Программа «Я родился!»
рабочая программа (старшая группа) на тему

Полякова Оксана Владимировна

Программа «Я родился!» направлена на оптимизацию здоровительной работы в детском саду. Заключается в организации эффективного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, посредством сотрудничества и общения «на равных». Прежде всего, этот процесс связан с введением ребенка в объективный мир спорта, здоровых отношений, взаимодействия, деятельности, и в субъективный мир смыслов, правил, норм и ценностей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Оздоровительная программа72.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад №55 г. Благовещенска»

Программа

«Я родился!»

Полякова Оксана Владимировна

г. Благовещенск

2016 год 

Содержание

№ п/п

наименование

страница

1

Пояснительная записка

3

2

Цель и задачи программы

6

3

Перспективный план физкультурно-оздоровительных мероприятий

8

4

Содержание программы

10

5

Планируемые результаты освоения программы

17

6

Материально-технический ресурс

20

7

Кадровое обеспечение программы

21

8

Используемая литература

22

  1. Пояснительная записка

  Здоровье каждого человека – это народное достояние, национальное богатство. Для нашего государства важно иметь здоровых граждан, иначе не может быть высокопроизводительного труда, научно-технического прогресса, процветания страны. Современная политика образовательной системы направлена на укрепление физического и психического здоровья детей, на сохранение уникальности и само ценности детства, как важного этапа в подготовке подрастающего поколения к следующему возрастному периоду. Закладывающиеся основы в дошкольном возрасте, должны быть не целью, а средством для развития и саморазвития ребёнка, формирования представлений детей о здоровом образе жизни, развития познавательных интересов, творческих способностей, самостоятельности.

Оздоровительная деятельность в детском саду - это многоплановая, сложная работа, которая актуальна. В настоящее время из жизни ребенка уходит непосредственное общение, теряется важность физкультуры и спорта, так как дети много времени проводят перед телевизором, компьютером, они не стремятся к физическим нагрузкам, играм со сверстниками. Родители все чаще стремятся нагружать своих детей секциями, кружками, дополнительными занятиями, не учитывая их индивидуальные и возрастные особенности, забывая о том, что физические или интеллектуальные перегрузки негативно влияют на их здоровье.

Следовательно, необходимо создать условия для активного физического развития дошкольников, совершенствования качества физкультурно-оздоровительной работы в детском саду.

Концептуальная основа программы 

Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой совокупность обязательных требований при реализации основной образовательной программы ДОО и направлен на решение ряда задач, в первую очередь, на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе эмоционального благополучия. Оздоровительная работа в детском саду заключается в организации эффективного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, посредством сотрудничества и общения «на равных». Прежде всего, этот процесс связан с введением ребенка в объективный мир спорта, здоровых отношений, взаимодействия, деятельности, и в субъективный мир смыслов, правил, норм и ценностей. Посредниками и проводниками для ребенка являются значимые взрослые, которые не только открывают ребенку картину мира, но и модифицируют в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей.  Соблюдая обязательный объем содержания программы, которая реализуется в ДОО, мы постарались дополнить воспитательно-образовательный процесс важными яркими эмоциональными впечатлениями, оптимизировать оздоровительную работу.

Изучением феномена здоровья занимались такие видные деятели, как философ А. Шопенгауэр, врач и писатель В.В. Вересаев, ученый                    Н. Г. Никифоров, П. И. Калью, В. П. Казначеев. В. М. Бехтерев определял главенствующую роль социального начала в жизнедеятельности человека, определял условия формирования здоровой личности. В основу программы положены гуманистические идеи Г. Олпорта, К. Роджерса, А. Маслоу, которые сделали немалый вклад в осмысление понятия «здоровая личность». Отмечали, что истоки здоровой личности зарождаются в дошкольном детстве и формируются на основе любви к семье и близким, дружелюбного отношения к сверстникам.

Большое влияние на представления о сущности здоровья на психологическом уровне оказали труды не только философов, врачей, но и психологов - Б. Г. Ананьева, М. Я. Басова, В. М. Бехтерева, А. Ф. Лазурского, Б. Ф. Ломова, В. Н. Мясищева и других ученых. Модернизация содержания оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении связана с разработкой особого междисциплинарного научно-практического направления, которое В. Т. Кудрявцев назвал развивающей педагогикой оздоровления. У истоков этого научного направления стоял замечательный российский ученый Ю. Ф. Змановский. Фундаментом являются идеи А. А. Ухтомского, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, В. П. Зинченко и других педагогов.

В.Г. Алямовская отмечает, что физическое развитие и здоровье воспитанников зависит, в первую очередь, «…от уровня развития основных систем жизнеобеспечения организма, от сердечно-сосудистой, дыхательной и иммунной. Эти системы совершенствуются по мере роста ребенка, развития его центральной нервной системы естественным путем, но могут стимулироваться различными физическими упражнениями и тренировками…».  

Концепция оздоровительной программы «Я родился!» опирается на инновационные технологии, предлагаемые В. Г. Алямовской, И. В. Чупаха. Она предназначена для детей дошкольного возраста (3-7 лет), рассчитана на 1 год обучения.

В МАДОУ «Детский сад № 55 г. Благовещенска» шесть групп: две младшие, две средние, две старшие группы. Списочный состав составляет 140детей. Как показывает практика, стабильно посещает детский сад 73%, 12% детей отсутствуют по заявлению родителей, без причины, а 15% - пропуски по болезни.

Данная программа направлена на создание максимально благоприятных условий для оздоровления дошкольников, вовлечение в занятия физической культурой, участие в оздоровительных мероприятиях, направленных на:

  • внедрение в воспитательно-образовательную среду детского сада современных оздоровительных технологий, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников;
  • интеграция содержания физкультурно-оздоровительной деятельности в едином поле знаний (через метод тематического погружения и игровую деятельность).
  • развитие единой социокультурной среды как гаранта безопасного пространства для ребенка и его семьи;
  • формирование личностных ресурсов воспитанников с доминированием ценностей здорового образа жизни;
  • формирование психолого-педагогических ресурсов семьи для воспитания у детей основ здорового образа жизни.

Направления деятельности:

  1. Физкультурно-оздоровительная деятельность в ДОО.
  2. Валеологическое образование детей.
  3. Комплексный анализ заболеваемости воспитанников.
  4. Комплексный анализ физического развития дошкольников.
  5. Консультативно-информационное просвещение родителей.
  6. Повышение компетенции педагогов в области физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста.

Нормативно-правовое обеспечение программы:

  • Конституция Российской Федерации, 2 декабря 1993 года.
  • «Семейный кодекс Российской Федерации», от 29.12.1995N 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015).
  • Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Принят Государственной Думой 21 декабря 2010 года, одобрен Советом Федерации 24 декабря 2010 года.
  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Принят Государственной Думой 3 июля 1998 года, одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года.
  • Конвенция о правах ребенка Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года.
  • Декларация прав ребенка Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года.
  • Закон «Об образовании в Российской федерации» № 273 от 29.12.2012 года.  
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 14.11.2013 года.
  • Приказ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013.
  • Постановление Главного государственного врача Российской Федерации от 19.07.2010 №25 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.2599-10».
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
    от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования».
  • Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.11.2015 г. №81 «О внесении изменений в СанПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях».
  1. Цель программы: сохранения и укрепления физического и психического здоровья воспитанников ДОО.

Задачи:

Организационные

  • оптимизировать физкультурно-оздоровительную деятельность организации;
  • создать надежную систему управления процессом оздоровительной работы; 
  • дозировать двигательные нагрузки на физкультурном занятии строго по частоте сердечных сокращений (ЧСС), оценивать их эффективность по показателю среднего уровня частоты сердечных сокращений (ЧСС);
  • создать оптимальные условия оздоровительной работы с дошкольниками;
  • разработать стратегическое и тактическое планирование оздоровительной работы;
  • способствовать созданию благоприятного социально-психологического климата в детском коллективе;
  • разработать систему просвещения родителей в сфере оздоровления;
  • повышать квалификацию сотрудников.

Оздоровительные

  • обеспечивать гигиену тела и нервной системы детей;
  • тренировать выносливость и физическую работоспособность детей, развивать адекватную реакцию организма на изменение температурной среды;
  • обеспечивать оптимальный прирост физических качеств детей: выносливости, силы, гибкости, быстроты;
  • укреплять сердечно-сосудистую, дыхательную, иммунную системы детского организма.

Воспитательные

  • воспитывать у детей потребность в получении знаний о себе и о своем здоровье;
  • воспитывать у дошкольников привычку к здоровому образу жизни;
  • приобщать родителей к активной совместной работе и объединять совместные усилия по оздоровлению, воспитанию и физическому развитию детей.

Образовательные

  • обучать детей жизненно важным способам сохранения своего здоровья, полнее осознавать состояние своего организма и заботиться о нем (самомониторинг здоровья);
  • расширять объём знаний в области физической культуры и спорта;
  • обучать детей культурно-гигиеническим навыкам, учить ухаживать за своим телом;
  • расширять и обогащать опыт родителей по оздоровлению и физическому развитию своих детей.

Для достижения задач первостепенное значение имеют:

  • создание условий, отвечающих требованиям гигиены нервной системы, психологической безопасности, экологии социальных отношений взрослых и детей, в коллективе сверстников;
  • создание системы в организации оздоровительных мероприятий;
  • контроль санэпидрежима и качества приготовления питания;
  • создание материально-методического обеспечения;
  • забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
  • создание в группах гуманной и доброжелательной атмосферы, что позволит детям быть общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
  • максимальное использование всех видов детской деятельности, и их интеграция в целях повышения эффективности оздоровительного процесса;
  • соблюдение единства подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи.

 Методологические принципы:

-поддержка и сохранение уникальности и самоценности детства;

-личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия        взрослых и детей;

-учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;

- уважение личности ребенка;

-реализация оздоровительной работы с использованием разнообразных видов детской деятельности в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности;

-организация, управление и контроль оздоровительной деятельности дошкольной организации;

-создание условий, направленных на снижение уровня простудных заболеваний у детей;

-улучшение социально-психического микроклимата в группе воспитанников;

-учет образовательной программы, реализуемой в детском саду.

3. Перспективный план физкультурно-оздоровительных мероприятий:

Оздоровительные мероприятия

Количество в неделю

2 младшая группа

2 младшая группа

средняя группа

средняя группа

старшая группа

старшая группа

1.

-валелогические занятия.

1 раз в месяц

1 раз в месяц

2 раза в месяц

2 раза в месяц

3 раза в месяц

3 раза в месяц

2.

-беседы, сказкотерапия.

1 раз в неделю

1 раз в неделю

1 раз в неделю

1 раз в неделю

1 раз в неделю

1 раз в неделю

3.

-гимнастика после сна: «Гимнастика маленьких волшебников»

(из программы «Здоровый ребенок» Чупаха И.В.).

Каждый день после сна

4.

-циклические перебежки;

-воздушные ванны;

- ходьба по массажным коврикам, влажным дорожкам (по выбору педагога).

Каждый день после сна

5.

-оздоровительные, интерактивные игры К.Фопеля,  Кряжевой, психогимнастика

 (по выбору воспитателя).

1-2 раза в неделю

1-2 раза в неделю

2-3

раза в неделю

2-3

раза в неделю

3-4 раза в неделю

3-4 раза в неделю

6.

-дыхательная и звуковая гимнастика;

-пальчиковые игры и упражнения

-точечный самомассаж.

1 раз в неделю

1 раз в неделю

2 раза в неделю

2 раза в неделю

3 раза в неделю

3 раза в неделю

7

-подвижные и спортивные игры;

 игры народов севера.

Каждый день

8

-занятия на спортивных комплексах и тренажерах (корпус 2)

1 раз в неделю

9

-совместные мероприятия детей и родителей (интеллектуальные игры, развлечения)

1 раз в квартал

10

развлечения с детьми (согласно плану, как итоговое мероприятие)

1 раз в месяц

Итого

20/15 минут

20/15

минут

30/20

минут

30/20

минут

40/25 минут

40/25 минут

4.Содержание программы:

Циклограмма этапов программы «Я родился!»

Этапы

наименование

Сроки действия

I этап

Организационно-подготовительный

Август 2016

II этап

Физкультурно-оздоровительный

Сентябрь 2016

Апрель 2017

III этап

Контрольно-аналитический

май

2017

IV этап

Дальнейшее планирование работы по оздоровлению

Июнь - август 2017

Организационно-подготовительный этап:

 включает следующие задачи:

  • изучить научно-теоретические, методологические, практические основы и подходы оздоровительной работы в ДОУ;
  • проанализировать и подобрать методическую литературу;
  • собрать и проанализировать сведения о родителях и детях, изучить семьи, их трудности и запросы;
  • выявить процент заболеваемости, составить банк данных состояния здоровья дошкольников;
  • разработать параметры педагогической оценки эффективности оздоровительной работы. Предполагается использование соответствующих методов: наблюдения, беседа, интервью, анкетирование, сбор анамнестических данных, анализ документации;
  • подобрать необходимые материалы для повышения компетенции воспитателей, эффективного взаимодействия с родителями и детьми, разработать рекомендации для педагогов;
  • определить, какие условия необходимы для плодотворного сотрудничества всех участников воспитательно-образовательного процесса (систематизация собранных данных);
  • создать условия для развития инновационной инфраструктуры.

В рамках данного этапа планируется:

  • организовать творческую группу педагогов;
  • разработать перспективно-тематическое планирование мероприятий программы «Я родился!»;
  • осуществить разработку методического обеспечения программы (картотеки сказкотерапии, комплексы дыхательной и пальчиковой гимнастик, подборка игр народов севера);
  • отработать схемы взаимодействия участников воспитательного процесса: «дети – родители», «дети – воспитатели», «воспитатели – родители»;
  • оценить начальный уровень навыков здорового образа жизни дошкольников;
  • создать благоприятный психологический климат в группах, комфортную развивающую среду;
  • обеспечить организацию активной деятельности родителей;
  • создать на сайте детского сада блог «Круг прожитого дня»;
  • назначить ответственного за размещение на сайте детского сада информации по реализации программы;
  • заинтересовать родителей, ознакомить их с предложенными материалами, побудить высказывать свое мнение о воспитательно-образовательной работе дошкольного учреждения на сайте детского сада;
  • составить перспективный план просвещения родителей;
  • разработать комплекс мероприятий по повышению профессиональной компетенции педагогов.

Физкультурно-оздоровительный этап:

На данном этапе реализовываются мероприятия программы «Я родился!».  Жизнедеятельность каждого ребенка в детском саду направлена на сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Работа распределена на следующие направления:

  1. Работа с детьми.
  2. Работа с родителями.
  3. Работа с воспитателями.

Планирование физкультурно-оздоровительной работы с детьми:

         Организация работы с дошкольниками планируется по следующим направлениям:

  1. санитарно-гигиеническое обеспечение;
  2. валеологическое воспитание;
  3. профилактика психоэмоционального напряжения;
  4. физическое развитие;
  5. профилактика простудных заболеваний, тренировка дыхания.

Физкультурно-оздоровительная работы с детьми дошкольного возраста происходят в нескольких направлениях: в традиционные занятия включаются новые педагогические технологии, используется новое, нестандартное оборудование, а процесс физического совершенствования детей становится личностно ориентированным. Комплексное и интегрированное планирование занятий является разнонаправленным. Основными задачами на таких занятиях являются: всестороннее развитие ребенка, формирования целостного представления о конкретном предмете на основе интеграции разных понятий с вовлечением детей в разные виды деятельности. Интегрированные знания могут включаться в занятия в виде фрагмента: «вспоминаем названия животных, которые начинаются на звук [к]», отдельного этапа актуализация знаний об истинных и ошибочных природных явлениях, при работе со сказками или в течение всего занятия формирование целостного образа понятия «Лес», «Насекомые» и тому подобное.

Физкультурно-оздоровительная работа ориентирована на:

  1. повышение резервов сердечно-сосудистой системы. Оно происходит при условии, что не менее 60% движений, составляющих содержание физкультурного занятия, являются циклическими;
  2. повышение резервов дыхательной системы за счет регулярных занятий на свежем воздухе.
  3. органическое сочетание физкультурных занятий с закаливающими процедурами, что способствует совершенствованию терморегуляционного аппарата и системы иммунной защиты;
  4. регулярность физических нагрузок, способствующих нарастанию резервных мощностей организма ребенка.

Цикличный метод построения физкультурно-оздоровительной работы заключается в чередование больших, средних и малых тренировочных нагрузок. Обеспечивается лучший оздоровительный эффект и эффективное восстановление. Нагрузки чередуются не только по объему, но и по интенсивности. Характер чередования нагрузок по интенсивности отражает общий принцип проведения занятий оздоровительной направленности. На одном занятии нагрузка дается преимущественно на какую-то одну систему (системы), тогда как другие в это время отдыхают. Это увеличивает сроки отдыха тех систем, которые были нагружены на предыдущем занятии, и способствует их более быстрому восстановлению. Оценка эффективности физкультурного занятия для дошкольников проводится по показателю моторной плотности и среднего уровня частоты сердечных сокращений (ЧСС) у детей. Моторная плотность занятия в зале (отношение времени занятия, затраченного ребенком на движения, к общей продолжительности занятия, выраженное в процентах) должна составлять не менее 70%; на воздухе - не менее 80%, Для обеспечения тренировочного эффекта на занятиях в зале средний уровень ЧСС у детей 3-4 лет составляет - 130 - 140 уд./мин., на воздухе- 140- 160 уд./мин.; у детей 5 - 7 лет - в зале 140 - 150 уд./мин.; на воздухе - 150 - 160 уд./мин.

В целях физического и психологического оздоровления дошкольников в детском саду в игровой форме проводится следующая работа:

  • воспитывается интерес к физкультуре и спорту;
  • формируется мотивация здорового образа жизни;
  • в детском коллективе намеренно создают проблемные ситуации, и дети учатся выделять главное, выражать свое отношение, давать эмоциональную оценку происходящему, проигрывать желаемое поведение, что в совокупности дает стимул для успешной социализации дошкольников; осуществляются закаливающие мероприятия;
  • с детьми проводится дыхательная и звуковая гимнастика, «Гимнастика маленьких волшебников»;
  • поддерживается двигательная активность детей с использованием подвижных и спортивных игр; используются игры народов севера, что способствует всестороннему развитию личности дошкольника с опорой на традиционно-народные истоки;
  • используются интерактивные игры К.Фопеля, Кряжевой, которые способствуют снятию мышечного напряжения, формированию у детей чувства доверия к окружающим. Эти игры базируются на принципах партнерства, раскрепощенности и открытости. Дети учатся делать комплименты, сопереживать товарищам, оказывать посильную помощь друг другу, бесконфликтно взаимодействовать в группе сверстников; улучшается социально-психологический климат в группе и внутреннее состояние комфорта дошколят посредством использования сказкотерапии, музыкотерапии;
  • обеспечивается благоприятный социально-психологический климат в группе через внедрение новых традиций, общих дел, творческие занятия. Организация общения детей с более широким социальным окружением, например, «День добрых дел» заключается в оказании помощи малышам при одевании их на прогулку, изготовление им подарков и другое;
  • используются деловые и интеллектуальные игры, такие как «Сто к одному», «КВН», спортивные соревнования, что способствует активизации здоровой конкуренции, дети учатся стойко переносить свои успехи и неудачи и радоваться достижениям товарищей;

В рамках программы используются такие формы, как: соревнования, утренники, эстафеты, театрализованные представления, беседы, занятия.

Планирование физкультурно-оздоровительной работы с родителями:

 Важным фактором в воспитании и развитии ребенка, в его оздоровлении является семья (как главный институт социализации). Ребенок в семье учится общению, социальному ориентированию. Вот почему одной из главных задач нашей деятельности является создание полноценного социального сотрудничества в триаде «педагог - дети - родители».

Взаимодействие родителей с детьми необходимо для накопления ими важного опыта познания, совместной продуктивной деятельности, творчества, постижения своих возможностей и самопознания. Новизна таких отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие», признание приоритета семейного воспитания. А также требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьями со стороны ДОО.

Данный блок направлен на формирование активной позиции родителей к процессу оздоровления своего ребенка. Необходимо обучение родителей эффективному взаимодействию со своими детьми - поддерживающему, развивающему, продуктивному.        

В рамках программы используются следующие формы работы с родителями:

  • наглядная агитация, информационные листы на стенде «Для вас родители»;
  • знакомство родителей со значимостью периода дошкольного детства, ранимостью детской психики, возможных последствиях жестокого и грубого обращения с ребенком (родители группы риска не выделяются, приглашаются на общие мероприятия с родителями);
  • ситуативные индивидуальные консультации и беседы по проблемам оздоровления дошкольников;
  • организация интеллектуальных игр для родителей и детей «Сто к одному», совместных мероприятий «Театральные посиделки», «Педагогические чтения»;
  • разработка памяток для родителей по оздоровлению своих детей;
  • организация и проведение мероприятия «День открытых дверей»;
  • проведение групповых консультаций, родительских собраний по темам: «Семья и здоровье ребенка»,  «Тревожные дети», «Детские игры народов севера», «Спортивные игры с детьми в домашних условиях»;

 «Оздоровление дошкольников в детском саду и дома», «Профилактика простудных заболеваний у детей» и др.;

  • конкурс – выставка совместных работ детей и родителей, просмотр видеосъемок и слайд – шоу «Я в детском саду»;
  • организация родителей для участия детей в городских, областных и всероссийских творческих конкурсах, соревнованиях.

Планирование просветительной физкультурно-оздоровительной работы с педагогами:

Для повышения профессионального мастерства педагогов используются опросники и анкеты по оценке профессиональных навыков и умений, необходимых для реализации оздоровительной работы в ДОО, эффективного общения с родителями. Полученные данные позволяют определить, есть ли проблемы у воспитателя по налаживанию контактов с родителями, реальные запросы и потребности педагогов, оказание им адресной помощи. Для повышения профессионального мастерства педагогов проводятся консультации, просвещение молодых специалистов. Все это находит отражение при планировании.

Предусматриваются следующие формы работы по повышению компетентности педагогического коллектива:

  • круглый стол «Закаливание в детском саду»;
  • практикум «Арт-терапия в моей группе»;
  • педагогическая гостиная «Музыка в жизни дошкольника»;
  • модельное занятие «Игра – ведущий вид деятельности дошкольников»;
  • составление памятки для воспитателей по организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми;
  • продуктивное общение всех участников образовательного пространства, т. е. обмен мыслями, идеями, чувствами в условиях ситуативно-делового, личностно - ориентированного общения;
  • тренинг «Эмоциональное сгорание – это опасно»;
  • мастер - класс «Гимнастика после сна»;
  • обсуждение волнующих вопросов на сайте детского сада в блоге «Круг прожитого дня» вопросов воспитания детей, успехов, проблем, мероприятий.

В проводимой работе с педагогами, родителями, детьми особое внимание уделяется взаимодействию с неблагополучными семьями и семьями, относящимися к группе «риска»: многодетными, неполными, малообеспеченными. Для определения эффективности усилий, затраченных на такое взаимодействие используются методы, которые применяются сразу после проведения того или иного мероприятия -  это: опрос, оценочные листы, экспресс-диагностика. Предусматривается собеседования с детьми, наблюдения, учет активности родителей, отслеживание и оценка отсроченного результата.

Контрольно-аналитический этап:

Задачи:

  • проанализировать успешность оздоровительной работы с детьми;
  • обобщить и систематизировать результаты обследования детских семей, анкет, опросников, интервьюирования, бесед;
  • создать информационный банк данных по данной теме;
  • оценить эффективность оздоровительной программы «Я родился!»;
  • обобщить наработанный опыт взаимодействия с родителями, организовать выставку совместных творческих работ;
  • педагогам выбрать темы для обобщения опыта, исходя из накопленного теоретического, практического материала;
  • оценить созданные условия для развития инновационной инфраструктуры;
  • разместить на сайте детского сада информацию о мероприятиях и результатах реализации программы.

Этап дальнейшего планирования физкультурно-оздоровительной работы  

Опыт применения инновационных форм оздоровительной работы в ДОО будет использоваться в последующее время, распространяться педагогами.  В перспективе ДОО необходимо продолжать совершенствовать качество оздоровительного процесса, решать следующие задачи:

  • корректировать физкультурно-оздоровительный процесс  с учетом полученных результатов;
  • совершенствовать и обновлять материально-методическую базу детского сада;
  • продолжать развивать физкультурно-оздоровительную работы в ДОО;
  • консультации педагогов творческой группе по организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОО, по внедрению и использованию полученного опыта.

5.Планируемые результаты освоения программы:

  • формируется личность дошкольника с развитым уровнем культуры здоровья, адаптированная к жизни в динамических социально-экономических условиях;
  • развиваются физические возможности и вырабатывается готовность дошкольников к саморазвитию и совершенствованию; улучшены качественные показатели физического развития дошкольников;
  • в сознании дошкольников происходит соединение разрозненных знаний в единую систему, повышение уровня физического и психологического здоровья дошкольников
  • в результате постепенной и грамотной оптимизации оздоровительного просвещения дети проявляют интерес к познанию себя, окружающего мира и активно взаимодействуют с ним; повысился уровень знаний детей по здоровье сбережению, мотивации к здоровому образу жизни,
  • владение детьми самомониторингом своего физического состояния;
  • прослеживается положительная динамика изменений в группах здоровья, уровня заболеваемости детей простудными заболеваниями;
  • комплексная система закаливания детей дошкольного возраста, включающая сочетание слабых и длительных воздействий воздуха (воздушные ванны), сильных и кратковременных воздействий прохладной воды (обливание рук, полоскание горла и умывание), направленных на отдельные области тела и на весь организм, на фоне разной двигательной активности (физкультурные занятия в зале и на улице) позволило существенно улучшить функцию терморегуляции воспитанников;
  • созданы благоприятные условия для оздоровления дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;
  • дети чувствуют себя комфортно дома и в детском саду;
  • совместная работа детского сада с семьей имеет комплексный характер;
  • педагогический и медицинский мониторинг показывает снижение уровня заболеваемости и значительную динамику роста компетентности по сохранению здоровья всех участников педагогического процесса;
  • в детском саду активно используются инновационные формы оздоровительной работы: циклические перебежки, интерактивные игры  Кряжевой Н. Л., Шевцовой И. В., Е. К. Лютовой, Е. В. Коротаевой, Е. В. Карповой.  К. Фопеля, оздоровительные игры, звуковая и дыхательная гимнастика, «Гимнастика маленьких волшебников» (Чупаха И.В.), подвижные игры народов севера;
  • диссеминация инновационной деятельности педагогами, активное участие во всероссийских и международных конкурсах;
  • родители активно участвуют в оздоровительных мероприятиях детского сада, используют полученные знания в домашних условиях;
  • физкультурное  оборудование приведено в соответствие с нормами СанПиН и ФГОС к условиям реализации образовательной программы ДОУ
  • пополнена материально-техническая, информационно-методическая база физкультурным оборудованием силами педагогов и родителей.

Формы представления результатов программы:

  • аналитические отчеты о ходе реализации программы (один раз в полугодие);  
  • мониторинг здоровья дошкольников, их посещаемости, заболеваемости;
  • наличие методического пакета  физкультурно-оздоровительной работы программы «Я родился!» из опыта педагогов: разработки, сценарии;

материалы консультаций, семинаров;

  • план работы по повышению компетенций родителей в области пропаганды здорового образа жизни;
  • материалы по самообразованию педагогов, обобщение опыта;
  • диссеминация инновационной деятельности педагогами в интернете, на методических объединениях, сайте детского сада.

         Критерии эффективности ожидаемых результатов:

Оценка эффективности реализации программы «Я родился!» занимает важное место в системе анализа, позволяет судить не только о результативности программы, но и о качестве достижений. Результаты оценки эффективности ожидаемых результатов включают в себя информацию относительно целесообразности реализации программы на промежуточном этапе и результатов на конечном. Осуществляется в целях обеспечения основных принципов программы.

Для учета и проведения оценки  эффективности программы «Я родился!» применяется итоговый показатель в баллах, максимально – 50 баллов. Каждый параметр можно оценить от 1 (низкий показатель) до 5 баллов (отличный результат).  Каждый критерий представляет собой признак, на основании которого формируется оценка эффективности реализации программы «Я родился!».

показатели эффективности и результативности физкультурно-оздоровительной работы

Критерии оценки эффективности и результативности деятельности

(единица измерения – баллы)

Форма отчетности, содержащая информацию о выполнении показателя

Периодичность представления отчетности

1.

Выполнение педагогами календарно-тематического плана программы  

Полнота, качество, своевременность

(1-5 баллов)

Отчет о результатах работы педагогов, информационно-аналитический отчет о реализации заместителя заведующего по ВМР

Один раз в полугодие

2.

Положительная динамика физического развития дошкольников

по сравнению с предыдущими показателями

(1-5 баллов)

Отчеты педагогов

Один раз в полугодие

3.

Положительная динамика физической подготовленности дошкольников

по сравнению с предыдущими показателями

(1-5 баллов)

Отчеты педагогов

Один раз в полугодие

4.

Наличие и качество реализации инновационных технологий

по сравнению с предыдущими показателями

(1-5 баллов)

Отчеты педагогов

Один раз в полугодие

5.

Посещаемость дошкольниками ДОО

по сравнению с предыдущими показателями

(1-5 баллов)

Отчеты педагогов, медицинской сестры

Один раз в полугодие

6.

Снижение уровня заболеваемости дошкольников (аденовирусные инфекции)

по сравнению с предыдущими показателями

(1-5 баллов)

На 2 случая – 1 балл

Отчет медицинской сестры

Один раз в полугодие

7.

Обеспечение безопасности при проведении массовых мероприятий

Отсутствие инцидентов

(1-5 баллов)

Отчеты о случаях травматизма

Один раз в полугодие

8.

Размещение информации о внедрении программы в корпусе на сайте детского сада «Блог прожитого дня)

Наличие информации на сайте

(1-5 баллов)

Отчет ответственного

 за размещение информации

1 раз в месяц

9.

Включенность родителей в оздоровительные мероприятия ДОО

Удовлетворенность получателей услуг

(1-5 баллов)

Фотоотчеты, отчеты, сценарии

Один раз в полугодие

10.

Диссеминация инновационной деятельности педагогами ДОО

Конкурсы, выступления, размещение статей и пр. в интернете

(1-5 баллов)

Грамоты, дипломы, другое подтверждение

Один раз в полугодие

6.Материально – технический ресурс:

- музыкально – спортивный зал;

- спортивная площадка;

- территория детского сада.

Информационно-методическое обеспечение рабочей программы:

  • картотека бесед, НОД по валеологии;
  • подборка материалов по сказкотерапии;
  • картотека комплексов гимнастик после сна;
  • картотека психогимнастики;
  • комплекс дыхательной и звуковой гимнастики  (программа «Здоровый ребенок» Чупаха И.В.);
  • «Гимнастика маленьких волшебников» (программа «Здоровый ребенок» Чупаха И.В.);
  • картотека пальчиковых гимнастик;
  • картотека детских игр народов севера, спортивных игр;
  • сценарии спортивных праздников по каждому возрасту;
  • конспект интеллектуальной игры для родителей и детей «Сто к одному»;
  • конспект интеллектуальной игры для педагогов «Своя игра»;
  • разработка мероприятия: круглый стол для воспитателей по теме «Тревожные дети»;
  • наглядный материал, пособия, пиктограммы, схемы;
  • дидактические игры;
  •  фланелеграф с набором сказочных персонажей, кукольный театр, различные маски;
  • спортивный инвентарь (резиновые мячи, обручи, скакалки), нетрадиционное спортивное оборудование;
  • игрушки, музыкальные инструменты: бубен, барабан, колокольчики;
  • альбомы, краски, цветные карандаши, ножницы, цветной и белый картон, ватман, маркеры, цветные мелки;
  • музыкальный центр, аудиотека, видеопроектор.

7. Кадровое обеспечение программы:

Для организации, контроля и своевременной корректировки мероприятий оздоровительной программы в учреждении организована  творческая группа в составе:

  1. Полякова О.В. – заместитель заведующего по ВМР;
  2. Никитенко О.В. – воспитатель высшей категории;
  3. Королева Г.В. – воспитатель высшей категории;
  4. Бодрых Е.В. – медсестра.
  5. Лопатина С.В. – воспитатель, назначена ответственной за размещение на сайте детского сада информации  по реализации программы;

Педагоги, участвующие в реализации программы, имеют  педагогическое образование,  хорошие навыки работы в команде. Поставлен акцент на условии доверия, доброжелательности, взаимопомощи, толерантности, взаимосвязи и взаимопомощи, нацеленность на конечный результат, инициативу и творческий подход к решению задач. Основным механизмом реализации программы является комплексная деятельность воспитателей, персонала детского сада по всем направлениям деятельности.

Заведующая ДОО осуществляет общее руководство по внедрению программы «Я родился!», проводит анализ реализации программы, контролирует соблюдение охраны жизни и здоровья детей. Заместитель заведующего обеспечивает нормативно – правовое, программно – методическое обеспечение реализации программы «Я родился!»,  контролирует правильность построения графика и нагрузок на занятиях, совместно с педагогами проводит мониторинг и контроль реализации программы. Обеспечивает условия для предупреждения травматизма в ДОО. Создаются материально – технические условия для реализации намеченных мероприятий.  

Медицинская сестра присутствует на контрольных физкультурных занятиях, измеряет у ребенка колебания сердечных сокращений при различных физических упражнениях, анализирует посещаемость и заболеваемость воспитанников.

Помощники воспитателя соблюдают санитарно – гигиенический режим, помогают педагогам в организации физкультурно-оздоровительных мероприятий. Контролируется соблюдение технологии приготовления блюд рационального питания.

Воспитатели внедряют здоровье сберегающие технологий, закаливающие мероприятия, дыхательную гимнастику, пропагандируют ЗОЖ и методы оздоровления в коллективе детей. Анализируют результаты, делают отчеты.

Используемая литература:

  • Беседы о характере и чувствах: методические рекомендации для воспитателей, учителей младших классов и родителей /Т.А.Шорыгина/ - М. : Сфера, 2010 г.
  • Закаливание детей. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ. /В.П. Спирина/ - Учитель, 2010 г.
  • Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада : пособие для педагогов дошкольных учреждений /Т. С. Комарова, М. Б. Зацепина/ - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010 г.
  • Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» /под редакцией Вераксы  Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А./ - Волгоград; 2012 г.
  • Лесная школа. Кто что любит. /Лясковский Виктор/ - Москва, 2012 г.
  • Необычные физкультурные занятия для дошкольников /Е.И Подольская/ -  Волгоград: Учитель, 2014. Оздоровительная гимнастика. Игровые комплексы. Вторая младшая группа/ Е. И Подольская. – Волгоград: Учитель, 2014 г.
  • Оздоровительная гимнастика: комплексы, занятия, физические упражнения. /Комаровский Е.О./ - Учитель, 2016 г.
  • Оздоровительные технологии в дошкольном образовательном учреждении: инновационный аспект; лекции 1-4; 5- 8 /Алямовская В.Г./ - Москва: Педагогический университет «Первое сентября», 2010 г.
  • Особенности эмоционального развития дошкольника 3-7 лет. /Шапиро Е./- Учитель, 2011 г.
  • Основы педагогики взаимодействий: теория и практика: монография /Е.В. Коротаева/. - Екатеринбург: Изд. УрПГУ, 2013 г.
  • Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». /под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А./ -  Волгоград, 2012 г.
  • Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ /Моргунова О. Н./  - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2012 г.
  • Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса  по программе «От рождения до школы» под редакцией  Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.; Волгоград; 2012 г.
  • Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года) : методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей /Е. А. Янушко/ - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011 г.
  • Содружество: программа взаимодействия семьи и детского сада : пособие для педагогов дошкольных учреждений /Н. В. Микляева, Н. Ф. Лагутина./ - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011 г.
  • Система контроля и методическая работа в дошкольном образовательном учреждении /Н. В. Елжова/ – 5-е изд. Ростов н/Д: Феникс, 2011 г.
  • Спортивные занятия на открытом воздухе для детей 3-7 лет /Е. И Подольская/ - Волгоград: Учитель, 2014 г.
  • Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях и школах. /Е. И Подольская/ - Волгоград: Учитель, 2014 г
  • Физическое развитие детей 2-7 лет: сюжетно-ролевые занятия. /Подольская Е.И./ - Учитель, 2013 г.
  • Успех. Методические рекомендации: пособие для педагогов /Н. О. Бе-резина, О. Е. Веннецкая, Е. Н. Герасимова и другие/ - М.: Просвещение, 2011 г.
  • Успех. Советы для родителей /Н. О. Березина, О. Е. Веннецкая, Е. Н. Герасимова и др./ - М.: Просвещение, 2012 г.
  • Условия создания эмоционально – развивающей среды дошкольного учреждения. /Коротаева Е./  Детский сад от А до Я. №1. 2007 г.
  • Физминутка. Выпуск 1. Выпуск 2. /Левина С.А. Ткачева С.И./ -  Учитель, 2014 г.
  • Формы оздоровления детей 4–7 лет /Е. И. Подольская/ - Волгоград: Учитель, 2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования «Нам посчастливилось родиться на Руси»

Программа по кружковой работе "Нам посчастливилось родиться на Руси" - патриотическое воспитание...

Программа "Воспитание ребенка как наследника рода"

Программа "Воспитание ребенка как наследника рода"...

Сценарий музыкально-игровой программы для детей старшего дошкольного возраста родившихся весной и летом. «Не по щучьему велению, а по своему умению»

Сценарий музыкально-игровой программы для детей старшего дошкольного возраста родившихся весной и летом....

Авторизованная программа по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста "Козацкому роду-нэма переводу"

Моя программа представляет собой блоки: «История Кубани», «Родная станица», «Кубань - житница России», «Культура Кубани», «Мир природы», &la...

Презентации "Парадная форма для разного рода войск", "Полевая форма для разного рода войск"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22434352","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"height: 350px; width: 800px;"}}]]...

Познавательно-исследовательский проект "История одного рода. Рода Рандымовых"

Современные дети мало знают о своей семье, родном городе, о своей стране. Сложившаяся непростая ситуация в нашей стране привела к тому, что многие родители, решая экономические проблемы, самоустранили...

Программа работы со студентами "Мы родом из детства"

Педагогическая практика студента в детском саду – это важнейшее звено в подготовке будущего специалиста, в частности психолога образования. Основная цель практики заключается в формировании проф...