ПРОЕКТ «Юные волонтеры»
проект (старшая группа) на тему

Толщинова Наталья Павловна

Содержание.

  1. Пояснительная записка…………………………………………………….3
  2. Основная часть………………………………………………………..……9
  3. Перспективное планирование волонтерского движения ……………...13
  4. Литература………………………………………………………..……….17
  5. Приложение……………………………………………………………….18

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_volontera.docx910.41 КБ

Предварительный просмотр:

Прокопьевский городской округ 2018.

Содержание.

  1. Пояснительная записка………………………………………. 2
  2. Основная часть……………………………………………….
  3. Мероприятия волонтерского движения в детском саду…….
  4. Литература………………………………………………

Пояснительная записка

     Человек – существо социальное. С первых дней своей жизни он окружен себе подобными. С самого начала своего пути он включен во взаимодействия. В процессе взаимодействия человек приобретает социальный опыт, который становится неотъемлемой частью личности. Процесс социализации неразрывно связан с общением, совместной деятельностью людей, приносящей пользу обществу.

     В настоящее время большое значение в социальном обществе уделяется добровольческому труду. Институт волонтерства широко распространен во многих странах. Причем труд добровольцев с каждым годом становится все более значимым в городах России.

     Волонтёр (фр. volontaire - доброволец) — любое физическое лицо, включая иностранных граждан и лиц без гражданства, которое вносит свой вклад в развитие волонтёрства, осуществляя волонтерскую деятельность.

     Волонтёрская деятельность — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение.

     Волонтерство основывается на добровольном труде, не требующем оплаты. Следовательно, его мотивы - не в материальном поощрении, а в удовлетворении социальных и духовных потребностей. Волонтерская деятельность это:

•        посадка цветов, кустов и деревьев;

•        помощь таким социальным категориям граждан как: престарелые, беспризорные дети, молодежь и студенты, бездомные, люди с ограниченными возможностями (инвалиды), мигранты, беженцы, бывшие заключенные и другие;

•        благоустройство и обустройство дворов, участков, городских улиц;

•        помощь животным;

•        просветительские беседы;

•        благотворительные концерты и театральные выступления;

•        экологические марши, уборка мусора и загрязнений;

•        пропаганда здорового образа жизни; и др.

        Для волонтера ценны такие качества личности как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие, сформированная  потребность к здоровому образу жизни.

     Значение труда как фактора развития личности ребенка нашло отражение в истории отечественной педагогики: труды В.А. Сухомлинского, П.П. Блонского, А.С. Макаренко. Немаловажное значение имеют исследования Я.З. Неверович, Т.А. Марковой, показавшие, что основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помогать взрослым.

     И.А. Княжева в своей диссертации «Педагогические условия воспитания и развития милосердия у детей старшего дошкольного возраста» рассматривает милосердие   как умение пожалеть несправедливо обиженного, слабого, маленького, больного, независимо от их внешней привлекательности; бескорыстно помочь нуждающимся без напоминания и подсказки; отказаться от чего-то значимого, интересного для ребенка.

          Формирование у дошкольников доброжелательности рассматривалось в работах  Л.М. Шипицыной, О.В. Заширинской, Е.И. Кульчицкой. П.Г. Саморукова изучала бережное отношения дошкольников к природе.

Волонтерское движение имеет ряд особенностей при условии его организации  в дошкольном образовательном учреждении.  Детский сад №101 «Березка» расположен в  Прокопьевске – небольшом  городе Кемеровской  области.

       Из истории развития города, можно отметить, что среди приехавших в Прокопьевск в период его бурного роста  существенную часть составляли выходцы из сельской местности со своим обособленным культурным укладом, первоначальной целью которых было достижение материального благополучия.

       Прокопьевск – разновозростной город, для каждого пятого горожанина слово «Прокопьевск» ассоциируется с угольной промышленностью, а сам город воспринимают как «Жемчужину Кузбасса».

      У жителей Прокопьевска достаточно высокий уровень образования. В городе создана широкая сеть муниципальных образовательных учреждений: около 100 муниципальных общеобразовательных школ, в том числе одна гимназия, один лицей, несколько  школ с углубленным изучением отдельных предметов, достаточное количество техникумов, и высших учебных заведений, готовящих различные специальности для подрастающего поколения.

      Специалисты отмечают, что город не успел пройти весь эволюционный путь, и  уже имеет  собственную культурную среду и традиции, что частично объясняет сложившуюся в Прокопьевске духовно-нравственную ценность. Однако, семья не в силах передать подрастающему поколению в полной мере духовные качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести. Исходя из этого, актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду как социальном институте, который должен готовить к жизни. А жизнь – это не только академические знания. Это развитие определенных жизненных качеств:

  • ответственности;
  • милосердия;
  • самостоятельности;
  • умение общаться с разными социальными группами людей;
  • личностный позитивизм.

     Дошкольный возраст характеризуется, как период сенситивности, для развития всех психических функций, а также как важный этап развития, формирования личности ребенка. Это и послужило стимулом для создания волонтерского движения в детском саду, ведь именно в дошкольном возрасте формируются вышеперечисленные личностные качества детей.

     Новизна состоит в том, что организация волонтерского движения предполагается в  условиях детского сада.

     Проблема: Отсутствие опыта у детей старшего дошкольного возраста в проявлении социально нравственной позиции  связанной с различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

     Цель проекта: Организация в детском саду № 101 «Березка» волонтерского движения «Юные волонтеры » через объединение активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей старшего дошкольного возраста и их  участие в добровольческих мероприятиях.

          Задачи:

  1. расширить представления о волонтерском движении у детей 6-7 лет, педагогов детского сада, родителей  воспитанников детского сада № № 101 «Березка»;
  2. дать практические навыки участия в волонтерском движении всем участникам образовательного процесса;
  3. сформировать  инициативную группу педагогов и родителей, участвующую в данном движении;
  4. создать методические рекомендации  по организации волонтерства в детском саду и распространить опыт работы в других детских садах;
  5. составить план мероприятий и реализовать его в течение 2018 учебного года.

   Вид проекта: образовательный, творческий.

Продолжительность: долгосрочный. 2018 г.

Участники: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, родители воспитанников.

Образовательная область: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Тип проекта: Групповой, информационно- просветительский, индивидуально - развивающий.              

           

   

        Наш девиз:

                           "Людям мы несем добро,

                            Свет улыбок и тепло.

                              Помогаем от души:

                              Мы уже не малыши!»

                    

        

                                       Основная часть

  Свою деятельность мы начали с изучения отношения педагогов и родителей учреждения к волонтерской деятельности. В январе 2018 учебном году был проведён опрос 70 человек, из них: педагогов - 20 человек и родителей – 50. Анализ ответов позволил сделать следующие выводы: было выяснено, что 36% опрошенных принимают участие в волонтерской деятельности, 7%  респондентов готовы принимать участие в волонтерстве, вместе с детьми в добровольческом движении согласились принимать участие 83% всех опрошенных.

     Взрослые неоднозначно относятся к волонтерской деятельности. Одни считают ее неотъемлемой частью жизни, другие как способ времяпрепровождения. Несмотря на это, все исследуемые положительно отнеслись к созданию волонтерского движения в детском саду.

          Детский сад № 101 «Березка» - социальный институт, в котором работают люди определенного общественного склада, умеющие выстраивать рейтинг духовных ценностей, для которых понятия «помощь» и «быть нужным» являются не пустыми словами. Приоритеты специалистов детского сада  расставлены в пользу нравственных идеалов.

        Таким образом, волонтерство в нашем детском саду направлено на развитие нравственных качеств ребенка в образовательной среде, способствующее формированию у детей адекватной самооценки; навыков общения и социальной гибкости к меняющимся внешним социальным условиям, помощь таким социальным категориям граждан как:  престарелые,  люди с ограниченными возможностями (инвалиды); повышение специальных знаний педагогов по волонтерской деятельности; знакомство родителей  воспитанников 6-7 лет с методикой работы волонтерского движения в детском саду.

          В зависимости от выбора основных объектов волонтерского движения мы выделили следующие блоки работы:

•        работа с детьми  6-7 лет (волонтёрское движение);

•        работа с педагогами;

•        работа с семьёй.

     Рассмотрим основные психолого-педагогические аспекты деятельности в блоке “Работа с детьми”:

•        формирование милосердия.

•        развитие трудолюбия

•        воспитание потребности к здоровому образу жизни.

•        Формирование  толерантности

•        Формирование сознательного, непрагматичного  отношения к природе,

•        Формирование доброжелательности в общении со сверстниками.

      Эффективное осуществление процесса воспитания и развития вышеперечисленных качеств у старших дошкольников в волонтерской деятельности возможно в контексте обшей системы нравственного воспитания при следующих педагогических условиях: использовании педагогами комплекса воспитательных средств и методов, способствующих проявлению милосердия, трудолюбия, доброты, толерантности, создания в детском коллективе атмосферы, стимулирующей воспитание и развитие этих качеств, преодолении отчуждения между воспитателями, детьми и родителями, привлечении семьи к целенаправленному педагогическому процессу дошкольного учреждения; организация самостоятельной деятельности детей, обеспечивающей проявление милосердия, доброты, толерантности и любви к природе в добровольческой деятельности.

     Таким образом, волонтёры - это, во – первых,  дети - старшие дошкольники, которые прошли отбор и подготовку. Во – вторых, это активные творческие педагоги образовательного учреждения и родители воспитанников.

     Работа с педагогами  и родителями предполагает 3 этапа:

     1 этап. Формирование волонтёрского движения в детском саду № 101 «Березка».

     2 этап. Социально-психологическая подготовка волонтёров.

3 этап. Развитие волонтёрского движения.

     На 1 этапе у педагогов и родителей воспитанников формируются представления о роли и месте добровольчества в современном обществе, а детям дается определение понятия «волонтёр».

     На 2 этапе проходит тренировка навыков эффективной коммуникации, развитие уверенности в себе, разработка атрибутов волонтёрского движения.

     На 3 этапе происходит разработка, подготовка и проведение просветительско-профилактических мероприятий; привлечение общественности родительского и педагогического контингента к поддержке развития волонтёрского движения.    

     Руководители волонтерского движения в нашем детском саду - это педагог-психолог и воспитатель подготовительной группы, которые координируют всю деятельность, организуют работу волонтёров по различным направлениям, обеспечивают связь с городским волонтёрским движением и осуществляют планирование деятельности.

     Таким образом, формирование новых видов деятельности в старшем дошкольном возрасте оказывают существенное влияние на развитие нравственных качеств детей. Прогрессивные  процессы  всех сторон жизни, протекающие сегодня в нашем обществе, с одной стороны способствуют раскрепощению, самораскрытию, творческому самовыражению личности, а с другой - высветили дефицит таких духовных качеств человека, как доброта, милосердия в отношении людей друг к другу. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что организация деятельности волонтёрского движения  в детском саду – это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребенка. 

Практическая значимость проекта:

Успешная реализация проекта может стать прецедентом  в организации волонтерского движения в дошкольном образовательном учреждении. В результате реализации проекта воспитывающие взрослые и старшие дошкольники получат новые знания о волонтёрском движении, а также приобретут опыт участия в добровольческих мероприятиях. Мероприятия в рамках проекта позволят сформировать такие качества личности дошкольника как трудолюбие, толерантность, потребность в здоровом образе жизни, доброжелательность, бережное отношение к природе,  милосердие, что будет являться основой волонтёрской направленности личности ребёнка в дальнейшем. Предложенная система работы по организации волонтёрского движения может быть использована в ДОУ любого  вида и типа, при условии заинтересованных активных,  искренних, целеустремленных лидеров.

  • Критерии оценки эффективности проекта:
  • Доля (%) педагогов и родителей воспитанников, принявших участия в добровольческих акциях и мероприятиях д/с № 101
  • Уровень толерантности, трудолюбия, милосердия у детей  старшего дошкольного  возраста.
  • Количество  партнеров - участников проекта.
  • Механизм оценки:
  • Отзывы целевых групп волонтерского движения (пожилые,  одинокие, инвалиды)
  • Диагностика.
  • Анкетирование.
  • Опрос.

Мероприятия волонтерского движения в детском саду

С детьми подготовительных к школе групп:

  • Дать  детям представление о волонтерской деятельности в городе, в детском саду через беседы, чтение художественной литературы;
  • Изготовить с детьми поделки к различным праздникам для пожилых людей;
  • Организовать и провести концерт для одиноких и пожилых людей в детском саду;
  • Привлечь детей старшего возраста помогать малышам одеваться на прогулку и убирать игрушки на место.

С педагогами:

  • Организация тематических концертов (День пожилого человека, 9 мая, День матери и т.д.);
  • Помощь пожилым людям, ветеранам труда, Пенсионерам  ДОУ
  • Пропаганда здорового образа жизни среди жителей нашего района организацию социальных акций: «Здравствуйте!», «На зарядку становись!».

С семьями:

  • Облагораживание территории детского сада - «Подари детям красоту»;
  • Участие в акциях «Дари добро», «Первоклассник», «День Победы», «День защиты детей».

План работы волонтерского движения

детского сада № 101 «Березка» с детьми:

Сентябрь:

«Что в тебе и во мне общего» - доброжелательное отношение к окружающим людям;

«Делу – время, потехе – час» - воспитание трудолюбия;

«Будь здоров!» - воспитывать потребность здорового образа жизни;

«Совершай добро» - учить детей бережно относиться к природе.

Октябрь:

«Мы  - веселые ребята», «Дружба» - доброжелательное отношение к окружающим людям;

«Я умею делать сам» - воспитание трудолюбия;

«Веселый старт» - воспитывать потребность здорового образа жизни;

«Братья наши меньшие» - учить детей бережно относиться к природе.

Ноябрь:

«Веселый - грустный» - доброжелательное отношение к окружающим людям;

«Добрые дела» - воспитание трудолюбия;

«Здоровье – наша сила!» - воспитывать потребность здорового образа жизни;

«Твори добро» - учить детей бережно относиться к природе.

Декабрь:

«Собери цветы благодарности» - доброжелательное отношение к окружающим людям;

«Умеешь сам – научи другого» - воспитание трудолюбия;

«Прокачусь я с горки ледяной» - воспитывать потребность здорового образа жизни;

«Польза домашних растений» - учить детей бережно относиться к природе.

Январь:

«Ах, снег, снежок!» - воспитание трудолюбия;

«Путешествие к медвежонку» - воспитывать потребность здорового образа жизни;

«Дом для птиц» - учить детей бережно относиться к природе.

Февраль:

«Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» - доброжелательное отношение к окружающим людям;

«Своими руками» - воспитание трудолюбия;

«Не хворай, дружок!» - воспитывать потребность здорового образа жизни;

«Проводы зимы» - учить детей бережно относиться к природе.

Март:

«Добрые эльфы» - доброжелательное отношение к окружающим людям;

«Посажу цветочек маме» - воспитание трудолюбия;

«Весенний марафон» - воспитывать потребность здорового образа жизни;

«Зайку бросила хозяйка» - учить детей бережно относиться к природе.

Апрель:

«Путешествие в волшебную страну» - доброжелательное отношение к окружающим людям;

«Разукрасим наш участок» - воспитание трудолюбия;

«Заботимся о здоровье» - воспитывать потребность здорового образа жизни;

«Красота природы» - учить детей бережно относиться к природе.

Май:

«Ты, да я, да мы с тобой» - доброжелательное отношение к окружающим;

«С добротой по жизни» - воспитание трудолюбия;

«Закаляйся вместе с нами» - воспитывать потребность здорового образа жизни;

«Лесная сказка» - учить детей бережно относиться к природе.

План работы волонтерского движения

детского сада № 101 «Березка» с педагогами:

  • Организация тематических концертов (День пожилого человека, 9 мая, День матери и т.д.);
  • Помощь пожилым людям, детским домам, птицам, и лесным;
  • Пропаганда здорового образа жизни.

План работы волонтерского движения

детского сада № 101 «Березка» с педагогами:

  • Облагораживание территории детского сада - «Подари детям красоту»;
  • Участие в акциях «Дари добро», «Первоклассник», «День Победы», «День защиты детей».

 Достигнутые результаты:

В ходе реализации проекта мы имели возможность расширить представление о волонтерском движении у детей 5-7 лет, педагогов детского сада, родителей воспитанников; приобщить детей и родителей воспитанников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства; сформировать у детей предпосылки толерантного отношения к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности; привлечь родителей воспитанников в образовательный процесс ДОУ; обеспечить преемственность целей, задач и содержания образования дошкольного и начального общего образования. Организовали работу ДОУ благотворительной и добровольческой направленности через взаимосвязь поколений - дети, взрослые и пожилые люди, совместно с центром Социальной защиты населения.

Используемая литература.

1. Социальная работа с молодежью / Учебное пособие / Под ред. Д.п.н. проф. Н. Ф. Басова - М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и К»; 2007. 382.

2. Сборник методических материалов для проведения мероприятий по профилактике негативных явлений в молодежной среде. - Вологда, 2007.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации.

4. Соколова О. Д. Памятка для волонтеров / О. Д. Соколова // Вологда: Изд. центр ВИРО, 2006. С. 3-20.

5. Ожегов С. И, Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова - 4-е изд., дополненное. - М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», - 2003. С 94.

6. Хулин А. А. Добровольчество как вид благотворительности / А. А. Хулин Социальная работа. - 2003. - №3. - С. 51-54.

7. Циткилов П. Я. Информационно - методические материалы по организации работы с волонтерами / П. Я. Циткилов // Социальная работа. - 2007. - №5. - С. 58-60.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Юные волонтеры"

Организация волонтерского движения в ДОУ....

проект "Юные волонтеры"

Проект «Юные волонтеры»Вид  проекта: познавательно-исследовательский , творческий.По продолжительности: краткосрочный с 25.11-30.11Участники: воспитатели и воспитанники старшего дошко...

Презентация к проекту " Юные волонтеры"

В настоящее время большое значение в социальном обществе уделяется добровольческому труду. Институт волонтерства широко распространена  во многих странах. Причем  труд добровольцев с каждым ...

Проект "Юные волонтеры"

Определение волонтерства. Актуальность для работы с детьми дошкольного возраста.Новизна для ДОУ. Цели и задачи проекта "Юные волонтеры"....

Проект «Юные волонтеры!»

Внедрить волонтерскую практику, направленную на развитие духовно - нравственной личности дошкольников, в деятельность группы и семьи. Организация в детском саду волонтерского движения «Юны...

Проект «Юные волонтеры!»

Внедрить волонтерскую практику, направленную на развитие духовно - нравственной личности дошкольников, в деятельность группы и семьи. Организация в детском саду волонтерского движения «Юные воло...