Здоровый образ жизни в детском саду.
учебно-методический материал на тему

Степанова Анастасия Валериевна

Здоровье дошкольника определяется исходным состоянием его здоровья на старте дошкольного обучения, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nedelya_zdorovya.docx23.16 КБ
Файл kompleksy.docx31.35 КБ

Предварительный просмотр:

ЦЕЛЬ: формирование навыков  здорового образа жизни.

ЗАДАЧИ:

•Закрепить у детей понятие о здоровье,  как главной ценности человеческой жизни.

•Формировать у детей представление о здоровом образе жизни: правильном питании, закаливании, пребывании на свежем воздухе, соблюдении правил личной гигиены, о значении физических упражнений.

•Учить детей активно участвовать в заботе о своем здоровье: знать и осознанно выполнять несложные приемы оздоровления (закаливание водой, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, витаминотерапия); прививать любовь к физическим упражнениям и подвижным играм на воздухе.

План мероприятий

ВТОРНИК - ДЕНЬ ЗДОРОВЯЧКОВ

ОТКРЫТИЕ НЕДЕЛИ ЗДОРОВЬЯ - группы выстраиваются на площадке, проведение утренней гимнастики под музыку (ответственный инструктор по физической культуре).

Первая половина дня:

1. Игра-беседа по закреплению знаний о личной гигиене (ответственные воспитатели групп). Проведение динамической паузы под музыку.

2. Образовательная деятельность по физической культуре:

- по расписанию (ответственный инструктор по физической культуре)

- игры и эстафеты.

3. Образовательная деятельность по плаванию:

- по расписанию (ответственный инструктор по физической культуре)

- игры и эстафеты.

Прогулка:

- подвижные игры (ответственные воспитатели групп)

Вторая половина дня:

Вечерняя прогулка - подвижные игры с мячом.

СРЕДА - ДЕНЬ МАССАЖА

УТРО:

 - ритмическая гимнастика на улице под музыку (ответственный инструктор по физической культуре).

Первая половина дня:

1. Беседа с медицинской сестрой: "Как себя вести, если что-то болит?". Проведение гимнастики для глаз.

2. Образовательная деятельность по физической культуре:

- по расписанию (ответственный инструктор по физической культуре)

- игры и эстафеты.

3. Образовательная деятельность по плаванию:

- по расписанию (ответственный инструктор по физической культуре)

- игры и эстафеты.

Прогулка:

- Подвижные игры со скакалкой (воспитатели).

Вторая половина дня:

Массаж с мячиками су-джок "Дождик" (после сна).

Вечерняя прогулка - подвижные игры (воспитатели).

ЧЕТВЕРГ - ВИТАМИННЫЙ ДЕНЬ

УТРО: 

- ритмическая гимнастика на улице под музыку (ответственный инструктор по физической культуре).

Первая половина дня:

1. Беседа "Полезные и вредные продукты" (воспитатели групп). Беседа и иллюстрация материала "Где живут витамины" (воспитатели).

Динамическая пауза.

2. Образовательная деятельность по физической культуре:

- по расписанию (ответственный инструктор по физической культуре)

- игры и эстафеты.

3. Образовательная деятельность по плаванию:

- по расписанию (ответственный инструктор по физической культуре)

- игры и эстафеты.

Прогулка:

Подвижные игры с обручами.

Вторая половина дня:

Дидактическая игра "Витамины - наши друзья" (воспитатели).

Подвижные игры с бегом (воспитатели).

ПЯТНИЦА-ДЕНЬ МАЛЫШЕЙ-КРЕПЫШЕЙ

ЗАКРЫТИЕ НЕДЕЛИ ЗДОРОВЬЯ - группы выстраиваются на площадке, ритмическая гимнастика "Если хочешь быть здоров - закаляйся» (ответственный инструктор по физической культуре).

Первая половина дня:

1. Беседа "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья" (воспитатели групп).

2. Спортивный праздник  на улице для старших и подготовительных групп (инструктор по ФК и воспитатели).

3. Образовательная деятельность по плаванию:

- по расписанию (ответственный инструктор по физической культуре)

- игры и эстафеты.

Прогулка:

Подвижные игры с  мячом.

Вторая половина дня:

Игры-эстафеты на улице (воспитатели).



Предварительный просмотр:

Комплекс утренней зарядки для  детей средней группы.

Ходьба друг за другом, на носках, пятках, «как куклы», высоко поднимая колени, в полуприседе.

1.«Язычок»  (кинезиологическое упражнение)  (6 раз)

Поиграем с язычком ,   Он поможет вам потом.   Свёртывание языка в трубочку.

2.  «Крылья»  (дыхательное упражнение) (6раз)

Крылья вместо рук у нас,     Так летим мы высший класс.

И.п. – ноги слегка расставлены.    1 – руки через стороны поднять вверх (вдох)

2 – опустить руки, вниз произнося «вниз» (выдох)

3.   «Растягивание резины»  (6раз)  И.п. – руки перед грудью.

1 – 3 – с усилием развести руки в стороны;  4 – и.п.

4.  «Сделай окошечко»    (6раз)  И.п. – ноги врозь, руки на поясе.

1 – 2 – поворот вправо, руки перед собой, сделать «окошечко», соединив большие пальцы рук;

3 – 4 – и.п.

5.  «Засыпающий лебедь»   (6раз)

И.п. – сидя на полу, ноги разведены в стороны, руки сзади в упоре.

1 – 2 – руки через стороны поднять вверх, наклон вперёд, руки опустить на пол, ближе к пяткам4

3 – 4 -  руки вверх;   5 – 6 – и.п.

6.   «Заборчик»    (6раз)

И.п. – лёжа на спине, руки вдоль туловища.

1 – 2 – поднять руки и ноги параллельно;  3 – 4 – и.п.

7.   «Попрыгаем»  (2 раза)

И.п. – ноги слегка расставить, руки на поясе.

10 подпрыгиваний, продвигаясь вперёд в чередовании с ходьбой.

8.  «Семафор»  (дыхательное упражнение).

Самый главный на дороге,    Не бывает с ним тревоги.

И.п. -  сидя ноги сдвинуть вместе.  1 – поднимание рук в стороны (вдох)

2 – медленное опускание с длительным выдохом и произнесением звука «с – с – с»

Комплекс утренней зарядки для  детей старшей группы.

Ходьба друг за другом, на носках, на пятках, с поворотом, сочетая с хлопки с шагом.

1.«Дерево»   (кинезиологическое упражнение)

Мы растём, растём, растём  

И до неба достаём

Сидя на корточках, спрятать голову в колени, колени охватить руками. Это – семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно подняться на ноги, затем распрямить туловище, вытянуть руки  вверх. Подул ветер – раскачивать тело, имитируя дерево.

2. «Руки» (кинезиологическое упражнение).

Чтобы ручкам силу дать,                 Нужно крепче их сжимать.

Согнуть руки в локтях, сжимать и разжимать кисти рук, постепенно убыстряя темп. Выполнять до максимальной усталости кистей. Затем расслабить руки встряхнуть.

3.  «Регулировщик»  (8раз)

И.п. – о. с.    1 – руки в стороны;  2 – руки вверх;  3 – руки в стороны;  4 – и.п.

4. «На старт»  (8раз)    И.п. -  ноги на ширине плеч.  

1 – 2 – наклон вниз, руки назад – вверх, голову держать прямо;    3 – 4 – и.п.

5. «Потяни спинку»   (8раз)

И.п. – ноги на ширине плеч.  1 – 3 наклон вперёд, руки вперёд, смотреть на руки;  4 – и.п.

6. «Ножки отдыхают»  (8раз)

И.п. – лёжа на спине, ноги согнуть в коленях, руки под головой . 1 – ноги положить вправо (влево);  2 – и.п.

7.  «Улитка»  (4раза) И.п – лёжа на животе, руки вдоль туловища.

 1 – 3 -  поднять верхнюю часть, ноги максимально приблизить к затылку;   4 – и.п.

8.  «Попрыгаем»  (4раза)

И.п. – о. с.  1- 8 прыжки ноги в стороны – ноги вместе»;  9 – 16 ходьба на месте.

9. «Задувание свечи» (дыхательное упражнение)(2 раза)

И.п. – ноги на ширине плеч.

1 – сделать свободный вдох и задержать дыхание, пока это приятно;

2 – сложить губы «Трубочкой», сделать 3 коротких выдоха, словно стараясь задуть горящую свечу «фу – фу – фу».

Комплекс утренней зарядки для  детей подготовительной группы.

Ходьба друг за другом, на носках, на пятках, с выполнением задний для головы, рук туловища, с выведением прямых ног вперёд – вверх, «как пингвины», «как солдаты».

1.«Упражнение для шеи». (10 раз)

Подбородок опусти и головкой покрути.

Поворачивать голову медленно из стороны в сторону, дышать свободно.

Подбородок должен быть опущен как можно ниже. Расслабить плечи. Поворачивать голову из стороны в сторону при поднятых плечах, глаза открыты.

2.«Домик» (10 раз)

Мы строим крепкий дом, жить все вместе будем в нём.

Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажать на ладонь левой руки. Отработать эти движения для каждой пары пальцев.

3. «Заведи мотор»  (10раз)  И.п. – ноги на ширине плеч, руки сжаты в кулачки.

1 – 4 – вращение согнутыми в локтях руками вперёд;  5 – 8 – назад.

4.  «На старт»  (10 раз)

И.п. – ноги на ширине плеч. 1 – 2 – наклон вниз, руки за спиной вверх, голову поднять вверх;

3 – 4 – и.п.

5.  «Сядем на вёдрышко»  (10 раз)  И.п. – сидя на пятках, руки на коленях.

1 – 2 – сесть на правое (левое) бедро, руки отвести влево (вправо)  3 – 4 и.п.

6. «Берёзка»  (6 раз )    И.п. – лёжа на спине, руки вдоль туловища.  

1 – 3 – поднять ноги и таз вверх, поддерживая спину 2-руками за поясницу;  4 – и.п.

7.   «Самолёт»  (4раза)    И.п. -  лёжа на животе, упор руками впереди.

1 – 3 – поднять верхнюю часть туловища и ноги, руки развести в стороны;   4 – и.п.

8. «Прыжки»  (4раза)  И.п.   – руки на поясе.  1 – 4 – прыжки вокруг себя в правую (левую) сторону; 5 – 8 – ходьба на месте;

9.   «Гуси летят» (дыхательное упражнение)  (2 раза)

Гуси высоко летят,  На детей они глядят.   И.п. – о. с.    1 – руки поднять в стороны (вдох)

2 – руки опустить вниз со звуком «г – у – у» (выдох).

Упражнения для профилактики нарушения зрения и активизации работы мышц глаз.

«Глазки»

Чтобы зоркость не терять,                         

Нужно глазками вращать.

Вращать глазами по кругу 2 – 3 секунды.

«Глазки»

Зорче глазки, чтоб глядели,                        

Разотрём их поскорее.

Массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз.

«Глазки»

Нарисуем большой круг                        

И посмотрим всё вокруг.

Глазами и выдвинутым языком делать совместные движения, вращая их по кругу (из стороны в сторону).

«Глазки»

Чтобы зоркими нам стать,                        

Нужно на глаза нажать.

Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко соответствующего глаза и держать 1 – 2 секунды.

«Глазки»

Глазки влево, глазки вправо,                        

Вверх и вниз и всё с начала!

Поднять глаза вверх, опустить глаза, повернуть глаза в правую сторону, повернуть глаза в левую сторону.

«Глазки»

Быстро – быстро поморгай,                        

Потом отдых глазкам дай.

Быстро помогать в течении 1 – 2 минут.

«Глазки»

Нужно глазки открывать,                        

 Чудо чтоб не прозевать.

Широко открывать и закрывать глаза с интервалом в 30 секунд.

«Глазки»

Треугольник, круг, квадрат                        

Нарисуем мы подряд.

Нарисовать глазами геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат) сначала по часовой стрелке, затем против  часовой стрелки.    

КОМПЛЕКСЫ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ.

КОМПЛЕКС № 1.

«Глазки»

Глазки влево, глазки вправо,                        

Вверх и вниз и всё с начала!

Поднять глаза вверх, опустить глаза вниз. Повернуть глаза в правую сторону, повернуть глаза в левую сторону.

«Язычок»        

Язычок вы покажите,                        

На него вы посмотрите.

Выдвигать язычок вперёд – назад.

«Ротик»          

Чтобы чётче говорить,                         

Рот подвижным должен быть.

Открыть рот и нижней челюстью делать плавные движения, сначала слева направо, затем наоборот.

«Домик»    

Мы строим крепкий дом, жить все вместе будем в нём.

Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук.

Пальцами правой руки с усилием нажать на ладонь левой руки. Отработать эти движения для каждой пары пальцев.

«Ладошка»

С силой на ладошку давим,                

Сильной стать её заставим.

Пальцами правой руки с усилием нажать на ладонь левой руки, которая должна сопротивляться. Тоже для другой руки.

«Ожерелье»

Ожерелье мы составим,                

Маме мы его подарим.

Поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем  последовательно указательный, средний, безымянный, мизинец. Упражнение выполняется в прямом (от указательного  пальца к мизинцу) и обратном порядке (от мизинца к указательному ).

Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

Глубоко мы все подышим,                

 Сердце мы своё услышим.        

Сесть вытянуть ноги и скрестить их. Кисти рук развернуть ладонями в стороны, переплести пальцы в «замок» и на уровне груди удобно вывернуть их. Расслабиться, закрыть глаза, глубоко дышать. (2 мин).

Дыхательные      упражнения

Чайник свистит

Посадите ребенка на стул так, чтобы его ноги касались пола. Одну руку ребенка положите на его живот, другую – на грудь. Делая вдох, он втягивает живот и набирает полную грудь воздуха. При выдохе опускает грудь и выпячивает живот. При выдохе ребенок должен изображать чайник, издавая звук «ф-ф-ф».   Упражнение выполняется 3–4 раза.

Крокодильчики

Ребенок садится на стул прямо, так чтобы ноги касались пола, пятки и носки вместе. Одну его руку положите на живот. Другая рука свободно лежит вдоль тела. Делая вдох и выдох через нос, ребенок при помощи руки контролирует дыхание.

Взрослый же читает стишок:  Сели крокодильчики, потрогали животики.
                                                                      Животик поднимается (вдох).
                                                                      Животик опускается (выдох).

Часы

Ребенок встает прямо, расставив ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища. Когда взрослый начнет говорить «тик-так», ребенок начинает двигать руками вперед-назад. Упражнение выполнить 10 раз.

Надувной шарик

Ребенок встает прямо, руки вдоль туловища. По команде «надуй шарик» он разводит руки как можно шире и делает глубокий вдох. По команде «шарик лопнул» ребенок сводит руки вместе, соединив ладони, и делает выдох со звуком «ф-ф-ф». После команды «шарик лопнул» ребенок делает хлопок и со звуком «ш-ш-ш» оседает на пол, как сдутый шарик. При этом губы следует вытягивать хоботком.  Упражнение повторить 2–3 раза.

Игра на трубе

Ребенок садится на стул, поднимает руки к губам и делает кистями рук трубочку. Делает глубокий вдох через нос и со звуком «п-ф-ф-ф-ф» выдыхает через трубочку. С каждым разом звук должен быть громче. Упражнение повторить 5 раз.

Каркуша

Ребенок встает прямо, ноги на ширине плеч, руки опущены. При вдохе через нос он поднимает руки, словно крылья, и затем опускает их, делая выдох со звуком «кар-р-р». Звук «р» должен получиться растянутым.

Курочка

Ребенок встает прямо, ноги расставлены на 30 см, руки опущены вдоль туловища. Делая вдох, ребенок поднимает руки, как крылья, затем, выдыхая, наклоняется вперед и опускает руки вниз. На выдохе он произносит звук «кудах-тах-тах». Упражнение повторить 5 раз.

Эстафеты для старшего и подготовительного возраста

Эстафета с мячом.

«Мяченосцы»

Участвуют восемь человек. Старт принимается с бортика. После проплывания этапа пловец передает мяч другому участнику из рук в руки. Последний участник касается мячом бортика.

“Забрось мяч в круг”

Посередине бассейна закрепляется круг. Дети делятся на две команды, стоят по обе стороны бассейна. На воду спускаются небольшие пластмассовые мячи двух цветов, для одной команды красного цвета, для другой команды – желтого, в количестве 10 мячей на одного члена команды. По сигналу дети стараются забросить мячи в круг. По окончании игры ведущий подсчитывает, мячей какого цвета больше в кругу. Определяем команду-победителя.

Эстафеты с доской

«Пизанская башня»

Участвует вся команда. Старт проводится из воды. Участник передвигается любым способом, транспортируя, пять досок, сложенных одна на другую. Передача досок производится из рук в руки. Окончанием эстафеты является касание доской стенки бассейна последним из участников.

Эстафеты с переодеванием

«Ластоногий десант»

Участвует вся команда. Участники плывут вольным стилем, переодевая одежду. Комплект одежды может быть различным. Например: трусы «военного образца», майка, пилотка военная, автомат пластмассовый и ласты.

Эстафеты с нырянием.

«Поиски клада»

На дно разбрасываются тонущие предметы (фигурки из ПХВ, шайбы и т.п.) По сигналу  игроки должны собрать наибольшее количество предметов за отведенное время. Побеждает команда, которая соберет больше предметов. Участвуют все игроки.

Эстафета с воздушными шариками.

«Шарабан»

Участвует вся команда. Старт всех этапов осуществляется из воды.                        

- плавание с ведением трех воздушных шаров;

- два пловца с тремя шарами;

- трое плывут, взявшись за руки и образовав круг, в котором находятся три шарика (руки не расцеплять);

- двое плывут с волейбольными передачами шара;

- плавание, удерживая в каждой руке по шарику (шары воды не касаются).

Эстафеты для младшего и среднего возраста

Эстафета «Поймай рыбку».

Оборудование: 2 гимнастические палки; погремушки по количеству детей.

Задание: бежать до гимнастической палки, поднырнуть под палку, взять с бортика погремушку, поднырнуть под палку, бежать назад к команде. Выиграет команда, быстрее закончившая эстафету.

Эстафета «Передай мяч».

Оборудование: 2 мяча.

Задание: дети стоят в колоннах друг за другом на расстоянии 0,7-0,8  м, ноги на ширине плеч. Впереди стоящий держит мяч. Он нагибается вперед, погружаясь с головой в воду, и передает мяч сзади стоящему и т.д. Когда мяч доходит до последнего участника, ребята поворачиваются и передают мяч в обратном направлении. Выигрывает команда, быстрее закончившая эстафету.

Эстафета «Пловцы».

Задание: дети плывут на противоположную сторону бассейна, дотрагиваются до бортика рукой и плывут обратно, передают эстафету следующему участнику. Выигрывает команда, быстрее закончившая эстафету.

Загадки.

1. Летом бежит, зимой спит, весна настала — опять побежала. (Речка)

2. Два братца в воду глядят, никак не сойдутся. (Берега)

3. Рыбам зиму жить тепло, крыша – толстое стекло (лед)

4. В воде она живет, нет клюва, а клюет. (Рыбка)

5. Живет спокойно, не спешит, на всякий случай носит щит. Под ним  не зная страха, гуляет… (черепаха)

6. Через море-океан плывет чудо – великан, а ус во рту прячет.(Кит)

7. Скачет зверушка, не рот, а ловушка, попадут в ловушку и комар, и мушка. (Лягушка)

8. Под водой живет народ, ходит задом наперед. (Раки)

Эстафета «Скачки на лошадях».

Оборудование: гимнастические палки  по количеству детей; 2 обруча.

Задание: способом скольжения  нырнуть в обруч, вертикально опущенный в воду, доплыть до бортика, взять с бортика палку, возвращаться назад бегом, держа палку между ногами, как на лошади. Выигрывает команда, первая окончившая эстафету.

Эстафета «Перетяни шнур».

Оборудование: шнур

Задание: участники обеих команд держат шнур с обоих концов, на расстоянии 3м  от середины. Выигрывает команда, перетянувшая шнур на свою сторону.

Конкурс капитанов.

«Кто дольше просидит  под водой».

Задание: задержать дыхание и сесть под воду. Выигрывает тот, кто дольше просидит под водой.

Игра «Водолазы».

Оборудование: камешки 20—30 штук.

Задание: нырять на дно бассейна и собрать камешки. Выигрывает команда, которая насобирает больше камешков.

Эстафета «Торпеда»

Дети встают в шеренгу. По команде делают вдох, задерживают дыхание и, сильно оттолкнувшись от дна, скользят вперед, двигая ногами кролем. Побеждает тот, кто проплывет дальше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Здоровый образ жизни в детском саду и в семье!» (из опыта работы инструктора по физической культуре)

Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье, санитарной грамотности и гигиенической культуры населения, уровня  развития здравоохранения и образо...

Консультация для воспитателей "Работа по здоровому образу жизни в детском саду"

Информация для воспитателей о работе по формированию здорового образа жизни у детей...

Презентация "Здоровый образ жизни в детском саду"

Здоровье человека – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков....

Формирование здорового образа жизни в детском саду.

В консультации для родителей расказывается о работе детского сада по формированию здорового образа жизни детей....