Главные вкладки

    Мастер-класс по теме «Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни посредством кубанских народных игр».
    учебно-методический материал на тему

    Дорожко Светлана Анатольевна

    Мастер – класс посвящен кубанским народным играм и их значению в приобщении к здоровому образу жизни дошкольников.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл master-klass_na_rayon.docx23.65 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 37 «Солнышко» поселка Гражданского муниципального  образования  

    Выселковский район

    Мастер-класс по теме

    «Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни посредством кубанских народных игр».

     

    Подготовила                                                           Дорожко  Светлана   Анатольевна,

                                                                                     воспитатель первой квалификационной

                                                                                      категории        

    поселок  Гражданский

    2017год

       Цель: Систематизировать представления педагогов о кубанских народных играх как о форме приобщения детей к здоровому образу жизни.

       Задачи:

    1. Познакомить педагогов с некоторыми кубанскими народными играми.

    2. Закрепить знания участников мастера – класса об организации и проведении подвижных игр.

    3. Повысить профессиональную компетентность участников мастер – класса.

       Материалы: атрибуты к подвижным играм, шпаргалки для участников со словами игры.

     

      Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами проведем мастер – класс, который будет посвящен кубанским народным играм и их значению в приобщении к здоровому образу жизни дошкольников.

       Веселые игры – это наше детство. Мир впервые предстает перед ребенком в образах, звуках, красках и играх.  Все это в изобилии несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию.

    Народные игры являются неотъемлемой частью патриотического, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей,  у них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родного края, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Малой Родине.

    По содержанию кубанские игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития.

    Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей умственной деятельности.

                  Кубанские игры разнообразны по своему содержанию и организации.

    1. Одни игры имеют сюжет, роли и правила, тесно связанные с сюжетом; игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями, заданной ролью и правилами.

    2. В других играх сюжет и роли отсутствуют, предложены только двигательные задания, регулируемые правилами, которые определяют последовательность, быстроту и ловкость их выполнения.

    3. В третьих, сюжет, действия играющих обусловлены текстом, определяющим характер движений и их последовательность.

       Кубанские игры несут своей целью – донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.

    Задачи кубанских подвижных игр.

    - Формирование патриотического, художественного и физического воспитания, расширение кругозора детей.

    - Воспитание уважительного отношения к родному краю, его культуре, любви к своей малой Родине.

    - Развитие выдержки, внимания, ловкости, чувства коллективизма.

    - Ориентировки в пространстве, ответственности, находчивости, взаимопомощи.

       Сегодня, как показывает статистика, наблюдается ухудшение здоровья дошкольников. Среди множества причин называют снижение двигательной активности. Проведенные исследования установили, что современные дети много времени   уделяют компьютерным играм. А как мы знаем, долгое проведение за монитором компьютера ухудшает осанку, зрение, нервную систему детей. Недостаток движения у дошкольников приводит к потери здоровья.

    Здоровье всегда считалось одной из высших ценностей человека, основой активной творческой жизни. Крепкое здоровье необходимо и педагогу, потому что от него в огромной степени зависит здоровье подрастающего поколения.

    На Кубани есть старинное поверье: «Кто найдет подкову, тому она счастье принесет». Я предлагаю вам встать в круг, и поиграть в игру «Передай подкову».

        Звучит музыка, участники стоят в круге и под музыку передают подкову друг другу. Как только музыка замолкает, тот, у кого осталась подкова в руках, делиться секретами сохранения и укрепления здоровья своих воспитанников?

         В кубанских играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.

    Разученные с детьми считалки, напевно-забавные певалки, занимательные диалоги быстро и прочно запоминаются и с удовольствием проговариваются детьми в их повседневных играх. Народный фольклор устно передается от поколения и никогда не стареет.

    Каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки. Считалка – это древнее заклинание, позволяющее распределять трудную и опасную работу между людьми. Позже когда человеческая жизнь изменилась, считалка перешла в детскую игру. Она помогает выбрать ведущего, распределить роли весело, без обмана и обид.

    Например:

    На золотом крыльце сидели
    Царь, царевич
    Король, королевич,
    Сапожник, портной,
    Кто ты будешь такой?
    Говори поскорей,
    Не задерживай честных и добрых людей!

       Сейчас я предлагаю вам уважаемые коллеги вспомнить считалку из вашего детства.

    Основным условием успешного внедрения кубанских игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое значение и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Воспитатель, творчески используя игру, как эмоционально - образное средство влияния на детей, пробуждает у них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.

    В ходе игры педагог привлекает внимание ребят к ее содержанию.
    Следит, за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делает краткие указания, поддерживает и регулирует эмоционально-положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели и при этом испытывать радость. Одним словом, задача педагога заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть в народные игры.

       Предлагаю вам поиграть в подвижную игру «Курень»

    В разных концах зала ставятся три-четыре стула, на которых лежат шали. Дети образуют вокруг стульчиков круги по пять-десять человек. Под веселую музыку дети пляшут врассыпную по всему залу. С окончанием музыки бегут к своим стульям, берут шаль и вытянутыми над головой руками натягивают ее (крыша).

    Игра «Хлибчик»

    Дети делятся на пары и встают врассыпную.

    Ведущий — хлибчик (хлебец) — становится на некотором расстоянии от детей, у него нет пары.

    Он громко произносит:

    - Пеку, пеку хлибчик!

    - А выпечешь?

    - Выпеку!

    - А убежишь?

    - Посмотрю!

    С этими словами дети и хлибчик бегают по залу врассыпную по одному. На команду педагога «Пара!» быстро образуют пару, взявшись за руки. Тот ребенок, кому пары не хватило, становится хлибчиком.

       Несомненна роль народной игры в умственном воспитании детей. С ее помощью они познают окружающий мир, овладевают пространственной терминологией. Учатся осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации, соблюдать правила игры развивается внимание, мышление, воображение, память.

    Подвижные игры способствуют развитию речи ребенка, с их помощью обогащается словарный запас, так как игры часто сопровождаются песнями, стихотворениями.

    В своей работе при проведении подвижных игр учитываю возрастные особенности детей, физическую подготовленность, количество детей и условия проведения.

    Для среднего возраста выбираю наиболее простые игры, которые привлекают своей напевностью, эмоциональностью. Это игры с песенным и стихотворным сопровождением, хороводы.

    Давайте уважаемые коллеги и мы с вами поиграем в эти игры.

     «Кауны»

    На одном конце площадки проводится черта. Это «бахча», за чертой на расстоянии 2-3 шагов от нее «шалаш сторожа». На противоположной стороне площадки обозначается «дом детей». Выбирается сторож. Остальные играющие – дети. Когда «сторож» засыпает, дети направляются к бахче со словами:

    Крадем, крадем кауны,

    Деда не боимся

    Дед нас палкой – мы его каталкой.

    Сторож просыпается, дети бегут «домой», а он их догоняет. Пойманного сторож отводит в сторону шалаша.

     «Мельница»
    Играющие встают в круг, и каждый, не сходя с места, кружится. При этом все поют:

     Мели, мели, мельница! Жерновочки вертятся!
    Мели, мели, засыпай и в мешочки набивай!
    Крутись, крутись, жернов!
    Съеден хлеб наш черный,
    Съеден белый хлебик.
    Мели новый, мельник!
    На последнем слове песни все должны
    остановиться и стоять не шевелясь. Кто не сумеет вовремя остановиться, из игры выходит. Остальные повторяют песню и опять кружатся. Остается в кругу самый внимательный. Он и выигрывает.

    выбираю наиболее простые игры, которые привлекали своей напевностью, эмоциональностью. Это игры с песенным и стихотворным сопровождением, хороводы.

    Проводится подвижная игра «Калачи»

    Участники становятся в три круга. Двигаются подскоками по кругу и при этом произносят слова:

    Бай-качи-качи-качи!

    Глянь — баранки, калачи!

    С пылу, с жару, из печи.

    По окончании слов игроки бегают врассыпную по одному по площадке. На слова «Найди свой калач!» возвращаются в свой круг. При повторении игры могут меняться местами в кругах.

    Игра: Атаман и котята. С помощью считалки выбирается «атаман». Остальные дети — котята. Атаман стоит в сторонке, «котята» потихоньку подкрадываются к нему со словами:

    Во дворе у атамана

    Пролилась рекой сметана.

    Мы, веселые котятки,

    На сметану ох и падки.

    Нам чуть-чуть бы полизать.

    Атаман:

    Брысь, котята, под кровать.

    После последних слов «котята» разбегаются, «атаман» их догоняет.

    Игра: «Ох, и ветер на Кубани». Дети поднимают руки вверх, изображают качающиеся деревья:

    Ох, и ветер на Кубани.

    Улетел платок у Тани.

    Ох, и ветер на Кубани.

    Дует с ночи до зари.

    Ну-ка, деревце, замри.

    «Дети-деревья» замирают. Кто первый пошевелился, тот — проиграл и выходит из игры. Игра повторяется до тех пор, пока не останется один человек.

       Итак, народные кубанские игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми, нам педагогам  надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

    Спасибо, уважаемые коллеги за участие в играх, я думаю, что сегодня для вас мастер – класс прошел не безрезультатно.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер – класс для педагогов ДОУ «Приобщаем детей к здоровому образу жизни»

    Здоровье – одна из главных ценностей в жизни. Формирование здоровья детей является приоритетным направлением, а также сохранение и укрепление здоровья дошкольников, формирование  привыч...

    Мастер-класс «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры».

    Мастер-класс «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры». ...

    Мастер – класс для педагогов на тему: «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры»

    Русские народные подвижные игры   просто необходимы детям дошкольного   возраста: развивают координацию, благотворно влияя на вестибулярный аппарат, стимулируют кровообращение...

    Мастер – класс для воспитателей ДОУ «Приобщаем детей к здоровому образу жизни»

    Знакомство воспитателей с опытом работы по формированию представлений у детей о здоровом образе жизни, с использованием  здоровьесберегающих  технологий , массажёров....

    Мастер- класс для воспитателей на тему: «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры»

    Мастер- класс для воспитателейна тему:«Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры»...

    Мастер – класс для воспитателей ДОУ «Приобщаем детей к здоровому образу жизни»

    Мастер – класс для воспитателей ДОУ «Приобщаем детей к здоровому образу жизни»...