Главные вкладки

    Картотека подвижных игр по лексическим темам в средней группе.
    картотека (средняя группа) на тему

    Инна Сергеевна Абалакина
    Подвижная игра имеет большое значение как средство физического воспитания. В подвижные игры включаются основные движения: ходьба, бег, метание, лазание, прыжки, равновесие, а также некоторые специальные движения для укрепления и развития отдельных групп мышц. Движения, входящие в игру, если они даются воспитателем в правильной дозировке, развивают и укрепляют организм, улучшают обмен веществ, функциональную деятельность всех органов и систем (способствуют более активному дыханию, усилению кровообращения). 
          В играх закрепляются навыки движений, которые становятся более точными, координированными; дети приучаются выполнять движения в различных изменяющихся условиях, ориентироваться в обстановке. 
          Веселое настроение является существенным элементом игры и оказывает положительное влияние на состояние нервной системы ребенка; радостное настроение сопровождается физиологическими изменениями в организме: повышается деятельность сердца и дыхательного аппарата. Сила и искренность переживаний детей во время игры делают ее эффективным средством воспитания, поэтому воспитатель должен проводить игру живо, интересно, эмоционально. 
          В результате систематического проведения игр и правильного руководства ими можно воспитать у детей важнейшие волевые качества: выдержку, дисциплинированность, умение регулировать свои действия, свое поведение. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл igry.docx31.62 КБ

    Предварительный просмотр:

    Картотека.

    Подвижные игры по лексическим темам.

    Средняя группа.

    «Солнышко и тень»

    Дети разбиваются на пары и распределяют между собой роли ведущего и тени (для каждой пары). Ведущие читают стихи:

    Во дворе за мною тень ходит, бродит целый день,

    Убегаю – догоняет, отстаю – не отстаёт

    Про меня она всё знает, мои тайны выдаёт.

    Мне играть с тобой не лень,

    Догони – ка меня, тень!

    Во время чтения ведущий движется различным образом. Тень, идущая за ним, повторяет все движения. Когда оканчивается чтение стихотворения, каждый ведущий поворачивается к тени и говорит:

    Дети, изображающие тень, догоняют своих напарников. Игра

       продолжается со сменой ролей в паре.

    «К своим знакам»

    Играющие делятся на группы по 5–7 человек, берутся за руки, образуя круги. В середину каждого круга входит водящий со знаком, объясняя его значение. Далее звучит музыка, дети расходятся по площадке, танцуют. Водящие в это время меняются местами и знаками. По сигналу играющие должны быстро найти свой знак и встать в круг. Водящие держат знак над головой.

    «К такому дереву беги»

    Цель: тренировать в быстром нахождении названного дерева; закреплять названия деревьев; развивать быстрый бег.

    Ход игры: выбирается водящий. Он называет дерево, все дети должны внимательно слушать, какое дерево названо, и в соответствии с этим перебегать от одного дерева к другому. Водящий внимательно следит за детьми, кто побежит не к тому дереву, отводит на скамейку штрафников.

     «Листопад»

    Цели: закрепить знания о цвете, величине осенних листьев; учить передвигаться по площадке, следуя указаниям которые даются в игровой форме; конкретизировать понятие «листопад».

    Материал: осенние листья.

    Ход игры

    Педагог говорит: «Ребята! Все вы будете листочками, выберите листочек, который понравится: кто жёлтый, кто красный, кто большой, кто маленький».

    Каждый ребёнок показывает и называет, какой листочек он выбрал по цвету и величине.

    Педагог рассказывает: «Листья лёгкие, они медленно летят по воздуху. (Дети бегают и взмахивают руками).

    Листопад! Листопад!

    Листья жёлтые летят!

    Кружатся красивые жёлтые листочки. (Действия выполняют дети с жёлтыми листочками).

    Кружатся красивые красные листочки. (Действия выполняют дети с красными листочками).

    Покружились и уселись на землю. (Дети приседают). Сели! Уселись и замерли. (Дети не шевелятся).

    Прилетел лёгкий ветерок, подул. (Дует взрослый, за ним дети)

    Педагог продолжает: «Поднялись листья разлетелись в разные стороны. (Дети разбегаются по площадке). Закружились, закружились, закружились!

    Листопад! Листопад!

    Листья по ветру летят!

    Затих ветерок, и вновь медленно опускаются на землю…листья»

    По желания детей игра продолжается 2-3 раза.

     

    «У медведя во бору»


    Цель: закреплять умение двигаться врассыпную, имитировать игровые движения, двигаться в соответствии с текстом.

    Ход игры: дети располагаются на одной стороне зала, а водящий на другой. Игроки двигаются к спящему медведю со словами:

    У медведя во бору Грибы-ягоды беру.
    А медведь не спит И на нас рычит.

    Медведь с рычанием пытается поймать детей, те убегают. Поймав кого-либо, отводит к себе. Игра повторяется.

    «Лохматый пес»

    Цель. Учить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, бегать, стараясь не попадаться ловящему и не толкаясь.

    Описание. Дети сидят или стоят на одной стороне зала или площадки. Один ребенок, находящийся на противоположной стороне, на ковре, изображает пса. Дети гурьбой тихонько подходят к нему, а воспитатель в это время произносит:

     Вот лежит лохматый пес,

     В лапы свой уткнувши нос,

     Тихо, смирно он лежит,

     Не то дремлет, не то спит.

     Подойдем к нему, разбудим

     И посмотрим: "Что-то будет?"

    Дети приближаются к псу. Как только воспитатель заканчивает чтение стихотворения, пес вскакивает и громко лает. Дети разбегаются, пес гонится за ними и старается поймать кого-нибудь и увести к себе. Когда все дети спрячутся, пес возвращается на место и опять ложится на коврик.

    «Гуси-гуси»
    Цель: развивать ловкость, быстроту реакции; закреплять умение выполнять действия взятой на себя роли; согласовывать слова с игровыми действиями.

    Ход игры: на одном краю зала обозначается дом, в котором находятся гуси. На противоположной – стоит пастух. Сбоку – логово, в котором живет волк. Остальное – луг. Выбираются дети исполняющие роли волка и пастуха, остальные – гуси. Пастух выгоняет гусей на луг, они пасутся.

    Гуси-гуси!

    Га-га-га!
    Естьхотите?
    Да-да-да

    Таклетите.
    Нам нельзя, серый волк под горой не пускает нас домой!
    Ну, летите, как хотите, только крылья берегите!

    Гуси, расправив крылья, летят, а волк старается их поймать. После нескольких перебежек подсчитывается количество пойманных.

    «Медведи и пчелы»

    Цель. Закрепить навыки лазанья, умение быстро действовать по сигналу. Развивать ловкость.

    Ход игры. Играющие делятся на две неравные группы. Одни (приблизительно треть детей) – медведи, остальные - пчелы. На расстоянии 3-5 м от вышки очерчивается лес, а на расстоянии 8-10 м на противоположной стороне – луг. Пчелы помещаются на вышке или на гимнастической стенке (улей). По сигналу воспитателя пчелы летят на луг за медом и жужжат. Как только все пчелы улетят, медведи влезают на вышку – в улей и лакомятся медом. По сигналу воспитателя: «Медведи!» - пчелы летят и жалят медведей, не успевших убежать в лес (дотрагиваясь до них рукой). Затем пчелы возвращаются на вышку, и игра возобновляется. Ужаленный медведь один раз не выходит за медом. После того как игра проведена 2-3 раза, дети меняются ролями.

    Воспитатель должен находиться у вышки (гимнастической стенки), чтобы в случае надобности оказать помощь играющим.

    «Мы веселые ребята»
    Цель: развивать ловкость, увертливость; совершенствовать умение соблюдать правила игры.

    Ход игры: дети стоят на одной стороне площадки за чертой. На противоположной стороне также проводится черта – это дома. В центре площадки находится ловишка. Играющие хором произносят

    Мы веселые ребята, любим бегать и скакать
    Ну, попробуй нас догнать. 1,2,3 – лови!

    После слова «Лови!» дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка старается поймать их. Тот кого ловишка успеет задеть до черты, считаются пойманными и отходят в сторону, пропуская одну перебежку. После двух перебежек выбирается другой ловишка.

    «Мой веселый звонкий мяч».

    Цель:  упражнять  детей выполнять прыжки на двух ногах на месте, использовать всю площадь зала.

    Ход игры: Дети сидят на стульях с одной стороны зала. Воспитатель становится перед ними на некотором расстоянии и проделывает упражнения с мячом. Он показывает, как легко и высоко прыгает мяч, если отбивать его рукой. При этом воспитатель приговаривает: «Мой веселый звонкий мяч,  ты куда пустился вскач?  Красный, желтый, голубой, не угнаться за тобой!» Затем он вызывает детей и предлагает им попрыгать вместе с мячом. Снова проделывает упражнения с мячом, сопровождая их чтением стихов. Закончив стихотворение, он говорит: «Сейчас догоню!» Дети перестают прыгать и убегают от воспитателя, который делает вид, что ловит их.

     «Найди себе пару»

     

     Цель: Воспитывать внимательность и организованность.

     

    Ход игры: Для игры нужны платочки двух цветов (по количеству детей) (половина платочков одного цвета, остальные – другого). Каждый играющий получает один платочек. По сигналу воспитателя все дети разбегаются, стараясь занимать всю площадь зала (площадки). На слова «Найди пару!» или начало звучания музыкального произведения дети, имеющие платочки одного цвета, встают парами. В случае если ребенок не может найти себе пару, играющие произносят: «Ваня (Коля, Оля), не зевай, быстро пару выбирай!».

     

    Ловишки
    Развивать увертливость, ловкость, быстроту.

    Ход игры: дети выстраиваются за чертой на одной стороне площадки. Они должны добежать до противоположной стороны так, чтобы ловишка, стоящий посередине, их не поймал. Кого осалят, считается пойменным. После 2-3 пробежек пойманные подсчитываются. Выбирают нового ловишку.

    «Два мороза»


    Цель: развивать быстроту реакции, ловкость; закреплять умение согласовывать игровые действия со словами.

    Ход игры: на противоположных сторонах площадки обозначаются два дома. Играющие располагаются в одном из них. Водящие  - Мороз Красный нос и Мороз Синий нос встают посередине, лицом к играющим и произносят текст

    Я – Мороз Красный нос.

    Я – Мороз Синий нос.
    Кто из вас решится в путь дороженьку пуститься?

    Играющие хором отвечают: "Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз!"

    После этих слов дети перебегают на другую сторону площадки, а Морозы стараются их поймать и заморозить. «Замороженные» останавливаются на том месте, где до них дотронулись и до окончания пробежки стоят не двигаясь.

    "Дед Мороз".

    Цель - привить умение выполнять характерные движения.

    Ход игры:

    Я — Мороз Красный Нос,               

     Дети прыгают навстречу  воспитателю, как зайчики
    Бородою зарос. 
    Я ищу в лесу зверей. 
    Выходите поскорей! 
    Выходите, зайчики! 
    Заморожу! Заморожу!
                     

    Воспитатель пытается поймать ребят.

     Игра повторяется. Каждый раз Дед Мороз приглашает выходить из леса новых зверей (мишек, лисичек...).

    «Снежинки и ветер»

    Цель игры: развитие воображения ребенка, внимательности, умения играть в коллективе.

    Игру хорошо проводить по первому выпавшему снегу, предварительно показав детям в окно, как падает снег, обратить их внимание на полет снежинок. Именно «снежинками» становятся дети, выходя на игровую площадку. Они берутся за руки, образуя круг, который может двигаться в разные стороны. Воспитатель говорит: «Ветер сильный подул!.. Разлетайтесь, снежинки!..» По этому сигналу воспитателя начинается собственно игра: дети разбегаются в разные стороны по игровой площадке, как снежинки, уносимые ветром, расставляют в стороны руки, бегают, крутятся подобно снежинкам. Через некоторое время воспитатель говорит: «Ветер   стих!.. Возвращайтесь, снежинки!..» По этому сигналу дети спешат вернуться, снова взяться за руки, образовав круг. Вариант игры: каждый ребенок должен хорошо запомнить свое место в круге, место своего соседа, а после второго сигнала воспитателя занять именно свое место.

    «Золотые ворота»

    Цель: Развивать, развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве. Упражнять в ходьбе цепочкой.

    Описание: Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки – это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка. Все дети говорят:

    Ай, люди, ай, люди,

    Наши руки мы сплели.

    Мы их подняли повыше,

    Получилась красота!

    Получились не простые,

    Золотые ворота! 

    Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними. Дети – «ворота» говорят:

    Золотые ворота

    Пропускают не всегда.

    Первый раз прощается,

    Второй - запрещается.

    А на третий раз

    Не пропустим вас! 

    С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. "Ворота" побеждают, если им удалось поймать всех игроков.

    Правила игры: Игра продолжается до тех   пор, пока не останется три-четыре не пойманных играющих, опускать руки надо  быстро, но аккуратно.

    «Автомобили» 


    Цель: развивать ловкость и быстроту; закреплять умение передвигаться по площадке врассыпную.

    Ход игры: каждый играющий получает руль. По сигналу водящего (поднят зеленый флажок) дети разбегаются в рассыпную так, чтобы не мешать друг другу. На другой сигнал (красный флажок) автомобили останавливаются. Игра повторяется.

    Игра проходит эмоциональнее под музыкальное сопровождение.

    «СНЕЖНАЯ КАРУСЕЛЬ»
    Цель: развитие чувства ритма, умения ориентироваться в пространстве.
    Ход игры: взявшись за руки, дети образуют круг вокруг снеговика и изображают снежинки. По сигналу взрослого они идут сначала медленно, потом всё быстрее, в конце концов — бегут. После того как играющие пробегут по кругу несколько раз, взрослый предлагает им изменить направление движения, говоря: «Ветер изменился, полетели снежинки в другую сторону». Играющие замедляют движение, останавливаются и начинают двигаться медленно, а потом всё быстрее и быстрее, пока взрослый не скажет: «Совсем стих ветер, снежинки спокойно падают на землю». Движение снежной карусели замедляется, дети останавливаются и опускают руки. После небольшого отдыха игра возобновляется.

    «Найди флажок (игра малой подвижности

       Описание: Дети сидят на стульях в разных местах комнаты (площадки). По сигналу воспитателя дети закрывают глаза, а воспитатель тем временем прячет флажки (по числу детей). «Пора искать флажок»,— говорит воспитатель, дети открывают глаза и идут искать флажки. Тот, кто нашел флажок, садится на свое место. Когда все дети найдут флажки, они идут вдоль сторон площадки, держа флажок в руке. Впереди колонны идет тот, кто первый нашел флажок. По сигналу «На места!» дети садятся на стулья, и игра начинается снова.
    Воспитатель должен следить за тем, чтобы дети брали один флажок.
    Хорошо проводить эту игру в лесу на полянке: можно прятать флажки в траве, в кустах, за деревьями.

    Подвижная игра «День и ночь»

    Цель. Развивать ловкость, внимание, умение быстро бегать, действовать согласно правилам игры.

    Ход игры. 

    Участники делятся на две команды: «День» и «Ночь». Их дома находятся на противоположных сторонах площадки, за чертой. Посредине проводится еще одна черта. На расстоянии одного шага от нее по ту и другую сторону выстраиваются команды спиной друг к другу.
    Воспитатель говорит: «Приготовиться!» - а затем дает сигнал той команде, которая должна ловить. Если он сказал «День», то дети из команды «Ночь» бегут в свой домик, а дети из команды «День» поворачиваются и ловят их, только до границы дома убегающих.
    Подсчитывается количество пойманных, затем все снова выстраиваются и ждут следующего сигнала.
    Игра повторяется 4-6 раз. Воспитатель может назвать одну и ту же команду два раза подряд, но нужно, чтобы в общей сложности каждая команда ловила одинаковое число раз. 
    Выигрывает та команда, которая поймала больше детей.

    «Птички в гнездышках»

    Цель. Учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать их быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.

    Описание. Дети сидят на стульчиках, расставленных по углам комнаты. Это гнездышки. По сигналу воспитателя все птички вылетают на середину комнаты, разлетаются в разные стороны, приседают, разыскивая корм, снова летают, размахивая руками-крыльями. По сигналу воспитателя "Птички, в гнездышки!" деть возвращаются на свои места.

    Указания к проведению. Воспитатель следит, чтобы дети-птички действовали по сигналу, улетали от гнездышка как можно дальше и возвращались бы только в свое гнездышко.

    Для гнездышек можно использовать большие обручи, положенные на пол, а на участке это могут быть круги, начерченные на земле, в которых дети приседают на корточки.

    Воспитатель приучает детей быть внимательными во время бега, уступать место бегущим навстречу, чтобы не столкнуться; учит детей выпрыгивать из гнездышек (обруча).

    «Пингвины»

    Игра подойдёт детям от четырёх лет, хотя мой ребёнок справился с заданием и в 2,5 года. Очень весело играть в эту игру во дворе, когда собирается много детей, а так же можно её использовать как очередной аттракцион на детских днях рождениях (и не на детских тоже).

    Цель игры: развивать ловкость и выносливость.

    Материалы необходимые для игры: мяч любой по размеру, но если взять слишком маленький будет очень смешно, мел для обозначения линии старта (финиша), флажки или другие устойчивые предметы для обозначения места поворота. На старте они должны передать мяч следующему игроку из команды. Выигрывает команда, которая первой прошла всю дистанцию.

    Ход игры:

    Игра очень похожа на предыдущую, но вместо прыжков используется ходьба с зажатым коленями мячом. Перед игрой можно провести беседу о пингвинах и рассказать, что те переносят свои яйца, зажимая их между лапами. Игроки делятся на две команды и выстраиваются в колонну по одному возле линии старта. Первые игроки зажимают мяч коленями и по сигналу начинают двигаться до флажка и обратно.

    "Море волнуется"

    Цель:Развивать внимательность, плавность движений, воображение.

    Ход игры:Дети раскачиваются из стороны в сторону, кружатся в такт словам "Море волнуется-раз, море волнуется-два, море волнуется-три. Морская фигура замри!" Услышав последнее предложение, играющие должны застыть в позе и не шевелиться. Ведущий отмечает красивые фигуры. Автор самой лучшей становится ведущим.

    «Солнце – чемпион»

    Выбранный ведущий-ребенок проговаривает «космическую» считалку, в ходе которой дети становятся одной из планет:

    На Луне жил звездочет.

    Он планетам вел учет:

    Раз – Меркурий,

    Два – Венера,

    Три – Земля,

    Четыре – Марс,

    Пять – Юпитер,

    Шесть – Сатурн,

    Семь – Уран,

    Восьмой – Нептун. Дети надевают шапочки с изображением выпавшей им по считалке планеты, под музыку начинают движение, по звуковому сигналу выстраиваются в нужной последовательности относительно солнца, которое изображает один из дошкольников.

    "Мыши водят хоровод"

    Цель: развивать двигательную активность

    Описание: перед началом игры необходимо выбрать водящего — «кота». Кот выбирает себе «печку» (ею может послужить скамейка или стул), садится на нее и закрывает глаза. Все остальные участники берутся за руки и начинают водить хоровод вокруг кота со словами:

    Мыши водят хоровод, На печи дремлет кот. Тише мыши, не шумите, Кота Ваську не будите, Вот проснется Васька кот — Разобьет наш хоровод!»

    Во время произнесения последних слов кот потягивается, открывает глаза и начинает гоняться за мышами. Пойманный участник становится котом, и игра начинается сначала.

    «Кто быстрее под грибок»


    В разных местах зала рядом стоят дети в шапочках грибов.  Остальные дети встают группами вокруг каждого «грибочка» и берутся за руки, образуя кружки. 
    На спокойную музыку дети водят хоровод вокруг «грибочков». С окончанием музыки все дети разбегаются по залу. Когда музыка заиграет вновь «грибочки» останавливаются,  а  дети ищут свой грибок. Чей кружок соберется быстрее?

    «Аист и лягушки»

    Рисуют круг или квадрат — болото, в нем несколько островов. Выбирается водящий — «аист», остальные — «лягушки». «Аист» не может заходить в воду, но может прыгать с островка на островок. «Лягушки» не могут выходить на острова и за пределы болота. При этом «аист» пытается поймать «лягушку». Пойманная «лягушка» выходит из игры. Последняя становится новым «аистом».

    «Прятки» (ориентироваться в пространстве)

    Цель: Научить детей играть по правилам игры:

    1. Прятаться только на участке (в группе)

    2. Водящему не разрешается подсматривать

    3. Водящий идёт искать только после определённых слов.

    Материал: предметы за которые можно спрятаться.

    Ход игры: Воспитатель выбирает водящего по считалочке. Водящий закрывает глаза и говорит вслух слова: «1, 2, 3, 4, 5, я иду искать, кто не спрятался, я не виноват». Пока он произносит слова, все остальные прячутся на отведённой им площадке (группе).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    картотека игр по лексическим темам для средней группы

    картотека игр по лексическим темам для средней группы...

    Подборка подвижных игр по лексическим темам в логопедических группах

    Подборка подвижных игр по лексическим темам в логопедических группах...

    Картотека подвижных игр по лексическим темам в подготовительной группе

    Подвижная игра, как и любая дидактическая игра, направлена на достижение определённых целей воспитания и обучения. Использование подвижной игры в занятии помогают повысить работоспособность детей, сня...

    Картотека пальчиковых игр по лексическим темам для средней группы

    Материал подобран соответственно возрасту...

    Картотека подвижных игр по лексическим темам для детей 5-7 лет

    Картотека подвижных игр по лексическим темам для детей 5-7 лет (Осень, птицы, наш детский сад,игрушки, моя семья, одежда и обувь, овощи и фрукты, лес и деревья, профессии, посуда, дикие и домашние жив...


     

    Комментарии

    Андреева Елена Викторовна

    Спасибо! Очень нужная и интересная подборка игр!