Тема № 13. «Пат и условие рокировки».
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Джебраилова Севиль Ага кызы

 

                                                        «Пат и условие рокировки».

Цель: Закрепление навыка использования тактического приема «рокировка». Знакомство с понятиями «ничья», «пат» и пятью основными условиями выполнения «рокировки».

Материал: демонстрационная шахматная доска, шахматные доски, шахматные фигуры, шахматная шкатулка.

                                                          Методика проведения.  

- Не пора ли нам провести эстафету. Кто быстрее и правильнее найдет свою фигуру? – обращается воспитатель к юным шахматистам. 

Игра «Найди свою фигуру».  Игра проводится на    демонстрационной шахматной доске в виде эстафеты на быструю и правильную расстановку всех фигур, называя при этом  вслух место где они размещаются.   Победителем становиться тот, кто первый сумеет найти свою фигуру.  

 Воспитатель: Ребята, мы с вами ещё многого о короле не знаем. Король единственная фигура во всем войске, которая ни за что на свете не станет рядом, на соседнее поле, с королем противника. Они «разговаривают» не ближе, чем через одно поле. Если королю не куда ходит, он терпит поражение. Действительно, случается иногда, что королю податься некуда, но противник не сумел объявить ему шах. Тогда король отделывается «легким испугом» - патом. А пат – это уже почетная ничья.      

Вот я выиграл почти,

И заранее был рад,

Но сопернику зайти

Удалось в ничейный пат.

 

Физкультминутка

 Будем прыгать, как лягушка,

Чемпионка-попрыгушка.

За прыжком — другой прыжок,

Выше прыгаем, дружок! (Прыжки.)

 

Дети начинают играть за шахматными столами и отрабатывают как получается пат, показывая на шахматной доске. Одновременно воспитатель показывает и объясняет на демонстрационной доске – пат и знакомит с пятью основными условиями выполнения «рокировки».

1.Если ни король, ни ладья не трогались с места рокировка не разрешается.

2.Если между королем и ладьями нет ни своих, ни неприятельских фигур.

3.После рокировки король не должен попадать под шах от любой фигуры или пешки.

4.Король во время рокировки не находится под шахом.                                                                                           5.При рокировке король не должен переходить, пересекать поле, атакованное неприятельской фигурой или пешкой.

 Проводится с детьми тест по теме «Король» -Группа делится на две команды пополам. Выбирается капитан команды. Дети придумывают название команды. Участники одной команды рассаживаются за один стол. Каждому ребенку раздаются

полоски с пустыми квадратами и по два цветных карандаша. 

Воспитатель: У каждого из вас есть полоски, где нужно закрасить квадраты. Если вы даёте на вопрос ответ «да», то

закрашиваете квадрат красным карандашом, если – «нет» - синим. За каждый правильный ответ, участник зарабатывает очки для своей команды. Капитаны команд совместно проверяют правильность решения задач. И так вопросы:

 

1.Рокировка-это одновременный ход короля и ладьи?

2.Ферзь, конь и слон могут рокироваться?

3.При рокировке ладья перепрыгивает через короля?

4.Белые могут рокировать если их король походил?

5.Белые могут рокировать, если обе ладьи уже походили?

6.Можно рокировать, если король идёт под удар?

7.Можно рокировать, между королём и ладьёй стоит слон?

8.Черный король может побить черного ферзя?  

9.Может ли король пойти с белого поля на чёрное?    

10. Может ли король в начальном положении сделать первый ход?              

 

В конце подводятся итоги и объявляется команда, победившая в соревновании. Проигравшая команда поздравляет победителей

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shahmaty_13.docx15.57 КБ

Предварительный просмотр:

Тема № 13.

                                                        «Пат и условие рокировки».

Цель: Закрепление навыка использования тактического приема «рокировка». Знакомство с понятиями «ничья», «пат» и пятью основными условиями выполнения «рокировки».

Материал: демонстрационная шахматная доска, шахматные доски, шахматные фигуры, шахматная шкатулка.

                                                          Методика проведения.  

- Не пора ли нам провести эстафету. Кто быстрее и правильнее найдет свою фигуру? – обращается воспитатель к юным шахматистам.  

Игра «Найди свою фигуру».  Игра проводится на    демонстрационной шахматной доске в виде эстафеты на быструю и правильную расстановку всех фигур, называя при этом  вслух место где они размещаются.   Победителем становиться тот, кто первый сумеет найти свою фигуру.  

 Воспитатель: Ребята, мы с вами ещё многого о короле не знаем. Король единственная фигура во всем войске, которая ни за что на свете не станет рядом, на соседнее поле, с королем противника. Они «разговаривают» не ближе, чем через одно поле. Если королю не куда ходит, он терпит поражение. Действительно, случается иногда, что королю податься некуда, но противник не сумел объявить ему шах. Тогда король отделывается «легким испугом» - патом. А пат – это уже почетная ничья.      

Вот я выиграл почти,

И заранее был рад,

Но сопернику зайти

Удалось в ничейный пат.

Физкультминутка

 Будем прыгать, как лягушка,

Чемпионка-попрыгушка.

За прыжком — другой прыжок,

Выше прыгаем, дружок! (Прыжки.)

Дети начинают играть за шахматными столами и отрабатывают как получается пат, показывая на шахматной доске. Одновременно воспитатель показывает и объясняет на демонстрационной доске – пат и знакомит с пятью основными условиями выполнения «рокировки».

1.Если ни король, ни ладья не трогались с места рокировка не разрешается.

2.Если между королем и ладьями нет ни своих, ни неприятельских фигур.

3.После рокировки король не должен попадать под шах от любой фигуры или пешки.

4.Король во время рокировки не находится под шахом.                                                                                           5.При рокировке король не должен переходить, пересекать поле, атакованное неприятельской фигурой или пешкой.

 Проводится с детьми тест по теме «Король» -Группа делится на две команды пополам. Выбирается капитан команды. Дети придумывают название команды. Участники одной команды рассаживаются за один стол. Каждому ребенку раздаются

полоски с пустыми квадратами и по два цветных карандаша.  

Воспитатель: У каждого из вас есть полоски, где нужно закрасить квадраты. Если вы даёте на вопрос ответ «да», то

закрашиваете квадрат красным карандашом, если – «нет» - синим. За каждый правильный ответ, участник зарабатывает очки для своей команды. Капитаны команд совместно проверяют правильность решения задач. И так вопросы:

1.Рокировка-это одновременный ход короля и ладьи?

2.Ферзь, конь и слон могут рокироваться?

3.При рокировке ладья перепрыгивает через короля?

4.Белые могут рокировать если их король походил?

5.Белые могут рокировать, если обе ладьи уже походили?

6.Можно рокировать, если король идёт под удар?

7.Можно рокировать, между королём и ладьёй стоит слон?

8.Черный король может побить черного ферзя?  

9.Может ли король пойти с белого поля на чёрное?    

10. Может ли король в начальном положении сделать первый ход?              

В конце подводятся итоги и объявляется команда, победившая в соревновании. Проигравшая команда поздравляет победителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект Тема: «Самообразование педагога, как условие повышения профессиональной компетенции педагогов ДОУ»

Процесс длительного реформирования отечественной системы образования обусловлен социальными, экономическими, политическими и культурными изменениями, происходящими в стране.В настоящее время ожи...

Консультация для родителей. Тема: "Профилактика плоскостопия в условиях ДОУ и семье"

Плоскостопие - деформация стопы. Основные факторы развития плоскостопия, признаки. Упражнения для профилактики плоскостопия и рекомендации для родителей....

Экологический проект по теме "Экологическое воспитание в условиях ДОУ"

Мы-частичка природы.Наша цель беречь и пополнять ее богатства.Основной задачей моего проекта является всестороннее экологическое развитие  ребенка в условиях дошкольного учреждения , поставл...

Выступление на родительском собрании по теме: "Адаптация детей к условиям ДОУ"

Адаптация к дошкольному учреждению - сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов.Для того чтобы ребенок мог быстро и безболезненно адаптироваться к условиям дошкольного учр...

Мастер – класс по театральной деятельности. Тема: «Театральная деятельность как условия становления социокультурного опыта ребенка дошкольника

Цель:  Совершенствовать художественный вкус  дошкольников, воспитывать их нравственные и эстетические чувства, научить чувствовать и ценить красоту. Развить творческие способности дошк...