Программа по ЗОЖ
рабочая программа (старшая группа) на тему

Векшина Светлана Николаевна

Материал предназначен для воспитателей по работе с детьми по воспитанию здорового образа жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_zozh.doc224 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

по обучению воспитанников МКДОУ Завражного детского сада

Кадыйского муниципального района Костромской области

навыкам здорового образа жизни «Я здоровье берегу»

на 2014-2015 учебный год

2014 год

План

Введение                                                                                                               3                                                                                

Глава I. Актуальность проблемы формирования здорового образа жизни.  4                                                                                                                                                        

1.1.  Стратегическая цель. Тактические цели.                                                  5

1.2. Задачи.                                                                                                           6

1.3. Гипотеза.                                                                                                        6

  1. Этапы.                                                                                                         7
  2. Ожидаемые результаты.                                                                           7
  3. Критерии эффективности.                                                                        8
  4. Риски. Предупреждение рисков.                                                             8

Глава II. Общие подходы к проблеме формирования здорового образа жизни.                                                                                                                   9

2.1. Научное обоснование проблемы здорового образа жизни.                    11

2.2. Нормативно- правовое обеспечение программы.                                    12

2.3. Программно-методическое обеспечение программы.                            13

Глава III. Особенности формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.                                                                                      14

3.1. Цель оздоровительной работы с детьми.                                                 15

3.2. Задачи.                                                                                                         15

3.3. Основные направления оздоровительной работы.                                  16

3.4. Формы и методы оздоровления детей.                                                     17

3.5. Диагностическая работа по адаптации, группам здоровья.                   19

3.6. Условия здорового ритма, безопасного пребывания участников образовательного процесса.                                                                              19

3.7. Эмоциональное благополучие детей в МДОУ.                                       20

3.9. Физкультурно-оздоровительная работа.                                                  20

Заключение.                                                                                                       24

Список литературы.                                                                                          25

Приложения.                                                                                                      26

Введение

Всем известно, что здоровье человека начинается в детстве. Точнее сказать, здоровье человека закладывается задолго до появления ребенка на свет и формируется в период детства. Во все времена считалось, что здоровье детей является показателем состояния физического и нравственного здоровья общества в целом. К сожалению, нынешнее состояние здоровья детей имеет целый ряд негативных тенденций. Растет заболеваемость новорожденных, увеличивается число детей рожденных недоношенными, отмечается увеличение частоты врожденных аномалий и рост детской смертности. Рождение здорового ребенка стало редкостью.

В связи с этим все более ясной становится необходимость целенаправленной и организованной работы по сохранению и укреплению здоровья детей и молодого поколения, формирования сознательного отношения к здоровью, профилактике вредных привычек, воспитанию лучших человеческих качеств. Воспитание и образование должны стать поистине «здоровье сохраняющими». Очевидно, что прочный фундамент здоровья должен быть заложен именно в дошкольном детстве, так как от этого будет зависеть качество всей последующей жизни человека. Современные дошкольные образовательные учреждения могут и должны оказать существенное влияние на оздоровление детей в процессе обучения и воспитания, а также на весь образ жизни ребенка.

Первым необходимым условием успешной работы по сохранению здоровья детей является тесное взаимодействие и преемственность дошкольного учреждения, семьи и школы.

Вторым условием успешного внедрения здоровье сохраняющего воспитания и образования является понимание того, что «здоровый образ жизни» должен стать не только расхожей фразой, а действительно образом, стилем жизни взрослых – как педагогов, так и родителей.

Глава I. Актуальность проблемы формирования здорового образа жизни

Актуальность проблемы охраны здоровья воспитанников, а также пропаганды и обучения их навыкам здорового образа жизни отражена в Федеральном законе от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (далее - ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшением состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и особенно детей дошкольного возраста. Ее решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.

На протяжении последних десятилетий проблема формирования ЗОЖ является объектом изучения многих исследователей (А.И.Антонов, Г.А.Бутко, И.В.Журавлева, И.М.Новикова и др.). Проведенные исследования позволили выявить общие для детей особенности представлений о ЗОЖ:

- большинство детей имеют представление о здоровье как физическом состоянии человека, противоположном болезненному, но назвать качества, присущие здоровому человеку, затрудняются;

- только небольшое число детей связало здоровье с состоянием психологического комфорта; большинство детей положительно настроены на воспитателя и близкого взрослого (мать);

- у детей нет необходимого запаса представлений о факторах вреда и пользы для здоровья в окружающих условиях жизни;

- недостаточно сформированы представления детей о значении для здоровья двигательной активности, полноценного отдыха, сбалансированного питания, принятых санитарно-гигиенических норм, состояния окружающей среды;

- недостаточно сформированы представления детей о поддерживании здоровья с помощью закаливающих и профилактических мероприятий, использования для здоровья предметов, продуктов.

Развитие у дошкольников элементарных представлений о ЗОЖ направлено на формирование поведения, адаптированного к социальным и природным условиям окружающей среды, с целью сохранения и укрепления здоровья, достижения психологического комфорта, всестороннего развития потенциальных возможностей личности на основе понимания взаимосвязи состояния здоровья и образа жизни.

Успешное формирование представлений о ЗОЖ у дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно-образовательной работы в ДОУ и семье.

Данная Программа основана на системном подходе и предполагает работу в следующих направлениях: специальная подготовки педагогов, взаимодействие педагогов и родителей, совместная деятельность педагогов, родителей и детей; формирование здоровьесберегающего пространства.

1.1.  Стратегическая цель

Охрана, сохранение и укрепление здоровья детей, формирование ответственности у родителей, педагогов в деле приобщения к здоровому образу жизни.

Тактические цели

Блоки:

Цели:

Создание условий

- спортивные уголки в группе;

- спортивная площадка.

Рациональный режим

- зимне-осенний;

- гибкий режим;

- работа кружков.

Организация питания

- режим питания;

- правильная расстановка мебели;

- сервировка стола;

- во время полдника (соки, фрукты);

- С витаминизация.

Формы методического общения

- педсоветы;

- метод объединения;

- обмен опытом работы;

- семинары;

- консультации.

Работа с родителями

- родительские собрания;

- анкетирование «Здоровье вашего ребенка»;

- день открытых дверей;

- информационные бюллетени;

- консультации;

- совместные праздники (в т.ч. Недели здоровья осень, весна);

- телефон доверия и дрю

1.2. Задачи

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
  2. Изучить практику решения проблемы и выявить ее реальный уровень.
  3. Определить эффективность структурных компонентов здорового образа жизни.
  4. Разработать «Программу формирования здорового образа жизни детей в МКДОУ Завражном детском саду».

1.3. Гипотеза

     Формирование здорового образа жизни детей в современном дошкольном образовательном учреждении будет эффективным при реализации системы оздоровления детей, которая включает:

  • закаливание;
  • двигательную активность;
  • рациональное питание;
  • гигиену режима;
  • лечебно-профилактические мероприятия.

1.4.Этапы

I вводный этап (подготовительный)

II основной этап (практический)

III заключительный этап (аналитический)

1.5. Ожидаемые результаты

  1. Осознание взрослыми и детьми понятие «Здоровье» и влияние образа жизни на состояние здоровья.
  2. Повышение уровня ориентации к современным условиям жизни.
  3. Овладение навыками ЗОЖ.
  4. Снижение уровня заболеваемости.
  5. Ребенок здоровый физически, психически, нравственно, с развитым мышлением, готовый к школьному обучению.
  6. Активизация интереса у детей к занятиям по физической культуре, спорту, закаливанию.

1.6. Критерии эффективности

  1. Мониторинг качества социально-педагогической поддержки
  • Мастерство педагогических кадров;
  • Информационная база, система консультаций;
  • Освоение педагогами эффективных образовательных технологий.
  1. Показатели доступности социально педагогической поддержки:
  • Увеличение численности воспитанников;
  • Качество образовательной программы.
  1. Укрепление материально технической базы и финансирование:
  • Привлечение внебюджетных средств (спонсоры, родотительские взносы);
  • Приобретение спортивного инвентаря.
  1. Сформированность нормативно-правовой базы.
  2. Организованность и результативность работы педколлектива.

1.7. Риски

  1. Несбалансированное по качеству и количеству питание;
  2. Гиподинамия, гипердинамия.
  3. Стрессовые ситуации в семье.
  4. Безразличное отношение к здоровью
  5. Незнание методов диагностики здоровья
  6. Плохие материально-бытовые условия.

Предупреждение риска

  1. Рациональное питание.
  2. Адекватная физическая активность.
  3. Здоровый психологический климат в семье.
  4. Внимательное отношение к своему здоровью.
  5. Владение простейшими методами диагностики здоровья.
  6. Хорошие материально-бытовые условия.

Глава II. Общие подходы к проблеме формирования

здорового образа жизни.

Здоровье является одним из компонентов человеческого счастья. Одним из неотъемлемых прав человеческой личности, одним из условий успешного социального и экономического развития.

Здоровье – неоценимое счастье в жизни каждого человека и человеческого общества. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия.

Что же собой представляет понятие «здоровье»?

Самое точное определение понятия «здоровье» было дано в 1946 году на Международной конференции по здравоохранению и записано в Уставе Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Здоровье человека – это процесс сохранения и развития его психических и физиологических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни.

По мнению академика Ю.П.Лисицина – «… здоровье человека не может сводиться лишь к констатации отсутствия болезней, недомогания, дискомфорта, оно – состояние, которое позволяет человеку вести неестественную в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции, прежде всего трудовые, вести свой образ жизни, т.е. испытывать душевное, физическое и социальное благополучие».

С точки зрения социальной медицины, выделяют 3 уровня оценки здоровья:

  • здоровье отдельного человека (индивидуума);
  • здоровье малых социальных, этнических групп (семейное или групповое здоровье);
  • здоровье всего населения (популяции), проживающего в городе, в селе, на отдельной территории.

Для оценки здоровья используются различные шкалы, но следует подчеркнуть, что наиболее адекватные критерии для каждого уровня еще не окончательно не обоснованы.

            Следует учесть, что функциональные возможности организма и его устойчивость к неблагоприятным факторам внешней среды в течение жизни существенно изменяются, поэтому можно говорить о состоянии здоровья, как о динамическом процессе, который может улучшаться или ухудшаться, т.е. об укреплении или ослаблении здоровья.

            Социально-гигиенические, эпидемиологические, социальные и другие исследования убедительно доказали, что здоровье человека зависит от:

- образа жизни – на 50 – 55%;

- экологии – на 20 – 25%;

- наследственности – на 20%;

- здравоохранения – на 10%.

            Так что же мы понимаем под «образом жизни», который на 50% влияет на состояние нашего здоровья?

            Здоровый образ жизни можно охарактеризовать как активную деятельность людей, направленную, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом необходимо учесть, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.

            Формирование здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями.

            Таким образом, под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций.

2.1. Научное обоснование проблемы здорового образа жизни

            Многие ученые работали над проблемой сохранения и продления жизненного потенциала и долголетия: М.П.Павлов. И.И.Мечников. И.М.Сеченов. Н.М.Амосов и многие другие.

            Образ жизни включает основную деятельность человека, куда входят :

- трудовая деятельность;

- социальная;

- психоинтеллектуальная;

- двигательная активность;

- общение и бытовые взаимоотношения.

            Академик Ю.П.Лисицын в понятие «образ жизни»  включает важный фактор – медицинскую активность, т.е. наиболее характерную, типичную для определенного исторического периода деятельность (активность) людей по отношению к своему (личному, персональному) и других людей (общественному) здоровью.

            Иными словами, образ жизни – это способ переживания жизненных ситуаций, на который влияют следующие условия:

- экологическая обстановка;

- образовательный ценз;        

- психологическая ситуация в мини- и макросреде;

- быт и обустройство своего жилища.

            Отсюда, по логике, определено, что образ жизни непосредственно влияет на здоровье человека, а в то же время условия жизни, как бы опосредованно, оказывают влияние на состояние здоровья.

            Как правило, образ жизни взаимосвязан с укладом жизни, уровнем жизни, качеством и стилем жизни! Данные понятия можно объединить четырьмя категориями:

- экономическая представлена уровнем жизни и отвечает на вопрос, каково Ваше материальное благополучие;

- социологическая – каково качество Вашей жизни;

- социально-экономическая – каков Ваш уклад жизни;

- социально-психологическая – каков стиль Вашей жизни.

            Рассмотренные категории являются руслом для определения здорового образа жизни, которые влияют на состояние здоровья человека.

2.2. Нормативно – правовое обеспечение программы

1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.

  1. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан  в Российской Федерации» от 21.11.2011г. № 323-ФЗ.
  2. Федеральный закон «Технический регламент о требованиях  пожарной безопасности» от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ.
  3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30.08.2013 г. № 1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155.
  6. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000. № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».
  7. Устав МКДОУ Завражного детского сада.
  8. Основная общеобразовательная программа МКДОУ Завражного детского сада Кадыйского муниципального района Костромской области на 2012-2016 г.

 

                               2.3. Программно – методическое обеспечение программы

1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «Детство-Пресс», 2005.

2. Богина Т.И. Современные методы оздоровления дошкольников. – М.: Издательство МИПККО, 2001.

3. Бочарова Н.И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста – М.: АРКТИ, 2002.

4. Брагина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

5. Гаврючина Л.В. Здоровьсберегающие технологии в ДОУ. М.: Сфера, 2007.

6. Голицина Н.С., Шумова И.М. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей. М.: Скрипторий 2003, 2007.

7. Доскин В.А. Растем здоровыми: Пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры. М.: Просвещение, 2002.

8. Ермолова М.А. Организация и контроль питания в ДОУ. Нормативно-правовая база. ООО «Национальный книжный центр», 2012.

9. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации. Материалы Всероссийского совещания. – М.: ГНОМ и Д, 2002.

10. Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М.: АРКТИ, 2002.

11. Кулик Г.И., Сергиенко Н.Н. Школа здорового человека. Программа для ДОУ. – М.: СЦ Сфера, 2006 г.

12. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка. – М.: АРКТИ, 2000.

13. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

14. Рыжова Н.А. Волшебница. Учебно-методический комплекс по экологическому образованию дошкольников. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1997.

15. Рыжова Н.А. Воздух-невидимка. Пособие по экологическому образованию дошкольников. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.

16. Пензулаева Л.И. Растем здоровыми и крепкими: Книга для родителей и детей 5-6 лет. М.: Дрофа, 2000.

17. Швецов А.Г. Формирование здоровья детей в дошкольных учреждениях. – М.: Владос, 2006.

18. Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

Глава III. Особенности формирования здорового образа жизни

у детей  дошкольного возраста

            Из истинно человеческих ценностей здоровье – одно из основных.

            «Здоровье до того перевешивает все блага жизни, что воистину здоровый нищий счастливее больного короля» - писал А.Шопенгауэр.

            В нашей стране, несмотря на наличие системы государственных и общественных мероприятий по охране здоровья,  состояние здоровья населения, и особенно подрастающего поколения, вызывает тревогу.

            Несомненно, что успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок поступает в 1 класс, т.е. выпускается из дошкольного учреждения. Однако результаты медицинских осмотров детей говорят о том, что здоровыми можно считать лишь 20 – 25% выпускников ДОУ. У остальных же имеются различные нарушения в состоянии здоровья.

            Рост числа детей с ослабленным здоровьем за последние годы набирает темпы. Специальные исследования показали, что наряду с экологическими, социальными и наследственными факторами этому росту способствуют большое психоэмоциональное напряжение, связанное с условиями жизни и обучения, трудности в организации питания, а также ряд других факторов.

            Поэтому проблема создания здорового образа жизни особенно актуальна в настоящее время. Однако готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется  у человека с ранних лет.

Одна из главных задач ДОУ – формирование у ребенка потребности самостоятельно заботиться о своем здоровье, сохранение здоровья ребенка в процессе его социализации. Говоря о здоровье, мы используем определение, которое предполагает Всемирная организация здравоохранения – «состояние полного физического, психического и социального благополучия».

Большое внимание уделяется формированию у ребят навыков эффективной социальной адаптации, воспитанию у детей мотивации здорового образа жизни, формированию представления о собственном теле, понимания его красоты и совершенства, осознанию важности заботливого отношения к своему организму.

3.1. Цель оздоровительной работы с детьми

Охрана, сохранение и укрепление  здоровья детей, формирование ответственности у родителей, педагогов, воспитанников  в деле приобщения к здоровому образу жизни.

3.2. Задачи:

1. Организация рационального режима дня, обеспечение суточной продолжительности сна.

2. Создание условий для обеспечения оптимального двигательного режима.

      3. Осуществление оздоровительных и закаливающих мероприятий.

      4. Полноценное питание.

      5. Обеспечение благоприятной гигиенической обстановки.

      6. Создание атмосферы психологического комфорта.

      7. Обеспечение безопасности детей.

      8. Формирование потребности ЗОЖ.

      9.Повышение квалификации педагогов в вопросах освоения

      здоровьесберегающих технологий.

      10.Просвещение родителей по оздоровлению детей.

 11.Развитие движений через разные формы.

      13. Медицинское обслуживание детей.

3.3. Основные направления оздоровительной работы

Оздоровительные

  1. Обеспечение благоприятного течения адаптации.
  2. Выполнение санитарно – гигиенического режима.
  3. Закаливание.
  4. Гигиенические процедуры.
  5. Оздоровительный бег.
  6. Занятия физкультурой на воздухе, подвижные игры.
  7. Игры с элементами спорта.
  8. Обследование по скрининг – программе.
  9.  Профилактика заболеваний.

     10. Питание .

     11. Занятия- беседы «Уроки здоровья».

Организационные

1. Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

2. Определение показателей физического развития, двигательной подготовленности критериев здоровья (группы, виды заболеваемости, методы диагностики).

3. Изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, внедрение эффективных  здоровьесберегающих программ, технологий и методик.

4. Пропаганда ЗОЖ, методов, оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников.

5. Создание группы «Здоровье»

6. Систематическое повышение квалификации педагогов.

Медицинские

1.Массаж (разные виды).

2. Витаминотерапия.

3. Контроль за физическим здоровьем.

4. Обследование детей по скрининг – программе.

5. Профилактические прививки.

6. Оказание неотложной помощи детям, сотрудникам.

7. Проведение медосмотров для детей и сотрудников.

8. Контроль за организацией питания.

9. Контроль за санитарно – эпидемическим режимом.

              Система работы с детьми предполагает различные формы, средства и методы формирования представлений о здоровом образе жизни.

Основными формами работы являются:

- непосредственно-образовательная деятельность;

- досуги;

- режимные моменты;

- спортивные соревнования и праздники.

Средствами формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников являются:

- дидактические и сюжетно-ролевые игры;

- художественная литература;

- продуктивная и предметно-практическая деятельность.

Методы формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни:

- наглядные (наблюдения, демонстрация, просмотр видеоматериалов, иллюстраций, выставки работ по изобразительной деятельности, выставки плаката);

- словесные (рассказы педагога, беседы, объяснения, методы проблемного изучения);

- практические методы (опыты, упражнения, предметно-практическая и продуктивная деятельность).

3.4. Формы и методы оздоровление детей

п\п

Методы и формы

Содержание

Контингент

Ответственные

11

Обеспечение

здорового ритма

жизни

-Щадящий режим

(адаптационный период);

- гибкий режим;

- организация комфортного микроклимата;

- оптимальная нагрузка на ребёнка;.

-учёт возрастных и

индивидуальных особенностей.

 Все группы

Заведующий,

Воспитатели

12

Физические упражнения

 - утренняя гимнастика;

- физкультурно –оздоровительные занятия;

-подвижные и спортивные игры;

- профилактическая гимнастика

(дыхательная, корригирующая, на осанку, плоскостопие, зрение);

- занятия в группе «Здоровье»;

- ритмика;

-гимнастика после сна;

- пальчиковая гимнастика;

  • озд - оздоровительный бег.

 Все  группы

Воспитатели

 

3.

Закаливание

33.1.

Гигиена и водные процедуры

-умывание;

-мытьё рук;

-полоскание горла;

- обливание ног;

- чистота среды.

Все группы

с 4х до 7 лет

с 4х до 7 лет

с 3х  лет

Воспитатели

33.2.

Свето-воздушные ванны

- проветривание;

- прогулки;

- сон с открытой фрамугой;

- температурный режим;

- чистота воздуха;

- загар;

- приём на улице.

Все группы

Воспитатели

44.

Активный отдых

-развлечение, досуги;

- праздники;

- дни здоровья;

- игры – забавы;

- каникулы.

Все группы

Воспитатели

Муз.

руководитель

55.

Рациональное

 питание

- калорийность;

- С-витаминизация;

- разнообразие блюд.

Все группы

Заведующий

Повар

Завхоз.

66.

Свето и цветотерапия

- световой режим;

  •        - цвет и свет на учебных занятиях;
  •        - свободная деятельность.

 Все группы

Воспитатели

77.

Музыкальная

терапия

- хоровое пение;

- муз. сопровождение

(режимные моменты);

-музыкально-театрализованная деятельность;

-муз. сопровождение фона занятий..

Все группы

Воспитатели

Муз.

руководитель

88.

Психогимнастика,

аутотренинги

- пальчиковая гимнастика;

- игры и упражнения на развитие

 эмоциональной сферы;

- игры ;

– тренинги на развитие  эмоций;

- коррекция поведения;

- учебная гимнастика.

 Все группы

Воспитатели

99.

Спецзакаливание

-босохождение;

-оздоровительный бег;

-игровой массаж;

-ходьба по массажным коврикам;

- дыхательная гимнастика.

 Все группы

 с4х  лет

 

Все группы

с4х лет

Воспитатели

110.

Пропаганда ЗОЖ

-эколого-валеологическая театрализация;

- лекции и беседы;

-занятия по ОБЖ.;

С 4х   лет

С 5и   лет

Воспитатели

11.

Витаминизация

- витаминизация третьих блюд

Все группы

 Повар

3.5. Диагностическая работа по адаптации, группам здоровья

     В ДОУ проводится  диагностическая работа. В начале и в конце каждого учебного года   воспитатели проводят мониторинг по освоению навыков ЗОЖ. (Приложение № 4 ). Специалисты  и педиатры   ОГБУЗ Кадыйской районной больницы проводят обследование, диспанцеризацию детей, медсестра по детству Завражной амбулатории ведёт паспорта здоровья,  выявляет  группы здоровья детей  для использования этих данных при проведении воспитательно-образовательной работы  с детьми по разным направлениям, в частности по физультурно-оздоровительной работе.

 

3.6. Условия здорового ритма жизни, безопасного пребывания участников     образовательного процесса (Приложение № 1)

Выполнение оптимального санитарно – гигиенического  и воспитательно-образовательного  режима играют важную роль  в оздоровлении дошкольника:

             - проветривание, влажная уборка помещений;

             - соблюдение питьевого режима;

   -создание нормальной освещённости, теплового режима;

        - озеленение и оборудование территории и помещений ДОУ;

        - трехразовое горячее питание

        -  индивидуальный режим пробуждения после сна;

        - личная гигиена персонала, гигиенические процедуры детей;

        - неукоснительное  соблюдения режима дня с использованием элементов  гибкости;

        - упорядочивание  учебной нагрузки  и активного отдыха  (расписание занятий, кружковой работы, чередование умственной и двигательной активности);

                        - подгрупповые, интегрированные занятия;

             - использование эффективных познавательных методов развития и          

                   воспитания;

        - физкультминутки и физкультурные паузы;

        - введение дней радости, дней рождения;

                  -  гимнастика для глаз, осанка;

        - «щадящий режим»   для адаптационных и часто болеющих   детей

3.7. Эмоциональное благополучие детей в МДОУ

Эмоциональное благополучие играет важную роль в создании здоровьесберегающего компонента:

 - здоровый микроклимат (интерьер детского сада, групп);

 - создание предметной развивающей среды;

         - интересная, содержательная  познавательная деятельность детей;

         - личность педагога, стиль общения;

        - психологический комфорт (общение и взаимоотношения взрослых и детей);

        - самореализация ребёнка в разных  видах деятельности;

        - профилактика страхов и стрессов;

        - нагрузка на детей;

        - дружба детей в коллективе сверстников;

        -хорошее настроение (экраны настроений, песочная терапия, комплименты).

3.8.Физкультурно-оздоровительная работа

Направлена  на организацию двигательной активности детей:

            - утренняя гимнастика;    

- приём детей на улице в тёплое время года;

- физкультурные занятия (3 раза в неделю, один раз на улице);

- двигательная активность на прогулке;

- подвижные игры, игры с элементами спорта;

- гимнастика после сна ;

- оздоровительный бег;

- ритмика;

- разные виды гимнастики (для глаз, рук, ног. дыхания, психогимнастика, коррегирующая для профилактики осанки, плоскостопия);

- занятия с ослабленными  детьми в группе «Здоровье»;

- прогулки.

 Активный отдых:

 - физдосуги, развличения, праздники;

- игры, забавы, хороводы;

- дни здоровья (игры, беседы, соревнования, эстафеты);

- спортивные соревнования (в ДОУ, районные, областные)

Система закаливания в ДОУ

Закаливание  является одним из важных моментов  в профилактике  простудных  заболеваний и укреплении ослабленного организма ребёнка. Закалённые дети легко переносят холод и жару, менее подвержены простудным заболеваниям, не болеют рахитом,  подвижны и жизнерадостны. Закаливание -  это солнце, воздух и вода.

 - достаточное пребывания на свежем воздухе, прогулки;

           - сквозное  проветривание помещений в отсутствии детей;

                - различные водные процедуры (полоскание полости рта, горла после приёма пищи; контрастное обливание ног);

                    - хождение  босиком, оздоровительный бег.

            Валеологическое  воспитание дошкольников

Валеологическое воспитание детей направлено на профилактику охраны,  развитие здорового образа жизни, расширение знаний детей  о строении организма человека и работоспособности всех органов, закрепление гигиенических правил и норм, ОБЖ по разделам, беседы по аспектам здоровья: 

*ребёнок  и другие люди;

*ребёнок и природа  (опасные растения и животные, питьевой режим);

*ребёнок дома (пожар, опасные вещи: электроприборы, лекарства, лифт, балкон );

*здоровый ребёнок (строение, личная гигиена, помощь взрослого при заболевании, роль лекарств, витаминов);

*эмоциональное благополучие (дружба, общение, доброта, страхи, хорошее настроение);

* ребёнок на улице (место жительства, транспорт,  правила дорожного движения, игры).

Организация питания

 Рациональное питание – важный фактор в создании здоровье сберегающей инфраструктуры ДОУ:

  • трехразовое питание на сумму 38 руб. в день на одного ребёнка (мясо, молоко, кисломолочные продукты, масло , овощи, кондитерские изделия, сахар, крупы и т.д.);
  • введение  овощей и фруктов в обед и полдник (салаты, запеканки, фрукты);
  • учёт заведующим химического состава  - процентное соотношение  белков, жиров, углеводов, калорийности, объёма рациона;
  • соблюдение режима приёма пищи, её качества (удостоверения качества, бракераж сырых и готовых продуктов);
  • составление перспективного  десятидневного меню;
  • контроль за культурой приёма пищи;
  • гигиенические требования  к использованию  посуды;
  • витаминизация третьего блюда.

           Лечебно  - профилактические  мероприятия  

Направлены  на профилактику  и реабилитацию здоровья детей: 

- гигиена окружающей среды;

- организация рационального питания;

- профилактические прививки;

- витаминизация третьих блюд;

-профилактика травматизма;

- беседы с детьми по ЗОЖ, ОБЖ;

- физминутки (снятие усталости);

- психогимнастика;

- разные виды массажа (точечный, сухое растирание);

- питьевой режим;

- закаливание;

- дыхательная и корригирующая гимнастика.

Методическая работа с кадрами по оздоровлению (Приложение № 2)

         Работа с педагогами ДОУ по повышению уровня знаний о ЗОЖ , педагогического мастерства  предполагает проведение следующих мероприятий: подбор и изучение новой современной литературы о ЗОЖ, консультации, открытые занятия, семинары, производственные совещания, педсоветы.

        Контроль за оздоровительной работой в ДОУ

Осуществляется заведующим ДОУ:

  - дни здоровья (планирование, содержание, методика);

     - оптимизация двигательной активности (режим дня, оценка эффективности физкультурных занятий,  использование подвижных игр);

     - закаливание (виды, оборудование, условия, оздоравливающий эффект);

     - охрана жизни  и здоровья детей (мебель, оборудование, освещенность, электропроводка, здание, состояние пособий, игрового материала, оборудования на участке, выносного материала ).

          Работа с родителями по оздоровлению (см. Приложение № 3)

Осуществляется через следующие формы:

          - анкетирование;

          - консультации;

          - родительские собрания ;

          - наглядная агитация на оздоровительные темы;

          - индивидуальные беседы;

- совместные спортивные досуги, соревнования, праздники, театрализованные представления;

- рекомендации по питанию ослабленных и частоболеющих детей;

- выставки

- открытые Дни здоровья (Приложение № 4).

           Диагностика

     Для изучения представлений детей о ЗОЖ диагностика ведется в трех направлениях:

- исследование представлений детей о ЗОЖ (Приложение № 5);

- исследование педагогических условий формирования представлений о ЗОЖ в ДОУ (Приложение № 6);

- исследование социально-педагогических условий формирования представлений о ЗОЖ в семье (Приложение № 7).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема здорового образа жизни актуальна на современном этапе, т.к. физическое, психическое, эмоциональное  развитие детей с ослабленным здоровьем за последние годы набирает темпы.

Гипотезой нашего исследования является следующий факт, что формирование навыков здорового образа жизни будет эффективным при реализации систем оздоровления детей, которые включают в себя закаливание, двигательную активность, рациональное питание, гигиену режима, лечебно-профилактические мероприятия.

Мы придерживаемся следующей точки зрения, что ЗОЖ – это типичные формы и способы поведения жизнедеятельности человека которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций.

На наш взгляд основными формами и методами определения здорового образа жизни могут быть: 

обеспечение здорового ритма жизни ; физические упражнения; закаливание ;

гигиена и водные процедуры; свето-воздушные ванны; активный отдых; рациональное питание.

Так же можно выделить разноуровневые группы здоровья (I, II, III,IV).

В нашей работе мы не только выявляем уровни и группы здоровья детей, но и их взаимное влияние на здоровый образ жизни детей.

На наш взгляд ценным в нашей работе является комплексный подбор методик, диагностик и коррекционные упражнения по организации здорового  образа жизни. Данная работа представляет интерес для педагогов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2012 г.

2. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников / И.Н.Новикова, 2009 г.

3. Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей / К.Ю.Белая, 2011 г.

4. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет / Л.И.Пензулаева,2010 г.

5. Физическая культура в детском саду. Система работы в старшей группе / Л.И.Пензулаева, 2012 г.

6. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет. Конспекты занятий и развлечений. Игры, тренинги / К.К.Утробина, 2006 г.

8. Журнал «Здоровье дошкольника» №1,2,3 2014 г.

9. Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа / Т.Г.Кобзева, Г.С.Александрова, И.А.Холодова, 2010 г.

10. Подвижные игры на прогулке / Е.А.Бабенкова, Т.М.Параничева, 2011 г.

11. Организация деятельности детей на прогулке. Первая младшая группа / З.И.Самойлова, 2013 г.

12. Занятия на прогулке с малышами. Для работы с детьми 2-4 лет / С.Н.Теплюк, 2005 г.

13. Развитие игровой деятельности / Губанова Н.Ф., 2008 г.

Приложение № 1

План совместной работы педагогов

МКДОУ Завражного детского сада по формированию представлений воспитанников о ЗОЖ

(ответственные: воспитатели групп, музыкальный руководитель)

Месяц

Виды и формы работы

младшая группа

старшая, подготовительная группа

сентябрь

Игра- занятие «Помоги Зайке сберечь здоровье»

Д/игра «Кому что нужно»

С/р. игра «Больница»

Чтение К.Чуковский «Доктор Айболит»

Диагностика

 Беседа «Как я появился на свет».

Беседа «Витамины и здоровый организм»,  «Здоровье и болезнь», « Кто из нас из овощей кто полезней и вкусней», «О витаминах и пользе их для детского организма», «Почему овощи и ягоды полезны для организма?», «Овощи и фрукты –полезные продукты», «Витамины и и здоровый организм»

Занятие «Я – человек» (Человек часть природы. Необходимые для жизни условия)

Занятие «Растения вокруг нас. Овощи»

Досуг «Чистота и здоровье»

октябрь

Занятие «Фрукты полезны взрослым и детям»

Д/и «Чудесный мешочек», «Узнай по описанию», «Разложи на тарелках полезные продукты»

Чтение Ю.Тувим «Овощи», Г.Зайцев «Приятного аппетита»

Рисование «Что за яблочко, оно соку спелого полно»

Игровое упражнение

«Подбери правильную обувь»

Беседы: «Полезная еда», « Нельзя брать предметы в рот»», «Почему надо слушать маму?», «Внутренние органы человека»,

Занятие «Деревья и кустарники»

Занятие «Что я знаю о себе? Мой организм»

Опыты «Воздух вокруг нас»

Театрализованное представление «Какой гриб лучше» (закреплять представления об опасных для здоровья грибах, о правилах поведения в лесу)

ноябрь

Развлечение «Весёлые овощи»

С/рол. игра «Овощной магазин»

Неделя здоровья

Беседа: «Когда я ем, я глух и нем», «Для чего нужен дуршлаг?», «Красиво сервированный стол - залог хорошего аппетита», «Почему дает здоровье - молоко коровье?»

Ситуация «Что будет если мы не будем мыть посуду?»

Дид/Игра: «Полезные продукты»

Опыты с водой

Занятия: «Я –ребёнок.», «Мой образ жизни»

Неделя здоровья

декабрь

Беседа «Витамины и здоровье»

Д/и «Угадай на вкус», «Назови правильно»

Занятие «Наши помощники – глаза»

Беседа «Какая бывает вода», «Здоровые зубы»

январь

Рисование «Витамины»

Развлечение «Таблетки растут на грядке, таблетки растут на ветке»

Беседа:  «Нужно ли здоровье, чтобы освоить профессию?», «Ребёнок дома», «Встречи на прогулке»

Занятие «Дорога к доброму здоровью»

Занятие «Как устроена дыхательная система»

февраль

Спортивное развлечение «Мы мороза не боимся»

Беседа: «Польза хлеба для человека», «На игровой площадке»

Занятие «Опасные ситуации дома»

Занятие «Бережём своё здоровье, или Правила доктора Неболейко»

Физкультурный праздник

март

Беседа «Здоровье в порядке, спасибо зарядке»

Д/и «Назови вид спорта»

С/рол. игра «Физкультурное занятие в детском саду»

Рисование «Разноцветные мячи»

Беседа: «Зачем разводим домашнюю птицу», «Какую пользу они приносят?», «Как уберечься от травм?»

Занятие «Здоровый образ жизни в большом городе»

Занятие «Лекарственные растения»

Досуг «Кто в лесу живёт?»

апрель

Беседа «Здоровье в порядке, спасибо зарядке»

С/рол. игра «Физкультурное занятие в детском саду»

Рисование «Разноцветные мячи»

Спортивное развлечение «Мы мороза не боимся» С/рол. игры «Аптека», «Больница»

Чтение Е.Шиловский «Как лечили мишку», А.Барто «Мы с Тамарой»

Беседа: «Космический мусор», «Космическая еда», «Каким должен быть космонавт?», «Рецепты крепкого здоровья», «Опасно ли летать в космос?», «Весенняя прогулка»

Игра перевоплощение: «Все когда-то мечтают стать птицами»

Занятие «Взаимосвязь органов вкуса и запаха»

Занятие «Я пешеход и пассажир»

Кукольное представление «Как природа помогает нам здоровым быть»

май

День здоровья (итоговое открытое мероприятие)

Беседа «Могут ли цветы лечить?», «О пользе и красоте цветов»,  «Как правильно обходить транспорт»

Наглядно - агитационный материал по теме : «Типичные ситуации детского травматизма»

Дисциплина на улице-безопасность пешеходов.

Занятие «Игра «Больница».

Ситуация: «Мы пассажиры», «Мы пешеходы»

День здоровья (итоговое открытое мероприятие)

июнь

Беседа «Отдыхаем у воды»

Выставка детской художественной литературы «Здоровье и здоровый образ жизни»

июль

Цикл занятий по изобразительной деятельности «Лето» (закреплять представления о различных видах деятельности, способствующих укреплению здоровья)

август

Театрализованное представление «День рождения зайчат»

в летнее время (июнь-август) ДОУ работает в режиме одной разновозрастной группы

                                                              План работы

 с педагогами МКДОУ Завражного детского сада

по формированию у детей представлений о ЗОЖ

на 2014-2015 учебный год

Месяц

Виды и формы работы

Сентябрь

Консультации «Организация здоровьесберегающего пространства в детском саду», «ЗОЖ в содержании занятий по ознакомлению с окружающим миром»

Октябрь

Консультации «Представления детей о здоровье и ЗОЖ», «Дидактические игры в формировании элементарных представлений детей о ЗОЖ».

Организация в группах здоровьесберегающего пространства.

Ноябрь

Создание библиотечки методической литературы о ЗОЖ.

Консультация «Особенности формирования представлений о ЗОЖ»

Декабрь

Консультация «Представления родителей о ЗОЖ».

Обмен опытом: «Режимные моменты и ЗОЖ» (организация, проведение, пропаганда ЗОЖ).

Январь

Консультация «Физическое воспитание детей в детском саду и дома».

Проблемный семинар «Телевизор, компьютер  и ребенок»

Февраль

Консультация «Психологический комфорт в детском саду и дома».

Проблемный семинар «Игрушка и здоровье ребенка».

Март

Обмен опытом: «ЗОЖ в содержании сюжетно-ролевых игр»(организация, проведение).

Апрель

Обмен опытом: «Использование различных видов и форм работы с детьми при формировании элементарных представлений о ЗОЖ».

Май

Обмен опытом: «Организация подвижной активности детей на прогулке»

Июнь

Консультация «Осторожно, лето!»

Мониторинг эффективности педагогической работы по формированию представлений детей о ЗОЖ.

Приложение № 3

План работы с родителями

 по формированию у воспитанников МКДОУ Завражного детского сада представлений о ЗОЖ

на 2014-2015 учебный год

месяц

Виды и формы работы

Младшая группа

Старшая, подготовительная группа

Сентябрь

Анкета для родителей «Семья и здоровье ребёнка»

Цель: выявление роли физической культуры в семье.

Консультация «Охранительный режим в детском саду»

Папка-передвижка «упражнения для исправления осанки

Октябрь

Папка-ширма: «Что такое правильное питание»;

письменная консультация  «Детские закуски»

Оформление информационных стендов:

- инфекционные заболевания

-лечение без лекарств; профилактика ОРВ

-полезные витамины

Папка-передвижка «Основные правила ЗОЖ»

Ноябрь

Папка-передвижка «Основные правила ЗОЖ»

Консультация «Представления детей о здоровье и здоровом образе жизни».

Анкетирование «Приобщение детей к основам здорового образа жизни».

Папка-передвижка «Закаливающий массаж подошв»

Декабрь

Консультация : «Упражнения для формирования правильной осанки у детей»

Папка-ширма: «Предупреждение плоскостопия у детей»

Беседа с родителями «Как уберечь ребёнка от вирусного заболевания»

Рекомендации по детскому питанию «Приятного аппетита»

Родительское собрание «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников»

Январь

Папка-ширма «Массаж против насморка»

Консультация «Приобщение детей к здоровому образу жизни»

Ширма «Как сохранить здоровые зубы без лекарств»

Папка-передвижка «Зимняя прогулка и её значение»

Февраль

Беседа «Телевизор и компьютер – друзья или враги»

Консультация «Нарушение осанки и исправление средствами физических упражнений»

Папка-передвижка «Каким бывает отдых»

Ширма «Первая помощь при обморожениях»

Март

Консультация: «Упражнения дыхательной гимнастики для часто болеющих детей»

Беседа «Телевизор и компьютер – друзья или враги»

Консультация «Закаливание»

Апрель

Папка-передвижка «Что нужно знать о кишечных инфекциях»

Санбюллетень «Осторожно, клещи». «Профилактика весенне-летнего энцефалита»

Ширма «Профилактика вредных привычек»

Совместная деятельность родителей и детей по изготовлению страниц альбома «Здоровый образ жизни»

Май

Папка-ширма: «Учим детей основам безопасности

Папка-передвижка «Что нужно знать о кишечных инфекциях»

Санбюллетень «Осторожно, клещи». «Профилактика весенне-летнего энцефалита»

Июнь

Консультация «Игры с детьми на отдыхе в летний период»

Июль

Папка-передвижка «Как уберечь себя от беды» (укусы, тепловые удары и др. летние опасности)

август

Ширма  «Игры с детьми на отдыхе в летний период»

в летнее время (июнь-август) ДОУ работает в режиме одной разновозрастной группы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва

Рабочая программа  разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания,  образования и развития детей от 2  до 7  лет в условиях дет.  сада /  [Т. И...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет

В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...