Консультация Подвижные игры
консультация (старшая группа) на тему

Подвижные игры как средство формирования самооценки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podvizhnye_igry_kak_sredstvo_formirovaniya_samotsenki.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Подвижные игры

как средство формирования самооценки.

Введение.

     Нормально развивающемуся ребенку свойственно положительное отношение к себе, уверенность в своих силах и самоощущение «Я – хороший». Однако дошкольник  более объективно может оценить результат деятельности сверстника, нежели разглядеть недочёты в своей работе. И это норма возрастного развития, так как самооценка начинает формироваться лишь в старшем дошкольном возрасте. К этому периоду ребенок уже понимает, что умеет делать, а что не умеет; осознает не только свои действия, но и свои желания, предпочтение, настроение; он способен понимать и принимать речевые инструкции, требования взрослых, сознательно выполняет задания в том случае, если оно не противоречит его интересам. На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребёнка развивается притязание на признание, выраженное  в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость.

     Чтобы дошкольник научился понимать, почему результаты его деятельности оцениваются так или иначе, следует создавать ситуации, которые ставили бы его перед необходимостью реалистически оценивать свои способности.

     В дошкольном детстве наиболее ярко выражена потребность в фантазировании и движениях. Потребность в фантазии удовлетворяются в сюжетно – ролевых играх, а потребность в движении наилучшим образом реализуется в подвижных играх. Помимо эффективного влияния на укрепление здоровья, повышение выносливости детского организма и совершенствование двигательных навыков, подвижные игры можно использовать в качестве средства формирования самооценки дошкольников.

     Действия в сюжетной игре не требуют реального результата и жёсткой регламентации. Для подвижной игры с правилами характерны чётко определённые границы, состязательные отношения между участниками, наличие реального результата – выигрыша, обозначающего окончание деятельности, повторяемость неизменных по форме конов. Такие игры вырабатывают у детей волевые качества (выдержку, смелость, стремление преодолевать трудности), умение выслушивать замечания и в соответствии с ними корректировать свои действия, умение ориентироваться в окружающей обстановке. В результате создаются условия, способствующие становлению начальных форм самооценки и самоконтроля ребёнка, что имеет огромное значение и для учебной деятельности (настоящей и будущей), и для полноценной жизни в коллективе.

Педагогические условия организации  и проведения подвижных игр.

Учёт индивидуальных особенностей детей.

     В каждой возрастной группе  есть, по крайней мере, три типа детей, которые по-разному ведут себя во время любой деятельности, в том числе игровой, и соответственно требуют разного подхода.

     Дети первого типа очень активны, подвижны, склонны к сильному возбуждению. Они охотно принимают любую новую игру, с энтузиазмом включаются в неё и стремятся взять на себя активную роль. Для таких детей наиболее трудным оказывается выполнение правил, сдерживающих их спонтанную активность: дожидаться своей очереди, не двигаться до определённого сигнала, уступать главную роль или привлекательный предмет другим. Часто они не обращают внимания на сверстников и заняты демонстрацией собственных возможностей.

     С детьми этой группы можно организовать игры, в которых необходимо выполнить достаточно сложные для дошкольника действия (см. приложение «Черепаха – путешественница») либо совершать простые действия, от точности и аккуратности выполнения которых будет зависеть результат игры (см. приложение «Водонос», «Городки»). При проведении игр необходимо показать дошкольникам важность соблюдения правил и постараться сделать так, чтобы они получили удовлетворение от их выполнения.

     Дети второго типа более робкие, осторожные. Они обычно не сразу понимают суть игры и не слишком охотно переключаются на новую для них деятельность. Сначала они держаться напряжённо, без интереса наблюдают  за действиями сверстников. Ни в коем случае не надо заставлять такого ребенка брать на себя активную роль, пока он не будет готов к этому. Наблюдая за игрой и принимая в ней сначала пассивное участие, он постепенно заражается от взрослого и сверстников интересом к игре и через некоторое время начинает сам проявлять инициативу. Конечно, это становиться возможным при поддержке и одобрении (но ни в коем случае не принуждении!) воспитателя.

     Для этих детей будут привлекательны игры с простыми действиями, в которых результат зависит от сосредоточенности и ловкости (см. Приложение «Городки», «Рыбак и рыбки»), от внимания («Водяной»).

     Чтобы заинтересовать детей, вместо дежурных слов «А сейчас мы будем играть в …» можно «нарисовать» яркую картину предстоящего действия. Иногда полезно сыграть на самолюбии детей, выразив сомнение в их силе и ловкости (но в конце игры не забыть признать ошибочность своих сомнений, похвалив смелость, быстроту и точность движений каждого ребенка).

     В результате детское самоощущение проходит несколько этапов: «Я хочу, но боюсь», «Я попробую – вдруг получится»; «У меня получилось! Я хочу попробовать ещё раз», «Меня похвалил воспитатель, значит, у меня действительно хорошо получилось»; «Я хочу поиграть в другие игры, вдруг я выйграю»; «Я выйграл, значит, я многое могу! У меня всё получится!».

     Дети третьего типа вялые, пассивные, они не могут действовать наравне со сверстниками. Даже при многократном повторении игры они из – за страха перед своей неумелостью не справляются с заданием.

     Такие дети нуждаются в личном контакте со взрослым, в его внимании, поощрении. Коллективная подвижная игра с ними не эффективна. Для нормального психологического и личностного развития этих детей их необходимо сначала включать в игры с двумя – тремя медлительными детьми, а затем в это игровое сообщество добавлять одного – двух ровесников поактивнее. В дальнейшем надо не усложнять содержание игр, а постепенно наращивать их темп.

     Как правило, у таких детей занижена самооценка и педагогу потребуется больше времени, чтобы ребёнок в своём самоощущении перешёл от мысли «Я хочу, но боюсь» к осознанной уверенности «Я могу! У меня получится!».

     Игры «Белочка с орехами», «Каракатица», «Городки» (см. Приложение) – наиболее подходящие для дошкольников данной группы, так как они не содержат сложных действий и не требуют особой ловкости.

Беседа о восприятии победы и поражения.

     В подвижных играх сверстники вступают в сложные взаимоотношения, в которых переплетены моменты взаимной поддержки и соревнования. При этом, с одной стороны, ребёнок хочет «быть как все», а с другой стороны  ребёнок хочет – «лучше, чем все». Стремление «Быть как все» в определённой степени стимулирует развитие детей. Потребность в признании «быть лучше, чем все» проявляется в желании выиграть.

     В своём стремлении выиграть дети могут столкнуться с трудностями и неудачами. Это приведёт к разочарованию, вызовет отрицательные эмоции. Поэтому целесообразно провести с дошкольниками несколько бесед на тему «Сегодня – побежденный, завтра – победитель». Цель таких бесед – подвести детей к выводу: «Невозможно  победить, не рискуя проиграть!».

Создание ситуаций успеха.

     Стремление «быть лучше, чем все» является мотивом для достижения успеха, одним из условий развития воли и способности осознавать свои достоинства и недостатки. Чтобы повысить уровень детских притязаний, иногда необходимо прибегнуть к целенаправленному созданию ситуаций успеха: начать с простых игр, где каждый может выиграть. Это позволит обрести уверенность в себе и стать более активным в деятельности и в общении.

     Успехи дошкольников в подвижных играх имеют  для них большое значение, что подтверждают многие педагоги. «Успех окрыляет ребёнка, способствует выработке у него инициативы… обеспечивает впоследствии формирование характера борца, верящего в свои силы» (Ю.Е. Лукоянов).

Поэтапный переход к подвижным играм,

                                                где важен индивидуальный результат.

     Цель первого этапа – мотивационная: получение детьми удовольствия от самого процесса подвижной игры и укрепление желания участвовать в ней. Достижению этой цели будут способствовать такие игры, как «Водяной», «Белочка с орехами», «Каракатица», «Городки».

     Цель второго этапа – функциональная, она связана с выполнением правил игры, освоением новых движений, ролей, развитием ловкости и скорости движений. Очень важно сначала предлагать детям знакомые, или новые, но простые подвижные игры либо организовывать командные соревнования, в которых поражение не воспринимается как личная неудача.

     Цель третьего этапа – соревновательная: ребёнок должен добиться положительных результатов. После того как многие дети почувствуют, что если сосредоточиться и постараться, то можно выиграть, целесообразно вводить дополнительные правила, усложняющие игру и путь к победе. Чем сложнее игра, тем больше радости приносит победа в честной борьбе.

Соблюдение правил игры.

     Чтобы помочь каждому ребёнку занять достойное место в коллективе, преодолеть неуверенность, вызвать желание выполнять не только второстепенную, но и главную  роль в игре, полезно ввести правила поведения:

  • каждый ребёнок имеет право участвовать в игре;
  • желающие играть должны сообща договариваться, во что будут играть;
  • ведущего выбирают дети с общего согласия всех участников игры;
  • при обсуждении кандидатур надо объяснить, почему выбирают именно этого ребёнка (роль ведущего нужно заслужить);
  • дети должны самостоятельно решать спорные вопросы, организованно заканчивать игру;
  • если кому – то из участников не хочется больше играть, он должен сказать товарищам по игре и ведущему о причине своего ухода;
  • все участники игры обязаны с уважением относится друг к другу, считаться с мнением товарищей, проявлять требовательность к нарушителям правил;
  • как ведущий, так и другие дети имеют право давать советы и расширять содержание игры с общего согласия всех участников.

Оценивая вместе со взрослыми действия сверстников и их ошибки в игре, ребёнок не только лучше усваивает правила, но и начинает осознавать собственные просчёты. Играя по – честному, то есть по правилам, дети завоёвывают одобрение взрослого, признание и уважение сверстников.

Педагогически грамотное распределение ролей.

     Один из ответственных моментов в детских играх – распределение ролей. Для многих подвижных игр требуются капитаны, водящие, то есть командные роли. Игровая практика накопила немало демократических примеров распределения ролей, таких, как жеребьёвка, считалки, бросание кубика с цифрами и т.п.

     Что важно для педагога при распределении ролей?

  • Помочь неавторитетным укрепить свой авторитет; неактивным – проявить активность; недисциплинированным – стать организованными; новичкам или детям, сторонящимся коллектива – сдружиться со всеми.
  • Объяснить значимость не только командных, но и второстепенных ролей.
  • Предусмотреть активное участие детей в игре.
  • Не использовать в игре отрицательные роли.

Оборудование и оснащение игровой площадки.

     Место для игры должно соответствовать её содержанию, количеству играющих и быть безопасным для детей.

     В подвижной игре, как и в большом спорте, результат иногда зависит не только от собственных усилий, но и  от внешних факторов: случайных обстоятельств, погодных условий. Если ребёнок старается выиграть и чувствует, что у него для этого есть все шансы, тот проигрыш из – за вмешательства посторонних людей, луж, ямок и других помех воспринимается им как трагедия и может нанести вред его эмоциональному состоянию. Отсюда вытекает педагогическое требование: тщательнее продумать условия для проведения игры и подобрать спортивный инвентарь.

Вывод: Подвижные игры можно воспринимать как повседневную детскую забаву, а можно рассматривать как педагогическое средство не только физического, но и социального развития  дошкольников. Всё дело в знании методических и психолого–педагогических аспектов руководства подвижными играми и заинтересованности воспитателя в развитии у дошкольников социально значимых качеств: смелости, уверенности, смекалки, взаимовыручки, самоконтроля и адекватной самооценки, умение переживать поражение и добиваться победы.

     Перечисленные качества помогут ребенку комфортно чувствовать себя не только в знакомом коллективе сверстников, но и в новом школьном коллективе, где на первое место выйдет учебная деятельность, которая также требует сообразительности, уверенности в знаниях, самоконтроля, терпения, умения рисковать и преодолевать трудности.

Приложение.

«Черепаха – путешественница»

     Участвуют две команды. Первый игрок каждой команды встаёт на четвереньки, и на его спине устанавливают вверх дном лёгкий пластмассовый таз (панцирь). Черепаха должна доползти до флажка и вернуться обратно, не потеряв своего панциря. Когда игрок вернётся на старт, с него  снимают таз и устанавливают на спину следующего участника. Черепаха, потерявшая панцирь, выбывает из игры.

«Водонос»

     Ведущий говорит: «В древние времена, когда ещё не был изобретён водопровод, воду разносил водонос. Он нёс от источника в город, стараясь не расплескать ни капли. Сегодня вам предстоит стать водоносами».

     Команды выстраиваются на линии старта в колонны. Первый участник берёт в руки тарелку, наполненную водой, и по сигналу ведущего начинает движение вперед. Он должен дойти до флажка, вернуться обратно и передать тарелку с водой следующему игроку.

     В конце игры ведущий проверяет, сколько воды осталось в тарелке каждой команды, и называет победителя.

«Водяной»

     Водящий сидит с закрытыми глазами. Играющие двигаются вокруг него по кругу со словами:

Дедушка Водяной,

Что сидишь по водой?

Выгляни на чуточку,

На одну минуточку.

     Круг останавливается. Водяной встает и с закрытыми глазами подходит к одному из играющих. Он может трогать стоящего перед ним, но глаза открывать нельзя. Задача Водяного определить, кто перед ним. Если он угадывает, то дети меняются ролями и игра продолжается.

«Городки»

     На расстоянии 8 – 10 метров от стартовой линии устанавливают вплотную кегли, кубики, коробки или пластиковые бутылки с песком (всего 5 штук). Каждый участник команды получает на один бросок, затем мяч переходит к следующему игроку. За каждый сбитый предмет игрок получает одно очко.

«Рыбак и рыбки»

     Дети образую круг – это рыбки; в центре – рыбак со скакалкой в руках (Удочка). Длина скакалки должна быть больше, чем расстояние от рыбака до любой рыбки.

     Рыбак низко над землёй крутит удочку, а рыбки должны перепрыгнуть через неё в тот момент, когда она приближается к их ногам.

    Побеждает самый внимательный игрок – кто дольше продержался.

«Белочка с орехами»

     Каждая команда белочек получает пять – семь обручей. И один мяч. Обручи располагают на полу в шахматном порядке так, чтобы из одного можно было допрыгнуть до следующего. Задача белочки – принести орех (мяч), прыгая с дерева на дерево (из обруча в обруч), до флажка и обратно. Вернувшись назад, игрок передает орех следующей белочке. Игру можно усложнить, если дать белочке два или три ореха.

«Каракатица»

     Команды получают задание совершить три забега на четырех конечностях (как животные).

Первый вариант – на четвереньках головой вперед.

Второй вариант – на четвереньках пятясь назад как рак.

Третий вариант – на четвереньках спиной вниз и вперед ногами. Это самый сложный вариант, но самый смешной и занимательный для детей способ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Подвижные игры народов ханты"

Консультация по подвижным играм народа ханты...

Консультация "Подвижные игры"

Консультация для родителей и педагогов...

Консультация: «Подвижные игры народов мира».

«Заяц - месяц» (Беларусь)Играют 10 и более человек. Играющие стоят по кругу. Ведущий и дети начинают перекличку:- Заяц-месяц, где был?- В лесу.- Что делал?- Сено косил.- Куда клал?- Под колоду.- ...

Консультация "Подвижные игры в режиме дня".

Консультация расскажет о том, как в течение дня использовать подвижные игры для физического развития детей....

Консультация "Подвижные игры в оздоровлении детей на прогулке"

Игра занимает важнейшее место в жизни ребёнка раннего возраста, и поэтому рассматриваются советскими педагогами как одно из главных средств воспитания. В практике детского сада широко используются игр...

Консультация "Подвижные игры для детей с нарушением речи"

Развивать речь ребёнка в движении в игровой форме...

Консультация «Подвижные игры в системе здоровьесберегающих технологий. Мордовские народные игры».

laquo;Подвижные игры в системе здоровьесберегающих технологий.Мордовские народные игры»....