Мастер-класс по теме «Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни посредством кубанских народных игр».
учебно-методический материал на тему

Дорожко Светлана Анатольевна

Мастер – класс посвящен кубанским народным играм и их значению в приобщении к здоровому образу жизни дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_na_rayon.docx23.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 37 «Солнышко» поселка Гражданского муниципального  образования  

Выселковский район

Мастер-класс по теме

«Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни посредством кубанских народных игр».

 

Подготовила                                                           Дорожко  Светлана   Анатольевна,

                                                                                 воспитатель первой квалификационной

                                                                                  категории        

поселок  Гражданский

2017год

   Цель: Систематизировать представления педагогов о кубанских народных играх как о форме приобщения детей к здоровому образу жизни.

   Задачи:

1. Познакомить педагогов с некоторыми кубанскими народными играми.

2. Закрепить знания участников мастера – класса об организации и проведении подвижных игр.

3. Повысить профессиональную компетентность участников мастер – класса.

   Материалы: атрибуты к подвижным играм, шпаргалки для участников со словами игры.

 

  Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами проведем мастер – класс, который будет посвящен кубанским народным играм и их значению в приобщении к здоровому образу жизни дошкольников.

   Веселые игры – это наше детство. Мир впервые предстает перед ребенком в образах, звуках, красках и играх.  Все это в изобилии несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию.

Народные игры являются неотъемлемой частью патриотического, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей,  у них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родного края, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Малой Родине.

По содержанию кубанские игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития.

Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей умственной деятельности.

              Кубанские игры разнообразны по своему содержанию и организации.

1. Одни игры имеют сюжет, роли и правила, тесно связанные с сюжетом; игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями, заданной ролью и правилами.

2. В других играх сюжет и роли отсутствуют, предложены только двигательные задания, регулируемые правилами, которые определяют последовательность, быстроту и ловкость их выполнения.

3. В третьих, сюжет, действия играющих обусловлены текстом, определяющим характер движений и их последовательность.

   Кубанские игры несут своей целью – донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.

Задачи кубанских подвижных игр.

- Формирование патриотического, художественного и физического воспитания, расширение кругозора детей.

- Воспитание уважительного отношения к родному краю, его культуре, любви к своей малой Родине.

- Развитие выдержки, внимания, ловкости, чувства коллективизма.

- Ориентировки в пространстве, ответственности, находчивости, взаимопомощи.

   Сегодня, как показывает статистика, наблюдается ухудшение здоровья дошкольников. Среди множества причин называют снижение двигательной активности. Проведенные исследования установили, что современные дети много времени   уделяют компьютерным играм. А как мы знаем, долгое проведение за монитором компьютера ухудшает осанку, зрение, нервную систему детей. Недостаток движения у дошкольников приводит к потери здоровья.

Здоровье всегда считалось одной из высших ценностей человека, основой активной творческой жизни. Крепкое здоровье необходимо и педагогу, потому что от него в огромной степени зависит здоровье подрастающего поколения.

На Кубани есть старинное поверье: «Кто найдет подкову, тому она счастье принесет». Я предлагаю вам встать в круг, и поиграть в игру «Передай подкову».

    Звучит музыка, участники стоят в круге и под музыку передают подкову друг другу. Как только музыка замолкает, тот, у кого осталась подкова в руках, делиться секретами сохранения и укрепления здоровья своих воспитанников?

     В кубанских играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.

Разученные с детьми считалки, напевно-забавные певалки, занимательные диалоги быстро и прочно запоминаются и с удовольствием проговариваются детьми в их повседневных играх. Народный фольклор устно передается от поколения и никогда не стареет.

Каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки. Считалка – это древнее заклинание, позволяющее распределять трудную и опасную работу между людьми. Позже когда человеческая жизнь изменилась, считалка перешла в детскую игру. Она помогает выбрать ведущего, распределить роли весело, без обмана и обид.

Например:

На золотом крыльце сидели
Царь, царевич
Король, королевич,
Сапожник, портной,
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей,
Не задерживай честных и добрых людей!

   Сейчас я предлагаю вам уважаемые коллеги вспомнить считалку из вашего детства.

Основным условием успешного внедрения кубанских игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое значение и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Воспитатель, творчески используя игру, как эмоционально - образное средство влияния на детей, пробуждает у них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.

В ходе игры педагог привлекает внимание ребят к ее содержанию.
Следит, за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делает краткие указания, поддерживает и регулирует эмоционально-положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели и при этом испытывать радость. Одним словом, задача педагога заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть в народные игры.

   Предлагаю вам поиграть в подвижную игру «Курень»

В разных концах зала ставятся три-четыре стула, на которых лежат шали. Дети образуют вокруг стульчиков круги по пять-десять человек. Под веселую музыку дети пляшут врассыпную по всему залу. С окончанием музыки бегут к своим стульям, берут шаль и вытянутыми над головой руками натягивают ее (крыша).

Игра «Хлибчик»

Дети делятся на пары и встают врассыпную.

Ведущий — хлибчик (хлебец) — становится на некотором расстоянии от детей, у него нет пары.

Он громко произносит:

- Пеку, пеку хлибчик!

- А выпечешь?

- Выпеку!

- А убежишь?

- Посмотрю!

С этими словами дети и хлибчик бегают по залу врассыпную по одному. На команду педагога «Пара!» быстро образуют пару, взявшись за руки. Тот ребенок, кому пары не хватило, становится хлибчиком.

   Несомненна роль народной игры в умственном воспитании детей. С ее помощью они познают окружающий мир, овладевают пространственной терминологией. Учатся осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации, соблюдать правила игры развивается внимание, мышление, воображение, память.

Подвижные игры способствуют развитию речи ребенка, с их помощью обогащается словарный запас, так как игры часто сопровождаются песнями, стихотворениями.

В своей работе при проведении подвижных игр учитываю возрастные особенности детей, физическую подготовленность, количество детей и условия проведения.

Для среднего возраста выбираю наиболее простые игры, которые привлекают своей напевностью, эмоциональностью. Это игры с песенным и стихотворным сопровождением, хороводы.

Давайте уважаемые коллеги и мы с вами поиграем в эти игры.

 «Кауны»

На одном конце площадки проводится черта. Это «бахча», за чертой на расстоянии 2-3 шагов от нее «шалаш сторожа». На противоположной стороне площадки обозначается «дом детей». Выбирается сторож. Остальные играющие – дети. Когда «сторож» засыпает, дети направляются к бахче со словами:

Крадем, крадем кауны,

Деда не боимся

Дед нас палкой – мы его каталкой.

Сторож просыпается, дети бегут «домой», а он их догоняет. Пойманного сторож отводит в сторону шалаша.

 «Мельница»
Играющие встают в круг, и каждый, не сходя с места, кружится. При этом все поют:

 Мели, мели, мельница! Жерновочки вертятся!
Мели, мели, засыпай и в мешочки набивай!
Крутись, крутись, жернов!
Съеден хлеб наш черный,
Съеден белый хлебик.
Мели новый, мельник!
На последнем слове песни все должны
остановиться и стоять не шевелясь. Кто не сумеет вовремя остановиться, из игры выходит. Остальные повторяют песню и опять кружатся. Остается в кругу самый внимательный. Он и выигрывает.

выбираю наиболее простые игры, которые привлекали своей напевностью, эмоциональностью. Это игры с песенным и стихотворным сопровождением, хороводы.

Проводится подвижная игра «Калачи»

Участники становятся в три круга. Двигаются подскоками по кругу и при этом произносят слова:

Бай-качи-качи-качи!

Глянь — баранки, калачи!

С пылу, с жару, из печи.

По окончании слов игроки бегают врассыпную по одному по площадке. На слова «Найди свой калач!» возвращаются в свой круг. При повторении игры могут меняться местами в кругах.

Игра: Атаман и котята. С помощью считалки выбирается «атаман». Остальные дети — котята. Атаман стоит в сторонке, «котята» потихоньку подкрадываются к нему со словами:

Во дворе у атамана

Пролилась рекой сметана.

Мы, веселые котятки,

На сметану ох и падки.

Нам чуть-чуть бы полизать.

Атаман:

Брысь, котята, под кровать.

После последних слов «котята» разбегаются, «атаман» их догоняет.

Игра: «Ох, и ветер на Кубани». Дети поднимают руки вверх, изображают качающиеся деревья:

Ох, и ветер на Кубани.

Улетел платок у Тани.

Ох, и ветер на Кубани.

Дует с ночи до зари.

Ну-ка, деревце, замри.

«Дети-деревья» замирают. Кто первый пошевелился, тот — проиграл и выходит из игры. Игра повторяется до тех пор, пока не останется один человек.

   Итак, народные кубанские игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми, нам педагогам  надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

Спасибо, уважаемые коллеги за участие в играх, я думаю, что сегодня для вас мастер – класс прошел не безрезультатно.