воспитателя, что детям срочно требуется физминутка!

 Физминутка  снимает нап ряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключает внимание с одной деятель ности на другую, успокаивает нервную системуи восстанавливает работоспособность детей.

           Физкультурные минутки – необходимая составляющая любой непосредственной образо вательной деятельности в ДОУ, независимо от возраста детей.        

«Один, два, три, четыре, пять, шесть»

Один – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – на место тихо сесть.        

  Физминутку, как правило, провожу примерно в середине непосредственной образовате льной деятельности в течение 1-2 минуты в виде игровых действий, иногда в сопровождении музыки.

           Детям нравятся несложные упражнения, сопровождающиеся стихами и, по возможности, связанные с темой и содержанием деятельности. Главное, чтобы движения были просты, доступ ны и интересны каждому ребенку, они должны быть достаточно интенсивны, влиять  на многие группы мышц, но не быть чрезмерными.

           В своей работе я разучиваю новые физминутки - разминки не более четырех в месяц, ста раюсь делать это во время прогулок, чтобы во время непосредственной образовательной деяте льности все дети знали и выполняли движения, проговаривали слова.

            Если во время непосредственной образовательной деятельности  требуется работа в тет радях, то в начале провожу пальчиковую гимнастику.

           «Дружба»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

(соединять пальцы в «замок»)

С вами мы подружим маленькие пальчики.

(касание кончиков пальцев обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять - начинай считать опять.

(парное касание пальцев от мизинцев)

Раз, два, три, четыре, пять - мы закончили считать.

(руки вниз, встряхнуть кистями)

          Пальчиковая гимнастика развивает двигательные качества, повышает  координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму).Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

            Активно использую задания с использованием счетных палочек, счетные палочки также как пальчиковая гимнастика развивают двигательные способности пальцев рук.

Ежедневное включение здоровье сберегающих технологий в непосредсвенную образовате льную деятельность  делает занятия  более привлекательными, снимает возможные негатив ные переживания, способствует установлению доброжелательных отношений ребенка с педаго гом, поддержанию благоприятной эмоциональной атмосферы в группе.

В последнее время в  своей работе я стараюсь активно привлекать возможности современных информационно-коммуникативных технологий, потому что поддерживаю точку зрения, что это одно из самых значимых направлений в современном подходе в дошкольном образовании.

Использование музыкального сопровождения, видеозаписей на занятиях создает положительно- эмоциональный настрой на работу, наиболее долго удерживают внимание ребенка.

          Занятия в детском саду должны быть яркими, эмоциональными, с использованием звуко вых записей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными воз можностями. Это и приводит  к необходимости использования компьютера на  занятиях, делая при этом процесс обучения более интересным. При этом компьютер только дополняет воспита теля, а не заменяет его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление на педсовете на тему:"Современные здоровье сберегающие технологии, используемые в детском саду"

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. до семи лет человек проходит огромный путь развития, неповтооряемый на протяжении последующей жизни....

«Использование современных здоровье сберегающих технологий в дошкольном возрасте».

   Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Охрана и укреп...

«Современные здоровье сберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС».

Соблюдайте режим дня!Обращайте больше внимания на питание!Больше двигайтесь! Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!Желайте себе и окружающим только добра!...

Современные здоровье-сберегающие технологии, применяемые в ДОУ для сохранения и укрепления детского здоровья»

Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и...