Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС ДО
материал (старшая группа) на тему

Плотникова Марина Васильевна

Здоровьесберегающие технологии в образовательном

 процессе ДОУ в условиях ФГОС ДО

 

В современных условиях сохранение жизни, охрана и укрепление здоровья настоящего и будущего поколений является одной из центральных задач развития человечества. Результатом предлагаемой концепции формирования здоровья детей должно стать улучшение показателей здоровья, снижение у них числа хронических заболеваний. В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены, основа которых была заложена государством, проявляющим большой интерес к развитию данной сферы. В целях совершенствования воспитания и образования дошкольников введены ФГОС дошкольного образования, утверждены СанПиН к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, с 01.09.2013г. введен в действие новый федеральный закон «Об образовании в РФ». Главная цель политики в сфере дошкольного образования — качественное образование дошкольников, и не последнее место в образовании дошкольников отводится образованию в области здоровьесбережения.
Виды здоровьесберегающих технологий: Медико-профилактические — задачами которых является: сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. Компоненты: мониторинг здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; рациональное питание; рациональный режим дня, закаливание; организация профилактических мероприятий в детском саду; контроль и помощь в обеспечении требований СанПиНов; здоровьесберегающая среда в ДОУ. Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда в ДОУ должна не только обеспечивать физическую активность детей, но и быть основой для их самостоятельной двигательной деятельности. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы рационально организовать среду в группе. Физкультурно-оздоровительные — направлены на решение задач физического развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников; профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. Компоненты: двигательный режим дошкольников, оздоровительный режим дошкольников; динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т. д.); подвижные и спортивные игры; контрастная дорожка, тренажеры; утренняя гимнастика; физкультурные занятия; закаливание; спортивные развлечения, праздники; День здоровья; СМИ (ситуативные малые игры — ролевая подражательная имитационная игра); Ритмопластика; Гимнастика бодрящая Образовательные — нацелены на становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской самопомощи и помощи. Компоненты: Образовательные занятия по парциальным программам и методикам: Личностно-ориентированная модель обучения дошкольников (построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребенка способствует его благополучию и здоровью) Игротренинги и игротерапия. Самомассаж. Точечный массаж. По тому, как ребенок (так же, как и взрослый) относится к своему здоровью и здоровью окружающих, можно судить о его гигиенической и общей культуре, ценностях и привычках. Развитие навыков здорового образа жизни, безопасности происходит не самопроизвольно, а в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения. В основе знаний, лежат представления об организме человека и его отдельных органах, их функционировании, о влиянии физических упражнений на рост и развитие человека. В основу знания так же входят вопросы здорового образа жизни и его влияние на состояние здоровья, начальные знания в области медицины и гигиены. Важно, чтобы педагог творчески относился к сообщению знаний, использую для этого не только занятия, но и режимные моменты. Так, для прочного усвоения детьми основ здорового образа жизни, важно проводить с ними беседы и игры соответствующей тематики и использовать с этой целью разнообразные виды детской деятельности в течении дня. Формирование навыков личной гигиены неразрывно связано с воспитанием культуры поведения. Приобретенные детьми первоначальные навыки гигиены целесообразно закреплять в тематических играх соответствующего содержания. Тематические игры должны предусматривать возможность постепенного усложнения сюжета и способствовать совершенствованию приобретенных навыков, знаний и умений. При организации игр необходимо использовать разнообразные иллюстративные материалы к сказкам и рассказам, наглядные пособия, игрушки, муляжи. Для усвоения гигиенических навыков можно использовать дидактические и сюжетно-ролевые игры, потешки, литературные произведения. Благодаря внедрению образовательных технологий дошкольники смогут: знать основы здорового образа жизни; сознательно относиться к собственному здоровью и использовать доступные способы его укрепления; получить представления о действии некоторых профилактических процедур; активно участвовать в разных видах занятий по физической культуре; самостоятельно организовывать игры; самостоятельно выполнять гигиенические процедуры; владеть навыками самообслуживания; осуществлять контроль за своим самочувствием Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка — обеспечивают психическое и социальное здоровье дошкольника. Их задачи: обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в ДОУ и семье; обеспечение социально-эмоционального благополучия ребенка. Реализацией данных технологий занимается психолог, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе ДОУ Компоненты: Специально организованные встречи, игровые тренинги с детьми; релаксация; музыкотерапия; сказкотерапия; рисорография; психогимнастика; фонетическая ритмика. Работа с родителями. Первое направление — просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу. Второе направление — организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, создание условий для общения по вопросам физического воспитания детей. С целью выявления знаний и умений в области здорового образа жизни, организации питания и двигательной активности, выполнение режимных моментов в семье проводится анкетирование родителей. Учитывая и анализируя вышеперечисленные моменты можно сделать выводы: одним из аспектов укрепления здоровья участников педагогического процесса ДОУ выступает создание здоровьесберегающей среды; в основу разработки концептуальных направлений здоровьесберегающей среды заложены следующие задачи: - обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание здоровье сберегающей культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, здоровье сберегающей компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической помощи и самопомощи -Концепция формирования здоровья детского населения включает в себя и положение о том, что воспитание ребенка должно происходить прежде всего в семье, а значит предусматривает ответственность семьи и за его здоровье. А AUJC? в частности, является основой оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Применение здоровьесберегающих образовательных технологий — системно организованных в совокупности программ, приемов, методов организации образовательного процесса, направленных на укрепление и сохранение здоровья детей; качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов; технологическая основа здоровье сберегающей педагогики. Цель здоровьесберегающих технологий:  специально организованная двигательная активность ребенка (физкультминутки, занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры, спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья, выход на природу, экскурсии). Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.- реабилитационные мероприятия (фитотерапия, витаминотерапия, ароматерапия, ингаляция, функциональная музыка, лечебная физкультура, массаж, психогимнастика, тренинги); - непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (оздоровительная, пальцевая, корригирующая, дыхательная гимнастика, самомассаж) и простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах; а также привитие детям элементарных культурно-гигиенических навыков; - обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни. Средства, позволяющие решать данные задачи: - конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала; - использование в образовательной деятельности ДОУ духовно-нравственного и культурного потенциала города, микрорайона, ближайшего окружения, воспитание детей на традициях русской культуры; -формирование здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для конкретного дошкольного учреждения средств физического воспитания, оптимизация двигательной деятельности на свежем воздухе.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorove_sberegayushchie_tehnologii.docx20.6 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в образовательном

 процессе ДОУ в условиях ФГОС ДО

В современных условиях сохранение жизни, охрана и укрепление здоровья настоящего и будущего поколений является одной из центральных задач развития человечества. Результатом предлагаемой концепции формирования здоровья детей должно стать улучшение показателей здоровья, снижение у них числа хронических заболеваний. В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены, основа которых была заложена государством, проявляющим большой интерес к развитию данной сферы. В целях совершенствования воспитания и образования дошкольников введены ФГОС дошкольного образования, утверждены СанПиН к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, с 01.09.2013г. введен в действие новый федеральный закон «Об образовании в РФ». Главная цель политики в сфере дошкольного образования — качественное образование дошкольников, и не последнее место в образовании дошкольников отводится образованию в области здоровьесбережения.
Виды здоровьесберегающих технологий: Медико-профилактические — задачами которых является: сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. Компоненты: мониторинг здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; рациональное питание; рациональный режим дня, закаливание; организация профилактических мероприятий в детском саду; контроль и помощь в обеспечении требований СанПиНов; здоровьесберегающая среда в ДОУ. Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда в ДОУ должна не только обеспечивать физическую активность детей, но и быть основой для их самостоятельной двигательной деятельности. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы рационально организовать среду в группе. Физкультурно-оздоровительные — направлены на решение задач физического развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников; профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. Компоненты: двигательный режим дошкольников, оздоровительный режим дошкольников; динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т. д.); подвижные и спортивные игры; контрастная дорожка, тренажеры; утренняя гимнастика; физкультурные занятия; закаливание; спортивные развлечения, праздники; День здоровья; СМИ (ситуативные малые игры — ролевая подражательная имитационная игра); Ритмопластика; Гимнастика бодрящая Образовательные — нацелены на становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской самопомощи и помощи. Компоненты: Образовательные занятия по парциальным программам и методикам: Личностно-ориентированная модель обучения дошкольников (построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребенка способствует его благополучию и здоровью) Игротренинги и игротерапия. Самомассаж. Точечный массаж. По тому, как ребенок (так же, как и взрослый) относится к своему здоровью и здоровью окружающих, можно судить о его гигиенической и общей культуре, ценностях и привычках. Развитие навыков здорового образа жизни, безопасности происходит не самопроизвольно, а в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения. В основе знаний, лежат представления об организме человека и его отдельных органах, их функционировании, о влиянии физических упражнений на рост и развитие человека. В основу знания так же входят вопросы здорового образа жизни и его влияние на состояние здоровья, начальные знания в области медицины и гигиены. Важно, чтобы педагог творчески относился к сообщению знаний, использую для этого не только занятия, но и режимные моменты. Так, для прочного усвоения детьми основ здорового образа жизни, важно проводить с ними беседы и игры соответствующей тематики и использовать с этой целью разнообразные виды детской деятельности в течении дня. Формирование навыков личной гигиены неразрывно связано с воспитанием культуры поведения. Приобретенные детьми первоначальные навыки гигиены целесообразно закреплять в тематических играх соответствующего содержания. Тематические игры должны предусматривать возможность постепенного усложнения сюжета и способствовать совершенствованию приобретенных навыков, знаний и умений. При организации игр необходимо использовать разнообразные иллюстративные материалы к сказкам и рассказам, наглядные пособия, игрушки, муляжи. Для усвоения гигиенических навыков можно использовать дидактические и сюжетно-ролевые игры, потешки, литературные произведения. Благодаря внедрению образовательных технологий дошкольники смогут: знать основы здорового образа жизни; сознательно относиться к собственному здоровью и использовать доступные способы его укрепления; получить представления о действии некоторых профилактических процедур; активно участвовать в разных видах занятий по физической культуре; самостоятельно организовывать игры; самостоятельно выполнять гигиенические процедуры; владеть навыками самообслуживания; осуществлять контроль за своим самочувствием Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка — обеспечивают психическое и социальное здоровье дошкольника. Их задачи: обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в ДОУ и семье; обеспечение социально-эмоционального благополучия ребенка. Реализацией данных технологий занимается психолог, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе ДОУ Компоненты: Специально организованные встречи, игровые тренинги с детьми; релаксация; музыкотерапия; сказкотерапия; рисорография; психогимнастика; фонетическая ритмика. Работа с родителями. Первое направление — просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу. Второе направление — организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, создание условий для общения по вопросам физического воспитания детей. С целью выявления знаний и умений в области здорового образа жизни, организации питания и двигательной активности, выполнение режимных моментов в семье проводится анкетирование родителей. Учитывая и анализируя вышеперечисленные моменты можно сделать выводы: одним из аспектов укрепления здоровья участников педагогического процесса ДОУ выступает создание здоровьесберегающей среды; в основу разработки концептуальных направлений здоровьесберегающей среды заложены следующие задачи:  обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание здоровье сберегающей культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, здоровье сберегающей компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической помощи и самопомощи Концепция формирования здоровья детского населения включает в себя и положение о том, что воспитание ребенка должно происходить прежде всего в семье, а значит предусматривает ответственность семьи и за его здоровье. А AUJC? в частности, является основой оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Применение здоровьесберегающих образовательных технологий — системно организованных в совокупности программ, приемов, методов организации образовательного процесса, направленных на укрепление и сохранение здоровья детей; качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов; технологическая основа здоровье сберегающей педагогики. Цель здоровьесберегающих технологий:  специально организованная двигательная активность ребенка (физкультминутки, занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры, спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья, выход на природу, экскурсии). Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста. реабилитационные мероприятия (фитотерапия, витаминотерапия, ароматерапия, ингаляция, функциональная музыка, лечебная физкультура, массаж, психогимнастика, тренинги);  непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (оздоровительная, пальцевая, корригирующая, дыхательная гимнастика, самомассаж) и простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах; а также привитие детям элементарных культурно-гигиенических навыков;  обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни. Средства, позволяющие решать данные задачи:  конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала;  использование в образовательной деятельности ДОУ духовно-нравственного и культурного потенциала города, микрорайона, ближайшего окружения, воспитание детей на традициях русской культуры; формирование здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для конкретного дошкольного учреждения средств физического воспитания, оптимизация двигательной деятельности на свежем воздухе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в деятельности воспитателя в условиях перехода на ФГОС в современном ДОУ

Здоровьесберегающие технологии в деятельности воспитателя в условиях перехода на ФГОС в современном ДОУВведениеЗдоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а ...

Использование здоровьесберегающих технологий на физкультурных занятиях в условиях реализации ФГОС ДО»

« Если не бегаешь, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь. » Гораций  « Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие фи...

Презентация: "Использование здоровьесберегающих технологий на физкультурных занятиях в условиях реализации ФГОС ДО"

Цели; задачи;план организационно-педагогической и методической работы; работа с детьми , родителями и педагогами....

«Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях в условиях введения ФГОС»

Здоровьесберегающие технологии на логопедических в условиях введения ФГОС...

Здоровьесберегающие технологии в детском саду в условиях ФГОС ДО

Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и...

Здоровьесберегающие технологии в детском саду в условиях ФГОС ДО

Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и...

«Использование здоровьесберегающих технологий на физкультурных занятиях в условиях реализации ФГОС»

Презентация опыта работы«Использование здоровьесберегающихтехнологий на физкультурных занятиях в условиях реализации ФГОС»...